Диалог как ценность демократического сознания icon

Диалог как ценность демократического сознания



НазваниеДиалог как ценность демократического сознания
Дата конвертации19.03.2013
Размер49.99 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


В докладе речь пойдет о мировоззренческой концепции образования в XXI веке. Взгляд на концепцию нового видения образования сложно увидеть изнутри системы. Она определяются потребителями образовательных услуг т.е обществом в целом. Образовательное пространство расширяется. Школа перестает быть единственным и самым важным местом обучения; в образовательный и воспитывающий контекст все увереннее входят средства массовой информации, кино, семейное общение, окружение сверстников и т.д.; К.Д.Ушинский в своё время сказал: «В замкнутом доме легко разводятся сырость и плесень».

«Для того чтобы система образования эффективно развивалась, необходимо сделать ее более открытой», – это утверждение определяет в настоящее время официальную политику государства в области образования. Школа не может дать все необходимое для жизни (вуза, работы), она лишь может помочь человеку определять цели, находить ресурсы, проявлять волю и самоорганизацию в самообучении, самообразовании и самовоспитании, ориентируясь на то, что необходимо ребенку для его реализации в социуме. Факторы, влияющие на становление новой мировоззренческой концепции образования в XXI веке:

  1. расширение масштабов общего образования, тенденция к открытости образования;

  2. информатизация общества и появление ожиданий, связанных с использованием в образовательном процессе новых технологий;

  3. демократизация общества и связанное с этим процессом распространение ориентаций на право выбора образовательного маршрута.

Отражение новых представлений об образованном человеке - идеология компетентностного подхода.

Идеологической доминантой современного образования можно назвать диалог как ценность демократического сознания. Родители, ученики, учителя, школьные администраторы, социальные партнеры, действительно, способны вступать в осознанный и активный диалог, направленный на построение адекватного запросам общества и личности образования, этот

диалог неправильно сводить только к совместному информированию или финансированию процесса;

Следующим приоритетом нового образования является ориентация на жизнь в открытом и меняющемся мире. Очевидно, что это требование ориентирует нас не только на понимание развития как базовой характеристики мира, но и на освоения методов познания этого меняющегося мира. Методы эти отличны от традиционных, в которых знания имеют черты стабильности, а умения приобретаются на годы. Динамично меняющийся мир актуализирует новые черты личности, если педагог хочет помочь ученику освоиться в этом мире, то, прежде всего – ему необходимо так же учиться в нем жить самому. Никогда не останавливаться на достигнутом - помнить, что день, которые не продвинул тебя вперед, отбросил на три дня назад.

Здесь необходимо вспомнить об акценте в общей мировоззренческой образовательной концепции на непрерывность образования.
В качестве общепедагогической доминанты выступает непрерывное образование, позволяющее человеку в различные периоды его жизни получить доступ к информационно-образовательным ресурсам, а также принятие образования как средства и цели развития личности. Из этого следует, что ориентация открытого образования на непрерывность и продолжительность в течение всей жизни человека актуализирует необходимость высокого уровня культуры самообразования. Образование понимается как средство созидания и результат созидательной деятельности. В.Н.Сорока-Россинский когда-то писал: «Всякое знание - превращай в деяние». Собственно, об этом же говорил и Д.Дьюи, создавая фундамент проектного метода в образовании. Проекты и портфолио – ключевой инструмент построения процесса образования.

Методической доминантой оказывается ценность для становления человека эмоционально окрашенных событий, совместной деятельности и общения. Ярко окрашенные события обязательно должны пронизывать ленту времени образовательного процесса, в противном случае – рутинная организация даже самого «правильно-выстроенного процесса» гарантированно даст результат близкий к нулевому. Как ни странно, но – праздник, публичная защита, учебное событие в виде встречи или приключения – необходимые составляющие качества. В памяти детей должны оставаться не только перемены, походы, школьные праздники, но и сами уроки.

Технологической доминантой являются широкие возможности современных информационных технологий, аудио- и визуальных ресурсов, а также развивающейся системы дистанционного обучение. Интенсивное развитие современных технологий становится предпосылкой к формированию новой культуры образования, прежде всего с учетом новой культуры текста, особенностей экранного текста, визуального ряда, полифонии и гипертекста.

При этом принципиально важным оказывается ценностное равенство различных источников образования (уважительное отношение к личному опыту ученика как источнику образования). В этом плане при обучении взрослых, тем более руководителей образовательных учреждений тьютору целесообразно ориентироваться на сочетание 50% - 50%; то есть – не менее 50 % содержания должен привнести сам обучающийся.

Действующими приоритетами в деятельности общеобразовательных школ становятся:

  • успеваемость,

  • подготовка к экзаменам;

  • доминирование предметных результатов над метапредметными и личностными;

  • освоение учебного материала на уровне воспроизведения.

«Школьные предметные уроки» становятся не самоцелью, а лишь составной частью фундамента построения здания образования, средством достижения гораздо более важных целей, называемых ключевыми компетенциями.

Таким образом мировоззренческая концепция образования ориентируется на воспитание, которое представляет собой помощь человеку в восхождении к вершинам собственной духовности

Это все базируется на 3 основаниях:

  • Диалог как ведущее средство

  • Педагог: начни с себя

  • Ценности со знаком «+»

Итак:

ценности со знаком «+»:

  • поддержка сильных;

  • поиск талантливых;

  • шанс на успех для всех;

  • сопровождение слабого на пути к успеху;

  • защита чести, достоинства;

  • доброта, отзывчивость, честность, открытость.

Эти ценности могут развиваться в диалоге. Проблема диалога:

Сложно научиться жить не «для детей», а вместе с детьми. Ведущим критерием качества в диалоге должен быть приоритет самообразования «КАК МОЖНО БОЛЬШЕ УЧЕНИКА, как можно меньше педагога». Педагогу в диалоге необходимо выделить потребность в любви и потребность в чувстве собственного достоинства. Необходимо помнить: причиной неудач, как у учителя, так и у ребёнка, является взаимосвязанные недостаток любви и заниженная самооценка.

Образование начнет действовать как средство созидания, когда педагог начнет с себя.

Еще Гетте сказал: «Обращайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, какими они хотели бы стать, и вы поможете им стать таковыми. Успех педагогики включает в себя осознание, как учителя, так и ученика, в ценности совместной деятельности и общения. Учитель долю на сегодня необходимо осознать, что в работе важны: понимание ценностного равенства различных источников образования и уважительное отношение к личному опыту ученика как к источнику образования.




Похожие:

Диалог как ценность демократического сознания icon«очевидность неочевидного» как предмет философского дискурса в русской религиозной философии
И имманентная сущность отечественной философии как мышления с позиций религиозного сознания. Рассматриваются ее главные принципы,...
Диалог как ценность демократического сознания icon«Я тоже когда-нибудь уйду»  Рубен Варданян об уходе Павла Теплухина из «Тройки Диалог»
Ук «Тройка Диалог» появилось вчера, в день 19-летия компании. О возможной отставке г-на Теплухина на рынке заговорили еще весной...
Диалог как ценность демократического сознания iconПроблема структуры сознания в трудах Л. С. Выготского
В связи с этим особую актуальность в настоящий момент приобретает обращение к классике оте­чественной психологической мысли — трудам...
Диалог как ценность демократического сознания icon32. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы...
Диалог как ценность демократического сознания iconСиницына светлана юрьевна гоу впо тюменский государственный университет редакционная политика тюменской газеты «красное знамя» в 1920-е гг
Изучение ее истории помогает проследить, как формировался особый тип сознания жителей нашего региона, как появлялись те или иные...
Диалог как ценность демократического сознания iconТема урока Количество часов по теме
Уметь составлять диалог по темам «Знакомство», «Встреча». Уметь читать диалог по ролям
Диалог как ценность демократического сознания iconИзменение состояния сознания
Августина Блаженного. Но особенно подробно идеи теории сознания начинают развиваться в конце 19 века начале 20 века. Возникает учение...
Диалог как ценность демократического сознания iconИстоки сознания Сущность, структура, функции сознания
Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника...
Диалог как ценность демократического сознания iconВнимание как условие сознательной деятельности
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания...
Диалог как ценность демократического сознания iconЗанятие 15 «Процедуры и функции в Visual Basic. Диалог с пользователем.»
Слушатели делают проект prjDialogue, реализующий диалог с пользователем, используя InputBox и MsgBox. Кроме этого в занятии объясняется,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы