Кафедра мировой экономики icon

Кафедра мировой экономики



НазваниеКафедра мировой экономики
Тимонина И.Л
Дата конвертации25.03.2013
Размер193.56 Kb.
ТипЛитература
скачать >>>



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (У) МИД РФ

Кафедра мировой экономики




ПЛАН

семинарских занятий

по дисциплине «Экономика и экономический анализ Японии»


Факультет международных отношений

3 курс


Автор – д.э.н., профессор Тимонина И.Л.


Москва - 2008


Раздел 1. Экономическая история Японии и стратегия экономического роста

в послемэйдзйский период


Семинар № 1. (итоговое занятие по разделу I)

Исчерпала ли себя «японская модель» экономического роста, сложившаяся после второй мировой войны?


^ Форма проведения семинара – дискуссия.

Организация семинара.

Группа делится на 2 команды – «оптимисты» и «пессимисты».

Каждая из команд заранее подбирает аргументы в пользу своей точки зрения. Доказательства оформляются в виде эссе (1 –1,5 стр.), которые сдаются преподавателю в виде письменной домашней работы (с оценкой).

За участие в дискуссии также выставляются баллы (учитывается логика доказательства своей точки зрения, подбор аргументов, умение вести диалог).


Литература и источники.

  1. Мировая экономика. Учебник под ред. А.С. Булатова. 23.3, 23.5

  2. Алексеев В.В. Очерки экономики Японии, М., МГИМО – Университет, глава XIII.

http://www.mgimo.ru/fileserver/2004/kafedry/mirec/prog-mirec2006_11-Alekseev.doc

  1. Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. М.: Экономика, 2000. Гл.4

http://www.mgimo.ru/fileserver/2004/kafedry/mirec/prog-mirec2006_11-Inozemcev4.doc

  1. Лебедева И. П. Истоки и ход экономической депрессии. – Япония 90-х: временные сбои или системный кризис, М., 1998

  2. Леонтьева Е.Л. Японская экономика сквозь лупу и магический кристалл – Япония: с чем в третье тысячелетие ? М., 1999

  3. Леонтьева Е.Л. Третья волна великих реформ. – Япония: снова на марше, М., 2001

  4. Накатани И. Как трансформировать японскую экономику. – Знакомьтесь – Япония, № 22, 1998

  5. Kojima A.
    Lessons on the Lost Decade. – The Japan Journal, Feb. 2006, vol.2, No. 10. http://www.japanjournal.jp/tjje/show_art.php?INDyear=06&INDmon=02&artid=4a1621f20fe76e0b05d8391e361b3f61

  6. Japan 2025 – http://www.keidanren.or.jp/english/policy/vision2025.pdf



Раздел 2. Анализ динамики и воспроизводственных пропорций японской экономики в современный период.


Тема 8. Динамика основных макроэкономических показателей Японии


Семинар № 2. Динамика основных макроэкономических показателей Японии


Форма проведения семинара – практическая работа.
^

Организация семинара


  • студенты получают статистические таблицы (на английском и японском языках)

  • студенты с помощью преподавателя анализируют статистическую информацию и рассчитывают некоторые относительные показатели

  • результаты заносятся в таблицу, которая является предметом оценки


Источник: Нихон токэй нэнкан 20081http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/index.htm


^ Table 3-3A  Gross Domestic Product Account (Production and Expenditure Approach)(Excel:28KB)

Table 3- 8  Gross Domestic Product Classified by Economic Activities (at Current Prices)(Excel:27KB)

^ Table 3- 9  Gross Domestic Product and Factor Income Classified by Economic Activities (at Current Prices)(Excel:34KB)


Вопросы и задания:

  1. Рассчитайте структуру ВВП Японии в 2000 и в 2005 фин.г. (по формированию и по расходованию). Table 3-3A  

  2. Кратко охарактеризуйте изменения в структуре.

  3. Рассчитайте отраслевую структуру ВВП Японии в 2000 и в 2005 фин. г. Table 3- 8 

  4. Кратко охарактеризуйте изменения в структуре.

  5. Рассчитайте отраслевую структуру промышленности Японии в 2005 г. Table 3- 9 

  6. Кратко опишите результаты расчета.

  7. Все полученные результаты занесите в таблицу.



Раздел 3. Предпринимательская структура современной японской экономики


Тема 11. Крупные японские корпорации: организационная структура и особенности управления


Семинар № 3. Крупные японские корпорации: организационная структура и особенности управления


Форма проведения семинара – анализ конкретной ситуации.

Организация семинара:

  • работа в малых группах из 2-3 человек.

  • домашняя подготовка и презентация на семинаре с последующим обсуждением (презентация Power Point)


Вопросы и задания.


  1. Позиции японских корпораций в мировых рейтингах (выполняет 1 человек)

^ Ответьте на вопросы, ответы оформите в виде презентация Power Point для представления и обсуждения на семинаре.


    • Сколько японских компаний представлено в Global 500, а также в других рейтингах Fortune (сравните ситуацию за ряд лет)?

    • К каким отраслям принадлежат компании, представленные в данном рейтинге?

    • Оцените позиции японских компаний в рейтинге «Asia»

Источник: http://money.cnn.com/magazines/fortune/global500/


  1. ^ Характеристика компании.

Используя информацию Интернет-сайтов (общая информация, годовые и финансовые отчеты, другая информация для акционеров) дайте характеристику крупной японской компании (по выбору по предлагаемой схеме). Подготовьте презентацию Power Point.

СХЕМА

  1. Полное и сокращенное наименование фирмы на японском, английском и русском языках.

  2. Почтовый адрес фирмы, номер факса, телефона, электронный адрес, сайт.

  3. Размер компании: величина акционерного капитала, активов, объемы продаж, численность занятых.

  4. Место компании в рейтинге крупнейших компаний Японии и мира.

  5. Состав акционеров (физические-юридические лица, иностранные акционеры)

  6. История компании (год основания, основные этапы развития, слияния, поглощения, реорганизация, изменения наименования).

  7. Сфера деятельности с указанием вида/видов хозяйственной деятельности (промышленная, торговая, транспортная).

  8. Основные виды выпускаемой продукции, номенклатура торговли или виды услуг, структура продаж.

  9. Производственная и материально-техническая база фирмы в Японии: численность и местонахождение предприятий (производственных, материально-технического обслуживания, сбытовых и иных), мощность, численность занятых.

  10. Масштабы зарубежной деятельности (экспорт, зарубежные активы), торгово-экономические связи с РФ.

  11. Принадлежность к группе или иному объединению компаний и положение в нем (материнская, филиал, дочерняя, ассоциированная).

  12. Организационная структура фирмы и аппарата управления.

  13. Основные показатели финансового положения и деятельности фирмы за ряд лет и последний год: акционерный капитал, активы, собственный капитал, объемы продаж, прибыль и т.д. (по возможности)

  14. Прочая информация.



^

Раздел 4. Государство в экономике Японии




Тема 14. Государственные финансы. Налоговая система



Семинар № 4. Анализ государственного бюджета Японии



Форма проведения семинара – практическая работа.

Организация семинара

  • студенты получают статистические таблицы, графики и диаграммы (на английском и японском языках)

  • студенты с помощью преподавателя анализируют статистическую информацию и отвечают на вопросы в письменном виде

  • ответы оцениваются


Источник: Highlights of the Budget for FY20082. December 2006. Ministry of Finance. –

http://www.mof.go.jp/english/budget/e20071224a.pdf


Необходимые таблицы, графики и диаграммы.

  1. General Account Budget (FY2008 Budget) – p.1

  2. Outline of General Expenditures by Major Expenditure Programs (FY2008 budget) – p. 2

  3. Japan’s Fiscal Situation- New Government Bond Issue s and Debt Outstanding – p. 4

  4. Outline of the Budget for FY2008 – p. 5

  5. Implementing thorough expenditure reforms in line with “Basic Policies 2006” – p. 6

  6. Prioritization of Budget Allocation (1) – Prioritize “Hope and Reassurance”- p. 7

  7. Prioritization of Budget Allocation (2) – p. 8

  8. General Government Gross Debt (International Comparison) – p. 17



^

Вопросы и задания


  1. Определите удельный вес основных источников дохода центрального бюджета Японии в 2007 и 2008 фин.гг.

  2. Определите удельный вес основных статей расходов центрального бюджета Японии в 2007 и 2008 фин.гг.

  3. Определите размеры дефицита государственного бюджета Японии в 2007 и 2008 фин. гг.

  4. Каковы основные направления реформирования системы бюджетных расходов?

  5. Сравните размеры накопленного государственного долга Японии и других развитых стран.



Тема 15. Территориально-экономическая структура Японии и региональная политика государства


Семинар № 5. Эволюция концепции «поляризованного» развития в современной Японии


Форма проведения семинара – дискуссия.

Организация семинара.

  1. Подготовка докладов и презентаций (Power Point)

  2. Презентация докладов на семинаре с последующим обсуждением.

  3. Тезисы (в письменном виде) сдаются преподавателю (1 – 1,5 стр.)

  4. Оценивается презентация, участие в дискуссии и качество тезисов.



^
Темы докладов

  1. Планы комплексного развития национальной территории

  2. Программа «Технополис»

  3. Программа развития кластеров



^
Вопросы для обсуждения

  1. В чем суть концепции поляризованного развития национальной территории?

  2. Как связан характер программ регионального развития с особенностями отдельных этапов послевоенного экономического развития Японии ?

  3. Чем отличается программа создания кластеров от программы строительства технополисов?



^
Литература и источники




  1. Тимонина И.Л. Япония: региональная экономика и политика, М., 2002

  2. Япония: полвека обновления, М., 1995 (статья В. Росина)

  3. Япония: региональная структура экономики, М., 1987

  4. Business Topics –

http://www.jetro.go.jp/en/market/trend/topic/

  1. ^

    Regional Trends – http://www.jetro.go.jp/en/market/trend/trend/


  2. Stimulation of Regional Clusters and International Exchange. International Comparative Survey for Vitalization of the Japanese Economy http://www.jetro.go.jp/en/stats/survey/surveys/20040614.pdf

  3. Nagahama Science Park: An Industry-Academia-Government Bio-cluster on the Shores of Lake Biwa – http://www.jetro.go.jp/en/invest/newsroom/other/#M42



Раздел 5. Современное состояние и проблемы основных секторов японской экономики.


Тема 17. Сырьевая и энергетическая база японской промышленности. Топливно-энергетический комплекс.


Семинар № 6. Анализ статистической информации по импорту сырья и энергоносителей.


Форма проведения семинара – практическая работа.

^

Организация семинара


  • студенты получают статистические таблицы (на английском и японском языках),

  • студенты с помощью преподавателя анализируют статистическую информацию и рассчитывают некоторые относительные показатели,

  • результаты заносятся в таблицу, которая является предметом оценки,

  • на основании данных таблицы делаются выводы в письменном виде, которые оцениваются.



Источник: Нихон токэй нэнкан 2008 – http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/index.htm

^

Таблицы 15-4, 15-6, 15-8 и 15-9




Вопросы и задания:


  1. Составьте таблицу, характеризующую динамику импорта сырья и минерального топлива и долю этих товарных групп в стоимости японского импорта в 1990-2006 гг. (По Таблице 15-4).

  2. На основании данных вашей таблицы сделайте выводы. В случае необходимости рассчитайте относительные и динамические показатели.

  3. Сравните динамику импорта сырья и минерального топлива по стоимости и в натуральных показателях (По Табл. 15-4, 15-6 и 15-9).

  4. Поясните результаты сравнения.

  5. Выделите страны, которые являются основными поставщиками сырья и минерального топлива в Японию, определите степень зависимости японского импорта данных товаров от этих стран. (По Табл. 15-8)

  6. Данные занесите в таблицу.



Тема 18. Базовые отрасли японской промышленности.


Семинар № 7. Обзор состояния и исследование основных проблем развития важнейших отраслей японской промышленности.


Форма проведения семинара – презентация и обсуждение докладов студентов.


Организация семинара:

  1. Студенты выбирают тему доклада.

  2. Домашняя подготовка доклада (тезисы, презентация Power Point)

  3. Оценивается качество доклада, его презентация, ответы на вопросы, качество тезисов.

  4. Тезисы сдаются в письменном виде преподавателю, объем тезисов 1 – 1,5 стр.


Темы докладов:

Общая характеристика, современное состояние и тенденции развития…

  1. металлургической промышленности Японии.

  2. электротехнической промышленности Японии.

  3. японского автомобилестроения.


Требования к докладу – пункты, которые обязательно должны быть отражены:

  1. Место отрасли в экономической структуре Японии, позиции в мире.

  2. Внутренняя структура отрасли и ее основные количественные показатели

  3. Динамика развития отрасли

  4. Основные тенденции и проблемы отрасли.


Литература и источники.

    1. Алексеев В.В. Экономика Японии, М., «МГИМО – Университет», 2006, гл. VII.

    2. Макмиллан Ч. Японская промышленная система, М., 1988

    3. Япония: смена модели экономического роста / Отв. ред. И. П. Лебедева и А. И. Кравцевич - М.: Наука, 1990

    4. Япония: Справочник / Под общей ред. Г. Ф. Кима и др.; Сост. В. Н. Еремин и др. - М.: Республика, 1992

    5. Лебедева И.П.Япония: промышленность и предпринимательство, М, 2007, гл. 1.

    6. Япония 2000: Цифры и факты. -

http://www.japantoday.ru/books/biblioteka/fakt_2000/08.shtml

    1. Япония от А до Я. Энциклопедия. - http://www.japantoday.ru/japanaz/index.shtml

    2. Statistical Handbook of Japan 2007. - http://www.stat.go.jp/english/data/handbook/index.htm

    3. Отраслевой обзор ДЖЭТРО - http://www.jetro.go.jp/en/market/report

    4. Сайт ^ JETRO USA – http://www.jetro.org/com/industry_profile

    5. Сайт Японской ассоциации автопроизводителей – http://www.jama.org/about/industry3.htm

    6. The Steel Industry of Japan 2007 – http://www.jisf.or.jp/en/statistics/sij/index.html (и другие материалы на сайте Japan Iron and Steel Federation)

    7. Доклад Japan Electrical Manufacturers' Association (JEMA) – http://www.jema-net.or.jp/English/07eij2002.html


Тема 22. Информационно-коммуникационный комплекс Японии.


Семинар № 8. Основные факторы и тенденции развития информационно-коммуникационного комплекса Японии.


Форма проведения семинара – обсуждение докладов студентов.


Организация семинара:


  1. Студенты выбирают тему доклада.

  2. Домашняя подготовка доклада (тезисы, презентация)

  3. Оценивается качество доклада, его презентация, ответы на вопросы, качество тезисов (тезисы сдаются в письменном виде преподавателю для проверки, объем тезисов – 1 – 1,5 стр.)


Темы докладов:

  1. Основные показатели развития информационно-коммуникационного комплекса в Японии

  2. Государственная политика информатизации страны.

  3. Программа Электронная Япония


Литература и источники.

  1. Михайлов А. Развитие информационно-коммуникационных технологий в Японии: проблемы и достижения. – Япония. Ежегодник. 1998/99

  2. Денисов Ю. Д. Информатизация экономики и общества современной Японии. – Япония. Ежегодник. 1988.

  3. Михайлов А. Электронная коммерция как новый вид предпринимательства в Японии. – Япония. Ежегодник. 2000/01

  4. Маркарьян С.Б. «Электронная Япония» - Японский опыт для российских реформ, 2002, № 2.

  5. Черменский И.А. Экономические аспекты информатизации японского бизнеса. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н., М., 2006

  6. Information and Communication in Japan. White Paper 2007 (Ministry of Internal Affairs and Communication) – http://www.johotsusintokei.soumu.go.jp/whitepaper/eng/WP2007/2007-index.html

  7. Shiro Uesugi. From e-Japan to u-Japan. Japan’s ICT Policy Movements

http://www.crawford.anu.edu.au/pdf/crawford_seminar/ap05_suesugi.pdf

8. New IT Reform Strategy – Realizing Ubiquitous and Universal Network Society. Where Everyone Can Enjoy the Benefits of IT – http://www.kantei.go.jp/foreign/policy/it/ITstrategy2006.pdf


Тема 24. Кредитно-финансовая система и денежное обращение.


Семинар № 9. Организационная структура кредитно-финансовой системы Японии. Крупнейшие японские банки.


Форма проведения семинара – анализ конкретной ситуации.

Организация семинара:

  1. Студенты составляют схему КФС (В Power Point + Распечатка) – домашняя подготовка.

  2. На семинаре проводится презентация схемы с обсуждением, уточнением и дополнениями.

  3. Студенты готовят справку-характеристику одного из «городских» банков Японии (по выбору). Работа в малых группах (по 2-3 чел.), домашняя подготовка. Объем – 1 слайд на вопрос.

  4. На семинаре проводится презентация банка с обсуждением и ответами на вопросы.



Источники информации для составления схемы КФС.


Сайт Управления финансовых услуг Японии (FSA)
^

List of licensed (registered) Financial Institutions



City Banks, Long-term Credit Banks and Trust Banks

Regional Banks & Regional Banks II

Credit Associations (Shinkin Banks)

Insurance Companies

Securities Finance Companies


http://www.fsa.go.jp/en/regulated/licensed/index.html


^ Источники информации для составления справки-характеристики банка


Mizuho Bank http://www.mizuhobank.co.jp/english/company/info/profile/index.html

http://www.mizuhobank.co.jp/english/company/info/overview/index.html

http://www.mizuhocbk.co.jp/english/branch/index.html

http://www.mizuhocbk.co.jp/english/global_branch/index.html





http://www.smbc.co.jp/aboutus/english/business/index.html

http://www.smbc.co.jp/aboutus/english/profile/index.html


План справки по банку (обязательные пункты)

  1. Дата основания

  2. Виды бизнеса

  3. Характер клиентуры

  4. Масштабы деятельности

  5. Принадлежность к банковской группе

  6. Структура акциевладения

  7. Число филиалов в стране и за рубежом



Раздел 6. Внешнеэкономические связи Японии.


Тема 27. Политика привлечения ПЗИ в страну.


Семинар № 10. Прямые зарубежные инвестиции в Японии и политика правительства по привлечению иностранного капитала.


Форма проведения семинара – обсуждение докладов студентов.


Организация семинара:


  1. Студенты готовят доклад по выбранной теме (домашняя подготовка: тезисы + презентация в Power Point)

  2. На семинаре проходит презентация докладов (продолжительность каждой презентации – до 15 мин.) и их обсуждение

  3. Оценивается качество доклада, его презентация, ответы на вопросы, качество тезисов (тезисы сдаются в письменном виде преподавателю для проверки, объем тезисов – 1 – 1,5 стр.)



^

Темы докладов


  1. Позиции Японии на мировом рынке прямых инвестиций. Роль прямых зарубежных инвестиций в экономике Японии

  2. Факторы привлекательности и основные проблемы японского рынка для иностранных инвесторов.

  3. Основные направления правительственной Программы привлечения в страну иностранных инвестиций.



^

Литература и источники





  1. Тимонина И.Л. Иностранный капитал на японском рынке. – В книге: «Япония, открытая миру», М.:АИРО-XXI, 2007

  2. Тимонина И.Л. Политика Японии по привлечению прямых зарубежных инвестиций. – Японский опыт для российских реформ, 2007, выпуск 1 http://www.japan-assoc.ru/publikacii/nauka/nauka/article/japonskii-opyt-dlja-rossiiskikh-reform-2007-vypusk-pervyi.html?tx_ttnews%5BbackPid%5D=11&cHash=87cd85a6f9

  3. The Follow-up of the Program for Promotion of Foreign Direct Investment in Japan. – http://www.investment-japan.go.jp/meeting/2005/0316item3.pdf

  4. UNCTAD, World Investment Report 2008. – www.unctad.org/wir

  5. Материалы сайта JETRO – http://www.jetro.go.jp/en/invest

http://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics

http://www.jetro.go.jp/en/reports/survey/pdf/2008_04_2_fdi.pdf


^ Тема 29. Состояние и проблемы торгового и платежного баланса Японии.


Семинар № 11. Платежный баланс и инвестиционная позиция Японии.


Форма проведения семинара – практическая работа.


Организация семинара:


  1. Студенты получают статистические таблицы (платежный баланс, расчетный баланс, динамика золото-валютных резервов).

  2. Студенты с помощью преподавателя анализируют статистическую информацию и рассчитывают некоторые показатели.

  3. На основании данных статистики делаются выводы в письменном виде, которые оцениваются.


Источники информации:


Statistical Handbook of Japan 2008

Chapter 11  Trade, International Balance of Payments, and International Cooperation

http://www.stat.go.jp/english/data/handbook/c11cont.htm

Table 11.4, 11.5, 11.6


Вопросы:

  1. Назовите основные статьи «баланса текущих операций» в ПБ. Из чего складывается его положительное сальдо?

  2. Почему в ПБ экспорт товаров и услуг учитывается со знаком «плюс», а экспорт капитала со знаком «минус»?

  3. Объясните «противоречие»: статья «изменение резервов» в ПБ со знаком «минус», а ЗВР растут.

  4. Что означает положительное сальдо расчетного баланса (инвестиционной позиции): Япония – должник или кредитор? Поясните свой ответ.

  5. Как изменилась структура ЗВР Японии в 2000-2007 гг.



Тема 30. Экономические отношения Японии и РФ.


Семинар № 12. Формы, тенденции и перспективы российско-японских экономических отношений


Форма проведения семинара – обсуждение докладов студентов.


Организация семинара:


  1. Студенты готовят доклад по выбранной теме (домашняя подготовка: тезисы + презентация в Power Point)

  2. На семинаре проходит презентация докладов (продолжительность каждой презентации – до 15 мин.) и их обсуждение

  3. Оценивается качество доклада, его презентация, ответы на вопросы, качество тезисов (тезисы сдаются в письменном виде преподавателю для проверки, объем тезисов – 1 – 1,5 стр.)


Темы докладов.


  1. История экономических отношений России и Японии после восстановления дипломатических отношений (1956г.)

  2. Основные направления и формы экономических отношений в 1990-2000-е годы.

  3. Основные проблемы и перспективы двусторонних экономических отношений (в т.ч. осветить экономическую часть визита министра иностранных дел Японии Масахико Комуры 14-15.04. 2008, встречи на высшем уровне, встречи на уровне министров двух стран, состоявшиеся за последний год).



^

Литература и источники


  1. Алексеев В.В. Экономика Японии, М., 2006, глава IX.

  2. Кистанов В. О. Россия и Япония: экономические отношения в интерьере территориальной проблемы. - Япония. 1994/95. Ежегодник

  3. Крупянко М. Научно-технические связи СССР и Японии – Япония. Ежегодник. 1981

  4. Куранова И.М. Торгово-экономические связи России и Японии: современное состояние и перспективы развития. – Авторефереат дисс. на соискание ученой ст. к.э.н., М., 2006

  5. Накаяма Т. Японо-российское сотрудничество и проблемы АТР (экономический аспект) - Знакомьтесь – Япония, № 18, 1998

  6. Ноздрев С., Родионов А. Российско-японские торгово-экономические отношения в 90-е годы. - Япония. 1995/96. Ежегодник

  1. СССР – Япония: проблемы торгово-экономических отношений, М., 1984

  1. Сырова И. Экономические связи Японии с социалистическими странами Восточной Европы - Япония. Ежегодник. 1974

  2. Тимонина И.Л. Дальний Восток России – Япония: грани экономического сотрудничества. – в книге: «Россия и Япония: соседи в новом тысячелетии», М., 2004

  3. Швыдко В. Роль советского ДВ в развитии торгово-экономических связей между СССР и Японией - Япония. 1988. Ежегодник
^

По визиту


http://www.rbcdaily.ru/2008/04/15/focus/336495

http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/C898139BE967DCC7C325742B004CDD99?OpenDocument

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/04/14/145925


Раздел 7. Социальные аспекты развития японской экономики.


Тема 32. Социальный сектор японской экономики.


Семинар № 13. Состояние и проблемы основных отраслей социального сектора японской экономики.


Форма проведения семинара – обсуждение докладов студентов.


Организация семинара:


  1. Студенты готовят доклад по выбранной теме (домашняя подготовка: тезисы + презентация в Power Point)

  2. На семинаре проходит презентация докладов (продолжительность каждой презентации – до 15 мин.) и их обсуждение

  3. Оценивается качество доклада, его презентация, ответы на вопросы, качество тезисов (тезисы сдаются в письменном виде преподавателю для проверки, объем тезисов – 1 – 1,5 стр.)


Темы докладов.

  1. Современное состояние и основные проблемы системы образования Японии

    • Statistical Handbook of Japan 2008, Ch.16http://www.stat.go.jp/english/data/handbook/c16cont.htm

    • Тихоцкая И.С. Структурный кризис в системе образования Японии – в книге «Япония 90-х: кризис системы или временные сбои?» – М., 1998

    • Молодякова Э.В. Чему и как учатся японцы – в книге «Портрет современного японского общества», М, 2006

    • ^ Дронишинец Н.П. Проблемы управления системой высшего образования в Японии. – Университетское образование: практика и анализ, 2002, № 1 – http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/288

  1. Современное состояние и основные проблемы системы здравоохранения

  1. Современное состояние и основные проблемы пенсионная система. Реформа пенсионной системы

    • Япония: мифы и реальность, М., 1999, с. 46 – 47

    • Япония: кризис системы или временные сбои? М., 1998

    • Матрусова Т.Н. Формирование трудовой политики. – в книге: Япония: послевоенная государственная политика: вызовы и ответы, М., 1998

    • Георгиев Ю. Пенсионная система – Япония сегодня, 2005, № 7 – http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0507/02.shtml

    • Стрельцов Д.В. Японская пенсионная система: проблемы и пути их решения. – Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2006, №3 – http://www.spa.msu.ru/images/File/Vestnik/Streltsov.pdf



Критерии оценки работы студента по программе семинаров.

^
Оценка справок, тезисов, эссе




  1. Полнота информации.

  2. Логика изложения материала

  3. Наличие и обоснованность выводов и заключений

  4. Правильное использование терминологии

  5. Правильное использование методов анализа экономической информации (метод сравнительного анализа, экономико-статистические методы)

  6. Оформление



^
Участие в семинаре – Презентация




  1. Владение материалом по теме и умение лаконично и аргументированно отвечать на вопросы

  2. Владение навыками устной презентации

  3. Владение навыками использования программы Power Point.

  4. Умение вести дискуссию



^
Участие в семинаре – Дискуссия




  1. Владение материалом по теме семинара

  2. Активность в ходе дискуссии

  3. Умение формулировать вопросы

  1. Умение лаконично и аргументированно отвечать на вопросы

  1. Умение слушать других участников дискуссии

  2. Уважение к чужому мнению



^
Работа на семинаре – Практическая работа

  1. Умение работать со статистической и текстовой информацией на английском и японском языках

  2. Знание и правильное использование экономических терминов (на русском языке)

  3. Умение рассчитывать простые экономико-статистические показатели

  4. Умение составлять таблицы

  5. Навыки анализа статистической и текстовой экономической информации

  6. Оперативность выполнения задания



^







Методические рекомендации для студентов





  1. Внимательно изучите вопрос (задание).

  2. Прочитайте предложенную Вам литературу и материалы лекций по соответствующей теме.

  3. Найдите рекомендованные Вам источники.

  4. Сформируйте свою «базу данных» по выбранному вопросу (заданию).

  5. Составьте план ответа (доклада, презентации).

  6. Материал (статистику, информацию на сайтах, литературные источники, как на русском, так и на иностранных языках) СЛЕДУЕТ ОБРАБОТАТЬ!!! Не делайте переводов!!!

  7. Что значит «обработать материал»???

Статистика


    • Если Вы делаете таблицу, она должна быть на русском языке

    • Используйте графики и диаграммы

    • Старайтесь рассчитывать хотя бы простые относительные показатели

    • Обращайте внимание на размерность показателей

Материалы сайтов

    • Используйте информацию «реферативно», помня о своем вопросе и цели получения информации

    • Набирайте иллюстрации: они пригодятся Вам для презентации

    • Не забывайте об электронных адресах для ссылок

    • Обращайте внимание на авторство материалов, наличие электронного адреса материала – это еще не подтверждение достоверности и качества информации. Желательно указывать реальный источник информации, например, «по данным Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, помещенным на официальном сайте министерства…».

    • Хорошо, если Вы сможете дать краткую характеристику данного Интернет-ресурса, это поможет другим студентам при поиске информации по смежным вопросам.

    • По возможности копируйте Интернет-материалы, т.к. не все материалы сохраняются на веб-страницах.

    • Помните, что японские сайты на японском языке, как правило, содержат больше информации, чем англоязычные.

^ Литература (книги и статьи на русском, японском и английском языках).

    • НИКОГДА НЕ пользуйтесь сканером и не копируйте статьи и фрагменты книг, помещенные в Интернете. Помните, что при написании научной работы каждый автор ставит свои задачи и подает материал в контексте решения этих задач. Вы должны выбирать то, ЧТО НУЖНО ВАМ ДЛЯ ОТВЕТА НА ВОПРОС, ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА, ЭССЕ ИЛИ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

    • При чтении обязательно записывайте (кратко) основные положения статьи или главы, важные для Вас. Это позволит Вам и сравнить позиции разных авторов по интересующему Вас вопросу.

  1. Не стоит использовать рефераты и курсовые, помещенные в Интернете. Совсем не обязательно, что их авторы умнее вас!

  2. Планируйте свой ответ (доклад, презентацию) по времени.

  3. Старайтесь не пересказывать материал, а «подавать» свои выводы и заключения и доказывать и/или иллюстрировать их.

  4. При работе в малых группах в начале работы четко распределите обязанности, для этого вам хотя бы один раз нужно собраться вместе.

УДАЧИ И ДО ВСТРЕЧИ!!!


1 Статистика ежегодно обновляется.

2 Статистика ежегодно обновляется.






Похожие:

Кафедра мировой экономики iconКафедра мировой экономики мгимо (У) мид РФ научная студенческая конференция
Они должны зарегистрироваться на кафедре Мировой экономики (указав своё имя, № ак группы, курс и факультет, а также имя научного...
Кафедра мировой экономики iconВысшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Политические проблемы мировой экономики»
«Международные отношения» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии...
Кафедра мировой экономики iconВысшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Политические проблемы мировой экономики»
«Международные отношения» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии...
Кафедра мировой экономики iconНа факультете мировой экономики
Государственном университете – Высшей школе экономики утвержденного Ученым советом Государственного университета – высшей школы экономики...
Кафедра мировой экономики iconГосударственный университет – высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики
Гу-вшэ, утвержденным приказом ректора №31-07/87 от 16. 03. 2005, Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Кафедра мировой экономики iconМинистерство экономического развития и торговли РФ государственный университет Высшая школа экономики Факультет мировой экономики и мировой политики направление «Экономика»
Она также открыта для бакалавров и специалистов. Выпускники специализации «мировые энергетические рынки» факультета мировой экономики...
Кафедра мировой экономики iconКафедра российской и мировой истории
Учебно-методический комплекс по "Истории мировой экономики" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Кафедра мировой экономики iconФакультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Мировая экономика»
Мировой экономики и мировой политики. Она направлена на формирование у студентов и слушателей современных глубоких знаний об экономике...
Кафедра мировой экономики iconПравительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Мировой экономики и мировой политики направление «Международные отношения»
Особый акцент в программе сделан на вопросах усиления взаимосвязей между экономикой и политикой в современных международных отношениях....
Кафедра мировой экономики iconФакультет мировой экономики и мировой политики положение об учебно-методическом отделе
Учебно-методический отдел (далее по тексту – Подразделение) является структурным подразделением Государственного университета – Высшей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы