Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву icon

Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву



НазваниеСтрахование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву
Архипова Анна Григорьевна
Дата конвертации21.04.2013
Размер246.24 Kb.
ТипАвтореферат
скачать >>>


На правах рукописи


Архипова Анна Григорьевна


Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву


Специальность 12.00.03 – Гражданское право; Предпринимательское право; Семейное право; Международное частное право


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва, 2008

Работа выполнена на кафедре международного частного и гражданского права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России


Научный руководитель доктор юридических наук, профессор

Кабатов Виталий Алексеевич


Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Мусин Валерий Абрамович


кандидат юридических наук

Меребашвили Тамара Александровна


Ведущая организация Институт государства и права РАН


Защита состоится «___» _________ 2008 года в ___ часов на заседании специализированного диссертационного совета Д.209.002.05 по юридическим наукам при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России (119454, Москва, проспект Вернадского, 76, тел. 434-00-89).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГИМО (У) МИД России.


Автореферат разослан «___» __________ 2008 года


Ученый секретарь

Диссертационного совета


___________________

д.ю.н., проф. Е.Я. Павлов


^ I. Общая характеристика работы


1. Актуальность темы исследования


В современном праве существует целый комплекс международно-правовых норм, регламентирующих ответственность судовладельца за причинение вреда интересам третьих лиц и распространяющихся на широкий круг обстоятельств, могущих повлечь ответственность судовладельца. Такие международно-правовые нормы дополняются и уточняются нормами национального законодательства.

Экономическая сущность страхования ответственности судовладельцев состоит в распределении финансовых рисков, связанных с возложением на судовладельца ответственности за нарушение договорных обязательств и/или нанесение вреда интересам третьих лиц. Такое распределение осуществляется в двух основных формах: путем взаимного страхования судовладельцев, а также путем «традиционного» страхования коммерческой страховой организацией. В настоящем диссертационном исследовании рассматривается развитие обеих форм страхования ответственности судовладельцев, анализируются их особенности, достоинства и недостатки.


Будучи инструментом перераспределения и компенсации финансовых рисков, страхование ответственности судовладельцев обеспечивает возможность стабильного развития судовладельцам и иным субъектам деятельности по торговому мореплаванию. Защищая интересы конкретных участников торгового мореплавания, страхование ответственности судовладельцев тем самым является важной составляющей стабильного развития всей отрасли в целом.

Значимость страхования ответственности судовладельцев для торгового мореплавания, которое, в свою очередь, является существенной частью всей мировой экономики, определяет актуальность выбранной темы. Сфера применения страхования ответственности судовладельцев в мире и в России постоянно растет. В частности, одной из важнейших тенденций является создание и имплементация особых правил, регламентирующих ответственность судовладельцев за загрязнение моря нефтью и иными вредными веществами. Страхование ответственности судовладельцев, будучи гибким институтом морского права, отражает эту и другие новые тенденции, что делает особо актуальным анализ соответствующих норм права и практики. При этом развитие страхования ответственности судовладельцев в России во многом идет по пути заимствований из английского права и практики. В связи с этим изучение английского опыта страхования ответственности судовладельцев, а также анализ возможности применения этого опыта в России представляет несомненный интерес.


^ 2. Степень разработанности темы в правовой литературе

Различные аспекты страхования ответственности судовладельцев анализируются в трудах В.А. Мусина, В.П. Федорова, А.Л. Маковского, В.А. Васильева, Л.М. Федорова, Г. Гришина, Т.А. Меребашвили, К.Е. Турбиной, В.Н. Дадькова и др. Однако труды названных авторов либо относятся к советскому периоду и, таким образом, не в полной мере отражают текущую ситуацию, сложившуюся в страховании ответственности судовладельцев, либо посвящены морскому страхованию в целом и затрагивают вопросы ответственности судовладельцев лишь фрагментарно. Работа Т.А. Меребашвили является комплексным исследованием, сконцентрированным, однако, на анализе лишь одной формы страхования ответственности судовладельцев, а именно взаимного страхования. Вопросы «традиционного», коммерческого страхования ответственности судовладельцев в ней не рассматриваются.

В настоящее время в российской правовой литературе имеется значительное количество исследований, посвященных страхованию в целом либо затрагивающих те или иные аспекты страхования. Среди таких работ можно выделить труды К.Е. Турбиной и В.Н. Дадькова, работы С.В. Дедикова, В.Ю. Абрамова и др. В то же время, хотя эти исследования весьма полезны при анализе различных аспектов страхования ответственности судовладельцев, они либо вовсе не учитывают специфику этого вида страхования, либо учитывают ее лишь в небольшой степени.

Таким образом, в России в настоящее время отсутствуют комплексные исследования, охватывающие различные формы страхования ответственности судовладельцев и анализирующие соответствующее законодательство и практику его применения в сравнительно-правовом аспекте.

Среди зарубежных авторов тема страхования ответственности судовладельцев, на наш взгляд, также разработана недостаточно. Отдельные вопросы страхования ответственности судовладельцев рассматриваются в работах таких авторов, как Дж. Арнольд, Х. Беннетт, Д. О’Мэй, Э. Р. Харди-Айвами, Р. Браун, Ф. Ледвиз, С. Ходжес и др. Однако основным предметом исследования всех названных авторов является морское страхование в целом, при этом главным объектом изучения становится страхование судов и грузов, а вопросам страхования ответственности судовладельцев уделяется второстепенное внимание. Применительно к некоторым из названных авторов это объясняется тем, что их работы создавались в те периоды времени, когда страхование ответственности судовладельцев еще не приобрело того значения, которое оно имеет в наши дни. Безусловно, заслуживают внимания работы С. Хэйзлвуда, в которых основной акцент ставится именно на деятельности по страхованию ответственности судовладельцев.

Таким образом, тема страхования ответственности судовладельцев недостаточно разработана в отечественной науке и нуждается во всестороннем исследовании.


^ 3. Предмет исследования

Предметом настоящей работы являются отношения, возникающие при страховании ответственности судовладельцев. В диссертации рассматриваются источники российского и английского законодательства по страхованию, морскому страхованию и страхованию ответственности судовладельцев, правила страхования английских и российских страховых организаций, судебная практика, доктрина.


^ 4. Задачи и цели исследования

Целью диссертации является сравнительно-правовое исследование норм, регламентирующих страхование ответственности судовладельцев, а также судебной практики. Соответственно, автор поставил перед собой следующие задачи:

  1. Исследовать историческое развитие страхования ответственности судовладельцев, отследить тенденции развития этого института;

  2. Определить круг субъектов – участников отношений по страхованию ответственности судовладельцев;

  3. Исследовать в сравнительном аспекте различные организационно-правовые формы деятельности страховщиков ответственности судовладельцев (взаимное и коммерческое страхование);

  4. Проанализировать степень разработанности тех или иных проблем страхования ответственности судовладельцев в законодательстве, указать на существующие пробелы и противоречия в законодательстве и возможные пути их устранения;

  5. Исследовать вопросы заключения договора страхования ответственности судовладельцев, прав и обязанностей его сторон;

  6. Определить круг рисков, страхуемых в рамках страхования ответственности судовладельцев, отграничить их от прочих видов страхования;

  7. Выявить особенности применения общих принципов страхования к страхованию ответственности судовладельцев;

  8. Изучить вопросы предъявления и урегулирования требований, вытекающих из договоров страхования ответственности судовладельцев;

  9. Провести сравнительный анализ нормативных актов и судебной практики по страхованию ответственности судовладельцев.


^ 5. Теоретические основы исследования

При работе над настоящей диссертацией использовались историко-правовой и сравнительно-правовой методы, а также метод системного анализа. Историко-правовой и сравнительно-правовой методы в настоящей работе использовались в тесной взаимосвязи.

^ Теоретической основой работы служат труды отечественных и зарубежных авторов. В ходе работы над диссертаций автор, в частности, использовал работы М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.Н. Гендзехадзе, В.Н. Дадькова, С.В. Дедикова, А.Л. Маковского, Т.А. Меребашвили, В.А. Мусина, О.Н. Садикова, К.Е. Турбиной, В.П. Федорова, Ю.Б. Фогельсона и других российских авторов, а также таких зарубежных специалистов, как Дж. Арнольд, Х. Беннетт, Дж. Бердз, Р. Браун, Дж. К. Гудэйкр, Ф. Ледвиз, Д. О’Мэй, Э. Харди Айвами, С. Хейзлвуд, С. Ходжес, М.Д. Челмерс.


^ 6. Научная новизна темы и положения, выносимые на защиту

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в российской юридической литературе сделана попытка комплексного анализа правового регулирования страхования ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву на сравнительно-правовой основе. Кроме того, в диссертации рассмотрены проблемы развития страхования ответственности судовладельцев в России и вопросы, возникающие в связи широкомасштабными заимствованиями из английского права, даны предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной области.


На защиту выносятся следующие основные положения:

1. На фоне фундаментальных различий английской и российской правовых систем широко используемая в России практика заимствования норм и правил английских клубов страхования ответственности судовладельцев не всегда приводит к желаемым результатам. Так, использование принятых в практике английских Пи-энд-Ай клубов перечня и описаний страховых рисков не соответствует установленной в российском праве классификации видов страхования и влечет неопределенность в определении конкретных застрахованных рисков. В то же время ряд положительных аспектов работы английских Пи-энд-Ай клубов недостаточно используется в России (например, обязательные сюрвейерские осмотры судов перед заключением договора страхования).

2. С принятием закона «О взаимном страховании» появилась возможность создания в России обществ взаимного страхования ответственности судовладельцев (в том числе дочерних обществ крупнейших зарубежных клубов взаимного страхования) по образцу английских клубов взаимного страхования, что может сыграть положительную роль в развитии страхования ответственности судовладельцев в РФ и облегчить заимствования из английской практики.

3. Определение страхового случая по договору морского страхования, содержащееся в ст. 246 КТМ РФ (наступление морских опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования), в совокупности с положениями ст. 249 КТМ РФ об объекте морского страхования не соответствует целям страхования ответственности судовладельцев. Поскольку объектом страхования является ответственность судовладельца, страховым случаем по договору страхования ответственности судовладельцев является не воздействие морских опасностей или случайностей, а наступление ответственности судовладельца перед третьими лицами в связи с эксплуатацией морского судна. В связи с этим применительно к страхованию ответственности в ст. 961 ГК РФ следует говорить не об информировании страховщика о наступлении страхового случая (как в страховании имущества), а об информировании о наступлении события, которое может повлечь ответственность страхователя.

4. Положения ст. 265 КТМ РФ об освобождении страховщика от ответственности в случаях грубой неосторожности страхователя или его представителя должны ограничительно применяться к страхованию ответственности судовладельцев. Следует проводить разграничение между судовладельцем (страхователем по договору) и членами экипажа судна. Для целей страхования капитан судна и члены экипажа не должны считаться представителями судовладельца, и право страховщика на освобождение от страховой выплаты должно возникать лишь в случае грубой неосторожности самого судовладельца (страхователя), а не членов экипажа.

5. Для устранения неопределенности в вопросе о том, применяются ли к страхованию ответственности судовладельцев основания освобождения страховщика от ответственности, предусмотренные в ст.ст. 266, 267 КТМ, предлагается распространить действие этих статей на страхование ответственности судовладельца.

6. Несмотря на то, что ст. 281 КТМ, регулирующая вопросы суброгации, не делает исключений для страхования ответственности судовладельцев, институт суброгации не применяется к этому виду страхования, кроме случаев возложения ответственности на судовладельца за действия третьих лиц (например, членов экипажа). В случае, если лицом, ответственным за нанесенный вред, является сам судовладелец (страхователь), обращение к нему страховщика с требованием в порядке суброгации противоречило бы сути страхования.

7. Вопрос о том, с какого момента начинает течь двухгодичный срок исковой давности, применяемый в страховании, является дискуссионным. По нашему мнению, применительно к страхованию ответственности судовладельцев данный срок, по общему правилу, следует исчислять с момента предъявления требования лицом, которому нанесен вред, а также установления причин возникновения и размера ущерба.

8. Как в английской, так и в российской практике одним из наиболее дискуссионных является вопрос о предъявлении требований непосредственно выгодоприобретателями напрямую страховщику в рамках страхования ответственности судовладельцев. В российской правовой литературе, а также в судебной практике представлены противоположные подходы к решению этой проблемы. По нашему мнению, существующая редакция ст. 931 ГК РФ предусматривает возможность предъявления лицами, которым нанесен вред, требований о выплате страхового возмещения непосредственно страховщику во всех случаях, а не только тогда, когда это прямо предусмотрено договором либо страхование является обязательным.


^ 7. Научная значимость работы

Научная значимость диссертации состоит в том, что в ней раскрываются сущностные различия между взаимной и договорной формами страхования ответственности судовладельцев, рассматриваются вопросы соотношения общих норм по страхованию, норм по морскому страхованию и норм по страхованию ответственности судовладельцев, анализируются особенности применения общих принципов страхования к страхованию ответственности судовладельцев.


^ 8. Практическая значимость

Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения могут быть использованы субъектами деятельности по страхованию ответственности судовладельцев для улучшения имеющихся и разработки новых правил страхования, разработки иных страховых документов, обеспечивающих более совершенную защиту всех участников отношений по страхованию ответственности судовладельцев. В диссертации анализируется имеющееся законодательство в области страхования ответственности судовладельцев, включая закон «О взаимном страховании», отмечаются существующие пробелы и противоречия в законодательстве и судебной практике, предлагаются варианты устранения этих пробелов и противоречий.


^ 9. Апробация результатов исследования

Основные положения и выводы исследования изложены в трех публикациях по теме диссертации общим объемом 2,1 п.л.: «Страхование ответственности судовладельцев: применение английского опыта в российских условиях» (Московский журнал международного права, № 1 (69), 2008 г., стр. 157-171); «Проблемы и перспективы взаимного страхования ответственности судовладельцев в России» (Страховое дело, № 2, 2008 г., стр. 22-32); «Предъявление требований к страховщику по договору страхования ответственности (на примере страхования ответственности судовладельцев)» (Страховой бизнес, № 2, 2008 г., стр. 22-31).

Проблемы, являющиеся предметом исследования в диссертации, были освещены автором в рамках докладов на международных семинарах «Защита интересов судовладельцев», на конференции «Морское страхование» и на конференции Международного союза адвокатов (International Bar Association) «Морское страхование/Marine Insurance».


^ II. Структура и содержание работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, часть из которых делится на пункты, заключения и списка литературы, использованной при написании диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, оценивается степень разработанности проблемы в правовой литературе, указывается предмет исследования, формулируются задачи и цели диссертационного исследования, излагаются методологические и теоретические основы исследования, определяются его теоретическая и практическая значимость, научная новизна, а также содержатся сведения об апробации результатов исследования.

^ Первая глава, озаглавленная «Страхование ответственности судовладельцев по английскому праву», посвящена истории развития страхования ответственности судовладельцев в Англии, английским источникам регулирования, особенностям деятельности обществ взаимного страхования (Пи-энд-Ай клубов), содержанию договора страхования ответственности судовладельцев по английскому праву.

В первом параграфе – «Историческое развитие морского страхования в Англии» излагаются исторические и правовые предпосылки для развития страхования ответственности судовладельцев и появления Пи-энд-Ай клубов. В этом параграфе также анализируются причины, по которым страхованием ответственности судовладельцев занимаются преимущественно специализированные структуры – Пи-энд-Ай клубы.

Второй параграф – «Структура и деятельность современных Пи-энд-Ай клубов» - посвящен вопросам деятельности клубов взаимного страхования в Англии. В этом параграфе анализируются вопросы организационно-правовой формы Пи-энд-Ай клубов, прав и обязанностей их участников, статуса органов управления клубов. Описывается процедура принятия решений по различным вопросам деятельности Пи-энд-Ай клубов, содержание корпоративных документов. Здесь же автор рассматривает вопрос о том, являются ли современные Пи-энд-Ай клубы обществами взаимного страхования.

В третьем параграфе – «Членство в Пи-энд-Ай клубе. Заключение договора страхования» - анализируются вопросы вступления в клуб взаимного страхования ответственности судовладельцев. Очерчивается круг лиц, которые могут вступать в Пи-энд-Ай клубы, раскрывается понятие страхового интереса применительно к английскому Закону о морском страховании 1906 года. Освещается порядок переуступки членства в Пи-энд-Ай клубе.

В этом же параграфе анализируется вопрос о том, является ли вступление в Пи-энд-Ай клуб заключением договора морского страхования. С учетом принятого в английском праве и практике определения договора страхования в целом и договора морского страхования и на основании имеющейся судебной практики автор приходит к выводу о том, что вступление в клуб равнозначно заключению договора морского страхования. Из этого следует, что к отношениям между судовладельцем и Пи-энд-Ай клубом применяются нормы закона 1906 года «О морском страховании».

В то же время права и обязанности члена клуба и страхователя по договору страхования могут не совпадать. В связи с этим проводится сопоставление прав и обязанностей, связанных с членством в клубе и с заключением договора страхования.

Далее в третьем параграфе анализируются документы, оформляемые сторонами при заключении специфического договора страхования при вступлении в Пи-энд-Ай клуб. Указывается, какие категории лиц (судовладельцы, фрахтователи, залогодержатели, аффилированные лица и т.п.) могут быть членами Пи-энд-Ай клубов.

В четвертом параграфе – «Содержание договора страхования, заключаемого между Пи-энд-Ай клубом и его участником» - рассматриваются документы, составляющие данный договор, анализируются его основные условия. В связи с тем, что при заключении договора страхования ответственности судовладельца в Пи-энд-Ай клубе страховой полис не выдается, автор анализирует положения Закона «О морском страховании» о выдаче полиса и применение этих положений к деятельности Пи-энд-Ай клубов.

Далее автор выделяет существенные условия договора страхования ответственности судовладельца, нарушение которых одной стороной дает другой стороне право расторгнуть договор.

В пятом параграфе – «Объем страхового покрытия» - раскрываются риски, покрываемые страхованием в рамках страхования ответственности судовладельцев. Объем этих рисков позволяет отграничить страхование ответственности судовладельцев от иных видов морского страхования и страхования ответственности. Автором анализируется содержание основных рисков, традиционно включаемых в страховое покрытие по этому виду страхования. Особое внимание при этом уделяется требованиям в связи с утратой или повреждением груза, требованиям по загрязнению, требованиям членов экипажа.

^ Шестой параграф – «Права и обязанности сторон договора страхования» - посвящен анализу основных прав и обязанностей страхователя и страховщика. В нем рассматриваются «информационные» обязанности страхователя: раскрытие информации при заключении договора страхования и степень определения «существенности» такой информации; извещение страховщика о существенном изменении риска; извещение о наступлении страхового случая. Информационным обязанностям уделено особое внимание, поскольку именно они во многом определяют доверительный характер договора страхования.

Раскрывается содержание обязанности страхователя по минимизации ущерба, причиненного страховым случаем. Анализируются положения правил страхования английских Пи-энд-Ай клубов, касающиеся обязанности страхователя по внесению страховых взносов. Проводится классификация взносов, подлежащих уплате членом Пи-энд-Ай клуба.

В этом же параграфе определяются последствия нарушения тех или иных обязанностей, анализируются изменения в судебной практике по этому вопросу. Освещается общепринятое правило английского Пи-энд-Ай страхования «Pay to be Paid» («сначала оплата, потом возмещение»), а также другие обстоятельства, необходимые для получения судовладельцем страхового возмещения.

В седьмом параграфе автор перечисляет и анализирует обстоятельства, при наличии которых английские Пи-энд-Ай клубы имеют право отказать в выплате страхового возмещения. Прежде всего, к ним относятся отсутствие причинно-следственной связи между страховым случаем и понесенным убытков, а также наступление страхового случая по вине страхователя. Кроме того, анализируются такие основания для освобождения страховщика от выплаты возмещения, как незаконная деятельность застрахованного судна, немореходность судна, наступление убытков от военных рисков и др.

В восьмом параграфе рассматриваются особенности суброгации применительно к страхованию ответственности судовладельцев в Пи-энд-Ай клубах. Автор приходит к выводу, что в английском праве нет ограничений для применения института суброгации к страхованию ответственности судовладельцев. Однако на практике суброгация в этом виде страхования применяется крайне редко, поскольку лицом, ответственным за убытки, чаще всего является сам страхователь.

В девятом параграфе - «Предъявление требований к Пи-энд-Ай клубам» - анализируется порядок предъявления требований к Пи-энд-Ай клубам и их рассмотрения. В английских Пи-энд-Ай клубах предусмотрен двухступенчатый порядок рассмотрения требований страхователей: вначале требования рассматриваются директорами клуба. Если приемлемого решения достичь не удается, требование передается на рассмотрение в арбитраж.

Далее рассматриваются предусмотренные английским правом случаи ограничения ответственности клубов. Подчеркивается, что ограничение ответственности возможно лишь в нескольких особо оговоренных случаях. По общему правилу ответственность Пи-энд-Ай клубов не является ограниченной, что является одним из принципиальных отличий клубов взаимного страхования от коммерческих страховщиков.

В этом же параграфе рассматривается один из наиболее сложных и спорных вопросов английского морского страхования – о возможности предъявления к клубам взаимного страхования требований непосредственно третьими лицами, которые понесли убытки в результате действий (бездействия) страхователя. Автором анализируются положения английского закона «О третьих лицах и их правах требования к страховщикам» 1930 г., а также судебной практики по данному вопросу, которая подчас носит противоречивый характер. Здесь же проводится анализ вопроса о сроках, в течение которых может быть предъявлено требование к Пи-энд-Ай клубу в рамках договора страхования ответственности судовладельца.


^ Вторая глава – «Страхование ответственности судовладельцев по российскому праву» - посвящена развитию этого вида страхования в России, анализу норм права, применяемых к данному виду страхования, возникающим в связи с этим теоретическим и практическим проблемам и возможным способам их решения. В связи с тем, что структура второй главы аналогична структуре первой (посвященной английскому праву), в параграфах второй главы содержатся выводы сравнительно-правового характера.

^ Первый параграф – «История развития страхования ответственности судовладельцев в СССР и Российской Федерации» - посвящен становлению и развитию данного вида страхования. Во втором параграфе анализируются источники норм российского права о страховании ответственности судовладельцев, в том числе соотношение общих и специальных норм по страхованию, содержащихся в ГК РФ и КТМ РФ. Автор выделяет такие схожие черты регулирования отношений по страхованию ответственности судовладельцев в английском и российском праве, как отсутствие единого акта по данному виду страхования, разрозненность норм, регламентирующих этот вид страхования, и их диспозитивность.

^ Третий параграф озаглавлен «Субъекты отношений по страхованию ответственности судовладельцев. Страховые организации. Общества взаимного страхования». В нем анализируется статус страховщиков, страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей. Выделяется особый статус выгодоприобретателя в договоре страхования ответственности судовладельца, связанный с тем, что данный договор всегда заключен в пользу выгодоприобретателя, в то же время личность последнего не может быть известна до наступления страхового случая. В этом же параграфе раскрывается понятие страхового интереса.

Значительное место в этом параграфе и в структуре диссертационного исследования в целом занимает разграничение между коммерческими страховщиками и обществами взаимного страхования. Существенные различия между обществами взаимного страхования и коммерческими страховщиками состоят в отношении к извлечению прибыли, внутренней структуре этих организаций, порядку принятия решений.

Далее в этом параграфе автор анализирует правовые нормы, применимые к обществам взаимного страхования, и, в частности, закон «О взаимном страховании». В свете нового закона рассматриваются вопросы организационно-правовой формы обществ взаимного страхования, членства и управления, порядка осуществления страхования в таких обществах. Хотя в целом принятие закона «О взаимном страховании» оценивается автором положительно, ряд его положений получили критическую оценку. В частности, закон не содержит переходных положений для существующих обществ взаимного страхования, которые после принятия закона перестали соответствовать действующему законодательству. Установленные законом минимальные требования к составу участников, по мнению автора, не обеспечивают стабильной работы обществ взаимного страхования. Недостаточно проработан в законе вопрос о гарантиях финансовой стабильности обществ, особенно в начале их работы.

В этом же параграфе автор анализирует вопрос о природе отношений между обществом взаимного страхования и его членом с учетом положения закона «О взаимном страховании», согласно которому по общему правилу страхование в таком обществе осуществляется непосредственно на основании устава общества. По мнению автора, несмотря на отсутствие договора страхования в форме единого документа, между обществом взаимного страхования и страхователем все же существуют договорные отношения, пусть и в особой форме.

С принятием закона «О взаимном страховании» и внесением поправок в ряд других нормативно-правовых актов созданы достаточно четкие правила для получения обществами взаимного страхования лицензий на ведение страховой деятельности.

В результате анализа положений закона «О взаимном страховании» автор приходит к выводу, что после его принятия в России появилась возможность создания и функционирования обществ взаимного страхования ответственности судовладельцев, по своей сути аналогичных английским Пи-энд-Ай клубам.

В этом же параграфе анализируются вопросы создания страховых пулов в области страхования ответственности судовладельцев.

Далее здесь же рассматриваются установленные российским законодательством ограничения на страхование российских интересов за рубежом, в том числе эволюция этих ограничений за последние несколько лет.

^ Параграф четвертый – «заключение договора страхования» - рассматривает особенности заключения договора страхования и согласования его существенных условий применительно к страхованию ответственности судовладельцев. В частности, страховая сумма в таких договорах определяется по усмотрению сторон, понятие страховой стоимости к этому виду договоров страхования не применяется.

Автор анализирует положения ст. 945 ГК РФ о праве страховщика на оценку страхового риска и отмечает, что в судебной и арбитражной практике неосуществление этого права страховщиком подчас приравнивается к его небрежности. Автор, далее, отмечает, что формально право страховщика на оценку страхового риска не предусмотрено применительно к страхованию ответственности судовладельцев. В то же время, по мнению автора, при заключении договора страхования ответственности судовладельцев страховщику рекомендуется проводить мероприятия по оценке страхового риска, причем в большем объеме, нежели при страховании имущества.

В пятом параграфе раскрывается объем страхового покрытия, предоставляемого российскими страховщиками по договорам страхования ответственности судовладельцев. Особое внимание уделяется требованиям, связанным с утратой или повреждением груза, ответственности за столкновения, требованиям, связанным с загрязнением. Автор критически оценивает включение в правила страхования ряда российских страховщиков условия о покрытии страхованием риска наложения штрафов на страхователя.

Помимо перечисления и анализа конкретных рисков, обычно включаемых в такие договоры страхования, автор рассматривает вопросы заимствований, проводимых российскими страховщиками у английских Пи-энд-Ай клубов, большая часть которых относится к определению застрахованных рисков. По мнению автора, сложности, возникающие в связи с такими заимствованиями, объясняются в первую очередь принципиально разной организацией работы английских Пи-энд-Ай клубов и российских коммерческих страховщиков, а также различиями между английской и российской правовыми системами. Несмотря на то, что опыт английских Пи-энд-Ай клубов может успешно применяться в России, при осуществлении заимствований необходимо тщательно адаптировать соответствующие положения правил и условий страхования с тем, чтобы они соотносились с нормами российского законодательства о страховании.

^ Шестой параграф - «Права и обязанности сторон договора страхования» - посвящен анализу принципа наивысшего доверия сторон в страховании и конкретным обязанностям сторон: информационным обязанностям страхователя и страховщика, обязанностям страхователя по уплате страховой премии и по минимизации убытков при наступлении страхового события, праву страховщика на оценку страхового риска, а также последствиям нарушения названных обязанностей. Автором анализируются критерии существенности сведений применительно к информационным обязанностям страхователя. При этом прослеживаются различия в подходах, принятых Гражданским кодексом РФ и Кодексом торгового мореплавания. Отдельно анализируются права и обязанности выгодоприобретателя в договоре страхования ответственности судовладельцев.

Автор выделяет схожие черты и различия в определении прав и обязанностей сторон договора страхования ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву. Так, принцип наивысшего доверия сторон в страховании является основополагающим в обеих правовых системах. Однако если в российском праве обязанности страхователя, основанные на этом принципе, ограничены моментом наступления страхового случая и периодом времени, непосредственно следующим за ним, то в английском праве действие этого принципа во времени распространяется и на период предъявления требований к страховщику.

В этом же параграфе автор анализирует вопрос о том, какое именно обстоятельство можно считать страховым случаем по договору страхования ответственности судовладельца. В результате сопоставления положений ст.ст. 246, 249 КТМ РФ автор приходит к выводу о том, что существующее определение страхового случая, применимое в морском страховании, не учитывает особенностей страхования ответственности судовладельцев.

В седьмом параграфе рассматриваются предусмотренные в российском законодательстве основания для отказа в выплате страхового возмещения, а также судебная и арбитражная практика применения соответствующих норм. Автор предлагает разделить основания для отказа на объективные, не зависящие от действий (бездействия) страхователя, и субъективные, обусловленные нарушением каких-либо условий договора страхования со стороны страхователя.

Анализируя конкретные основания для отказа в выплате, автор, в частности, предлагает ограничительно толковать ст. 265 КТМ РФ, которая касается умысла и грубой неосторожности страхователя. Для целей применения этой нормы члены экипажа застрахованного судна, включая капитана, не должны считаться представителями судовладельца.

Далее в этом параграфе автором анализируется вопрос о том, применимы ли основания для отказа в выплате, предусмотренным КТМ РФ для иных видов морского страхования (страхование судов, страхование грузов), к страхованию ответственности судовладельцев.

В восьмом параграфе освещаются особенности суброгации при страховании ответственности судовладельцев. На основе анализа законодательства и доктрины автор приходит к выводу о том, что, по общему правилу, суброгация к этим отношениям не применяется.

^ Девятый параграф посвящен вопросам предъявления требований к страховщику. В нем автор анализирует различные подходы к порядку определения момента, с которого начинает течь срок исковой давности, применяемый в страховании. Автор исходит из того, что страховым случаем по договору страхования ответственности судовладельцев является наступление ответственности перед третьими лицами в связи с эксплуатацией судна, и с учетом этого предлагает ряд критериев, с помощью которых можно определять момент начала срока исковой давности.

Кроме того, в этом параграфе анализируется вопрос о том, кто именно – страхователь или выгодоприобретатель – имеет право требования к страховщику при страховании ответственности судовладельца. Автором рассмотрены различные точки зрения по вопросу о толковании п. 4 ст. 931 ГК РФ. По мнению автора, существующая формулировка данной нормы позволяет третьему лицу, понесшему убытки в результате действий (бездействия) страхователя предъявлять требования о взыскании страхового возмещения напрямую страховщику во всех случаях, а не только тогда, когда такая возможность прямо предусмотрена договором либо страхование является обязательным.

В Заключении отражены основные выводы диссертационного исследования, высказывается мнение автора о перспективах развития страхования ответственности судовладельцев в России.


^ III. Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Архипова А.Г. Страхование ответственности судовладельцев: применение английского опыта в российских условиях: статья // Московский журнал международного права. – 2008. - № 1 (69). - С. 157-171.- 0,6 п.л.

2. Архипова А.Г. Проблемы и перспективы взаимного страхования ответственности судовладельцев в России: статья // Страховое дело. – 2008. - № 2 (181). - С. 22-32. – 0,9 п.л.

3. Архипова А.Г. Предъявление требований к страховщику по договору страхования ответственности (на примере страхования ответственности судовладельцев): статья // Страховой бизнес. – 2008. - № 2 (2). – С. 22-31. – 0,6 п.л.





Похожие:

Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву iconМатериалы к семинарам по транспортному праву Воздушные перевозки Вопросы для обсуждения
Ответственность воздушного перевозчика по российскому праву и по международным соглашениям по воздушным перевозкам
Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву iconРеферат на тему: Страхование «Автокаско»
«Страхование каско» предполагает возмещение ущерба от повреждения или гибели только самого перевозочного средства. Страхование пассажиров,...
Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву iconКраткое содержание работы: Введение: сущность и принципы морского страхования. 2 Страхование каско судов 3 Объем страховой ответственности 4 Условия страхования. 4
Юстиниана, известна еще Родосскому праву в начале первого тысячелетия до Рождества Христова
Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву iconДеликтные обязательства и страхование деликтной ответственности. Проблемы теории и практик Фогельсон Ю. Б краткое введение
Деликтные обязательства и страхование деликтной ответственности. Проблемы теории и практики1
Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву iconДеликтные обязательства и страхование деликтной ответственности. Проблемы теории и практик Фогельсон Ю. Б краткое введение
Деликтные обязательства и страхование деликтной ответственности. Проблемы теории и практики1
Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву iconЗадание
Определите ключевые вопросы и применимые нормы права (с учетом соглашения сторон о подчинении контракта российскому материальному...
Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву iconКонтрольная работа по дисциплине «Страхование» на тему: «Общая характеристика страхования гражданской ответственности»
Определение размера страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности
Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву iconКонтрольная работа по дисциплине «Страхование» на тему «Страхование ответственности» Воронеж 2009 Содержание Понятие страхования ответственности
Охватывает практически все события, которые, могут произойти в сфере частной жизни с застрахованными лицами и членами их семей: в...
Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву iconКонтрольная работа по дисциплине: «Страхование» Вариант 6 студентка 4-го курса второе высшее образование
Охватывает не все притязания ответственности. Страхователь отвечает в неограниченном размере, а покрытие предлагается лишь в пределах...
Страхование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву iconПлан. I. Введение: принципы заключения страховых договоров. II. Некоторые аспекты личного страхования. Смешанное страхование жизни.
Обычно выраженные условия это описание риска, от которого производится страхование, период страхового покрытия, возможная сумма,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы