Колонка редакции icon

Колонка редакции



НазваниеКолонка редакции
страница1/11
Дата конвертации03.05.2013
Размер2.13 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



КОЛОНКА РЕДАКЦИИ




Приветствие участникам V Международной конференции-форума «ПРИМЕНЕНИЕ ИПИ (САLS)-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ»

Уважаемые участники и гости Конференции!

От имени Министерства промышленности, науки и техноло­гий Российской Федерации приветствую участников и гостей Конференции «Применение ИПИ (САLS)-технологий для повы­шения качества и конкурентоспособности наукоемкой продук­ции»!

Проблемы сохранения и развития объемов продаж наукоем­кой продукции на внутреннем и внешнем рынках во многом зави­сят от умения предприятий эффективно применять в процессах ее разработки, производства и эксплуатации новейших технологий ее электронного сопровождения на всех этапах жизненного цикла (ИПИ-технологий). Особенно актуальна проблема применения указанных технологий на предприятиях-экспортерах военной тех­ники, поскольку требования электронного сопровождения экспор­тируемой военной техники стали обязательными.

По опыту стран НАТО применение ИПИ-технологий явля­ется обязательным условием получения военного заказа на разра­ботку и производство новейших видов вооружений и военной техники. Введение указанных обязательных требований объясня­ется тем, что внедрение ИПИ-технологий в полном объеме позво­ляет значительно повысить качество выпускаемой продукции, на 20-25% сократить стоимость эксплуатации сложной техники, на 20-30% сократить затраты на ее разработку и производство, на 60-70% сократить сроки вывода на рынок новейших образцов техники. Кроме того, такие технологии дают потребителям боль­шие удобства пользования, заменяя огромные объемы традиционной технической документации небольшим количеством компакт-дисков, содержащих ту же информацию. Очевидно, что в ближай­шей перспективе применение ИПИ-технологий станет обязатель­ным условием получения государственного оборонного заказа и заказа для федеральных государственных нужд.

Важнейшей составляющей применения ИПИ-технологий является нормативное обеспечение их внедрения. Минпромнауки России совместно с Минатомом России и Госстандартом России разработана и реализуется межведомственная программа стандар­тизации в сфере ИПИ-технологий. Реализация указанной про­граммы позволит обеспечить полную легитимность применения технологий электронного сопровождения продукции на всех эта­пах ее жизненного цикла.

В соответствии с поручениями Правительства РФ Мин­промнауки России в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» организовано выполнение первоочередных работ по обеспечению электронного сопровожде­ния экспорта ВВТ.
По результатам выполненных исследований разработаны следующие отечественные технологии электронного сопровождения экспортируемых ВВТ:

  • технологии перевода бумажной технической эксплуатаци­онной документации в электронный вид, соответствующий требованиям CALS-стандартов (технологии ИЭТР);

  • технологии электронного описания конструкторско-технологической документации изделий, соответствующие требованиям CALS-стандартов (технологии PDM).

Минпромнауки России совместно с российскими агентства­ми по оборонным отраслям промышленности организована промышленная апробация указанных отечественных разработок в рамках пилотных проектов внедрения ИПИ-технологий на этапах разработки и эксплуатации конкретных видов наукоемкой продук­ции, в том числе: самолета «ТУ-214» (проект с Росавиакосмосом);

танка «Т-90 С» (проект с РАВ); корвета проекта 20380 (проект с Россу достороением); продукции ОАО «КамАЗ», ОАО «Казанский вертолетный завод» и ГУП «Казанское авиационное производственное объединение (проект с Минэкономпромом Респуб­лики Татарстан); продукции ФГУП «ММПП «Салют» и ЗАО «За­вод экспериментального машиностроения» РКК «Энергия» (про­ект с Минобразованием России).

В рамках указанных пилотных проектов проведена успешная промышленная апробация отечественных ИЭТР- и PDM-технологий, показавшая их работоспособность.

Однако для решения задачи полномасштабного применения ИПИ-технологий, обеспечивающих повышение качества продук­ции и эффективности ее производства, в ближайшие годы пред­стоит выполнить комплекс исследований по разработке и про­мышленной апробации в промышленности:

  • технологий компьютерного менеджмента качества продук­ции, реализующие требования стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года (КМК-технологии);

  • технологий менеджмента качества вертикально интегриро­ванных (корпоративных) структур (TQM-технологии); технологии обеспечения электронного информационного взаимодействия «разработчик - производитель - потреби­тель»;

  • технологии интегрированной логистической поддержки в эксплуатации (ИЛП-технологии);

  • технологии интеграции систем CAD/CAM/PDM/ERP/ИЛП.

Во исполнение поручения Президента Российской Федера­ции (от 19 июня 2002 г. № Пр-1090) и Правительства Российской Федерации (от 29 июня 2002 г. № МК-П7-09399) Минпромнауки России разработана комплексная межведомственная программа повышения качества продукции ОПК (Программа). Программа утверждена Минпромнауки России по согласованию с Миноборо­ны России, Минатомом России, Минобразованием России, Гос­стандартом России и российскими агентствами по оборонным от­раслям промышленности. В рамках мероприятий Программы бу­дет выполнен комплекс исследований по разработке и внедрению указанных выше составляющих ИПИ-технологий на ведущих предприятиях ОПК.

Желаю участникам конференции успехов в решении акту­альной проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции на основе современных технологий информационной поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции.

^ А.Н. Бриндиков

Первый заместитель

Министра промышленности, науки и технологии

Российской Федерации


В.Е.Сергеев, А.Н.Давыдов, В.В.Барабанов,

Минпромнауки России,

Е.В.Судов, НИЦ CALS-технологий

«Прикладная логистика»

Основные направления и результаты работ Минпромнауки России по разработке и внедрению ИПИ-технологий в промышленности России

Основной целью научно-технической политики Минпром­науки России ИПИ-технологий является создание условий для широкого, эффективного и легитимного их использования для поддержки ЖЦ наукоемкой продукции. В соответствии с этой це­лью Минпромнауки России организован комплекс НИОКР по раз­работке базовых нормативно-методических решений и их апроба­ции в пилотных проектах. Реализация пилотных проектов в раз­личных отраслях промышленности осуществляется в тесном со­трудничестве с Минобразованием России, Россудостроением, Ро­савиакосмосом, РАВ, РАСУ, Росбоеприпасами, Минэкономпро-мом РТ.

В рамках указанных работ основная роль Минмпромнауки России заключается в осуществлении научно-методического ру­ководства комплексом работ в сфере ИПИ-технологий, выполняе­мых в рамках ФЦП «Национальная технологическая база»: поста­новке задач, выборе путей решения, разработке базовых норма­тивно-методических решений, организации обучения, координа­ции и организации работы всех участников проектов на федераль­ном уровне и, при необходимости, в особо важных случаях, орга­низация и координация работы в отраслях и на предприятиях.


Исходные приоритеты

В соответствии с концепцией «Развития ИПИ-технологий в промышленности России» ключевыми управленческими техноло­гиями являются:

  • технологии управление данными об изделии (PDM);

  • технологии интегрированной логистической поддержки (ИЛП), в т.ч. технологии разработки, сопровождения и использо­вания электронной эксплуатационной документации (ИЭТР);

  • технологии управления ресурсами предприятия (ERP);

  • технологии систем менеджмента качества (СМК);

  • технологии управления проектами (РМ).

Краткая характеристика состояния ключевых технологий и степень их освоения предприятиями ОПК на момент начала работ приведены рис.1 и 2. Исходя из анализа исходной ситуации, в ка­честве приоритетных направлений были выбраны:

1) технологии PDM, т.к. электронное представление конструкторских и технологических данных об изделии является базой для решения всех последующих задач, в том числе ERP и ИЛП и является основой новой культуры организации процессов ЖЦ; 2) отдельные задачи ИЛП, в частности технологии разработ­ки и сопровождения электронной эксплуатационной документа­ции, поскольку они остро востребованы в контексте текущих экс­портных контрактов;

3) отдельные задачи компьютеризации СМК на базе PDM-технологий, т.к. это вопросы непосредственно связаны с качеством и конкурентоспособностью продукции.

Организация работ

Для того чтобы решать такую сложную задачу потребова­лось сформировать соответствующую организационную структуру (рис.3). Основу этой структуры составляет комплекс соглашений Минпромнауки России с российскими агентствами по оборонным отраслям промышленности и другими Министерствами, а также Межведомственная программа работ по стандартизации, в соот­ветствии с которой ведутся работы по доработке существующих стандартов и разработке новых. Важную роль в организации работ играет взаимодействие с головными институтами Минобороны по разработке (на основе национальных стандартов) отраслевых нормативных документов по внедрению ИПИ-технологий.







^ Состояние ключевых технологий

(к моменту начала работ)


Освоение ключевых технологий на предприятиях ОПК (к моменту начала работ)

В целом, функции внедрения ИПИ-технологий распределя­ются следующим образом:

  • на федеральном уровне организуется разработка новых технологий и соответствующих нормативных документов федерального уровня;

  • на уровне отраслей - адаптация новых технологий и соот­ветствующих нормативных документов к условиям и спе­цифике отраслей;

  • на уровне предприятий - внедрение новых технологий в объеме, соответствующем потребностям и возможностям предприятия.



Нормативная база.

Межведомственная программа работ, разработанная Мин­промнауки России, Минатомом России и Госстандартом России предусматривает корректировку и дополнение существующих стандартов (71 документ), разработку новых стандартов (11 доку­ментов) и прямое введение стандартов ИСО (60 документов).

Принимая во внимание длительность цикла разработки и ввода в действие новых стандартов, одновременно, на основе по­ложений новых стандартов, готовятся временные положения и требования Минобороны России, позволяющие вводить норматив­ные требования по ускоренной схеме и опираться на них в ходе выполнения пилотных проектов. В рамках этой схемы на основе проектов новых стандартов уже разработаны временные положе­ния и требования ВМФ Минобороны России по проекту корвета 20380, а также по автобронетанковой технике.

Подготовка и переподготовка специалистов.

Комплекс работ по созданию системы обучения в области ИПИ-технологий, включает в себя следующие направления: фор­мирование сети учебных и консалтинговых центров в регионах, создание учебно-методической базы обучения, реализация при­оритетных проектов по обучению. В 2002-2003 совместными уси­лиями Минпромнауки России и Минобразования России создан целый ряд учебных центров в Казани, Перми, Рязани, Комсомоль­ске-на-Амуре, Самаре и других городах. Усилиями Минобразова­ния России подготовлены и утверждены государственные образо­вательные стандарты по ИПИ-технологиям, вышло из печати не­сколько учебных пособий. В рамках соглашения с Министерством промышленности и транспорта Баварии специалисты ряда пред­приятий, в т.ч. участников пилотных проектов, познакомились с опытом внедрения ИПИ-технологий на предприятиях в Германии (Сименс, EADS, TUV).

Текущее состояние ключевых технологий

и новые приоритеты.

Оценка текущего состояния ключевых технологий приведе­на на рис.4.

На ее основе для последующего этапа работы можно сфор­мулировать следующие приоритеты:

  • развитие и совершенствование общей нормативной базы ИПИ-технологий;

  • разработка комплекса нормативно-методического и про­граммно-технического обеспечения интегрированной логистиче­ской поддержки; апробация разработанных решений в пилотных проектах;

  • разработка комплекса решений по нормативно-методическому и программно-техническому обеспечению техно­логий электронного обмена документацией между предприятиями;

  • создание технологий компьютерного менеджмента качест­ва продукции, в том числе и в рамках вертикально интегрирован­ных (корпоративных) структур;

  • разработка нормативно-методического обеспечения вне­дрения систем ERP на предприятиях ОПК; разработка решений по интеграции CAD/CAM/PDM/ERP и их апробация на предприятиях ОПК;

  • разработка комплекса учебно-методических материалов, пособий и программных средств по основным направлениям ИПИ-технологий; расширение сети региональных центров по подготов­ке специалистов; организация подготовки преподавателей в облас­ти ИПИ-технологий;разработка комплекса решений по норматив­ному, научно-методическому и программно-техническому обеспе­чению информационной безопасности.

  • Комплекс исследований по разработке, промышленной апробации и тиражированию указанных составляющих ИПИ-технологий намечен к выполнению в рамках комплексной межве­домственной программы повышения качества продукции ОПК. Указанная программа разработана и реализуется Минпромнауки России, Минобороны России, Минатомом России, Минобразова-нием России, Госстандартом России и российскими агентствами по оборонным отраслям промышленности во исполнение поруче­ния Президента Российской Федерации (от 19 июня 2002 г. № Пр-1090) и Правительства Российской Федерации (от 29 июня 2002 г. № МК-П7-09399). Реализация указанной программы откроет путь к полномасштабному применению ИПИ-технологий на пред­приятиях различных отраслей промышленности, что позволит су­щественно повысить эффективность отечественного промышлен­ного производства.




Рис.4. Оценка текущего состояния ключевых ИПИ-технологий


Мухин С.П., Минэкономпром РТ

Региональная поддержка развития информационно-технологической инфраструктуры предприятий

1. Введение

Информационные технологии играют все более важную роль в повышении конкурентоспособности предприятий, являясь мощным ресурсом реализации потенциала внутренних и внешних конкурентных факторов современного наукоемкого производства. Они представляют собой важнейшие элементы технологической инфраструктуры отраслей промышленности и технологической среды предприятий, без которых уже невозможно организовать управление высокотехнологичной промышленностью, отвечающее современным требованиям.

По этой причине вопросы развития информационной со­ставляющей технологической среды на предприятиях все чаще становятся объектом внимания государственных органов управле­ния. Один из наиболее показательных примеров - CALS-технологии. Именно инициатива государственных структур США стала движущей силой при выработке этой концепции.

Органы российской исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях также предпринимают определенные ша­ги, направленные на повышение конкурентоспособности отечест­венных отраслей промышленности и даже отдельных предпри­ятий. Но, к сожалению, эти усилия не приносят желаемых резуль­татов. Одна из причин - отсутствие системного подхода к форми­рованию информационно-технологической инфраструктуры, по­зволяющей повысить конкурентоспособность предприятий, ис­пользуя современные информационные технологии.

В докладе рассматривается один из подходов решения этой проблемы - формирование и реализация региональных программ развития информационно-технологической инфраструктуры (РПРИТИ) в промышленности, направленных на стимулирование и поддержку предприятий в области развития информационно-технологической инфраструктуры.

^ 2. Региональная программа - как метод стимулирования и поддержки развития информационно-технологической ин­фраструктуры на региональном уровне

Главными инструментами государственной политики в от­ношении внедрения технологических инноваций, в том числе в области информационных технологий, являются государственные программы. Одной из разновидностей государственных программ следует считать региональные программ развития технологиче­ской инфраструктуры (РПРИТИ) в промышленности, направлен­ных на стимулирование и поддержку предприятий в области раз­вития информационно-технологической инфраструктуры в рамках региональной технологической политики.

Под региональной технологической политикой, в настоящем докладе понимается совокупность принципов, решений и действий региональных органов власти и других организаций, согласован­ных с государственной технологической политикой и направлен­ных на развитие технологической базы, способной обеспечить соз­дание и производство конкурентоспособной наукоемкой продук­ции в интересах решения приоритетных задач социально-экономического развития региона.

Формирование и реализация программы осуществляется в определенной последовательности.

Этап 1. Представителями государственных органов управле­ния различных уровней, заинтересованных в реализации програм­мы, определяются цели, задачи и приоритеты РПРТИ.

Этап 2. Эти же представители, исходя из сформулированных целей и задач, готовят предложения и проекты документов по формированию структуры управления РПРИТИ, которые утвер­ждаются установленным порядком. С этого момента управление РПРИТИ осуществляется сформированной структурой управле­ния.

Этап 3. Информация о РПРИТИ, требования к проектам, зая­вочные и методические материалы, доводятся до предприятий -потенциальных участников программы. Осуществляется сбор дан­ных о заявленных проектах.

Этап 4. Формирование экспертной группы и проведение предварительного отбора проектов на основе оценки их соответст­вия требованиям программы.

Этап 5. Оценка приоритетности предварительно отобранных проектов.

Этап 6. Формирование проектных мероприятий и разработка бюджета программы.

Этап 7. Осуществление организационно-технических меро­приятий по реализации программных мероприятий и проведение мониторинга результатов программы.

Работы этапов 1 - 3 и 6 регламентируются действующим за­конодательством и ведомственными нормативными документами. Наиболее сложную методическую проблему представляют работы по предварительному отбору проектов и оценке приоритетов ото­бранных проектов (этапы 4 и 5). Ниже предлагается подход к ре­шению этой проблемы.

^ 3. Определение целей, задач и приоритетов РПРИТИ.

Цели, задачи и приоритеты РПРИТИ тесно связаны с систе­мой критериев отбора проектов для этих программ. Анализ зако­нодательных и нормативных документов федерального и регио­нального уровней показывает, что к наиболее важным целям, кри­териям и факторам, которые должны использоваться и учитывать­ся при решении задачи отбора проектов внедрения информацион­ных технологий, можно отнести следующие группы целей.

Группа 1. Соответствие проекта основным направлениям программы по отраслям и приоритетам в рамках отраслей

Группа 2. Соответствие государственным и региональным целям в части повышения конкурентоспособности предприятий

Группа 3. Соответствие государственным целям в части обеспечения создания новых и/или важнейших видов продукции, освоения новых технологий, повышения квалификации кадров:

А) конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках;

Б) создание условий для технического перевооружения про­изводственно-технической базы предприятий, обновления и фор­мирования новой инфраструктуры информационных технологий;

В) обеспечения проведения рациональной кадровой полити­ки по повышению квалификации кадров;

Группа 4. Экономическая целесообразность проекта:

A) реализуемость;

Б) предполагаемые затраты;

B) важность предполагаемых результатов;
Г) сроки реализации;

Д) требуемый уровень государственной поддержки. Отметим, что сформированный набор критериев вполне удовлетворяет стандартным требованиям к набору критериев: ре­левантность, полнота, минимальность. Для использования указан­ных критериев в процессе формирования РПРИТИ необходимо, чтобы:

  • были определены шкалы, используемые для оценки проек­тов по указанным критериям;

  • были сформированы группы экспертов по направлениям, которые будут оценивать и/или сравнивать альтернативы в соответствии с предлагаемой в разделе моделью ранжиро­вания (выбора).

^ 4. Методика оценки и отбора проектов Задача оценки и отбора проектов работ для формирования РПРИТИ содержательно может быть сформулирована следующим образом.

Имеется некоторое множество проектов работ, претендую­щих на включение в РПРИТИ (т.е. альтернативы) и набор критери­ев (показателей эффективности), однозначно характеризующих альтернативы и позволяющих их оценивать и сравнивать с точки зрения соответствия тем или иным требованиям программы.

Требуется построить модель ранжирования (упорядочения, выбора) альтернатив, лучших с точки зрения обеспечения выпол­нения требований РПРИТИ в соответствии с выбранными крите­риями (включая объем имеющихся ресурсов, в том числе финансирования). Ранжирование осуществляется на основе данных экс­пертизы проектов.

Организационная структура и методика экспертизы должны обеспечивать своевременность, компетентность и независимость экспертных заключений. При этом, являясь составной частью сис­темы информационного обеспечения органов управления, экспер­тиза используется не только на этапе принятия решений, но и для информационно-аналитического сопровождения процессов вы­полнения принятых решений и оценки конечных результатов их выполнения.

Проведение экспертизы в целом рекомендуется осуществ­лять в следующем порядке.

Этап 1. Субъект принятия решений формирует задание на экспертизу и рабочую группу по ее проведению.

Этап 2. Рабочая группа привлекает квалифицированных спе­циалистов в области оцениваемого объекта, составляет методики экспертизы, уточняет задание, консультируясь с субъектом приня­тия решений, и вырабатывает тактику проведения экспертизы (включая определение этапов экспертизы, вопросники и методику сбора и обработки результатов). При необходимости данный этап работы может контролироваться со стороны субъекта принятия решений.

Этап 3. После завершения этапа 2 (в некоторых случаях - па­раллельно с ним) рабочая группа проводит работу по формирова­нию экспертной комиссии. В случаях, когда объект экспертизы требует создания нескольких групп экспертов по различным ас­пектам, целесообразно создание секций комиссии.

Этап 4. После завершения этапов 2 и 3 рабочая группа про­водит экспертизу, используя разработанные вопросники и методи­ку и обеспечивая членов экспертной комиссии всей доступной ин­формацией по объекту экспертизы. Экспертиза может осуществ­ляться коллективно или независимо каждым экспертом, в послед­нем случае - анонимно или открыто. Специфика сбора экспертных мнений определяется рабочей группой с учетом специфики объек­та экспертизы. В ряде случаев может потребоваться использование различных форм сбора экспертных мнений на различных этапах экспертизы.

Этап 5. После этапа 4 рабочая группа проводит обработку данных экспертизы. При этом обязательно определяется степень согласованности мнений и фиксируются особые мнения. При неза­висимой коллективной экспертизе определяются обобщенные оценки. При необходимости сбора дополнительных или уточнен­ных оценок проводятся повторные туры экспертизы (этап 4).

Этап 6. Результаты экспертизы (ее этапов) утверждаются комиссией и передаются рабочей группой субъекту принятия ре­шений, оно в зависимости от удовлетворенности результатами экспертизы:

  • принимает результаты экспертизы;

  • назначает дополнительную экспертизу;

  • назначает повторную экспертизу (с привлечением новых экспертов).

  • Основными исходными данными, необходимыми для ре­шения задачи оценки и отбора приоритетных работ по РПРТИ являются:

  • множество альтернатив (проектов, потенциально претен­дующих на включение в программу);

  • набор критериев, используемых для оценки и отбора про­ектов;

  • структура предпочтений лиц, принимающих решение (ру­ководителей и специалистов программы и приглашенных экспертов), на основе которой составляется правило (мо­дель) ранжирования альтернатив.

Анализ задачи оценки и отбора проектов для РПРИТИ пока­зывает, что эта программа в целом удовлетворяет всем требовани­ям, которые обеспечивают эффективное применение метода ие­рархий. Однако практическая реализация метода связана с опреде­ленными трудностями. С одной стороны - из-за большого количе­ства альтернатив (потенциальных проектов), с другой стороны -из-за немалого количества критериев. Все это приводит к тому, что эксперты должны отвечать на огромное количество вопросов. На практике это может привести к неработоспособности метода. По­этому предлагается использовать совокупность двух методов: лексикографического и метода иерархий.

Суть лексикографического метода состоит в упорядочива­нии критериев по важности и в последовательном сокращении (от­сеивании) альтернатив на основе этих критериев. Решение задачи оценки и отбора проектов исключительно этим методом вряд ли возможно, т.к. критерии в полном составе не удается строго упо­рядочить по важности. Но в то же время нетрудно увидеть, что групп 1 и 2 критериев вполне можно выделить, т.к. эти группы критериев образуют необходимые условия для объявления канди­датов на включения в программу.

После того, как будет использован лексикографический ме­тод, количество альтернатив должно сократиться, и остается не очень большое количество проектов уже удовлетворяющих пер­вым двум группам критериев. Оставшиеся проекты далее оцени­ваются и ранжируются с помощью метода иерархий, суть которого изложена в [1].

5. Пилотный региональный проект «Повышение качест­ва и конкурентоспособности промышленной продукции Рес­публики Татарстан на основе внедрения новых информацион­ных технологий, международных стандартов качества и сер­тификации»

В рамках соглашения о сотрудничестве между Министерст­вом экономики и промышленности Республики Татарстан и Ми­нистерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации реализуется Пилотный региональный проект "Повы­шение качества и конкурентоспособности промышленной продук­ции Республики Татарстан на основе внедрения новых информа­ционных технологий, международных стандартов качества и сер­тификации". Основной целью Пилотного проекта является осуще­ствление совместной федеральной и республиканской государст­венной поддержки предприятий республики для достижения меж­дународной конкурентоспособности выпускаемой продукции по­средством внедрения на предприятиях Татарстана CALS-технологий и систем менеджмента качества.

Целями Пилотного проекта применительно к предприятиям - участникам проекта являются:

  • создание и внедрение интегрированной информационной среды, реализующей электронное безбумажное взаимодей­ствие между структурными подразделениями предприятия в ходе выполнения всего комплекса производственных процессов на основе использования электронного обмена данными и электронной цифровой подписи,

  • внедрение методических и программно-технических средств, регламентирующих электронный обмен данными при разработке и производстве продукции,

  • сертификация системы менеджмента качества на соответ­ствие требованиям международных стандартов ИСО 9000 версии 2000 года.

При формировании и реализации Пилотного регионального проекта "Повышение качества и конкурентоспособности промыш­ленной продукции Республики Татарстан на основе внедрения но­вых информационных технологий, международных стандартов качества и сертификации" были реализованы основные методоло­гические положения и методические разработки, изложенные в докладе.

Информация о проекте и методические материалы доводи­лись до предприятий - потенциальных участников программы че­рез отдел сертификации Минэкономпрома РТ. Всего на участие в проекте было подано свыше 40 заявок. Для участия в проекте экс­пертная группа отобрала около 15 заявок.

Критерии для иерархического представления проблемы оценки проектов определялись на основе приоритетов, сформули­рованных в различных государственных нормативных актах. В качестве нормативной основы для критериев использовались цели, задачи и требования, сформулированные в следующих докумен­тах:

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую пер­спективу [2].

Программа "Национальная технологическая база" 1996 -2005 г.г. [3].

О совершенствовании системы управления промышленными предприятиями в Республике Татарстан [4].

Выбор этих документов не случаен, в [2] определены основы государственной политики в изучаемой области, в [3] определены цели и задачи развития национальной технологической базы, а в [4] - цели и задачи совершенствования системы управления про­мышленными предприятиями в Татарстане.

Мероприятия по реализации программных мероприятий осуществляются к настоящему моменту уже третий год. Для мони­торинга результатов выполнения проектов была использована «Методика оценки уровня работ предприятий и организаций в об­ласти обеспечения и управления качеством» [5], результаты ис­пользования которой изложены в [6].

Литература

  1. Саати Т., Керис К.П. Аналитическое планирование. Орга­
    низация систем. М.: Радио и связь, 1991.

  2. Основы политики Российской Федерации в области разви­
    тия науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую
    перспективу. Утв. Президентом РФ В.В. Путиным 30.03.2002.

  3. Программа "Национальная технологическая база" 1996 -
    2005 г.г.. Основные определения. Миноборонпром РФ, 1995.

  4. О совершенствовании системы управления промышленны­
    ми предприятиями в Республике Татарстан. Постановление Каби­
    нета Министров Республики Татарстан № 855 от 1996 г.

  5. Методические рекомендации. Методика оценки уровня ра­
    бот предприятий и организаций в области обеспечения и управле­
    ния качеством. Казань: Минэкономпром РТ, 2001. Утверждена
    Приказом Министра экономики и промышленности РТ от 04.06.01
    №65.

  6. Мухин С.П., Яшин А.Н. Государственный мониторинг
    предприятий и организаций Республики Татарстан в области обес­
    печения и управления качеством. Материалы III Международной
    научно-практической конференции «Компьютерные технологии
    управления качеством продукции». М.: НИЦ CALS-технологий,
    2003.


^ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТОВ В РАДИОЭЛЕКТРОНИКЕ Кофанов Ю.Н., Воронежцев С.А., Коваленко И.А.


Проектирование РЭА является сложноконтроллируемым процессом. Поэтому на предприятиях по производству РЭА для эффективного проектирования РЭА применяются программные системы управления проектированием РЭА.

Важным аспектом в управлении проектированием РЭА является управление ресурсами предприятия. Это могут быть денежные, временные, трудовые ресурсы, а также материалы и оборудование. От эффективного учета и распределения этих ресурсов зависит успешное выполнение проекта.

Под учётом ресурсов предприятия будем понимать построение и корректировку ресурсной модели предприятия, т.е. структуры ресурсов с указанием количества каждого ресурса. Под распределением ресурсов будем понимать планирование использования ресурсов в работах проектов, выявление дефицита ресурсов и т.п.

На сегодняшний день существует много программных продуктов по управлению проектированием, в той или иной степени пригодные для планирования и управления проектированием РЭА. Наиболее известные из них: MS Project, Time Line, Project Expert. Project Scheduler, CA-SuperProject и др.

Каждый программный пакет предлагает, по сути, свой метод описания проектов, который можно отнести к табличным, графическим или смешанным методам. Наиболее популярны быстро развивающиеся сейчас графические методы. Основу их составляют графические технологии PERT (Program Evaluation and Review Technique) - сетевые логические диаграммы - и Gantt chart - диаграммы Гантта. В разных программных пакетах эти графические технологии по-разному оформлены, модифицированы и развиты.

Основной недостаток этих графических технологий заключается в том, что они разрабатывались для удобного отображения информации о проекте, а не для удобства составления (планирования) и управления проектом. Можно сформулировать следующие причины возникновения ошибок при использовании существующих графических методов управления проектированием РЭА:

  • сложность оценки всех зависимостей одной работы от тесно связанных
    других работ из-за большого их количества:

  • различное вкладывание смысла разными специалистами в термины,
    входящими в названия и описания (атрибуты) работ;

  • сложность контроля за результатами работ и их качеством из-за
    отсутствия оперативной регистрации и документирования, а следовательно, и
    невозможность своевременного принятия решений по управлению и
    корректирующим мероприятиям на стадии проектирования:

• трудность описания существующими средствами ситуаций альтернативного развития проекта и, как следствие, при этом эти ситуации непредсказуемо воспринимаются встроенными в программные продукты системами учета и распределения ресурсов.

Указанные и другие причины вызвали необходимость разработки нового графического метода управления проектированием РЭА и создания соответствующего программного комплекса реализующего этот метод.

Подсистема управления проектами «Асоника-У» использует
представление информации в виде план-графика, строящегося в соответствии с
расширенным стандартом IDEFO, который позволяет учитывать
информационные связи между работами. Помимо, инструментария построения
IDEFO-диаграмм «Асоника-У» содержит инструменты для планирования сроков
выполнения работ и проектов, а также инструменты для эффективного учета и
распределения ресурсов предприятия. «Асоника-У» содержит в себе основной
набор функциональных возможностей, которые обеспечиваются следующими
программными средствами:

  1. Средство построения план-графика процесса проектирование РЭД;

  2. Средство описания временных характеристик работ;

  3. Средство регистрации изменений в процессе проектирования РЭА;

  4. Средства контроля над ходом выполнения проекта;

  5. Средства создания отчетов;

  6. Средства работы с несколькими проектами:

  7. Средство работы с ресурсами предприятия;

  8. Средство построения диаграмм.





Рис. 1. Структура ресурсов предприятия, которые охватывает моуль учета и распределения ресурсов.

Средство работы с ресурсами предприятия представляет собой модуль учета и распределения ресурсов, который работает с ресурсами, представленными на рис. 1. Такое разделение ресурсов оптимально для предприятий, занимающихся производством РЭА, и позволяет реализовать унифицированный подход к управлению разными типами ресурсов.


Модуль учета и распределения ресурсов обладает следующими функциональными возможностями: ведение учета ресурсов на предприятии; распределение ресурсов между работами внутри отдельно взятого проекта и распределение ресурсов между проектами.

Учет ресурсов производится в «Редакторе ресурсов», интерфейс которого представлен на рис. 2.




Каждой работе в проекте после проведения учета ресурсов можно назначить те ресурсы, которые она использует. Это делается с помощью подмодулей распределения оборудования, материалов, ответственных и исполнителей, которые показаны на рис. 3.





На рис.3 представлены ресурсы распределенные для некоторой работы: оборудование (а), материалы (б), ответственный и исполнители (в), с соответствующими подмодулями для назначения этих ресурсов.

Автоматизация заключается в том, что при распределении ресурсов для какой-то листовой работы в проекте происходит автоматический пересчет ресурсов для родительской работы, которая включает эту работу нижнего уровня. Далее пересчет ресурсов идёт для родительской работы более высокого уровня и т.д. вверх по иерархии в план-графике. Таким образом, в план-графике у работ верхних уровней иерархии отображается ресурсы, которые используются листовыми работами.

При автоматизации пересчет происходит следующим образом: для оборудования и исполнителей листовой работы у родительских работ возможно объединение ресурсов из дочерних работ, если это возможно, исходя из структуры ресурсов. Для материалов у родительских работ происходит автоматическое суммирование количества одинаковых материалов.

Для контроля учета и распределения ресурсов используется модуль создания отчетов, в котором формируются следующие отчеты:

  1. Отчёты об учёте ресурсов;

  2. Отчёты об использовании (распределении) ресурсов;

  3. Отчеты о перегрузках оборудования и персонала;

  4. Отчёты о необходимых закупках материалов и оборудования.
    Примеры отчетов показаны на рис. 4.





Также увидеть распределение некоторых ресурсов можно и в графическом виде. Эту возможность предоставляет средство построения гистограмм. Здесь можно посмотреть распределение конкретных материалов по работам, загрузку персонала и оборудования, а также трудоемкость работ по времени (рис.5).





Автоматизация учёта и распределения ресурсов позволит повысить эффективность разработки РЭА - сократить сроки разработки, снизить себестоимость разработки, и. как следствие, повысить качество разрабатываемой аппаратуры.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Похожие:

Колонка редакции iconКолонка редакции
Азаров В. Н., БезъЯзыЧный В. Ф., Бойцов Б. В., Васильев В. А., КрЯнев Ю. В., Олейник А. В., Степанов С. А., Строителев В. Н
Колонка редакции iconКолонка редакции
Тольятти, показана многоуровневая организационно-функциональная структура системы информационного обслуживания управленческих структур...
Колонка редакции icon«Качество. Инновации. Образование» №2-2004. г Колонка редакции кортов С. В., Устелемов С. В
«Стратегическая роль высшей школы в активизации инновационной деятельности на территории»
Колонка редакции iconКак приготовить пули из медленного света
Теоретический расчет распространения светового сгустка сквозь метаматериал без подавления (левая колонка) и с подавлением (правая...
Колонка редакции iconКолонка редакции
Чешского общества по качеству (csq) Европейской организацией по качеству (eoq). Представлены категории квалификации персонала и описана...
Колонка редакции iconАнкета кандидата на учебу в Российской Федерации
Пожалуйста, обратите внимание, что левая колонка заполняется кандидатом, не владеющим русским языком. Правая колонка заполняется...
Колонка редакции iconPlease note the left column is to be filled in by a candidate who doesn’t speak Russian. The right column is to be filled in by a candidate who speaks Russian or authority / establishment / official interpreter. Пожалуйста, обратите внимание
Пожалуйста, обратите внимание, что левая колонка заполняется кандидатом, не владеющим русским языком. Правая колонка заполняется...
Колонка редакции iconPlease note the left column is to be filled in by a candidate who doesn’t speak Russian. The right column is to be filled in by a candidate who speaks Russian or authority / establishment / official interpreter. Пожалуйста, обратите внимание
Пожалуйста, обратите внимание, что левая колонка заполняется кандидатом, не владеющим русским языком. Правая колонка заполняется...
Колонка редакции iconО создании в структуре Дирекции по порталам редакции образовательных новостей
Директору по порталам М. С. Добряковой в срок до 01 июля 2010 г организовать разработку и утвердить должностные инструкции работников...
Колонка редакции iconПротокол №3 от 20. 01. 12 Утверждён и введён в действие приказом по мбоу «Средняя общеобразовательная школа №64»
РФ, Бюджетным кодексом рф, Законом РФ от 10. 07. 92 г. №3266-1 «Об образовании» (в редакции от 07. 08. 2000 г.), Законом РФ от 07....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы