Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности icon

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности



НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
страница1/3
Дата конвертации24.05.2013
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
скачать >>>
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ


«Утверждаю»

Директор ИПСУБ

__________ В.Г.Ившин

«___» _________ 2012


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»


Направление подготовки

«Юриспруденция» 030900


Профиль подготовки

для всех профилей


Степень выпускника

БАКАЛАВР


Форма обучения

очная


Ижевск 2012

^

Рабочая программа включает в себя следующие разделы:





  1. Цель освоения дисциплины

  2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

  4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций

  5. Содержание дисциплины

    1. Темы и аннотации к ним

    2. Планы практических занятий

  6. Образовательные технологии

  7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

    1. Примерный перечень вопросов к зачету

    2. Примерные тестовые задания для текущего контроля успеваемости студентов

    3. Положение о реализации балльно-рейтинговой системы контроля успеваемости студентов

  8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основной нормативный материал

    2. Рекомендуемая литература

    3. Периодические издания

    4. Рекомендуемые интернет-ресурсы

    5. Методические рекомендации для преподавателей

    6. Методические рекомендации для студентов

  9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  10. Порядок утверждения рабочей программы.




  1. Цель и задачи освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Правовые основы социального государства» является расширение и углубление знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяющих обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения образования в магистратуре.

Задачи освоения дисциплины:

- привитие обучающимся необходимых знаний о правовых основах социального государства, позволяющих правильно ориентироваться в условиях современной российской действительности, адекватно оценивать проводимые в стране преобразования на этапе становления правового социального государства.

- привитие обучающимся необходимых знаний о правовом социальном государстве – прежде всего о сущности, принципах и моделях социального государства;

- привитие обучающимся необходимых знаний об экономической составляющей социального государства, о социальном рыночном хозяйстве как его ресурсной базы;

- привитие обучающимся необходимых знаний о социальной политике государства, основных целях, направлениях и механизмах.


  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл (вариативная часть).

Дисциплина адресована специальности «юриспруденция» (оч.) 030900 б, второй год обучения

Изучению дисциплины предшествуют следующие обязательные дисциплины: «Философия», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Экономика», «Профессиональная этика», «Безопасность жизнедеятельности».

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные компетенции на пороговом уровне.

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению следующих дисциплин: «Конституционное право зарубежных стран», «Гражданское право», «Уголовное право», «Право социального обеспечения» в профессиональном цикле ОПП (базовая и вариативная часть).

Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены 2 модуля.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины


- Осознает значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- … (ОК-14);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества; принципы и методы организации и управления малыми коллективами.

Уметь: использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач.

Владеть: навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.


^ 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


^ Нормативные сроки обучения (4 года)




п/п

Темы дисциплины

Нед

сем

Виды уч.

раб (в часах)

Форма

текущего

контроля

Формируемые компетенции (код)

Всего

комп.

Л.

Пр

Сам.

раб.

ОК-1

ОК-14

ПК-9


Семестр 3 Модуль 1


1.

Сущность и принципы социального государства

1

2

2

2

Доклад

реферат

+










2.

Модели социального государства

3

2

2

2

Доклад реферат




+







3.

Российская Федерация как социальное государство

5

2

4

4

Доклад реферат

+




+




4.

Экономическая основа социального государства

7

2

4

4

Доклад реферат тест

+




+








Семестр 3 Модуль 2


5.

Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства

9

2

2

2

Доклад

реферат




+

+




6.

Понятие и признаки правового государства

11

2

2

4

Доклад реферат

+

+

+




7.

Политическая демократия

13

2

4

4

Доклад реферат

+

+







8.

Социальная политика социального государства: основные цели, направления и механизмы

15

2

2

2

Доклад реферат







+




9.

Основы социальной защиты населения в Российской Федерации

17

2

4

4

Доклад реферат контролн. работа




+

+







Итого за 1 семестр




18

26

28

















Форма промежуточной аттестации – зачет




^ Сокращенные сроки обучения (4 года)




п/п

Темы дисциплины

Нед

сем

Виды уч.

раб (в часах)

Форма

текущего

контроля

Формируемые компетенции (код)

Всего

комп.

Л.

Пр

Сам.

раб.

ОК-1

ОК-14

ПК-9


Семестр 3 Модуль 1


1.

Сущность и принципы социального государства

1

2

2

2

Доклад

реферат

+










2.

Модели социального государства

3

2

2

2

Доклад реферат




+







3.

Российская Федерация как социальное государство

5

2

4

4

Доклад реферат

+




+




4.

Экономическая основа социального государства

7

2

4

4

Доклад реферат тест

+




+








Семестр 3 Модуль 2


5.

Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства

9

2

2

2

Доклад

реферат




+

+




6.

Понятие и признаки правового государства

11

2

2

4

Доклад реферат

+

+

+




7.

Политическая демократия

13

2

4

4

Доклад реферат

+

+







8.

Социальная политика социального государства: основные цели, направления и механизмы

15

2

2

2

Доклад реферат







+




9.

Основы социальной защиты населения в Российской Федерации

17

2

4

4

Доклад реферат контролн. работа




+

+







Итого за 1 семестр




18

26

28

















Форма промежуточной аттестации – зачет




^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Темы и аннотации к ним


Лекция 1. Сущность и принципы социального государства

Процесс возникновения, становления и развития социального государства: краткая история мирового опыта. Особенности функционирования и причины кризиса «государства всеобщего благоденствия» (уроки развитых стран).

Современные представления о социальном государстве. Главные цели и задачи социального государства. Основные функции социального государства.

Принципы социального государства.

.

^ Лекция 2. Модели социального государства

Важнейшие признаки социального государства. Модели социального государства.

Основные положения Концепции социального государства Российской Федерации. Конституция РФ о признании РФ социальным государством.


^ Лекция 3. Российская Федерация как социальное государство

Важнейшие факторы и условия становления в России социального государства. Приоритеты современного этапа развития российского государства.


^ Лекция 4. Экономическая основа социального государства

Мировой опыт развития социального рыночного хозяйства: уроки развитых стран. Основные элементы социального рыночного хозяйства. Важнейшие функции и критерии эффективности социального рыночного хозяйства.


^ Лекция 5. Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства

Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений. Проведение политики доходов и расходов государства в интересах всего общества. Роль социально ответственного бизнеса в обеспечении эффективности социального рыночного хозяйства.

Оценка современного уровня российской экономики с позиций ее соответствия требованиям социального рыночного хозяйства. Обоснование курса на инновационное развитие российской экономики в условиях поэтапного построения в России социального государства.


^ Лекция 6. Понятие и признаки правового государства

Роль государства в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина. Признаки правового государства. Важнейшие характеристики социального правового государства (из опыта развитых стран). Процесс формирования правовой основы социального государства в Российской Федерации: анализ тенденций.


^ Лекция 7. Политическая демократия

Демократизация общественных отношений – необходимое условие успешной деятельности социального государства.

Сущность политической демократии. Понятие демократического режима власти. Гражданское общество и его отношения с социальным государством. Экономическая демократия. Социальное партнерство.

Демократизация общественных отношений: уроки российского и зарубежного опыта.


^ Лекция 8. Социальная политика социального государства: основные цели, направления и механизмы

Сущность социальной политики социального государства. Принципы осуществления социальной политики социального государства. Субъекты социальной политики социального государства. Уровни социальной политики социального государства.

Важнейшие направления социальной политики социального государства (из опыта развитых стран и современной России). Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства.

Социальная ответственность органов власти и управления. Приоритеты государственной социальной политики. Особенности реализации социальной политики в учреждениях социальной инфраструктуры. Социальная защита населения: формы и методы.

Социальная политика деловых организаций как выражение социальной ответственности бизнеса. «Внешняя» и «внутренняя» социальная политика бизнес-структур.

Социальная ответственность граждан.

Оценка эффективности социальной политики социального государства.


^ Лекция 9. Основы социальной защиты населения в Российской Федерации

Политика государства, направленная на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. Законодательное закрепление социальных гарантий, предоставляемых государством гражданам РФ. Система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека. Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».


^ 5.2. Планы практических занятий


Занятие 1. Сущность и принципы социального государства

  1. Процесс возникновения, становления и развития социального государства: краткая история мирового опыта. Современные представления о социальном государстве.

  2. Главные цели и задачи социального государства. Основные функции социального государства.

  3. Принципы социального государства.



Задания для самостоятельной работы:


  1. Составьте таблицу «Функции социального государства», где укажите не менее четырех столбцов: порядковый номер, название функции, ее краткая характеристика, особенности реализации

  2. Составьте схему: цели, задачи и функции социального государства, отразив взаимосвязь и взаимозависимость данных категорий

  3. Раскройте содержание отдельных принципов (не менее 6) социального государства. Ответ подготовьте письменно.

  4. Подготовьте сообщение на тему: «Социальные функции государства в истории его развития»


Основной нормативный материал и рекомендуемая литература:


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1994, 25 декабря - Гл. 1 и 2.

2. Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.).

3. Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И.. Основы социального государства. Учебник для вузов. – М.:. Социальные отношения, 2004. – Гл. 1, §§ 1.1, 1.8, 1.11.

4. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. М.: «Экономика», 2006.

5. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. – М.: МГИМО – Университет, 2006.

6. Социальное государство. Краткий словарь-справочник. Ред. колл.: Н.Н.Гриценко и др. – М.: АТиСО, 2002.

7. Социальное государство: концепция и сущность: Доклады Института Европы РАН / Отв. ред. М.В.Каргалова. – М.: изд. «Огни», 2004.

8. Социальное государство: проблемы, тенденции, перспективы: Сборник / Под общ. ред. Н.Н.Гриценко. – М.: АТиСО, 2004.


Занятие 2. Модели социального государства

1.Важнейшие признаки социального государства.

  1. Модели социального государства.

3. Основные положения Концепции социального государства Российской Федерации.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте сообщение на тему: «Социальное назначение государства и соотношение государства, общества и личности».

  2. Дайте краткую характеристику следующих моделей государства: "полицейское государство", "государство общественного договора", "государство как высшая форма власти", "государство всеобщего благоденствия", "общество всеобщего возмещения убытков". Ответ представьте письменно в форме сравнительной таблицы.


Основной нормативный материал и рекомендуемая литература:


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1994, 25 декабря - Гл. 1 и 2.

2. Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.).

3. Баглай М.В. Социальная природа и некоторые проблемы современного российского государства //Вестник Российской академии наук. - 2000. - Том. 70, № 9.

4. Бобков В.Н. О социальной стратегии России // Уровень жизни населения регионов России. – 2005. - №8-9.

5. Социальное государство: мировой опыт и реалии России: Сборник / Под общ. ред. Г.А.Николаева. – М.: АТиСО, 2003.

6. Шулус А.А. Социальное государство как концептуальная основа построения Союзного государства. // Труд и социальные отношения. – 2007. - №2.


Занятие 3. Российская Федерация как социальное государство

1.Важнейшие факторы и условия становления в России социального государства.

2.Приоритеты современного этапа развития российского государства.

3. Конституция РФ о признании РФ социальным государством.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте сообщение на тему: «Проблемы становления России как социального государства»

  2. Подготовьте сообщение на тему: «Трудовые отношения и социальное партнерство как направления социальной политики Российской Федерации»


Основной нормативный материал и рекомендуемая литература:


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1994, 25 декабря - Гл. 1 и 2.

2. Волгин Н.А. Социальное государство: учебник / Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2003.

3. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. – М.: Гелиос АВР, 2000.

4. Калашников С.В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2003

5. Косенко О.И. Становление социального государства в России. От теории к практике // Труд и социальные отношения. – 2005. - №1

6. Косенко О.И. Становление социального государства в России. От теории к практике // Труд и социальные отношения. – 2005. - №1.

7. Косенко О.И. Социальное государство и молодежь: опыт, проблемы, решения: Материалы постоянно действующего семинара «Союзное государство глазами молодых» / Под ред. С.Г.Стрельченко. – М.: Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, 2007.


Занятие 4. Экономическая основа социального государства



  1. Мировой опыт развития социального рыночного хозяйства: уроки развитых стран.

  2. Важнейшие функции и критерии эффективности социального рыночного хозяйства.

  3. Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений.


Задания для самостоятельной работы:


  1. Подготовьте сообщение на тему: «Политика занятости в социальных государствах»

  2. Дайте характеристику основным приоритетным национальным проектам РФ. В чем состоит их сущность и значение?


Основной нормативный материал и рекомендуемая литература:


1.Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1961 г.).

2.Конвенция МОТ № 157 «об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.).

3.Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп.).

4.Борисова З. Эффективность инвестирования в инновации и факторы конкурентоспособности экономики современной России. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – Спб., 2007. - №3(23).

5. Вышегородцев М. Концепция социального государства как необходимое условие развития рынка труда // Трудовое право. – 2005. - №3.

6. Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства. Учебник для вузов. – М.: «Социальные отношения». – М.: АТиСО. – Гл. 1, § 1.9.

7. Микульский К.И. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. В 2-х книгах. – М.: Экономика, 2005.


Занятие 5. Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства

1.Основные элементы социального рыночного хозяйства

2.Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений.

3. Оценка современного уровня российской экономики с позиций ее соответствия требованиям социального рыночного хозяйства.


^ Задания для самостоятельной работы:


  1. Укажите особенности формирования рыночной экономики в России применительно к различным субъектам хозяйственной деятельности: е предприятия государственного сектора, частные предприятия, индивидуальные предприниматели.

  2. Укажите нормы Конституции РФ, применимые к регулированию вопросов социального рыночного хозяйства.


Основной нормативный материал и рекомендуемая литература:


1.Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1961 г.).

2. Каменецкий В.А. Основы социального рыночного хозяйства. Учебное пособие. – М.: АТиСО, 2004.

10. Сулимова Т.С. Формирование социального рыночного хозяйства в России. – М.: Альфа – Пресс, 2006.


Занятие 6. Понятие и признаки правового государства

1.Роль государства в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина.

2.Признаки правового государства.

3. Процесс формирования правовой основы социального государства в Российской Федерации: анализ тенденций.


Задания для самостоятельной работы:



  1. Подготовьте сообщение на тему: «Взгляды теоретиков на правовое государство»

  2. Раскройте содержание принципа верховенства права

  3. Подготовьте сообщение на тему: «Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность в демократическом обществе»

  4. Подготовьте сообщение на тему: «Принцип разделения властей в системе осуществления государственной власти»

  5. Подготовьте сообщение на тему: «Роль и место судебной власти в защите прав и свобод личности»


Основной нормативный материал и рекомендуемая литература:


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1994, 25 декабря

2. Медушевский А.Н. Теория правового государства и стратегия модернизации России //Законодательство. – 2010 - № 6

3. Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал Российского права. – 2005. - № 2

4. Петрушечкин П. Гражданское общество и социальное государство: проблема взаиморазвития. // Общество и власть. – 2003. – Вып. 11


Занятие 7. Политическая демократия

1.Демократизация общественных отношений – необходимое условие успешной деятельности социального государства.

2. Сущность политической демократии. Понятие демократического режима власти.

3. Гражданское общество и его отношения с социальным государством. Экономическая демократия. Социальное партнерство.


Задания для самостоятельной работы:


  1. Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны. Ответ представьте в форме таблицы.

  2. Укажите классификацию политических режимов как совокупности видов отношений между властью и обществом.


Основной нормативный материал и рекомендуемая литература:


1. Будько В. Социальное партнерство в России: теория и реалии // Труд и социальные отношения. – 2001. - №4.

2. Волгин Н. О необходимости законодательного регулирования фондов оплаты труда. // Человек и труд. – 2003. - №7.

3. Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства. Учебник для вузов. – М.: «Социальные отношения». – М.: АТиСО. – Гл. 1, § 1.10.

4. Конституционное правосудие и социальное государство: Сборник. – М.: Институт права и публичной политики. – 2003.

5. Петрушечкин П. Гражданское общество и социальное государство: проблема взаиморазвития. // Общество и власть. – 2003. – Вып. 11.

6. Профсоюзы – за социальное государство: в колл. монографии «Профсоюзы России: современный этап. 1990-2005 годы» / Рук. авт. колл. Н.Н.Гриценко. – М.: АТиСО, 2005.

7. Социальное государство Российской Федерации: состояние и правовое развитие / Под ред. И.В.Михалева и В.М.Анисимова. – М.: Изд. Совета Федерации, 2004.

8. Социальная сплоченность и допуск к социальным правам: Сборник / Под общ. ред. О.И.Косенко – М.: АТиСО, 2005.

9. Социально-экономические проблемы молодежи и социальное государство: Сборник. – М.: АТиСО, 2007.

10. Чекунов Н.А. Социальное правовое государство. Вопросы теории и практики // Правоведение. – 2003. - №4.


Занятие 8. Социальная политика социального государства: основные цели, направления и механизмы

1.Сущность и принципы социальной политики социального государства.

2.Субъекты социальной политики социального государства. Уровни социальной политики социального государства.

3.Важнейшие направления социальной политики социального государства (из опыта развитых стран и современной России).

4. Социальная ответственность органов власти, бизнеса и граждан.


Задания для самостоятельной работы:


  1. Подготовьте сообщение по теме: «Социальная политика: взаимодействие государства, общества и человека»

  2. Дайте определение понятия «развитое социальное законодательство». Приемлемо ли, по вашему мнению, данное понятие по отношению к Российской Федерации?


Основной нормативный материал и рекомендуемая литература:


1. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.: Альфа-Пресс, 2008.

2. Антропов В.В.Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. – М.: Экономика, 2006.

3. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / Отв. ред. С.В. Шишкин, Независимый институт социальной политики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

4. Бобков В.Н. О социальной стратегии России // Уровень жизни населения регионов России. – 2005. - №8-9.

5. Преодоление бедности – необходимое условие экономического роста и развития социального государства / Под общ. ред. И.В.Михалева и В.М.Анисимова. – М.: изд. Совета Федерации, 2004.

6. Римашевская Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России // народонаселение. – 2004. - №2.

7. Социальное государство и проблемы бедности: Сборник. – М.: АТиСО, 2006.

8. Социальная политика. Учебник. / Под ред. Н.А.Волгина. – М.: Экзамен, 2008.

9. Социальная политика России: актуальные проблемы и перспективы их решения / Под общ. ред. Н.А.Волгина и Л.И.Храпылиной. – М.: КНОРУС, 2005.


Занятие 9. Основы социальной защиты населения в Российской Федерации


1.Понятие социальной защиты населения

2. Законодательное закрепление социальных гарантий, предоставляемых государством гражданам РФ.

3.Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».


Задания для самостоятельной работы:


  1. Составьте перечень основных видов социального обеспечения с указанием нормативных источников их регулирования. Ответ представьте письменно в виде таблицы.

  2. Составьте перечень основных видов социальных гарантий с указанием нормативных источников их регулирования. Ответ представьте письменно в виде таблицы.



Основной нормативный материал и рекомендуемая литература:


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1994, 25 декабря – Гл. 1 и 2.

2.Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;

3.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

4. Закон Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 г. № 89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике»

5. Практические задачи социального государства по обеспечению качества жизни населения Российской Федерации: Сборник / А.Г.Тюриков и др. – М.: Муниципальный мир, 2007.

6. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: науч.-практ. пособие – М. : «Проспект», 2009.


^ 6. Образовательные технологии


При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений.

Использование традиционных технологий обеспечивает способности демонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связей между рассматриваемыми темами и вопросами, понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий в изучаемой области.

В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: проблемная лекция, лекция пресс-конференция

При проведении практических занятий используются: мозговой штурм, работа в группах.

Данные технологии обеспечивают реализацию поставленных целей и задач, формирование общекультурных компетенций.


^ 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.

Оценочные средства по дисциплине:


^ 7.1. Примерный перечень вопросов к зачету:


1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.

2. Современные представления о сущности социального государства.

3. Принципы социального государства и их обоснование.

4. Приоритетные направления деятельности социального государства.

5. Важнейшие признаки социального государства.

6. Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки.

7. Особенности корпоративной модели социального государства.

8. Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения.

9. Значение Концепции социального государства Российской Федерации для развития российского общества.

10. Причины, затрудняющие становление социального государства в России.

11. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства.

12. Критерии эффективности социального рыночного хозяйства.

13. Основные тенденции развития российской экономики (за последние 8 лет).

14. Курс на инновационное развитие российской экономики: важнейшие цели и пути их достижения.

15. Признаки правового государства.

16. Характерные черты социального правового государства.

17. Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния.

18. Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии.

19. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран.

20. Экономическая демократия: сущность и основные формы.

21. Социальное государство как эффективный метод регулирования социально-трудовых отношений.

22. Важнейшие цели социальной политики социального государства.

23. Субъекты социальной политики социального государства.

24. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства.

25. Понятие социальной ответственности государства.

26. Основные направления социальной политики российских бизнес-структур.

27. Особенности проявления социальной ответственности гражданина.

28. Критерии эффективности социальной политики социального государства.


^ 7.2. Примерные тестовые задания для текущего контроля

успеваемости студентов:


I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом

1. эволюционного развития общественных отношений;

2. революционных преобразований в обществе;

3. целенаправленных действий властных структур;

4. активного воздействия на систему власти со стороны других государств.

^ II. Социальное государство признает высшей ценностью

1. общество в целом;

2. правящий класс общества;

3. отдельные социальные группы;

4. гражданина данного государства;

5. человека, живущего на территории данного государства.

III. Социальное государство несет ответственность за

1. социальное благополучие всех членов общества;

2. сохранение минимальных доходов населения;

3. социальную поддержку малоимущих слоев населения;

4. обеспечение высокого уровня и качества жизни среднего класса.

^ IV. Высокий уровень бюджетных расходов на социальные нужды общества обеспечивает

1. либеральная модель социального государства;

2. корпоративная (континентальная) модель социального государства;

3. общественная (социал-демократическая) модель социального государства.

^ V. Приоритетной задачей современного этапа становления в России социального государства является:

1. сглаживание социального неравенства в обществе;

2. бюджетная поддержка неэффективно работающих бизнес-структур;

3. оказание материальной помощи другим государствам.

^ VI. Органы государственной власти современной России содействуют осуществлению материальной обеспеченности человека

1. на уровне стандартов развитых стран;

2. в соответствии с рациональными госстандартами, учитывающими реальные возможности общества;

3. руководствуясь минимальными государственными стандартами.

VII. Российское государство активно поддерживает систему социального страхования

1. для всех членов общества;

2. для малоимущих слоев населения;

3. для обеспеченных людей.

VIII. Социализация рыночной экономики означает

1. участие бизнеса в реализации социальных программ по остаточному принципу;

2. ориентация бизнеса на социальные приоритеты в ущерб экономической целесообразности;

3. стремление бизнеса к улучшению своей деятельности за счет своевременного решения социальных проблем.

IХ. Участие бизнеса в социальной деятельности

1. ведет к необратимым издержкам и снижению конкурентоспособности фирмы;

2. обеспечивает стабильную и эффективную деятельность фирмы в долгосрочной перспективе;

3. ухудшает экономические результаты фирмы, но улучшает ее общественный престиж.

Х. Социальная ответственность бизнеса находит свое выражение в

1. проведении добросовестной деловой практики;

2. социальных инвестициях в персонал;

3. развитии местного сообщества;

4. оказании помощи незащищенным слоям населения;

(просьба продолжить этот перечень)

5. ________________________________________________________

6. ________________________________________________________

7. _________________________________________________________

ХI. Причины, затрудняющие формирование в России социально ответственного бизнеса (указать по степени важности)

1. высокий уровень коррумпированности госчиновников;

2. слабое влияние на этот процесс со стороны институтов гражданского общества;

3. отсутствие у представителей бизнеса соответствующей мотивации;

4. неэффективное управление социальной ответственности бизнеса со стороны органов власти и управления.

ХII. К признакам правового государства относятся

1. господство права;

2. верховенство закона;

3. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

4. реальное гарантирование основных прав и свобод человека;

5. ____________________________________________________

(указать 5-й признак).

ХIII. Социальное правовое государство обеспечивает всем гражданам равные права на

1. достойную жизнь и свободное развитие;

2. социальную поддержку в сложной жизненной ситуации;

3. минимальный уровень личного благосостояния.

ХIV. Наиболее существенными недостатками правовой основы российского государства можно считать (указать по степени важности)

1. правовой нигилизм населения;

2. низкое качество законодательства;

3. отсутствие подлинной независимости судов;

4. недостатки юридического образования;

5. неэффективность мер борьбы с правонарушителями.

ХV. В основе деятельности гражданского общества лежат

1. общие интересы людей;

2. частные интересы людей;

3. сочетание общих и частных интересов.

ХVI. Под «экономической демократией» понимается право работников (указать по степени важности)

1. делегировать своих представителей в органы управления предприятием;

2. участвовать в распределении и присвоении доли прибыли;

3. получать информацию о положении дел на предприятии;

4. вносить предложения по некоторым вопросам производственной и социальной жизни;

5. налагать вето на принимаемые работодателем решения.

ХVII. К субъектам социального партнерства не относятся

1. представитель власти;

2. профсоюзы;

3. работодатель;

4. отдельный работник.

ХVIII. Главной целью социальной политики социального государства является

1. максимально возможное удовлетворение социальных потребностей членов общества;

2. сохранение минимальных доходов населения;

3. оказание социальной помощи малоимущим слоям населения;

4. обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности общества.

ХIХ. Приоритетами государственной социальной политики в современной России следует считать (указать по степени важности)

1. обеспечение роста денежных доходов населения;

2. помощь населению в трудоустройстве;

3. совершенствование системы общего и профессионального образования;

4. реформирование системы обязательного социального страхования;

5. принятие неотложных мер по охране окружающей среды;

6. повышение качества медицинской помощи населению;

7. создание благоприятных условий для развития бизнеса;

8. государственная поддержка фундаментальной науки;

9. значительное сокращение бедности;

10. улучшение условий труда на предприятиях.

ХХ. Социальная политика российского бизнеса в наибольшей степени сегодня ориентирована

1. на развитие персонала предприятий;

2. поддержку малоимущих слоев населения;

3. участие в реализации социальных программ федерального уровня;

4. оказание помощи депрессивным регионам.

ХХI. В роли субъектов проводимой сегодня в России социальной политики наиболее эффективно выступают

1. федеральные органы государственной власти;

2. органы местного самоуправления;

3. коммерческие организации;

4. институты гражданского общества;

5. региональные органы государственной власти;

6. государственные бизнес-структуры.

ХХII. В основе социальной политики российского государства лежат

1. минимальные государственные социальные стандарты;

2. государственные социальные стандарты достойной жизни людей;

3. рациональные государственные социальные стандарты;

4. социальные стандарты, обеспечиваемые ресурсами бизнес-структур;

5. социальные стандарты, осуществляемые за счет средств самого гражданина.

^ ХХIII. Социальная ответственность государства находит свое выражение в проведении эффективной социальной политики в интересах

• всех членов общества;

• малоимущих слоев населения;

• представителей малого бизнеса;

• политической элиты общества.


Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки ответа на зачете: полный обоснованный ответ на поставленный вопрос, правильный ответ на дополнительный вопрос – «зачтено»; ответ неполный, недостаточно обоснован, отсутствие правильного ответа на дополнительный вопрос – «не зачтено».

Основными технологиями оценки уровня сформированности компетенций является балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов:

Общее количество баллов – 75

Количество рубежных контролей – 3


7.3. Положение

о реализации балльно-рейтинговой системы

контроля успеваемости студентов


Изучение каждого модуля завершается рубежным контролем. Количество рубежных контролей два: 7-я и 16-я недели семестра.

Максимальная сумма баллов при изучении дисциплины – ^ 100.

По окончании изучения каждого модуля студент может получить максимум 30 баллов (двух модулей – 60 баллов).


I модуль


Темы:

Сущность и принципы социального государства

Модели социального государства

Российская Федерация как социальное государство

Экономическая основа социального государства


По результатам текущего контроля, проводимого в ходе аудиторных занятий, в каждом модуле студент может получить максимально 15 баллов (за работу на практических (семинарских) занятиях, по результатам контроля самостоятельной работы студентов)


^ 1-й рубежный контроль проводиться в форме:

теоретических заданий;

тестирования по пройденным темам.

Итого по результатам рубежного контроля студент может получить максимальное количество 15 баллов


^ II модуль


Темы:

Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства

Понятие и признаки правового государства

Политическая демократия

Социальная политика социального государства: основные цели, направления и механизмы

Основы социальной защиты населения в Российской Федерации


По результатам текущего контроля, проводимого в ходе аудиторных занятий, в каждом модуле студент может получить максимально 15 баллов (за работу на практических (семинарских) занятиях, по результатам контроля самостоятельной работы студентов)


^ 2-й рубежный контроль проводиться в форме:

теоретических заданий;

тестирования по пройденным темам.


Итого по результатам рубежного контроля студент может получить максимальное количество 15 баллов


Итоговая аттестация проводится в форме зачета с максимальным количеством баллов – ^ 40.

Дисциплина считается не освоенной, если на этапе промежуточной аттестации обучающийся набрал менее 15 баллов и (или) итоговый рейтинг студента по дисциплине за семестр составляет менее 61 балла.

Допускается проведение дополнительных консультативно-практических занятий, в форме отработки только тех семинарских тем, которые были пропущены студентом по серьезным уважительным причинам. Полученные при этом баллы идут в рейтинг.

Если по итогам 2-х рубежных контролей набрано менее 60 баллов, обучающийся обязательно должен пройти промежуточную аттестацию в форме зачета.

Если обучающийся при изучении дисциплины по итогам 2-х рубежных контролей набрал максимальное количество баллов (^ 60), преподаватель вправе оценить его работу за семестр в 100 баллов (добавив 40) и проставить оценку «отлично» за зачет автоматически.


  1   2   3




Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Цель дисциплины – изучение закономерностей документообразования, складывания и развития систем документации, теоретических и практических...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Цель дисциплины – изучение закономерностей документообразования, складывания и развития систем документации, теоретических и практических...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Цель освоения дисциплины «Актуальные проблемы в залоговом праве» расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» Институт права, социального управления и безопасности
«Проблемы современного арбитражного процесса», является формирование теоретических и практических знаний о процессе рассмотрения...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
«Право собственности и иные вещные права: проблемы теории и практики» расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций,...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
«Право собственности и иные вещные права: проблемы теории и практики» расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы