Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» icon

Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление»



НазваниеПрограмма элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление»
Дата конвертации23.05.2013
Размер81.5 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

Московская городская педагогическая гимназия №1505


Колесников С.Ф., учитель географии,

кандидат географических наук


Глобальное потепление климата


Программа элективного курса ( модуля)

34 часа


Москва 2007


Глобальное потепление


Программа элективного курса ( модуля). 34 часа.


Пояснительная записка


Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса

« Глобальное потепление», рассчитанного на школьников 8-10 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает знакомство с одной из составных частей географии- климатологии.

Элективный курс носит межпредметный характер. Для понимания и положительной реализации курса используются знания по математике

( статистическая обработка климатических данных), физике ( изучение физических процессов, происходящих в атмосфере), географии

(типы климатов, пространственное распределение климатических показателей по территории земли), палеонтологии ( изучение палеоклиматов и их влияния на развитие жизни на земле).

Проведение данного курса определяется тем, что в последнее время проблема глобального потепления климата вызывает как огромный научный интерес, так и затрагивает практическую деятельность человека.

Цель данного курса – изучение закономерностей изменения климата в истории развития Земли и в настоящее время.

Задачи данного курса:

  1. Формирование и развитие интереса к изучению географических наук и, в частности, климатологии.

  2. Изучение причин, влияющих на изменение климата исторического прошлого и настоящего.

  3. Изучение роли человека в изменении климата на планете.

  4. Прогноз изменения климата в ближайшем будущем.

  5. Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы с целью их реализации в разных областях будущей профессиональной деятельности;

Учебные занятия предусматривают разные формы обучения: теоретические - лекции, семинары, и практические - работа с литературными источниками,

справочниками. В процессе изучения курса школьники с помощью преподавателя готовят научно- исследовательские проекты по выбранным темам, которые будут защищаться по мере прохождения материала. Конечным результатом работы будет проведение межпредметного урока в виде сюжетно- ролевой игры в виде дискуссии.


Тематическое планирование курса « Глобальное потепление»

(34 часа)


Введение. Цели и задачи курса. Климатология- наука, изучающая климаты Земли. Палеогеография - наука, изучающая историю географического развития Земли, в том числе и климаты прошлого.
Глобальное потепление климата в настоящее время- результат действия природных процессов или влияния человека?

Тема 1. Ритмы в истории Земли. Ритмичное изменение климата. Чередование эпох потеплений и похолоданий. Различные временные ритмы в истории Земли.

Учащиеся должны знать: роль ритмичных изменений природы в истории развития Земли.

Учащиеся должны уметь: по ритмам определять время наступления похолоданий и потеплений.


Тема 2. Процессы и факторы формирования климата: теплооборот, влагооборот, циркуляция атмосферы, географическое положение, солнечная радиация, влияние морей и океанов, удаленность суши от моря, характер подстилающей поверхности (рельеф, снеговой покров, ледники, растительность и др.)

Учащиеся должны знать: основные понятия климатологии.

Учащиеся должны уметь: объяснять и оценивать роль климатообразующих факторов.


Тема 3. Причины изменения климата. Изменения соотношения размеров суши и океанов. Тектонические движения земной коры. Горообразование. Вулканическая деятельность. Изменение наклона земной оси. Солнечная активность. Изменение соотношения кислорода и углекислого газа в атмосфере. Космические причины.

Учащиеся должны знать: влияние различных причин на формирование климата.

Учащиеся должны уметь: объяснять роль каждого климатообразующего фактора.


Тема 4. Эпохи потепления и оледенения Земли. Оледенения в архее, палеозое, мезозое.

Учащиеся должны знать: геохронологическую шкалу, эпохи потепления и похолодания, время образования и распространение ледниковых покровов на Земле в историческом прошлом.

Учащиеся должны уметь: показывать на карте районы распространения древних оледенений.


Тема 5. Четвертичный период - последний ледниковый период в истории Земли. Причины образования ледникового покрова. Распространение покровного ледника. Климат ледникового периода. Влияние ледника на природу Земли. Мамонтовая фауна.

Учащиеся должны знать и уметь: объяснить причины образования четвертичного оледенения и его распространение, его влияние на природу Земли.


Тема 6. Многолетнемерзлые породы. Время и условия формирования мерзлоты. Распространение, мощность мерзлой толщи. Влияние мерзлоты на природу Земли.

Учащиеся должны знать: причины образования мерзлоты, ее влияние на природу Земли.

Учащиеся должны уметь: показывать на карте районы распространения мерзлоты.


Тема 7. Изменение климата в послеледниковую эпоху. Потепление климата и изменение растительного и животного мира. Экологическая катастрофа в конце ледникового периода - вымирание мамонтовой фауны. Термический оптимум – резкое потепление 6-8 тысяч лет назад.

Учащиеся должны знать: основные этапы изменения климата в послеледниковый этап.

Тема 8. Изменение климата в последнее тысячелетие. Потепление климата тысячу лет назад. Открытие и освоение Гренландии норманнами в Х веке. Малый ледниковый период в средневековье. Его отражение в жизни людей, литературе, искусстве. Потепление климата в Х1Х- ХХ веке.

Учащиеся должны знать: основные этапы изменения климата в последнее тысячелетие и его влияние на жизнь людей.


Тема 9. Изучение характеристик климата по статистическим материалам. Построение графиков распределения температур, осадков, розы ветров по статистическим материалам.

Учащиеся должны знать: климатические статистические и справочные материалы.

Учащиеся должны уметь: работать со справочными материалами, строить графики распределения температур, строить диаграммы распределения осадков, розы ветров.


Тема 10. Зависимость органического мира от изменений климата. Глобальные экологические катастрофы в палеозое, мезозое, кайнозое как следствие изменения климата.

Учащиеся должны знать: причины и последствия экологических

катастроф в историческом прошлом Земли.


Тема 11. Парниковый эффект. Причинны возникновения парникового эффекта. Влияние парникового эффекта на природу Земли. Деятельность человека и парниковый эффект.

Учащиеся должны знать: Причины образования парникового эффекта и его влияние на изменение климата.

Тема 12. Парниковый эффект как результат природный процессов. Ученые- сторонники этой гипотезы.

Учащиеся должны знать: роль природных процессов в формировании парникового эффекта.


Тема 13. Парниковый эффект как результат деятельности человека. Ученые- сторонники этой гипотезы.

Учащиеся должны знать: роль деятельности человека в образовании парникового эффекта.


Тема 14. Потепление климата и многолетнемерзлые породы.

Распространение мерзлоты на территории России. Мерзлота как хранитель углерода. Изменение климата как результат таяния мерзлоты.

Учащиеся должны знать: значение таяния мерзлоты на потепление климата

Учащиеся должны уметь: показывать на карте районы распространения мерзлоты.


Тема 15. Влияние человека на природу и изменение климата. Вырубка лесов. Осушение болот. Изменение направления течения рек. Опустынивание территорий.

Учащиеся должны знать: изменение природных объектов и его влияние на изменение климата.


Тема 16. Течение Гольфстрим и климат. Гольфстрим- кухня погоды для Евразии. Возникновение Гольфстрима. Роль течения в формировании климата Евразии. Изменение направления течения и его последствия на климат прилегающих территорий.

Учащиеся должны знать: роль Гольфстрима на климат материков.

Учащиеся должны уметь: предсказать последствия изменения течения Гольфстрима.


Тема 17. Киотский протокол. Причины его возникновения. Сторонники и противники его подписания. Роль протокола в сдерживании развития парникового эффекта.

Учащиеся должны знать: значение Киотского протокола для

предотвращения глобальных изменений климата.


Тема 18. Последствия глобального потепления климата для жизнедеятельности человека. Повышение уровня моря, усиление ветров, увеличение количества ураганов, засуха для одних районов и сильное увлажнение для других районов.

Учащиеся должны знать: какие изменения в окружающей среде может принести глобальное потепление климата.

Учащиеся должны уметь: спрогнозировать изменения условий проживания людей за счет потепления климата.


Тема 19. Гипотезы и прогнозы изменения климата на основе новейших исследований. Использование достижений науки и техники для прогноза изменения климата. Вероятность оправдывания прогнозов

Учащиеся должны знать: основные гипотезы и прогнозы изменения климата.


Во время проведения занятий учащиеся выбирают темы рефератов, получают консультации учителя. На заключительном занятии учащиеся проводят ролевую игру: рассматриваются основные проблемы, связанные с изменением климата, и в виде дискуссии обсуждаются причины современного изменения климата: с одной стороны, сторонники изменения климата, связанного с природными причинами, с другой- с влиянием человека.


Поурочное планирование (34 часа)


1. Введение. Цели и задачи курса (1 час).

2. Ритмы в истории Земли (1 час ).

3. Процессы и факторы формирования климата ( 1 час ).

4. Причины изменения климата ( 1 час).

5. Эпохи потепления и оледенения Земли ( 1 час).

6. Четвертичный период- последний ледниковый период в истории

Земли ( 1 час).

7. Многолетнемерзлые породы ( 1 час).

8. Изменение климата в послеледниковую эпоху ( 1 час).

9. Изменение климата в последнее тысячелетие ( 1 час).

10. Работа со статистическими материалами (2 часа).

10. Зависимость органического мира от изменений климата

11. Парниковый эффект ( 1 час).

12. Парниковый эффект как результат природный процессов ( 1 час).

13. Парниковый эффект как результат деятельности человека ( 1 час).

14. Потепление климата и многолетнемерзлые породы ( 1 час).

15. Влияние человека на природу и изменение климата ( 1 час).

16. Течение Гольфстрим и климат ( 1 час).

17. Киотский протокол ( 1 час).

18. Последствия глобального потепления климата для жизнедеятельности

человека ( 2 часа).

19. Гипотезы и прогнозы изменения климата на основе новейших

исследований ( 2 часа).

20. Подготовка рефератов и презентаций для выступления на

заключительном уроке ( 6 часов)

21. Подготовка и проведение урока - дискуссии « Глобальное потепление»

( 6 часов).




Похожие:

Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» iconПрограмма курса "Экология жилища человека" Корабейникова Н. Г. Материал взят с сайта Пояснительная записка. Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю. Программа элективного курса "Экология жилища человека" предназначена для учащихся
Программа элективного курса “Экология жилища человека” предназначена для учащихся 9 классов
Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» iconПрограмма элективного курса
Программа факультативного курса “По странам и континентам” рассчитан на 34 часа, обладает новизной для учащихся
Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» iconПояснительная записка Программа курса «Строение и свойства органических соединений» составлена в качестве элективного курса для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
...
Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» iconПрограмма элективного курса «Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку»
Предлагаемый курс «Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку» предназначен для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной...
Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» iconРыбакова Людмила Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории программа разработана на основе программы элективного курса: Смирнова Л. Г. Культура русской речи: программа
Программа разработана на основе программы элективного курса: Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Программа элективного курса. —...
Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки учащихся
Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки, сувениры, декоративные панно. Для знакомства с этим видом дпи разработана...
Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» iconС. В. Колкунова, моу сош №49, г. Белгород Гидро- и аэростатика Программа элективного курса
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» iconО. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления»
Программа элективного курса «История потребления» ориентирована на учащихся X-XI класса, изучающих обществознание, экономику на профильном...
Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» iconРепина Ирина Геннадьевна Директор Жигулёвцева Ольга Борисовна Тольятти, 2010 год пояснительная записка программа
Программа предназначена для проведения элективного курса «Технологии програм­мирования» с учащимися десятых классов общеобразова­тельных...
Программа элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление» iconПрограмма элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы