Согласовано icon

Согласовано



НазваниеСогласовано
Дата конвертации14.11.2012
Размер265.02 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>




Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский юридический институт»



СОГЛАСОВАНО

Ученым советом


Протокол № 11

от 30 июня 2011 г.


УТВЕРЖДАЮ

Ректор


Ю. П. Соловей

4 июля 2011 г.




ФИЛОСОФИЯ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ


Омск

2011


Программа составлена для вступительного экзамена в аспирантуру

Составители:

Трофимов Михаил Юрьевич, и.о.зав.кафедрой истории и философии, кандидат философских наук, доцент.


Эксперты:

Г.И.Тюменцева – доцент кафедры истории и философии, кандидат философских наук, доцент.


Философия программа вступительного экзамена в аспирантуру по юридическим специальностям


Программа составлена для вступительного экзамена в аспирантуру по юридическим специальностям, одобрена на заседании кафедры истории и философии Омского юридического института, протокол № 12 от _24 июня 2011 г.


И.о.заведующего кафедрой М. Ю. Трофимов



  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В ходе вступительного экзамена аспирант должен показать знания сущности и содержания основных понятий, категорий философии. При этом аспирант должен показать владение правильной и профессионально культурной терминологией; навыками анализа различных философских явлений.

Вступительный экзамен в аспирантуру состоит из устного ответа по экзаменационному билету, включающему два теоретических вопроса.

С целью стимулирования развития практических навыков и творческих, аналитических способностей аспирантов теоретические вопросы, включаемые в билеты, имеют повышенную сложность и в большинстве своем развернутую формулировку.

Благодаря редакции экзаменационного вопроса ответ на него не должен являться повторением текста учебника.

Для успешной сдачи государственного экзамена аспирант должен:

а)раскрыть теоретические положения вопросов и подвопросов, предлагаемых в экзаменационном билете;

б)показать знание отдельных философских учений;

в)показать значимость рассматриваемых вопросов и проблем в будущей профессиональной деятельности юриста;

г)уметь вести дискуссию по отдельным вопросам философии.

Время на подготовку ответа по билету должно составлять не менее 45 минут.
При подготовке к устному экзамену аспирант ведет записи в листе устного ответа. По окончании ответа лист устного ответа, подписанный студентом, сдается председателю экзаменационной комиссии.

^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Оценка ответа определяется коллегиально членами экзаменационной комиссии.

Оценки выставляются по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационной комиссии.

^ Оценка «отлично» – глубокие исчерпывающие знания всего программного материала и понимание сущности и содержания рассматриваемых вопросов; твердое знание основных положений логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии; широкое использование в ответах на вопросы материалов рекомендованной литературы, научных взглядов и позиций на отдельные проблемы.

^ Оценка «хорошо» – твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и содержания рассматриваемых вопросов; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов рекомендованной литературы; комментирование ответов.

^ Оценка «удовлетворительно» – твердое знание и понимание основных вопросов программы, правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно.

^ Оценка «неудовлетворительно» – неправильный ответ или отказ от ответа хотя бы на один из основных вопросов; грубые ошибки в ответе; непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.

При этом повторная сдача успешно сданного вступительного экзамена с целью повышения оценки не допускается. Апелляция вступительного экзамена не предусмотрена. Поступающий в аспирантуру, получивший неудовлетворительную оценку на вступительном экзамене, не имеет права зачисления в аспирантуру по специальности.


^ Содержание дисциплины

Тема 1. Взаимосвязь философии и права. Сущностный характер взаимодействия философии и правовой деятельности


Многообразие форм проявления философско-правовых идей: концептуальные системы, выдвинутые представителями философской мысли; постановка и обсуждение философских проблем в различных системах правопонимания; отражение мировоззренческих идей в базовых нормативно-правовых документах, общественных дискуссиях, личных убеждениях юристов-профессионалов.

Возрастание значения философии права как фактора эволюции современной цивилизации. Глобальные и национальные причины повышения роли мировоззренческого самопознания юридической теории и практики. Необходимость совершенствования методологической культуры юристов, их нравственных и деловых качеств, развития навыков постановки и разрешения философских проблем правовой деятельности.

Исторические судьбы развития философии права в России, ее современное состояние. Социальные, философские, практико-юридические, теоретико-правовые, педагогические причины возрождения философии права в России как самостоятельной отрасти научного знания и учебной дисциплины.

Многообразие и противоречивость подходов к пониманию назначения и содержания философии права. Современные дискуссии по проблемам структуры, функций философии права, соотношения с политико-правовыми и историко-правовыми дисциплинами.

Характеристика предмета философии права. Предмет философии права как интегративная характеристика ее объектной области, познавательных целей, содержания понятий, специфики методов познавательной и практической деятельности.

Правовая деятельность как объектная область философии права. Понятия правовой культуры, правового мировоззрения, правового сознания, правовой науки, правовой практики. Правовая практика как деятельность по созданию, внедрению, применению правовых норм в жизни общества, их совершенствованию, повышению правовой культуры субъектов общественных отношений, подготовке юристов-профессионалов.

Цель философии права – формирование мировоззренческой основы правовой деятельности с позиций философского понимания предельных оснований бытия.

Основные функции философии права по отношению к правовой деятельности: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, методологическая.

Проблема структуры философско-правового знания. Сочетание предметного и проблемного подходов к определению структуры философии права. Понятия онтологии права, аксиологии права, гносеологии права, методологии права. Проявление структурности правового знания (государственное право, уголовное право и т.п.) в структуре философско-правовой проблематики.

Философско-правовое учение как форма существования философии права в определенных исторических условиях; концептуально оформленная система идей, отображающих природу права, закономерности его функционирования и развития с позиций определенного философского мировоззрения.

Структура философско-правового учения. Общефилософская ориентация, исторический тип философствования. Понятие «субстанциального типа правопонимания» как представления о первооснове, субстанции права (абсолют, природа, общество, человек, разум). Отображение специфики национально-исторического развития в содержании философско-правового учения.

Проблема сущности права. И.Кант о трудности определения сущности права. Разнообразие подходов к пониманию сущности права.

Описание совокупности социальных качеств права (по Дж. Г. Берману). Правовые институты и учреждения. Наличие профессиональных кадров юристов. Система юридического образования. Наличие науки о праве. Системность. Способность к развитию. Наличие закономерностей эволюции. Возможность воздействия на власть. Сосуществование элементов различных правовых систем. Наличие правовых идеалов. Право как система норм, опирающихся на общественную власть. Право как императив, стоящий над государством и законом. Право как совокупность действующих социальных регуляторов.

Теологический подход. Право как совокупность нормативных принципов, освященных божественной властью.

Философско-социологические подходы. Право как сила, воля, власть. Право как справедливость. Право как интерес. Право как общая польза. Право как минимум добра. Право как атрибут государства. Право как мера свободы личности в обществе

Интегративные подходы. Либертарно-юридический (Нерсесянц В.С.). Сочетание нормативизма, юснатурализма, социологизма, философии. Право как система коммуникации (Поляков А.В.) и др. Рефлексивный подход. Право как рефлексивная, нормативно-властная форма социального бытия человека.

Интегративно-деятельностный подход к пониманию сущности права. Его мировоззренческая фундаментальность, философско-социологическая значимость. Взаимосвязь с потребностями взаиморазвития философии права и общей теории государства и права. Право как рефлексивная деятельность по нормативно-властному регулированию общественных отношений.


^ 1.2. Рефлексивная природа права. Право как объект научного познания


Рефлексивность как существенное свойство права. Понятие рефлексивной системы. Рефлексивность, способность к самопознанию – существенное свойство социального бытия. Право как форма социальной рефлексии. Закономерности функционирования рефлексии права. Функции рефлексии права: описательные, объяснительные, прогностические, оценочные, регулирующие.

Закономерности эволюции рефлексии права. Ориентация на господствующий в обществе тип мировоззрения. Отображение социокультурного развития общества. Субстанциальный тип правопонимания. Взаимосвязь с типом научной рефлексии.

Основные логико-исторические типы рефлексии права:

- Эмпирико-историческая рефлексия права.

- Рационально-научный тип рефлексии права.

- Интуитивно-психологический тип рефлексии права.

- Духовно-мистический (сакральный) тип рефлексии права.

- Социально-личностный тип рефлексии права.

- Социально-институциональный тип рефлексии.

- Культуро-цивилизационный тип рефлексии права.

- Философский тип рефлексии права.

- Интегративный (интегративно-деятельностный) подход к рефлексии права.

Рационально-научный тип рефлексии права. Практичность и рациональность как жизненно необходимый способ осмысления социально-правовой действительности.

Зарождение рациональности внутри и в интересах практической деятельности людей. Рационально-практический подход к регулированию общественных отношений. Зарождение элементов научности на базе опытно-рационалистического познания правовых явлений. Проявления рефлексивности в структуре и содержании правовых (юридических) наук.

Основные черты науки и их проявление в правовом познании. Наука как система рационально обоснованных и практически подтвержденных знаний; институт социальной деятельности по их совершенствованию; направление культуры, реализующее познавательные потребности человечества.

Возможность относительно самостоятельного духовного производства, отвлеченного от непосредственных практических потребностей. построение абстрактных теоретических объектов, выходящих за пределы опытных данных. Способность формулировать закономерности зарождения, функционирования, эволюции изучаемых объектов. Наличие особых знаковых систем, специального языка со своей понятийной системой. Наличие и совершенствование особой системы методов эмпирических и теоретических исследований. Наличие сложной системы типологии научных знаний, школ и направлений. Наличие специальных учреждений, организующих научную деятельность и осуществляющих правовое, политическое, экономическое, кадровое, информационное обеспечение науки. Высокий уровень самопознания, рефлексии научной деятельности на основе философии науки.

Закономерности развития науки и их проявление в сфере юриспруденции. Зависимость от социальных потребностей и условий. Ускорение темпов развития научных знаний. усложнение структуры научных знаний. Сочетание интеграции и дифференциации научных знаний. Взаимодействие с различными направлениями культуры. Углубление рефлексии научного познания. Типы научной рациональности и их проявление в правовой науке.

Особенности социального познания, проявляющиеся в правовой науке. Рациональная форма самосознания человека и человечества. Связь с проблемами социального управления. Исторический подход. Индивидуальный подход. Полидисциплинарность. Вероятностные методы. Специфика воздействия субъективного фактора. Воздействие социальных интересов: политики, экономики и др.

Юридические науки как раздел гуманитарного познания, система научных знаний, отображающих содержание и закономерности деятельности по нормативно-властному регулированию общественных отношений и вырабатывающих рекомендации по их совершенствованию. Системность юридических наук.

Специфические черты юридической науки. Служение самопознанием юридической практики. Рефлексивный характер норм права, систем права, правовой системы общества. Отображение социальной действительности. Взаимосвязь социальными идеалами. Юридическая наука и общественный долг. Диалектика личной свободы, интереса и общего блага.

Философское понимание теории права как совокупности взглядов, идей, теорий, отображающих и направляющих правовую практику. Взаимосвязи предметов истории государства и права, сравнительного правоведения, теории государства и права, социологии права, этики права, отдельных отраслей права, философии права.

Дисциплинарная и междисциплинарная рефлексия юридической науки. Понятие парадигмы юридической науки. Специфика парадигм правовой деятельности. Структура юридической парадигмы. Внутрипарадигмальная, межпарадигмальная, надпарадигмальная рефлексия. Понятия исторической, методологической, мировоззренческой рефлексии юридической науки.

Правовая действительность как объект научного познания.

Социокультурная природа права. Многоуровневость правовых явлений и процессов их познания. Понятия явления и сущности права.

Многообразие и единство правовой действительности. Понятия «правовая жизнь», «правовая реальность», «правовая действительность». Правовая действительность как актуально данная (присутствующая) правовая реальность. Взаимоотношения материальных и идеальных, субъективных и объективных элементов правовой действительности.

Понятие правоотношения как возникающей на основе норм права общественной связи, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности. Государственно-властный, волевой характер правоотношений. Взаимосвязи правовых и фактических отношений в обществе. Правоотношения как формы фактических отношений и мера юридической свободы субъектов общественных отношений. Проблема классификации правоотношений.

Понятие нормы права. Норма права в системе социальных норм. Норма как модель, закрепление типичных форм социальных отношений. Критерии классификации правовых норм на основе характеристик механизма правового регулирования.

Познание права и правосознание. Правосознание как совокупность знаний, эмоциональных представлений, волевых оценок правовой реальности. Соотношение чувственных и рациональных, обыденных и теоретических знаний о праве. Система профессиональных юридических знаний. Классификация видов правосознания по субъектному основанию: индивидуальное, групповое, массовое, общественное правосознание.

Социальная организация права как устойчивая совокупность социальных органов, институтов (организаций), выступающих общественной формой его функционирования. Единство и разделение властей. Сущность, предназначение, функции властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Понятие правового государства.

Системный характер правовой действительности. Понятия «система права», «система законодательства», «правовая система общества». Единство и различие системных представлений правовой действительности.

Взаимосвязь научного и философского познания права. Сходство научного и философского познания: абстрактность, рациональность, логичность, аргументированность, доказательность, способность углубляться в сущность познаваемых феноменов.

Различие и взаимодополнительность эпистемологических характеристик науки и философии. Сопоставление объектов научного и философского познания. Понятийный аппарат науки и философии. Методы научного и философского познания. Наука как реализация ценностных установок и целей познания. Философия как генератор ценностных установок права и его познания.

Философия как мировоззренческая рефлексия научно-правового познания. Направления философской рефлексии юридической науки: онтология, гносеология, аксиология, методология. Исторические типы взаимодействия философии и науки, их проявления в области права.


^ 2.1. Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права


Рефлексия права как развивающееся явление правосознания.

Интуитивно-психологические предпосылки и формы рефлексии права как базовые нормативистские проявления индивидуальной и общественной психологии, формирующие предпосылки правосознания.

Стадные инстинкты и «силовая природа» права. З.Фрейд. Роль «подчинения силе» в процессах первоначального биосоциального общения первобытных людей. Идеи необходимости «силового начала» в организации общества и правосознании. Полемика вокруг понятий: «право сильного», «кулачное право», «право силы», «право власти». К.Юнг. Теории зарождения «архетипов» коллективного бессознательного как психологических основ правосознания. Э.Фромм. Концепции «социального характера», «гуманизации права».

Понятия ментальности и правового менталитета. Специфика правового менталитета западного и восточного типа. И.А.Ильин о монархическом и республиканском менталитете. Особенности правового менталитета российского общества.

Л.И.Петражицкий и интуитивистская концепция права. Понятия первичной эмоции, этической эмоции, интуитивного права. Взаимовлияние интуитивного и позитивного права.

Духовно-мистические формы рефлексии права.

Тотемизм, анимизм, магия в первобытном обществе, их роль в развитии мистического правосознания. Мистическая мононорматика, ее проявление в современном мире (на примерах народов Африки), общественном сознании цивилизованных народов. Идеи «мистической» природы права, «обычного права» в философских учениях (А.Хегерстрем, Д.Дриберг). «Право на право» О. Шпенглера.

Диалектика мифологического и гносеологического в формировании первоначальных философско-правовых идей. Идеи мифогенного, гносеогенного, мифогносеогенного зарождения философии права, их взаимосвязь.

Мифологический синкретизм правовых представлений Древней Месопотамии и Египта. Его проявление в Законах Хаммурапи. Зороастризм. Парсизм. Нормативность священных текстов Авесты.

Древняя Индия: появление первоначальных различий между мистико-божественными, естественно-природными, социальными, личностными, рационалистическими представлениями о природе права. Брахманизм и законы Ману. Идеи связи философии и права в Артхашастре. Буддизм о разумности законов. Локаята, мысли о естественно-природной сущности морали и права.

Древнекитайский религиозно-правовой морализм. Законы Чжоу, мистический подход к праву. Даосизм, попытки естественно-природных объяснений. Конфуцианство, патриархальность. Моизм, мифологические договорные представления. Легизм, обоснование государственно-насильственной природы права. Проявления мифологичности в современном общественном сознании Индии и Китая. Концепция «несовместимости» локальных правовых систем.

Гносеогенность развития философско-правовых идей Древней Греции. Выход из первоначального мифологического синкретизма на основании зарождавшегося научного познания. Мифогносеогенный характер философско-правовой мысли эллинизма. Соединение идеи личного блага человека с познанием необходимости в природе бытия, осознанием долга следования законам общества. Развитие логики. Зарождение комплекса правовых наук, их влияние на эволюцию философии права. Проявления мифологического правосознания в современном мире.

Природа религиозной рефлексии права. Структура религиозного правосознания.

Теоцентризм, креационизм, провиденциализм философско-правовых идей Средневековья. Фома Аквинский. Диалектика вечного, естественного, человеческого, божественного законов. Естественно-природные тенденции глоссаторов. Пантеизм философско-правовых идей Возрождения. Проявления религиозного правосознания в современном мире.


2.2. Особенности философско-мировоззренческой рефлексии права. Понятие и критерии философских проблем права


Философско-антропологические основания права. Право как осознанно-нормативная форма человеческого бытия. Существенно-необходимый характер обеспечения неотъемлемых прав человека и гражданина. Социально-философские истоки права. Право как властно-волевая форма социального детерминизма. Философско-юридические корни правовой деятельности. Право как закон регулирования общественных отношений. Проблема соотношения понятий закона и права.

Единство исторического и логического в развитии философии права. Основные подходы к периодизации истории философско-правовой мысли. Общеисторическая периодизация: древность, средневековье, новое, новейшее время. Формационный, культурологический, цивилизационный подходы. История философии права как совокупность процессов зарождения, развития, смены философско-правовых учений.

Типология философской рефлексии права. Закономерности развития философии права. Проявление исторических типов философствования в философско-правовых учениях. Сосуществование различных типов правопонимания в каждый исторический период. Наличие господствующих философско-правовых подходов. Их зависимость от социально-политических, историко-культурных факторов. Проявление поступательности и цикличности в эволюции философско-правовых учений, «как бы возвраты» философско-правовых идей.

Космоцентризм философско-правовых идей Древней Греции. Диалектика понятий «фисис», «логос», «софия», «техне», «дике», «номос». Мистический рационализм Пифагора. Естественно-правовые идеи Гераклита. Социологизм Демокрита. Софисты о субъективности критериев справедливости. Сократ о познании и разумности в управлении. Платоновские представления о высшей идеальной сущности законов и справедливости. Преодоление противоположности правового субъективизма и объективизма в учении Аристотеля.

Пантеизм и философско-правовой антропоцентризм Возрождения. Сущность и формы антропологического подхода к правовым явлениям. Идеи нравственно-властного самоопределения общества в работах Т.Мора, Т.Кампанеллы. Утверждение политико-правового реализма в работах Н.Макиавелли. Личностно-моралистический подход М.Монтеня. Зарождение географического детерминизма в трудах Ж.Бодена.

Гуго Гроций о связи познания, справедливости, естественного и государственного права. Классификация видов права: естественное и волеустановленное (божественное и человеческое). Справедливость и польза как основы естественного права. Взаимосвязь нравственности, права и государства. Идея единого международного порядка.

Гносеоцентризм, этатизм и либерализм философско-правовой мысли Нового времени. Правовой этатизм. Бэкон о справедливости как исполнении законов. Т.Гоббс, различение «естественного права», «естественного закона» и государственного закона. Договорность государственной власти. Примат государственного над личностно-гражданским. Д.Локк о либеральной природе права. Государственное обеспечение неотчуждаемых прав человека. Ш.Монтескье о «духе законов», закономерностях их возникновения и развития. Государственные законы как отражение естественных законов. Зависимость законов от естественно-природных условий жизни общества. Ж.-Ж.Руссо, идеализация «естественного» состояния общества. Диалектика «общей воли», «воли всех», «воли одного».

Право в субъект-объектном аналитизме немецкой классической философии. И.Кант, априоризм практического разума, диалектика морали и права. Г.Гегель, философия права как философия объективного духа. Воля – исходное определение права. Свобода как субстрат и основное определение воли. Право как свобода (идея права), определенная ступень и форма свободы (особое право), закон (позитивное право).

Марксистская идеологизированная диалектико-материалистическая концепция права. Право как воля господствующего класса, возведенная в закон. Критика буржуазного права. Будущее права в социалистическом и коммунистическом обществе.

Западная философия права в XX веке. Неокантианские концепции. Р. Штаммер, К.Кюль, О.Хефре и др. об априорных формах естественно-правового долженствования, их определяющей роли в развитии общества. Неогегельянство. Ф.Бредли, Д. Ройс, К.Ларенц и др.

Философская герменевтика. П.Рикер и др. Учение об интерпретации текстов, исторических фактов, правовых норм. Идеи экзистенциальной философии права в трудах М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж-П.Сартра и др. Их развитие в работах В.Майхофера, Е.Фехнера. Право как экзистенциальное явление. Естественное право как право экзистенции, индивидуальная норма поведения.

Юридический позитивизм. Развитие идей классического правового позитивизма. Утилитаристская концепция И.Бентама. Этатизм Д.Остина. Неопозитивистская концепция Г.Кельзена, иерархия правовых норм. Логический позитивизм. Г.Харт, учение о первичных и вторичных нормах. Постпозитивизм. Р. Дворкин, стратегии (цели) и принципы (подходы) в правовой деятельности, «живом праве».

Особенности развития философии права в России. Русская философия права как органичная часть мировой философско-правовой мысли и ее относительно самостоятельное течение.

Культурологические и цивилизационные особенности развития российского общества. Евразийство. Замедленность и сложность либеральных социально-политических преобразований. Их отражение в судьбах философской и философско-правовой мысли.

Диалектика ученичества и самобытности в развитии философско-правовой мысли в России. Ее проявления в области права.

Национально-патриотическая окрашенность философских идей. Коррелированность философии права с актуальными проблемами социально-политического развития страны, правовыми реформами.

Влияние религии на развитие русской философии и философии права. Проявления религиозности и морализма в русском правовом сознании. Представления о правде, служении, милости, милосердии.

Проявления психологии подчиненности человека интересам общества, недоверия к идеям равенства в традиционном русском правосознании.

Морально-психологическая установка на единство веры, государственности, народности. Ориентация на общинность, соборность, коллективизм.

Гуманизм и демократизм передовой русской правовой мысли.

Общая закономерность эволюции философии и философии права в России. Переход от христианско-православного философствования и просветительских идей к началу философского самосознание России и появлению самобытных, оригинальных философских и философско-правовых систем. Русская общинность и социалистические идеи. Проявления индивидуалистических тенденций в правосознании современного российского общества.

Зарождение русской философско-правовой мысли в русле христианско-православного мировоззрения в XI-XVII вв. Обоснование необходимости сильной власти, единого государства на основе христианства. Иларион (XI в.). Право в христианско-православном философствовании. Проблема «закона и благодати». Божественное предназначение власти. В.Мономах (XI-XII в.) об идеальном правлении. Д.Заточник (XIII в.). Мораль и власть. Филофей (XV в.). «Москва – третий Рим». Право, церковь, государство. И.Тимофеев (XVI в.). Идеи «естественного права», сословно-представительской монархии, правового ограничения власти феодалов.

Просветительские идеи в русской философии права в XVII-XVIII вв. Ю.Крижанич (1618-1683), С.Полоцкий (1629-1680), идеалы божественности власти просвещенного монарха. Ф.Прокопович (1681-1736), просвещенная наследственная монархия как следствие реализации естественного права народа находиться под «божьим смотрением». Я.Козельский (1728-1794), С.Десницкий (1740-1789), зарождение идей разделения властей, конституционной монархии. А.Радищев (1749-1802), отрицание самодержавия, либерализм, «естественность» равноправия, «народное правление».

Философское самосознание России и его проявление в философско-правовой области в XIX в. П.Чаадаев (1794-1856) Тенденции западничества и славянофильства, их проникновение в правовую сферу. М.Сперанский (1772-1839). А.Куницын (1793-1840). Идеи либерализации русского общества, конституционной монархии с разделением властей. Радикализм и республиканство декабристов. А.Герцен (1812-1870), Н.Чернышевский (1828-1889), патриархально-крестьянский революционизм. М.Бакунин (1814-1876), П.Кропоткин (1842-1921), анархические идеи отчуждения государства и права от общества, его замены свободным соглашением общин.

Оформление национально самобытных, оригинальных философских и философско-правовых систем в конце XIX – начале XX вв. Философия всеединства В.Соловьева (1853-1900). Право как равновесие личной свободы и общего блага на основе христианских ценностей. Религиозный экзистенциализм Н.Бердяева (1874-1948). Абсолютность свободы человека; «естественность», надгосударственность духовной личности. Синтез идей Канта и Гегеля в философско-правовых взглядах Б.Чичерина (1829-1904), П.Новгородцева (1866-1924). Социологический позитивизм С.Муромцева (1850-1910), Н.Коркунова (1853-1904), Г.Шершеневича (1863-1912). Тенденции ухода от «метафизической» проблематики, обращения к логике, «историчности» права. Л.Петражицкий (1867-1931), психологическая школа права.

Марксистское учение в России XIX-XX вв. Г.Плеханов (1856-1918). В.Ленин (1870-1924). Теория классово волевой природы права. Право как надстроечное явление, его взаимодействие с базисными и надстроечными явлениями. История права в свете теории смены общественно-экономических формаций. Право и социалистическая революция. Идеи эволюции права при социализме и коммунизме.

Эволюция марксистской концепции права в годы сталинизма. Абсолютизация классово-насильственной идеологии. Правовое оправдание политических репрессий, тоталитарного строя. Философско-социологические обоснования попыток демократизации политико-правовой сферы общества в постсталинской России. Половинчатый характер реформ в концепции и практике развитого социализма.

Современные проблемы философии права в условиях преодоления элементов односторонности и утопичности марксизма-ленинизма. Строительство правового государства, демократического общества. Современные теоретики философии права в России. Работы С.Алексеева, Д.Керимова, Ю.Тихонравова и др. Либертарно-юридическая концепция В.Нерсесянца. «Манифест о цивилизме».

Основные проблемы развития философии права в современных условиях. Анализ новых явлений правовой действительности. Распространение интегративных философско-правовых подходов. Постановка и разрешение философских проблем правовой деятельности.


^ 3.1. Онтология права. Право и синергетика


Зависимость организации философии права от структуры философского знания. Гносеология, онтология, аксиология, методология как относительно самостоятельные функциональные и структурные компоненты философии права. Взаимосвязи гносеологических, онтологических, аксиологических, методологических аспектов правовой теории и практики.

Онтология права как распространение философского учения о бытии в сферу правовых явлений.

Материальные и идеальные формы правового бытия. Понятия субстрата и субстанции права. Категории правового пространства и правового времени. Право как изменяющаяся и развитвающаяся реальность. Проблема сущности и критериев прогресса права. Проявление законов диалектики в развитии права.

Право и синергетическая концепция эволюции. Проявление закономерностей синергетики в правовой области.

Право как элемент социального бытия. Право как норма и форма социальных отношений. Право в системе социальных норм. Правовая норма и правоотношение. Право в форме обычая. Право как договор. Позитивное право. Закон.

Правовая норма и правосознание. Понятие законосознания. Обыденное и научное правосознание. Право и насилие. Право и власть. Право и государство.

Право и культура. Право как форма проявления культуры регулирования социальных отношений. Понятие правовой культуры общества.

Гносеология права как распространение философской теории познания в область правовых явлений. Специфика права как социального объекта познавательной деятельности.

Соотношение чувственного и рационального в познании правовых явлений. Эмпирическое и теоретическое. Реализация общих подходов в познании права. Историческое и логическое. Системный (структурный и функциональный) подход. Формационный, цивилизационный, культурологический подходы.

Особенности форм научного познания в правовой области: правовые факты, проблемы, гипотезы, теории. Познавательные процессы в правотворчестве и правоприменении.

Понятие истины в правовом познании. Специфика соотношения правовой теории и практики.


    1. ^ Аксиология права. Ценности и права


Аксиология права как распространение философского учения о ценностях в сферу правовых отношений. Понятия ценности, оценки как определенности положительного или отрицательного значения права. Право и мораль. Понятие справедливости.

Критерии ценности права. Диалектика индивидуальных, групповых, общечеловеческих ценностей. Их проявление в правовой деятельности.

Либертарное понимание права. Право как мера свободы индивида в обществе. Социологическое понимание права. Право как регулирование общественных отношений, средство обеспечения социальной стабильности. Диалектика личной свободы и общественного блага.

Правовой идеал. Право как свобода. Право как ограничение свободы. Понятие естественного права. Принцип формального равенства, его аксиологический смысл.

Понятия «благо», «общее благо». Долг, Справедливость, Воля как средства реализации правовых ценностей. Безопасность, Правопорядок, Стабильность общества как практические формы бытия правовых ценностей.

Методология права. Методология права как распространение идей философской методологии в область правовой теории и практики, учение о принципах, методах правовой деятельности.

Сущность деятельностно-методологического подхода в правовой сфере. Деятельность как способ бытия человека. Виды социальной деятельности. Право как регулятор совокупной социальной деятельности.

Структура деятельности. Диалектика целей, средств, методов, форм, результатов деятельности.

Обобщенная структура деятельности по нормативному регулированию общественных отношений. Противоречия существующей практики социальных отношений. Осознание потребности нормативного регулирования. Познание и формирование нормы-идеала. Цель как желательная новая норма. Средства, методы, формы установления новой нормы. Результат нормотворчества, его оценка.

Виды правовой деятельности. Понятие субъекта, цели, средства, объекта правовой деятельности. Правовое исследование. Правотворчество. Правоприменение. Подготовка правовых кадров. Повышение правовой культуры общества. Структурные особенности видов правовой деятельности. Правовая деятельность как система.

^ Личность юриста как проблема философии права. Соотношение объективных и субъективных факторов правовой деятельности. Возрастание роли субъектов права в историческом процессе. Юрист как субъект и объект правовой деятельности.

Личность юриста как разновидность профессионального типа личности. Профессиональный тип личности, система социальных факторов его зарождения, формирования, развития.

Относительная самостоятельность индивидуальных качеств юриста. Объективные условия формирования личности юриста как профессионального типа. Виды и роль социальных факторов в развитии качеств личности юриста.

Юрист как субъект и объект правовой деятельности. Система социальных, нравственных, психологических качеств личности юриста. Осознание социальной значимости юридического труда. Отражение общественных потребностей, идеалов, ценностей. Служение закону как служение обществу. Обостренное чувство справедливости. Психологические качества. Свобода и ответственность в деятельности юриста.

Виды и роль социальных факторов в развитии качеств личности юриста. Объективные условия формирования личности юриста как профессионального типа. Относительная самостоятельность индивидуальных качеств юриста. Профессиональные типы личности прокурора, адвоката, судьи, следователя и т.п. Их общие и особенные качества.

Системность социальных, нравственных, психологических качеств личности юриста. Осознание социальной значимости юридического труда. Отражение общественных потребностей, идеалов, ценностей. Служение закону как служение обществу. Обостренное чувство справедливости. Психологические качества. Свобода и ответственность в деятельности юриста.

Нравственно-философские традиции российских юристов. Осознанность философско-нравственной ориентация как характерная черта российской философии права и практической деятельности юристов в истории отечественной юриспруденции.

Философская культура юриста. Возрастание роли и значения философской культуры юридических кадров в условиях реформирования общества и правовой системы.

Философская культура как вид и системообразующий фактор культуры, совокупность основных ценностей и представлений, определяющих смысл и содержание жизнедеятельности общества и личности. Философия и ценностное определение исходных универсалий культуры: польза, истина, добро, красота, справедливость. Справедливость как социально - личностная ценность.

Мировоззренческая культура юриста. Осознание исходных оснований права, его социальной значимости, диалектики форм бытия права, закономерностей развития.

Гносеологическая культура. Понимание особенностей познания правовых явлений, сочетания истинности и справедливости в правовых исследованиях, специфики форм и методов научных исследований в области права.

Аксилогическая культура юриста. Осознание социальной и личностной ценности права, правовых идеалов, необходимости ценностного анализа правовой реальности.

Методологическая культура. Владение философским и общенаучными подходами, системой специальных методов в решении задач правотворчества и правоприменения, реформирования правовой системы общества.

Педагогическая культура юриста. Необходимость деятельности юридических кадров по повышению правовой культуры всех субъектов социальных отношений.

Личностно-нравственная культура юриста. Осознание роли и специфики проявления этических, морально-нравственных проблем в юридической деятельности.

Роль личностных качеств юриста в утверждении принципа справедливости в жизнедеятельности общества. Юридические кадры в системе противодействия коррупции.




Похожие:

Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от «31» 8 2010 г
Согласовано iconСогласовано согласовано согласовано
...
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель Руководитель моу / / руководителя по увр «Затонская сош»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель Руководитель моу / / руководителя по увр «Затонская сош»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано»
Начальник Муниципального казенного учреждения Управление образования Исполнительного
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано»
Начальник Муниципального казенного учреждения Управление образования Исполнительного
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано»
«Средняя общеобразовательная школа №141 с отдельным изучением отдельных предметов»
Согласовано icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
«Средняя общеобразовательная школа №95 с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №13 с татарским языком обучения»
Согласовано icon«согласовано» «согласовано» «утверждаю»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №13 с татарским языком обучения»
Согласовано iconСогласовано согласовано утверждено
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы