|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 ПРОГРАММА «Оптимизация работы классного руководителя начальных классов: Азбука Здоровья» на 2008- 2012 годы г. Сургут Содержание Аннотация 3 1. Социальная значимость деятельности по программе 4 2. Цели и задачи программы 8 3. Сроки реализации программы 9 4. Механизмы и система мер по реализации программы 10 Основные направления и формы педагогической деятельности 16 5. Мероприятия, содействующие реализации Программы 17 6. Ожидаемые результаты реализации Программы 20 7. Проект сметы расходов, предусматривающий расходы на реализацию Программы «Оптимизация работы классного руководителя начальных классов: «Азбука Здоровья»» 22 8. Эффективность реализации программы в экспериментальном периоде (2008- 2012гг). 22 Список используемой литературы 30 Приложения 32 АннотацияИнновационная Программа «Азбука Здоровья» определяет технологию практической реализации учителем начальной ступени (ее основным работником – классным руководителем начальных классов) важнейшего направления деятельности сегодняшней школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Программа, являясь итогом осмысления многолетней повседневной работы учителя, предлагает решение задачи оптимизации здоровьесберегающей деятельности учителя начальной школы. Отсюда, сроки реализации проекта – четыре года. В Программе охарактеризованы главные проблемы и задачи работы классного руководителя, определены меры по организации учебно-воспитательного процесса по формированию у учащихся азбуки здоровья, воспитанию культуры здоровья. Обобщенный учителем опыт обогащается в Программе новыми подходами. Их актуальность - в детализации видов и форм, методов и приемов деятельности. В их систематичности, последовательности и повторяемости, в понимании требования цикличности, преемственности, в определении, достижении измеряемой результативности. Вариативная деятельность учителя, согласно Программе, обеспечит тенденцию формирования здоровьесберегающего образа жизни младших школьников. Практическая ценность Программы - в создании системы деятельности классного руководителя начальных классов, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся. По замыслу авторов, реализация данной Программы дает возможность при использовании минимальных ресурсов получать оптимальные результаты по сохранению и укреплению здоровья учащихся, содействовать личностному развитию младших школьников. Данная Программа, с учетом ресурсов и особенностей образовательного учреждения, может быть реализована учителями начальных классов общеобразовательных учреждений различных видов. Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский ^ Проблема сохранения здоровья учащихся на сегодняшний день стоит настолько остро, что взрослые вправе поставить вопрос: «Что для детей и нас, взрослых, важнее – их физическое здоровье или результаты обучения?» Такая озабоченность понятна. В период обучения в школе, особенно начальной, основные показатели здоровья детей резко снижаются в 4-5 раз. Об этом свидетельствуют результаты изучения состояния здоровья учащихся, проводимые различными организациями (Всемирная организация здравоохранения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Российский центр оздоровления детей, Российская академия медицинских наук). Данная ситуация, возможно, обусловлена обострением проблем здоровья из-за нерационального питания, причинами наследственного характера, долговременным характером проявления негативных факторов прошлых периодов, экологической обстановкой, причинами социально-экономического характера. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и образование, в которой росту нарушений состояния здоровья школьников «способствует» сочетание различных факторов (чрезмерная учебная нагрузка, усталость и переутомление, нарушение режима дня, стрессовая авторитарная педагогика, несоответствие учебных программ и применяемых обучающих методик возрастным психофизиологическим возможностям учащихся и другие). Итоги статистики в РФ известны: с 1 по 9 классы число здоровых детей снижается в 4 раза, число детей с близорукостью возрастает с 3% до 30%, число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с заболеваниями крови – в 2 раза. Эти общие данные не так уж и отдалены от нас: сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в лицей в 1995 году (их было 12-15%), с числом практически здоровых выпускников в 2006 году (около 6 %). Наблюдаемые общие тенденции свидетельствуют о том, что ситуация в будущем может только усугубляться. Результаты наших опросов показали, что дети все больше времени проводят за компьютерами, телевизорами, малоподвижный образ жизни детей стал привычным. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется и недостаточным принятием педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. По нашим наблюдениям, исследованиям городских медицинских служб за последние годы происходит ухудшение состояния здоровья школьников. У большинства детей диагностируется 3-5 хронических заболеваний. В настоящее время в лицее №1 только 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. При распределении детей по группам здоровья сложилась следующая ситуация в 2008-2009 учебном году: 1 группа - 2,6% 2 группа - 86,3% 3 группа - 10,7% Сравнение по видам заболевания учащихся:
Ухудшение здоровья детей школьного возраста становится не только медицинской, но и педагогической проблемой. Классные руководители начальной школы всё острее понимают свою ответственность за здоровое благополучие новых поколений. В отношении нашей проблемы значение воспитательного процесса, осуществляемого в учебное время и во внеклассной работе, исключительно велико. И здесь классный руководитель играет решающую роль: - с его помощью углубляется понимание ценности здоровья и здоровьесбережения младшего школьника; - учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни для дальнейшего применения; - обеспечивается координация индивидуальной работы с учащимися путем совместных действий классного руководителя с представителями социальной службы лицея, фельдшером, логопедом, психологом; - ведется совместная деятельность с семьей ученика по воспитанию культуры здоровья. Воспитывать культуру здоровья школьников младших классов можно различными методами, на всех уроках и во внеклассной работе (см. Приложение). Чтобы получить представления о реальных знаниях школьников и их родителей по культуре здоровья, было проведено исследование, которое выявило причины негативной динамики состояния здоровья младших школьников и побудило к созданию и реализации данной программы. ![]() ![]() ![]() Следовательно, актуальным является создание целостного образовательного пространства, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Поэтому мы принимаем актуальность проблемы деятельности: «В современной школе, осознающей необходимость создания единого целостного здоровьесберегающего пространства необходима программа системной деятельности классного руководителя начальных классов по созданию условий сохранения и укрепления здоровья младшего школьника». По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровый образ жизни практикуется как вид жизнедеятельности, связанный с сохранением и улучшением здоровья человека. При наличии обоснованной программы, подготовленных мотивированных кадров, системы стимулов, обеспечивающих реализацию программы и её объективного контроля, можно надеяться на положительную динамику результатов работы классного руководителя начальных классов по здоровьесбережению. Вот почему в 2004 году мы начали поиск в деятельности по здоровьесбережению младших школьников: замысел состоял в том, что нужно системно строить всю работу начальной школы, а, именно, разработать и внедрить программу оптимизации работы классного руководителя начальных классов «Азбука Здоровья», соблюдая слаженность и единство действий всех участников требуемых инновационных преобразований. Реализация программы, основные направления которой апробированы в практике работы МОУ лицея №1, расширяет адаптивные возможности образовательной среды. Результативность деятельности проявится в улучшении физиологического, психического состояния здоровья учащихся. |
![]() | Программа для кружка «Азбука здоровья» Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | ![]() | Роль классного руководителя в организации сотрудничества школы и семьи (Из опыта работы учителя начальных классов Афанасьевой Т. И.) |
![]() | Документи 1. /Журнал классного руководителя - конкурс/1. Журнал классного руководителя.pdf 2.... | ![]() | Заседание смо классных руководителей по теме "Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй" Пильтина Ч. М. "Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей". Учителя активно... |
![]() | Анализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории | ![]() | Программа классного руководителя 6 класса моу кашпирской сош «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы», «Программа развития воспитания в системе образования... |
![]() | Работа классного руководителя на основе икт Актуальность и значимость перехода работы классного руководителя на новый этап с применением технических средств продиктована необходимостью... | ![]() | Районное методическое объединение учителей начальных классов. Исследователь Исследователь: материалы из опыта работы учителей начальных классов и дополнительный материал для организации учебно-исследовательской... |
![]() | «Работа с родителями как способ достижения нового образовательного результата» Себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Для всякого классного руководителя общение с родителями... | ![]() | Система воспитательной работы классного руководителя 10-11 классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоярковская средняя общеобразовательная школа Каменского района» Алтайского края |