Программа «Одаренные дети» icon

Программа «Одаренные дети»



НазваниеПрограмма «Одаренные дети»
Дата конвертации19.03.2013
Размер127.82 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>



Программа «Одаренные дети»


МБОУ ХМР СОШ п. Горноправдинск


Основание: постановление правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года №732 «Федеральной целевой программе «Дети России» 2008 – 2013 годы.


Стратегические задачи:

  1. Координация и активизация работы образовательных учреждений с одаренными детьми на основе:

  • создание координационных центров по работе с одаренными детьми данной категории;

  • обеспечение единой системы исследования природы и развития одаренности.

2. Повсеместное проведение диагностических обследований детей на выявление одаренных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей ( в каждом образовательном учреждении и на всех возрастных ступенях).

3. Составление банка данных об одаренных детях, прогнозирование их развития.

4. Упорядочение и укрепление сети инновационных образовательных учреждений, повышение их эффективности. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества; совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических систем, технологий, методик.

5. Определение комплекса мер, обеспечивающих поддержку и стимулирование активной деятельности одаренных детей и специалистов работающих с ними.


^ Основные цели и задачи

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.





III. Требования к школе























IV. Требования к учителю


Учитель должен быть:


  • талантливым;

  • профессионально грамотным;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • эрудированным;

  • владеть передовыми педагогическими технологиями;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно–воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях;


Учителю характерны:


  • желание работать нестандартно;

  • поисковая активность, любознательность;

  • знание психологии одаренных детей;

  • готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми


(создание на уроке доверительных межличностных отношений; взаимная личная информированность, признание прав учащегося на ошибку, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности, использование на уроке метода взаимного контроля учащихся и применение отметок в качестве побудительного стимула к учению)


^

Модель профессионализма учителя





Основные показатели профессиональной компетентности учителя:

  • специально – профессиональные знания их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное создание знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем от категории: чем выше уровень профессионализма, тем обширнее и выше компетентность учителя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области.




  • психолого-педагогические знания – это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях подготовительной деятельности и общения личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.




  • психолого-педагогические умения – способность психологически грамотно осуществлять взаимодействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.






^

Модель одаренного ребенка





  • личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;




  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;




  • личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;




  • личность, способная реализовать в жизни «Я – концепцию», способная к саморазвитию и самоизменению;




  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;




  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;




  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;






^ VI. Этапы выявления «Одаренных детей»










Профильное обучение (10 – 11 классы)


VII. Признаки, отличающие одаренных учеников:

У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока « не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в толковании событий и явлений и это нередко вызывает проблемы в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других « стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более « быстром» обнаружении решения.

  • как правило, более активны и всегда чем – либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку;

  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную и информацию;

  • благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

  • они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;

  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

  • некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.



Формы выявления одаренных детей:


  • наблюдение;

  • общение с родителями;

  • работа психолога:








  • олимпиады, фестивали, конкурсы, соревнования, научно – практические конференции.



Основные каналы воспитания способностей детей




^

Развивающее обучение

Формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение


^ Интеграция отдельных предметов и синхронизация предметов гуманитарного и эстетического направления на основе исторической хронологии.

История, литература, музыка, ИЗО, дополн. образование



^
Изучение двух иностранных языков

Повышает общую культуру учащихся: обогащает знаниями о культуре, обычаях, традициях других народов, расширяет кругозор





^ Гуманизация образования и гуманитаризация естественно – математического цикла



VIII. Основные каналы воспитания и развития одаренных детей


Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школы должны взять курс на развитие способностей всех детей, и не способностей вообще, а способностей гуманитарных и культурно - эстетических.


  • педагогические технологии;

  • интеграция предметов:










Кружки и секции при УДО.

Детский подростковый центр: вольная борьба, компьютерный кружок, танцевальный кружок, вязание, теннис, моделирование, хоккей, футбол, волейбол, баскетбол.

Музыкальная школа: аккордеон, фортепиано.

^ IX. Методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса

(работа с одаренными детьми)








Перечень мероприятий по реализаций программы «Одаренные дети» на 2009 – 2013 учебные годы



^

Направления деятельности


Затраты по бюджету

( в тыс. руб.)

1

Разработка программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей района





2
^

Создание постоянно – действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми:


  • направление на курсы, семинары и т.д.

  • проведение курсов, семинаров и т.д.




3
^

Организация и проведение предметных олимпиад, конференций, конкурсов разного уровня и т.д.





4

Организация научно – исследовательской деятельности учащихся в рамках:

  • научного общества учащихся;





5
^

Участие в научных и практических конференциях разного уровня





6

Участие во всероссийских конкурсах, олимпиадах, в летних профильных лагерях





7
^

Разработка нормативно – правовых документов:


- Положение о конкурсе «Ученик года»




8

Проведение конкурса авторских методик по выявлению и развитию одаренности детей





9
^

Издание сборников: «Лучшие сочинения выпускников медалистов»








Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детях стремления и умения самостоятельного получать знания





Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься

Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний



Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков и решения задач

Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации

Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно



Определение одаренности,

психологических особенностей

Общие интеллектуальные способности


Академические особенности


Продуктивное мышление


Способности к лидерству


Художественные и аристократические способности


^

Психомоторные способности




Основные принципы работы с одаренными детьми.



  1. Научная обоснованность – работа основывается на результатах фундаментальных исследований по психогенетике, психологии и психофизиологии, психологии способностей, психологии творчества, выполненных в нашей стране и за рубежом.




  1. Демократичность – возможность полной реализации творческих возможностей каждого ребенка, школьника, учащегося при неприменном участии семьи.




  1. Гуманистичность – программа работы обеспечивает не только диагностику, но и психологическую и педагогическую помощь одаренным детям, а детям из малоимущих семей – финансово-материальную помощь.



^ Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:


1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство учащихся с новинками литературы.
4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8. Проведение переводной и текущей аттестации учащихся в форме собеседования.
9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
10. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.


^ Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:


1.
Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад.

К празднованию Дня школы - выставка творческих достижений учащихся.
2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
5. Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, городских, областных олимпиад.
6. Ходатайство в вышестоящие органы об участии одаренных детей в рамках программы "Лето".

^ Ожидаемые результаты:
-Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.



- Формирование банка технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми.


Совершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для ее устойчивого существования.


Повышение качества подготовки, переподготовки и квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми.


Расширение сети инновационных учреждений, работающих с одаренными детьми.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа «Одаренные дети» iconМосковский Международный Форум «Одаренные дети» уникальная программа
Московский Международный Форум «Одаренные дети» уникальная программа всестороннего развития личности ребенка, которую реализует в...
Программа «Одаренные дети» iconПриказ №87/п о формировании электронной базы данных «Одаренные дети Красноярья» в целях решения задач краевой долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» на период 2011-2013 годы
Руководителям мбоу сош №№6,17, 23, 25, 34, 42, 45, 62, 76, 78, 92, 93, 97, 124, 137, оош №26, лицея №9, гимназии №14 назначить ответственных...
Программа «Одаренные дети» iconОбщероссийское общественное Движение «Одарённые дети – будущее России»
Вашем регионе. Общероссийское общественное движение «Одарённые дети – будущее России» также оказывает всемерную общественную поддержку...
Программа «Одаренные дети» iconПроект «проектная деятельность в поддержке талантливых детей» Паспорт проекта
Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы
Программа «Одаренные дети» iconПроект «проектная деятельность в поддержке талантливых детей» Паспорт проекта
Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы
Программа «Одаренные дети» iconОдарённые дети. Ахмедова

Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одаренные дети» в вечерней школе на 2007-2012гг программа разработана учителем высшей категории Чеберяк И. Н
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из...
Программа «Одаренные дети» iconВоспитание как фактор развития одаренности Корчуганова Ирина Павловна, доцент, кандидат психологических наук
...
Программа «Одаренные дети» iconОдарённые дети в системе воспитания и обучения

Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одаренные дети»
Целью его является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления развития и адресной поддержки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы