Программа «Подростку о Законе» icon

Программа «Подростку о Законе»



НазваниеПрограмма «Подростку о Законе»
страница1/3
Дата конвертации20.03.2013
Размер421.15 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>
  1   2   3

Комитет образования

администрации города Тамбова




Учебная программа

«Подростку о Законе»

Для подростков 12 – 14 лет

МАОУ СОШ №13 с углубленным

изучением отдельных предметов.


Тамбов

2012

Пояснительная записка


Данная программа является инструментом правового образования подростков. В ней разъясняются права и обязанности несовершеннолетних в семье, в школе, на отдыхе, показаны правовые средства защиты, представлена деятельность милиции, прокуратуры, суда и других правоохранительных органов.

Основой программы является правовая пропедевтика.

Программа построена с таким расчетом, чтобы заинтересовать учащихся правом вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые трудно решить без элементарных правовых знаний.

Право – это не только свод определенных правил, но и реальное средство защиты своих прав – таков общий подход к организации правового образования в кружке.

Жизнь в обществе не возможна без правового регулирования.

В свою очередь право испытывает прямое воздействие экономики, этики, морали и культуры.

Цель программы – максимально способствовать развитию правовой культуры учащихся общеобразовательной школы, будущих самостоятельных граждан через усвоение ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах человека, способах их реализации, об основных отраслях права и прежде всего о тех нормах права, с которыми приходится подростку сталкиваться в повседневной жизни.

Основная задача программы – формирование у учащихся правовой культуры, мировоззрения гражданина демократического правового государства, умение строить правовые отношения в повседневной жизни, разрешать конфликты и споры правовыми средствами, т.е. формирование навыков правомерного поведения.

Программа предусматривает не только усвоение подростком определенной суммы знаний, но и формирование у него в ходе учебно-воспитательного процесса системы социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности реализовать эти ценности, отстаивать и защищать их.

Данная программа предлагает широкое использование различных видов творческой и самостоятельной работы учащихся: исследовательских проектов, ролевых и деловых игр, работу с документами и различными источниками информации, учебно-мозговые «штурмы».

В программе для учащихся 6-7 классов преобладает рассмотрение теоретических вопросов: «Что такое право?», «Каково его происхождение?», «Основы государства и права РФ», «Основной закон нашего государства» и т.д.

Программа рассчитана на 2 года обучения в объеме 68 часов для учащихся 12-14 лет.

Сегодня, когда страна живет по демократическим ценностям, на основе рыночной экономики, но без прочных и действенных правовых знаний, не может обойтись даже подросток.

Актуальность программы подтверждается наблюдениями автора в течение многих лет, полученными во время работы в правоохранительных органах по предупреждению правонарушений и наблюдениями за поведением подростков в школе и микрорайоне.

Анализ действительности показывает, что большинство нарушений происходит в связи с правовой неграмотностью подростков: отсутствием правовых знаний, весьма произвольным пониманием законов, неумением использовать их для защиты своих прав и интересов.

Это тем более тревожно, если учесть, что юридическая помощь не всегда оказывается доступной, особенно подросткам.

В этой связи очевидно, если мы действительно хотим жить в правовом государстве, важно поднять уровень правовой культуры в нашем обществе, помочь людям увидеть ценность права, его социальную роль, научить детей правовыми способами разрешать споры и конфликты.

Новизна данной программы заключается в осмыслении автором проблемы и собственном выстраивании логики и последовательности пропагандируемых знаний и формировании на их основе правового поведения подростков.

Ко времени завершения курса учащиеся должны знать, что такое право, свои права и обязанности в соответствии с правовыми документами о правах детей, о Конституции как об основном законе РФ, о других законодательных актах, регулирующих поведение несовершеннолетних, о причинах, побуждающих изучать законы, о международных документах по правам детей. Учащиеся должны уметь использовать полученные знания для защиты своих прав и интересов, разъяснять права и обязанности другим детям.


^ Содержание программы

(Первый год обучения)

Тема №I. Основной закон государства.

Необходимость закона. Закон как единое правило поведения. Первое древнее государство – Закон. Средства регулирования отношений древних людей в обществе. Нормы морали. Право как регулирование отношений в обществе. Основной закон страны - Конституция. Конституция советского и российского государства. Основные положения, закрепленные в Конституции. Основные права и свободы человека, закрепленные Конституцией. Защита прав и свобод. Конституция – документ прямого действия.

^ Практические занятия.

Знакомство с текстом Конституции, структурой документа.


Тема №2. Права и обязанности детей.

Основные права и свободы человека. Права детей в международных документах, утвержденных 8-ым Конгрессом ООН, 45-ой сессией Генеральной ассамблеи ООН. Основополагающие принципы международного права детей: предупреждение преступности среди несовершеннолетних, участие в законной социально-полезной деятельности. Предупреждение преступности. Обеспечение возможности в получении образования. Активное использование законов страны направленных на сокращение причин правонарушений, вмешательство официальных органов для обеспечения благополучия, соблюдение прав и интересов молодежи. Государственные, муниципальные планы предупреждения правонарушений. Федеральная программа «Об основах системы правонарушений…». Меры по предупреждению правонарушений в системе общеобразовательных школ и семьи. Роль СМИ в профилактике опасного поведения.

^ Практические занятия.

Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав ребенка. Права детей по гражданскому кодексу РФ (от 6 до 14 лет) и (от 14 до 18 лет) на основе изучения гражданского кодекса РФ. Правовая защита семьи. Права ребенка в семье. Новый российский семейный кодекс (Глава 11. Права несовершеннолетних детей). Семейный кодекс России. Государственная защита ребенка. Использование родителями своих прав и обязанностей. Закон РФ «Об образовании». Знакомство с Уставом школы, изучение правил поведения для учащихся.


^ Тема №3. О человеке и гражданине.

Формирование у учащихся представления о праве на жизнь, как одном из фундаментальных прав человека. Защита человеческой жизни в условиях войн и вооруженных конфликтов. Свобода человека в выборе своей судьбы. Отношение к человеческой жизни в разных культурах, соотношение права и справедливости. Юридическое равенство как равенство в правах и обязанностях. Равенство перед законом и судом. Признание за всеми людьми равных возможностей пользоваться правами. Равенство в правах и свободах. Понятие «гражданин»: юридический и нравственный смысл термина. Понятие гражданства. Политическая и правовая принадлежность лица к определенному государству. Правовая связь человека с государством. Признаки гражданства.

^ Практические занятия.

Российское законодательство о юридическом равенстве.


Тема №4. Подросток на досуге.

Постановление муниципальных властей о местах проведения досуга детей во дворах и прилегающих территориях. Механизм воздействия досуга на личность и поведение подростка. Социальный фон жизни современного общества. «Коммерческий досуг», его содержание и формы, антисоциальное значение коммерческого досуга. Криминагенность коммерческого досуга и его влияние на подростка. Проблемы подростковой наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Мифы и факты об алкоголе и наркомании. Фактическое действие алкоголя и наркотиков на подростковый организм. Знакомство учащихся с муниципальными постановлениями, распоряжениями, локальными актами школы по профилактике наркомании и других видов зависимости в молодежной среде.

Практические занятия.

«Права человека на жизнь»:

  1. Суд над наркотиками.

  2. Суд над рекламой.

  3. Деловая игра «Скажи «Нет» наркотикам».

  4. Встреча с врачом-наркологом.



(Второй год обучения)


Тема №1. Несовершеннолетний правонарушитель.

Отличие проступка от преступления. Связь между проступком и преступлением. Пропуски занятий – путь к совершению правонарушений. Общие причины правонарушений. Индивидуальное поведение подростка. Юридическая ответственность и соответственные санкции к подростку и его родителям. Юридические виды ответственности: административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная. Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних. Понятие о принудительных мерах воспитательного воздействия. Уголовно-правовая защита несовершеннолетних.

Практические занятия.

  1. Экскурсия в опорный пункт.

  2. Встреча с участковым милиционером и инспектором по делам несовершеннолетних.

  3. Изучение Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  4. Изучение Уголовного кодекса РФ.


Тема №2. Учись защищать свои права и интересы.

Помоги себе сам. Как отучиться от курения. Как пересилить себя. Плюсы и минусы релаксации. Праздники без спиртного. Помоги тому, кто рядом с тобой. Самореализация собственных положительных качеств. Здоровый образ жизни – шаг к преодолению вредных привычек.

Практические занятия.

  1. Практикумы, тренинги, ролевые игры на основе релаксации.

  2. Участие в днях здоровья и спортивных праздниках.

  3. Просмотр и обсуждение видеофильма.

  4. Деловая игра «Учись говорить «Нет».


Тема №3. Защита прав несовершеннолетних.

Охрана государством прав ребенка. Правоохранительные органы по работе с несовершеннолетними правонарушителями: органы милиции, прокуратура, суд, Комиссия по делам несовершеннолетних. Специальное подразделение в милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Инспектор по делам несовершеннолетних, его профессиональные обязанности. Единство законности на территории РФ. Полномочия прокурора, участвующем в судебном рассмотрении дел в суде. Судебная власть. Суд и судья в российской системе судов. Конституционный суд России и его полномочия. Верховный суд России и его полномочия. Права законного представителя. Роль комиссии по делам несовершеннолетних. Система специальных форм и методов работы правоохранительных органов с несовершеннолетними. Прокурорский надзор охраняет режим законности.

Практические занятия.

  1. Встреча с сотрудниками правоохранительных органов.

  2. Посещение суда.

  3. Ролевая игра «Суд над сигаретой»

  4. Дискуссия «Мифы ирреальность о наркотиках и наркоманах».






Учебно-тематический план

(Первый год обучения)






^ Название тем

Количество часов


теоретические


практические

I

Основной закон государства – 6 часов


4

2

1

Зарождение государства и права.


1




2

Что такое право.


1




3

Что такое правовое государство


1




4

Конституция – основной закон государства.


1




5

Зачем изучать законы?





2

II

Права и обязанности детей - 11 часов


3

8

1

Международные документы о правах детей.


1




2

Конвенция о правах и обязанностях ребенка.





1

3

Права и обязанности детей. Изучение

гражданского кодекса РФ.






1

4

Права и обязанности детей. Изучение

семейного кодекса РФ.





1

5

Права и обязанности несовершеннолетних. Изучение трудового кодекса РФ.





1

6

Права и обязанности детей и родителей. Семейный кодекс РФ.


1

1

7

Закон РФ «Об образовании», о праве на образование.





1

8

Знакомство детей с Уставом школы.





1

9

Изучение правил поведения учащихся.





1

10

Школа и государство.



1




III

О человеке и гражданине – 8 часов


5

3

1

Право человека на жизнь


1




2

Юридическое равенство


1

1

3

Кого можно назвать гражданином?


1




4

Кто такой обыватель?





1

5

Чем мотивируются поступки человека?


1




6

Гражданин и гражданство. Права человека и гражданина.


1

1

IV

Подросток на досуге – 10 часов


6

4

1


Правила поведения учащихся на улице и в других общественных местах. Их необходимость. Алкоголь и его последствия.


3

1

2

Вовлечение детей в преступную деятельность. Ответственность несовершеннолетних и взрослых.


3

1

3

Реклама и отношение к ней.





1

4

Осторожно: наркотики.





1
  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа «Подростку о Законе» iconКомитет образования администрации города Тамбова Учебная программа «Подростку о Законе»
Данная программа является инструментом правового образования подростков. В ней разъясняются права и обязанности несовершеннолетних...
Программа «Подростку о Законе» icon4 мая 2006 года n 34-зрт
Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "О противодействии коррупции"
Программа «Подростку о Законе» iconДокументи
1. /измен в законе/Информация Фонда социального страхования РФ от 15 декабря 2010 г.doc
Программа «Подростку о Законе» iconФилософия чата или как показать подростку ценность и красоту художественных произведений

Программа «Подростку о Законе» iconФилософия чата или как показать подростку ценность и красоту художественных произведений

Программа «Подростку о Законе» iconЗакон иркутской области об отдельных мерах по защите прав и законных интересов граждан участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
Законе, применяются в значениях, определенных в Федеральном законе от 30 декабря 2004 года n 214-фз "Об участии в долевом строительстве...
Программа «Подростку о Законе» icon«Молотком» по подростку томский вестник 22 Марта 2007 (Четверг) №52
Медиаобразование? А что это такое? однажды спросила меня наша очень важная белодомовская дама
Программа «Подростку о Законе» iconМы за здоровье, мы за счастье, Мы против боли и несчастья!
Подростку Васе в голову пришло, за страшное приняться ремесло! Кто знает, скукой ли его лукавый мучил, иль может быть
Программа «Подростку о Законе» iconПамятка для родителей «Построение отношений с наркозависимым подростком в семье»
До того как начать помогать подростку, нужно получить как можно больше достоверной информации по проблеме
Программа «Подростку о Законе» iconГ о д а о законе Республики Казахстан от 21 июля 2011 года №466-iv о внесении изменения и дополнений в некоторые закон
О законе Республики Казахстан от 21 июля 2011 года №466-iv«О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы