Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей icon

Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей



НазваниеФ. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей
страница1/7
Дата конвертации24.04.2013
Размер1.08 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7

Ф.Ницше

Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей



Первое издание «Воли к власти» появилось в 1901 году. Далее

произведение было переработано и заново составлено: первая и третья

книги Петером Гастом, вторая и четвёртая — Элизабет Фёрстер-Ницше.

Произведение публикуется по изданиям:— Фридрих Ницше, Полное собрание сочинений, Том IX, Московскоекнигоиздательство, 1910— Фридрих Ницше, Воля к власти, издательство «REFL-book», Москва 1994.

Перевод — Е. Герцык.{3}

ПРЕДИСЛОВИЕ

1

Великие предметы требуют, чтобы о них молчали или говорили

величественно: т.е. цинично и с непорочностью.

2

То, о чем я повествую, это — история ближайших двух столетий. Я описы­ваю то, что надвигается, что теперь уже не может прийти в ином виде: появление нигилизма. Эту историю можно теперь уже рассказать, ибо сама необходимость приложила здесь свою руку к делу. Это будущее говорит уже в сотне признаков, это судьба повсюду возвещает о себе, к этой му­зыке будущего уже чутко прислушиваются все уши.

Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей из столетия в столетие, и как бы

направляется к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто;

подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь

задумываться.

3

Говорящий здесь, наоборот, только и занят был до сих пор тем, что

задумывался: как философ и отшельник по инстинкту, находивший свою

выгоду в том, чтобы жить в стороне, вне движения, терпеть, не

торопиться, уже блуждавший когда-то по каждому из лабиринтов

будущего; как дух вещей птицы, обращающий назад свои взоры, когда

он повествует о грядущем; как первый совершенный нигилист Европы,

но уже переживший в себе до конца этот нигилизм, — имеющий этот

нигилизм за собой, вне себя.

4

Ибо пусть не ошибаются относительно смысла заглавия, приданного

этому Евангелию будущего. «Воля к власти. Опыт переоценки всех

ценностей» — в этой формуле выражено некое противоборствующее

движение по отношению к принципу и задаче, — движение, которое

когда-нибудь в будущем сменит вышесказанный совершенный

нигилизм, но для которого он является предпосылкой, логической и

психологической, которая может возникнуть исключительно после него и

из него.
Ибо почему появление нигилизма в данное время необходимо?

Потому, что все вещи, бывшие до сих пор в ходу ценности сами находят

в нем свой последний выход; потому, что нигилизм есть до конца

продуманная логика наших великих ценностей и идеалов, — потому, что

нам нужно сначала пережить нигилизм, чтобы убедиться в том, какова в

сущности была ценность этих «ценностей»... Нам нужно когда-нибудь

найти новые ценности...


^ КНИГА ПЕРВАЯ

ЕВРОПЕЙСКИЙ НИГИЛИЗМ

К плану {4}

1

Нигилизм стоит за дверями: откуда идет к нам самый жуткий из всех

гостей? — Исходная точка: заблуждение — указывать на «бедственное

состояние общества» или «физиологическое вырождение», или,

пожалуй, еще на испорченность как на причины нигилизма. Это —

наичестнейшая и сострадательнейшая эпоха. Нужда, душевная,

телесная, интеллектуальная нужда сама по себе решительно не

способна породить нигилизм (т.е. радикальное отклонение ценности,

смысла, желательности). Эти нужды допускают все еще самые

разнообразные истолкования. Напротив, в одном вполне определенном

толковании, христиански-моральном, заложен корень нигилизма.

2

Гибель христианства — от его морали (она неотделима); эта мораль

обращается против христианского Бога (чувство правдивости, высоко

развитое христианством, начинает испытывать отвращение к фальши и

изолганности всех христианских толкований мира и истории. Резкий

поворот назад от «Бог есть истина» к фанатической вере «Все ложно».

Буддизм дела...)

3

Скепсис по отношению к морали является решающим. Падение

морального мироистолкования не находящего себе более санкции,

после того как им была сделана попытка найти убежище в некоторой

потусторонности: в последнем счете — нигилизм. «Все лишено смысла»

(невозможность провести до конца толкование мира, на которое была

потрачена огромная сила, вызывает сомнение: не ложны ли все вообще

истолкования мира). Буддистская черта, стремление в ничто. (Индийский

буддизм не имеет за собой коренного морального развития, поэтому в

его нигилизме является только неопределенная мораль: бытие как

наказание, комбинированное с бытием как заблуждением,

следовательно заблуждение как наказание — моральная оценка).

Философия попытки преодолеть морального Бога (Гегель, пантеизм).

Преодоление народных идеалов; мудрец; святой; поэт. Антагонизм

«истинного» и «прекрасного» и «доброго».

4

Против «бессмысленности» с одной стороны, против моральных

оценок с другой стороны: в какой мере вся наука и философия была до

сих пор под властью моральных суждений? И не получается ли тут в

придачу вражда со стороны науки или антинаучности? Критика

спинозизма. В социалистических и позитивистских системах везде

задерживаются христианские оценки. Не достает критики христианской

морали.

5

Нигилистические следствия современного естествознания (рядом с

попыткой бегства в потустороннее). Как следствие занятия им — в конце

концов саморазложение, поворот против себя, антинаучность. С

Коперника человек катится от центра к Х.

6{5}

Нигилистические следствия политического и экономического образа

мыслей, где все «принципы» прямо могут быть отнесены к актерству:

веяние посредственности, ничтожества, неискренности и т.д.

Национализм. Анархизм и т.д. Наказание. Недостает искупляющего

сословия и человека, оправдывателей.

7

Нигилистические выводы «истории» и «практических историков», т.е.

романтиков. Положение искусства: абсолютная не оригинальность его

положения в современном мире. Его помрачение. Так называемое

олимпийство Гёте.

8

Искусство и приуготовление нигилизма: романтика (вагнеровское

заключение Нибелунгов).


I. Нигилизм


1. Нигилизм как следствие бывшего до сих

пор в ходу толкования ценности бытия.

2

Что означает нигилизм? — То, что высшие ценности теряют свою

ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?».

3

Радикальный нигилизм есть убеждение в абсолютной

несостоятельности мира по отношению к высшим из признаваемых

ценностей; к этому присоединяется сознание, что мы не имеем ни

малейшего права признать какую-либо потусторонность или

существование вещи в себе, которое было бы «божественным»,

воплощенной моралью.

Это сознание есть следствие взращенной «правдивости»,

следовательно само оно — результат веры в мораль.

4

Какие преимущества представляла христианская моральная

гипотеза?

1) Она придавала человеку абсолютную ценность, в

противоположность его малости и случайности в потоке становления и

исчезновения;

2) она служила адвокатом Бога, оставляя за миром, несмотря на

страдание и зло, характер совершенства, включая сюда и «свободу»:

зло являлось полным смысла;

3) она полагала в человеке знание абсолютных ценностей и тем давала

ему именно для важнейшего адекватное познание;{6}

4) она охраняла человека от презрения к себе, как к человеку, от

восстания с его стороны на жизнь, от отчаяния в познании: она была

средством сохранения.

In summa: мораль была великим средством для противодействия

практическому и теоретическому нигилизму.

5

Но среди тех сил, которые взрастила мораль, была правдивость: эта

последняя, в конце концов, обращается против морали, открывает ее

телеологию, ее корыстное рассмотрение вещей — и теперь

постижение этой издавна вошедшей в плоть и кровь изолганности, от

которой уже отчаивались отделаться, действует прямо как стимул. Мы

констатируем теперь в себе потребности, насажденные догмой

моральной интерпретации, потребности, представляющие нам теперь

потребность в неправде; с другой стороны, это те самые потребности, с

которыми, по-видимому, связана ценность, ради которой мы выносим

жизнь. Это антагонизм — не ценить того, что мы познаем, и не быть

более вправе ценить ту ложь, в которой мы хотели бы себя уверить, —

вызывает процесс разложения.

6

Антиномия вот в чем: поскольку мы верим в мораль, мы осуждаем

бытие.


7

Высшие ценности, в служении которым должна была бы состояться

жизнь человека, в особенности тогда, когда они предъявляют к нему

самые тяжелые и дорого обходящиеся требования, эти социальные

ценности — дабы усилить их значение, как неких велений Божьих, —

были воздвигнуты над человеком как «реальность», как «истинный» мир,

как надежда и грядущий мир. Теперь, когда выясняется низменный

источник этих ценностей, тем самым и вселенная представляется нам

обесцененной, «бессмысленной»... но это только переходное состояние.

8

Нигилистический вывод (вера в отсутствие ценностей) как следствие

моральной оценки эгоистическое ненавистно нам (даже при сознании

возможности неэгоистического); — необходимость нам ненавистна

(даже при сознании невозможности liberum arbitrium'а и «умопостигаемой

свободы»). Мы видим, что не достигаем той сферы, в которую мы

вложили свои ценности, но тем самым та другая сфера, в которой мы

живем, еще ни мало не выиграла в ценности: напротив того, мы устали,

ибо потеряли главное наше побуждение. «Доселе напрасно».

9

Пессимизм как форма, предшествующая нигилизму.

10

А. Пессимизм как сила — в чем? В энергии его логики, как анархизм

и нигилизм, как аналитика.{7}

Б. Пессимизм как упадок — в чем? Как изнеженность, как

космополитическая сочувственность, как «tout comprendre» и историзм.

Критическая напряженность: крайности выступают вперед и

получают перевес.

11

Логика пессимизма, что влечет ее к крайнему нигилизму. — Понятие

отсутствия ценности, отсутствия смысла: поскольку моральные

оценки скрываются за всеми другими высокими ценностями.

— Результат: моральные оценки суть обвинительные приговоры,

отрицания, мораль есть отвращение от воли к бытию...

12

Падение космологических ценностей

А

Нигилизм как психологическое состояние должен будет наступить,

во-первых, после поисков во всем совершающемся «смысла», которого

в нем нет: ищущий в конце концов падает духом. Нигилизм является

тогда осознанием долгого расточения сил, мукой «тщетности»,

неуверенностью, отсутствием возможности как-нибудь отдохнуть, на

чем-нибудь еще успокоиться — стыдом перед самим собою, как будто

самого себя слишком долго обманывал... Искомый смысл мог бы

заключаться в следующем: «Осуществление» некоего высшего

нравственного канона во всем совершающемся, нравственный

миропорядок или рост любви и гармонии в отношениях живых существ;

или приближение к состоянию всеобщего счастья или хотя бы

устремление к состоянию всеобщего «ничто» — цель сама по себе есть

уже некоторый смысл. Общее всем этим родам представлений —

положение, что нечто должно быть достигнуто самим процессом: — и

вот наступает сознание, что становлением ничего не достигается, ничего

не обретается... Следовательно разочарование в кажущейся цели

становления как причина нигилизма: разочарование по отношению к

вполне определенной цели или вообще сознание несостоятельности

всех доныне существующих гипотез цели, обнимающих собой весь путь

«развития» ( — человек более не сотрудник и менее всего средоточие

всякого становления).

Нигилизм как психологическое состояние наступает, во-вторых,

тогда, когда во всем совершающемся и подо всем совершающимся

предполагается некая цельность, система, даже организация: так что

душа, жаждущая восхищения, благоговения, упивается общим

представлением некоторой высшей формы власти и управления ( — если

это душа логика, то достаточно уже абсолютной последовательности и

реальной диалектики, чтобы примирить ее со всем...). Какое-либо

единство, какая-либо форма «монизма»: и как последствие этой веры —

человек, чувствующий себя в тесной связи и глубокой зависимости от

некоего бесконечно превышающего его целого — как modus божества...

«Благо целого требует самопожертвования отдельного»... и вдруг —

такого «целого» нет! В сущности человек теряет веру в свою ценность,

если через него не действует бесконечно ценное целое: иначе говоря, он

создал такое целое, чтобы иметь возможность веровать в свою

собственную ценность. Нигилизм как психологическое состояние имеет

еще третью и последнюю форму. Если принять те два положения, что

путем становления ничего не достигается и что под всем становлением

{8}

нет такого великого единства, в котором индивид мог бы окончательно

потонуть, как в стихии высшей ценности, то единственным исходом

остается возможность осудить весь этот мир становления как марево и

измыслить в качестве истинного мира новый мир, потусторонний

нашему. Но как только человек распознает, что этот новый мир создан

им только из психологических потребностей и что он на это не имел

решительно никакого права, возникает последняя форма нигилизма,

заключающая в себе неверие в метафизический мир, запрещающая

себе веру в истинный мир. С этой точки зрения реальность становления

признается единственной реальностью и воспрещаются всякого рода

окольные пути к скрытым мирам и ложным божествам, но, с другой

стороны, этот мир, отрицать который уже более не хотят,

становится невыносимым...

— Что же в сущности произошло? Сознание отсутствия всякой

ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни понятием «цели»,

ни понятием «единства», ни понятием «истины» не может быть

истолкован общий характер бытия. Ничего этим не достигается и

не приобретается; недостает всеобъемлющего единства во

множестве совершающегося: характер бытия не «истинен», — а

ложен... в конце концов нет более основания убеждать себя в бытии

истинного мира... Коротко говоря: категории «цели», «единства»,

«бытия», посредством которых мы сообщили миру ценность, снова

изъемлются нами — и мир кажется обесцененным...

В

Положим, мы осознали, в какой мере нельзя более истолковывать

мир посредством этих трех категорий и что вслед за этим признанием

мир начинает утрачивать для нас свою ценность, — в таком случае мы

должны спросить себя, откуда берет начало наша вера в эти три

категории: — попытаемся, нельзя ли отказать и им в нашем доверии.

Если нам удастся обесценить эти три категории, то доказанная

неприложимость их к целому перестанет быть основанием к тому, чтобы

обесценивать это целое.


— Результат: вера в категории разума есть причина нигилизма, —

мы измеряли ценность мира категориями, которые относятся к чисто

вымышленному миру.


— Конечный результат: все ценности, посредством которых мы

доныне сначала пытались сообщить миру ценность, а затем в виду их

неприменимости к нему обесценивали его — все эти ценности,

рассматриваемые психологически, суть результаты определенных

утилитарных перспектив, имеющих в виду поддержание и усиление идеи

человеческой власти, и только ложно проецированы нами в существо

вещей. Это все та же гиперболическая наивность человека: полагать

себя смыслом и мерой ценности вещей...

13

Нигилизм представляет собой патологическое промежуточное

состояние ( — патологична огромность обобщения к полному

отсутствию смысла — ): в данном случае либо продуктивные силы не

имеют еще надлежащей мощи, либо декаданс еще медлит и его

вспомогательные средства еще не изобретены им.

Предпосылка этой гипотезы: нет никакой истины; нет абсолютных

свойств вещей, нет «вещи в себе». — Это само по себе только{9}

нигилизм и притом крайний. Он видит ценность вещей именно в том,

что этим ценностям не соответствует и не соответствовало никакой

реальности, но что они представляют лишь симптом силы на стороне

устанавливающих ценности, упрощения в целях жизни.

14

Ценности и их изменения стоят в связи с возрастанием силы лица,

устанавливающего ценности.

Степень неверия допускаемой «свободы духа» как мерило

возрастания силы.

«Нигилизм» как идеал «высшего могущества» ума, избытка жизни,

частью — разрушительный, частью — иронический.

15

Что есть верование? Как возникает оно? Всякое верование есть

признание чего-либо за истинное.

Крайней формой нигилизма был бы тот взгляд, что всякое верование,

всякое признание чего-либо за истинное неизбежно ложно, ибо вовсе не

существует истинного мира. Следовательно — это иллюзия

перспективы, источник которой заключен в нас самих (поскольку мы

постоянно нуждаемся в более узком, сокращенном, упрощенном мире).

А затем мерилом наших сил служит то, в какой мере можем мы, не

погибая от этого, признать эту иллюзорность и эту необходимость лжи.

Такой нигилизм как отрицание истинного мира, бытия, мог бы быть

божественным образом мысли.

16

Если мы и «разочарованные», то не по отношению к жизни, — у нас

лишь открылись глаза на «желательности» всех видов. С насмешливой

злобой смотрим на то, что называется «идеалами»; мы презираем себя

лишь за то, что не всегда можем подавить в себе то нелегкое движение

чувств, которое называется идеализмом. Дурная привычка сильнее,

нежели гнев разочаровавшегося.

17

В какой мера нигилизм Шопенгауэра все еще является следствием

того же идеала, который создал христианский теизм. — Степень

уверенности по отношению к высшим объектам желаний, высшим

ценностям, высшему совершенству была так велика, что философы

исходили из не a priori, как из абсолютной уверенности: «Бог» — на

вершине как данная истина. «Уподобиться Богу», «слиться с Богом» — в

продолжении тысячелетий это были самые наивные и убедительнейшие

объекты желаний ( — но то, что убеждает, тем самым еще не становится

истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов).

Мы разучились признавать за этим строем идеалов также и

реальность лица: мы стали атеистами. Но разве мы отреклись от самого

идеала? — Последние метафизики, по существу дела, все еще именно

в нем ищут истинную «реальность», «вещь в себе», по отношению к

которой все остальное имеет лишь кажущееся существование. Но

догматом их осталось то положение, что в виду явного

несоответствия нашего мира явлений сказанному идеалу, мир этот не

есть «истинный» — и даже в основе своей не восходит к тому

метафизическому миру, как к своей причине. Безусловно, поскольку оно{10}

есть высшее совершенство, не может служить основой всего условного.

Шопенгауэру, который стремился доказать обратное, нужно было

мыслить эту метафизическую основу как нечто противоположное идеалу,

как «злую, слепую волю»; как таковая она могла затем стать тем

«являющимся», которое открывается в мире явлений. Но и этим путем

он еще не отрекался от абсолютности идеала, он только нашел

лазейку...

(Канту казалась необходимой гипотеза «умопостигаемой свободы»,

чтобы снять с ens perfectum ответственность за данный характер этого

мира, одним словом, чтобы объяснить зло и грех: логика скандальная —
  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей iconПлан Введение Анализ учения Ф. Ницше о воле к власти (по книге «Воля к власти. Опыт переоценки все ценностей») Заключение Список литературы Введение
Анализ учения Ф. Ницше о воле к власти (по книге «Воля к власти. Опыт переоценки все ценностей»)
Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей iconФ. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей
Эту историю можно теперь уже рассказать, ибо сама необходимость приложила здесь свою руку к делу. Это будущее говорит уже в сотне...
Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей iconРеферат: Воля к власти. В философии Ницше понятию «воля к власти»
Это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел в мире как таковом
Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей iconСписок литературы для обязательного чтения (художественные тексты)
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Злая мудрость. Так говорил Заратустра. Воля к власти
Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей iconПлан Введение Понимание символизма у В. И. Иванова Две стихии в современном символизме Заключение Список литературы Введение
Таким образом, по мнению критиков, книга «Воля к власти» излагает главные философский идеи Ф. Ницше
Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей icon42. у чому суть "переоцінки всіх цінностей" у філософії Ф. Ніцше
Ницше Фридрих (1844-1900). Претерпел эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику...
Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей iconПрежде, чем начать рассмотрение непосредственно концепции изучения культуры, мне хотелось бы немного остановиться на самом философе
С душевной болезнью. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры....
Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей iconМетоды переоценки основных фондов. Значение переоценки

Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей iconНравственность в философии Ницше имеет первоочередное значение. Главная идея ницшеанской морали волюнтаризм учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А
Ницше. Эта мораль возникает из чувства превосходства одних людей, “аристократов”, ”господ”, над другими “рабами”, ”низшими”. Натолкнувшись...
Ф. Ницше Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей iconФ. Ницше Так говорил Заратустра
Я был потрясен не учением Ницше, а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги". Произведение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы