Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата конвертации27.11.2012
Размер499.25 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>
  1   2   3   4

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра криминалистики и судебных экспертиз


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ

030920 Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности


Наименование магистерской программы

____________________________________

Степень выпускника

МАГИСТР

Составители:

Бикмаева Н.Л.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол № 10 от 27.04.2011


Ижевск 2011

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) Исторические тенденции возникновения и современного развития криминалистики является формирование у студента понимания исторических закономерностей зарождения, становления, функционирования и развития криминалистической науки.

Задачами освоения дисциплины являются следующие:

  • формирование у студента понимания сущности исторических предпосылок возникновения криминалистической науки;

  • формирование у студента понимания сущности историко-криминалистических закономерностей процесса развития криминалистики в России и странах Западной Европы;

  • овладение студентами базовым категориальным и терминологическим аппаратом историко-криминалистического анализа развития криминалистики;

  • формирование способности у студента применения системы средств выражений (языка) криминалистики;

  • формирование способности у студентов к проведению историко-криминалистического анализа явлений и процессов развития криминалистики и судебной экспертизы;

  • формирование у студента «криминалистического» стиля мышления, направленного на способность рефлексивного анализа исходной ситуации, выявления и декодирования следовой информации, сопоставления и оценки этой информации, принятия управленческого решения.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина входит в профессиональный цикл ООП М.2.2.5. магистратуры.

Дисциплина адресована студентам первого курса по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).


Изучению дисциплины предшествуют следующие дисциплины: «Философия» базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки квалификации бакалавр по направлению «Юриспруденция», «Криминалистика», «Уголовный процесс», «Уголовное право», «Административное право», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» базовой части профессионального цикла подготовки квалификации бакалавр по направлению «Юриспруденция», «Философия права» общенаучного цикла базовой части ООП.


Для успешного освоения дисциплины должны быть сформирована(ны) компетенция(и) на пороговом уровне.


Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению следующих дисциплин:

«Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий», «Экспертизы в правоохранительной деятельности», «Теория оперативно-розыскной деятельности», «Пути и средства решения технико-криминалистических задач современными методами и возможностями исследования», «Система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений», «Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений», «Судебно-медицинская экспертиза в уголовном и гражданском процессе», «Организационно-управленческая деятельность следователя» в профессиональном цикле вариативной части ООП.


Программа дисциплины построена блочно, в ней выделены разделы:

Раздел I

Этапы развития криминалистики. Современное состояние и перспективы развития


Раздел II

Методология современной отечественной криминалистики


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины


М2.ВР.05 «Исторические тенденции возникновения и современного развития криминалистики»

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1).

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3).

Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3).

Способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4).

Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5).

Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

Способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать: закономерности возникновения и развития криминалистических знаний, этапы развития криминалистики в России и за рубежом, тенденции развития различных областей криминалистического знания, основные методологические идеи науки криминалистики, научные школы в криминалистике, ученых-криминалистов.

  • Уметь: применять теоретико-методологические концепции криминалистики при анализе различных ситуаций, возникающих при осуществлении преступной деятельности и деятельности по расследованию преступлений.

  • Владеть: методами историко-политического анализа, историко-генетического (ретроспективного) анализа, проблемно-хронологическим, историко-сравнительным.



^ 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа




п/п


Разделы, темы
дисциплины



^ Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости



Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.

1

2

3

4

5

6

7




Семестр первый

1.

Раздел I

Этапы развития криминалистики. Современное состояние и перспективы развития

1-7

2

6

26




























1.1.

Тема 1

Социальные детерминанты возникновения научно-криминалистических знаний и их консолидация в криминалистическую науку

4




2

7

опрос, доклад

ОК-1

ОК-3










ПК -11

ПК-12

4

1.2.

Тема 2

Возникновение и развитие отечественной криминалистики

4




2

9

опрос

ОК-1

ОК-3










ПК -11

ПК-12

4

1.3.

Тема 3

Системно-деятельностный подход в криминалистике. Горьковская школа криминалистики профессора М.К. Каминского.

Современные направления развития криминалистики в России

7




2

10

деловая игра в виде беседы «круглый стол»

ОК-1

ОК-3




ПК -4

ПК-5

ПК -11

ПК-12

6

2.

Раздел II

Методология современной отечественной криминалистики

1,

11-14

2

8

26




























2.1.

Тема 1

Категория «отражение» как материалистическая платформа теории криминалистики

11




2

6

опрос, доклад

ОК-1

ОК-3

ПК -3

ПК -4

ПК-5

ПК -11

ПК-12

7

2.2.

Тема 2

Методологические категории «след», «преобразование», «взаимодействие» и их значение в криминалистике

11




2

7

опрос, коллоквиум

ОК-1

ОК-3

ПК -3

ПК -4

ПК-5

ПК -11

ПК-12

7

2.3.

Тема 3

Система методов в криминалистике

14




2

6

опрос


ОК-1

ОК-3

ПК -3

ПК -4

ПК-5







5

2.4.

Тема 4

Язык криминалистической науки.

Методология криминалистики и компьютеризация

14




2

7

опрос

ОК-1

ОК-3










ПК -11

ПК-12

4

Форма промежуточной аттестации – зачет



^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Темы и их аннотации (содержание лекционного курса)

Раздел I. (2 часа) Этапы развития криминалистики. Современное состояние и перспективы развития

Содержание и сущность реинцедентных задач в человеческой деятельности. Деятельность следопытов: содержание и обучение путем социальной эстафеты действий и мышления следопытов.

Буржуазная революция и созревание социальной потребности в воссоздании содержания минувшего деятельностного события (преступления).

Полицейская практика, возникновение криминальных полиций в странах западной Европы. История Французской криминальной полиции (Сюртэ). Попытка создания системы криминальной регистрации западными учеными криминалистами.

Первые научно-криминалистические исследования А. Бертильона, развитие дактилоскопии, значение работы Жуана Вучетича. Развитие трасологии. Работы немецких ученых в области криминалистической техники и тактики (А. Вайнгардт, Г. Шнейкерт, В. Штибер).

Г.Гросс и первое оформление криминалистики, как науки.

Развитие отечественной криминалистики в 20-40-е годы ХIХ века. Определение предмета криминалистики в работе Г.Ю. Манса и И.Н. Якимова. С.М. Потапов и теория криминалистической идентификации. Первый учебник криминалистики под редакцией Е. Зицера.

Необходимость разработки теории криминалистики в работах Б. Шавера. Профессор А.И. Винберг и его определение предмета криминалистики.

Содержание научно-криминалистических исследований в период 50-70-х годов ХХ в СССР.

Определение предмета криминалистики, связанное с изучением объективных закономерностей в школе профессора Р.С. Белкина.

Зарождение системно-деятельностного подхода в понимании сущности предмета криминалистики. Система взаимодействия ПД и ДВРП как объект криминалистики.

Направления развития криминалистики и ее прикладных разделов в РФ.

^ Раздел II. (2 часа) Методология современной отечественной криминалистики

Методология, как задание онтологической картины реальности.

Реальность и действительный мир человека. Его идеальные представления об окружении и материи.

Деятельность, как форма социальной организации жизни людей. Деятельность, как самостоятельная субстанция.

Отражение и деятельность. Деятельностное оперирование отражением. Мышление, как субстанция. Мышление и система знаков, порождающих образы. Оперирование образами.

Категория «след» как единица научного исследования в криминалистике. След, как мысленный образ процесса, породившего его натуральное основание.

Методологические категории «преобразование» и «взаимодействие». Взаимодействие деятельностей и субъектов деятельности.

Методологическое содержание понятия взаимодействия ПД и ДВРП. Связь взаимодействия ПД и ДВРП через систему информирования, т.е. через систему информационных преобразований.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному и его содержание в научно-криминалистических исследованиях.

Система методов прикладных исследований в криминалистике.

Система средств выражений (языков) криминалистической науки.

Категории, термины и терминологические сочетания в науке криминалистике и криминалистической практике.

Графические и иные материализованные формы средств выражения в криминалистике.

Методология криминалистики и компьютеризации.


^ 5.2. Планы практических занятий

Краткое описание подходов к организации семинарских занятий


Семинарские занятия проводятся в виде опроса студентов по предложенным вопросам, изложенных в программе курса.

Назначение занятий заключается в контроле правильности понимания студентами основных концептуальных положений криминалистики, социальных детерминант ее возникновения как науки, а также путей и направлений развития в различные периоды; ориентировании в существующих на современном этапе развития криминалистики криминалистических школ, в частности Горьковской школы криминалистики профессора М.К. Каминского. В ходе изучения курса студент должен знать значение понятий и категорий, существующих в криминалистике и уметь оперировать ими при изложении материала на семинарских занятиях и решении практических задач.

При рассмотрении теоретических вопросов студентом должен производиться анализ различных подходов к рассматриваемой проблеме с обязательным обоснованием студентом той точки зрения, которой он придерживается. При этом, студент должен сформулировать и высказать несколько контраргументов против оспариваемых точек зрения. Ответ студента оценивается положительно только в случае полного и глубокого изложения рассматриваемого вопроса. При этом, преподавателю необходимо учитывать умение студента обоснованно и ясно отвечать на вопросы, заданные ему после выступления другими студентами и преподавателем.

Целью семинарских занятий является формирование у студента умения анализировать полученные теоретические знания, их систематизирование, умение формулировать и отстаивать свою позицию по рассматриваемым вопросам.

На первом семинарском занятии, в водной беседе, преподаватель знакомит студентов с порядком работы на занятиях, требованиями, предъявляемыми к студентам, критериями выставления оценок работы на семинарских занятиях, обсуждает организационные вопросы проведения занятий, распределяет, с учетом пожеланий студента, темы для написания реферата, разъясняет порядок самостоятельной работы студента.

Преподаватель, исходя из особенностей той или иной группы студентов может избрать следующие формы проведения семинарских занятий. Первый способ проведения занятий заключается в распределении преподавателем одному или нескольким студентам тем докладов по вопросам темы к семинарским занятиям. После представления доклада, студенту могут задаваться вопросы участниками семинара, на которые студент должен дать содержательный ответ. Второй способ проведения занятий заключается в следующем. Преподаватель дает задание всей группе студентов изучить определенные литературные источники по теме семинара. При этом занятие строится виде диспута (диалога), в котором участвуют все студенты группы, с изложением своей сложившейся в ходе изучения проблемных вопросов позиции, ее аргументацией.

Студенты, пропустившие занятия, независимо от уважительности причин, либо, студенты не подготовившееся к занятию, обязаны явиться в часы консультаций к преподавателю и отчитаться по теме пропущенного занятия.


^ Раздел I. Этапы развития криминалистики. Современное состояние и перспективы развития


Тема 1. Социальные детерминанты возникновения научно-криминалистических знаний и их консолидация в криминалистическую науку (2 часа)


1. Характеристика политической, социальной и экономической обстановки в странах Западной Европы и России в период 18-19 веков.

2. Криминальная ситуация в странах Западной Европы на рубеже 18-19 веков. Появление и консолидация криминалистических знаний и первые попытки их применения в практике раскрытия и расследования преступлений за рубежом (18-19 век).

3. Формирование криминальных полиций в странах Западной Европы в начале 19 века и примеры их деятельности в борьбе с преступностью. Анализ основных причин неудач в деятельности криминальных полиций.

4. Методы исследования вещественных доказательств в трудах западных и отечественных ученых в период 19-20 век (Э. Локар, Р. Рейсс, С. Оттоленги, Р. Гейндль, Ж. Вучетич, Е. Ф. Буринский). Школа криминальной антропологии Чезаре Ломброзо.

5. История становления и развития дактилоскопии в странах Западной Европы и России (В. Гершель, Ф. Гальтон , Э. Генри , Г. Фолдс , Ж. Вучетич, В.И. Лебедев).

6. История возникновения и развития криминалистической регистрации в странах Западной Европы и России на рубеже 19-20 веков (бертильонаж и дактилоскопия). Роль А. Бертильона в становлении криминалистики.

7. Г. Гросс и его роль в становлении криминалистики как науки за рубежом и в России. Последователи идей Г. Гросса в России (Г.Ю. Маннс, П.С. Семеновский, И.Н. Якимов и др.).


Рекомендуемая литература:

1. Криминалистика: учеб. для вузов рек. МО РФ / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов [и др.]; под ред. Р.С. Белкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - 973 с.

2. Криминалистика: учеб. для вузов рек. МО РФ / А.Ф. Волынский, Т.В. Аверьянова, И.Л. Александрова [и др.]; под ред. А.Ф. Волынского. - М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1999. - 615 с.

3. Белкин Р.С. Курс криминалистики: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Р.С. Белкин. - 3-е изд.,доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 837с.

4. Белкин Р.С. История отечественной криминалистики / Р.С. Белкин. - М.: НОРМА, 1999. - 486с.

5. Вытовтова Н.И. Криминалистика: история и перспективы развития: Учеб. пособие. Ижевск: Детектив-Информ, 2003.

6. Гросс Г. Руководство судебных следователей как система криминалистики / Г. Гросс; предисл. Н.П. Яблоков. - М.: ЛексЭст, 2002. - 1041с.

7. Крылов И.Ф. Были и легенды криминалистики / ЛГУ им. А.А. Жданова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 214,[2]с.

8. Крылов И.Ф. Очерки истории криминалистики и криминалистической экспертизы / И.Ф. Крылов. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1975. - 187,[1]с.

9. Крылов И.Ф. В мире криминалистики / ЛГУ. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1980. - 277,[2]с.

10. Торвальд Ю. Век криминалистики: Пер. с нем. / Под ред. Ф.М. Решетникова. - М.: Прогресс, 1991. - 234,[1]с.


  1   2   3   4




Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство спорта, туризма и молодежной политики российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования воронежский государственный институт физической культуры
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра экономико-математических методов и моделей
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» протокол предварительного собеседования с предполагаемым научным руководителем
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» протокол предварительного собеседования с предполагаемым научным руководителем
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПроект минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет дисциплина «Информационная безопасность и защита информации»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы