Сущность и функции рынка icon

Сущность и функции рынка



НазваниеСущность и функции рынка
Дата конвертации19.03.2013
Размер104,75 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /Экзамен/10Инфляция.doc
2. /Экзамен/11Виды пред деят, агенты.doc
3. /Экзамен/12Формирование, Зп.doc
4. /Экзамен/13Ценообразование на факторы производства.doc
5. /Экзамен/14Эк прибыль, дисконт.doc
6. /Экзамен/15Рента, ставка процента.doc
7. /Экзамен/16Неравенство,Ленц.doc
8. /Экзамен/17Б-п,планирование.doc
9. /Экзамен/18Экономические издержки.doc
10. /Экзамен/19Издержки.doc
11. /Экзамен/1Предме метод этапы эк теории.doc
12. /Экзамен/20Издерж долгие.doc
13. /Экзамен/21Потребление.doc
14. /Экзамен/22Конкуренция.doc
15. /Экзамен/23Спрос, ден рынок.doc
16. /Экзамен/24ВВП,ВНП.doc
17. /Экзамен/25Валютная система.doc
18. /Экзамен/26Фискальная политика.doc
19. /Экзамен/27Коммерческий банк.doc
20. /Экзамен/28Банковский системы.doc
21. /Экзамен/29Эффект масштаба производства.doc
22. /Экзамен/2Хоз д произ продукт.doc
23. /Экзамен/3теория полезность кривые.doc
24. /Экзамен/4Субъекты и закон стоимости.doc
25. /Экзамен/5Общ хо-во товарное про-во.doc
26. /Экзамен/6Собственность.doc
27. /Экзамен/7Крива?я произво?дственных возмо?жностей.doc
28. /Экзамен/8товар теория.doc
29. /Экзамен/9рынок, спрос, паутин.doc
Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там, в деформациях денежного обращения, и следует искать ее причины. Рассмотрим их
Его участников
Формирование цен на ресурсы
Знание вида рыночной структуры очень важно для принятия управленческих решений в области ценообразования
Прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством
Что такое рента?
Неравенство доходов и его причины. Показатели дифференциации доходов
Объем резюме не должен составлять более четырех машино­писных страниц
Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль как элемент издержек
Издержки производства в краткосрочном периоде
Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории
Издержки производства в долгосрочном периоде
С это общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода. Потребление зависит от двух факторов: субъективного и объективного
Виды конкуренции
Де́нежный ры́нок
Сущность и структура Системы национальных счетов
Различают национальные, региональные и мировые валютные системы
Фискальная политика, ее цели и инструменты
1) аккумуляцию (привлечение) временно свободных денежных средств в депозиты
Представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом
Эффе́кт масшта́ба
Хоз-ая деятельность представляет процесс, в котором выделяются 4 стадии
Потребительское поведение
Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики
Основные формы ведения общественного хозяйства
Сущность собственности как экономической категории
Крива́я произво́дственных возмо́жностей
Товар и его свойства
Сущность и функции рынка

Сущность и функции рынка

     Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
     Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения". Здесь возникает ряд других вопросов: 1. Что это за законы товарного производства и обращения? 2. Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения? Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.
     Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
     П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
     Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
     На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
     Рынок выполняет определенные функции:
     - выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;
     - уравновешивает спрос и предложение;
     - обеспечивает сбалансированность экономики;
     - на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;
     - это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;
     - объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.
     Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
     - неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;
     - свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;
     - неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;
     - наличием у каждого участника полной информации о рынке;
     - стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;
     - на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.
     В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:
     - Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;
     - Не создает условий для реализации права на труд;
     - Не гарантирует полную занятость населения;
     - Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
     - Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;
     - Не защищает среду обитания человека от загрязнения;
     - Рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.
     В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.
     В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера.
     Ниже мы вернемся к этому вопросу и рассмотрим его в специальном разделе. В этой лекции нам надо уяснить два положения: 1) действие рыночной системы на примере упрощенной модели чистого капитализма и 2) к какой рыночной системе пытаются прийти бывшие республики бывшего СССР.


Рыночный механизм и его элементы

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.

Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики.

На рынке продавцы и покупатели на свой страх и риск совершают обменные сделки. Все боятся прогадать, быть обманутыми, понести убытки. Все хотят продать подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать товар за бесценок. Таким образом, на рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению элементов и законов рыночного механизма, отметим, что сам рыночный механизм содержит в себе элементы: 1) саморазвития и 2) государственного регулирования путем воздействия государства на спрос, предложение, цены и конкуренцию.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рассмотрим подробнее эту зависимость.

Спрос и предложение

Спрос и его функция


Чтобы построить четкую модель рынка, необходимо исследовать в идеальных условиях (при совершенной конкуренции) взаимодействие важнейших категорий рынка – спроса и предложения, за которыми стоят покупатели и продавцы.

Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке.

Величина спроса зависит от ряда факторов. Такую зависимость принято называть функцией спроса.

Qda = f (Pa, Pb...z, K, L, M, N, T), (10.1)
где Qda– функция спроса на товар; Pa– цена товара; Pb...z– цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; K – денежные доходы покупателей; L – вкусы и предпочтения людей; M – потребительские ожидания; N – общее число покупателей; T – накопленное имущество людей.

Основной фактор спроса – цена товара, поэтому зависимость можно упростить:

Qda= f(Pa).(10.2)

Функцию спроса можно представить также в виде графика (рис. 10.1).


Рис. 10.1. Функция спроса

Соединение между собой точек на графике, каждая из которых является конкретной комбинацией цены и количества, позволяет построить кривую спроса D.

Предложение и его функция


Предложение – это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке. Как и спрос, оно зависит от ряда факторов и может быть формализовано.

Qsa = f (Pa, Pb...z, C, K, R, N), (10.3)
где Qsa– предложение товара; Pa– цена товара; Pb...z – цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; C – наличие проиводственных ресурсов; K – применяемая технология (время); R – налоги и дотации у производителей; N – число продавцов.

Основной фактор предложения – тот же, что и спроса – цена.

Qsa = f (Pa). (10.4)

Функцию предложения также можно задать с помощью таблицы, которую легко перевести в график (рис. 10.2).


Рис. 10.2. Функция предложения

Соединение точек на графике позволяет построить кривую предложения S, которая имеет восходящий вид.

Рыночное равновесие


Рынок сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекаются.

Если интересы продавцов и покупателей совпадают, то возникает рыночное равновесие.

Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке (хотя каждому из продавцов и покупателей она представляется как заранее сложившаяся) (рис. 10.3).


Рис. 10.3. Рыночное равновесие
P – цена (руб); D – спрос; Q – товар (шт.); S – предложение.

Ценовое равновесие рынка носит устойчивый характер, так как любые волевые действия по изменению цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен.

Экономический закон спроса и предложения


Обратная зависимость между ценой и спросом называется законом спроса, который, как и все другие экономические законы, не носит абсолютного характера и проявляется лишь в массовом порядке.

Закон спроса имеет исключение: его действию не подвержены товары первой необходимости, при увеличении цен на которые спрос не снижается (соль, хлеб и др.). Круг таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления. В экономической теории их принято называть товарами Гиффена, по имени английского исследователя XIX в.

Проявление действия закона спроса осложнено также:

  • эффектом престижного потребления (эффект Веблена), когда люди специально покупают дорогие товары, чтобы выделиться среди остальных;

  • ажиотажным спросом на дефицитные товары и др. Действие закона спроса во взаимосвязи с предложением часто называют законом спроса и предложения.

Изменение спроса и предложения


Если меняется цена, то спрос и предложение не изменяются, а лишь растут или убывают, перемещаясь по кривой в новое положение (рис. 10.4).


Рис. 10.4. Увеличение и снижение спроса и предложения

На спрос и предложение, помимо цены, влияют и другие факторы. В случае изменения остальных факторов спрос и предложение изменяются, что находит выражение в сдвиге кривых вправо или влево (рис. 10.5).


Рис. 10.5. Изменение спроса и предложения




ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.

Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.

Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода:

QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1),

где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).

В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели.

Возможны три варианта изменения рыночной цены во времени.

  1. Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается (рис. 6.5).

  2. Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается (рис. 6.6).

  3. При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется вокруг точки равновесия (рис. 6.7). Этот вариант рассмотрим несколько подробнее.



Рис. 6.5

Допустим, что начальная цена Ро. На эту цену ориентируются производители в период t = 1, предлагая продукцию в объёме Q1, что ниже равновесного уровня QE. Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до P1. В ответ на это производители увеличат объем предложения до Q2, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2. Избыток предложения приведет к понижению цены до Ро и т. д.

Все три варианта допускают неизменность функций спроса и предложения во времени.



Рис. 6.6



Рис. 6.7

Следовательно, несмотря на то что линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, запаздывание в реакции предложения на изменение цен может привести к нестабильности равновесного состояния. Из этого вытекает, что анализ стабильности не ограничивается только методом сравнительной статики.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сущность и функции рынка iconСущность и функции рынка

Сущность и функции рынка iconРынок: сущность, функции, роль в жизни общества. Противоречия рынка

Сущность и функции рынка iconСущность и эволюция развития рынка ценных бумаг, его функции и структура

Сущность и функции рынка icon1. Сущность мирового рынка товаров и услуг и его характеристики
Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное...
Сущность и функции рынка iconСущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Финансовая политика. Управление финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовая система, ее функции и звенья
Банковская система России: структура, этапы развития. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их функции. Особенность...
Сущность и функции рынка iconСущность и структура финансового рынка
Финансовый рынок ориентирован на мобилизацию капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций. Основным...
Сущность и функции рынка iconКонтрольная работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки» на тему №1: «Возникновение, сущность, функции и роль денег»
Функции денег. Изменения в функциях денег в связи с демонетизацией золота
Сущность и функции рынка iconСущность бухгалтерского баланса. 4 1 Значение и функции баланса 4
В данной курсовой работе раскрывается сущность бухгалтерского баланса и его роль в управлении предприятием
Сущность и функции рынка iconКонтрольная работа по маркетингу на тему: «Сегментирование рынка» и «Основные функции маркетинга»
Сегментирование рынка. Процесс сегментации. Основные критерии сегментации потребительских рынков
Сущность и функции рынка iconЦентральные банки, их сущность и функции
Изучение их опыта придает особую актуальность вопросам, рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщения зарубежного...
Сущность и функции рынка iconЛекция сущность, структура и функционирование рынка труда Понятие, структура и элементы рынка труда
Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс экономических и социально-трудовых отношений по поводу условий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы