Программа составлена на основе программы В. Илюхиной icon

Программа составлена на основе программы В. Илюхиной



НазваниеПрограмма составлена на основе программы В. Илюхиной
Юдина О. П
Дата конвертации14.02.2013
Размер104.32 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>



Программа курса

«Отработка навыков письма»


для 1 класса


1 час в неделю (всего 28 часов)


Составитель: Юдина О. П.


Программа составлена на основе программы В.Илюхиной

«Письмо с открытыми правилами».


Пояснительная записка.


В разработанной системе можно выделить два направления организации учебной деятельности, взаимодополняющие и обога­щающие друг друга. С одной стороны, это включение всех сфер психики ребенка в процесс овладения графическим навыком, обеспечение осознания учеником значимости предстоящей ему деятельности, вселение в него уверенности в успешность ее осу­ществления, исключение отрицательных эмоций, связанных с письмом. С другой стороны, предъявление детям достаточно нению графических действий, ко­торые необходимы для овладения правильным графическим навыком.

При реализации этих двух направлений в процессе обучения пробуждается внутренняя энергия ребенка, его душевное со­стояние на уроке облегчает однообразную и монотонную рабо­ту, без которой не может обойтись формирование графического навыка. В свою очередь, успешность ребенка в ходе формиро­вания этого навыка тоже способствует развитию у него положи­тельного отношения к процессу письма. Желание учащегося добросовестно трудиться создает поисковые ситуации, момен­ты тесного сотрудничества между учителем и учеником, между учеником и его одноклассниками.

При отработке почерка создается атмосфера доверительнос­ти с помощью определенного внушения обучающемуся веры в успешность его деятельности. Педагог своим словом, своим расположением старается вызвать доверие к себе, к тем знани­ям, которыми он, как учитель, владеет и которые он передаст ученику. Таким образом, школьник попадает в ситуацию веры в свой успех, который является основой для дальнейшей техни­ческой работы по коррекции почерка.

Система обучения письму Илюхиной называется «письмо с открытыми правилами». Под словосочетанием «открытые правила» подра­зумевается, с одной стороны, открытие, принятие и осознание детьми правил написания букв и их соединений; с другой сто­роны, под этим словосочетанием понимается как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опо­рой в ряде рабочих моментов на математический расчет, до­ступный детям, определение главных из них, входящих в боль­шинство буквенных знаков.

^ Перечислим стержневые линии работы педагога по методике

«Письмо с открытыми правилами».

1. Снятие психологической перегрузки учащихся в процессе

обучения письму.

2. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по ов­ладению графическим навыком и каллиграфическим письмом.

3. Установка на эстетичность выполняемой учениками работы.

4. Соблюдение учащимися санитарно-гигиенических норм.

5. Детальный анализ строения букв-знаков, проводимый первоклассниками с помощью учителя или самостоятельно.

6. Осознание обучающимися всех деталей графики письма.

7. Упражнения, тренировки учеников в процессе обучения

письму. -

На первый взгляд эти стержневые линии могут показаться уже известными, но в таком целостном виде они встречаются впервые. Данные стержневые линии пронизывают все этапы работы над каллиграфическим письмом:

1. Введение обучающихся в новую для них деятельность на

уроках письма.

2. Ознакомление с основным алгоритмом письма.

3. Написание всех букв с использованием основного алго­ритма письма.

4. Перевод графических умений в полноценный графиче­ский навык.

Принцип осознанного письма является в данной методике ведущим. В практике учителей наблюдается описание хода действия при первичном ознакомлении учащихся с буква­ми, однако эта деятельность осуществляется не системно, а от случая к случаю. Лишь благодаря принципу осознанности ребе­нок освобождается от необходимости действовать по методу проб и ошибок, в связи с этим успешнее происходит процесс формирования графического навыка.

^ Основной алгоритм письма.

1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.

2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному месту соединения букв в слове и выполнению написания отдельных элементов букв.

3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки.

4. Письмо крючковой линии до середины строки.

5. Письмо «секрета», т.е. прямой линии от крючка до верхней линии рабочей строки.

6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии рабочей строки.

7. Завершение написания второго крючка.


Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита.

В букварный период значительное место отводится подробному анализу буквы: обучающиеся находят в изучаемой букве известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими и предыдущими буквами, дают словесное описание. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (а затем самостоятельное) записывать буквы, их соединения.

Помимо отработки правильного написания той или иной буквы, дети учатся отличать правильное написание от неправильного, объяснять, в чем заключаются ошибки.

Для лучшего осознания ребятами написания букв и их алгоритмах используются обозначения «клюшка», «ножка балерины», «секрет», «узелок». Эти дополнительные обозначения легко запоминаются детьми и воссоздают в их сознании необходимые графические образы.

Используя методику В.Илюхиной, весь курс занятий распределен по принципу сходного написания строчных и заглавных букв. На занятиях ведется сравнительный анализ написания букв, отрабатываются соединения букв в словах.


^ Целью данного курса в первом классе является отработка умения правильно графически изображать каждую букву (знак), усвоение всех ее возможных соединений с другими буквами, научить детей контролиро­вать свои действия, определять графические недочеты и нахо­дить пути их исправления, проговаривать написание букв, уз­навать их по устному или письменному описанию.

^ Задачи курса:

1) сформировать графические навыки у первоклассников;

2) формирование умения производить аналитические операции;

3) научить детей пользоваться основным алгоритмом написания той или иной буквы и их соединений;

4) формировать навыки безотрывного каллиграфического письма;

5) сделать обучение письму процессом нескучным и нетрудным.


Период отработки графических навыков включает в себя три этапа: вводный, основной, заключительный. На вводном этапе учащиеся отрабатывают навыки правильной посадки, положения тетради, ручки при письме, распознавания рабочей и вспомогательной строк, делят их на 2 и 3 части по вертикали. На основном этапе идет отработка сходных по алгоритму написания строчных и заглавных букв, их соединений с предшествующими и последующими буквами в словах. На третьем этапе осуществляется отработка умения списывания с прописного и печатного текстов, а так же письма под диктовку.


^ Принципы реализации программы:

· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

· коллективизм;

· креативность (творчество);

· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

· научность;

· сознательность и активность учащихся;


^ Методы и приемы.

-Наглядность (использование интерактивной программы написания букв).

-Проговаривание алгоритма написания букв.

-Упражнения для развития и совершенствования мелкой моторики рук.

-Пальчиковые игры.

-Массаж и упражнения для пальцев и кистей.

-Сравнение печатной и прописной букв, их анализ.

-Развитие графической зоркости путем анализа неправильно написанных букв.

-Письмо по аналогии.

-Классификация букв, сходных по написанию.

-Управляемое обучение (письмо под проговаривание учителя, а затем самостоятельное).

-Дополнительные образные обозначения элементов букв: «качалочка», «секрет», «ножка балерины», «клюшка», «узелок».

-Графический диктант и др.


^ Ожидаемые результаты.

К концу 1 класса ученики долж­ны:

- осознанно и верно воспроизводить буквен­ные знаки, уверенно и в правильной последова­тельности выполнять соединения букв в словах, пользоваться оптимальным способом соедине­ния букв между собой;

- сохранять интервалы между словами, используя основной алгоритм — написание буквы и, объяс­нять написание всех букв (проговаривание алго­ритмов);

- обладать необходимой графической зоркостью: видеть графические ошибки и находить пути их исправления;

- уметь списывать с прописного текста по образцу, переводить печатные символы букв в прописные их варианты, т.е. списывать с печатного текста;

- писать под диктовку простые предложения;

- укладываться в нормативы скорости письма.


^ Тематическое планирование курса. 1 час в неделю (всего 28 ч)




урока


Тема урока

Дата

1.

Знакомство с прописью. Гигиенические правила письма: посадка, положе­ние прописи, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму. Разлиновка прописи: рабочая и вспомогательная строчки.




2.

Деление рабочей и вспомогательной строк на 2 и 3 части. Письмо коротких и длинных наклонных линий.




3.

Знакомство с основным алгоритмом письма. Написание и соединение крючка и наклонной линии. 6 элементов ос­новного алгоритма письма.




4.

Знакомство с основным алгоритмом письма. Седьмой элемент алгоритма. Нахождение основных мест соединения элементов и букв между собой в слове:

1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений.




5.

Письмо букв и, И, ы, у. Верхнее соединение букв.




6.

Письмо букв о, О, а, с, С.




7.

Письмо букв л, м, я. Нижнее соединение букв.




8.

Письмо букв А, Л, М, Я.




9.

Письмо букв г, п, т, р. Среднее соединение букв.




10.

Письмо букв Р, Г, П, Т.




11.

Письмо букв н, Н, ю, Ю.




12.

Письмо букв к, К. Списывание с прописного образца.




13.

Письмо букв д, Д. Списывание слов с печатного текста.




14.

Письмо букв е, ё, д, у, з. Сравнение написания букв с петлей внизу.




15.

Письмо букв Е, Ё, З. Сравнительный анализ букв.




16.

Письмо букв б, Б, в, В.




17.

Письмо букв э, Э, х, Х.




18.

Письмо букв ж, Ж.




19.

Письмо букв ш, Ш, щ, Щ.




20.

Письмо букв й, Й, ц, Ц.




21.

Письмо букв У, у, Ч, ч.




22.

Письмо букв ф, Ф.




23.

Письмо букв ь, ъ. Слова с этими знаками.




24.

Списывание с прописного текста.




25.

Списывание с печатного текста.




26.

Письмо под диктовку.




27.

Письмо под диктовку.




28.

Закрепление. Обобщение.





Литература для учителя.


1. Обучение грамоте в 1 классе по «Букварю» Т,М,Андриановой и «Прописям» В.А.Илюхиной. Программы. Методические разработки. М, АСТ «Астрель», 2011г.

2. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.

3. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н.

Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.

4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания

русского языка в начальных классах. –М., 2000.

5.Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма //

Начальная школа, №5, 1999.

6. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших

школьников // Начальная школа, №7, 2001.

7. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения

буквенных знаков // Начальная школа №7, 2001

8. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников //

Начальная школа, №1, 1999


Литература для учащихся.


1. В.А.Илюхина. Прописи к Букварю Т.М.Андриановой. в 4-х частях.М, АСТ «Астрель», 2011г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа составлена на основе программы В. Илюхиной iconПояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Программа составлена на основе программы В. Илюхиной iconПояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Программа составлена на основе программы В. Илюхиной iconПояснительная записка Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» и входит...
Программа составлена на основе программы В. Илюхиной iconПрограмма по математике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта ос­новного общего образования по математике
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Математика 5 6 классы», принадлежащей автору И. И. Зубаревой....
Программа составлена на основе программы В. Илюхиной icon«Геометрия 10-11 классы»
Вня составлена на основе авторской программы «Геометрия 10-11 классы», принадлежащей авторам Смирнова И. М., Смирнов В. А., «Мнемозина»,...
Программа составлена на основе программы В. Илюхиной iconПояснительная записка Учебная программа по изобразительному искусству и художественному труду составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд»
Учебная программа по изобразительному искусству и художественному труду составлена на основе программы «Изобразительное искусство...
Программа составлена на основе программы В. Илюхиной iconПрограмма по английскому языку составлена на основе: Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Рабочая программа предмета «Английский язык» для 11 класса составлена на основе стандарта общего образования. Примерной программы...
Программа составлена на основе программы В. Илюхиной iconРабочая программа по информатике в 2 классах составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике и икт и авторской программы А.
Рабочая программа по информатике в 2 классах составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике...
Программа составлена на основе программы В. Илюхиной iconРабочая программа по информатике в 3 классах составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике и икт и авторской программы А.
Рабочая программа по информатике в 3 классах составлена на основе примерной программы начального общего образования по информатике...
Программа составлена на основе программы В. Илюхиной iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента госу-дарственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Учебная программа «окружающий мир: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «мир вокруг...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы