Цели и задачи учебной дисциплины icon

Цели и задачи учебной дисциплины



НазваниеЦели и задачи учебной дисциплины
Дата конвертации25.02.2013
Размер221.12 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>
1. /3. Программы дисциплин/Базы и банки данных.doc
2. /3. Программы дисциплин/Безопасность жизнедеятельности.doc
3. /3. Программы дисциплин/Введение в полититическую теорию.doc
4. /3. Программы дисциплин/Всеобщая история.doc
5. /3. Программы дисциплин/Геополитика.doc
6. /3. Программы дисциплин/Иностранный язык.doc
7. /3. Программы дисциплин/Информатика.doc
8. /3. Программы дисциплин/Информационно-аналитическая работа.doc
9. /3. Программы дисциплин/История Мордовии.doc
10. /3. Программы дисциплин/История международных отношений.doc
11. /3. Программы дисциплин/История политических учений.doc
12. /3. Программы дисциплин/История.doc
13. /3. Программы дисциплин/КСЕ.doc
14. /3. Программы дисциплин/Компьютерные технологии в политических исследованиях.doc
15. /3. Программы дисциплин/Конституционное право России.doc
16. /3. Программы дисциплин/Конституционное право зарубежных стран.doc
17. /3. Программы дисциплин/Концепции современного естествознания.doc
18. /3. Программы дисциплин/Логика. Теория аргументации.doc
19. /3. Программы дисциплин/Методология, технология и организации информационно-аналитической работы.doc
20. /3. Программы дисциплин/Мировая политика и международные отношения.doc
21. /3. Программы дисциплин/Налоги и налогооблажение в России.doc
22. /3. Программы дисциплин/Национальная и региональная безопасность.doc
23. /3. Программы дисциплин/Новые информационные технологии в учебном процессе.doc
24. /3. Программы дисциплин/Основные направления внешней политики РФ.doc
25. /3. Программы дисциплин/Основы социального администрирования.doc
26. /3. Программы дисциплин/Педагогика и психология.doc
27. html">/3. Программы дисциплин/Политическая история зарубежных стран.doc
28. /3. Программы дисциплин/Политическая конфликтология.doc
29. /3. Программы дисциплин/Политическая регионалистика.doc
30. /3. Программы дисциплин/Политическая социология.doc
31. /3. Программы дисциплин/Политическая философия.doc
32. /3. Программы дисциплин/Политический анализ и прогнозирование.doc
33. /3. Программы дисциплин/Политический анализ территориальных систем.doc
34. /3. Программы дисциплин/Политический консалтинг.doc
35. /3. Программы дисциплин/Политический менеджмент.doc
36. /3. Программы дисциплин/Политэкономия.doc
37. /3. Программы дисциплин/Правоведение.doc
38. /3. Программы дисциплин/Региональная политика России.doc
39. /3. Программы дисциплин/Региональная экономическая политика.pdf
40. /3. Программы дисциплин/Региональные конфликты в современном мире.doc
41. /3. Программы дисциплин/Русский язык и культура речи.doc
42. /3. Программы дисциплин/Современная российская политика.doc
43. /3. Программы дисциплин/Социология.doc
44. /3. Программы дисциплин/Сравнительная политология.doc
45. /3. Программы дисциплин/Философия.doc
46. /3. Программы дисциплин/Экономика.doc
47. /3. Программы дисциплин/Этнология.doc
48. /3. Программы дисциплин/Этнополитология.doc
Цели и задачи учебной дисциплины
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Очная
Цели и задачи учебной дисциплины
Очная
Цели и задачи учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Информатика Наименование дисциплины Направление подготовки «Политология»
Политология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Гоувпо «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Очная
Рабочая программа на 2011-2012 учебный год Наименование дисциплины: «История». Уровень ооп: бакалавриат. Направление подготовки 032700 «Филология»
1. Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компьютерные технологии в политических исследованиях Наименование дисциплины Направление подготовки «Политология»
1. Цели и задачи учебной дисциплины
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Цели и задачи учебной дисциплины
1. цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины
030200Политология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Налоги и налогооблажение в России: история и современность
Национальная и региональная безопасность
Цели и задачи учебной дисциплины
Образец 1 титульного листа
Основы социального администрирования
Цели и задачи учебной дисциплины
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Очная
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) политическая регионалистика
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Очная г. Саранск 2011 г. Цели и задачи учебной дисциплины
Очная
1. Цели и задачи учебной дисциплины
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп
Цели и задачи учебной дисциплины
Цели и задачи учебной дисциплины
Очная
Образец 1 титульного листа
Программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Очная
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Сравнительная политология
Цели и задачи учебной дисциплины
Экономика для направлений подготовки 030200 Политология
Этнология Направление подготовки Социальная работа
Очная


Министерство образования и науки Российской Федерации


ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»

Историко-социологический институт

(Наименование факультета)

Кафедра экономической истории и информационных технологий

(Наименование кафедры)



«УТВЕРЖДАЮ»

_____________________

_____________________

«______»__________201_ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Базы и банки данных

Наименование дисциплины (модуля)


Направление подготовки

Политология


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная

(очная, очно-заочная, заочная, экстернат)


г. Саранск

2011 г.



  1. Цели и задачи учебной дисциплины:

Целями освоения учебной дисциплины (модуля) Базы и банки данных в исторических исследованиях является введение в круг понятий и задач, связанных с использованием баз данных в исторической науке, обучение принципам хранения, обработки и передачи исторической информации в автоматизированных системах, показать, что концепция баз данных стала одним из определяющих факторов при создании эффективных систем автоматизированной обработки исторической информации. Необходимо научить бакалавра-историка самостоятельно анализировать и решать теоретические и практические задачи, связанные с этой областью знаний.

В исторических исследованиях базы данных создаются на основе исторических источников (архивных или опубликованных). Поэтому принято выделять цели создания исторической базы данных:

  1. большинство исторических баз данных создается в ходе решения конкретно-исторических проблем (проблемно-ориентированные базы данных);

  2. часть исторических баз данных создается с целью сохранения (продления существования) информации из исторического источника в электронной (более надежной и долговечной) форме.

В задачу дисциплины Базы и банки данных в исторических исследованиях входит изучение бакалаврами теоретических основ, приобретение практических навыков и освоение инструментальных средств решения задач обработки исторических данных с помощью систем управления базами данных (СУБД), ознакомление с принципами построения и моделями баз данных и баз знаний, системами управления базами данных, задачами искусственного интеллекта и методами построения экспертных систем.


  1. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть по выбору бакалавра Математического и информационно-технологического цикла Общеобразовательной программы. Бакалавр при изучении данной дисциплины готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  1. научно-исследовательская;

  2. экспертно-аналитическая;

  3. организационно-управленческая.

Бакалавр должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

    1. в научно-исследовательской деятельности: использование навыков поиска необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;

    2. в преподавательской деятельности: овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации;

    3. в организационно-управленческой деятельности: работа с базами данных и информационными системами.

Для освоения курса Базы и банки данных в исторических исследованиях бакалавр должен владеть теоретическими и практическими знаниями по дисциплинам Математика, Информатика, Количественные методы в историческом исследовании, Историческая информатика, Информационно-аналитическая работа.

На материале курса Базы и банки данных в исторических исследованиях базируются такие общенаучные дисциплины как Основы сетевых технологий, Математические методы в исторических исследованиях, Исторические Интернет-ресурсы.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

После изучения дисциплины Базы и банки данных в исторических исследованиях бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

  1. владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  2. готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  3. способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-13);

  4. осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

  5. имением навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности: способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

в организационно-управленческой деятельности: способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13).

В результате изучения дисциплины Базы и банки данных в исторических исследованиях бакалавр должен:

Знать: основные определения и понятия в области баз данных, роль исторических баз данных в информационном обеспечении общества, принципы проектирования, классические и современные модели данных, иметь представление о современных тенденциях развития СУБД, методах оперативной обработки информации.

Уметь: выбирать и применять адекватные информационные технологии для решения научно-исследовательских, педагогических, информационно-аналитических и других задач профессиональной деятельности; использовать полученные теоретические знания на практике, проектировать структуру реляционных баз данных; создавать запросы для обработки исторической информации, формы для ввода и обработки информации, отчеты для вывода информации на печать.

Владеть: навыками практического использования современных информационно-коммуникационных технологий (создавать базы данных), применять полученные теоретическими знания на практике при разработки приложений с использованием конкретной СУБД (MS Acces, MS SQL и др.), методами организации баз данных в рамках локальных сетей.

Содержание программы дисциплины должно обеспечить базовую подготовку студентов в процессе формирования устойчивых знаний и практических навыков использования исторических баз данных в дальнейшей учебной, научной, преподавательской и профессиональной деятельности.


4. Образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины в учебном процессе на ряду со стандартными образовательными технологиями (лекции, лабораторные работы), используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Основной целью использования новых образовательных технологий является формирование интегральных профессиональных компетенций выпускника; организация самостоятельной работы бакалавров; формирование ответственности студента за процесс и результаты обучения; создание условий, при которых бакалавры самостоятельно приобретают новые знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, анализа, обобщения и др.).

В рамках учебного курса предусмотрены компьютерные симуляции, лекции-презентации, лекции с заранее предусмотренными ошибками, групповое проведение и защита лабораторных работ, разбор конкретных ситуаций, тестирование.

Занятия лекционного типа для данной дисциплины составляют 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС). Из них около 20% отводится на активные и интерактивные образовательные технологии.

На выполнение лабораторных работ предусмотрено 50% аудиторных занятий. На самостоятельную работу студентов отводится 72 часа общей трудоемкости дисциплины.

В ходе самостоятельной работы студенты получают сквозной проект на семестр по проектированию и созданию исторической базы данных.


5.1 Содержание учебной дисциплины (модуля). Объем дисциплины и виды учебных занятий

Вид* учебной работы

Всего часов

4

Семестры

5

Аудиторные занятия (всего)

72

72

В том числе:







Лекции

36

36

Лабораторные работы (ЛР)

36

36

Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:







Подготовка к лабораторным работам

22

22

Проектирование базы данных

10

10

Реализация проекта базы данных на физическом уровне с применением конкретной СУБД

30

30

Тестирование (подготовка и прохождение)

4

4

Вид промежуточной аттестации: зачет

6

6

Общая трудоемкость часы

Зачетные единицы

144

144


5.2. Содержание разделов учебной дисциплины


№ п/п


Наименование раздела дисциплины


Содержание раздела

1.

Базы и банки данных в исторических исследованиях. Введение

Предмет дисциплины и ее задачи. Структура и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами специальности. Обзор рекомендуемой литературы. Современные информационные технологии в исторических исследованиях. Проблема сохранения и обработки машиночитаемых исторических источников

2.

Концепция баз данных и информационных систем

Базы данных, банки данных и системы управления базами данных. Информационные системы. Документальные и фактографические информационные системы. Базы данных в структуре информационных систем. Настольные и распределенные базы данных, перспективы развития

3.

Модели данных

Иерархическая, сетевая, реляционная, постреляционная, многомерная и обектно-ориентированая модель. Основные характеристики, достоинства и недостатки моделей

4.

Реляционная модель данных

Основные понятия реляционной модели данных. Понятие тип данных в реляционной модели данных. Реляционная алгебра, реляционное исчисление.

5.

Проектирование баз данных

Концептуальное, логическое, физическое проектирование. Характеристика этапов. ER-моделирование. Процесс нормализации базы данных. Целостность данных

6.

Физическое проектирование баз данных. Основы СУБД Access

Основные элементы базы данных Access. Таблицы. Запросы. Формы. Отчеты. Основные сведения о СУБД Access. Структура БД Access. Функции Access. Основные рабочие режимы Access. Создание новой таблицы. Создание таблицы в режиме конструктора. Типы данных Access. Выбор типов данных. Свойства таблиц и их полей. Значения NULL для полей таблиц. Создание межтабличных связей. Индексы Access. Сортировка. Поиск данных. Фильтры для отбора данных. Создание запросов. Мастер запросов. Конструктор запросов. Создание многотабличных запросов. Типы запросов. Запросы на выборку. Запросы с параметрами. Перекрестные запросы. Запросы на изменение. Создание таблицы, добавление, обновление, удаление записей. Обновляемые запросы. Типы форм. Создание формы. Мастер форм. Конструктор форм. Разделы формы. Элементы управления формы. Использование списков и полей со списками. Объекты и события в Acceess. Типы отчетов. Создание отчетов. Мастер отчетов. Панель инструментов отчетов Access. Добавление графики в формы и отчеты

7.

Исторические источники и источнико-ориентированный подход к созданию баз данных

Понятие о документальных БД и информационно-поисковых системах (ИПС). Полнотекстовый и библиографический поиск. Оценка результатов поиска. Релевантность. Специфика исторических источников и источнико-ориентированный подход к созданию БД: источнико-ориентированные и проблемно-ориентированные БД; примеры специализированных пакетов программ, созданных для работы с историческими источниками; система KLEIO.

8.

Организация использования исторических баз данных

Опыт создания и использования баз данных в исторических исследованиях: просопографические базы данных; базы данных в исследованиях по социально-экономической и социально-политической истории. Опыт создания и использования баз данных в национальных архивах и музеях

9.

Интеллектуальные информационные системы и базы знаний

Методы искусственного интеллекта: экспертные системы (ЭС), представление знаний. Базы данных и базы знаний в экспертных системах. Когнитивные модели понимания текста, опыт их применения в исторических исследованиях


5.4 Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п


Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Лаб.

зан.

СРС

Все-го

час.

1.

Базы и банки данных в исторических исследованиях. Введение

2







2

2.

Концепция баз данных и информационных систем

2




6

8

3.

Модели данных

2




2

4

4.

Реляционная модель данных

2




2

4

5.

Проектирование баз данных

2

4

10

16

6.

Физическое проектирование баз данных. Основы СУБД Access

2

24

30

56

7.

Исторические источники и источнико-ориентированный подход к созданию баз данных

4

2

10

16

8.

Организация использования исторических баз данных

6

4

8

18

9.

Интеллектуальные информационные системы и базы знаний

2




4

6


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисцип

лины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.

5.

Лабораторная работа№1,2. Проектирование реляционной модели данных

4

2.

6.

Лабораторная работа №3. Создание таблиц в MS Access

Лабораторная работа №4. Установление взаимосвязей в базе данных. Связывание таблиц

Лабораторная работа № 5,6. Создание форм. Диаграммы, кнопочные формы

Лабораторная работа № 7. Сортировка, поиск, фильтрация данных

Лабораторная работа № 8. Создание запросов.

Лабораторная работа № 9. Создание отчетов

Лабораторная работа № 10. Гиперссылки и объекты OLE

Лабораторная работа №11. Экспорт и импорт данных

Лабораторная работа № 12. Создание страниц доступа к данным

4


2


4


2


4

2

2


2

2


3.

8.

Лабораторная работа № 13. Организация использования исторических баз данных

4

4.

9.

Лабораторная работа № 14. Интеллектуальные информационные системы и базы знаний

4


8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

По окончанию изучения курса предусмотрена промежуточная аттестация в виде зачета. Студенты допускается к зачету при условии выполнения и сдачи всего модуля лабораторных работ и базы данных, разработанной в процессе сквозного проекта на семестр.

Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Терминология баз данных. Основные понятия.

  2. Применение банков и баз данных в исторической науке.

  3. Машиночитаемые исторические источники.

  4. Документальные и фактографические информационные системы. Базы данных в структуре информационных систем.

  5. История развития систем обработки данных и концепции базы данных.

  6. Характеристика моделей баз данных: иерархическая, сетевая модель баз данных.

  7. Характеристика моделей баз данных: постреляционная, многомерная и обектно-ориентированая модель.

  8. Реляционные базы данных. Основные понятия и термины.

  9. Основы проектирования баз данных. Краткая характеристика этапов проектирования.

  10. Нормализация информационной модели базы данных.

  11. Нормализация информационной модели базы данных: первая нормальная форма.

  12. Нормализация информационной модели базы данных: вторая нормальная форма.

  13. Нормализация информационной модели базы данных: третья нормальная форма.

  14. Создание баз данных в СУБД MS Access. Создание пустой базы данных.

  15. Создание базы данных с помощью шаблона.

  16. Открытие и закрытие базы данных.

  17. Мастер создания таблиц.

  18. Конструктор создания таблиц. Установка первичного ключа.

  19. Создание таблиц в режиме таблицы.

  20. Редактирование и модификация структуры таблиц в базе данных.

  21. Изменение типа полей и реорганизация таблиц.

  22. Определение связей между таблицами. Основные типы отношений.

  23. Окно диалога Схема данных. Основные принципы работы.

  24. Правила установление взаимосвязей. Главная и подчиненная таблицы.

  25. Сортировка данных.

  26. Фильтрация данных, фильтр по выделенному. Использование операторов Like и Not при фильтрации данных.

  27. Запросы. Классификация запросов. Простой запрос к базе данных.

  28. Создание запросов с помощью мастера запросов.

  29. Запросы действия: Удаления, Добавления и Обновления.

  30. Запрос на создание таблицы.

  31. Экспорт, импорт данных в базу данных.

  32. Построение форм. Автоформа. Создание форм с помощью мастера.

  33. Конструктор форм. Создание элемента управления Кнопка.

  34. Создание диаграмм.

  35. Отчеты. Автоотчет.

  36. Создание страниц доступа к данным в базе данных.

  37. Гиперссылки и объекты OLE в базе данных.

  38. Документальные БД и информационно-поисковые системы (ИПС). Полнотекстовый и библиографический поиск.

  39. Источнико-ориентированные и проблемно-ориентированные БД. Примеры специализированных пакетов программ, созданных для работы с историческими источниками.

  40. Интеллектуальные информационные системы и базы знаний.

  41. Организация использования исторических баз данных.


Самостоятельная работа студентов занимает важное место в учебном процессе и является одним из главных методов глубокого и всестороннего изучения программного материала по курсу Базы и банки данных в исторических исследованиях.

Самостоятельная работа в широком понимании – это активная работа студентов, направленная на глубокое, творческое овладение программного материала, приобретение практических навыков самообразования и методики исследования.

Как форма учебного процесса самостоятельная работа включает в себя следующие основные направления деятельности обучаемого:

– предварительное изучение учебной программы по дисциплине;

– ознакомление с литературой по теме предстоящей лекции, слушание лекции, проведение осмысленной записи с последующей ее доработкой;

– изучение и анализ рекомендованной литературы и выполнение контрольных заданий;

– выяснение возникших вопросов на консультации у преподавателя.

Данные задания для самостоятельной работы студентов предназначены для изучения СУБД (систем управления базами данных) на примере программы MS Access, входящей в стандартный пакет Microsoft Office. Основная цель – дать знания и укрепить навыки, достаточные для самостоятельного изучения.

Исторический источник для исследования и создания базы данных бакалавр выбирает самостоятельно, предварительно получив консультацию у преподавателя.

Ход выполнения самостоятельной работы студента по сквозному проекту.

Задание: Составить инфологическую и датологическую модели базы данных в соответствии с выбранным историческим источником.

1. Создать таблицы в соответствии со своей датологической моделью.

2. Создать связи между таблицами в соответствии со своей датологической моделью.

3. Создать формы, необходимые для ввода данных в таблицы.

4. Создать запросы различного типа, необходимые для обработки и просмотра данных в базе данных.

5. Создать отчеты различного вида, необходимые для вывода данных из БД на печать.

6. Создать гиперссылки и объекты OLE в базе данных.

7. Создать страниц доступа к данным.

Представить отчет о проделанной работе с проектом базы данных на электронном носителе и выполненными заданиями. Количество записей в базе данных не должно быть менее 40.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература

  1. Богатов Ф. Г. Практикум по информатике. Word – Excel – Access. Учеб. пособие / Ф. Г. Богатов. – М.: Щит-М, 2010. – 264 с.

  2. Гарскова И. М. Базы данных в исторических исследованиях. Уч.-метод. разработка к практикуму по курсу «Информатика и математика» для студентов исторического факультета МГУ. Вып. 1. М., 2005. – 56 с.

  3. Карпова И. П. Базы данных. Учебное пособие. – Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет). – М., 2009. – 105 с.

  4. Кузнецов А. А. Microsoft Access 2003: Русская версия: Учебный курс / А. А. Кузнецов. – СПб.: Питер БХВ, 2006. – 365 с.

  5. Кузнецов С. Д. Основы баз данных: учебное пособие / С. Д. Кузнецов. – М.: Интернет-Университет, 2007. – 487 с.

  6. Мальцев М. Г., Хомоненко А. Д. Базы данных / М. Г. Мальцев, А. Д. Хомоненко. – М.: КОРОНА-Век, 2010. – 736 с.

  7. Сергеев А. В. Access 2007. Новые возможности / А. В. Сергеев. – Спб.: Питер, 2008. – 176 с.

  8. Смирнова О. В. Access 2007 на практике / О. В. Смирнова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 160 с.

  9. Соболь Б. В. Информатика. Учебник / Б. В. Соболь и др. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 446 с.

  10. Социальная информатика. Основания. Методы. Перспективы / под ред. Н. И.. Лапина. – М.: Либроком, 2010. – 216 с.

  11. Степанов А. Н. Информатика: Учебник для вузов / А. Н. Степанов. –5-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 765 с.


б) дополнительная литература

  1. Афанасьев Д. А. Office ХР / Д. Афанасьев, С. Г. Баричев. – М. : Кудиц-образ, 2002. – 352 с.

  2. Базы данных: учеб. пособие / под ред. А. Д. Хомоненко. – СПб.: Корона-принт, 2002. – 218 с.

  3. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. проф. А. Д. Хомоненнко. – 4-е изд. доп. и перераб. – СПб.: Корона принт, 2004. – 736 с.

  4. Глаголев В. Б. Информатика: сб. заданий для лаб. занятий 1-го семестра / В. Б. Глаголев. – М.: Изд-во МЭИ, 2002. – 98 с.

  5. Диго С.М. Базы данных. Проектирование и использование. - М.: «Финансы и статистика», 2004. Глава 3.

  6. Золотова С. И. Практикум по Access / С. И. Золотова. – М:. Финансы и статистика, 2007. – 144 с.

  7. Информационные технологии для историков : учеб. пособие к практикуму по курсу «Информатика и математика» / отв. ред. Л. И. Бородкин. – М.: МГУ, 2006. – 236 с.

  8. Меженный О. А. Microsoft Office 2007: Краткое руководство /
    О. А. Межный. – М.: Диалектика, 2008. – 370 с.

  9. Социальная информатика. Основания. Методы. Перспективы / под ред. Н. И. Лапина. – М.: Либроком, 2010. – 216 с.

  10. Степанов А. Н. Информатика: Учебник для вузов / А. Н. Степанов. –5-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 765 с.

  11. Тимошок Т. В. Microsoft Access 2002. Самоучитель / Т. В. Тимошок – М.: Вильямс, 2004. – 352 с.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Microsoft Access 2003, Microsoft Access 2007, www.microsoft.com.

г) базы данных

www.library.ru – Информационно-справочный портал при поддержке министерства культуры Российской Федерации;

www.edu.ru – федеральный образовательный портал;

www.ecsocman.edu.ru – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России;

www.sociologos.ru – портал российской прикладной социологии;

www.distance.ru – российский образовательный портал;

www.edu.tsu.ru/historynet/add/sites/index.htm – Интернет-ресурсы по истории России;

www.shpl.ru – исторические ресуры Государственной публичной исторической библиотеки Коллекция ссылок Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/Links/]

www.socionet.narod.ru – находятся ссылки на социологические, маркетинговые и статистические ресурсы, социологические организации www.nir.ru/socio, www.isn.ru и др.

www.obd-memorial.ru – объединенная база данных «Мемориал». Содержит учетные данные и документы о погибших воинах во Второй мировой войне и последующих конфликтах. Поиск информации о погибших или пропавших, определение места захоронения;

д) информационно-справочные и поисковые системы: www.yandex.ru, www.mail.ru, www.google.com и др.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, а также мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций на лекциях. Для организации лабораторной и самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами и необходимым программным обеспечением, выход в Интернет.

Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Во время лекционных занятий по дисциплине Базы и банки данных в исторических исследованиях необходимо акцентировать внимание на том, что записывать материал надо, по возможности, сжато, но без ущерба для ясности.

Для того чтобы подготовиться к лабораторному занятию, необходимо тщательно проработать изученный материал. При чтении рекомендованной литературы желательно законспектировать ее основные положения, руководствуясь вопросами плана лекционного занятия.

На защите лабораторных работ студенты должны излагать свои мысли понятно, конкретно, строго по данному вопросу. Лабораторные работы выполняются в течение семестра в соответствии с методическими рекомендациями и представляются преподавателю для защиты в электронном виде в соответствии с графиком работ.

Файлы, созданные в процессе выполнения лабораторных работ и не защищенные на текущем занятии, сохраняются в электронном виде на диске.

Только на основе глубокого и всестороннего изучения каждого вопроса плана лекционного и лабораторного занятия учащийся сможет правильно и четко раскрыть эти вопросы и сделать продуманные выводы.

В предлагаемых планах проведения занятий задания для самостоятельной работы студентов выступают в качестве домашнего задания, обязательного для выполнения.

Обучаемые получают возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподавателю необходимо учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

________________________________________________________________________


Авторы (разработчики):

Историко-социологический институт

(место работы)





Доцент

кафедры экономической истории и информационных технологий

(занимаемая должность)





Л.Г. Скворцова

(инициалы, фамилия)

____________________

(место работы)




_______________

(занимаемая должность)




_________________

(инициалы, фамилия)

Рецензенты(эксперты)













____________________

(место работы)




_______________

(занимаемая должность)




_________________

(инициалы, фамилия)

____________________

(место работы)




_______________

(занимаемая должность)




_________________

(инициалы, фамилия)

Программа одобрена на заседании

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от года, протокол № .


*В качестве экспертов программы привлекаются работодатели.





Похожие:

Цели и задачи учебной дисциплины iconАннотация программы учебной дисциплины «Экономика» Цели и задачи дисциплины
Задачи дисциплины: вооружение бакалавра знаниями по экономике; привитие и развитие экономического мышления; воспитание высокой экономической...
Цели и задачи учебной дисциплины iconРабочая Программа учебной дисциплины опд. В. 02 русская диалектология цели и задачи дисциплины Цели курса «Русская диалектология»
Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Цели и задачи учебной дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Цели и задачи учебной дисциплины iconАннотация программы учебной дисциплины наименование дисциплины
Цели дисциплины: подготовка специалистов, способных решать задачи проектирования, анализа, документирования и сопровождения архитектуры...
Цели и задачи учебной дисциплины icon030300 Психология Цели и задачи дисциплины
Цели и задачи дисциплины: формирование компетентности в организации проектной деятельности в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных...
Цели и задачи учебной дисциплины icon030300 Психология Цели и задачи дисциплины
Цели и задачи дисциплины: формирование компетентности в организации проектной деятельности в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных...
Цели и задачи учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс опд. Р. 04 Психология труда (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью учебной дисциплины «Психология труда»

Цели и задачи учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 07 Психология труда ( указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью учебной дисциплины «Психология труда»

Цели и задачи учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 01 Русский язык: Морфемика. Словообразование. Морфология Томск 2011 Цели и задачи дисциплины «Русский язык»

Цели и задачи учебной дисциплины iconАннотация программы учебной дисциплины «Социология» Цель и задачи дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины является приобретение студентами систематического и цельного представления о социологии, ее роли...
Цели и задачи учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Целью изучения курса «Социальная педагогика»
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы