Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) icon

Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)



НазваниеСовершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
страница1/3
Шелестов Никита Евгеньевич
Дата конвертации22.02.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДиссертация
скачать >>>
  1   2   3


На правах рукописи


Шелестов Никита Евгеньевич


Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры


08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(управление инновациями)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва – 2012

Диссертация выполнена в ФАОУ ДПО «Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы»


Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Кузнецова Алефтина Ивановна


Официальные оппоненты: Клюев Виктор Дмитриевич,

доктор экономических наук, профессор,

действительный член Академии военных наук,

Федеральный центр ценообразования в строительстве и производстве строительных материалов, начальник департамента


Лебедев Юрий Васильевич,

доктор экономических наук,

НОУ ВПО «Институт международного права и экономики имени А.С.Грибоедова», профессор


Ведущая организация - ФГБУН «Институт экономики Российской академии наук»


Защита состоится 26 сентября 2012 г. в 13-00 на заседании диссертационного совета Д 521.005.01 при Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова по адресу: 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д.21, ауд.501.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.


Автореферат разослан 23 августа 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

к.э.н., доцент Е.П.Пилипенко


^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Автодорожная инфраструктура в настоящее время представляет собой один из крупнейших сегментов национального хозяйства России. Его эффективное функционирование и устойчивое развитие является необходимым условием стабилизации экономического роста, обеспечения целостности и национальной безопасности страны, повышения уровня жизнедеятельности, создания комфортных условий для населения. Сеть автомобильных дорог – это неотъемлемая часть единой транспортной системы РФ, обеспечивающая конституционное право российских граждан на свободу передвижения, оказывающая влияние на развитие всей страны, способствующая свободному перемещению товаров, услуг и сокращению расстояний. Играя важнейшую роль в решении социальных задач и в реализации приоритетных национальных проектов, автодорожная инфраструктура содействует активизации участия России в глобальном развитии мировой экономики.

Оживление общей экономической конъюнктуры в Российской Федерации в последние годы повлияло на повышение доходов населения и повысило доступность кредитно-финансовых услуг. Это, в свою очередь, вызвало резкое увеличение парка автотранспортных средств, объемов грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом. В то же время нынешнее состояние автодорожной инфраструктуры не всегда удовлетворяет потребителей этих услуг, не соответствует растущему уровню автомобилизации и социально-экономическому развитию страны, отраслям народного хозяйства и международным требованиям. Поэтому актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:

во-первых, потребностью в совершенствовании теоретико-методических положений по управлению развитием инновационной автодорожной инфраструктуры;

во-вторых, необходимостью формирования иных представлений о функционировании инновационной автодорожной инфраструктуры в целом и развитии автомобильных дорог, в частности, при реформировании экономических, социальных и правовых условий ведения инфраструктурной деятельности;

в-третьих, недостаточной теоретической и методологической разработкой вопросов развития инновационной деятельности по совершенствованию автодорожной инфраструктуры в современных условиях экономического развития страны;

в-четвертых, необходимостью разработки научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию системы управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры, способствующих формированию единого транспортного пространства.

^ Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства, теоретико-методологические основы управления развитием инновационной инфраструктуры, вопросы реализации инноваций и инвестирования в целях эффективных структурных преобразований автодорожной инфраструктуры в определенной степени исследованы экономической наукой. Прежде всего об этом свидетельствует специальная литература, авторами которой выступают как иностранные, так и отечественные специалисты: Бильчак В.С., Бабков В.Ф., Галабурда В.Г., Гланберг А.Г., Дубелир Г.Д., Клюев В.Д., Кузнецова А.И., Кочетов И.В., Лебедев Ю.В., Носова С.С., Найденов И.В., Маршаль А., Хейт Ф.А.

Вопросы непосредственного управления развитием инноваций в отрасли отражены в работах Виленского П.Л., Воронцовского А.В., Воропаева В.И., Егорова А.Ю., Ефимова К.А., Конотопова М.В., Канторович Л.В., Лившиц В.Н, Львова Д.С., Лазуренко С.П., Смоляк С.А., Трапезникова В.А., Хачатурова Т.С. и ряда других ученых, заложивших мощную теоретическую базу по изучению этой сферы.

Значительный вклад в исследование вопросов привлечения внебюджетных источников для инвестирования проектов инновационной автодорожной инфраструктуры внесли такие отечественные и зарубежные экономисты как Аксенов К.В., Власов С.С., Власова А.А., Горелова О.А., Палагутин А.Г., Беренс В., Бирман Г., Брайн М., Кинг У., Клиланд Л., Хавранек П., Хелферт Э., Шмидт С.

Однако до настоящего времени недостаточно исследованы научно-теоретические аспекты роли инноваций в развитии автодорожной инфраструктуры России, перспективные направления государственного влияния на совершенствование системы управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры и на формирование благоприятного инновационного климата в ее развитии. Постоянно возрастающая практическая значимость и актуальность темы и её недостаточная разработанность предопределили выбор цели и задачи исследования.

^ Целью диссертационного исследования является разработка и научное обоснование теоретических положений по совершенствованию управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры, способствующих опережающим темпам инновационного развития отечественного материального производства

Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения ряда логически взаимосвязанных научных задач, последовательно раскрывающих тему диссертационного исследования, включая:

- раскрыть теоретические аспекты сущности понятия «инфраструктура», провести её классификацию; уточнить понятие «автодорожная инфраструктура» и раскрыть понятие «инновационная автодорожная инфраструктура»;

- определить основные направления инновационного развития автодорожной инфраструктуры, рассмотрев отечественный и зарубежный опыт;

- раскрыть влияние принимаемых государственных мер по развитию автодорожной инфраструктуры в соответствии со стратегическими задачами инновационного развития экономики России;

- проанализировать переход отечественной автодорожной инфраструктуры на инновационный путь развития и практику привлечения инноваций в развитие автодорожной инфраструктуры;

- раскрыть особенности существующих схем инвестирования инновационной автодорожной инфраструктуры;

- исследовать отечественную практику многоуровневого управления созданием инновационной автодорожной инфраструктуры;

- обосновать необходимость реструктуризации и совершенствования системы управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры;

- раскрыть роль стратегического планирования, непосредственно влияющего на структуру управления развитием инновационной автодорожной инфраструктурой;

- определить экономическую эффективность внедряемых инноваций в развитие автодорожной инфраструктуры.

^ Объектом исследования выступают экономические процессы формирования и организации инновационной инфраструктуры в рамках автодорожной отрасли России, включая механизмы управления ее перспективным развитием.

^ Предметом исследования является анализ и разрешение задач управления инновационным развитием автодорожной инфраструктуры, включая управление основными параметрами инновационных процессов в них, а также организационно-экономические отношения, возникающие при управлении развитием инновационной автодорожной инфраструктуры в современных условиях российской экономики.

^ Гипотеза исследования. На практике глобальные и геоэкономические процессы в мире, проблемы экономической теории и хозяйственной практики в период социально-экономической и политической реорганизации в России, а также недостаточно эффективное государственное регулирование и управление не могло не отразиться на состоянии транспортной инфраструктуры. Устаревающая, изношенная и локально обновляемая транспортная инфраструктура не соответствует новым экономическим и социальным задачам развития страны, потребителям транспортных услуг. Планировки старых городов и других населенных пунктов ограничивают возможности расширения полотна дорог, прокладку новых трасс, обустройство придорожными объектами обслуживания. В то же время без существенного обновления параметров дорог и объектов автодорожной инфраструктуры, резко, без обоснования и расчетов увеличились продажи автотранспорта, увеличились неконтролируемые объемы перевозок автотранспортом. Продолжается неконтролируемая застройка городов, строятся новые микрорайоны без дорог, парковок, гаражей и т.д. Необходим контроль и новая экономическая и государственная политика в области транспортной инфраструктуры, а также на основе данных мониторинга: разработка комплексного плана всех транспортных схем; прогноза объемов перевозок по каждому из видов транспорта; расчет объемов инвестиций; разбивка плана строительства новых дорог по этапам и годам; увязка с ресурсным потенциалом страны, с собственниками земель, с потребителями услуг; стимулирование развития индустрии транспортной инфраструктуры. Очевидно, что отдельные локальные меры не могут решить возникших транспортных проблем.

^ Теоретической и методологической базой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления и стратегического планирования инновационным развитием автодорожной инфраструктуры. В качестве методологии исследования в работе использованы научные положения по формированию, развитию и управлению инновационной автодорожной инфраструктурой, осуществлению инновационных проектов и программ в автодорожной отрасли, методы исследования систем управления, а также общенаучные методы познания: абстрактно-логический, статистический, сравнительный, функциональный и структурно-уровневый, методы системного анализа и синтеза.

^ Информационную базу диссертационной работы составили аналитические обзоры, данные Министерства транспорта РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статистики, а также законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов власти, нормативные правовые документы Правительства Российской Федерации, материалы Федерального дорожного агентства, научно-исследовательских организаций, периодической печати, научно-практических конференций и семинаров, глобальной компьютерной сети Интернет.

Содержание диссертационного исследования соответствует п. 2.11. “Определение направлений, форм и способов перспективного развития инновационной инфраструктуры. Принципы проектирования и организации функционирования инновационных инфраструктур на микро-, мезо- и макроуровнях" Паспорта специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями).

^ Научная новизна диссертационного исследования состоит в совершенствовании форм и методов управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры на основе программно-целевого метода и организации эффективного взаимодействия существующих и предлагаемых к созданию элементов инфраструктуры.

^ Наиболее существенные научные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, выносимые на защиту, и их новизна заключаются в следующем:

1. Обобщены теоретические и методологические подходы к формированию инновационной автодорожной инфраструктуры; раскрыта её сущность, специфические особенности; уточнено понятие и состав элементов в соответствии с их функциями и назначением; раскрыта роль инфраструктуры в экономическом развитии городов, регионов, страны.

2. Выявлены факторы, сдерживающие развитие инновационной автодорожной инфраструктуры страны: несоответствие потребностей в автодорогах и инфраструктурных элементах, оказывающих придорожные услуги; увеличение транспортной подвижности населения; рост уровня автомобилизации при ухудшении состояния действующей автодорожной инфраструктуры и снижении пропускной способности автодорог; увеличение перегруженности автомобильных дорог в российских городах.

3. Обоснованы направления инновационного развития автодорожной инфраструктуры и разработана авторская модель совершенствования действующей системы многоуровневого управления инновационной автодорожной инфраструктурой, включающая новые структурные подразделения с функциями активизации и стимулирования внедрения инноваций, разработки генеральной схемы автодорожной инфраструктуры, увязки генеральной схемы развития федеральных автодорог с другими видами транспорта, контроля за реализацией генеральной схемы, а также контроля за разработкой региональных, муниципальных целевых программ.

4. Предложена и обоснована авторская концепция Федеральной целевой программы с учетом перевода автодорожной отрасли на инновационное развитие и перехода на новую модель управления автодорожной инфраструктурой, включая мероприятия по проведению мониторинга уровня автомобилизации, спроса и предложения на автотранспортные средства, соответствующего инфраструктурного сервиса на дорогах, возможностей государства и бизнеса создать требуемые условия.

5. Обоснована инновационная стратегия реализации генеральной схемы развития автодорожной инфраструктуры, включающая:

- пересмотр в перспективе конфигурации дорожной сети с целью преодоления замыкания в московском транспортном узле; грузовой логистики по Европейской части России и Урала, а также выезда из каждого региона страны на Федеральные дороги;

- создание по «вертикали» на всех уровнях управления автодорожной инфраструктурой банков инноваций, занимающихся активизацией реализации инноваций, контролем и учетом в этой области; а при Росавтодоре – центра инноваций;

- информационно-аналитическое обеспечение всех указанных функций управления на основе единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления транспортным комплексом.

6. Разработана методика многокритериальной экспертной оценки системы управления инновационной автодорожной инфраструктурой, основанная на матрице многокритериальной оценки и обеспечивающая определение экономической эффективности внедряемых инноваций в развитие автодорожной инфраструктуры.

^ Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней основные теоретические положения и выводы вносят определенный вклад в теорию управления инновациями и могут быть использованы при формировании развитии и управлении инновационной автодорожной инфраструктурой

Теоретическая значимость работы также заключается в том что:

- доказана целесообразность и необходимость использования теоретических и методологических подходов к формированию инновационной автодорожной инфраструктуры;

- выявлены недостатки многоуровневого (муниципального, городского, регионального, федерального) управления инновационной автодорожной инфраструктурой;

- разработаны направления совершенствования управления инновационной автодорожной инфраструктурой;

- усовершенствована модель управления и стратегия развития инновационной автодорожной инфраструктурой на всех уровнях.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные положения и выводы, а также разработанная модель и стратегия планирования могут быть использованы как для теоретического обоснования процессов управления инновационной автодорожной инфраструктурой, так и в практике проектирования структур управления инновационной автодорожной инфраструктуры, при принятия управленческих решений по повышению уровня инновационной активности в автодорожной инфраструктуре.

^ Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обусловлена опорой на методологические и теоретические основы формирования, развития и управления инновационной автодорожной инфраструктурой; использованием надежных методов отбора и стимулирования инновационных проектов и программ по инновационной автодорожной инфраструктуре, адекватных предмету и задачам исследования; корректным применением методов сбора, обработки данных и интерпретации результатов исследования, подтверждаемых теоретическим и экспериментальным путем.

Главный инструмент разработки программы реструктуризации действующей системы многоуровневого управления инновационной автодорожной инфраструктурой основан на методологии системной диагностики и целостно-эволюционного проектирования, реализуемого в режиме экспертных методов в комплексе с расчетными методами.

^ Реализация, апробация и внедрение результатов исследования.

Разработанные в диссертации рекомендации и сделанные выводы могут быть использованы в процессе управления инновационной автодорожной инфраструктурой на всех уровнях: муниципальном, городском, региональном, федеральном. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы:

- при разработке генеральной схемы транспортной инфраструктуры и стратегии планирования;

- для дальнейших исследований в области совершенствования инновационной и инвестиционной деятельности в автодорожной инфраструктуре, в частности, по строительству автомобильных дорог на основе генеральной схемы автодорожной инфраструктуры России, являющейся частью схемы транспортной инфраструктуры России и реализации перспективных форм государственно-частного партнерства;

- в учебном процессе для студентов экономических специальностей высших учебных заведений при изучении таких дисциплин, как «Инвестиционный менеджмент», «Экономика предприятия», «Менеджмент инвестиций и инноваций», «Государственное управление экономикой», «Управление инновационной деятельностью»;

- органами государственного и муниципального управления, частными компаниями и организациями, разрабатывающими и реализующими инициативные социально-значимые инновационно-инвестиционные проекты в такой отрасли народного хозяйства, как транспорт, при проектировании инновационной автодорожной инфраструктуры.

Основные положения и выводы диссертационной работы отражены в пяти опубликованных научных трудах автора, общим объемом 3,6 п.л.(в том числе автора - 2,9 п.л.), в том числе в рецензируемых изданиях ВАК – 2 работы объемом 1,5 п.л.(в том числе автора - 1,0 п.л.).

Методы и модели управления созданием инновационной автодорожной инфраструктуры, разработанные в исследовании, обсуждены и одобрены на Х Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Россия, страны Европы и Азии: проблем развития и сотрудничества» в г. Москве.

Результаты, полученные автором, нашли применение в учебном процессе ФАОУ ДПО «Государственная академия профессиональной переподготовки и повышении квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы», в Московском университете имени С.Ю. Витте при чтении лекций, проведении практических занятий по дисциплине «Инновационный менеджмент»

^ Структура и объем диссертации. Структура и объем работы определены в соответствии с целями и задачами исследования. Диссертационная работа включает 172 страниц машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Структура работы приведена ниже:

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты развития инновационной автодорожной инфраструктуры

1.1. Теория сущности инфраструктуры, классификация инфраструктур, понятия «автодорожная инфраструктура», «инновация», «инновационная автодорожная инфраструктура»

1.2. Состояние экономической теории, объясняющей процессы спроса, предложения, производства и соответствия им инфраструктуры в период становления инновационной экономики в России

1.3. Основные направления развития инновационной автодорожной инфраструктуры: отечественный и зарубежный опыт

Глава II. Практика перехода автодорожной инфраструктуры на инновационный путь развития

2.1. Анализ принимаемых мер перехода на инновационный путь развития в соответствии с постановлениями, стратегиями, развития транспортной и автодорожной инфраструктуры до 2010, 2020; 2030 г.г.

2.2. Практика привлечения инвестиций в развитие инновационной автодорожной инфраструктуры

2.3. Отечественная практика многоуровневого управления созданием инновационной автодорожной инфраструктуры

Глава III. Разработка методических рекомендаций по формированию системы управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры

3.1. Реструктуризация многоуровневой системы управления автодорожной инфраструктурой и методы совершенствования систем управления инновационной автодорожной инфраструктурой

3.1.1. Модель управления инновационной автодорожной инфраструктурой на основе программно-целевого метода

3.1.2. Стратегическое планирование и структура управления инновационной автодорожной инфраструктурой

3.2. Методы оценки эффективности управления инновационной автодорожной инфраструктурой

Заключение.

  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconФормирование инновационной инфраструктуры в целях развития социально-экономических систем (на примере московской области)
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconУправление риском инновационной деятельности с целью максимизации стоимости компании
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconШифр специальности
Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и...
Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconФормирование и развитие инновационной среды обновления и модернизации экономики
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconФормирование и развитие институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
Ведущая организация – гоу впо башкирская академия государствен- ной службы и управления при Президенте
Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconФормирование инновационных методов управления в сфере культуры
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями; экономика, организация и управление...
Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconОрганизационно-экономическое обеспечение управления инновационными процессами в компании сотовой связи
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями; экономика, организация и управление...
Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconРазработка стратегии управления развитием объектов торговой недвижимости с пециальность: 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами строительство)»
Специальность: 08. 00. 05 – «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями...
Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconСовершенствование комплексной методики оценки конкурентоспособности инновационной строительной продукции
Специальность 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...
Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) iconОценка эффективности использования инновационных технологий в системе управления предприятием
Специальность 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы