Элементы занимательности во внеклассной работе icon

Элементы занимательности во внеклассной работе



НазваниеЭлементы занимательности во внеклассной работе
Дата конвертации25.05.2013
Размер34.18 Kb.
ТипДоклад
скачать >>>


Элементы занимательности во внеклассной работе.

Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том,

что ее преподавание может включать красивые эксперименты.


Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе.

Приводим описание экспериментальных опытов по химии,

которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и

на химических вечерах.

Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце

III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как

Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",

Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений";

Тема7 "Химическая связь".

Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.


Опыт I. Химическая радуга.

Описание.

В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:

  1. хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);

  2. раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет); 

  3. нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет); 

  4. сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);

  5. сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); 

  6. сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); 

  7. хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).

    1. FeCl3 + 3KCNS  Fe(CNS)3 + 3KCl

    2. 2K2CrO4 + H2SO4  K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O

    3. Pb(NO3)2 + 2KJ  PbJ2 + 2KNO3

    4. NiSO4 + 2NaOH  Ni(OH)2 + Na2SO4

    5. CuSO4 + 2NaOH  Cu(OH)2 + 2Na2SO4

    6. CuSO4 + 4NH3  [Cu(NH3)4]SO4

    7. CoCl2 + 2KCNS  Co(CNS)2 + 2KCl

Примечание.

Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.


Опыт II. Фейерверк в жидкости.

Описание.

В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта.
Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний – серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn2O7 – сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта:

2KMnO4 + H2SO4  Mn2O7 + K2SO4 + H2O.

Mn2O7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.

Примечание.

Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-восстановительные реакции.

^

Опыт III. Красные призмы.


Описание.

10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO3Cl, согласно уравнению реакции:

K2Cr2O7 + 2HCl  2KCrO3Cl + H2O.

Примечание.

После изучения темы7 «Химическая связь» (в частности подтемы «Кристаллические решетки»), этот опыт будет очень полезен.
^

Опыт IV. Горящий снег.


Описание.

В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ¼ высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку – появится пламя, «снег горит».

Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит.

CaC2 + 2H2O  Ca(OH)2 + C2H2.

2C2H2 + 5O2  4CO2 + 2H2O + Q.

Примечание.

Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии (орг.химия).

^

Опыт V. Буран в стакане.


Описание.

В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется «снегом», который покрывает веточку белыми хлопьями.

Примечание.

Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической связи.


Литература:

  1. Журнал «Химия и жизнь XXI век» №9 1999г. (раздел «Школьный клуб»);

  2. Журнал «Химия в школе» №6 ноябрь-декабрь 1976г.




Похожие:

Элементы занимательности во внеклассной работе iconМаоу «сош №102 с углубленным изучением отдельных предметов» Дидактическая игра – как одно из средств занимательности на уроках математики и во внеурочной работе. Романова Л. Н
Дидактическая игра – как одно из средств занимательности на уроках математики и во внеурочной работе
Элементы занимательности во внеклассной работе iconУрок по физике и математике Решение задач по теме «Гармонические колебания»
В урок включены элементы занимательности, что позволяет повысить интерес к изучаемым предметам, развивать творческие способности...
Элементы занимательности во внеклассной работе iconУрок по физике и математике Решение задач по теме «Гармонические колебания»
В урок включены элементы занимательности, что позволяет повысить интерес к изучаемым предметам, развивать творческие способности...
Элементы занимательности во внеклассной работе iconЕдиная система урочной и внеурочной работы
Опыт свидетельствует о том, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе, здесь же учитель может...
Элементы занимательности во внеклассной работе iconОпыта 2
Формирование информационной компетентности учащихся на уроках информатики и внеклассной работе
Элементы занимательности во внеклассной работе iconМетодика изучения и использования во внеклассной работе истории населённых пунктов Белгородской области (На примере посёлка Прохоровка)

Элементы занимательности во внеклассной работе iconОтчет по лабораторной работе №1 по дисциплине "Схемотехника эвм"
В данной работе исследуются логические элементы ттл с использованием программы Qucs
Элементы занимательности во внеклассной работе iconФакультет гуманитарного образования
Школьный музей как фактор формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе
Элементы занимательности во внеклассной работе iconФакультет гуманитарного образования
Школьный музей как фактор формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе
Элементы занимательности во внеклассной работе iconРазвитие познавательного интереса к урокам русского языка. Роль занимательности в процессе обучения Методические рекомендации по теме «Развитие познавательного интереса к урокам русского языка. Роль занимательности в процессе обучения»
Развитие познавательного интереса к урокам русского языка. Роль занимательности в процессе обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы