Некоторые особенности icon

Некоторые особенности



НазваниеНекоторые особенности
Дата конвертации22.03.2013
Размер167.53 Kb.
ТипЛитература
скачать >>>


Некоторые особенности


преподавания математики детям,

находящимся на индивидуальном

обучении.


Работа учителя математики

Школы № 1125

САО г. Москвы

Поляковой Ирины Владимировны


Москва 2009


Содержание


Развитие ребенка, нуждающегося в специальном обучении _____________ 3

Индивидуальные особенности, учитываемые в процессе обучения ребенка математике ___________________________________________________________6

Некоторые особенности преподавания математики ___________________ 11

Заключение ____________________________________________________ 17

Литература ____________________________________________________ 18


^ Развитие ребенка, нуждающегося в специальном обучении.


В настоящее время немало детей рождается с той или иной патологией развития. Учиться в общеобразовательной школе в коллективе с другими детьми такие дети не могут порой не в силу своей умственной отсталости, но в силу заболеваний и необходимости постоянного контроля со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Поэтому такие дети находятся на индивидуальном обучении.

Кора головного мозга ребенка характеризуется высокой пластичностью. За счет этой особенности коры дети с отклонениями в развитии способны к подлинному развитию, к положительным качественным изменениям, возникающим в личностных проявлениях, в познавательной деятельности и моторике каждого ребенка.

Основные закономерности нормального и аномального развития едины. И такое положение дел дает основание говорить об определенной общности многих факторов, обусловливающих этот процесс, а также об их значимости.

Есть все основания выделить факторы, влияющие на продвижение ребенка с отклонениями в развитии, как и нормального, на три большие группы, выделив, выделив биологические и социальные факторы, а также собственную психическую активность ребенка.

  1. К биологическим факторам, определяющим возможности развития аномальных детей, относятся следующие:

    • Характер дефекта, имеющий первостепенное значение, поскольку он обусловливает основные изменения, наблюдаемые в общей картине психического развития ребенка. Так ребенок с эписиндромом, во всех своих проявлениях отличается от своих сверстников с другими нарушениями;

    • Выраженность дефекта, от которой зависит интенсивность проявления психологических особенностей ребенка в отклонении развития;

    • Время приобретения дефекта существеннейшим образом влияет на весь дальнейший ход развития ребенка.
      Так наиболее пострадавшими и отстающими в развитии оказываются те дети, у которых отставания возникли еще во внутриутробном периоде;

    • Состояние здоровья ребенка имеет большое значение для его физического и психического развития. Чем более крепким и жизнестойким является детский организм, тем большее сопротивление может оказать различным болезням. И здоровый ребенок успешнее овладевает моторикой. Успешнее и активнее усваивает многие знания, умения, навыки.

  2. Социальные факторы играют огромную роль в продвижении детей с отклонениями в развитии. Они могут быть обозначены как обучение в широком смысле слова. Условно можно выделить такие его формы:

А) Не организованное обучение, происходящее стихийно, в силу тех или иных житейских традиционных, обычно не учитываемых условий. Это прежде всего воздействие социальной среды, окружающей ребенка, семьи, улицы, знакомых взрослых и детей, прослушивание радиопередач, просмотр телевизионных программ и кинофильмов. Все дети с отклонениями в развитии, исключая тех, кто страдает сложными дефектами, непроизвольно усваивают многие знания, умения и навыки, подражая взрослым и сверстникам или следуя их требованиям, предложениям и указаниям.

Успешность такого неорганизационного обучения в значительной степени зависит от наличия благоприятной социальной среды, в которой они живут. Такой средой, в первую очередь, является благополучная, полная семья. Большое значение имеет воспитание правильных дружеских отношений с другими детьми, а также взаимодействие со многими взрослыми, которые всем своим поведением показывают ему пример того, как следует себя вести в тех или иных ситуациях.

Б) Организованное обучение – осуществляемое не специалистами. Это систематические занятия родителей с ребенком, проводимые без учета имеющихся у него отклонений.

В) Специально организованное воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии может проводиться с приглашением специалистов.

Специальное обучение в наибольшей мере соответствует нуждам ребенка, способствует становлению его познавательной деятельности и личности.

Работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии, не только предполагает применение определенной педагогической системы воспитания и обучения, способствующей коррекции и компенсации его дефекта и общему развитию, но и медикаментозное воздействие.

Следует помнить, что чем раньше ребенка с отклонениями начнут воспитывать и обучать люди, обладающие дефектологическими знаниями, понимающие его нужды, относящиеся к нему с сердечной теплотой, тем большего успеха можно ожидать, тем положительнее будет прогноз его развития.

  1. Собственная психическая активность ребенка – его интересы, склонности, эмоции, возможность дать волевое усилие, сформированность произвольных процессов имеют огромное значение для его всестороннего продвижения. Именно поэтому так важно воспитание активной жизненной позиции ребенка с отклонениями в развитии.

^ Индивидуальные особенности, учитываемые

в процессе обучения ребенка.


На протяжении нескольких лет я занимаюсь с двумя девочками, им рекомендовано индивидуальное обучение. Девочки одного возраста. На их примере рассмотрим ряд закономерностей и индивидуальных особенностей в обучении математике.

Сразу оговорюсь, что девочки разного уровня обучаемости. Первая девочка обладает слабыми математическими способностями. Это выражается в слабых навыках счета, в недостаточно удовлетворительной прочности запоминания и точности запоминания и воспроизведения материала. Ее мышление можно охарактеризовать как наглядно-действенное, основными признаками которого являются, во-первых, неразрывная связь с прямым манипулированием вещами, принципиальная невозможность реализовывать поставленную задачу без участия практических действий. Наглядно-действенное мышление направлено прежде всего на выявление свойств предметов и явлений, наиболее близко лежащих к «поверхности», но скрытых от непосредственного восприятия.

В качестве свойств мышления, наблюдаемых у данного ребенка при изучении математики можно выделить следующие:

  • Гибкость (подвижность) мыслительных процессов, связанных с изменением аспектов рассмотрения предметов, явлений, с умением изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала – вот это свойство прослеживается очень слабо. Если при решении задачи она заходит в тупик, то задача не перечитывается, а просто объявляется не решаемой. После анализа условия, возможной корректировки учителем некоторых данных, задачу читаем вместе, анализируем, рассуждаем, если возможно – вспоминаем аналогичную;

  • Средний темп развития мыслительных процессов, определяемых минимальным числом упражнений, решаемых после изучения темы на уроке и максимальным числом упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;

  • Быстрота – скорость протекания мыслительных процессов – низкого уровня. При изучении новой темы много времени уделяется на разбор примеров, причем некоторые излагаются учителем двукратно;

  • Самостоятельность – умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами – без наводящих вопросов сводится к минимуму;

  • Экономичность мышления, определяемая числом логических шагов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность – в данном случае девочка придерживается алгоритма решения, не усложняя и не упрощая задачу;

  • Последовательность мысли – умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса. Математика, как раз, та наука, в которой очень много алгоритмов и ценится умение проводить последовательные рассуждения. Поэтому при решении систем уравнений и неравенств – это качество просто необходимо. Девочка по заученной схеме удовлетворительно справляется с данными вопросами.

  • Критичность – качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. То что касается оценки результатов решения той или иной задачи, девочка, опираясь на вопрос, грамотно формулирует ответ, но доказать самостоятельно не способна ту или иную догадку, возникающую в процессе решения.

По характеру направленности внимания выделю следующие свойства:

  • Неудовлетворительная сосредоточенность на решаемой проблеме, отвлечение на внешние раздражающие факторы. При решении задачи или примера, девочка намеренно медленно, обводя буквы, записывает условие, задает вопросы, не относящиеся к рассматриваемой проблеме;

  • Переключение внимания присутствует в должной мере;

  • Устойчивость внимания – непродолжительная.

Вторая девочка имеет определенные математические способности. Ее способности можно охарактеризовать наличием следующих процессов памяти:

  • Удовлетворительное запоминание, сохранение и воспроизведение; мобильность памяти.

Мышление этой девочки можно отнести к наглядно-образному типу, которое характеризуется тем, что мыслительная деятельность осуществляется на образном материале. Наиболее значительную роль в образном мышлении играют зрительные, слуховые и двигательные образы. «Визуальное» мышление – это мышление зрительными образами, в процессе которого оцениваются и определяются различные взаимоотношения между вступившими в противоречие элементами и их комплексами, рассматриваются возможные направления развития ситуации. Результатом этой работы может быть порождение новых образов, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание структурным и видимым. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объектам восприятия. Особенно ярко этот тип мышления у нее прослеживается при решении геометрических задач.

В качестве свойств мышления выделяю следующие, присущие данному ребенку:

  • Гибкость удовлетворительной степени;

  • Самостоятельность;

  • Глубина, т.е. умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия;

  • Критичность – качество, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, но доказывать самостоятельно истинность выдвигаемых положений удается не всегда;

Экономичность мышления, особенно при решении нестандартных задач прослеживается. По характеру направленности внимания ей присущи следующие свойства внимания:

  • Устойчивая сосредоточенность, концентрация, проявляющаяся в отвлечении от всего постороннего;

  • Гибкость внимания;

  • Оперативная подвижность.

Привожу пример решения задачи на составление уравнения. 7 класс.

Задача. За 9 ч по течении. Реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 ч против течения. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч.

Анализируем задачу.

  1. Теплоход движется по течению реки и против течения реки.

  2. Скорость течения реки известна.

  3. У теплохода тоже есть скорость – собственная, она неизвестна.

  4. Время движения по течению реки и против течения известно.

  5. Расстояние, пройденное по течению реки и против течения одинаковое.

Рассуждаем, ищем способ решения задачи.

  1. Собственную скорость теплохода примем равной х км/ч.

  2. Зная скорость течения, можно определить скорость теплохода по течению и против него.

  3. Зная время движения по течению и против течения, можно определить расстояние, пройденное теплоходом в обоих случаях.

  4. Учитывая равенство этих расстояний, можно составить уравнение.

Первая девочка составила уравнение 2х * 9=11х.

Вторая девочка составила уравнение верное 9(х + 2) = 11(х – 2).

Пример. При каком значении переменной:

а) значение выражения 2(3 – 5с) на 1 меньше, чем значение выражения

4(1 – с);

б) значение выражения 8 – у в 2 раза больше значения выражения 7 + у.

Рассуждения первой девочки заканчиваются составлением неравенства:

а) 2(3 – 5с) < 4(1 – с); б) 8 – у > 7 + у. На вопрос: как поступить дальше, отвечала – надо подобрать какое-нибудь значение и проверить. Но ведь здесь можно составить уравнение. Эта наводящая мысль педагога категорически отвергалась и принималась только тогда, когда мы рисовали чаши весов, и выражения занимали каждое свое место, добавляли гири нужного веса. Под рисунком записывался знак равенства, а потом в левой части уравнения – содержимое левой чаши весов, а в правой части – содержимое правой чаши.

Это задание рассматривалось в теме «Линейное уравнение с одной переменной». Поэтому, когда после упражнений на решение уравнений вторая девочка столкнулась с таким заданием, то сначала она записала два выражения в а) это были 2(3 – 5с) и 4(1-с), а потом к меньшему прибавила 1 и уравняла, получив уравнение 2(3 – 5с) + 1 = 4(1 – с). Не было затруднения и при составлении второго уравнения: б) 8 – у = (7 + у)*2.

Подытожим оба случая.

При решении задачи первая учащаяся поставила цель: составить уравнение, приняв за неизвестное – х км/ч – скорость теплохода, учитывая, что по течению он движется быстрее, она удваивает его скорость. В итоге ошибка, как результат не полного использования данных задачи и искажение некоторых из них.

При составлении уравнения во втором задании акцент выпал на слова «меньше на 1» и «больше в 2 раза».

Ошибки можно объяснить поверхностным восприятием, не самостоятельностью в мышлении, не сосредоточенностью внимания.

Успешное составление уравнений в задачи и примере второй учащейся можно объяснить устойчивостью внимания, глубиной мышления, хорошей концентрацией внимания.

Главная цель обучения – общее развитие умственных навыков учащихся, обучение этим навыкам, развитие познавательных качеств личности, самостоятельной деятельности в процессе обучения. А также использование и развитие в обучении большого количества психических и физиологических механизмов учащихся. Главные цели в обучении математике едины для всех учащихся. Программой предусматривается, чтобы знаниями учащиеся овладевали сознательно (т.е. неформально), они должны усвоить основные понятия курса и овладеть приемами и методами решения задач. А также научиться логически рассуждать, обосновывать свои суждения, находить рациональные пути решения и пр.

В процессе изучения математики у учащихся должны быть сформированы прочные навыки в решении стандартных типов задач, в которых требуется преобразовать произведение многочленов в многочлен стандартного вида, сократить алгебраическую дробь, решить линейное или квадратное уравнение, решить линейное или квадратное неравенство, построить график линейной или квадратичной функции, найти приближенное значение выражения с помощью микрокалькулятора.

При решении подобных задач у учащихся формируются алгоритмические приемы мышления, вооружающие их общим методом решения однородных задач. Способность действовать по формальным правилам является важным умением.

Учитывая, что дети находятся на индивидуальном обучении и им не под силу порой также легко овладевать знаниями, как их сверстникам, считаю, что для достижения этой цели необходимы:

  • Учет эмоционального состояния ученика, его готовность к восприятию материала;

  • Наглядность, т.е. схематическое иллюстрирование задач, обращение к конкретным примерам при изучении материала, требующего абстрактного восприятия;

  • Пропедевтика, как мать учения;

  • Использование стандартных задач при закреплении изученного материала и оказание помощи при составлении задач;

  • Использование развивающих заданий.

В курсе математики созданы предпосылки для формирования у учащихся таких важных и взаимосвязанных качеств развитого мышления как познавательная активность и самостоятельность.

Эффективным методическим приемом, направленным на формирование у учащихся указанных качеств мышления, является подготовка к изучению нового материала, заблаговременное создание необходимого опорного запаса знаний и умений. В результате такой подготовительной работы создаются предпосылки для организации активной умственной деятельности учащихся при изучении теоретической части вплоть до самостоятельного конструирования ими определений, понятий, самостоятельного поиска приемов решения задач.

Привожу пример. В самом начале изучения геометрии после знакомства с основными геометрическими фигурами и основными свойствами принадлежности точек и прямых на плоскости, все определения и основные свойства конструировались детьми самостоятельно, с небольшой корректировкой учителя. Например, в теме «Угол» определение угла формулировалось ими тут же после построения данной фигуры.

Практическая работа.

  1. Выберем на плоскости точку.

  2. Постройте две полупрямые с началом в данной точке, не совпадающие.

  3. Что за фигура получилась?

Ответ: данная фигура – угол.

  1. Вспомним, как мы строили угол, из чего он состоит, что мы будем называть углом?

Ответ: Углом называется фигура, которая состоит из точки и двух различных полупрямых, исходящих из этой точки.

Потом добавляем – данная точка называется вершиной угла, а полупрямые – сторонами угла. Далее записываем обозначение угла.

На следующем уроке девочки, не задумываясь, давали определение угла.

Для достижения успеха очень важен стиль работы учителя. Желательно, чтобы этот стиль можно было охарактеризовать словами «доброжелательное обсуждение». Нельзя, например, ограничиваться замечанием «неверно». Надо убедительно показать, что ответ неверен, обязательно выяснить, в чем ошибка. Ученика нельзя обижать. Мотивацией учения должны быть не наказание, и страх получить плохую оценку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение.

Для детей, нуждающихся в индивидуальном обучении, очень важна особая организация процесса обучения. Так как математики только три часа в неделю по учебной программе, то они не должны испытывать дискомфорт, идя на урок. Однако, учитывая особенности умственного развития каждой из девочек, для одной из них уроки математики строятся по типу последовательность и монотонность, которая дает спокойствие, так необходимое ей для того, чтобы поразмышлять, сосредоточиться; для другой же девочки возможен вариант частой смены структуры урока, что оживляет и преподавание и восприятие урока.

Тем не менее в работе с «надомниками» очень важно выбрать верно темп урока. Нельзя требовать от детей быстрых ответов. И не понукать, не пытаться отвечать за них, то дети способны дать не только верные, но иногда и оригинальные ответы.

При медленном темпе , естественно, невозможно решить на уроке столько же задач, сколько их решаем с классом. У нас их меньше, но, во-первых, каждое решение тщательно разобрано и записано, а во-вторых, выбранные задачи соответствуют обычно достаточно высокому уровню.

На каждом уроке я стараюсь приучать детей к самостоятельной работе, отводя для нее не 15-20 минут. Иногда возможны подсказки разного рода: памятки, инструкции с формулами. Эти памятки они записывают в отдельную маленькую тетрадочку: формулы с расшифровкой, правила с примерами и др.

Например. Памятки.

  1. Не имеет смысла



= 0

Имеет смысл




≠ 0

≤ и ≥


< и >



3х ≤ 15

5 ≤ х ≤ 7


14 < 2х < 15


Функция


Х У

Аргумент Функция


Область определения Множество значений


Некоторые инструкции.


  1. а (в ± с) = ав + ас

2(3х + 5) = 2 . 3х + 2 . 5 = 6х + 10


  1. х + х + х = ( +  + )х

5х +7х – 3х = (5 + 7 – 3)х = 9х


  1. Задача.

  1. Пусть х…

Тогда …

По условию задачи …

Составим и решим уравнение:

  1. уравнение

  2. подстановка

  3. ответ.

  1. Функция


х

Дано

у

Найти
у = х

функция – у | аргумент – х


Одна из важных задач заключается в развитии познавательной активности учащихся. С этой целью на уроке даются не стандартные задачи.

Например. При сложении алгебраических дробей полезно (вопреки известному алгоритму) посмотреть, нельзя ли каждую дробь предварительно сократить. И если включить в систему упражнений такие примеры, как

, ,

то дети не будут механически использовать алгоритм, а будут искать пути рационального решения.

Еще пример. При нахождении значения выражения при указанных значениях переменных не всегда надо вначале упрощать. Иногда полезнее сразу выполнить подстановку:

(2а – 3)2 – 4а при а = 1,5.

Конечная цель обучения состоит в том, чтобы научить детей применению знаний, а не применению правил.

Учитывая особенности детей, задача учителя научить детей помогать своей памяти, надеясь не на механическое зазубривание, а на логическое восстановление рассуждений. И уж если забыл, то не вспоминай, а соображай, что делать.

Так, например, при работе с графиками функции первая девочка никак не могла запомнить на какой оси отмечают значения х, а на какой оси – значения у и как называются эти значения. Вместе с ней мы придумали такой рисунок



Буквы х и у вытянули, х в горизонтальном направлении, а у – в вертикальном направлении. И проговорив несколько раз «икс и абсцисса», делая акцент на звуке эс, она запомнила это.

При изучении темы «Квадратное уравнение» для запоминания формул для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения дома она прикрепила листочки с этими формулами на видные места: к зеркалу, над письменным столом, на холодильник и т.д.

При решении систем уравнений, сначала рисовали фигурную скобку, а потом вписывали нужные уравнения, в противном случае она не знала, как продолжать решение.

Итак, прибегая к некоторым хитростям, серьезные темы становятся вполне изучаемыми. Шаг за шагом отдельно с каждой девочкой мы постигали великую науку.

Заключение.


Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка.

При изучении математики очень важно, чтобы такие дети не чувствовали себя лишними на уроках. И если занятия проводятся индивидуально, то каждый урок должен доказывать такому ребенку, что все можно понять и решить.

Важно помнить, идя на урок, что ребенок не все может сразу понять, что он должен пройти, возможно, тяжелую дорогу понимания. Учитель – его проводник и в науке, и в жизни, потому что от учителя зависит, насколько обучение будет успешным, с какими чертами личности выйдет из школы его ученик.

Литература.


Чуприкова Н.И., Шлычкова А.Н., Манджагаладзе В.В., Ратанова Т.А., Захарова С.А., Локалова Н.И., Суздалева В.А. Познавательная активная активность в системе процессов памяти /Под ред. Н.И. Чуприковой; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.

Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. /Под ред. Н.И. Чуприковой. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998 – 418 с. (серия «Психология отечества»)

Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. /Под ред. Е.Д. Божович – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»: 1998. – 448 с. (серия «Психология отечества)

Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики: V – VII классы. Сост. Н.А. Курдюмова. – М.: Школьная Пресса. 2002. – 96 с. (Библиотека журнала «Математика в школе»; Вып. 18)






Похожие:

Некоторые особенности iconДиплом на тему «Некоторые особенности \"простого языка\" первой половины XVIII в.» (руководитель проф. Б. А. Успенский)
Московского Государственного Университет им. М. В. Ломоносова. Специализировалась в области истории русского языка и защитила диплом...
Некоторые особенности iconРеферат по теме " Экономика Франции" Фахретдинов А. Х. Мэ, группа 2 принял: Елизаров В. Г. Москва 1996
Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране. Таким образом, будут рассмотрены...
Некоторые особенности iconНекоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями

Некоторые особенности iconНекоторые особенности регулирования обязательственных отношений по статутному праву Великого княжества Литовского

Некоторые особенности iconНекоторые особенности регулирования обязательственных отношений по статутному праву Великого княжества Литовского

Некоторые особенности iconНекоторые особенности уральской рок-поэзии (на примере песен группы «Наутилус Помпилиус»)

Некоторые особенности iconСписок трудов С. Б. Могильницкого, доцента каф общей физики
Горячев Б. В., Могильницкий сб., Некоторые особенности распространения излучения в
Некоторые особенности iconФилософия Доцент кафедры философии
«Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые смотреть; так и в жизни...
Некоторые особенности iconКатя: Здравствуйте, в эфире первый выпуск телеальманаха «Калейдоскоп»
Вика: Многое можно рассказать о гимназии… Но сначала хотелось бы отметить некоторые особенности…
Некоторые особенности iconНекоторые особенности миграций вьюрковых и овсянковых птиц в Псковско-Чудском микрорайоне// Сообщ. Прибалт. Комис по изуч миграций птиц ан эстсср, 1978, №11, с. 12-23

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы