Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» icon

Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика»



НазваниеЛекция №1 «Социология как наука. Её характеристика»
страница1/3
Дата конвертации31.03.2013
Размер389.52 Kb.
ТипЛекция
скачать >>>
  1   2   3

Войно Ирина Александровна


Лекция №1

«Социология как наука. Её характеристика»


Этимологическое значение – наука об обществе. Составлено из греческого и латинского слов. Социология, как наука, очень молодая. Как отдельная наука сформировалась в первой половине XIX в.


Социология – наука об обществе, как целостной системе. О социальном поведении людей и их отношениях по поводу роли и месту в общественной жизни.


Объектом социологии выступает общество как социальная система и её элементы. Под элементами данной системы подразумеваются различные формы объединения индивидов.


Предметом являются закономерности существования и развития данной социальной системы. Закономерности функционирования подразумевают, что все связи и отношения между людьми тоже входят сюда.


Задачи социологии:

  • типологизация социальных систем

  • исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерности

  • получение конкретного знания о формах проявления этих закономерностей.


Функции социологии:

  • теоретико-познавательная (выявление сущности и природы общественного сознания в конкретных общественно-исторических условиях)

  • управленческая (принятие управленческих решений и определение основных направлений повышения эффективности деятельности).

  • прогностическая (выработка и реализация научно-обоснованной перспективы развития).


Методы сбора, обработки и анализа первичной информации:

  • опросы (анкетирование, интервьюирование (индивидуальный или групповой), тестирование)

  • методы изучения документов (традиционный, контент-анализ).

  • наблюдение

  • эксперимент

  • социометрия


Особая потребность к познаниям социально-политических условий жизни возникла в конце XVIII – начале XIX вв. К тому моменту времени эта наука была необходима в практическом плане. Огюст Конт впервые в своих работах упомянул термин «социология» («Курс позитивной философии», 1838 г.).

В XIX в. шел активный процесс накопления социальных знаний и обоснования необходимости прикладных социологических исследований.


Главное условие создания самостоятельной социальной науки, согласно Конту, это выделение специфической реальности, которая не изучается другими науками. Человек, по своей природе социален, это его естественное состояние.


Социология, как наука, была признана на позициях позитивизма.
Принципы позитивистского подхода:

  • социология, как наука, должна строиться по образу и подобию естественных наук

  • в социологических исследованиях должны применяться те же методы анализа, что и в естественных науках (наблюдение, эксперимент, статистический анализ)

  • с точки зрения аналитических задач, социальные явления качественно те же, что и природные

  • основная задача социологи заключается в том, чтобы создать необходимые условия для прогнозирования социальных явлений

«Необходимо знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь» (с) О. Конт.


Конт выделил два раздела социологии:

  • социальная статика (СС)

  • социальная динамика (СД)


СС изучает явления общественного строения и устройства. СД, в свою очередь, процессы общественной жизни и её развития. Разрабатывая методологические вопросы, Конт стремился определить место социологии в числе других наук. Он считал, что её место среди таких наук как физика, биология, астрономия, математика. Конту принадлежит классификация наук, где одна наука следует за другой. Социология в ней стоит после биологии, т.к. рассматривал общество как органическую систему.

Эмиль Дюркгейм – создатель французской социологической школы. Начал системное преподавание социологии как предмет в университете. Его основная работа «Метод социологии». Он пытался определить предмет и задачи социологии. По его мнению, предметом является социальная реальность, элементами которой, выступают социальные факты. Социальная факты – всякий образ действия, способный оказывать на индивида значительное внешнее воздействие, в то же время, существующий независимо от него.


К социальным фактам Дюркгейм относил экономическую и политическую системы, право, обычаи и традиции, верование, язык, обряд и т.д. (все что можно объединить в понятие культура). Он выделил три основных раздела социологии:

  • социальная морфология (структура и социальная организация общества)

  • социальная физиология (различные проявления общества, такие как экономика, право религия, этика и т.д.)

  • общая социология (наиболее общие законы функционирования и развития общества)


Познавательная цель социологии состоит в исследовании устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей.


В исследование самоубийства, как сугубо социального явления предложил классификацию суицидов:

- эгоистический

Вследствие чрезмерной индивидуализации, т.е. человека ничто не держит. Усугубляют этот тип хорошее образование и материальное благосостояние. Предшествуют цинизм, скептицизм и равнодушные состояния.

- альтруистический

Возникает в результате давления группы или общества в целом.

- аномичное

Происходит от слова аномия – общее состояние дезорганизации. Вызывается причинами, внезапно вырывающими человека, из привычных ему условий. Признаками выступают протестное настроение (против группы или жизни), безразличное отношение ко всему происходящему.


Лекция №2

Макс Вебер. Основоположник …

По его мнению, социология это наука, которая понимает социальные действия и благодаря этому может объяснить различные проявления этих действий.


Социальные действия – поведение, направленное на других людей и ориентированное на их действительные или ожидаемые реакции.


Веберу принадлежит классификация социальных действий.

  • Целерациональное действие

Ожидание определенного поведения других людей и использование того ожидания в качестве условий или средств достижения целей. Является осмысленным и наиболее обдуманным с точки зрения последствий.

  • Ценностнорациональное действие

Основано на вере в ценность того или иного поведения, независимого от того к чему оно приведет. Ценность религиозная, эстетическая, этическая. Действие продиктовано какой-либо идеей.

  • Традиционное действие

Основано на длительной привычке. Определяются культурой того или иного общества.

  • Аффективное действие

Подкреплено сильным эмоциональным подъемом, всплеском.


^ Теория социального управления

По мнению Вебера, бюрократия как организация должна обладать следующими характеристиками.

  1. Строгая иерархия власти.

Позволяет вышестоящим осуществлять полный контроль над деятельностью нижестоящих. Такая власть должна основываться на профессиональных умениях и специальных знаниях. Только в этом случае власть будет легитимной.


  1. Формальная и четко определенная нормативная система.

Такая система довольно подробно регламентирует поведение чиновников и обеспечивает единообразие управленческой деятельности.


  1. Использование высококвалифицированных специалистов, разделение труда и узкая специализация.




  1. Безличность административной деятельности и эмоционально-нейтральное отношение между сотрудниками.

Бюрократическая организация должна быть максимально освобождена от таких факторов как взаимное приятие/неприятие друг друга, интенсивно окрашенные отношения. Это мешает эффективно функционировать. Структура должна быть максимально рациональной. Каждый занимает свое место, описанное должностными обязанностями и правами.


Вебер занимался вопросами политического устройства и организации общества. В частности, вопросами политического господства и лидерства. Выделил три типа господства:

  1. Легальное.

Абсолютно главенствуют закон и право. Этот тип господства предполагает назначение или выбор на ту или иную должность человека, обладающего определенными качествами, в соответствии с законной процедурой. От традиционного отличается наличием права.

Возможность произвола формально сведена к минимуму. Легальный тип господства предполагает разделение властей. Наиболее рациональный принцип устройства.

  1. Традиционное.

Основано на некоторых правил, обретших статус непререкаемых. Не существует общего порядка отбора людей, реализующих данный тип господства. Зачастую он наследуемый и независим от личных качеств. За личностью остается право на произвол. Закон вторичен. Пример: абсолютная монархия, Восточная деспотия.

  1. Харизматическое.

Харизматический лидер обладает незаурядными способностями: ораторские качества, умение прогнозировать, убеждать. Основано на аффективном типе социального действия. Предполагает эмоциональный отклик на воздействие.

Это революционный тип господства. Предполагает наличие вождя. Люди, следующие за ним, покидают сложившийся уклад и формируют новые системы взаимоотношений.


Наиболее известная работа «Протестантская этика и дух капитализма». Вебер считал, что духовные корни и источники капитализма лежат в протестантской вере. Он ставит перед собой задачу найти связь между религиозными убеждениями и духом капитализма. На эту работу активно ссылаются и в наше время.


Вебер пишет, что в экономической деятельности изначально виделось что-то греховное, плохо. Уладить конфликт протестантизму удается лучше, чем другим религиям.


Он рассматривал три формы капитализма:

  1. Политический.

  2. Авантюрный.

  3. Экономический – основная форма.


Социология развивалась в большинстве европейских стран.

Герберт Спенсер был сторонником органистической теории. Общество можно рассматривать используя методы используемые при рассмотрении организма.


^ Развитие социологии в России

Основной задачей социологии в России считалось определение критериев и закономерностей общественного прогресса. Представителями позитивизма в России были: Ковалевский М.М., Михайловский Н.К., Кареев Н.И., Лавров П.А.

Помимо позитивизма, было еще одно направление – анархизм. Основатель анархизма в России – Бакунин и Кропоткин.

Сорокин начал свою деятельность в России. Был одним из активистов партии эсеров. В России вышли его первые научные труды. Самое известное – «Преступление и кара». Наиболее фундаментальная работа «Метод социологии». В ней, он основательно сформулировал задачи социологии, описал структуру социологического знания.

Сорокин определил социологию как науку о поведении и взаимодействии людей. Основным понятием выступало «социальное взаимодействие». Разделил социологию на два раздела: теоретический практический.

Теоретический, в свою очередь, на три подраздела:

  • социальная аналитика,

включает в себя историю социологии, основные школы и направления, теория социального взаимодействия;

  • социальная механика,

изучает природу социальных явлений процессов с точки зрения их свойств и влияния на поведение людей;

  • социальная генетика,

занимается изучением происхождения, эволюции и взаимодействия социальных институтов.


Основная задача практического раздела – грамотно управлять социальными силами общества.


^ Теория социального взаимодействия

Рекомендуемый сборник работ Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

Социальное взаимодействие – процесс влияния людей на поведение друг друга. В качестве простейшей модели общества можно рассмотреть двух индивидов, связанных социальным взаимодействием.


Структура социального взаимодействия.

  1. Индивиды, наделенные определенными свойствами (восприятие, память, реакция на взаимодействие).

  2. Действие.

  3. Проводники, через которые происходит передача действий между индивидами. Основные виды:

    • звуковые (устная речь, сигналы, сочетания звуков)

    • двигательные (невербальное общение)

    • свето-цветовые (письменность, рисунки, схемы, чертежи)

    • предметные (деньги)

    • химические

    • тепловые

    • электрические

    • и мн.др.

Любой современный проводник относится к нескольким типам.


Лекция №3

Сорокин выделял взаимодействия:

- по направленности

  • односторонние

  • двусторонние

- по количеству индивидов

  • между двумя (диады)

  • между тремя (триады)

  • между одним и многими (группой)

  • между многими и многими (двумя группами)

- по длительности

- по характеру

  • солидарное

  • антагонистическое (устремления противоположны)

- по организации

  • организованное

  • неорганизованное

- по степени осознанности

  • сознательное

  • бессознательное

- по цели

  • преднамеренное (мотивированное сознательно поставленной целью)

  • непреднамеренное

- по предмету взаимодействия

  • интеллектуальное (предметом выступают знания, идеи)

  • чувственное

  • волевое (приказ, просьба, принуждение)


Если нет влияния (на состояние или действие) одного человека на другого, то нет и социокультурного явления. Влияние, оказываемое одним индивидом на другого, имеет опреимеенное значении ли ценность, т.е. выходит за рамки его физических или биологических свойств.


Лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся чисто физическими или биологическими. Значения и ценность не совпадают ни с физическими, ни с биологическими свойствами носителей, ни со свойствами субъекта взаимодействия.


Материальное явление (объект) может выполнять функцию носителя в широком диапазоне значений. Компонент значения определяющим образом влияет на поведение людей.


Таким образом, материально идентичные объекты (явлениями) часто различаются в социокультурном отношении за счет разницы в значениях, приписываемых им. И наоборот. Объекты, различаемые по биофизическим параметрам, часто идентичны по социокультурным свойствам.


Любая ценность предполагает норму по её реализации или отвержению. Любая норма является ценностью. Взаимодействия людей образуют социальные явления.


«Общество, как социальная система»

Общество – часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя различные способы взаимодействия людей и форма их объединения.


Основные признаки общества:

  • Территория (основа социального пространства)

  • Автономность и высокий уровень саморегуляции

  • Способность к интеграции каждого нового поколения

  • Интеграция посредством социализации (обобществление)

  • Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей

  • Культура позволяет удовлетворять потребности индивидов


Основная функция общества заключается в обеспечении биологического и социального воспроизводства населения. Эту функцию можно продифференцировать на экономическую, политическую, образовательную.

^ Доиндустриальный период

Ведущая область экономики – ручной труд.

Ведущие соц.институты – религиозный и военный.

Индустриальный период (конец XVIII в.)

Ведущая область экономики – промышленность.

Ведущие соц.институты – промышленность и финансы.

^ Постиндустриальный период

Ведущие соц.институты – образовательный и научный.

Ведущая сфера жизни – сфера услуг.


Социальные законы:

  1. Закон естественного постарения социальных процессов.

  2. Закон неравномерности социально-экономического развития.


«Общество как социальная система»

Может быть представлено в трех аспектах:

  • множество индивидов, взаимодействующих между собой, в силу тех или иных обстоятельств

  • совокупность и иерархия социальных статусов, занимаемых индивидами, и социальных ролей которые они выполняют

  • совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы


Социальная система это явление, состоящее из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, образующих единое целое, способное, во взаимодействии с внешними условиями, изменять свою структуру.


Под структурой понимается совокупность функционально связанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Структура объекта характеризует количество элементов, порядок их расположения и характер зависимостей между ними.


Лекция №4

«Социальный статус и социальная роль»

Социальный статус – место, которое индивид или группа занимают в социальной системе. Дает индивиду или группе определенные права и обязанности.

Виды социальных статусов:

- Врожденный (пол, раса, национальность);

- Приписанный (принадлежность к определенной социальной категории, например гражданство);

- Достигаемый или приобретаемый (возникает вследствие усилий человека, например профессиональный статус)


Совокупность всех статусов, занимаемых человеком, получила название статусный набор. Основной или главный статус, это такой статус, с которым чаще всего идентифицируют человека. На ряду с главным статусом, выделяют множество второстепенных или эпизодических.


Человек одновременно может занимать противоположные статусы. Социальный статус может подкрепляться большим количеством атрибутов (как правило, символических).


С понятием социального статуса, тесно связано понятие социальная роль. Это модель поведения, соответствующая тому или иному социальному статусу. Различают по продолжительности (длительная и кратковременная).


Выполнение социальных ролей связано с ожиданиями людей по поводу поведения друг друга. Приобретение социальных ролей зависит от многих факторов, например:

- от собственных предположений о той или иной социальной роли,

- от системы ценностей,

- от социальных ожиданий, окружающих индивида социальных групп.

- от возможностей группового воздействия на индивида.

Способы выполнения социальных ролей индивид усваивает в процессе социализации.


«Социальные нормы, контроль и санкции»

Социальная норма – форма регуляции социальных отношений. При помощи неё упорядочиваются и ограничиваются социальные взаимодействия внутри той или иной социальной системы.

Нормы чрезвычайно изменчивы. Их содержание непостоянно.


Выделяют следующие виды социальных норм:

- императивные (форма приказа),

- интердиктивные (форма предписания),

- рекомендующие.


Социальные нормы как инструменты регулирования поведения людей могут, как активизировать их деятельность, так и сдерживать, тормозить. Выполнение социальных норм контролируется.


Социальный контроль – система средств давления на личность или группа, с целью соблюдения ими ожидаемого способа поведения. Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Как правило, формальный контроль осуществляется социальными институтами и организациями. Предполагается наличие какой-либо процедуры или определенного порядка действий, как правило, прописанных. Неформальный контроль применяется в малых группах.


Различают контроль внешний и внутренний. Внутренний – самоконтроль. Интенсивность внешнего контроля изменяется в течение жизни. Основная задача действия различных форм внешнего контроля заключается в выработке и закреплении в сознании человека внутреннего контроля.


Социальный контроль осуществляется в рамках определенных нормативных систем:

- право,

- религия,

- традиции и обычаи,

- мораль и нравственность.


С помощью социального контроля общество стремится обеспечить независимость своего существования от действий индивида или групп. Нормы, входящие в нормативные системы позволяют дифференцировать отношение личности по отношению к самому себе, другим людям, ценностям (считающимся общим достоянием), к обществу в целом. В каждой нормативной системе приняты свои, характерные типы санкций.

Социальная санкция – система средств поощрения или наказания того или иного поведения. Санкции могут быть применены не только к действию, но и к намерению это действие совершить. Поведение человека существенно зависит от тех последствий, которые могут повлечь за собой то или иное его действие.


Если действие кажется человеку, позволяющим повлечь за собой желательные последствия, то это подвигнет его на свершение действия. Т.е. окажется дополнительным стимулом. Если же действие повлечет за собой вред или дискомфорт, то это вызовет нежелание человека это действие выполнять.


Санкции оказывают мотивационное влияние на поведение человека. Одна и та же санкция по-разному действует на поведение людей. Это зависит от двух факторов: время и неизбежность.


Чем более отдаленными по времени являются санкции, тем меньше они воздействуют на поведение. Степень влияния неизбежного значительно выше, чем вероятного. Чем более развито сознание внутренней культуры человека, тем лучше развита его способность регулировать свое поведение, исходя из представлений об отдаленных наказаниях и наградах.

  1   2   3




Похожие:

Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» iconЛекция Социология- наука или слово об обществе. Социология- наука о социальной сфере, о поведении людей и их отношениях по поводу роли и положения в общественной жизни
Охватывает взаимоотношения человека со средой его обитания
Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» iconКонтрольная работа по социологии Вариант 1 «Социология как наука»
Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания
Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» icon1. Социология как наука: структура и уровни социального знания
Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт
Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
...
Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» iconТема социология как наука об обществе Предмет социологии
Методы социологических исследований Социология наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп,...
Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...
Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» iconКонтрольная работа по дисциплине «Социология» На тему «Возникновение теоретической социологии XIX века»
Социология – это наука об обществе. Термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и logos (наука), ввел...
Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» iconСоциология Оглавление Социология как наука
Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации
Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» iconСоциология как наука
Возникла в 19 веке как позитивистская социология (позитивизм – часть социологии, которая развивает и исследует проблемы научными...
Лекция №1 «Социология как наука. Её характеристика» iconРеферат по дисциплине «Социология» на тему «Семья как объект социологического исследования»
В современной жизни она у всех “на слуху”. Но что представляет собой социология как наука?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы