Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция
страница1/3
Дата конвертации24.05.2013
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>
  1   2   3


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра гражданского права


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ»


Для направления/специальности 02.11.00 - юриспруденция


Составители рабочей программы:


к.ю.н., доцент ______________________________ Бажайкин Анатолий Леонидович


к.ю.н., доцент ______________________________ Кузнецова Надежда Викторовна


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «___» ___________ 200_ г.


Зав. кафедрой ________________________________ Черняев Виктор Николаевич


Согласовано с методической комиссией Института права, социального управления и

Безопасности «____» ___________ 200_ г.


Председатель методической комиссии ________________/ __________________


Ижевск

2007

^ ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОС ВПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ)


Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению (специальности): 12.00.03 – гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право.

Общие требования к образованию дипломированного специалиста:

Имеет представление об учебной дисциплине “Право собственности и иные вещные права на землю”.

Понимает содержание дисциплины “Право собственности и иные вещные права на землю”, которая знакомит студентов с практикой применения норм гражданского и земельного законодательства о праве собственности и иных вещных правах, перспективами и основными направлениями развития рассматриваемых отношений.

Требования по циклу «Право собственности и иные вещные права на землю»: дисциплина является полугодовой, то есть изучается в течение одного учебного семестра. Следовательно, на ее изучение должно быть отведено 32 учебных часа общего курса лекций, 16 учебных часов практических занятий (решение учебных дел/задач/ казусов), 2 учебных часа консультаций. По итогам изучения дисциплины студенты сдают семестровый экзамен.

Специалист должен иметь представление об учебной дисциплине “Право собственности и иные вещные права на землю”.


Знать содержание дисциплины “Право собственности и иные вещные права на землю”, в частности уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы о праве собственности и иных вещных правах на землю, анализировать и оценивать ситуации в области совершения сделок с землями для поиска и применения необходимой правовой нормы, в том числе в случае пробельности законодательства, а также подготавливать необходимые документы для вещно-правовых способов защиты права собственности на землю.

Владеть приемами и навыками самостоятельной учебно-исследовательской работы, в том числе для подготовки студенческих научных докладов и сообщений, работы на практических занятиях, написанию курсовых и выпускных квалификационных работ.

Иметь опыт применения ранее полученных знаний, так как дисциплина ориентирована на следующие условия преподавания - названная учебная дисциплина включена в учебный план после усвоения студентами основных правовых дисциплин, таких как конституционное, гражданское и земельное право, коммерческое право, предпринимательское право, административное, уголовное право; гражданский и арбитражный процесс.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине “Право собственности и иные вещные права на землю”


для специальности 02.11.00 “юриспруденция”


Форма обучения: дневная (очная)


Курс …………………………………………… 4

Семестр ………………………………………. II

Всего аудиторных часов …………………….. 50

Лекции, ч ….…………………………………. 32

Лабораторные работы, ч ……………………… -

Практические (семинарские) занятия, ч ……. 16

Самостоятельная работа, ч ……………….….. -

Консультации, ч ……………………………….. 2

Экзамен (семестр) ………………………………II

Зачет (семестр) …………………………………. -


^ Рабочая программа составлена на основании:

- Методических рекомендаций по разработке и оформлению рабочей программы по курсу (дисциплине) высшего профессионального образования. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 202. 29 с.;

- Гражданское право. Том I: Учебник / Отв.ред. проф. Е.А.Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК. 1998. – 816 с.;

- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова). Глава 17. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1997. – 778 с.;

- Земельное право. Учебник/Под.ред. С.А.Боголюбова. –М.: ООО «ТКВелби», 2002.– 400 с.;

- Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 448 с.;

- Новицкий И.Б. Римское право. – Изд.6-е, стереотипное. – М., 1995. – 245 с.


Учебно-тематический план курса «Право собственности и иные вещные прав на землю


Распределение часов по темам курса и видам занятий

Базовая очная форма обучения – 4 курс




Тема

Лекции,

час.

Семинары,

час.

Консуль-

тации,

час.

Самосто-ятельная

работа, час.

1.

Лекция 1. Тема «Право собственности и иные права на земельные участки в римском праве»


4


2


2


-

2.

Лекция 2. Тема «Становление и развитие института земельной собственности в России»



4



2



-



-

3.

Лекция 3. Тема «Общая характеристика современной системы прав на землю»


4


2


2


-

4.

Лекция 4. Тема « Понятие, объект и субъекты права собственности на землю»


4


2


2


-

5.

Лекция 5. Тема «Проблемы возникновения права собственности на землю»



4



2



2



-

6.

Лекция 6. Тема «Прекращение права собственности на землю: основания и порядок»


4


2


2


-

7.

Лекция 7. Тема «Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения»


4


2


2


-

8.

Лекция 8. Тема «Сделки с земельными участками – земельные сделки: виды, порядок и условия заключения»


4


2


2


-




Всего:

32

16

14

-



^ По итогам занятий - экзамен


Распределение часов по темам курса и видам занятий

Базовая очная форма обучения – экспериментальная группа




Тема

Лекции,

час.

Семинары,

час.

Консуль-

тации,

час.

Самосто-ятельная

работа, час.

1.

Лекция 1. Тема «Право собственности и иные права на земельные участки в римском праве»


2


-


-


2

2.

Лекция 2. Тема «Становление и развитие института земельной собственности в России»



2



-



-



2

3.

Лекция 3. Тема «Общая характеристика современной системы прав на землю»


2


-


-


2

4.

Лекция 4. Тема « Понятие, объект и субъекты права собственности на землю»


2


2


-


2

5.

Лекция 5. Тема «Проблемы возникновения права собственности на землю»



4



2



-



2

6.

Лекция 6. Тема «Прекращение права собственности на землю: основания и порядок»


2


2


-


4

7.

Лекция 7. Тема «Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения»


2


2


-


4

8.

Лекция 8. Тема «Сделки с земельными участками – земельные сделки: виды, порядок и условия заключения»


4


2


-


2




Всего:

20

10

-

20



По итогам занятий - зачет


Содержание курса лекционных занятий


Лекция 1. Тема «Право собственности и иные права на земельные участки в римском праве»(4 часа)

1.1. Понятие права собственности на землю и развитие этого института в Риме.

1.2. Содержание, приобретение и утрата права частной собственности на землю в римском праве.

1.3. Право общей собственности (сособственность) на землю.

1.4. Защита права собственности на землю.

1.5. Сервитуты. Понятие и виды.

1.6. Эмфитевзис и суперфиций – как права на земельный участок.

1.7. Залоговое право и зарождение ипотеки на землю.


Лекция 2. Тема «Становление и развитие института земельной собственности в России» (4 часа)

2.1. Правовые формы использования земли в дореволюционной России.

2.2. Право собственности и иные права на землю в советской России.

2.3. Право собственности и иные права на землю в современный период.


Лекция 3. Тема «Общая характеристика современной системы прав на землю» (4 часа)

3.1. Вещные права на землю:

- Право собственности на земельный участок;

- Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

- Право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

- Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Водный и лесной сервитуты;

- Право пользования участком в силу завещательного отказа.

3.2. Обязательственные права на землю:

- Аренда земельного участка;

- Право безвозмездного срочного пользования земельным участком;

- Право залога (ипотеки);

- Право доверительного управления земельным участком.


Лекция 4. Тема «Понятие, объект и субъекты права собственности на землю» (4 часа)

4.1. Собственность и право собственности на землю: понятие, формы, виды.

4.2. Проблемы разграничения государственной собственности на землю.

4.3. Объект права собственности на землю.

4.4. Субъекты права собственности на землю, их права и обязанности.

4.5. Система норм, регулирующих право собственности на землю. Соотношение норм гражданского и земельного права, регулирующих право собственности на землю.


Лекция 5. Тема «Проблемы возникновения права собственности на землю» (4 часа)

5.1. Возникновение права собственности на землю из актов органов государственной власти и местного самоуправления:

- Возникновение прав на землю из актов органов государственной власти и местного самоуправления;

- Возникновение права собственности или аренды земельного участка, ранее предоставленного в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование;

- Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения;

- Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

5.2. Возникновение права собственности на землю из договоров и иных сделок с землей:

- Договор дарения земельного участка;

- Возникновение права собственности из договора ренты;

- Договор аренды;

- Договор ипотеки (залога недвижимости);

- Договор об установлении сервитута;

- Договор безвозмездного пользования (ссуды), предусмотренный статьями 689-701 Гражданского кодекса РФ;

- Договор доверительного управления имуществом.

5.3. Возникновение права собственности на землю из иных оснований:

- Приобретение прав на землю в силу приобретательной давности;

- Признание земельного участка бесхозяйным и приобретение прав на него;

- Универсальное правопреемство как основание возникновения права на земельный участок;

- Возникновение прав на землю на основании акта судебного органа;

- Возникновение права собственности на землю в связи с переходом права собственности на находящиеся на ней здания, строения и сооружения.


Лекция 6. Тема «Прекращение права собственности на землю: основания и порядок» (4 часа)

6.1. Классификация оснований прекращения права собственности на землю.

6.2. Отдельные основания и порядок прекращения права собственности на землю.

6.3. Основания и порядок принудительного прекращения прав на землю:

- Обращение взыскания на имущество по обязательствам;

- Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

- Реквизиция;

- Конфискация;

- Прекращение права собственности в случае выплаты компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества;

- Приобретение права собственности на земельный участок собственником недвижимости в случаях невозможности сноса здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке;

- Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

- Изъятие земельного участка, используемого с грубыми нарушениями законодательства;

- Национализация.


Лекция 7. Тема «Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения» (4 часа)

7.1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

7.2. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.

7.2.1. Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения.

7.2.2. Сделки с земельными участками с/х назначения, влекущие возникновение права собственности:

- Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения;

- Наследование земельного участка из состава земель с/х назначения;

- Залог земельного участка из земель с/х назначения;

- Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

7.2.3. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

7.2.4. Выдел земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

7.2.5. Основные проблемы, существующие в сфере оборота земель с/х назначения


Лекция 8. Тема «Сделки с земельными участками – земельные сделки: виды, порядок и условия заключения» (4 часа)

8.1. Договор мены земельного участка.

8.2. Договор дарения земельного участка.

8.3. Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением.

8.4. Договор залога (ипотеки) земельного участка.

8.5. Наследование земельного участка по завещанию.

8.6. Заключение договоров, предметом которых является земельный участок или право на него, на торгах.


ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (практических) занятий С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ


Краткое описание методики решения задач на семинарских занятиях:

1. Определить юридическое значение фактических обстоятельств. Самостоятельно сформулировать вопросы, связанные с правами и обязанностями участников возникших правоотношений. Определение круга и характера правоотношений. Их виды. Источники (Конституция, законодательство и т.п.).

2. При решении двигаться от общего к частному. Определение предмета ведения. (Распространенная ошибка при решении задач, это использовании при решении задач только общих правовых норм, без учета более конкретных. В данном случае задача будет считаться решенной только на пятьдесят процентов).

3. Обязательное присутствие логической связи между аргументами.

4. При отсутствии ответа в нормативных правовых актах, необходимо искать ответ в судебной практике.

5. Конечный итог в виде вывода должен быть отдельным по каждому вопросу задачи. Либо общий конкретный вывод в виде «резолютивной части». Ответы (выводы) должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

6. В задачах могут быть предусмотрены задания.

Задания представляют собой поручения подготовить различные гражданско-правовые документы, провести сравнительный анализ определенных положений закона, составить схему по заданной теме и т.п. При составлении документов следует использовать учебные пособия, компьютерные правовые базы и шаблонные документы.

7. Все ответы на задачи и задания выполняются в письменной форме.


Тема семинара № 1: «Право собственности и иные права на земельные участки в римском праве»

Вопросы и задания выносимые на семинарское занятие:

1. Понятие права собственности на землю и развитие этого института в Риме.

2. Содержание, приобретение и утрата права частной собственности на землю в римском праве. Право общей собственности (сособственность) на землю. Защита права собственности на землю.

3. Сервитуты. Понятие и виды.

4. Эмфитевзис и суперфиций – как права на земельный участок.

5. Залоговое право и зарождение ипотеки на землю.


Тема семинара № 2: «Становление и развитие института земельной собственности в России»

^ Вопросы и задания выносимые на семинарское занятие:

1. Кто является собственником земель, находящихся в государственной собственности, до ее разграничения – Россия, субъекты РФ или муниципальные образования.

2. Какие органы уполномочены выступать от имени государства и муниципальных образований как собственников земельных участков.

3. Соблюдение каких правовых условий требуется для возникновения права государственной (федеральной, субъекта РФ) или муниципальной собственности на земельный участок.

4. Что является основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

5. По какому принципу земли, до сих пор находившиеся в государственной собственности, делятся на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Задание:

В соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» одним из критериев, по которому участки относятся к тому или иному виду собственности, является принадлежность здания к определенному виду собственности и залегание под поверхностью участка недр того или иного значения.

Как быть, если под поверхностью участка, на котором стоит здание республиканской формы собственности, залегают недра федерального значения.


  1   2   3




Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция
Требования государственного образовательного стандарта (гос) по направлению (специальности): 12. 00. 03 – гражданское право, предпринимательское...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция
Федеральное государственное бюджетное образовательное учрежедение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция
Федеральное государственное бюджетное образовательное учрежедение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Для направления
Учебно-методический комплекс «Муниципальное право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "право интеллектуальной собственности" для специальности «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 01) и направления «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 00)
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "право интеллектуальной собственности" для специальности «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 01) и направления «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 00)
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция iconУчебно-методический комплекс по дисциплине инвестиционное право для специальности «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 01) и направления «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 00)
История возникновения и развития инвестиционного права в Российской Федерации. Понятие инвестиционного права как комплексной отрасли...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция iconУчебно-методический комплекс по дисциплине инвестиционное право для специальности «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 01) и направления «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 00)
История возникновения и развития инвестиционного права в Российской Федерации. Понятие инвестиционного права как комплексной отрасли...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция iconУчебно-методический комплекс по дисциплине инвестиционное право для специальности «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 01) и направления «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 00)
История возникновения и развития инвестиционного права в Российской Федерации. Понятие инвестиционного права как комплексной отрасли...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "право интеллектуальной собственности" для специальности «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 01) и направления «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 00)
Лекции семинары литература вопросы к зачету темы курсовых контрольная работа указания по выполнению работ
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы