3. Проблемы и специфика философского знания icon

3. Проблемы и специфика философского знания



Название3. Проблемы и специфика философского знания
Дата конвертации22.04.2013
Размер28.85 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

3. Проблемы и специфика философского знания.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.
Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется. Саморефлексия - сам себе обосновывает свои поступки.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие ?мировоззрение? шире понятия ?философия?. Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).
Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека - центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.
1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?
2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты ? истина, а не заблуждение?
3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и ?факты? реальности и т. д.?
4.
Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности .
5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.
Результатом философской рефлексии являются философские знания.
Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.
Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.
Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.
Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.
Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.




Похожие:

3. Проблемы и специфика философского знания iconСодержание 1 Проблемы и специфика философского знания. Структура и функция философии
Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет...
3. Проблемы и специфика философского знания iconПредмет и специфика философского знания 1 античная философия 8
Особенности средневековой христианской философии. Проблема соотношения разума и веры 16
3. Проблемы и специфика философского знания iconI. Предмет и специфика философского знания
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость)
3. Проблемы и специфика философского знания iconТесты по философии Раздел I. Предмет и специфика философского знания. (П) Тождественны ли понятия "философия" и "мировоззрение"?
Нет, поскольку существуют и нефилософские типы мировоззрения: религиозный, мифологический, обыденный и пр
3. Проблемы и специфика философского знания icon«Предмет социальной философии»
Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира. Эти проблемы...
3. Проблемы и специфика философского знания iconЛекции Тема Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа
Философию нельзя определить общепринятым образом как другие науки, потому что она осмысливает то, что не является предметом опыта....
3. Проблемы и специфика философского знания iconПредмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции...
3. Проблемы и специфика философского знания iconПредмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции...
3. Проблемы и специфика философского знания iconКакова структура философского знания?

3. Проблемы и специфика философского знания iconПрограмма дисциплины по выбору студента Санкт Петербург 2007 Содержание дисциплины. Тематический план
Научное знание и его специфика. Взаимосвязь научного знания с другими видами знания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы