Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области icon

Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области



НазваниеУрок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области
Сталина И.В
Дата конвертации25.11.2012
Размер221 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории МОУ СОШ №20 г. Шахты Ростовской области.


Тема: Политическое лидерство и борьба за власть после смерти

Сталина И.В.

Цели:

развивающие – развитие критического мышления, творческого мышления, образного мышления; развитие ответственности по принятию решения через социальную, коммуникативную, социально-информационную компетенции;

образовательные – формирование обобщенной работы с большим набором информации, формирование навыков целеполагания, планирования и прогнозирования на основе имеющихся знаний, СМИ и жизненного опыта;

воспитательные – воспитывать способность принимать решения, готовность к самосовершенствованию, уверенность в собственные силы, умение отстаивать свою позицию.

^ Основные понятия: лидер, лидерство, политик, политический лидер,

политическое лидерство, типы лидерства, борьба за

власть

Оборудование: презентации «Последний путь вождя народа И.В.Сталина»,

«Этапы борьбы за власть после смерти Сталина», портреты

политических лидеров, ватман для «Дерева решения»

«Альтернатива развития СССР после смерти

Сталина», карточки с фамилиями лидеров, бейджики для

журналистов, опережающее задание (работа со словарем).


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Беседа:

  1. Кто такой лидер?

- в переводе с английского означает «руководитель», «ведущий»;

- глава, руководитель политической партии, общественно-политической

организации;

- тот, кто идет первым в спортивном состязании;

- корабль, возглавляющий колонну, группу судов;

- лицо, пользующееся авторитетом в какой-либо группе.

  1. Какими качествами должен обладать лидер?

Волей, настойчивостью, целеустремленностью, большой работоспособностью, умением привлекать и убеждать людей, находить общий язык с самыми разными собеседниками, отстаивать свою точку зрения, но при этом не отталкивать оппонентов, не превращать их в своих недругов.

  1. Что такое лидерство?

- положение, обязанности лидера.

  1. Какие типы лидерства вам известны?

- в зависимости от стиля они бывают демократические, авторитарные,

тоталитарные;

- М.
Вебер выделил следующие типы лидерства: традиционный (основанный на

традициях), легальный (на основе закона), харизматический (божественный

дар).

  1. А что собой представляет политическое лидерство?

- оно выражается во влиянии на большие группы людей, связанном с личными

качествами лидера, а также с формально-должностным статусом,

предполагающим обладание властью.

  1. Какова роль политического лидера?

- лидер анализирует политическую обстановку верно оценивает состояние

общества;

- на основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в

соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет

средства их достижения, разрабатывает программу действий;

- политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять

свою политическую позицию, обеспечивая ее массовую поддержку.

- политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении

сторонников;

- политический лидер, лидер партии представляет интересы определенной

общественной группы в отношениях с другими группами, ведет

политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с

партиями, организациями, движениями.


Задание: (на экране диаграмма)


В 1996 г. было выявлено мнение населения о факторах успеха политических лидеров. 53%от числа опрошенных назвали «ум, интеллект, знания», 48% указали «конструктивность его программы выхода России из кризиса», 45% - «профессионализм», 38% - волю, целеустремленность, 38% - поддержку простыми людьми, 16% - поддержку СМИ, 20 % - поддержку финансовыми структурами.

Если бы опрос проходил в дни, когда вы изучаете данную тему, каким, с вашей точки зрения, было бы мнение населения? В какой последовательности расположили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факторы успеха включили бы в перечень? Свой ответ прокомментируйте.

Задание: назовите ассоциации, вызывающее у вас словосочетание «политическое лидерство»



Учитель истории: Из данной диаграммы видно, что политическое лидерство – это борьба за власть. На примерах из курса истории, докажите в каких ситуациях велась борьба за власть.

  • После смерти Святослава в 962 г. первая усобица между его сыновьями Ярополком, Олегом, Владимиром.

  • После смерти Владимира в 1015 г. вторая усобица на между его сыновьями. К власти пришел Ярослав Мудрый.

  • После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. между его сыновьями и внуками.

  • После смерти Мстислава Великого 1132 г. начало феодальной раздробленности.

  • Смутное время 1598-1613 гг. переходный период от династии Рюриковичей к династии Романовых.

  • Дворцовые перевороты с 1725 по 1801 гг.

  • После падения Российской империи, свержение монархии в марте 1917 г.

  • После смерти Ленина в 1924 г.

  • После смерти Сталина в 1953 г.


- Назовите главную причину борьбы за власть?

- Отсутствие политического лидера, который смог бы повести за собой.

- Из всего вышесказанного попробуйте сформулировать, о чем мы будем

говорить на уроке.

- «Политическое лидерство и борьба за власть после смерти И.В.Сталина».


Постановка проблемного задания:


- Можем ли мы утверждать, что сталинизм умер вместе со Сталиным? На

этот вопрос мы постараемся ответить в конце нашего урока.


«Корзина идей» (методика критического мышления) Задание: с какими понятиями, именами, событиями связана эта тема. Напишите их на листочках, которые лежат у вас на партах. Опустите их в «корзину идей». Правы вы или нет, узнаем в конце урока, во время подведения итогов.


- Началось все 5 марта 1953 г…


(показ презентации «Последний путь вождя народа И.В.Сталина», комментарий учащегося)


Комментарий к презентации:

Мало найдется в мире людей, которые ничего не знали бы или по крайней мере не слышали об этом человеке. Иосиф Виссарионович Сталин почти тридцать лет держал в своих руках судьбы людей, проживающих на 1\6 части суши. От него во многом зависела мировая политика. По его велению совершались и великие дела и страшные преступления. Его имя и сегодня произносят кто с уважением, кто с любовью, кто с ненавистью.

1 марта 1953 года Сталин подозрительно долго не выходил из своих комнат. Охрана не решалась туда войти, а когда вошла, увидела Сталина лежащим на полу. Когда врачей допустили к Иосифу Виссарионовичу - было поздно. 5 марта в страшных мучениях Сталин умер.

Правительственные бюллетени о болезни и состоянии здоровья товарища Сталина начали выходить с опозданием и с таким расчетом. Чтобы никаких определенных выводов из этих сообщений сделать было нельзя. Сообщались температура, данные анализов и прочая уклончивая информация.

Люди стали бежать к гробу Сталина, едва услышав утреннее сообщение о том, что Сталин умер, и народ может почтить память вождя, гроб с телом которого, установлен в Доме союзов. Люди бежали к Дому Союзов, перепрыгивая через ограждения, перелезая через заборы. Пролезая под троллейбусами, проныривали под баррикадами из здоровенных «студебеккеров», лезли, карабкались, вжимались... Во время похорон толпы народа запрудили улицы, чтобы простится с вождем, отцом народов, и тысячи людей погибли в давке. Что это было? Откуда этот безумный порыв? Что руководило людьми -любовь к Сталину?

Но среди тех, кто шел хоронить Сталина, немало было тех, кто его не любил. Для людей было важно - «ощущение» события, предчувствие новой истории, изменившегося времени.


- Смерть И.В.Сталина положила начало десятилетнему периоду борьбы за

власть в руководстве СССР, поиска новых путей развития советского

общества. Необходимость изменения внутренней и внешней политики.

В борьбу вступили…


(рассказ учащихся о политических лидерах, на экране по очереди появляются их портреты и годы жизни, учащиеся представляющие эту личность выходят и садятся за «круглый стол», где стоят карточки с их именем)


^ Берия Лаврентий Павлович (1899-1953)

Берия Л.П. родился неподалеку от Сухуми в селе Мерхеци. Он закончил сухумскую гимназию, а в 1919 году строительное училище в г. Баку. Именно здесь он занялся нелегальной работой, вступив социал -демократическую партию.

Вначале он разделял взгляды меньшевиков, а в марте 1917 года примкнул к большевикам.

С началом первой Мировой войны он несколько месяцев провел на фронте, а затем вернулся в Баку, где занимался подпольной деятельностью. После установления в Азербайджане советской власти стал сотрудником ВЧК. С этого времени он поднимается по служебной лестнице, занимая высокие посты в ЧК Грузии и Азербайджана. Устроив кровавую бойню во время проведения коллективизации, он вошел в историю как жестокий руководитель, который использует любые средства для достижения цели.

В 1931 году, после того как он был назначен 1-м секретарем ЦК Коммунистической партии Грузии, началось его сближение со Сталиным, который называл его «мой многообещающий земляк».

В 1938 году Берия был назначен на пост наркома внутренних дел СССР. Вскоре Берия начал свой собственный террор. Тысячи людей были брошены в тюрьмы безо всякого повода и затем сгинули в лагерях. Во время войны он являлся заместителем Сталина в правительстве и государственном комитете Обороны и именно он стал организатором и руководителем печально известного «переселения народов».

Во время и после ВОВ Берия занимался организацией работ по созданию ядерного оружия и считал это главным делом своей жизни.

Когда Сталин умер, произошло перераспределение власти между руководителями страны, и только пост руководителя партии оставался вакантным. Фактически же полнота власти в стране была сосредоточена в руках Берии и Маленкова. Поэтому Берия и считал себя преемником Сталина.


^ Маленков Георгий Максимилианович (1902-1988)

Маленков родился в Оренбурге в семье служащего. Гражданскую войну провел на фронтах ( по его краткой биографии), но на самом деле он служил всего лишь писарем и никогда не появлялся на передовой.

К концу войны Маленков стал членом партии большевиков. Он отправляется в Москву и поступает в Высшее техническое училище. Там он женился на своей соученице Голубцовой, которая успешно совмещала учебу с работой в аппарате ЦК РКП (б). Этот брак стал первой ступенью дальнейшей карьеры Маленкова.

Он не закончив учебы, поступает в секретариат Оргбюро ЦК РКП (б). Зарекомендовав себя отличным канцеляристом Маленков через 2 года стал техническим секретарем Политбюро и 10 лет занимался чисто технической работой. Только в 1930 году он стал заведующим Орготдела в московском комитете партии.

В Москве он провел и первую « чистку» партийной организации от так называемых оппозиционеров.

Заметив его аккуратность и слепую исполнительность, Сталин скоро переводит Маленкова на работу в ЦК, где он тоже занимается «чисткой» партийных рядов и с 1936 года становится ключевой фигурой в организации массовых репрессий.

В начале 1939 года Маленков становится начальником управления кадров ЦК ВКП (б) и занимает прочное положение в окружении Сталина.

Во время ВОВ он был включен в состав Государственного Комитета Обороны, занимался оборонным производством, курировал авиастроение, а к концу войны становится председателем Комитета по восстановлению хозяйства в освобожденных районах, но менее чем через год Сталин поручает ему руководство некоторыми вопросами идеологии.

Работа в сфере идеологии привела к тому, что у Маленкова появился конкурент в лице Жданова, а также появилось новое поколение руководителей, известность которых нельзя было не учитывать.

Но его участие в ходе следствия «ленинградского дела» возвысило его влияние в партийном и государственном руководстве.

После смерти Сталина он стал председателем Совета Министров СССР.


^ Хрущев Никита Сергеевич. (1894-1971)

Жизненный путь Никиты Сергеевича Хрущева был таким- же как у большинства советских политических деятелей. Он был сыном крестьянина -бедняка, нанявшегося на одну из шахт Донбасса. Никита Сергеевич стал шахтером уже в 15 лет. В 1918 году вступил в Коммунистическую партию, а на Гражданскую войну ушел комиссаром. На 14 съезде партии он голосует за Сталина, а затем его приближает к себе Каганович, московской парторганизации, благодаря которому в начале 30-х годов Хрущев становится 2 секретарем, а в 1935 году его избирают 1-м секретарем московского обкома.

В Москве Хрущев руководит крупным строительством. В 1938 году ему поручают реорганизацию органов власти в Киеве, а через год - руководство процессом присоединения Западной Украины. Он становится генеральным секретарем компартии Украины, но в годы войны вместе с другими партработниками был отправлен на фронт.

В 1949 году Хрущева вновь отзывают в Москву, где он ведет себя весьма осторожно вплоть до смерти Сталина в 1953 году.


^ Молотов Вячеслав Михайлович (1890-1986)

Будущий глава Советского правительства родился в небольшом селении Кукарка в Вятской губернии. Детство его прошло в Казани, где он закончил «реальное» училище, которое и стало его основным «университетом».

Уже в 16 лет он совершенно сознательно примкнул к большевикам. Незадолго до выпуска из реального училища, которое он должен был закончить с «золотой» медалью, его впервые арестовали, но так как он был несовершеннолетним, тюремное заключение заменили ссылкой. С этого времени и началась жизнь Молотова - революционера.

С 1912 года он становится сотрудником большевистской газеты «Правда». Во время Февральской революции он сумел упрочить свое положение в партии тем, что в отсутствии В. Ленина возглавил ее наиболее экстремистское крыло. С этого времени за ним и сохранилась репутация прекрасного исполнителя, но его влияние в партии было достаточно сильным.

Во время Октябрьской революции он был членом Петроградского военно-революционного комитета, председателем Губисполкома Нижнего Новгорода. Затем он некоторое время работал секретарем ЦК КП (б) Украины. В 1921 году Молотов появился в Москве и его назначают ответственным секретарем ЦК.

Между Сталиным и Молотовым сложились теплые отношения. Хотя по некоторым вопросам они и расходились во мнениях, Сталин знал, что в трудной ситуации он может всегда опираться на Молотова.

Чтобы упрочить свое положение Молотов становится одним из самых деятельных борцов с возможными конкурентами Сталина, а также с теми, кто отваживался на его критику.

С мая 1939 года Молотов становится Наркомом иностранных дел, и его первым крупным дипломатическим шагом стало заключение договора с Германией, который вошел в историю как пакт Молотова - Риббентропа.

В марте 1953 года Сталин скончался. На его похоронах Молотов произнес большую речь.


^ Каганович Лазарь Моисеевич. (1893-1991)

Лазарь Каганович родился в семье преуспевающего купца в небольшой украинской деревеньке Кабаны. Позже Каганович выдавал себя за сына сапожника. В детстве он не получил ни какого образования (в силу еврейских традиций). В возрасте десяти лет Лазарь стал работать на обувной фабрике. В 1911 году вступил, по примеру своего старшего брата, в партию большевиков. В это время он занимался агитационной работой среди еврейских рабочих.

Во время Февральской и Октябрьской революций он был в Гомеле, где стал одним из руководителей местной организации большевиков, там же был избран членом Учредительного собрания. Чтобы участвовать в его работе переехал в Петроград. Он был избран во ВЦИК, благодаря чему и остался в Петрограде.

В это время он познакомился со Сталиным. Исполнительный, готовый на все, чтобы только заслужить одобрение вышестоящего начальства, Каганович оказался именно тем человеком, которыми старался окружить себя Сталин.

Но с начала Гражданской войны их пути разошлись на несколько лет. Каганович был направлен на фронт в качестве политкомиссара.

В 1920 году Сталин вызывает Кагановича в Москву, где Лазарь Моисеевич становится начальником орготдела ЦК и ближайшим помощником Сталина и слепым исполнителем всех его указаний.

В 1924 году Каганович становится генеральным секретарем Компартии Украины, но вскоре его отзывают в Москву, где Сталин уже был генеральным секретарем ЦК и не забыл своего выдвиженца. Кагановича вводят в состав ЦК ВКП (б) и поручают ему проведение коллективизации. Вскоре его назначают 1-м секретарем московской парторганизации и членом Политбюро.

Сталин назначил Кагановича на многие правительственные посты. В 1935 году он становится Наркомом путей сообщения, затем через два года возглавляет топливную, а затем нефтяную промышленность. И везде Каганович пытается оправдать возложенное на него доверие, в эксплуатации и жестоком терроре.

В 1940 году Каганович - зам. Председателя Совнаркома. Во время ВОВ Сталин поручает ему организацию заградительных отрядов - они должны были расстреливать отступавших солдат. После войны Кагановича направляют на Украину, где он занимается очисткой от ненужных элементов. Это означало жестокий террор по отношению к гражданскому населению временно оккупированных областей, прежде всего на Западной Украине.

С 1947 года Каганович вновь оказывается на руководящей работе в Москве. Одним из его последних дел стала организация всенародного празднования 70-ти летнего юбилея Сталина.


- Уважаемые товарищи тема заседания «круглого стола» «Альтернативы

развития СССР на ближайшее время» Прошу вас высказаться. В зале

присутствуют журналисты, поэтому после заседания пройдет пресс-

конференция. Прошу вас.

Берия:

Я предлагаю сосредоточить управление страной в правительстве, сохранив за ЦК, партией лишь кадровые вопросы и пропаганду.

Объединить министерства внутренних дел и государственной безопасности в одно министерство во главе со мной, провести сокращение численности МГБ, разведки.

Изменить национальную политику в целом и в особенности в западных республиках, отказавшись от русификации, преследования национальной интеллигенции под предлогом борьбы с «национализмом», прекратить репрессии и «раскулачивания» в Прибалтике и Западной Украине.

Провести амнистию «бытовиков» со сроками заключения до 5 лет, пересмотреть последние «дела», начатые при жизни Сталина.

Развернуть критику Сталина и его ошибок.

Нормализовать отношения с Югославией и западными странами; не исключать возможности создания единой нейтральной Германии.

В экономике необходимо отойти от экстенсивного развития страны, колхозы неэффективны, поэтому их численность можно сократить, как и военные расходы.


Маленков:

Я считаю, что такие перемены в аппарате власти приведут к бюрократизму, взяточничеству, пренебрежению интересами народа.

Необходимо ставку делать на обновление государственного аппарата.

Подъем материального благосостояния народа, рост производства предметов потребления, развитие сельского хозяйства (повышение закупочных цен, поощрение подсобных хозяйств, развитие колхозного рынка) вот, что является главной задачей. Экономика должна развиваться интенсивно.

Во внешней политике провести идею разрядки международной напряженности, необходимости предотвращения войны в условиях ядерного противостояния.


Хрущев:

Ставка должна быть сделана на партийный аппарат, молодую партийную элиту.

Необходимо начать реформирование государственного аппарата: сократить аппарат министерств, разделить Госплан на две организации.

Я согласен с экономическими приоритетами товарища Маленкова, считаю приоритетное развитие производства средств производства и сельского хозяйства. Однако должно быть экстенсивное развитие экономики. Необходимы новые подходы к управлению народным хозяйством. Перейти к отраслевому управлению через Совнархозы.

Важной задачей является реабилитация жертв политических репрессий, восстановление прав репрессированных народов.

Во внешней политике должна быть политика «оттепели» в международных отношениях, идея мирного сосуществования стран с различным общественным строем, нормализация отношений с Югославией. Защита «завоеваний социализма в братских странах».


Молотов:

Я считаю, что товарищ Хрущев нарушает «принципы коллективного руководства». Поэтому он не должен занимать пост первого секретаря ЦК и вообще нужно ликвидировать этот пост. Нельзя проводить политику «экономического волюнтаризма», необдуманных и поспешных решений.

От внешнеэкономического курса необходимо отказаться, т.к. это подрывает авторитет коммунистического движения и КПСС на международной арене.


Каганович:

Необходимо сохранить сталинский режим в неизменном виде. Прекратить репрессии против высшего руководства. В «холодной войне» взять временный перерыв.


- Вы выслушали альтернативы развития СССР, предложенные товарищами

Берией, Маленковым, Хрущевым, Молотовым и Кагановичем. Начнем пресс-

конференцию.


    1. Рудь Дарья газета «Правда». У меня вопрос к товарищу Берия. Лаврентий Павлович как вы относитесь к ГУЛАГу?

Берия:

ГУЛАГ необходимо передать Минюсту. Постепенно ликвидировать систему ГУЛАГа. Стройки, осуществляемые силами заключенных передать гражданским ведомствам. Заморозить строительство Байкало-Амурской магистрали, тоннеля между Сахалином и Евразийским материком и т.д.


    1. Журнал «Новый мир» Урасова Кристина. Тов. Хрущев, вы сказали, что приоритет отводится развитию сельского хозяйства, необходимости экстенсивного развития экономики. Что это значит?

Хрущев:

Продолжение экстенсивного пути развития страны заключается в обеспечении подъема сельского хозяйства путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель.

Повысить закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, списать долги прошлых лет, увеличить государственные расходы на социальное развитие села и города. Отменить налоги на личное подсобное хозяйство и увеличить его в 5 раз.

Колхозникам выдать паспорта и пенсии.


    1. Максим Власенко газета «Молот». Товарищ Маленков, в какие отрасли экономики вы считаете необходимо в первую очередь вкладывать средства?

Маленков:

До сих пор у нас не было возможностей развивать легкую и пищевую промышленность такими же темпами, как тяжелую промышленность. В настоящее время мы можем, и следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие легкой промышленности.


    1. Газета «Труд» редактор Атамеева Анастасия. У меня вопрос ко всем. Почему необходима смена курса. Может, следует согласиться с товарищами Молотовым и Кагановичем и оставить все как есть?

Маленков:

Большие сложности возникли в экономике страны. Деревня истощена, крестьянство находиться в крайне тяжелом положении. Несмотря на запрет покидают местожительство без разрешения властей, многие колхозники уходят в города. Только в 1949-1953 гг. численность трудоспособного сельского населения сократилась на 3,3 млн. человек.


Хрущев:

Падает рентабельность труда заключенных. В тюрьмах и лагерях содержится около 2,5 млн. человек, примерно 7,5 млн. ущемлены в правах – им не разрешается покидать место проживания (Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия). Положение в лагерях становиться напряженным. После смерти Сталина вспыхивают восстания (Норильск, Воркута, Караганда…)


Берия:

Советский Союз тратит большие средства на оказание помощи союзникам, однако созданные при его помощи режимы утратили поддержку населения.


- Спасибо всем пресс-конференция окончена. Внимание на экран.


(показ презентации «Этапы борьбы за власть»)


Задание: Кто прав, кто виноват в этой трудной и неоднозначной ситуации. Чья альтернатива развития страны наиболее приемлема? Кто победит в этой борьбе нам поможет разобраться «Дерево решений». Предложено 4 альтернативы, работая в парах, назовите достоинства и недостатки каждой из них. Ваше решение мы прикрепим наше дерево.

Альтернатива развития страны




Берия Маленков Хрущев Молотов-Каганович

Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки




Вывод – решение:

противники Хрущева не имели рычагов воздействия на партаппарат и не были поддержаны ЦК и областными партийными лидерами – преимущественно недавними выдвиженцами. Руководство армии и органов государственной безопасности выступили на его стороне. Личные качества Хрущева помогли ему выдержать удар политических противников.


- Как вы считаете, чья альтернатива наиболее приемлема была в тех условиях?

- Маленкова, так как именно в него поверил народ. Газета с выступлением Маленкова

зачитывалась до дыр. Именно в этот период появилась поговорка «Пришел

Маленков, поели блинков!»

- Из курса истории, вам известно, что выиграл эту борьбу кто и почему?

- Выиграл Никита Сергеевич Хрущев, так как его противники не имели рычагов

воздействия на партаппарат и не были поддержаны ЦК и областными партийными

лидерами – преимущественно недавними выдвиженцами. Руководство армии и

органов государственной безопасности выступили на его стороне. Личные качества

Хрущева помогли ему выдержать удар политических противников.


Берия:

Достоинства – осуждение культа личности Сталина, волна реабилитации,

корректировка национальной политики, постепенная ликвидация

ГУЛАГа.

Недостатки – отсутствие социальной базы, население не было готово к радикальным

преобразованиям, в массовом сознании Берия палач, безудержное

стремление к власти, на волю вышли уголовные заключенные,

закрылись стройки.

Маленков:

Достоинства – развитие сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности,

повышение урожайности, снабжение населения товарами первой

необходимости, выступал в поддержку колхозников, а они поддержали

его.

Недостатки – упадок в развитии тяжелой промышленности, ставка на гос.аппарат,

участие в проведении репрессий, в том числе «ленинградское дело»,

упор сделан на деревню.


Хрущев:

Достоинства – ставка на партаппарат, развитие сельского хозяйства, тяжелой

промышленности, развенчание культа личности Сталина, освоение

целина, развитие науки и техники, освоение космоса, разрядка

международной напряженности, жилищное строительство, поддержка

большой части населения.

Недостатки – интриги, манипулирование людьми, смещение тех, кто поддерживал

его в политической борьбе, кукурузная эпопея


^ Молотов – Каганович:

Достоинства – временный перерыв в холодной войне

Недостатки – сохранение сталинского режима, отказ от преобразований.


- 25 февраля 1956 г. состоялось закрытое заседание XX съезда партии «О

преодолении культа личности и его последствиях». Однако информация о

содержании доклада распространилась и сыграла значительную роль в

изменении политического климата в стране.

(показ фрагмента выступления Хрущева)

(выступление Хрущева с докладом)


- Как вы считаете, какими мотивами руководствовался Хрущев, приняв решение

выступить на XX съезде партии с докладом о культе личности?

  1. На мой взгляд, это в первую очередь была возможность Хрущева закрепиться у

власти. Хотел обезопасить себя, так как в докладе не раз звучало то, что другие руководители партии и государства не знали о творившихся злодеяниях, не могли им воспрепятствовать.

  1. Он хотел показать стране и всему миру, что на самом деле происходило в СССР в годы сталинизма.

  2. Я читал, что Хрущев, вспоминая о необходимости своего выбора признавал, что «эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие. И это было бы гибелью для руководства, которое не прислушалось к велению времени». Именно это в большей степени и объясняет выступление Хрущева с докладом.


- Докажите, что в этом поступке проявилось гражданское мужество Хрущева.

  1. В первую очередь в вину бывшему вождю были поставлены массовые репрессии. После съезда ускорился процесс реабилитации. Бывшие политические заключенные были восстановлены в правах.

  2. Я думаю, что уже то, что он поверг в шок присутствующих на съезде делегатов, которые раннее восхищались Сталиным и его политикой можно считать гражданским мужество.


- Была ли возможна подлинная демократизация общества в тех условиях?

  1. Демократизация общества началась после смерти Сталина, так как появилась свобода слова, печати. К нормальной жизни вернулись тысячи советских людей, получивших права.

  2. Но это была не подлинная демократия. Не зря же период после смерти Сталина называется «оттепель». Люди могли участвовать в дискуссиях, избирать и быть избранными, получив избирательные права, но потом это переросло в новый культ - культ Хрущева.

  3. Подлинная демократизация общества в тех условиях была не возможна еще и потому, что была жесткая борьба за власть.

Задание:

- Вернемся к проблемному заданию, которое звучало так: «Можем ли мы

утверждать, что сталинизм умер вместе со Сталиным»?

  1. Я считаю, сто сталинизм уступил место системе «партия-государство». Правящая элита в сущности демонстрировала все те же сталинские взгляды, но в более мягкой форме.

  2. В результате многочисленных преобразований 1953-1964 гг. тоталитарный режим, установленный Сталиным и превратившийся в конце 40- начале 50-х гг. в главный тормоз прогресса советского общества, лишь дал трещину, но продолжал свое существование.

  3. На мой взгляд, произошло смягчение всеобщего контроля, сталинского тоталитаризма в авторитарную систему при Хрущеве. По сути, культ вождя сохранился.




  1. Итог. Награждение всех участников урока

  2. Домашнее задание. Напишите эссе: «Политическое лидерство - борьба за власть?»


^ О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ

Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н. С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза

^ 25 февраля 1956 года

Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета партии XX съезду, в ряде выступлений делегатов съезда, а также и раньше на Пленумах ЦК КПСС, не мало говорилось о культе личности, и его вредных последствиях.

После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чу­ждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестествен­ными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступ­ках,

Такое понятие о человеке, и, говоря конкретно, о Сталине, культиви­ровалось у нас много лет.

В настоящем докладе не ставится, задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований, Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей, стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего пар­тии,— речь едет о том, как постепенно -складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу осво­бождал от необходимости всяких доказательств идейной непра­воты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Стали­ным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жесто­ким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной за­конности... Основным и, по сути, единственным доказательст­вом вины делалось, вопреки всем нормам современной юриди­ческой науки, «признание» самого обвиняемого, причем это «признание», как показала затем проверка, получалось путем физических мер воздействия на обвиняемого...

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в лю­дях, вызывали страх и даже озлобление.




Похожие:

Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области iconАвтор: Марущенко Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания моу сош №2, г. Миллерово, Ростовской обл. Заполните таблицу: «Разделы экономической науки»
Автор: Марущенко Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания моу сош №2, г. Миллерово, Ростовской обл
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области iconКоленникова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Образовательное учреждение: моу «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.» Тема урок
Автор разработки: Коленникова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области iconУрок по истории и информатике (8 класс)
Макарова Оксана Владимировна, учитель истории высшей квалификационной категории моу хоперской сош
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области iconУрок по обществознанию в 8 классе
Кудряшова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания моу «сош» №5 города Балаково Саратовской области
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области iconАвтор: Цимбалова Е. Ю., учитель истории и обществознания моу асош №2, г. Андреаполя, Тверской обл., учитель высшей квалификационной категории
Разработка внеклассного мероприятия по истории Отечества. 65-летию Победы в Великой отечественной войне посвящается
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области iconРазработка урока истории в 11 классе рекомендуемые учебники: А. Левандовский, «История России, 20 век»
Автор: Марущенко О. В., учитель истории высшей категории, моу сош №2, г. Миллерово, Ростовская область
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области iconЭлективный курс «Патриотическое воспитание в условиях модернизации отечественного образования»
Автор: Гольдштейн Марина Михайловна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сош №1» г. Шумерля, Чувашия
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области iconАвтор: Пономарёва Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания, моу краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района, Курганской области Урок обществознания в 8 классе Тема
Автор: Пономарёва Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания, моу краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа Каргапольского...
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области iconУрок истории в 11 классе учитель истории высшей категории моу сош №20
Волей, настойчивостью, целеустремленностью, большой работоспособностью, умением привлекать и убеждать людей, находить общий язык...
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской области iconИнформация о педагогическом опыте учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории моу «Юргамышская сош» Юргамышского района Мурдасова Е. А

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы