Антонова Ирина Александровна Номинация icon

Антонова Ирина Александровна Номинация



НазваниеАнтонова Ирина Александровна Номинация
страница1/4
Дата конвертации20.03.2013
Размер409.57 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4



Антонова Ирина Александровна


Номинация:


ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ (физика, математика, информатика)


ПРОЕКТ УРОКОВ ПО ТЕМЕ: «ВЕКТОР». ГЕОМЕТРИЯ. 8 КЛАСС.


Предмет преподавания:


математика


учитель математики высшей категории МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края antonofv@rambler.ru , тел. 8 905 9810096


2009г


Антонова Ирина Александровна учитель математики высшей категории

( стаж работы 28 лет). МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа», Курьинский район, Алтайский край.

Геометрия . 8 класс.

Учебник « Геометрия 7-9 класс»,

авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др.


^ ПРОЕКТ УРОКОВ ПО ТЕМЕ: «ВЕКТОР».ГЕОМЕТРИЯ. 8 КЛАСС.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Проект урока – это форма планирования.

Проект – план, но реализованный в каком – то тексте, материализованное предположение того, что будет; создание продукта самостоятельной деятельности учащихся (стенгазета, альбом и др.), а может и продукт деятельности группы преподавателей (например: методического объединения).

Проект урока – это своеобразное планирование урока.

Альбомный каждый лист- это и есть проект урока.

Это своеобразная схема урока: что-то выделено, подчеркнуто.

  1. Тема – в центре.

  2. Подтема - микротема.

  3. Оборудование урока.

  4. Вопросы к учащимся (они соответствуют микротемам).

  5. Предполагаемые ответы (лаконично, ключевые слова).

  6. Методы и приёмы.

  7. Учебно-методическое обеспечение (литература).

И - далее от фантазии учителя. Это наглядно! СРАЗУ ВИДНО ВСЁ.

Данный проект уроков по теме «Вектор» очень удобен в работе, если в классе менее 25 человек, поскольку класс можно разделить на небольшое количество групп.

^ План – схемы легко запоминаются, т. к. материал изложен в виде таблиц и опор, хорошо видна последовательность изложения материала, выполнен в цвете – ярко.

Опоры и таблицы ученики могут изготавливать на уроке – вот и творческий подход к изучаемому предмету; приобретаются навыки самостоятельного труда.

В дальнейшей своей работе я хочу продолжить работу над созданием подобных проектов, поскольку данная методика оправдывает цели и задачи обучения: помогает в работе в классах с разной подготовкой детей; с разными способностями к изучаемому предмету; вызывает интерес к предмету.

Проект разработан для 8 класса на базовом курсе « Геометрия 7-9 класс» по учебнику Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова и др., с использованием проблемного подхода на основе личностно - ориентированной технологии обучения. Обеспечивает формирование научного мировоззрения учащихся. Проект позволяет развивать внутреннюю мотивацию ( хочу знать, уметь); обеспечивает коллективно – распределительную деятельность( групповая, парная); позволяет каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создаёт обстановку комфорта, самовыражения ученика через систематизацию и обобщение узловых вопросов темы. Проект ориентирован на получение глубоких и прочных знаний по изучаемой теме. Значимость темы «Вектор» заключается в необходимости применения вектора, и понятий с ним связанных, при решении и доказательстве задач. Данная тема имеет тесную связь применения вектора в школьном курсе физики.

Тип проекта – информационный.

Методы работы:

  1. описательный,

  2. экспериментальный метод,

  3. метод анализа, метод синтеза.

Этапы работы над проектом:

  1. подготовительный,

  2. поисково-исследовательский,

  3. трансляционно - оформительский.

^ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ :

1. Формирование у школьников умение видеть целостность урока через зрительное восприятие (при помощи таблиц, схем, опор).

^ 2. Создание условий для конкурентоспособного учащегося ( воспитание духа соревнования через групповой и коллективный способ обучения).

3. Выявление в классе учащегося лидера-консультанта, необходимого на зачетных уроках.

^ ПРОЕКТ ВКЛЮЧАЕТ:

Тематическое планирование; перечень демонстрационного материала; теоретический и практический материал; средства реализации; планируемые результаты.

Цели и задачи:

  1. Применение на уроках геометрии понятия «вектор», полученного раннее на уроках физики.

  2. Реализация теоретических знаний в практической деятельности.

  3. Обучение грамотному составлению плана работы.

  4. Обучение умению делать анализ выполненной работе.

  5. Обучение систематизированию и обобщению узловых вопросов темы.

  6. Формирование абстрактно - логического мышления через развитие познавательных интересов и способностей самостоятельно добывать знания.

  7. Предоставление учащимся возможности для комплексного подхода к доказательству и решению геометрических задач.

  8. Обучение навыкам коллективной работы, культуры общения.

  9. Формирование умения излагать свою точку зрения и отстаивания свою правоту.


^ ВИДЫ КОНТРОЛЯ : диктанты, самостоятельные работы, проверочные работы, зачет, контрольная работа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА ОФОРМЛЯЮТСЯ в виде таблицы- кораблика во время работы «Творческой мастерской».

^ УСПЕХ ПРОЕКТА - успешная сдача зачёта по изученной теме и выполнение контрольной работы.

СОДЕРЖАНИЕ:

(Всего 12 часов, из них 3 часа проверочных работ).

1. (1час). ВВЕДЕНИЕ. Ознакомление с идеей проекта.

Основные понятия курса связанные с вектором, межпредметная связь ( с физикой).

Понятие вектора. Абсолютная величина .Направление вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Изображение и обозначение вектора. Простейшие построения с векторами.

^ 2. (6час). «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ. УМНОЖЕНИЕ ВЕКТОРА НА ЧИСЛО» - необходимые навыки работы при доказательстве и при решении задач.

Понятие суммы двух векторов. Законы сложения векторов. Построение сумму двух векторов, используя правило треугольника и параллелограмма . использование правила многоугольника.

^ Разность векторов ( два способа построения). Проверочная работа / ¼час/. Действие умножения вектора на число, свойства этого действия. Проверочная работа / ½час/.

3. (2 час). ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ при доказательстве теорем и при решении геометрических задач. Решение задач по теме «Вектор»: выражение вектора через данные на чертеже векторы; задачи на построение. Проверочная работа / ¼час/.

4. ( 1час). ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. «Творческая мастерская».

5. (2час). ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ. Зачет / 1час /. Контрольная работа / 1час /.

ОБОРУДОВАНИЕ :

  1. План-схемы уроков.

  2. Опоры по текущим темам.

  3. Обучающие карточки.

  4. Готовые чертежи к задачам.

  5. Карточки для индивидуальной работы.

      1. Инструкция «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ».

      2. Инструкция «ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ».

      3. СТРУКТУРА урока : «Творческая мастерская» / таблица /.

      4. Раздаточный материал для отработки практических заданий.

      5. Листы учёта оценок.

^ ФОРМЫ РАБОТЫ:

        1. Использование лекции на уроке.

        2. Использование конспекта урока.

        3. Самостоятельная работа с учебником.

        4. Использование работы в паре. Коллективный способ обучения.

        5. Использование обучающих самостоятельных работ, диктантов.

        6. Самопроверка на уроке.

        7. Работа по готовым чертежам.

        8. Индивидуальная работа по карточкам.

        9. Работа с опорами.


^ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Векторы применяются в классической механике, в теории относительности, квантовой физике, математической экономике.

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ:

1. Владеть основными понятиями:

      • определение вектора,

      • длина вектора,

      • нулевой вектор,

      • коллинеарные и неколлинеарные вектора,

      • сонаправленные и противоположно направленные вектора,

      • противоположные векторы,

      • равные векторы,

      • сумма векторов,

      • разность векторов,

      • произведение вектора на число.

  1. Уметь:

  • обозначать вектор,

  • откладывать вектор от точки на плоскости,

  • обозначать длину вектора,

  • обозначать сонаправленные и противоположно направленные векторы,

  • изображать противоположные векторы на плоскости,

  • обозначать равные векторы,

  • выполнять простейшие построения с векторами,

  • решать задачи с применением вектора.

3 . Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ТЕМА: «ВЕКТОР» 12 часов.



Тема

кол.

час

Форма

Средства обучения

Контроль

1.Введение. Основные понятия и определения.


1

Иллюстративно – поисковая форма. Лекция - беседа.

Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

Конспект. Схема- таблица. Изготовление опоры для творческой мастерской. Инструкция №1.

Составление контрольных вопросов по таблице. Изготовление опоры для творческой мастерской.

2-5.Сложение и вычитание векторов.


^ Проверочная работа.

4


(¼)

Иллюстративно – поисковая форма.

Работа с учебником, практическая работа,

самостоятельная работа. Работа в паре.


Индивидуальная работа.

Демонстрационные таблицы. Готовые чертежи. Карточки для работы в паре.


Индивидуальные карточки.

Диктант.

Контрольные вопросы.

Изготовление опоры для творческой мастерской.


Подведение итогов.


6-7. Умножение вектора на число.


^ Проверочная работа.

2


(½)

Иллюстративно – поисковая форма. Лекция – беседа . Обучающая самостоятельная работа / в паре/. Индивидуальная работа.

Инструктивная таблица. Готовые чертежи.


Карточки для индивидуальной работы.

Составление вопросов, заполнение таблиц.

Изготовление опоры для творческой мастерской.


Подведение итогов.

8-9 . Применение вектора при решении и доказательстве задач.


^ Проверочная работа.

2


(¼)

Работа в паре.

Самопроверка.

Работа по готовым чертежам.


Индивидуальная работа.

Конспект. Демонстрационные таблицы. Готовые чертежи.


Индивидуальные карточки.

Контрольные вопросы.


Подведение итогов.


10. Итоговое повторение.

Творческая мастерская.

1

Работа в группах на обязательный уровень и повышенный уровни.


Защита проекта.

Готовые чертежи.

Карточки. Опоры.

Таблицы.

Построение модели-кораблика по структуре урока.



^ Вопросы учителя:

-Из чего состоит конструкция кораблика?

- Что является «основой» строительства?

-Как будем сроить кораблик?

Контроль учителя за групповой работой учащихся. Корректируются ответы учащихся.

Инструкция №2. Подведение итогов.

    1. Зачет.


Контрольная работа.

2

а). Зачет с учащимися -

- консультантами.

б). Индивидуальная работа.


Карточки для индивидуальной работы

( для разных уровней).


Заполнение листов учёта оценок.

Инструкция №2.

Подведение итогов.




^ ТЕМА: «Основные понятия и определения». 1 час.

Цель: ввести понятие вектора и действия над векторами как это принято в физике( направленный отрезок); подготовить учащихся к восприятию действий над векторными величинами; использовать векторы при решении задач.

Первый урок 1 час :«Основные понятия и определения».

Цель: ввести понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; научить изображать и обозначать векторы; научить выполнять простейшие построения с векторами.

Ход урока:

    1. Ознакомление с идеей проекта

(цели и задачи проекта), подведение учащихся

к предполагаемым результатам.



    1. ^ Лекция. Объяснение нового материала учителем по плану с соответствующими построениями в тетрадях учащихся (ниже представлен план).




План:



Основные понятия и определения:



  • Длина вектора .

  • Нулевой вектор .

  • Коллинеарные и неколлинеарные векторы .

  • Направление вектора. ;

  • Противоположный вектор.

  • Равенство векторов. =





  • Понятие вектора:




    1. Работа с учебником: стр.185-189 (чтение текста учебника).

    2. Пsoundрактическая работа: № 738/самостоятельно/.

    3. Ответы учащихся на вопросы учителя по плану, всем классом составляем опору.

    4. Доказательство учителем утверждения, что от любой точки можно отложить вектор, равный данному вектору, и притом только один.

    5. Работа у доски :№ 745,749.

    6. Устно: № 752(а-в). ОПОРА:

    7. Самостоятельная работа: №741.

    8. Д/З : стр.185-189 ; №740, 748 .

    9. Итог урока.





I I



если:II=II и ?


А В


ТЕМА: «Сложение и вычитание векторов» 4часа .

Цель:

  1. Закрепить понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов.

  2. Ввести понятие суммы двух векторов;

  3. Рассмотреть законы сложения векторов;

  4. Научить строить сумму двух векторов, используя правило треугольника и параллелограмма,

  5. Познакомить с правилом многоугольника.

  6. Научить строить разность двух данных векторов двумя способами.


Второй урок 1час: «Сложение векторов» .

Цель урока:

  1. Закрепить понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов.

  2. Ввести понятие суммы двух векторов;

  3. рассмотреть законы сложения векторов;

  4. научить строить сумму двух данных векторов, используя правило треугольника и параллелограмма.

Ход урока:

  1. Ответить на вопросы учебника : стр. 204 /1-5/.

  2. Выполнить задание по готовым чертежам в тетради:

1 №2


  1. Практическая работа:№742, №743.




  1. Диктант:

  1. Запишите кратко вектор / / .

  2. Запишите обозначение вектора с концом в точке Х /У/ и с началом в точке У /А/.

  3. Изобразите два одинаково направленных , но не равных вектора. / Запишите в виде равенства, чему равна абсолютная величина нулевого вектора/.

  4. Что можно сказать о направлении двух равных векторов? / Изобразите вектор АВ и точку М . Отложите от М вектор, равный вектору АВ/.

  5. Запишите в виде равенства, чему равна абсолютная величина нулевого вектора. / Что можно сказать о направлении двух равных векторов?/

  6. Изобразите вектор ВС и точку У. Отложите от У вектор, равный ВС. /Изобразите два одинаково направленных, но не равных вектора/.




  1. Практическая работа:№749

  2. sound Устно: №752 (г- д ) .

  1. Объяснение учителем нового материала с соответственными построениями в тетрадях учащихся и создания новой опоры.




  1. Чsoundтение учебника: стр. 191-194. Работа по опоре. Вопросы задаёт учитель: Чем является сумма двух векторов? Как найти сумму двух неколлинеарных векторов? Сколько правил СЛОЖЕНИЕ ВЕКТОРОВ существует? Назвать законы сложения векторов.




  1. Практические задания: № 754 / самостоятельно/, №755 /у доски/.







  1. Диктант: ( НАЙДИТЕ СУММУ ВЕКТОРОВ)

  • СД+ДС =

  • АВ+ВХ=

  • АВ+ =

  • СД+ДЕ=

  • СС+




  1. Доказать: №760.




  1. д/з: стр. 191-194, № 753, № 759.




  1. Итог урока.



Третий урок 1 час : «Сложение векторов. Сумма нескольких векторов »

Цель урока:

  1. Закрепить навыки нахождения суммы векторов двумя способами;

  2. ввести понятие суммы трех и более векторов;

  3. научить строить сумму двух и нескольких векторов, используя правило многоугольника;

  4. учить решать задачи.

Хsoundод урока:

  1. Ответить на вопросы учебника 7-10 ст. 204 .

  2. Выполнить построение двумя способами, если векторы неколлинеарные / и если векторы коллинеарные/.




  1. ^ Самостоятельная работа обучающего характера:

а) найти вектор : из условия: МТ+=МК, СА + = СД.

в) упростить, применяя законы сложения: (АВ+СД) + ВС, (ЕF + (РЕ+FQ)) + АА.

с) Допиши предложение: если начало первого вектора совпадает с концом последнего вектора , то сумма данных векторов равна…./ нуль - вектору/.



^ Правило многоугольника( с использование уже знакомой опоры см. выше) – объяснение учащихся.

Правило многоугольника:












5. Закрепление:

  1. 761 ( выполни без рисунка) ДОКАЖИ: АВ+ВС+СД+ДА=

  2. Начерти пять попарно неколлинеарных векторов . Постройте их сумму.




6. Проверочная работа:

( для первого варианта)


  1. Упростить: АВ+МР+СМ+ВС+РN

  2. Построить вектор: ++, если векторы неколлинеарные.


( для второго варианта)

    1. Упростить: PQ+EF+AE+QA

    2. Построить: +++, если векторы неколлинеарные.



^ 7. Д/З № 760 ,№762, стр. 204 вопрос № 11.

8. Итог урока.


Четвертый урок 1 час : «Вычитание векторов » .

Цель урока:

  1. Ввести понятие разности двух векторов;

  2. научить строить разность двух данных векторов двумя способами;

  3. учить решению задач.

Ход урока:

  1. Анализ самостоятельной работы.

  2. Объяснение нового материала. на примере: 23-20= 3, то 23= 3+20

  1. Предложить учащимся самим «придумать» определение разности двух векторов.



  1. Определение - формулирует /ПРИ ПОМОЩИ РЕБЯТ/ учитель.

  2. Рассмотреть задачу о построении разности двух векторов.

  3. Введение понятия вектора, противоположного данному вектору. Обозначение вектора противоположного данному вектору: - .





  1. +(-) = .

  2. Доказательство теоремы о разности векторов: Для любых векторов и справедливо равенство:

-=+(-).



  1. Решение задач на построение разности векторов различными способами:

  1. Выполнить: № 756.

  2. Выполнить: №757.




  1. Решение задач:

    1. Выполнить: ( по готовому чертежу) № 762 .

    2. Выполнить устно : №766 рис. 259.

    3. Выполнить: № 764 а) у доски, б) - самостоятельно.





  1. Обучающая проверочная работа: / журнал «Математика в школе »№5, 96г/

( для первого варианта)

    1. Дан прямоугольный треугольник АВС с гипотенузой ВС.

Постройте вектор = АВ + АС – ВС и найдите длину вектора , если АВ=8 см.

( для второго варианта)

    1. ^ Дан прямоугольный треугольник АВС с гипотенузой АВ.

Постройте вектор = ВА+ВС-СА и найдите его длину, если ВС=9см.



  1. Д/З: п. 76-82, вопросы: 12-13 стр. 204, №№ 758, 762(г, д) 767 .

  2. Итог урока.



Пятый урок 1 час : « Сложение и вычитание векторов. Самостоятельная работа».

Цель урока:

  1. Закрепить понятие суммы и разности двух векторов;

  2. научить строить сумму и разность двух данных векторов двумя способами;

  3. учить решению задач.

Ход урока:

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Работа с опорами.

Вычитание векторов

из одной точки:



sound

    1. На доске в большом формате опоры. Ребята самостоятельно готовят вопросы по теме, опираясь на опору.

    2. Ответы ребят на поставленные вопросы одноклассников.

( далее ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ПАРЕ)

^ 3. Практическое задания: по данным двум неколлинеарным векторам построить сумму , разность векторов известными способами.

4. Практическое задания: по данным коллинеарным векторам построить сумму , разность векторов .

5. Практическое задания: по пяти данным неколлинеарным векторам построить сумму, используя известное правило. ( ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ РЕБЯТА САМОСТОЯТЕЛЬНО).


5. Таблица для творческой мастерской: поочерёдно законы сложения записывают ребята на доске и в тетрадях /с комментарием/ .



=+

()+=+(+)

+=

+ (- ) =







      1. Обучающий диктант:

Ι- вариант ΙΙ - вариант


  1. Записать противоположный вектор вектору СВ (ХУ).

  2. ^ АВ+ВА (СД+ДС)

  3. АВ+ (+СС)

  4. АВ+ВС (MN+NK)

  5. ^ AB+BC+CD+DM ( XY+YZ + ZG)

  6. AB-AK ( CD- CN)

  7. BC+DB (AB+ZA)

  8. DM+AC-DC (XY-ZY-XK) ( проверка на доске)




  1. Решить задачи ( у доски):

  1. НАЙТИ : EF+( FP+) =EM

  2. НАЙТИ : ^ AB (MA+BN)=MK+ .





  1. Проверочная работа / два варианта/ :

    • 770 (а – первый вариант и б - второй вариант).

    • ^ AB+MP+CM+ BC+PN ( PQ+EF+AE+QA)

    • AB+CD++BC=EF+AE ( MN+EK+ +NE= QF+MQ)

    • Выполнить построение: ,- , ++ если векторы неколлинеарные.




      1. Д/З: п. 79-82, №770(в), №758, №753.




      1. Итог урока.



  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Антонова Ирина Александровна Номинация iconАнтонова Ирина Александровна Номинация
Моу «Колыванская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края antonofv@rambler ru, тел. 8 905 9810096
Антонова Ирина Александровна Номинация iconАнтонова Ирина Александровна Номинация: исторические науки (история времен и народов, история религии, история культуры, история науки, археология) Тема: Принцип «золотой пропорции» в изделиях мастеров-камнерезов завода им.
Исторические науки (история времен и народов, история религии, история культуры, история науки, археология)
Антонова Ирина Александровна Номинация iconАнтонова Ирина Александровна учитель математики высшей категории урок соревнование «Обыкновенные дроби». Повторение. 5 класс. 2часа. Авторы учебник
Уроки-соревнования помогают решить основные задачи технологии развивающего обучения
Антонова Ирина Александровна Номинация iconАнтонова Ирина Александровна учитель математики высшей категории ( стаж работы 28 лет). Моу «Колыванская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Колыванская средняя общеобразовательная школа», Курьинский район, Алтайский край
Антонова Ирина Александровна Номинация iconАнтонова Ирина Александровна учитель математики высшей категории ( стаж работы 28 лет). Моу «Колыванская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Колыванская средняя общеобразовательная школа», Курьинский район, Алтайский край
Антонова Ирина Александровна Номинация iconЛ. В. Антонова. Пояснительная записка
Модифицированная программа для 5 – 6 класса средней школы составлена на основе программы «Основы рыночной экономики». Авторы – И....
Антонова Ирина Александровна Номинация iconКонтрольная работа по дисциплине «Страхование» Вариант: №1 Горшкова Ирина Александровна студентка: 4 курса

Антонова Ирина Александровна Номинация iconНазвание: «Фабриказвездия»
Разработчик: Тимергалиева Ирина Александровна. Педагог-организатор мкоу дод го заречный цдт
Антонова Ирина Александровна Номинация iconИрина Александровна, учитель информатики и икт
В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!
Антонова Ирина Александровна Номинация iconПрограмма «филологическое обеспечение издательского дела»
Руководитель программы – Айзикова Ирина Александровна, доктор филологических наук, профессор
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы