Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) icon

Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.)



НазваниеТема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.)
Дата конвертации20.03.2013
Размер61.12 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.)

Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.)

Цель урока: - выведение общих закономерностей развития литературы XVIII в.; систематизация знаний учащихся; выявление общих принципов художественных направлений литературы и живописи;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- формирование и развитие навыков групповой работы.

Оборудование: 1. Стенд с репродукциями и пояснениями к ним (сведения о художнике, картине, времени написания и т.п.)

а) Древнерусская литература: Андрей Рублёв. Троица (1422-1427).

В.М. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами (1880);

б) Классицизм в живописи: Жан Луи Давид. Бонапарт при переходе через Сен-Бернар (1800);

в) Сентиментализм в живописи: В.Л.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной (1797).

2. Тесты «От древнерусской литературы до сентиментализма» (на каждого учащегося). (См. Приложение 3.)

3. Жетоны.

Примечание: Предварительно, за неделю до урока, класс получает задание: используя записи в тетрадях, учебники, собственные знания, составить не менее 3-х вопросов по каждому из направлений (всего 9-10 вопросов). В течение недели учитель просматривает и корректирует вопросы.


^ Ход урока:


        1. Вступительное слово учителя.

Мы закончили изучение длительного и значительного этапа в развитии русской литературы, который длился с X по нач. XIX в.. Мы проследили, как и какие изменения претерпела наша литература на протяжении нескольких столетий. Плавно мы переходим к изучению следующего этапа, а вместе с ним – направления и стиля в литературе.

- Какое художественное направление нам предстоит изучать?

(При затруднении дети обращаются к конспекту первого урока в 9 кл.)

Актуализация имеющихся знаний. Беседа.

- Какое значение имела древнерусская литература для дальнейшего развития литературы?

- В каком направлении развивалась русская литература дальше?

- Каковы хронологические рамки каждого этапа и направления?


        1. Командная литературная игра-конкурс.

  1. Класс делится на 3 группы и соответственно занимают места за заранее расставленными для этой цели столами (3 «круглых» стола):

- знатоки древнерусской литературы;

- классицисты;

- сентименталисты.


Учитель (ведущий) объявляет задание, правила игры:

В течение определенного времени из имеющихся у каждого игрока вопросов по своему направлению (названию команды) группе необходимо выбрать 3 лучших вопроса, которые они зададут другим командам. Затем по очереди, в порядке развития литературных направлений, команды задают свои вопросы. Действует правило поднятой руки по принципу «кто быстрее?» Правильно ответившая команда получает жетон. Победителем считается команда, получившая наибольшее количество жетонов. Все её участники получает оценку «пять» за урок (каждый игрок). Далее соответственно – «4» и «3». Если нет ответа – отвечает сама команда.

После объявления правил и отбора вопросов – игра. Учитель-ведущий направляет, корректирует ход игры, подводит первые итоги.

  1. Творческая работа.

Задание: подготовить небольшое резюме по своему направлению от 1 лица мн.ч. («мы»), в котором должно быть отражено приблизительно следующее:

- наши качества;

- род занятий, вид деятельности;

- о чем любим писать, кто наши герои;

- в каких жанрах работаем.


Ответы учащихся (примерные):

^ Знатоки древнерусской литературы.

Любим описывать действительно происходящие события: походы, сражения, жизнь святых. Наши герои – исторические личности – князья, полководцы, подвижники церкви, правители государств. Мы пишем в жанрах летописи, житий, слова, хождений, поучений. В своих произведениях мы стремимся к точности изображения событий до самых мелких деталей, при этом употребляем много эпитетов, наши образы и краски, цвета очень ярки, насыщенны.

Классицисты.

Мы очень любим разум, все подчиняется только ему. Мы строго делимся на положительных и отрицательных и носим говорящие фамилии. Сюжеты наших произведений основаны на любовном треугольнике. Создаем произведения высокого и низкого жанров: трагедии, оды, комедии, сатиры.

Сентименталисты.

Мы очень чувствительны, любим природу. Она является основой в развитии сюжета. Наши герои – пастухи и пастушки, люди низких сословий. Наш излюбленный жанр – идиллия, а также повесть, путешествие и эпистолярный жанр.

  1. Обсуждение задания, пояснения, дополнения.



        1. Осуществление межпредметной связи.

Обращение к выставке репродукций на стенде (учащиеся встают и подходят).

Рассматривание репродукций, выявление принципов и закономерностей художественных методов по вопросам:

  1. По картинам А.Рублева и В.М.Васнецова:

- Что общего в идейной устремленности рублевской «Троицы» и «Слова о полку Игореве»?

- Как отражается колорит полотна Васнецова с цветовыми образами поэтического произведения?

  1. – Какие черты классицизма объединяют произведения живописи и литературы? (строгость, четкость форм и цвета: черный, красный; треугольник (показать детям три точки – вершины треугольника на картине «Бонапарт…»)).

  2. – Какие черты сентиментализма нашли воплощение в портрете и повести? (Задумчивость, мечтательность героини, плавность линий; мягкость и теплота красок, приглушенность их; обратить внимание на взгляд, улыбку.)

Обобщение учителя.


        1. Проверка знаний учащихся. Тестирование. (Содержание теста см. Приложение 3.)




        1. Подведение итогов урока. Подсчет жетонов.




        1. Рефлексия.

- Что в ходе урока показалось наиболее трудным?

- Что испытывали, когда работали в команде?

- Что вас сегодня удивило, огорчило?


        1. Домашнее задание:

  1. с.77-79 – пересказ статьи о А.С.Грибоедове.

  2. Инд. задание: подготовить сообщение о жизни и деятельности А.С.Грибоедова.



Приложение 3.


Тест «От литературы Древней Руси до сентиментализма».


I. Возникновение литературы Древней Руси относится:

      1. к концу X в.;

      2. к XI – первой трети XII в.;

      3. к XII – середине XIII в.;

      4. к XVII в.

  1. Предпосылками возникновения древнерусской литературы явились:

  1. Образование русского государства;

  2. Феодальная раздробленность;

  3. Социальные и экономические преобразования;

  4. Принятие христианства на Руси.

  1. Центральной идеей «Слова о полку Игореве» является:

  1. Идея единства русской земли;

  2. Идея суда и возмездия за усобицы;

  3. Прославление самостоятельности князей;

    1. Направлением в литературе, возводящим в культ разум, является:

        1. Романтизм;

        2. Классицизм.

        3. Сентиментализм;

        4. Реализм.

          1. Система амплуа – это:

    1. Бурные аплодисменты во время представления;

    2. Стереотип характера, переходящий из пьесы в пьесу;

    3. Основные вопросы, поставленные в литературном произведении.

      1. Финал комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» является:

      1. Призывом к реформам в духе просвещения;

      2. Указанием на справедливое возмездие крепостникам;

      3. Провозглашением победы положительных героев над отрицательными.

        1. Героем-резонером в комедии «Недоросль» можно назвать:

  1. Правдина;

  2. Стародума;

  3. Милона;

  4. Софью.

    1. Жанр лирического произведения возвышенного стиля, воспевающий кого-либо или какое-либо торжественное событие:

  1. Баллада;

  2. Ода;

  3. Песня;

  4. Сонет.

    1. Темой оды Г.Р.Державина «Фелица» является:

      1. Воспевание мирной жизни и красот природы;

      2. Воспевание просвещенного монарха;

      3. Воспевание деятельности предшественников

Екатерины II.

  1. Центральной эстетической категорией сентиментализма является:

    1. Культ избранной личности;

    2. Культ разума;

    3. Культ чувства.

  2. Главную мысль повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» можно выразить словами:

    1. «И крестьянки любить умеют»;

    2. «Глупому сыну не в помощь богатство;

    3. «Науки юношей питают».




Похожие:

Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) iconТема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.)

Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) iconУрок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции
Изучение истории развития древнерусской литературы, её периодизации, особенностей и жанрового многообразия
Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) icon1. Возникновение Древнерусской литературы
Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу...
Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) iconБ в. 12 историЯ зарубежной литературы
Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, хvii–хviii вв состоит также...
Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) iconДокументи
1. /методика литературы/+XX век.doc
2. /методика...

Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) iconКонспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории моу сош уиоп №52 г. Кирова Совокина С. К
Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) iconПринципы изучения удмуртской литературы
Ставя сегодня вопрос о принципах изучения удмуртской литературы, необходимо учитывать два фактора
Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) iconКонспект открытого урока литературы класс: 10 Тема урока: «Тема природы в поэзии Ф. И. Тютчева»
Содействовать развитию исследовательских навыков; расширению кругозора обучающихся
Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) iconЭкзаменационные вопросы по древнерусской литературе. Периодизация или характеристика основных этапов развития древнерусской литературы
...
Тема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.) iconУрок литературы в 11-м классе Тема урока: «Изображение Гражданской войны в \"Донских рассказах\" М. Шолохова» Петрова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: изучить «Донские рассказы» М. Шолохова, выявить видение гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы