Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики icon

Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики



НазваниеЭлективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики
Дата конвертации15.02.2013
Размер70.84 Kb.
ТипЭлективный курс
скачать >>>

Борисова Марина Юрьевна




Решение сюжетных задач

Предметный элективный курс по алгебре




Борисова Марина Юрьевна,

учитель математики и информатики

МОУ «Гимназия №159» г.Омска



Пояснительная записка.

Сюжетные задачи – это наиболее древний вид школьных задач. Они всегда широко использовались, и будут использоваться в обучении математике. Они помогают учащимся понять сущность и методику применения математического моделирования, сформировать общий подход к решению любых задач, однако в школьном курсе математики отводится недостаточно времени решению сюжетных (текстовых) задач. Это и определило необходимость в составлении данного курса.


Данный элективный курс представляет возможность реализации интереса к выбранному профилю, создает условия для осознанного выбора профиля.

Цель курса:

Создание условий для:

  • формирования у школьников общих подходов к решению сюжетных задач;

  • овладения навыками моделирования, как одного из методов познания и решения сюжетных задач;

  • формирование умений и навыков решения задач сюжетного содержания.

Задачи курса:

  • обобщить виды задач, изученных ранее, и конкретизировать понятие сюжетных задач;

  • определить методы моделирования учебной задачи;

  • ознакомить учащихся с всевозможными подходами к решению сюжетных задач различного уровня сложности;

помочь школьникам овладеть приемами исследовательской работы и методами решения задач.

Учебный процесс элективного курса предусматривает следующие методы и формы работы:

  • изложение нового материала учителем в форме лекции;

  • дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности, которые в зависимости от уровня усвоения материала учащимися будут им предложены;

  • самостоятельная работа с учебной литературой;

  • разработка проектов;

  • индивидуальные консультации.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов.



^ Содержание курса

В программу элективного курса включены следующие темы и ориентировочное время для их изучения:

№№

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

История сюжетных задач. Сюжетные задачи древних народов. Старинные методы решения сюжетных задач.

2

3.

Виды сюжетных задач. Анализ структуры сюжетных задач.

2

4.

Построение алгебраической модели сложных открытых и замкнутых задач.

7

5.

Графическое решение сюжетных задач.

3

6.

Заключительная часть

2


Методические рекомендации


  1. Вводное занятие.


На вводном занятии рекомендуется:

  • объяснить учащимся цели данного элективного курса;

  • поставить необходимые задачи;

  • рассказать кратко о том, что будет изучаться, выяснить всевозможное применение задач в жизнедеятельности человека (с помощью учащихся);

  • рассказать о требованиях к подготовке и защите рефератов;

  • объяснить, каким образом будут подводиться итоги изучения курса и оцениваться работа учащихся.




  1. История сюжетных задач. Сюжетные задачи древних народов. Старинные методы решения сюжетных задач.


Знать:

  • историю сюжетных задач;

  • старинные методы решения сюжетных задач.

Уметь:

применять при решении старинных задач:

  • способ пропорционального изменения;

  • способ пропорционального деления;

  • деление в разностном отношении;

  • метод «одного ложного положения»;

  • метод «двух ложных положений»;

  • правило обращения.

Основное содержание:

  • подготовительный этап – актуализация базовых знаний и умений, вводный математический тест с самопроверкой;

  • демонстрация старинных способов решения сюжетных задач на характерных приемах;

  • решение задач данными способами.

  1. Виды сюжетных задач. Анализ структуры сюжетных задач.

Знать:

виды сюжетных задач и анализ структуры задач на:

  • на движение;

  • на совместную работу;

  • на зависимость между компонентами арифметических действий;

  • на проценты;

  • на планирование.

Уметь:

  • выявить объект задачи (предмет, явление, событие, процесс);

установить:

  • какие величины характеризуют количественную ситуацию задачи;

  • какие моменты (случаи, эпизоды) рассматриваются в задаче;

  • какие величины и какие их значения заданы явно и неявно, каков характер каждого из этих значений;

  • тип соотношения, характеризующий описанное в задаче явление.


Основное содержание:

Рассмотреть главные способы анализа структуры и состава сюжетных задач:

  • выявление объекта задачи;

  • анализ характеристики объектов сюжетных задач;

  • установление значений величин, заданных в задаче;

  • соотношения между значениями величин.

  1. Построение алгебраической модели сложных открытых и замкнутых задач.


Знать:

  • понятие замкнутой и открытой задачи;

  • основные приемы составления уравнений для решения задач

Уметь:

  • строить для задачи алгебраическую модель в виде систем уравнений.

  • строить алгебраические модели сложных задач;

Основное содержание:

Решение задач с помощью составления уравнения:

  • методом Ньютона;

  • методом Декарта;

  • методом одной вспомогательной задачи;

  • общим методом решения задач с неопределенными неизвестными.




  1. Графическое решение сюжетных задач.


Знать:

  • график прямой пропорциональности.

Уметь:

  • пользоваться переменной системой, то есть, иметь на одном и том же чертеже несколько (обычно две) различных систем координат для построения заданных в условии задачи зависимостей, причем каждая зависимость изображается в своей системе координат.

Основное содержание:

  • решать задачи графическим способом.

  1. ^ Заключительная часть.

Демонстрация и защита рефератов.


Критерии эффективности и реализации программы.


Программа может считаться усвоенной учеником, если по каждой теме он решил не менее 60% предложенных задач. Учитель и ученик, по своему усмотрению, могут составить «таблицу успешности», куда вносятся баллы, набранные учеником при выполнении заданий. Причем необходимо учитывать не только те задания, которые решены, верно, и полностью, но и те, в которых ребенок, верно, усмотрел путь решения. Особо отличаются оригинальные способы решения.

^ Библиографический список

Для учителя


1

Балл Г.А., Чмут Т.К. Разработка заданий развивающего характера на базе сюжетных математических задач. Учебные материалы и учебные ситуации./ Под ред. Г.С.Костюка, Г.А.Балла. Киев, 1988 г.

2

Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. М., 1983 г.

3

Бочковская О.Т. Решение задач как средство развития логического мышления. /Под ред. А.С.Пчелко. – М., 1949 г.

4

Бронштейн С.С. Методика алгебры. – М., 1985 г.

5

Герасименко И.Ф. Составление задач учащимися как способ обучения их умениям применять теоретические знания на практике. Умственное развитие учащихся в процессе обучения. Волгоград, 1967 г.

6

Семенов Е.М. Развитие логического мышления учащихся в процессе решения арифметических задач. М., 1964 г.

7

Турецкий Е.Н. Формирование у учащихся восьмилетней школы навыков алгебраического метода решения текстовых задач. Ташкент, 1968 г.

8

Фридман Л.М. Графическое решение текстовых задач. М., 1958 г.

9

Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. – М., Школьная пресса, 2002 г.

10

Фридман Л.М., Левочкина А.Я., Таравкова Л.М. Опыт формирования у учащихся общего подхода к решению текстовых задач. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. М., 1973 г.

11

Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. М., 1989 г.


Для учащихся


1

Бочковская О.Т. Решение задач как средство развития логического мышления./ Под ред. А.С.Пчелко. – М., 1949 г.

2

Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. М., 1991 г.

3

Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. М., «Дрофа», 2000 г.

4

Фридман Л.М. Графическое решение текстовых задач. – М., 1958 г.

5

Ясиловый А.Г. Составление математических задач учащимся как средство активизации их познавательной деятельности. – Ярославль, 1974 г.






Похожие:

Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики iconСправочник
Гатауллина Фаузия Габдрауфовна – учитель математики, Мальцева Ольга Юрьевна – учитель информатики
Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики iconИкт. Образовательное учреждение
Автор урока (фио, должность) Ежова Надежда Юрьевна, учитель математики, информатики и икт
Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики iconЭлективный курс «Патриотическое воспитание в условиях модернизации отечественного образования»
Автор: Гольдштейн Марина Михайловна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сош №1» г. Шумерля, Чувашия
Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики iconУчебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под ред. Ю. Н. Макарычева, М.: Просвещение, 2008. «Поурочные разработки по алгебре» к учебнику Ю. Н. Макарычева, М.: Вако, 2007
Автор: Шредер Инесса Владимировна, учитель математики и информатики моу итл №24
Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики iconСадыкова Лариса Хоснуловна, учитель математики и информатики Тема урок
Учитель I категории: Садыкова Лариса Хоснуловна, учитель математики и информатики
Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики iconЭлективный курс по биологии в 10 классе 34 часа. Разработала учитель биологии Павленко С. Е пояснительная записка
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать...
Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики iconЕрохова Оксана Петровна, учитель математики и информатики Осипов Евгений Николаевич, учитель информатики Бинарный урок
Бинарный урок-путешествие математика +информатика для 5 класса по теме «Путешествие на планету десятичных дробей»
Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики iconУрок математики в 6 классе пропорции красников и. Б. Учитель математики и информатики и вт моу сош с. Меньшой колодезь цели и задачи урока

Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики iconСеминар «Школа молодого специалиста», 14. 03. 2012
Учитель I категории: Садыкова Лариса Хоснуловна, учитель математики и информатики
Элективный курс по алгебре Борисова Марина Юрьевна, учитель математики и информатики iconАнализ работы мо учителей математики, физики, информатики за 2011-2012 учебный год
Руководитель мо гафиятуллина А. Х., учитель математики первой квалификационной категории
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы