Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 муниципального образования город Ноябрьск»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего
Подготовила: заместитель директора по УВР Марченко Нелли Николаевна
Ноябрьск 2010
Аннотация Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является частью основной образовательной программы образования Муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №9 муниципального образования город Ноябрьск», которая разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
^
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы представлено в виде описания системы внутренней оценки деятельности школы, педагогов, обучающихся. Отличительной особенностью оценки достижения планируемых результатов являются: комплексный подход к оценке результатов (оценка предметных, метапедметныхи личностных результатов (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования): использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценку успешности освоения содержания отдельны учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно- практических их и учебно познавательных задач; оценку динамики образовательных достижений обучающихся сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных в целях оценки состояния тенденции развития образования в школе; уровневый подход в оценке достижения планируемых результатов планируемых результатов и разработке инструментария; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных достижений обучающихся; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных достижений обучающихся; использование наряду со стандартизированным и письменными или устными; работами таких методов оценки как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение. Достижение планируемых результатов разделов «Личностные результаты», Метапредметные результаты», «Предметные результаты» обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной и вариативной части учебного плана, внеурочной деятельности, программ дополнительного образования , реализуемых семьей и школой Внутренняя система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного начального образования предполагает проведение в рамках итоговой и промежуточной аттестации трех контрольных работ: 1) итоговая работа по русскому языку (диктант и итоговая работа); 2) итоговая работа по математике; 3) итоговая комплексная работа на межпредметной основе: проведение в рамках внутришкольного контроля, рубежного и текущего контроля проведение контрольных работ по окружающему миру, технологи, литературному чтению по разработанному на уровне образовательного учреждения инструментарию; оценку достижения планируемых результатов учащимися во внеурочной деятельности через проведение контроля в таких формах как защита проектов, выполнение творческих, практических, олимпиадных работ, а также диагностики метапредметных и личностных результатов на основе наблюдений, результаты которых будут фиксироваться в рамках накопительной системы оценки в портфолио ученика; принятие решение педагогического совета о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения. В целях обеспечения объективности и сопоставимости данных о достигнутых системой начального образования уровнях образованности, для проведения итоговых контрольных работ предполагается использовать единый или сопоставимый инструментарий, разработанный либо централизовано на федеральном уровне либо на региональном уровне или образовательным учреждением на основе спецификаций и демонстрационных вариантов, созданных в рамках вешней оценки. Оценка метапредметных результатов: познавательных, регулятиыных, коммуникативных осуществляется в рамках интеграции всех видов контроля внутришкольного контроля, промежуточной и итоговой аттестации , рубежного, текущего контроля. В целях эффекивности внутренней оценки достижения планируемых результатов учащимися школы 1 ступени обучения предусмотрено осуществление обратной связи через: 1) информированность: педагогов, об эффективности педагогической деятельности (педсоветах, совещаниях посвященных анализу учебно-воспитательного процесса) обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио) родителей о достижениях детей. 2) обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение поощрение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе. ^ Объект оценки выпускников на ступени начального общего образования выступает достижение планируемых результатов из раздела «Личностные учебные действия»: самоопределение смыслоообразование морально-этическая ориентация Содержание оценки личностных результатов: сформированность внутренней позиции обучающегося; сформированности основ гражданской идентичности; сформированности самооценки; сформированности мотивации учебной деятельности; знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации. В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. В рамках системы внутренней оценки осуществляется ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
^ | Внешняя оценка Предмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учреждения ^ проведения процедуры: неперсонифицированные мониторинговые исследования Субъекты оценочной деятельности: специалисты, не работающие в образовательном учреждении, владеющие компетенциями в сфере психологической диагностики личности в детском и подростковом возрасте. ^ типовые задачи оценки личностных результатов, разработанные на федеральном, региональном уровне
| ^ Предмет оценки сформированности отдельных личностных результатов (мотивация, внутренняя позиция школьника, основы гражданской идентичности, самооценка, знание моральных норм и суждений) ^ оптимизация личностного развития обучающихся Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, обучающиеся ^ : Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы: 1. Заместитель директора по воспитательной работе в рамках изучения уровня воспитанности обучающихся школы, анализа воспитательной работы. 2. Заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля по изучению состояния преподавания предметов. 3 Психолог в рамках преемственности с ДОУ и при переходе обучающихся в школу второй ступени. ^ проводит: 1. Учитель в рамках изучения индивидуального развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса. 2. Психолог в рамках работы с детьми « группы риска» по запросу педагогов ( при согласовании родителей), родителей (законных представителей) на основании решения ПМПк . Инструментарий: 1. Типовые задания по оценке личностных результатов (представленные в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение,2008. 2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, представленных в книге: Воспитательный процесс изучение эффективности / под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр ,2003. 3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов: опросник для учителя Александровой Э.А., пиктографический тест « Школа «Баркан А.И.ПолуяновЮ.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е Ежаковой 1-х классах), Методика исследования эмоционально-психологического климата Карповой Г.Н. ( 4 класс). ^ фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, возрастно-психолгическое консультирование Результаты продвижения в формировании личностных результатов в ходе внутренней оценки фиксируются в виде оценочных листов учителя, психолога. ^ 1. Информированность: педагогов, об эффективности педагогической деятельности (педсоветах, совещаниях посвященных анализу учебно-воспитательного процесса); обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио). 2 Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение поощрение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе. | ^ Объектом оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с информацией». Основное содержание оценки метапредметных результатов: оценка умения учиться, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. ^ по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, и отдельную диагностику: диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы; задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией. контроль метапедметных результатов, формируемых в рамах внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам. ^ (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
^ | Внешняя оценка Предмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учреждения. Форма проведения процедуры: неперсонифицированные мониторинговые исследования образовательных достижений обучающихся и выпускников начальной школы: в рамках аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения; проведение анализа данных о результатах выполнения выпускниками итоговых работ. ^ специалисты, не работающие в образовательном учреждении. Инструментарий, формы оценки: Комплексные работы на межпредметной основе, проверочные работы на предметной основе, где метапредметный результат является инструментальной основой, разработанные на федеральном или региональном уровне. | ^ Предмет оценки: сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Задача оценки данных результатов: определение уровня присвоения учащимися определенных универсальных учебных действий, как средства анализа и управления своей познавательной деятельностью. Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, обучающиеся ^ : Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы: 1) Заместитель директора по воспитательной работе в рамках изучения уровня воспитанности обучающихся школы, анализа воспитательной работы (коммуникативные универсальные учебные действия; регулятивные универсальные действия) 2) Заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля: по изучению состояния преподавания предметов; по изучению состояния организации внеурочной деятельности; в рамках промежуточной и итоговой аттестации (проведение трех контрольных работ, русский язык, математика, комплексная работа на метапредметной основе); на этапах рубежного контроля. 3) Психолог в рамках преемственности с ДОУ и при переходе обучающихся в школу второй ступени (коммуникативные, регулятивные, познавательные). Персонифицированные мониториноговые исследования проводят: 1) Учитель в рамках: внутришкольного контроля, когда предлагаются административные контрольные работы и срезы; тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности; по итогам четверти, полугодия; промежуточной и итоговой аттестации. 2) Психолог в рамках итогов коррекционной работы с детьми « группы риска». 3) Ученик в результате самооценки на уроке, внеурочной деятельности с фиксацией результатов в оценочных листа. Инструментарий: 1. Диагностические задачи по проверке отдельных видов универсальных учебных действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной контрольной работы(по А.Г Асмолову) 2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа, (по методике Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой) 3. Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией (по Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой). 4. Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность). ^ фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение. Результаты продвижения в формировании таких действий как коммуникативные и регулятивные действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы фиксируются в виде оценочных листов прямой или опосредованной оценкой учителя, психолога в портфолио ученика, листах самооценки. | ^ Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Содержательной и критериальной базой оценки предметных результатов служат планируемые результаты начального образования На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования. ^ | Внешняя оценка Предмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учреждения Форма проведения процедуры: неперсонифицированные мониторинговые исследования образовательных достижений обучающихся и выпускников начальной школы: – в рамках аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения; -проведение анализа данных о результатах выполнения выпускниками итоговых работ. ^ специалисты, не работающие в образовательном учреждении. Инструментарий, формы оценки: комплексные работы на межпредметной основе, контрольные работы по русскому языку и математике. | ^ Предмет оценки сформированности действий обучающихся с предметным содержанием (предметных действий); наличие система опорных предметных знаний; наличие системы знаний, дополняющих и расширяющих опорную систему знаний. ^ определение достижения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, метапредметных действий речевых (навык осознанного чтения, навык работы с информацией) и коммуникативных сотрудничество с учителем и сверстниками) как наиболее важных для продолжения обучения; определение готовности обучающихся для обучения в школе 2 ступени; определение возможностей индивидуального развития обучающихся. ^ : администрация, учитель, обучающиеся. Форма проведения процедуры: Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы: заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля: по изучению состояния преподавания предметов инвариантной части учебного плана и компонента образовательного учреждении (риторика, литературное краеведение, физкультура); в рамках промежуточной и итоговой аттестации (три работы: русский язык, математика, комплексная работа на межпредмнетной основе); на этапах рубежного контроля (входной, по полугодиям). Персонифицированные мониторинговые исследования проводят: 1. Учитель в рамках: внутришкольного контроля административные контрольные работы и срезы; тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности; по итогам четверти, полугодия; промежуточной и итоговой аттестации. 2. Ученик через самооценку результатов текущей успеваемости, по итогам четверти, года, промежуточной и итоговой аттестации (оценочные листы; выполнение заданий базового или повышенного уровня). Инструментарий: 1. В рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля: уровневые итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформировнности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня Оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»; комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией. ^ стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). ^ 1. Информированность: педагогов, об эффективности педагогической деятельности (педсоветах, совещаниях посвященных анализу учебно-воспитательного процесса); обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио). 2. Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение поощрение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе. | |