Для развития геометрических представлений icon

Для развития геометрических представлений



НазваниеДля развития геометрических представлений
Дата конвертации22.07.2013
Размер183.92 Kb.
ТипДокументы

Страница из




МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ

«МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


М.Габова

«Знакомство детей с геометрическими фигурами».

Дошкольное воспитание, № 9, 2000


I группа.

Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке.


  • В данных упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрические фигуры, выделять их из рисунка, абстрагируясь от несущественных признаков.

  • В упражнениях осуществляется работа по совершенствованию числовых представлений.

  • Сначала предлагаются простые рисунки, фигуры в которых не накладываются друг на друга. Затем задания и рисунки усложняются, при этом фигуры могут состоять из других фигур.


Упражнения.


  1. Какие фигуры использованы в рисунке?




  1. Сколько на рисунке кругов? Квадратов? Треугольников?




  1. Чем похожи и чем отличаются рисунки?




  1. Найди 9 треугольников: Найди 3 треугольника:



Найди все треугольники и прямоугольники:


Сколько фигур на рисунке и какие:


^ Дидактические игры.


«Фотоаппараты»

Материал: карточки с изображениями геометрических фигур разного цвета, величины.

Ход: дети берут в руки «фотоаппараты» (имитируют), воспитатель показывает на несколько секунд карточку с геометрической фигурой, дети её «фотографируют» (запоминают), а затем «проявляют плёнку» - зарисовывают или выкладывают такую же фигуру.


«Чего сколько?»

Игра аналогична. Дети должны рассказать, сколько и каких фигур на рисунке они увидели.


«Пирамидки»

Материал: набор пирамидок, их контурные изображения.

Ход:

- по предложенной контурной схеме найти пирамидку;

- по пирамидке найти соответствующую контурную схему;

- по предложенной контурной схеме сложить пирамидку;

- по предложенной сложенной пирамидке нарисовать контурную схему.


«Разные дома»

Игра аналогична. Вместо пирамидок используются изображения домов разной конфигурации и их контурные изображения.


«Геометрическое лото»

Материал: на одного ребёнка 1-2 больших карты, разделенных на 4-6-9 частей, в одной их которых – геометрическая фигура; набор карточек с изображениями предметов простой формы.

Ход: карты раздаются детям по 1-2, маленькие карточки у ведущего, который поднимает их по одной и спрашивает: «Кому это надо?». Дети сравнивают форму предметов с моделью геометрической фигуры и, если они совпадают, то кладут на свободную клеточку. Выигрывает тот, кто первым заполнит карту.















«Геометрическое домино»

Материал: наборы карточек, разделённых на две части (по типу домино), на которых изображены геометрические фигуры (в младшем возрасте одинакового цвета и величины).

Ход: как при игре в обычном домино. Рядом кладут одинаковые фигуры (по форме, или цвету, или величине, или по 2-3 признакам сходства сразу). В старших группах усложнение: рядом класть фигуры, например, одинаковой формы, но разного цвета.


«Найди такую же фигуру»

Материал: у детей и у воспитателя наборы геометрических фигур разного цвета и величины в зависимости от возрастной группы, у детей фишки.

Ход: воспитатель показывает геометрическую фигуру (поднимает модель или стрелкой показывает ее на «геометрических часах»). Ребёнок должен поставить фишку на такую же фигуру. Выигрывает тот, кто первым закроет все фигуры и правильно их назовёт.


«Загадочные контуры», «Чей это след?», «Чья это тень?», «Неправильные тени»

Материалы: контурные изображения предметов, реальные изображения предметов.

Варианты заданий:

- угадать, что нарисовано на картинке (контуры могут переплетаться);

- угадать, какому предмету принадлежит «мокрый след»;

- угадать, кто какую тень может отбросить;

- угадать, правильно ли нарисованы тени от предметов?


«Узнай по части», «Дорисуй», «Сложи картинку», «На что похоже?», «Какая игрушка?», «Камушки на берегу», «Что в мешочке у Деда Мороза?»

Какая фигура спряталась?

На что похоже?

Дорисуй!

Что в мешочке у Деда Мороза? Камушки на берегу


«Белый лист», «Заплатки», «Разбитая витрина», «Что Петя выпилил, а что нарисовал?»

Во всех этих играх необходимо одну фигуру (форму) закрыть другой такой же формы (чтобы получилось полное совпадение). В результате получается белый лист (темные фигуры закрываются белыми), штаны с заплатками вместо дыр, стёкла, вставленные вместо выбитых. В последнем случае надо определить, какой формы части выпилены, а какие нет, т.е. дорисованы.


«Подбери ключик к замочку», «Подбери гайку».

Материал: замочки (болты) с отверстиями определённой формы и набор ключиков (гаек) с контурами такой же формы.

Задача: собрать пары – кто быстрее?


«Найди свой домик», «Машины и гаражи»

Материал: наборы больших геометрических фигур для «домиков» или «гаражей», наборы геометрических фигур для «жильцов» или «рулей».

Ход: по сигналу воспитателя дети свободно перемещаются по площадке (группе), изображая жильцов (птичек и т.п.) или машины. По другому сигналу – занимают «домики» («гаражи») в соответствии с теми фигурами, которые у них в руках.


«Найди пару», «Парные картинки», «Соедини пары»

Материал: наборы геометрических фигур или таблицы с геометрическими фигурами.

Ход: дети заполняют пустые «окошки» в таблицах, на карточках, или кладут такую же геометрическую фигуру рядом, или соединяют линиями (со средней группы можно на скорость).





?



















«Чудесный мешочек»

Материал: мешочек, наборы геометрических фигур или предметов.

Варианты заданий:

- узнать на ощупь фигуру или предмет;

- найти такой же, как в мешочке, предмет или фигуру;

- найти все треугольники и т.д.


«Сосчитай, сколько и каких фигур», «Найди все треугольники, круги…», «Какие фигуры видишь?»

На листах бумаги рисуются разные геометрические фигуры, которые могут пересекаться, прятаться друг за друга, за линиями, штрихами. Задача: найти все фигуры, которые спрятались, показать и назвать их.


«Наденем треугольные очки»

Материал: модели очков разной формы (типа пенсне).

Ход: дети «надевают» очки и «видят» сквозь них только те предметы, которые имеют такую же как очки форму. Можно за каждую находку выдавать жетончик. Выигрывает тот, кто найдёт больше предметов.


«Составь парус»

Материал: изображения кораблей, у которых паруса обозначены только контуром различных геометрических фигур разной величины, набор геометрических фигур, соответствующих по форме «парусам».

Ход: каждый ребёнок получает картинку с изображением корабля, он должен как можно быстрее «поднять паруса» - накрыть контуры моделями фигур.


Логические упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Чего не хватает?»






















?






?



II группа.

Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования.


  • В данных упражнениях развивается умение анализировать образец на основе выделения составных частей, умение синтезировать части в целостный образ.

  • Упражнения на конструирование без образца развивают память, воображение, навыки прогнозирования и планирования.

  • Задания на преобразования способствуют развитию вариативности мышления.


1 подгруппа.

Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся геометрическими фигурами, путём перегибания, разрезания, линиями.

  • Разделить квадрат на два прямоугольника, два треугольника, четыре квадрата, четыре треугольника, четыре прямоугольника.

  • Разделить фигуру одной линией на три треугольника, два треугольника, один треугольник и один четырехугольник, два треугольника и шестиугольник, пятиугольник и треугольник:




  • Провести в каждой фигуре отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат:




  • Как из треугольника шестиугольник?

  • Разделить квадрат на четыре части так, чтобы из них можно было сложить треугольник.


2 подгруппа.

Упражнения на составление геометрических фигур из частей.


  • Головоломки типа «ТАНГРАМ», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ», «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА», «СФИНКС», «ПЕНТАМИНО» и др.

  • Складывание геометрических фигур из палочек, например, из 5 палочек сложить два треугольника.

  • Составление фигур из других геометрических фигур: треугольник из 2 треугольников, из 6 треугольников; прямоугольник из 2 треугольников, из 2 прямоугольников, из 2 квадратов, из 4 треугольников, их 3 прямоугольников и т.д.

  • Какие фигуры можно составить из 4 квадратов? 2 треугольников? 2 треугольников и одного квадрата?

  • Из каких фигур можно составить прямоугольник?




  • Достроить прямоугольник:



3 подгруппа.

Упражнения на преобразование геометрических фигур по заданному условию.


  • Упражнения с палочками на преобразования: убрать или переложить определенное количество палочек, чтобы получилась заданная фигура или изображение.

  • Квадрат разрезан на 4 треугольника по диагоналям. Необходимо переложить части так, чтобы получилось два одинаковых квадрата, один треугольник, два квадрата – один внутри другого.


«Разрезные картинки», «Мозаика», «Сложи чайник»

Для этих игр и соревнований подойдут любые картинки, доступные восприятию детей, разрезанные на 2-10 частей. Задача: сложить картинку, малышам можно предложить образец.


«Раздели и сложи».

Предлагается изображение, мысленно которое надо разделить на две части (мысленно провести линию) и мысленно сложить из них квадрат.


III группа.

Упражнения, направленные на развитие умения

выделять элементы и свойства геометрических фигур.


  • Упражнения способствуют осознанному выделению элементов фигур.

  • Способствуют пониманию связей между количеством элементов фигур и их названием.

  • Помогают выявить некоторые существенные свойства геометрических фигур.




  1. Как называется фигура, у которой 5 углов? 6? 7? 8?

  2. Начерти фигуру с самым маленьким количеством углов (с самым большим количеством углов).

  3. Сколько разных фигур с 4 углами можно нарисовать?

  4. Сколько палочек потребуется, чтобы сложить пятиугольник?

  5. Игра «Узнай меня»: «У меня нет углов, но я не круг», «Я четырёхугольник, но не все стороны равны».

  6. Можно ли построить треугольник с одним прямым углом? А с двумя? С тремя? (то же про четырёхугольник).

  7. Найди все треугольники:




  1. Дай имя каждой фигуре.

  2. Обведи стороны, вершины разными цветами.


Дидактические игры.


«Обведи точно»

Ребёнку предлагается нарисовать какую-либо геометрическую фигуру по клеточкам, например, прямоугольник со сторонами 6 и 3 клетки. Затем поставить другой карандаш в левую верхнюю вершину, закрыть глаза и постараться обвести фигуру другим цветом точно по контуру.


«Фигура в фигуре».

Ребёнок под диктовку рисует фигуры друг в друге (4-7), затем закрывает их листом или переворачивает и восстанавливает картинку по памяти.


«Стрельба по мишени»

Материал: набор геометрических фигур, которые можно закрепить на стене (круги, овалы, разные виды многоугольников), на прогулке их можно нарисовать на стене; мячик - «снежок».

Ход: играют дети парами или командами, по очереди бросая мячик по мишеням – геометрическим фигурам. Побеждает тот, кто за определенное количество бросков наберёт большее количество очков. Количество очков за один бросок зависит от количества углов в геометрической фигуре, например, попадание в пятиугольник приносит игроку 5 очков. Если игрок попал в фигуру без углов (круг, овал), то с него снимается 2-5 очков (в зависимости от установленного правила).


«Найди то, что я скажу», «Найди по описанию»

Материал: разные геометрические фигуры (в зависимости от возрастной группы).

Ход: воспитатель называет признаки геометрических фигур, а дети их находят в наборе. Например: «Найдите фигуру большую, красного цвета, у которой 4 угла и стороны все разной длины. Как она называется?». В старшем возрасте детям предлагается самим загадывать подобного рода загадки.


IV группа.

Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур.


  • В играх и упражнениях развивается умение выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости: слева, перед, между, внутри, пересекаются.

  • Сначала дети анализируют готовый вариант расположения геометрических фигур.

  • Затем дети самостоятельно располагают геометрические фигуры по заданию, по представлению.


Упражнения.


  1. Сколько треугольников внутри круга? Вне круга? Сколько треугольников пересекают круг?




  1. Начерти треугольник, квадрат и круг так, чтобы квадрат был внутри треугольника, а круг – вне треугольника (справа, слева).

  2. Какие фигуры находятся внутри другой фигуры? За границей? Пересекаются?




  1. Начерти круг и квадрат так, чтобы круг был частью квадрата; квадрат частью круга; чтобы они не имели общих точек.

  2. Какая фигура может получиться при пересечении треугольника и прямоугольника?

  3. Начерти два треугольника так, чтобы их пересечением была точка (отрезок, треугольник, четырёхугольник).

  4. Нарисуй по описанию: «Стоял большой белый дом. Крыша у него была треугольная, коричневая. Два больших окна были прямоугольными, зелёными, а маленькое окошко на крыше – желтое, круглое. Дверь у него была квадратная, коричневая».



^ Дидактические игры.


«Что изменилось в расположении фигур?»

«Инопланетяне»

Материал: изображения планет разной формы, наборы таких же геометрических фигур разного цвета и размера.

Ход: на загадочных планетах, которые имеют форму геометрических фигур, живут забавные инопланетяне. Части их тела имеют такую же форму, как и форма их планет. Какие существа могут жить на планетах? Дети составляют на скорость (оригинальность) фигурки инопланетян.


«Украсим варежки», «Украсим шарфик», «Коврик», «Орнамент», «Украсим салфетку»

С помощью набора геометрических фигур разной формы, цвета, размера дети создают узоры по образцу, продолжают начатый воспитателем узор, придумывают свои узоры.


«Зрительный диктант»

Материал: наборы геометрических фигур, пустые карточки, карточки с геометрическими фигурами.

Ход: дети получают пустые карточки наборы геометрически фигур. Воспитатель показывает курточку с геометрическим узором, который дети выкладывают у себя на пустых карточках. Варианты: дети выкладывают узор по образцу; детям показывают узор несколько секунд, а затем они восстанавливают его по памяти.


V группа.

Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных

операций и логического мышления.


  • В этих упражнениях дети учатся осуществлять элементарный анализ, сравнение, обобщение, классификацию по свойствам и отношениям между геометрическими фигурами.


Упражнения.


  1. Чем похожи фигуры и чем они отличаются?


И ? И ? И ?



  1. Измени форму фигуры; форму и цвет; цвет и размер (игра «Фабрика»).




  1. Продолжи ряд: следующая фигура должна быть:

  • Такого же цвета, но другой формы




  • Такой же формы, но другого цвета




  • Другой формы и другого размера




  1. Раздели фигуры на группы: что к чему подходит.

  2. Как разделили фигуры на группы?




  1. Чем отличаются группы фигур?




  1. Найди лишнюю фигуру.




  1. Найди ошибку в ряду фигур:




  1. Чего не хватает?



















?






?

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Для развития геометрических представлений iconДля развития геометрических представлений
Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке

Для развития геометрических представлений iconОсобенности преподавания геометрии в школе VII вида
Изучение геометрии в школе для детей с овз имеет большое значение, т к у них формируется достаточно полная система геометрических...

Для развития геометрических представлений iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 13 Психология развития, акмеология Составители: канд психол наук, доц. Габдреева Г. Ш
Соотношение категорий “развитие” и “время”. Филогенез и онтогенез как разные контексты исследования развития психики. Зависимость...

Для развития геометрических представлений iconПрограмма по дисциплине «Вычислительные задачи геометрии» для специальности: 511200 Математика. Прикладная математика (магистратура)
Эвм, вычислительной геометрии. Основным содержанием дисциплины является исследования и оценка сложности геометрических построений,...

Для развития геометрических представлений iconОсновная цель: – формирование представлений
Знать: определение натуральных чисел, буквенного выражения, обыкновенной и десятичной дроби, законы арифметических действий, определение...

Для развития геометрических представлений iconОсновная цель: – формирование представлений
Знать: определение натуральных чисел, буквенного выражения, обыкновенной и десятичной дроби, законы арифметических действий, определение...

Для развития геометрических представлений iconГосударственный университет
Понятие концепту-ального базиса в теории к-представлений. Краткая характеристика системы правил для формирования семантических представлений...

Для развития геометрических представлений iconПрограмма дисциплины Лингвистические информационные системы для направления 080700 «Бизнес-информатика»
Понятие концепту-ального базиса в теории к-представлений. Краткая характеристика системы правил для формирования семантических представлений...

Для развития геометрических представлений iconМетодические рекомендации по использованию презентации «проецирование геометрических тел на три плоскости проекции. Проекции точек, лежащих на поверхности геометрических тел»
Данная презентация предназначается для медиаподдержки практического занятия по учебной дисциплине «Инженерная графика» для специальностей...

Для развития геометрических представлений iconНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Понятие концепту-ального базиса в теории к-представлений. Краткая характеристика системы правил для формирования семантических представлений...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы