Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год icon

Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год



НазваниеПланы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год
М.А. ИСАЕВ
Дата конвертации11.03.2013
Размер252.05 Kb.
ТипПлан
скачать >>>


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ


Кафедра конституционного права.


ПЛАНЫ

Семинарских занятий

по курсу:

«История права и государства зарубежных стран»


Автор:

доктор юридических наук,

доцент М.А. ИСАЕВ


Рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений ИГП РАН: 27.02. 2009 г.


МОСКВА 2011 год


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Рекомендуется следующий порядок подготовки студентов к семинарам. Изучение соответствующих разделов учебной литературы, пособий. Непосредственная работа над первоисточником (памятником), под которой подразумевается: ознакомление с содержанием, памятника и анализ его статей, разделов согласно вопросам семинарского задания, сопоставление проанализированного содержания памятника с материалом лекционного курса. Необходимо составление плана-конспекта, в котором студент отмечает те места памятника, на которые он ссылается при ответе на вопрос семинарского задания.

Студент обязан готовиться ко всем вопросам, вынесенным на семинарское обсуждение. ^ Выборочная подготовка расценивается как общая неподготовленность к семинару. Активность на семинарском занятии учитывается при экзаменационном испытании студента.

Рекомендованная к изучению литература в громадном большинстве случаев находится в научной библиотеке МГИМО или других научных библиотеках гор. Москвы.


***

Основной учебник по курсу: ИСАЕВ М.А. «История государства и права зарубежных стран». М.: Юрайт, 2011


© М.А. ИСАЕВ, 2011 г.

^ СЕМИНАР 1: КОДЕКС ЦАРЯ ХАММУРАБИ

Вопросы:

1. Общая характеристика кодекса Хаммураби.

2. Правовое положение групп населения по кодексу.

3. Вещное и обязательственное право по кодексу.

4. Брак и семья по кодексу.

5. Уголовное право по кодексу.

6. Суд и процесс по кодексу.


При ответе на первый вопрос студент должен установить типологическое сходство и преемственность памятников права Месопотамии с кодексом Хаммураби. Дальнейший шаг – выделение составных частей кодекса, выявление его источников. Особо следует обратить внимание на способ фиксации норм права и самого текста документа.

^ Отвечая на второй вопрос, студент анализирует группы норм кодекса, которые регулируют правовое положение групп населения.
Весьма полезным в этой связи может оказаться привлечение дополнительного археографического материала, приведенного в общих хрестоматиях по курсу. Особо следует обратить внимание на институт срочного рабства (ст. 117-119 памятника) и подробно их прокомментировать.

^ При рассмотрении третьего вопроса студент длен иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах древнего Востока выступала земля, поэтому необходимо начать ответ с освещения различия в статусе объектов поземельной собственности, обусловленном статусом владельцев этих объектов. Особого внимания требует анализ положения общинных земель, общий анализ объектов движимости и недвижимости. Рассмотрение обязательственных отношений уместно начать с определения понятия обязательства, принятого в вавилонском праве (долга). Затем необходимо, сгруппировав нормы памятника по отдельным видам обязательств, подвергнуть их тщательному комментированию.

^ Отвечая на четвертый вопрос, студент должен на основании конкретных положений кодекса Хаммураби выявить типические черты брачно-семейных отношений в Вавилонии, проанализировать положения о форме заключения брака, его цели, условиях его расторжения, имущественные отношения между супругами. В конце ответа на вопрос студент указывает на связь брачно-семейного права с религией вавилонян и наследственными отношениями, особо выделяя статус детей от наложниц.

^ Пятый вопрос предполагает освещение понятия преступления, как оно сформулировано в кодексе, далее выясняются обстоятельства совершения преступления, проводится классификация преступлений и наказаний. Указывается зависимость наказания от общественного статуса преступника.

^ Отвечая на шестой вопрос, студент обращает в первую очередь внимание на первые пять статей кодекса. Проанализировав их содержание, он должен уяснить, насколько в древнем Вавилоне правосудие считалось не частным, а публичным делом. Следует связать преамбулу кодекса с характером наказания за предвзятость судьи и выявить объективную связь между ними. При ответе не этот вопрос студенту следует руководствоваться помимо кодекса обширным археографическим материалом, протоколами судебных заседаний, приведенных в частности в фундаментальной работе Б.А. Тураева: История древнего Востока, а также формулами исковых заявлений, приведенных в обширной компиляции: Вестник древней истории, 1952, № 3-4.

Памятники:

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства (пер. И.А. Дьяконов) // Вестник древней истории, 1952, № 3-4.

Рифтин А.П. Старо-вавилонские документы в собраниях СССР. М., 1937

Hammurabi’s laws: text, translation and glossary (trans. by M.E.J. Richardson). Sheffield Academic Press, 2000

Пособия:

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. М., 1974

История древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983

История древнего мира. Ранняя древность/ Ред. И.А.Дьяков. М., 1989

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2. М., 1928-29

Ainsworth W. Researches in Assyria, Babylonia and Chaldea. L., 1838

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924

Wigmore J.H. A panorama of the world’s legal systems. Washington, 1936


^ СЕМИНАР 2: МОИСЕЕВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Вопросы:

1. Общая характеристика законов Моисея, его составных частей.

2. Группы населения по законам Моисея.

3. Основные институты частного права по законам Моисея.

4. Преступление, наказание и суд по законам Моисея.


При ответе на первый вопрос необходимо в первую очередь выделить из текста Ветхого завета правовой материал памятника. Прежде всего это: Исход, 20: 2-17; главы 21-22, гл. 34. Второзаконие, гл. 12-26; Вторая кн. Царств, гл. 22-23. Следует выяснить, в каком отношении эти части законов находятся друг к другу. Каков источник норм, зафиксированных в них. Нелишним окажется сравнение текста памятника с кодексом Хаммураби, с которым у законов Моисея более 30 текстуальных совпадений.

^ Отвечая на второй вопрос, следует уяснить, что древняя Иудея как государство сложилась в результате оседания кочевых племен евреев на завоеванной ими территории. Этим объясняется наличие в законах Моисея многочисленных рудиментов родоплеменного быта: деление иудеев на колена. Другая особенность, наложившая отпечаток на содержание законов – монотеизм иудеев. Именно в нем следует искать объяснение особого статуса левитов (жреческого сословия Иудеи). В дальнейшем необходимо проанализировать, связав по группам нормы, статус различных слоев населения древней Иудеи, как свободных, так и рабов. При анализе положения рабов необходимо обратить внимание на те стихи Ветхого Завета, которые формально не входят в состав законов Моисея: Быт. 17: 12-13; 14: 14; Чисел. 31: 18, 26, 27; Иезекииль. 46: 17.

^ Третий вопрос. Быт ветхозаветных иудеев отличался простотой, объяснение чему находим опять-таки в их недавней кочевой жизни. Кроме того, существовавшие религиозные запреты роста (ростовщичества) и др. существенно тормозили развитие товарно-денежных отношений. Однако следует учитывать, что общий патриархальный уклад Иудеи подвергался влиянию более развитых соседей: Египта и Вавилонии. Анализируя нормы законов Моисея, следует разбить их на группы. Так, вещному праву в основном посвящены: Левит. 25: 6, 10, 16, 21, 29, 34, 47; Числа. 1: 3; 2: 1-2 и др. Следует объяснить, чем обусловлено существование так наз. «юбилейного года»: Левит. 25: 13. Обязательственное право следует осветить при помощи анализа следующих норм: Левит. 25: 14, Исход. 22: 21, 25; Второзак. 15: 1-2; 15: 3. Брак и семья также находились в центре внимания древнего законодателя, что, однако, не мешало существованию такому пережитку как левират: Второзак. 25: 5-11. Сверх того, необходимо обратить внимание на следующие места законов: Второзак. 23: 1, 25: 9, 21: 11-14; Левит. 18: 6-18. Наследственное право: Второзак. 21: 17; Числа. 27: 8, 9-11.

При ответе на четвертый вопрос следует связать понятие преступления с понятием греха, как его понимает традиция монотеизма. Здесь же следует определиться и в том, чтó, собственно, отличает понятие греха в языческом обществе от аналогичного понятия, принятого в монотеистической традиции. Анализируя нормы Моисеева законодательства, студенту не следует, тем не менее, упускать из виду те положения его, которые являются пережитком языческой эпохи, родоплеменных отношений у древних иудеев. На основе анализа таких норм студент должен сформулировать основные виды преступлений и наказаний по ним, известные законам Моисея.

Памятники:

Библия – любое православное издание (синодальный перевод).

Пособия:

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970

Иосиф Флавий. Иудейские древности – любое издание

Лопухин А.П. Законодательство Моисея. М., 2005

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2. М., 1928-29

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924

Hertz J.H. Ancient Semitic codes and the Mosaic legislation// Journal of comparative legislation and law. 1928, vol. 10, # 4


^ СЕМИНАР 3: ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ ДХАРМАШАСТР

Вопросы:

1. Общая характеристика законов Ману и Артхашастры.

2. Группы населения в древней Индии.

3. Собственность и обязательственное право по законам Ману.

4. Брак и семья в древней Индии.

5. Преступления и наказания согласно шастрам.


При ответе на первый вопрос студент должен усвоить типологическую особенность законов Ману. Законы являются литературным произведением, написанным жрецами (брахманами), которые были заняты объяснением и толкованием Вед – священных книг индуизма. Поэтому в первую очередь следует выявить соотношение литературы дхармашастр с другими источниками права древней Индии: литературой Вед, веданты, сутр, смрити и т.п. Необходимо объяснить, почему, в силу каких исторических причин развитие права древней Индии пошло по такому необычному пути. Студенту следует выявить особенности системы изложения норм памятника, его язык и стиль.

^ При ответе на второй вопрос студент должен рассмотреть правовое положение варн древней Индии, установить их связь с системой каст, памятуя особенно о том, что жесткой привязки той или иной варны к определенной профессии в индии так и не установилось. Далее, используя материал дополнительной литературы, студент должен раскрыть суть системы джаджманов, продержавшейся в Индии вплоть до сего дня. Особо следует обратить внимание на статус рабов, источники рабства. Последний штрих в ответе – анализ положений изучаемых памятников, касающихся статуса общинников древне Индии.

^ При рассмотрении третьего вопроса студент должен выявить характерные черты особенности экономического строя древней Индии. Следует выявить содержание права собственности, конкретные правомочия, входящие в него, а также систему оснований, на которых в Индии строилась система вещного права. Затем студент должен проанализировать конкретные формы землевладения, упомянутые в законах Ману и Артхашастре, руководствуясь критерием статуса субъекта таких владельческих прав. Студенту необходимо указать на способы защиты прав на поземельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на законы Ману и Архашастру.

Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, основания для заключения, гарантии выполнения. Студент должен объяснить, каким образом эти общие положения отразились в конкретных видах обязательств: щлоки 140-142 гл. VIII и щлока 117 гл. Х законов Ману и др. На конкретных примерах студент должен показать развитость товарно-денежных отношений в древней Индии.

^ Отвечая на четвертый вопрос, студенту необходимо на основании норм законов Ману и Артхашастры проанализировать понятие брака в древней Индии, его цель, формы права и обязанности супругов, статус детей.

^ При ответе на пятый вопрос студент в первую очередь формулирует понятие преступления, выработанного ведическим учением, затем он выделяет группы норм, регулирующие преступления и наказания в древней Индии, особо уделив при этом внимание варновому принципу наложения наказаний.

Памятники:

Законы Ману – любое издание

Артхашастра – любое издание

Дхармашастра Нарады. М., 1998

Пособия:

Бонград-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985

Крашенинникова А.А. Индусское право: история и современность. М., 1982

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924

Kane P.V. History of Dharmašastra. Vol. 1-4. Poona, 1930-1946


^ СЕМИНАР 4: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН СОГЛАСНО «АФИНСКОЙ ПОЛИТИИ» АРИСТОТЕЛЯ

Вопросы:

1. История афинского полиса.

2. Статус граждан Афин.

3. Порядок формирования органов государственной власти Афин.

4. Система государственных должностей Афин.

5. Порядок деятельности народного собрания Афин.

6. Суд и отправление правосудия в Афинах.


При ответе на первый вопрос следует осветить проблемы, связанные с попытками реформирования древнейшего государственного строя Афин. В первую очередь это главы «Политии», посвященные реформам Драконта, Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла. Следует связать эти реформы с эпохой тираннии Писистрата и Писистратидов, проанализировав при этом социальные отношения внутри афинского полиса. Самый полный текст фрагментов законов Драконта, дошедших до нас: Суриков И.Е. Законодательство Драконта в Афинах и его исторический контекст// Древнее Право. IVS ANTIQVVM. 2000, № 2 (7). При этом следует помнить, что социальные реформы в конечном счете преследовали задачу снятия социальной напряженности при помощи вмешательства государственной власти. Понимание этой взаимосвязи поможет студенту глубже понять социальную и политическую сущность такого типа государства как полис.

^ Отвечая на второй вопрос, студент должен уметь четко определить источники и формы, в которых проявился статус гражданина Афин. Следует особо обратить при этом внимание на такую процедуру как докимасия, обязательная военная служба и др. При ответе на этот вопрос необходимо уяснить, что жесткий формализм подтверждения статуса гражданина обусловлен тем набором прав и привилегий, который этот гражданин получал. В этом можно видеть своеобразие древнего института демократии – ее исключительно аристократический характер. На семинаре необходимо подробно остановиться на этой черте полиса, подкрепив ответ конкретными ссылками на текст «Афинской политии». Немаловажными будут ссылки на соответствующие места монографии Н.Д. Фюстеля де Куланжа: «Древняя гражданская община» – СПб., 1895. С. 213 – 214. [Возможны другие издания источника.]

^ Третий вопрос: Демократия – это, прежде всего, выборность должностных лиц, органов государственной власти. Следует, отвечая на этот вопрос, подробно осветить саму процедуру выборов, отметив то, чем, по мнению отвечающего, объясняется довольно сложный и архаичный порядок выборов. Вместе с тем, следует учитывать, что в Афинах практиковались и выборы посредством так называемой «хиротонии» (поднятием рук).

^ При ответе на четвертый вопрос в первую очередь следует отметить, чем обусловлено наличие столь обширной номенклатуры государственных должностей? Почему в Афинах так и не сложилось профессионального чиновничества? В чем, по мнению отвечающего, проявилась деградация государственной машины полиса времен Перикла? Необходимо отмеченный феномен связать с современной действительностью, отметив, насколько общая типология политики не меняется с тысячелетиями.

^ Отвечая на пятый вопрос, студент в первую очередь должен связать особенности функционирования Экклесии (Народного собрания) с политическим календарем древних Афин. Следует провести подробную инвентаризацию видам собраний по пританиям, их компетенции. Особый вопрос – порядок принятия решений и общая компетенции Экклесии в вопросах законодательства. В чем состояла компетенция комиссии Номофетов, Фесмофетов? «Афинская полития» дает четкий ответ на вопрос, почему, собственно, в городе существовала столь необычная процедура принятия законов?

^ При ответе на шестой вопрос отвечающему следует придерживать строго анализа текста памятника, учитывая то, что до нас дошло описание только двух видов процессов – в Ареопаге и Гелиэе.


Памятники:

Аристотель. Афинская полития – любое издание

Пособия:

Бузескул В.П. История афинской демократии – любое издание

Латышев В.В. Греческие древности. Ч. 1-2. – любое издание

Rhodes P.J. Commentary on the Aristotelian «Athenaion Politeia». Oxford, 1981


^ СЕМИНАР 5: LEX PACTUS SALICA

Вопросы:

1. Общая характеристика Lex Pactus Salica в контексте Leges Barbarorum.

2. Правовое положение основных групп населения по Lex Salica.

3. Вещное право по Салической Правде.

4. Уголовное право, суд и процесс по Lex Pactus Salica.


Отвечая на первый вопрос, студент должен в первую очередь определиться с типологией таких памятников права как Варварские Правды. Далее необходимо установить генетическую связь Салической Правды с памятниками эпохи, указав на характерные черты, связывающие Салическую Правду с памятниками эпохи варварства.

^ Отвечая на второй вопрос, студент должен показать на конкретных примерах, почерпнутых их текста памятника различия в правовом положении различных групп населения раннего Франкского королевства: благородных, свободных, римлян, литов и рабов. Необходимо выяснить, чем определялась различие в статусе, сто лежало в качестве главного критерия, разделявшего свободное населения на различные группы? Особо следует остановиться на статусе королевских слуг (анустрионов), церковных служителей. Последний штрих в ответе – анализ положения самого короля и его ближайшего окружения.

^ Ответ на третий вопрос целесообразно начинать с анализа общего понятия собственности, выработанного варварами ко времени вторжения в пределы Римской империи. Далее должно остановиться в своем анализе на положениях тех титулов Правды, которые трактуют положение общинников, их права по отношению друг к другу. В этой части ответа также необходимо осветить вопрос «раннефеодальных» владений. Насколько оправдана сама концепция раннего феодализма в условиях Варварских Правд?

^ Четвертый вопрос следует начинать с освещения лестницы наказаний, указанных в Правде, далее следует остановиться на вопросе, чем обусловлена столь подробная градация наказаний и преступлений по этой лестнице. Затем отвечающий переходит к освещению вопроса об инстанциях судов франков. При этом следует учитывать то, что суд в это время несет в себе черты ярко выраженной расщепленности: церковный суд, суд короля и суд местной общины. При этом особо следует рассмотреть положение следующих положений титулов Правды: XVIII, XLVI, LVII, после необходимо остановиться на анализе судебных доказательств, присущих процессу эпохе варварства: I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI.


Памятники:

Салическая Правда. М., 1950

Пособия:

Гуревич А.Л. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе – любое издание

Лебек С. Происхождение франков V – IX вв. М., 1993

Право в Средневековом мире/ Отв. Ред. О. Варьяш. М., 1996


^ СЕМИНАР 6: САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

Вопросы:

1. Общая характеристика Саксонского зерцала.

2. Формы феодального землевладения в Зерцале.

3. Сословия и ленное право по Зерцалу.

4. Суд и процесс по Саксонскому зерцалу.


Первый вопрос. Германия как одна из стран классического типа феодализма должна по праву привлечь внимание исследователей. В этой связи Саксонское зерцало как памятник, подводящий своеобразный итог развитию феодальных отношений в Европе, отражает во всей полноте всю гамму этих отношений. Отвечая на вопрос, студент обязан кратко охарактеризовать личность автора памятника, время его создания и особенности жанра документа. Характеризуя источники Саксонского зерцала, необходимо выявить в нем следы заимствования римского права, проследив формы взаимодействия последнего с так называемым «Земским правом». (Далее ЗП).

^ Ответ на второй вопрос целесообразно начать с определения термина двойной или «расщепленной» собственности. Согласно этой теории единое право собственности было расщеплено на каждой ступени феодальной лестницы между сеньором и вассалом. Особо следует подчеркнуть целевое предназначение этой теории. При освещении этой части вопроса студенту рекомендуется пользоваться материалом соответствующего раздела фундаментального труда академика А.В. Венедиктова.

Следует в тоже время помнить, что сама терминология Саксонского зерцала (ЗП III 83 §2-3, II 44 §3 и др.) нередко противопоставляет лен понятию собственности. Однако следует учитывать, что во всех этих случаях речь идет о так называемых аллодах, противопоставляемым феодам (ЗП I 8 §1, I 34 §1, I 38 §2, II 43 §1, II 44 §3, II 52 §1). Саксонское зерцало, как уже отмечалось, является памятником позднего феодализма, в этой связи полезным окажется рассмотрение и вопросов регулирования в памятнике прав на чужие вещи (ius in re aliena), например чинша и других правомочий: ЗП I 54 §2-3, III 77 §1-2 и др.

Дополнительно следует проанализировать следующие положения Зерцала: ЗП I 34 §2, 30, 54, II 24 §1, 44 §1-2, 58 §1-2, 70, III 60 §1, 77, 79, 86.

^ Ответ на третий вопрос сразу же следует начать с сопоставления положений Земского права: I 3 §2 и Ленного права (далее ЛП): I 1-9. Далее, следует проследить различие, установленное памятником, между благородными (freie Herren) и неблагородными, но юридически свободными. В дальнейшем необходимо проанализировать юридическое положение таких групп населения, как чиншевики, арендаторы, министериалы, крестьяне-общинники и пр. Результатом анализа должен стать вывод об опосредовании феодальными отношениями сословной структуры саксонского (германского) общества.

Особо следует обратить внимание при анализе на следующие положения Зерцала: ЗП I 1, 3, 58 §2, II 12 §3, 66, III 52-60, 62, 64, ЛП I и III. В отношении статуса лиц следует обратить внимание на: ЗП I 16 §1-2, 51 4, III 19, 27, 32, 42, 44 §3, 45.

^ Ответ на четвертый вопрос целесообразно начать с анализа взаимосвязи норм процессуального права с нормами материального права, что в самом памятнике прослеживается достаточно четко. Необходимо сформулировать главный вопрос судебной власти и четко ответить на него. В качестве путеводной нити следует взять положение, согласно которому судебная власть в условиях феодализма не отделима от владения землей и представляет собой род вещного права. Другая особенность суда, на которую следует обратить внимание, заключена в особой структуре судебной власти, копирующей структуру феодального общества, его лестницы. Студенту необходимо показать ссылками на конкретные положения Саксонского зерцала сословность процесса, его инквизиционные черты, а также указать на пережитки старого общества эпохи варварства, встречающиеся в памятнике. В конце ответа следует осветить проблему шеффенского суда, раскрыв его природу.


Памятники:

Саксонское зерцало. М., 1985

Хрестоматия памятников феодального государства и права/ Под ред.: В.М. Корецкого. М., 1961

Пособия:

Гревс И.М.: «Феодализм»: статья в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. – любое издание

Гуревич А.Я. Средневековая литература и ее современное восприятие// Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1979

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. Л., 1951


СЕМИНАР 7: КАРОЛИНА – PEINLICH GERICHTS ORDNUNG 1532 г.

Вопросы:

1. История создания Каролина, ее источники. Общая характеристика памятника.

2. Система судебных инстанций Каролины.

3. Основные виды преступлений и наказаний по Каролине.

4. Процесс по Каролине.

Первый вопрос. При ответе на этот вопрос необходимо осветить историческую обстановку в Германии накануне принятия Каролины. Студенту необходимо рассмотреть вопрос о влиянии норм обычного права, норм римского права (Libri terribiles) на уголовное право Германии, проследить их взаимосвязь, для чего необходимо обратить внимание на положения титулов I и LXXXIII памятника. Особо стоит остановиться на анализе CCXVIII титула Каролины, указав на истинное предназначение, содержащейся в ней оговорки. Отвечая на вопрос, следует сопоставить данный титул с титулом LXXXIII.

^ Отвечая на второй вопрос студент обязан дать развернутый анализ положений титулов I – V, показав различие между шеффенским и коронным судом. Затем следует остановится на тех титулах Каролины, где изложен порядок судебного заседаний: LXX – CIII. Последний штрих в ответе – анализ титулов CCIV – CCV Каролины.

^ При ответе на третий вопрос студенту необходимо самостоятельно систематизировать преступления согласно Каролине по принятой в науке схеме: преступления против личности, имущественные преступления и т.п. Особо следует выделить понятие колдовства как преступления, сравнив его с положениями известного Maleans Malificarum, следует указать на то, как религиозные преставления повлияли на светское законодательство. При ответе на вопрос следует давать анализ каждого вида преступления. Виды наказаний следует сгруппировать, начав с наиболее тяжелых: квалифицированная смертная казнь и т.д. На основании текста памятника необходимо определить частоту применения смертной казни, привести примеры санкций, отсылающих к усмотрению законоведов.

^ Отвечая на четвертый вопрос необходимо уяснить, в чем состояли характерные черты инквизиционного процесса, системы формальных доказательств и т.п. Особо стоит обратить внимание на стадии процесса. Начать ответ необходимо с анализа системы доказательств, обратив внимание на само понятие «доказательства» (XIX), сопоставив его с понятием «явного преступления» (XVI). Затем следует перейти к анализу других видов доказательств по Каролине, особо выделив специфику системы формальных доказательств. Говоря о стадиях процесса по Каролине, необходимо кратко охарактеризовать каждую из них, придерживаясь текста памятника.


Памятники:

Каролина. Уголовно-судебное уложение Карла V. Алма-Ата, 1967

Шпенгер и Инститорис. Молот ведьм – любое издание

Пособия:

Чельцов-Бебутов Г. История уголовного процесса – любое издание


^ СЕМИНАР 8: ШАРИАТ

Вопросы:

1. История источников мусульманского права

2. Частное право в исламе

3. Исламская государственность

4. Уголовное право, суд и процесс в исламе


Студентам, отвечающим на первый вопрос, необходимо уяснить специфику мусульманского права, сложившегося в исключительны обстоятельствах и исключительными же средствами. Это право – часть одной из мировых религий, поэтому ответ на тот вопрос необходимо начать с краткой характеристики истории ислама и главного его источника – священного Корана. Приемлются любые переводы, но с условием обязательного комментирования текста. Далее, следует проследить основные этапы становления исламского права, с указанием на те конкретные виды источников мусульманского права, которые появись на каждом конкретном этапе. Особый интерес в этой связи представляет вопрос об эволюции фикха и становления правовых мазхабов (суннитов). Заканчивая ответ на этот вопрос, студент подробно должен охарактеризовать каждый из источников мусульманского права в отдельности.

Последний штрих в ответе – анализ источников права шиитов, особенно основного мазхаба шиитов (джафари).

^ Ответ на второй вопрос следует начать с анализа следующих сур Корана: Воскресение 63-65, Женщины 5, 26-32, Корова 188, 282. Далее, следует проанализировать соответствующие сунны (хадисы) и положения мазхабов, толкующие понятие собственности, находки, преимущественного права соседей, законного и незаконного завладения имуществом. Особый интерес в этой связи представляет так наз. вакф. Следует раскрыть исторические условия его возникновения, и указать те формы, в которых он чаще всего встречается у суннитов. Заканчивая анализ норм вещного права ислама, следует обратить внимание на обязанность закята членов уммы, которая с современной точки зрения может быть квалифицировано как ограничение прав собственности: Покаяние 60, Ночь 5-10, Семейство Имрана 180 и др. суры Корана.

Анализ норм обязательственного права студентам необходимо предварить с обсуждения общего понятия справедливости, положенного в основу взаимоотношений мусульман: 6: 153, 42: 14, 49: 13, 57: 25. Содержание обязательственных отношений необходимо показать на основе анализа следующих сур Корана: Собрание 10-11, Корова, 205, 278, 276, Женщины 5, 33, 58, Худ 18 и др. В дальнейшем, используя материал доктрины, следует охарактеризовать по отдельности основные виды договоров, известных мусульманскому праву.

При анализе брачно-семейного права мусульман, следует обратить внимание на различие цели исламского брака от, например, христианского. Особо стоит остановиться на влиянии на институт брака такого источника исламского права как адат.

^ Ответ на третий вопрос следует начать с анализа понятия уммы, ее структуры, главе и т.п. Следует четко представлять себе коренное отличие исламского понятия государства от аналогичного понятия, принятого европейской наукой. Весьма полезным при ответе на этот вопрос станет освещение истории арабского халифата как конкретного примера реализации на практике концепции исламского государства. Закончить ответ на этот вопрос следует анализом положений исламского права, регулирующих налоговые отношения в умме, правила раздела военной добычи и др.

^ Четвертый вопрос. Анализ сур Крана, хадисов и доктрины должен привести студентов к следующему плану ответа на вопрос. В первую очередь необходимо определить понятие преступления в исламе, сравнив его, например, с принятым порядком в светском мире. Затем необходимо перейти к классификации видов преступлений, сравнив их опять с современностью. Весьма примечательной в этой связи может оказаться попытка сравнения отдельных сур Корана с положениями Моисеева законодательства, регулирующих право кровной мести дикой виры и др. Последняя часть ответа должна строиться по традиционной схеме. Сначала студент определяет порядок судебных инстанций, их юрисдикцию, затее анализирует основные стадии процесса и виды доказательств.

Памятники:

Коран – любое комментированное издание

Пособия:

Белов Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966

Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968

Сюкияйнен Л.Р. Основы мусульманского права. М., 1984

Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959

Хидоя. Комментарии мусульманского права. Ч. 1-2. М., 2008

Coulson N.J. A History of Islamic Law. Edinburgh, 1964

Engineer A. The Islamic State. New-Dehli, 1980

The Legacy of Islam. Oxford, 1979

Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1960


СЕМИНАР 9: КОНСТИТУЦИЯ США 1787 г.

Вопросы:

1. Становление американского конституционализма. Конституционное развитие США до 1945 г.

2. Источники конституции США 1787 г.

3. Концепция американского федерализма.

4. Разделение властей по-американски.

5. Штат как субъект федерации.


Ответ на первый вопрос следует начать с краткого описания истории колоний в Новом Свете. Необходимо выявить при этом причины американской революции. Затем следует кратко остановиться на ходе войны за независимость, истории конфедерации, указав на ее недостатки, побудившие американцев изменить концепцию государственного устройства. Последняя часть ответа должна быть посвящена истории принятия текста конституции 1878 года и поправкам к ней до 1945 г.

^ Второй вопрос. Ответ следует начинать с перечисления и краткой характеристики актов, повлиявших на содержание конституции США 1787 года. Далее необходимо провести краткий сравнительный анализ текста источников с текстом конституции, указав при этом на те места конституции, содержание которых опосредовано тем или иным источником.

^ Ответ на третий вопрос целесообразно начать с краткой характеристики такого фундаментального труда как «Федералист». Необходимо при этом использовать сам текст этой работы. Затем следует провести анализ статей конституции, в которых воплотились идеи «Федералиста». Следует подобно проанализировать вопросы представительства штатов в федеральных органах власти, при этом необходимо провести четкую разграничительную линию между компетенцией федеральных органов власти и компетенцией штатов. При этом следует опираться на доктринальные положения, выработанные конституционной практикой США: доктрину горизонтального и вертикального федерализма. Необходимо также в этой связи проанализировать доктрину «подразумеваемых полномочий» (implied powers) федеральных органов власти и доктрину «федерального вопроса» (federal question). Закончить ответ на вопрос следует кратким рассказом и анализом причин возникновения Гражданской войны в США. Необходимо рассказать, как исход войны сказался на устройстве страны.

^ Ответ на четвертый вопрос следует начать с анализа такого конституционного принципа как checks and balances. Необходимо указать те статьи конституции, в которых проявляется действие этого принципа. Затем следует охарактеризовать систему организации и компетенцию каждой из ветвей власти по отдельности. Особо следует рассмотреть вопрос о становлении системы органов исполнительной власти США до 1945 года.

При ответе на вопрос следует исходить из таких доктринальных концепций как «enumerated powers», «enlisted powers», «implied powers». Характеризуя судебную ветвь власти, необходимо указать на то значение, которое приобрел прецедент Верховного суда США Marbury v. Madison от 1803 года для усиления его позиций в государственном механизме страны.

^ При ответе на пятый вопрос следует использовать текст конституции штата Нью-Йорк 1822 года как наиболее доступный для студента. Впрочем, дозволяется использоваться тексты других конституций штатов. При ответе сразу же необходимо четко определить понятие штата, раскрыв его природу. Затем следует проанализировать содержание статей конституции штата, те ее статьи, которые регулируют создание органов власти штата, определяют взаимоотношение между ними и федерацией. Необходимо отдельно остановится на вопросах компетенции штата. Закончить ответ следует указанием на способы взаимодействия штатов с федеральным правительством, выработанными за период XVIII – XIX веков.


Памятники:

Декларация независимости. Статьи конфедерации. Конституция США. Конституция штата Нью-Йорк// Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. М., 1957

Пособия:

Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Л., 1982

Брайс Д. Американская республика. Ч. 1-3. М., 1889-90

Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М., 1987

гр. Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1897

Федералист. М., 2000


^ СЕМИНАР 10: ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ

Вопросы:

1. История создания ФГК, его источники и система.

2. Лица по ФГК.

3. Вещное право по ФГК.

4. Обязательственное право по ФГК.

5. Брак и семья по ФГК.

6. Наследственное право по ФГК.


При ответе на первый вопрос студент обязан выявить историческую закономерность, выразившуюся в первых попытках кодификации старофранцузского права эпохи Кольбера, канцлера д’Агнесси. Следует выяснить, в какой мере на работу кодификационной комиссии Наполеона оказал влияние проект кодекса 1793 года. Очень важным является уяснение вопроса о характере рецепции римского права в Кодексе – необходимо проанализировать исторический компромисс между «pays de droit ecrit» и «pays de droit coutumier», отразившийся в духе и содержании Кодекса. В конце ответа студент кратко характеризует этапы работы кодификационной комиссии, источники кодекса и его систему.

^ При изучении второго вопроса необходимо обратить внимание на положение о лишении гражданских прав, об ограничении дееспособности физических лиц. Следует особо отметить факт отсутствия в кодексе положений о юридическом лице, что связано с уровнем развития капитализма во Франции в ту эпоху.

^ Третий вопрос. Уяснение трактовки вопроса права собственности должно сопровождаться анализом тех конкретных положений ФГК, в которых рассматриваются ограничения этих прав. Следует остановиться на вопросах о сервитутах. Внимания также требует критерий деления вещей на движимые и недвижимые, принятый кодексом. Необходимо рассмотреть различные виды имуществ и различные способы их защиты, обратив внимание на преимущественную защиту интересов собственника недвижимости: ст. 1674.

^ При ответе на четвертый вопрос студент должен определить основные принципы обязательственных отношений: свободу договоров, равенство сторон перед законом, признание за договором (сделкой) силы закона и др. Следует выявить существенные условия заключения сделки (ст. 1108), обстоятельства, делающие обязательства ничтожными.

^ Отвечая на пятый вопрос, студент должен уяснить условии действительности брака, условия его расторжения. Необходимо пояснить историю с легализацией развода и последующей его отменой в 1815 году. Следует обратить внимание на имущественные отношения супругов и вопросы родительской власти.

^ При рассмотрении шестого вопроса прежде всего необходимо выяснить, в чем заключается провозглашенный кодексом принцип единства наследственной массы (ст. 732), а также какие виды наследования предусмотрены кодексом. Каков порядок наследования по закону, пережившим супругом и т.п.


Памятники:

Французский гражданский кодекс. М., 1941

Пособия:

Боботов С.В. Наполеон Бонапарт – реформатор и законодатель. М., 1998

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. Л., 1951

Дюги Л. Общие преобразования гражданского права со времен кодекса Наполеона. М., 1919

Жидков О.А. История буржуазного права. М., 1971

Кассо Л.А. К столетию кодекса Наполеона. СПб., 1904

Очерки кодификации и новеллизации буржуазного гражданского права/ Под ред. З.М. Черниловского. М., 1983

Саньяк Ф. Гражданское законодательство Французской революции: 1789-1804 гг. М., 1928

гр. Токвиль А. Старый порядок и революция – любое издание





Похожие:

Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год iconМосковский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г
Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год iconПланы семинарских занятий по Истории государства и права зарубежных стран для студентов I курса Института права социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета на I семестр 2012/2013 учебного года
Планы семинарских занятий по Истории государства и права зарубежных стран для студентов I курса Института права социального управления...
Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Б-3 ооп. Сравнительное право занимает важное место в системе юридических наук. Учебная дисциплина «Сравнительное правоведение» связана...
Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год iconСеминарских занятий по курсу «теория государства и права»
Теория права – важнейшая часть общего курса теории государства и права. Категории теории права составляют фундамент отраслевых юридических...
Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год iconСеминарских занятий по курсу «теория государства и права»
Теория права – важнейшая часть общего курса теории государства и права. Категории теории права составляют фундамент отраслевых юридических...
Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год iconАннотация
Изучение истории и методологии юридической науки учитывает и дополняет такие дисциплины как “Теория государства и права”, “История...
Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год iconСеминарских занятий по курсу «теория государства и права»
Понятие методологии государства и права. Классификация и виды методов познания государства и права
Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год iconИстория политических и правовых учений
История политических и правовых учений. Программа по дисциплине для студентов Факультета Права гу-вшэ. Автор-составитель – кандидат...
Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год iconИстория политических и правовых учений
История политических и правовых учений. Программа по дисциплине для студентов Факультета Права гу-вшэ. Автор-составитель – кандидат...
Планы семинарских занятий по курсу: «История права и государства зарубежных стран» Автор: доктор юридических наук, доцент М. А. Исаев рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений игп ран: 27. 02. 2009 г. Москва 2011 год iconИстория отечественного государства и права
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы