Введение. Актуальность и значимость темы icon

Введение. Актуальность и значимость темы



НазваниеВведение. Актуальность и значимость темы
Дата конвертации20.03.2013
Размер164.41 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУРОМСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЖДЕНИЕ – ЗИМЁНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

(секция: Внедрение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс)


ТЕМА: Реализация принципов личностно ориентированного обучения как средства формирования коммуникативной компетентности школьников через обновление содержания образования, предметные и организационные формы работы на уроках иностранного языка.


Лобаненкова Галина Васильевна

учитель немецкого языка


2011 год

Оглавление

  1. Введение. Актуальность и значимость темы.

  2. Основная часть. Роль личностно-ориентированных технологий в модернизации современной школы.

  3. Заключение.

  4. Список используемой литературы.

  5. Приложение.

  1. Введение. Актуальность и значимость темы.

Тема методической разработки - «Реализация принципов личностно ориентированного обучения как средства формирования коммуникативной компетентности школьников через обновление содержания образования, предметные и организационные формы работы на уроках иностранного языка». По моему мнению, эта тема является одной из актуальных тем в иноязычном обучении в современной школе, так как изменения общественно-политических условий развития нашего общества в последние десятилетия привели к смене парадигмы образования и воспитания. Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию со­держания языкового образования в Рос­сии. Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет пере­осмыслить процесс преподавания, ори­ентированный сегодня на личность. Ушла в прошлое чётко регламентированная система школьного образования с едиными программами и учебниками. Вместе с этим традиционный подход к обучению уже не решает тех задач, которые ставит общество перед школой. Обществу нужна личность, имеющая своё мнение, умеющая мыслить, рассуждать, спорить, отстаивать свою позицию, творчески планировать и выполнять любую деятельность. Преподавание иностранного языка также имеет потенциальные возможности развития личности. Новая личностно-ориентированная парадигма образования обуславливает развитие личности школьника, его самостоятельности, способности адаптироваться к условиям новой жизни, принимать решения, конкурировать на рынке труда. Иностранный язык в средней школе выступает как средство коммуникации, его главная цель – развитие коммуникативной компетенции. Обучаясь, школьники имеют возможность узнавать людей, знакомиться с их культурой, осваивать другие способы мышления, приобщаться к ценностям, созданным другими народами.
Один из важных моментов в преподавании – сохранение интереса к предмету, создание положительного настроя к изучению иностранного языка. Решить в определённой степени эту проблему позволяют личностно-ориентированные технологии, среди которых проблемное обучение, самостоятельная работа, профильное обучение на старшей ступени, метод проектов.

  1. ^ Основная часть. Роль личностно-ориентированных технологий в модернизации современной школы.

Большинство российских школ испытывает сегодня немало трудностей при обучении иностранному языку. Не имея возможности использовать полу­ченные по иностранному языку знания вне класса, учащиеся теряют интерес к его изучению. Современные мультимедийные технологии пока для них также остаются недоступными из-за слабой материальной базы школы. В библиотеках и на прилавках магазинов недостаточно литературы на иностранном языке, особенно художественной, познавательной. Тем не менее применять новые обучающие технологии в учебно-воспитательном процессе можно и нужно в любых условиях. Это спо­собствует не только развитию коммуникативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благо­приятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребен­ка. Кроме того, повышается профессиональная компетентность самого учите­ля.

Произошедшие в нашей стране за последние десятилетия обществен­но-политические и экономические преобразования обусловили измене­ния и в области системы образования.

Как отмечается в «Концепции модернизации российского образова­ния на период до 2010 года», новые вызовы цивилизации закономерно приводят многие страны к реформированию системы образования.

В Концепции модернизации российского образования говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нрав­ственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно при­нимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответ­ственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процвета­ние».

В вышеупомянутой Концепции подчеркивается значительно воз­росшая роль образования на современном этапе развития страны.

Важную роль, в связи с этим, играет личностно-ориентированный подход в обучении, который является логическим продолжением дифференцированного подхода в обучении.

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам может быть воплощён через различные обучающие технологии, например, через метод проектов, проблемное обучение, увеличение объёма самостоятельной работы школьника, профильное обучение на старшей ступени и другие. Рассмотрим подробнее некоторые из выше названных.

Как известно, личностно-ориентированный подход стал возможен благо­даря общественно-политическим, эко­номическим, социальным преобразова­ниям, произошедшим в нашей стране в последнее время. Сменились цен­ностные ориентации и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гума­низации и демократизации общества признается свободная, развитая и обра­зованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняю­щегося мира.

Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функциониро­вать в нем.

Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, состав­ляющими целостную картину мира, на­выками и умениями осуществлять раз­ные виды деятельности: учебную, тру­довую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятель­ности, уметь пользоваться новыми ин­формационными технологиями, быть го­товым к межличностному и межкуль­турному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться избегать и преодолевать конфликты.

Все это может быть достигнуто благодаря личностно-ориентированному подхо­ду к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учи­тываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятель­ности учения.

Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты систе­мы образования (образовательные и вос­питательные цели при обучении каж­дому учебному предмету, содержание обучения, методы и приемы/техноло­гии обучения) и на весь учебно-воспи­тательный процесс в целом (взаимо­действие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способст­вуя созданию благоприятной для школь­ника обучающей и воспитывающей сре­ды.

Не менее важным и часто применяемым является метод проблемного обучения.

Использование проблемного подхода в обучении рассматривается в кон­тексте его соотношения с другими методами обучения.

Проблемный подход, нацеленный на развитие творческого мышления и творческой личности в процессе поста­новки и решения проблем реализуется на базе про­блемных заданий, которые могут созда­ваться на основе непроблемных заданий путем «включения (преграды) на пути дос­тижения цели и варьирования количества неизвестных компонентов...». Цель должна быть указана, а такие компоненты, как время, место, уча­стники обучения, могут быть неизвестны­ми. Можно привести следующие примеры проблемных заданий для обучения говоре­нию как виду речевой деятельности: «Вы должны сообщить о вашем приезде брату, который живет в другом городе, но... 1) ваш телефон работает с перебоями... 2) Вы звоните, но узнаете, что у него изменился телефон (адрес)... 3) Вы звоните на работу, но вам говорят, что он в командировке... 4) наконец, вам удается связаться с братом, но очень плохо слышно, остается мало вре­мени, а вы не сказали главного...».

Разработаны и применяются ряд проблемных заданий, используемых при обучении чтению и переводу: изменение формулировки задания, добавление «проблемной» части в виде вопросов «Почему?», изменение формулировки и добавление проблемной части одновременно и др. Проблемные задания целесообразно использовать и при обучении грамматике, сначала озадачив ученика, а потом предоставив выход из проблемной ситуации при помощи определённого грамматического явления.

Одна из актуальных проблем совре­менной методики обучения ино­странным языкам в средней школе - ориентация учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых, которая может быть эффективной лишь в том случае, если она предварительно будет хорошо подготовлена учителем. Такая подготовка может касаться конкретного вида самостоятельной работы или нескольких однотипных видов.

По мере того как учащиеся овладевают умениями учебного труда в ходе самостоя­тельной работы, затрачивая на нее все мень­ше времени и добиваясь большей резуль­тативности, центр тяжести переносится на самостоятельную работу дома. Недостатком в её организации является то, что школьникам нередко даются упражнения, к выполне­нию которых они не подготовлены в классе. Непременным условием успешного выпол­нения домашних заданий должно быть соответствие упражнений, выполняемых дома, тем, которые они выполняли в классе под руководством учителя.

Важная составная часть подготовки учащихся к самостоятельной работе - формирование у них общеучебных умений:

  • планировать свое время и ориенти­роваться в учебном материале;

  • выделять в нем главное;

  • работать с книгой, справочной лите­ратурой;

  • осуществлять само- и взаимоконтроль.

Данные умения формируются при условии системной организации самостоятельной работы, когда один её вид готовит школьников к другому.

В своей работе я стараюсь применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса у уча­щихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятель­ность всех школьников, что повышает эффективность урока.

Ребенок, приступая к изучению ино­странного языка, стремится научиться общаться на нем. Задача учителя - под­держать это стремление с помощью зада­ний коммуникативного характера. Путь к таким заданиям лежит через упраж­нения, которые можно выполнять уже на этапе освоения языкового материала.

Это либо устойчивые языковые клише, которые можно использовать в любой теме, либо оценочные реплики, которые тоже могут быть часто используемы в различных видах речевых упражнений: описание картины, рассказ о книге, обсуждение фильма, сообщение об экскурсии, поездке, походе и др.

Каждый учитель знает, что процесс самостоятельной работы школьника зависит прежде всего от его готовности к этому виду деятельности. А готовность к самостоятельному труду предполагает определенный уровень его лингвистиче­ской подготовленности, наличие у него сформированных навыков и умений, а также его желание знать больше.

Мотивационная готовность учащихся является одним из важнейших аспектов проблемы по самостоятельной работе. Все мы знаем, что учебный процесс про­текает более успешно, если у учащихся сформирована положительная мотива­ция: познавательный интерес, потреб­ность в приобретении знаний, чувство долга, ответственности.

На начальном этапе ученикам нра­вится говорить, читать на иностранном языке, воспринимать иноязычную речь на слух. У учащихся доминирует инте­рес к содержанию предмета и способам познания. Учащиеся с интересом осваивают учебный мате­риал, видя возможность его практиче­ского применения, охотно включаются в речевую деятельность при обсуждении особо интересных для них тем.

Использование в работе актуаль­ного материала, включение в процесс познания различных аудиовизуальных средств, опор, ключей, познавательных игр, создание учебных ситуаций общения личностной направленности стимулиру­ют самостоятельную работу учащихся, поддерживают интерес к изучению ино­странного языка.

Особые трудности у учащих­ся вызывает самостоятельная рабо­та над домашним чтением. Поэтому большое внимание необходимо уделять воспитанию культуры учебного труда, целенаправленному планированию самостоятельной работ­ы школьников, использованию карточек для чтения и индивидуальной работы учащихся.

В начале учебного года ребята знакомятся со следующей памяткой:

  • Для того чтобы овладеть иностранным языком, надо много читать.

  • Старайся прочесть все тексты «Книги для чтения». Ты узнаешь много нового и интересного.

  • Читай ежедневно, а не накануне урока.

  • Если при чтении текста ты встре­чаешь незнакомое или забытое тобою слово, не прерывай чтение, а читай даль­ше, стараясь понять значение этого слова по контексту.

  • Прочитай задание к тексту, если что-то будет не ясно, прочти текст еще раз.

Домашнее чтение играет важную роль в овладении учащимися умением осмыс­ленного чтения, помогает повторить и закрепить лексический и грамматиче­ский материал, увеличивает их потен­циальный словарь. Активное внедрение самостоятельной работы над текстами книги для чтения создает условия для систематического изучения иностранно­го языка.

Регулярное обсуждение прочитанных дома текстов в значительной степени способствует и формированию умения говорения.

Целенаправленная работа по форми­рованию умения чтения, предваритель­ное снятие предполагаемых трудностей позволяют не только успешно учить школьников рациональным приемам самостоятельного учебного труда, но и поддерживать интерес к изучению иностранного языка.

Использование самостоятельной работы может быть эффективным лишь при условии осуществления дифференцированного подхода к группам учащихся разного уровня обученности. Например, использование дополнительных опорных схем, ключевых слов, замены одних лексических единиц другими и т.д. Все вышеназванные виды работы и приёмы обучения помогают повысить эффективность урока, вовлечь учащихся в активную речевую деятельность, сделать процесс овладения языком более интересным.

В Концепции модернизации образования значительная роль отводится социокультурной составляющей иноязычной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, включения школьников в диалог культур. Всё это повышает требования к уровню обученности учащихся иностранному языку. Вместе с тем документы по модернизации школы предусматривают постепенный переход на профильное обучение в полной средней школе. Профильная школа, где иностранный язык является профильным учебным предметом, что предполагает его углублённое изучение, а так же изучение зарубежной литературы и страноведения или истории страны изучаемого языка в несколько большем объёме, чем в общеобразовательной школе. Это предполагает более гибкое и более свободное владение иностранным языком, использование его как средства межличностного и межкультурного общения в широком спектре ситуаций официального и неофициального взаимодействия с носителями языка.

Достижение этого уровня позволяет выпускникам продолжить образование в лингвистическом, педагогическом или ином специализированном вузе, осуществлять трудовую деятельность сразу после окончания школы в выбранной профессиональной сфере, предполагающей профессионально ориентированное использование иностранного языка в качестве специалиста среднего звена: секретаря-референта, гида-переводчика, работника международной связи, гостиничного, ресторанного бизнеса и др.

Введение элективных курсов, факультативов, практик в этих школах или лингвистических гимназиях не только позволяют лучше готовить выпускников по иностранному языку, но и расширяет диапазон их языковой подготовки, придаёт её большую практическую направленность.

Изложенный выше подход к модернизации языкового образования на старшей ступени школы позволяет обеспечить преемственность образования между школой и вузом, повысить качество подготовки выпускников по иностранному языку, добиться эквивалентности с зарубежной школой в уровне обученности по предмету. Это даёт возможность выпускникам продолжить образование или трудоустроиться за рубежом и способствует расширению международных связей нашего государства, его вхождению в мировое сообщество.

Ещё один способ применения личностно-ориентированных технологий – метод проектов. Он известен достаточно давно и хорошо изучен. Тем не менее, следует отметить что, проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого; комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психических функций школьника; доступность выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт возможности для развития личности учащихся.

Таким образом, в технологии учебно­го процесса происходит смещение ак­центов на самостоятельность, предпри­имчивость, активность, изобретатель­ность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает патронажный ха­рактер. Не обязательно, чтобы организа­ция учебной деятельности стро­илась исключительно по схеме проект­ного обучения. Но при обобщении, за­креплении и повторении учебного ма­териала, а главное, при отработке на­выков и умений его практического применения этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффек­тивных.

Следует помнить: чтобы решить про­блему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определен­ными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текс­том (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязыч­ном тексте), анализировать информа­цию, делать обобщения и выводы, умение работать с разнообразным спра­вочным материалом, различными источниками. Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из названных умений. К творческим уме­ниям относятся: «умение вести дискус­сию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреп­ленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обуче­ния в школе (не только в обучении ино­странному языку), причем совсем необя­зательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подгото­вительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллель­но с работой над проектом».

Итак, если учитель решил использо­вать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко опреде­лить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желатель­но спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа «Образуй нужную грамматическую форму глагола», «Назови отрицательный вариант данного предложения», «Уточни информацию...», «Переведи предложения ...» и т. д. Кроме того, школьник должны уметь составлять все типы вопросов. Также необходимо повторение или изучение грамматики.

Привлечение местного материала при обучении иностранного языка расширяет кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии. Краеведческий материал прибли­жает иноязычную коммуникацию к иному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно.

Использование проектной методики даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив: растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый школьник старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.

Применение проектной методики по­вышает интерес учащихся к изуче­нию иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация - это ключ к ус­пешному изучению языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодейст­вия между учениками как мотивирующе­го фактора. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику предоставляется возможность использовать приобретённые языковые знания и навыки в новых реальных ситуациях.

Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его ин­теллектуальную сферу, его типологичес­кие особенности и черты характера: це­леустремленность, настойчивость, лю­бознательность, трудолюбие, толерант­ность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

При личностно-ориентированном под­ходе и использовании адекватных ему технологий обучения создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитываю­щие среды часто с выходом за пределы урока и школы.

Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве дейст­венной стратегии обновления школы, затрагивающей, по сути, все аспекты ее функционирования.



  1. Заключение.

В современной школе основной, хотя и не единственной, формой организации учебного процесса остаётся урок. В философском смысле «форма» понимается как «строение, устройство, системы организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определённым содержанием. Любой реальный урок осуществляется путём функционирования различных форм деятельности преподавателя и учащихся, различных форм их взаимодействия. Немаловажное значение для этого процесса имеет не только содержание общения между учителем и учениками, но и то, каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников».

Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело создаёт условия для развития личности ученика, глубокого и осмысленного усвоения знаний. Урок не должен быть связан со страхом, с негативными переживаниями, с эмоциональными стрессами. В центр его должен быть поставлен маленький человек, ибо и урок-то проводится ради него. Поэтому я считаю, что личностно-ориентированные технологии – это шаги по пути сотрудничества с каждым ребёнком в отдельности, чтобы обеспечить высокую мотивацию и положительный эмоциональный настрой, что ведёт к успешному преодолению трудностей в учении, даёт результативность, поддерживает интерес к предмету, связывает учебную деятельность с жизнью, расширяет возможности применения языковых знаний на практике, увеличивает кругозор, повышает культурный уровень школьников, позволяет создать условия для развития личности каждого ученика. Применение личностно-ориентированных технологий на уроках актуально, своевременно, оправданно и должно внедряться в учебный процесс.


^ Список используемой литературы.


  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., 2000

  2. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старше ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы. М; 2007

Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. ИЯШ, 2002 №2

  1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2000 № 2,3

Обучение в сотрудничестве. ИЯШ, 2000 № 1

  1. Акопян. Э.Г. Творческие упражнения в самостоятельной работе учащихся на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2009 №4

  2. Браженец К.С. Применение проблемного подхода к обучению переводу как виду речевой деятельности в вузе. ИЯШ, 2009 №6

  3. Салтовская Г.Н. Личностно-ориентированный урок иностранного языка. ИЯШ, 2009 №3





Похожие:

Введение. Актуальность и значимость темы iconПараметры внешней оценки проектов
Актуализация проекта (значимость и актуальность выдвинутых в проекте проблем, значимость и масштабность выбранной темы, цели и задачи...
Введение. Актуальность и значимость темы iconВведение. Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования. Эпистемологической основой человеческой деятельности и мирового Прогресса с точки зрения западного...
Введение. Актуальность и значимость темы iconВведение Актуальность и значимость
В данном дипломном исследовании основной акцент будет сделан именно на анализ делового общения в сфере корпоративных отношений, то...
Введение. Актуальность и значимость темы iconПодводя итоги дипломной работы еще раз целесообразно подчеркнуть актуальность темы
Важность и актуальность проблемы оценки кредитоспособности предприятия обусловили выбор темы
Введение. Актуальность и значимость темы iconДальневосточного государственного технического университета
Актуальность темы исследования: выделяем основные аргументы, определяющие актуальность рассмотрения данной темы исследования
Введение. Актуальность и значимость темы iconПриложение 1 отзыв
Актуальность темы дипломной работы и ее значение: раскрывается основное значение исследуемой в дипломной работе темы, ее актуальность,...
Введение. Актуальность и значимость темы iconВведение Актуальность темы исследования
Теоретические аспекты памяти как ведущего познавательного процесса детей дошкольного возраста
Введение. Актуальность и значимость темы iconЭкспертное заключение по проекту «Выращивание растений в гидрогеле». Актуальность
Актуальность выбранной темы и практическая ценность проекта участниками достаточно обоснована
Введение. Актуальность и значимость темы iconПриложение 5
Актуальность, теоретическая и практическая значимость выполненного проектного задания
Введение. Актуальность и значимость темы iconПлан Введение Предмет эстетики сотрудников овд основные компоненты эстетики сотрудников овд заключение Список литературы Введение Актуальность данной проблемы
Овд. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Предмет эстетики сотрудника овд»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы