1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика icon

1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика



Название1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика
Дата конвертации25.05.2013
Размер92.81 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Являясь частью учебного процесса, учебная практика, помимо того, что дает студентам практические навыки по избранной специальности, предоставляет им возможность осмыслить и конкретизировать свои познания в области документоведения, соединить знания с умением работы с конкретными видами документов, т.е. способствует эффективному овладению прикладной частью профессионального образования документоведа.

Учебная практика проводится с учетом того, что к моменту ее прохождения студенты прослушали теоретический курс обучения документоведения и изучили на практических занятиях правила составления и оформления документов.

^ Учебная практика проводится после второго курса. Продолжительность практики – 4 недели. Продолжительность рабочего дня для студентов в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю.

Целями практики является:

- изучение студентами процесса документирования управленческой деятельности современных организаций, как государственных, так и негосударственных;

- закрепление практических навыков, полученных в ходе практических занятий.

Задачами учебной практики являются:

  • выявление систем документации, функционирующих в организации;

  • изучение видов служебных документов, используемых в документировании деятельности организации;

  • порядок и особенности их составления и оформления.

Конечные результаты оцениваются на основании характеристики и отчета, представленного студентом после завершения работы.

Учебная практика для студентов дневного отделения специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» организуется в службах документационного обеспечения управления и структурных подразделениях государственных учреждений или негосударственных структур.

Для практики студентам предлагается следующий тематический план:

  • Знакомство с учреждением, его структурой;

  • Изучение организационных документов;

  • Изучение нормативно-методических документов организации, регламентирующих документирование ее деятельности;

  • Выявление систем документации, функционирующих в учреждении;

  • Изучение особенностей процессов документирования в данной организации.

На первую тему отводится один-два дня. Руководящими работниками учреждения проводится беседа со студентами об истории учреждения, его задачах, направлениях деятельности учреждения, структуре и особенности документирования управленческой деятельности. Если учреждение имеет архив и историческую справку о фондообразователе, студенты получают ее для ознакомления.


Затем студенты изучают организационно-правовые документы, регламентирующие юридический статус организации, его организационно-правовую форму, организационную структуру, руководство:

  • Устав (положение) организации.

  • Положение о структурных подразделениях.

  • Должностные инструкции сотрудников.

  • Штатное расписание.

Если организация не считает возможным ознакомить студентов с этими документами, то сведения об организации студенты собирают, используя метод интервьюирования или опроса. В итоге студенты должны собрать информацию по следующим вопросам:

  • Дата создания организации;

  • Название организации;

  • Организационная структура и порядок управления;

  • Степень отражения в организационных документах требований к документированию управленческой деятельности (порядок издания, подписания и т.п.).

Все собранные данные студенты оформляют в виде дневниковых записей, где отмечают дату записи.

На втором этапе практики студенты знакомятся с нормативно-методическими документами организации, регламентирующими правила создания и оформления документов. В числе этих документов могут быть инструкция по делопроизводству (или по работе с документами), правила оформления документов, регламенты, приказы (распоряжения) о порядке создания и согласования отдельных видов документов, номенклатура дел и другое.

Изучая эти источники, студенты выявляют состав применяемых в практике документирования организационно-распорядительных документов. При этом обращается особое внимание на степень регламентации требований к каждому конкретному виду документа, его применение.

В ходе опроса сотрудников службы документационного обеспечения и специалистов структурных подразделений организации студентами выявляется состав документов других систем документации, используемых в деятельности организации (помимо организационно-распорядительных). студентами выявляется унифицированные формы, а также индивидуальные документы (созданные сотрудниками организации). Нужно обратить внимание на состав документов (по их названиям) и их назначение (для каких управленческих задач используются формы документов).

В дневнике практики студенты отмечают выявленные системы документации и фиксируют наиболее распространенные в практике работы организации виды документов.

На следующих этапах практики студенты анализируют порядок составления и оформления управленческих документов в организации:

  • Организационных;

  • Распорядительных;

  • Информационно-справочных;

  • Других систем документации (с правилами оформления документов других систем документации студенты знакомятся, но не анализируют).

Переходя к анализу документов, студенты обращают особое внимание на:

  • Оформление и использование бланков;

  • Способы создания документов;

  • Оформление документов;

  • Способы их передачи.

Изучая бланки организации, студенты выявляют их виды, назначение, правила использования и хранения бланков.

Анализ самих бланков организации студенты проводят с точки зрения соответствия состава и расположения реквизитов бланка установленным требованиям, обращая внимание на:

  • Соответствие наименования организации требованиям ГОСТ и законодательства;

  • Состав реквизитов каждого вида бланков;

  • Их расположение;

  • Применяемые шрифты.

Особое внимание обращается на должностные бланки, бланки совместных предприятий, бланки писем для переписки с зарубежными партнерами.

Выявленные отклонения от существующих требований отмечаются в дневнике практики.

Изучая процесс составления и оформления документов, проверяют наличие:

  • Заголовка к тексту;

  • Даты;

  • Индекса;

  • Отметки об исполнителе и т.п.

Следует проверить также правильность адресования. Особое внимание на порядок внутреннего и внешнего согласования документов, подписания, утверждения; выявляют документы, на которые в организации ставится печать.


Анализируя способы создания документов, студенты отмечают, кто изготавливает документы: специалисты, технические исполнители, секретари, какой способ создания документов наиболее распространен организации. При наличии компьютеров отмечают, какие программные средства применяются и их функциональные возможности; используются ли какие-либо базы данных при составлении документов: законодательные, по документам организации, адресные и другие; используются ли трафаретные тексты, наборы стандартных фраз и выражений и при составлении каких документов их применяют.

Особо следует отметить требования к заполнению унифицированных форм, утвержденных соответствующими ведомствами (бухгалтерские, кадровые, первичные статистические документы и т.п.).

Собранные данные студенты фиксируют в дневнике практики, указывая выявленные особенности оформления по каждому виду документов. Отдельно студент отмечает навыки, полученные им в процессе практики. Обобщение собранных данных студенты проводят после беседы с руководителем практики от организации.

Формой итогового контроля по результатам практики является отчет и характеристика организации.

Отчет имеет титульный лист, оглавление, два раздела, заключение и приложения не менее 10 страниц.

Титульный лист отчета содержит следующие реквизиты:

  • Наименование ведомства;

  • Наименование университета;

  • Название факультета;

  • Название кафедры;

  • Название вида документа (отчет);

  • Название практики;

  • Наименование организации, где студент проходил практику;

  • Курс, отделение, фамилия и инициалы студента;

  • Руководитель практики от организации;

  • Руководитель практики от кафедры;

  • Место и год составления отчета.

Тематические разделы отчета соответствуют разделам программы практики.

^ Во введении дается краткая характеристика организации, в которой студенты проходят практику (указывается название организации, ее юридический статус, организационная структура, порядок управления и руководства, отмечается принцип принятия управленческих решений – коллегиальный или единоначальный).

В разделе «^ Изучение организационных и нормативных документов, устанавливающие правила документирования в конкретной организации» студенты дают описание изученных организационных и нормативных документов в соответствии с постановленными в методических указаниях задачами.

Раздел отчета «^ Изучение особенностей оформления управленческих документов» также составляется в виде описания состава управленческих документов и правил их оформления в следующей последовательности:

  • Системы документации, создающиеся в организации.

Описывая системы документации, достаточно перечислить названия этих систем и указать наименование форма документов и структурные подразделения, в которых они создаются.

  • Организационные документы;

  • Распорядительные документы;

  • Информационно-справочные документы.

Организационно-распорядительные документы детально анализируются с точки зрения их составления и оформления.

В заключение подводится итог изучения служебных документов организации и формулируются выводы по проделанной работе.

В приложении к отчету должны быть включены:

  • Схема организационной структуры организации;

  • Список нормативно-методических документов организации;

  • Бланки всех видов организационно-распорядительных документов;

  • Образцы организационно-распорядительных документов организации;

  • Унифицированные формы документов.

Дневник-отчет практиканта является индивидуальным документом, средством учета и контроля его деятельности в период практики. Записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать краткий перечень работ, выполненных за день. По окончании практики дневник заверяется печатью организации, где проходил студент практику.

Характеристика составляется на бланке, подписывается руководителем практики, заверяется печатью и является обязательным приложением к отчету.

В характеристике должны быть изложены наблюдения руководителя практики о работе студента в организации, проявленные им деловые качества, его навыки и умения, отношение к работе, отмечается его участие в практической работе организации. Характеристика содержит оценку по пятибалльной системе.

Студентам, получающим образование в сокращенные сроки на базе СПО по заочной форме обучения, учебная практика может быть переаттестована. Переаттестация практики проводится в виде зачета. Перед переаттестацией студенту предоставляется возможность ознакомиться с программой практики. Сроки переаттестации определяются графиком учебного процесса.

Для студентов заочной формы обучения задачи и содержание учебной практики, основные положения ее организации, обязанности студентов и формы отчетности определяются настоящим положением.

Студенты заочной формы обучения проходят учебную практику самостоятельно в течение 4 недель после 4 семестра. Аттестация по практике проводится в виде зачета.

Студентам заочной формы обучения, работающим по специальности или имеющим стаж практической работы по специальности, соответствующей профилю получаемого образования, по их заявлению учебная практика может быть зачтена на основе аттестации.

Учебная практика студентов по документоведению имеет большое значение для формирования навыков аналитической работы и по составлению и оформлению документов различных видов.


Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования


«Удмуртский государственный университет»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра информационной безопасности в управлении




ПРОГРАММА


Учебной практики студентов специальности

«документоведение и документационное обеспечение управления»

(очной, заочной формам обучения)


Ижевск

2006год





Похожие:

1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика iconПравила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям Общие положения
Ации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям разработаны в соответствии с подпунктом 25 статьи 5 Закона Республики...
1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика iconПравила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям Общие положения
Ации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям разработаны в соответствии с подпунктом 25 статьи 5 Закона Республики...
1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика iconАннотации программ практик по направлению подготовки 080200. 62 Менеджмент, профиль «финансовый менеджмент» учебная практика учебная практика является частью раздела «Учебная и производственная практики»
«Учебная и производственная практики» основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки...
1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика iconАннотации программ практик по направлению подготовки 080100. 62 Экономика, профиль «финансы и кредит» учебная практика учебная практика является частью раздела «Учебная и производственная практики»
«Учебная и производственная практики» основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки...
1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика iconАннотации программ практик по направлению подготовки 080100. 62 Экономика, профиль «налоги и налогообложение» учебная практика учебная практика является частью раздела «Учебная и производственная практики»
«Учебная и производственная практики» основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки...
1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика iconРоссийская международная академия туризма
Практика студентов является составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса
1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика iconНаучно – педагогическая практика
Научно – педагогическая практика (далее нпп) магистрантов является обязательной составной частью образовательной программы высшего...
1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика iconПрограмма педагогической практики
Педагогическая практика аспирантов очной формы обучения является составной частью учебного процесса и организуется на выпускающих...
1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика iconПрограмма педагогической практики
Педагогическая практика аспирантов очной формы обучения является составной частью учебного процесса и организуется на выпускающих...
1. общие положения являясь частью учебного процесса, учебная практика iconПрограмма педагогической практики
Педагогическая практика аспирантов очной формы обучения является составной частью учебного процесса и организуется на выпускающих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы