Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок icon

Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок



НазваниеГоршкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок
Дата конвертации14.02.2013
Размер54.89 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №13. г. Челябинска

Горшкова Надежда Анатольевна


Активизация познавательных интересов учащихся

младшего школьного возраста на уроках русского языка.


Младший школьный возраст – начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит его судьба в течение всего школьного возраста. Важно научить ребенка способам добывания новых знаний. Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке надо ставить учебную проблему.

Решать её с помощью побуждающего диалога, помогая учащимся выявить тему или вопрос для исследования тем самым, вызывая у них интерес, открытие знаний, добиваясь действительного понимания материала, т.к. нельзя не понимать то, что ты сам открыл. Формирование учебно-познавательных мотивов связано с формированием интеллектуальной активности (стремление рассуждать, мыслить, предполагать).

Например, на уроке русского языка, для развития орфографической зоркости учащихся, детям предлагается по ходу, и после записи каждого предложения найти и графически обозначить изученные орфограммы. Т.е. запись будет выглядеть так:

Каждую весну (весны) майским деньком (день) в село (сёла) Жарки прилетают (прилёт) ласточки.


Такая работа очень полезна: дети учатся видеть орфограммы, учитель получает обратную связь, т.к. видит все сильные и слабые стороны в развитии орфографических умений у каждого ребенка, существенно повышается качество работы, а у ребенка появляется уверенность в своих силах.

В учебнике Р.Н.Бунеева, Е.А.Бунеевой «Русский язык» Образовательная система «Школа 2100» есть операционные сведения (алгоритмы), как работать по тому или иному правилу.

Например, как найти в слове основу:

  1. Прочитай слово. Зима

  2. Измени слово, найди изменяемую часть – окончание. (Зима, у зимы, с зимой: окончание а).

  3. Отдели окончание от основы значком.

  4. Подумай над смыслом слова, который заключен в основе.

  5. Проверь себя.

Активизируют познавательные интересы учащихся и работа над новым (словарным словом).

Характер

  1. Лексическое значение: характер – психические и духовные качества человека.

  2. Образование и запись однокоренных слов: характерный, характеристика.

  3. Составление словосочетаний: добродушный характер, чудесный характер, злобный характер и т.д.

  4. Составление и запись предложения с выделением знакомых орфограмм.

  5. Фонетический разбор слова.


  6. В какой части слова находится данная орфограмма.

Разбор по составу: характер

характерный

охарактеризовать.

  1. Если возможно, то подобрать синонимы, антонимы данного слова.


При работе над словом дети учатся пользоваться словарями: толковым, орфографическим, синонимов и антонимов. Пользуясь словарями, учащиеся учатся пользоваться научно-познавательной литературой, таким образом, развивая свою речь, а т.к. слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи – это, прежде всего развитие мышления.

Словарная работа: включает в себя разные виды работ, тем самым, активизируя познавательные и учебные интересы учащихся.

Например:

  1. ^ Буквенные диктанты.

Учитель диктует слова, учащиеся записывают только ту букву, которую нужно запомнить.

Абрикос а

Дельфин е

Лимон и и т.д.

  1. ^ Выборочный диктант.

Записать слова с буквой ь обозначающие:

- название дней недели (понедельник, воскресенье);

- название цветущего весной кустарника (сирень);

- название морского животного (дельфин).

^ 3. Записать словарные слова, которых не хватает в пословицах.

Человек без Родины – что … без песни (соловей);

Хорошее слово и в жестокий … согревает (мороз);

Крепкую дружбу и … не разрубить (топор).

4. «Обгонялки». Я задумала слово, отгадать по подсказкам:

а) - в этом слове спряталось слово кросс -, но слово к спорту не относится;

- часто род загадок встречается на последних страницах журналов, газет.

(кроссворд).

б) этим именем назвали красивого юношу, который был влюблен в себя и бог его за это превратил в цветок. (нарцисс).

^ 5. Записать словарное слово, а рядом в скобках ключевое, объясняющее название.

Черника (черная), малина (маленькая), костяника (косточка) и т.д.


Важно вызвать у учащихся интерес к родному языку. Все дети хотят и умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку. Чтобы обогатить словарный запас, надо учить ребенка обращаться к толковому словарю, узнавать лексическое значение слов на уроках русского языка и уроках чтения.

^ Задания творческого характера:

Например: 1) Заменить одним словом из 4 букв, т.е. подобрать слова-синонимы

приятель (друг)

солдат (боец)

работа (труд)

2) Заменить словосочетания одним словом:

храбрый человек – храбрец

сильный человек – силач

3) Речевые игры: ученик называет признаки предмета, его действия, не называя сам предмет. Остальные отгадывают.

Или наоборот: назван предмет – нужно его описать, назвать его действия.

4) Записать небольшой рассказ, используя опорные слова, например на тему «Осенняя картинка».

Чудесные летние деньки, ненастная погода, грустное солнце, первые заморозки, вестники зимы.

  1. Свободный диктант.

Его проведение:

– чтение текста, беседа по его содержанию,

– запись заглавия,

– чтение 1 абзаца. Сколько в нем предложений? О чем этот абзац?

– чтение 2 абзаца и его обсуждение,

– и т.д.

– орфографическая подготовка. Найти слова с изученными орфограммами и обозначить их; найти слова с опасными местами и подчеркнуть.

– Запись текста.

Учитель читает по абзацам, а ученики записывают, как запомнили.

– возможно творческое задание: придумать и записать 1 – 3 предложения,

– самопроверка (без учебника) с подчеркиванием орфограмм.

6) Игра «Не урони мяч».

- Подбор слов на определенную букву: И –

Н –

Е –

Й –

- Составление предложений с этим словом.

- Составление рассказа на основе этих слов.

- Подобрать родственные слова и объяснить их лексическое значение.

- Подбор синонимов – антонимов.


7) Лексические разминки.

  1. Составить распространенное предложение:

Какие? Что? Как? Что делают? Куда?

Серебристые снежинки плавно падают на землю.


2.Закончить сказку. Придумать концовку к сказке.


  1. Составить рассказ, распространяя простые предложения по опорным словам: ^ Ручьи Песни Поют

Бегут ручьи звонкие весенние весело

Они поют песни веселые красивые радостно

говорливые голосистые громко

холостые звонкие звонки

шумливые веселые

журчащие и т.д.


4. Начинаю предложение. Следующее предложение начать с последнего слова предыдущего предложения. Следить, чтобы получился связный рассказ.

Выпал пушистый снег.

5. На доске: С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

– 1 ряд прочитать хором - орфографически

– 2 ряд прочитать - орфоэпически

– с последним словом составлять новое предложение и т.д.

«цепочкой», пока не получится связный рассказ.

6. Составить рассказ «цепочкой» по предложению

Мы вошли в зимнюю сказку.


Такие задания помогают подготовить учащихся к написанию сочинений и изложений.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает, т.к. дети играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить, т.е. повышается интерес к учебной деятельности. При этом они учатся размышлять, объяснять, т.е. появляется положительный мотив к обучению, активизируются познавательные способности учащихся.




Похожие:

Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок iconПрограмма «Играем с удовольствием учимся легко»
Повышение произвольности познавательных функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, как основного новообразования младшего школьного...
Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок iconСоциально-психологический анализ межличностных отношений детей младшего школьного возраста обучающихся в специальной (коррекционной) школе XVIII вида содержание
Теоретические основы изучения межличностных отношений детей младшего школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием 10
Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок iconКраеведческая игра как средство воспитания и социализации детей младшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства
На сегодняшний день в условиях модернизации образования наиболее востребованной стала проблема воспитание и социализации детей, в...
Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок icon«Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании» Автор: Шибаева Татьяна Петровна Преподаватель дополнительного образования Компьютерный Центр Технического творчества Московского района Санкт Петербург
«Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»
Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок iconКоноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Издательство гном и Д»
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного...
Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок iconКонспект занятия Для детей младшего школьного возраста
Цель: Обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с педагогом
Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок icon«Психологические особенности детей младшего школьного возраста»
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. К наступлению школьного возраста дети приходят с совершенно разным...
Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок iconКоноваленко В. В., Коноваленко св. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс»
Пособие предназначено для оперативного массового обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок iconРазвитие мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта Ростовцева Татьяна Александровна – учитель начальных классов гбоу рх «Черногорская специальная (коррекционная) школа- интернат»
Развитие мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Горшкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок iconДокументы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы