Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека icon

Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека



НазваниеПрограмма по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека
Дата конвертации22.12.2012
Размер70.42 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДЕНА

На заседании кафедры ФСП

Протокол № 1 от 11 сентября 2004 года


ПРОГРАММА
вступительного экзамена по философии


Составители программы:

канд. Фил. наук, доц. Е.А.Вологин (УГТУ)

канд. Фил. наук, доц. А.А.Ершов (УГТУ)

канд. Фил. Наук, доц. М.В.Михитарова (УГТУ)

канд. Фил. Наук, доц. Н.Г. Григорьева (УГТУ)

д-р экон. наук, проф. Каюков В.В. (УГТУ).


Зав. кафедрой ФСП,

Канд. Фил. Наук, доцент Е.А.Вологин.

УХТА 2004

^ Программа по философии для аспирантов.


1. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека.


Определение мировоззрения. Основные мировоззренческие понятия, основной мировоззренческий вопрос. Типы мировоззрения: обыденное (житейское), религиозное, философское, научное. Структурные элементы мировоззрения: потребности, интересы, знания, ценности, идеи. Архетипические предпосылки мировоззрения. Взаимосвязь мировоззрения и мифа, религии, науки, философии. Роль мировоззрения в жизни человека.


2. Философия, религия, мифология как мировоззренческие системы: общее и особенное.


Происхождение философии. Определение философии как поиска цельной сущности бытия. Философия как ценностное знание. Философия как особая форма сознания человека и общества. Историчность философии. Определение религии. Религия как общественная подсистема и форма культуры. Исторические формы религии. Функции религии. Определение мифа и мифологии. Основные мифологические сюжеты, их смысл и значение. Влияние мифов на культуру и религию. Взаимосвязь философии, религии, мифологии, их связь с мировоззрением.


3. Проблема основного вопроса философии. Основные философские направления.


Сущность основного вопроса философии. Различные интерпритации основного вопроса философии. Онтологический психофизический, гносеологический аспекты основного вопроса философии.


4. Эволюция представлений о материи в истории философии.


Различные определения материи: субстанциональное; как субстрат; материя как феномен. Понимание материи в различных философских традициях. Эволюция представлений о материи как вещи, как свойстве, как отношении.


5. Понятие движения. Формы движения материи и их взаимосвязь.


Определение движения, формы движения: возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение, перемещение. Различные трактовки проблемы движения. Понятие «прогресса», «регресса», «стагнаций», «цикличности».


^ 6.Проблема происхождения и сущности сознания.7. Сознание как высшая форма отражения действительности


Проблема сознания в историко-философской традиции. Определение сознания. Два слоя сознания: бытийный и рефлексивный. Философская, психолгическая и социологическая трактовка сознания. Уровни сознания. Сознание и деятельность. Отражение и его эволюция, психика и сознание. Соотношение и сущность общественного и индивидуального сознания.


  1. Чувственное познание и его формы.


Определение познания. Сущность эмпиризма и сенсуализма. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, прдставление. Признаки чувственного познания.


  1. Рациональное познание и его формы.


Определение познания. Сущность рационализма. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Признаки рационального познания.


  1. Понятие субъекта и объекта познания в истории философии.


Субъект-объектные отношения как исходная структура познания. Субъективизация и объективизация в процессе познания. Представления о фундаментальной оппозиции в процессе познания в различные философские эпохи: античности (знание и мнение), средних веков (разум и веры), нового времени (знание и незнание), немецкой классической философии (проекция деятельности трансцендентального субъекта или социально-исторического субъекта).


  1. Понятие истины в истории философии.


Определение истины как адекватного отражения объекта познания: характер взаимодействия субъекта и объекта при данном определении истины. Понимание истины в соответствии с принципами корреспонденции и когеренции. Субъективизация и деонтологизация истины.


  1. Противоречие, его типы и роль в развитии.


Определение противоречия. Стороны (моменты) противоречия. Типы противоречий: внещние, внутренние, антагонистические, неантогонистические, основные, неосновные, частные, общие. Противоречия общественные и индивидуально-субъективные. Диалектическое понимание противоречия.


  1. Качество и количество, их взаимосвязь.


Сущность категорий качества и количества, их диалектическая взаимосвязь. Понимание качества и количества Аристотелем, Кантом и Гегелем.


  1. Отрицание и его роль в развитии. Закон отрицания отрицания.


Определение отрицания. Отрицание как необходимый и закономерный момент процесса развития. Типы отрицания: внешнее, внутреннее (самоотрицание), деструктивные, конструктивные, прогрессивные, регрессивные, нейтральные. Сущность закона отрицания отрицания.


  1. Проблема происхождения и сущности человека.


Определение человека, индивида, личности. Человек как единство тела, души и духа. Соотношение человека с природой и обществом. Различные канцепции происхождения человека. Антропоцентризм и его критика.


  1. Общество и природа: аспекты рассмотрения.


Определение общества и природы. Соотношение общества и человека, общества и государства. Признаки общества, общественные отношения и сферы общественной жизни. Соотношение и взаимосвязь общества и природы. Понимание природы и общества в различные философские эпохи. Феномен «второй природы». Проблема взаимодействия человека и природы.


  1. Понятие общества. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.


Определение общества. Сущность формационного подхода. Понятие формации, структуры формации. Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций. Связь формационного подхода с диалектикой. Формационный подход как экономический детерминизм.

Понятие цивилизации: как этапа развития культуры, как культурно-исторического типа, как противоположности культуры. Особенности понимания цивилизаций Н.Л. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби. Сходства и различия формационного и цивилизационного подходов.


  1. Общественное сознание: сущность, формы, уровни.


Определение общественного сознания. Формы общественного сознания: политическое, правовое, мораль, религия, искусство, философия, наука. Уровни общественного сознания: теоретический, обыденный, идеология, общественная психология.


  1. Общественная идеология и общественная психология.


Понятие идеологии. Виды идеологии, её зависимость от исторического развития общества и государства. Понятие общественной психологии (менталитета), её исторические формы. Детерминанты общественной психологии.


  1. Общественная идеология и общественная наука.


Понятие идеологии. Виды идеологии, её исторические формы. Понятие науки. Общественные науки: их многообразие и взаимосвязь.


  1. Наука как форма научного сознания. Критерии научности.


Определение науки. Научная картинв мира. Предметность и объективность как признаки научности. Цели и методы науки. Особенности научного знания. Исторический характер науки и научного познания.


  1. Отличие науки от обыденного знания.


Определение науки. Специфика научного и обыденного знания: противоречия и взаимосвязь.


  1. Структура научного знания. Специфика технических наук.


Особенности научного знания. Научное знание как целостная развивающаяся система. Объект, субъект, средства и методы научного знания. Элементы научного знания. Сущность имперического познания. Внутринаучная рефлексия: сущность и значение. Последовательность научного знания: проблема – гипотеза – теория. Формы научного познания, их историческая обусловленность.


  1. Научная и философская картина мира.


Сущность научной картины мира. Общенаучная, естественно-научная, научная картина социально-исторической действительности. Структура научной картины мира. Отличие научной картины мира от донаучной и вненаучной. Философия как стремление к постижению фундаментальной реальности, изначальной цельности бытия. Сходства и различия между научным и философским познанием и представлением о реальности.


  1. Научная и религиозная картина мира.


Сущность научной картины мира. Общенаучная, естественно-научная, научная картина социально-исторической действительности. Структура научной картины мира. Отличие научной картины мира от донаучной и вненаучной. Определение религии. Исторические формы религии, функции религии. Специфика религиознго познания и восприятия мира.


26. Классификация научного знания. Специфика технических наук.


Виды наук, объекты изучения различных наук. Феномен техники, её значение для развития общества и науки. Отличие технических от гуманитарных наук.


27. Философия как форма общественного сознания.


Сущность философии и её особенности как науки. Основные разделы философии, её общественные функции. Философия и её взаимосвязь с общественным сознанием. Обусловленность философии особенностями общественного развития.

^ 28. Религия как форма общественного сознания.


Сущность религии, её исторические формы. Общественные функции религии.


29. Мораль как форма общественного сознания.


Сущность морали. Историческая обусловленность различных форм морали. Общественные ценности и их взаимосвязь с моралью. Мораль и общечеловеческие ценности. Обусловленность морали другими сферами (политической, экономической, научной, правовой, культурной) общественной жизни.


30. Общество, личность, их взаимосвязь.


Понятие общества, личности, индивида. Сущность социализации, её типы и характерные черты.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х т. Т. I, II. - М.

  2. Радугин А.А. Философия: Учебник для вузов. - М.

  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М.

  4. Философские словари последних 5-10 лет издания.




Похожие:

Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека icon8. Мировоззрение, его типы и структура. Мировоззрение и философия, их тождество и различие
Мировоззрение это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к...
Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека iconПонятие, предназначение и смысл философии. 2
Мировоззрение, его типы и структура. Мировоззрение и философия, их тождество и различие. 8
Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека icon1. Понятие, предназначение и смысл философии. 1
Мировоззрение, его типы и структура. Мировоззрение и философия, их тождество и различие. 7
Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека icon1. Мировоззрение, его виды. Научное мировоззрение. Адекватность понятия Мировоззрение
Мировоззрение система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому...
Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека iconЭкзаменационные вопросы по философии для поступающих в аспирантуру Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы
Мировоззрение как совокупность принципов познавательного, ценностного, поведенческого взаимодействия человека с миром. Структура...
Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека iconВопросы к экзамену по философии для студентов-бакалавров фбфо
Философия как мировоззрение. Предмет философии, специфика философских проблем, структура и функции философии, ее отношение к религии...
Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека iconПонятие мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность идей, представлений и знаний человека об объективной действительности, дающих единое понимание происходящих...
Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека iconУчебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Фролов И. Т. и др. М., 1989. Р вольф Р. П. О философии. М., 1996 Гл. 1
«Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (2 часа)
Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека iconСобольникова Е. Н к ф. н., зав кафедры философии и культурологии Примерная тематика рефератов
Золотое правило и его роль в реальном опыте нравственной жизни человека и общества
Программа по философии для аспирантов. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека iconПредмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы