Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» icon

Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»



НазваниеУрок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»
Дата конвертации15.02.2013
Размер76.57 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Слайд 1

Урок литературы в 7 классе.

Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа

И. С. Тургенева «Бирюк».



Цель: научиться делать комплексный анализ текста.


Задачи:

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Творчество И. С. Тургенева»

Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать ее и аргументировать ее.

Содействовать развитию умения общаться между собой, помочь осознать ценность совместной деятельности.


Оборудование урока: ПК, мультимедийная презентация, тексты произведения.


Слайд 2

^ Проблема урока: Как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.


Слайд 3

На интерактивной доске или через проектор: портрет И. С. Тургенева.


…главное назначение художника…-

вносить в общество и мир

отсутствующую в них гармонною,

умиротворять души и отношения

людей…

В. А. Недзвецкий.

^ Ход урока.


Учитель. Мы уже познакомились с биографией одного из самых видных писателей середины 40-х годов х1х века, коим является И. С. Тургенев, и с его рассказами, которые входят в сборник «Записки охотника».


Учащимся предлагается принять участие в небольшой викторине.


Слайд 4

^ Вопросы викторины:

* Названием какой птицы наименован город, в котором родился

И.С. Тургенев?


* В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов, Тургенев ярко изобразил свою мать- помещицу?

* Что явилось предлогом и истинной причиной ссылки И. С. Тургенева в село Спасское?


* Назовите первый печатный рассказ из серии «Записки

охотника».


* Какой лесник пожалел вора, бедного крестьянина, кравшего

барский лес, и отпустил его?


* Имя какого героя является названием маленького зверька?

Слайд 5


Учитель. «Записки охотника были опубликованы в1852 году.
Они явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов х1х столетия. Центром этой борьбы был вопрос о крепостничестве, т. е. вопрос о судьбе закрепощенного народа.


Напомните мне, пожалуйста, почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?

(Во всех рассказах присутствует один и тот же герой – Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»).

Сегодня мы рассмотрим еще один рассказ И. С. Тургенева. Это рассказ «Бирюк», который вы прочли дома, и выясним, как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.


А начнем мы с истории создания рассказа «Бирюк».

(сообщение ученика):

Рассказ «Бирюк» был написан в 1847году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.


Учитель. Чтобы вспомнить содержание текста, обратимся к сюжету этого рассказа. А для этого сначала вспомним литературный термин. Сюжет - что это?


Слайд 6

Сюжет – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (т. е. в той последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

(звучит подготовленный рассказ ученика)


Вспомним еще один термин – фабула.


Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.


Совпадают ли сюжет и фабула в данном рассказе?


Определите тему рассказа, о чем в нем говорится?

(в тексте рассказывается о встрече охотника с лесником)


Прежде чем обратиться к композиции, ученикам предлагается вспомнить, что это?


Слайд 7

Композиция – построение художественного произведения, расположение его частей в определенной последовательности; способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия; это внутренняя организация, единая целостная система определенных форм или способов худ-го изображения.


В рассказе «Бирюк» выделим элементы композиции:

Завязку-

Развитие действия-

Кульминацию-

Развязку-

Вопрос классу:

* Какова роль композиции этого рассказа? (в рассказе «Бирюк» композиция не отличается от других рассказов «Записок». Петр Петрович встречается с бирюком во время охоты).


Бирюк – главный герой этого рассказа. Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор дает нам портрет героя.


Слайд 8

Портрет– изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.


В. И. Даль: Бирюк 1) зверь, волк.

2) нелюдимый, угрюмый человек.


Давайте попробуем найти связь между внешним видом и внутренней сущностью Бирюка.


По тексту: Бирюк – высокого роста,

плечист,

черная, курчавая борода,

мужественное лицо,

сросшиеся брови,

небольшие карие глаза…

Герой рассказа действительно нелюдимый и замкнутый . Его сделала таким жизнь: положение лесника, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор.


Портрет героя помогает понять авторский замысел, идею произведения


Какова идея произведения, что автор выразил им?


(Человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться, он способен сострадать, быть милосердным. Человек – единое целое с природой).


Для того чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь в литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету.


Слайд 9

Интерьер– часть изображенного мира худ-го произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа.


(близкий к тексту пересказ: «жилище Бирюка»)


Познакомившись с описанием жилища Бирюка, что вы можете сказать о нем?


(Благодаря этому описанию, мы глубже понимаем героя. Его жизнь трагична и безотрадна).


Обратим внимание на пейзаж, т. к. он является элементом композиции, и определим его роль в произведении и снова обратимся к словарю урока.


Слайд 10

Пейзаж – изображение в художественной литературе картин природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.


Слайд 11

(выразительное чтение учеником описания грозы)


Для чего автор описывает грозу? Какую функцию выполняет в этом рассказе пейзаж?


(Описание природы подготавливает читателя к появлению главного героя. Гроза – образ, символ. Бирюк – гроза воров. Гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.)


Учитель. Тургенев постоянно использует средства выразительности, чтобы оживить природу, подчеркнуть ее красоту, своеобразие.


Какие изобразительно-выразительные средства помогают сделать рассказ ярким, запоминающимся?


Домашняя подготовка учащихся:

(Олицетворения: гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашептали и т. д.)


Учитель. Еще раз перечитаем сцену столкновения Бирюка с мужиком (чтение по ролям).


Вопросы:

*Ожидали ли вы такой развязки?

*Почему же Бирюк все-таки отпускает мужика?

*Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа?

*Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?


Неотъемлемой частью рассказа является конфликт.

Снова обратимся к словарю нашего урока.


Слайд 12

Конфликт – художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт – это основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета. Конфликт может быть внешним и внутренним.


В чем же заключается внешний и внутренний конфликт рассказа «Бирюк», и каково его значение?


(Конфликт внешний – это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт внутренний – внутри самого главного героя – его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости и сострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета).


Вопросы классу:

*Название произведения – это ключ к его пониманию.

Почему рассказ называется «Бирюк»?

*Какие высокие человеческие качества русского крестьянина отразились в данном рассказе? (человечность, сострадание близким, но и принципиальность).

Анализ текста невозможен без знания теории литературы.

*К какому роду литературы относится произведение «Бирюк»?

*Назовите жанр произведения.

*Какие признаки рассказа можно выделить?

( небольшой объем; читается в течение от10 минут до часа; малое количество действующих лиц; представляются 2-3 эпизода из жизни героев.)


*Какое отношение имеет этот рассказ к общему содержанию «Записок охотника»?

(герои» Записок» - простые крестьяне, чьи поступки и отношение к жизни говорят об их высоком благородстве, о глубине их чувств. Их духовные силы противоречат их рабскому положению. Все рассказы имеют антикрепостническую направленность.)

Вопрос классу: чем мы занимались сегодня на уроке? Что узнали и повторили?


На этом уроке мы сделали анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Мы смогли увидеть, как писатель раскрывает различные стороны характера героя через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и к людям. Мы повторили многие понятия, которые относятся к теории литературы и узнали, что конфликт – это основа любого прозаического произведения.


В конце урока детям предлагается решить кроссворд. Это задание может быть домашним.


Слайд 13 – 14


Используемая литература

  1. В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. М.: Просвещение, 2004.

  2. Журналы «Литература в школе» разных лет.

  3. Ресурсы сети Интернет.




Похожие:

Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» iconУрок литературы Тема и проблема урока Тема: комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»
Как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям
Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» iconИ. С. Тургенева Бирюк Рецензия на очерк И. С. Тургенева «Бирюк». План. I. Описание сборника «Записки охотника». II. Рецензия на очерк И. С. Тургенева «Бирюк». «Бирюк» очерк из сборника «Записки охотника». Краткое содержание

Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» iconУрока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф. М. Достоевский
Убедить учащихся в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения
Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» iconИсследование. Лингвистический анализ текста на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Цель
...
Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» iconУрок литературы в 11 классе Кузнецова Мария Сергеевна, учитель русского языка и литературы моу «Лицей №38»
Образовательные: показать русского писателя И. А. Бунина в исторической и социальной среде, организовать деятельность учащихся в...
Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» iconМетодическая разработка урока русского языка в 10 классе. Комплексный анализ текста. Учитель русского языка и литературы Федорина Наталья Николаевна Цели
Оборудование: компьютеры, тексты, задания к комплексному анализу, портрет Н. А. Заболоцкого, фонозапись стихотворения Н. А. Заболоцкого...
Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» iconУрок чтения в 4 в классе Тема: Путешествие 13. Сатира и юмор в детской литературе на примере произведения Николая Носова «Федина задача» Цели
Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа Н. Носова «Федина задача»
Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» iconКонтрольная работа по русскому языку в 9 классе Комплексный анализ текста
Стр мление к п знанию заложено в натуре(3) ч ловека. Эта потребность сильнее любых страхов
Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Анализ текста»
В связи с этим мною был разработан элективный курс «Анализ текста». Данный курс рассчитан на учащихся 9-11 классов. Он способствует...
Урок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» iconКонспект урока в 10 классе (лабораторного занятия). Тема: «Речеведческий анализ текста»
Любая работа (а урок это труд) может быть праздником. У нас праздник: мы открываем урок
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы