Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» icon

Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой»



НазваниеРеферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой»
Дата конвертации22.05.2013
Размер73.6 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>

Государственное общеобразовательное учреждение гимназия №1505


Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой»


Ученицы 9 класса «А»

Кашириной Дарьи.


Москва, 2008/2009 учебный год.

Тема реферата: Показать Ивана IV как тирана и как святого, используя свою точку зрения.

Цель: Выяснить личность Ивана Грозного и его стороны с положительной и отрицательной стороны.

Задача: Рассмотреть Ивана IV как двоякого правителя в трудах Скрынникова, русских историков и другого материала.

Идея: Выявить свою точку зрения относительно Ивана IV и показать в своём реферате.

Проблема: Двусторонность Ивана IV не только как исторической личности, но и как простого человека.


Ивана IV – сын московского князя Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил от Ивана Калиты (династия Рюриковичей), по материнской – от Мамая, считавшегося родоначальником князей Глинских.

Следуя правилу перехода власти, великокняжеский престол переходил к старшему сыну Василия III, Ивану. На тот момент ему было всего 3 года.

Предвидя скорую смерть, Василий III сформировал для управления государством «седьмочисленную» боярскую комиссию. Опекуны должны были «беречи» Ивана, пока он не достигнет 15 лет. В опекунский совет вошли князь Андрей Старицкий — младший брат отца Ивана, М. Л. Глинский — дядя великой княгини Елены, и советники: братья Шуйские (Василий и Иван), М. Ю. Захарьин, Михаил Тучков, Михаил Воронцов. По замыслу великого князя, этим должны были сохраниться порядок правления страной доверенными людьми и уменьшиться распри в аристократической Боярской думе.

Василий III умер 4 декабря 1533 года, а уже через 8 дней бояре избавились от основного претендента на трон — дмитровского князя Юрия. Ближайшими претендентами на трон кроме малолетнего Ивана были младшие братья Василия. Из шестерых сыновей Ивана III осталось двое — князь старицкий Андрей и князь дмитровский Юрий. Опекунский совет управлял страной меньше года, после чего его власть начала рушиться. В августе 1534 года произошёл ряд перестановок в правящих кругах. 3 августа князь Семён Бель­ский и опытный военачальник окольничий Иван Ляцкий оставили Серпухов и отъехали на службу к литовскому князю. 5 августа был арестован один из опекунов малолетнего Ивана — Михаил Глинский, который тогда же умер в тюрьме. За соумышленничество с перебежчиками были схвачены брат Семёна Бельского Иван и князь Иван Воротынский с детьми. В этом же месяце был арестован и ещё один член опекунского совета — Михаил Воронцов.

Анализируя события августа 1534 года, историк С. М. Соловьёв делает вывод, что «все это было следствием общего негодования вельмож на Елену и ее любимца Оболенского». Попытка Андрея Старицкого в 1537 году захватить власть окончилась неудачей: запертый в Новгороде с фронта и тыла, он был вынужден сдаться и закончил жизнь в тюрьме. В апреле 1538 года 30-летняя Елена Глинская умерла, а через шесть дней бояре (князья И. В. Шуйский и В. В. Шуйский с советниками) избавились и от Оболенского. Митрополит Даниил и дьяк Федор Мищурин, убежденные сторонники централизованного государства и активные деятели правительства Василия III и Елены Глинской, были немедленно отстранены от управления государством. Митрополит Даниил был отправлен в Иосифо-Волоцкий монастырь, а Мищурина «бояре казнили,…не любя того, что он стоял за великого князя дела».

В 1545 году, c приходом 15-летнего возраста, Иван достиг совершеннолетия, таким образом, став полноправным правителем.

13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться, а перед этим венчаться на царство «по примеру прародителей»

Р. Г. Скрынников полагает, что инициатива принятия царского титула не могла исходить от 16-летнего юноши. Скорее всего, важную роль в этом сыграл митрополит Макарий. Упрочнение власти царя также было выгодно его родне по материнской линии.

В. О. Ключевский придерживается противоположной точки зрения, подчёркивая рано сформировавшееся у государя стремление к власти. По его мнению, «политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих», идея о венчании стала полной неожиданностью для боярства.

Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда — Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария торжество Православной веры. Так сплелись интересы царской и духовных властей (Филофей). В начале XVI века все большее распространение получает признание и идея божественного происхождения власти государя. Одним из первых об этом заговорил Иосиф Волоцкий. Иное осмысление власти государя протопопом Сильвестром позднее привело к ссылке последнего. Мысль о том, что самодержец обязан во всем подчиняться Богу и его установлениям, проходит через всё «Послание царю».

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания, чин которой был составлен самим митрополитом. Митрополит возложил на него знаки царского достоинства — крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя.

Позднее, в 1558 году Константинопольский патриарх сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия». «Яви нам, — писал патриарх Иоаким Александрийский, — в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника, избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин… Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями»

Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» в иер Безоговорочно титул уже с 1554 года предоставлялся Ивану Англией. Сложнее стоял вопрос о титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой «священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе. Гораздо упорнее оказался папский престол, который отстаивал исключительное право пап предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не допускал нарушения принципа «единой империи». В этой непримиримой позиции папский престол находил поддержку у польского короля, отлично понимавшего значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством королевского титула за Иваном IV приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными москвичам «рутенами», и привлечёт на его сторону молдаван и валахов. Со своей стороны Иоанн IV придавал особенное значение признанию его царского титула именно Польско-Литовским государством, но Польша в течение всего XVI века так и не согласилась на его требование. Из преемников Ивана IV его мнимый сын Лжедимитрий I заявил притязание на титул «императора», но Сигизмунд III, посадивший его на московский престол, официально именовал его просто князем, даже не «великим» архии стоял наравне с титулом «король», то есть на втором месте после императорского.

В результате коронации родня царя упрочила своё положение, добившись значительных выгод, однако после Московского восстания 1547 года род Глинских потерял всё своё влияние, а юный правитель убедился в разительном несоответствии между его представлениями о власти и реальным положением дел. Историк Зимин не исключает возможности того, что с Московским восстанием был связан организованный побег из Москвы Феодосия Косого и его приспешников.




Похожие:

Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» iconРеферат на тему: Иван грозный тиран или святой
«Опричнина Ивана Грозного». Реферат основан на мнениях Скрынникова в его исследовании «Иван Грозный» и работы А. Л юрганова «Страшный...
Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» iconРеферат на тему "Иван Грозный: тиран или святой" Реферат
Тема: проанализировать оценки историков, сравнить их, на полученной основе сделать свои выводы, кем же был Иван IV
Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» iconРеферат на тему "Иван Грозный: тиран или святой" Реферат
Тема: проанализировать оценки историков, сравнить их, на полученной основе сделать свои выводы, кем же был Иван IV
Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» iconРеферат на тему "Иван Грозный: тиран или святой" Реферат
Тема: проанализировать оценки историков, сравнить их, на полученной основе сделать свои выводы, кем же был Иван IV
Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» iconРеферат на тему "Иван Грозный: тиран или святой" Реферат
Тема: проанализировать оценки историков, сравнить их, на полученной основе сделать свои выводы, кем же был Иван IV
Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» iconРеферат на тему "Иван Грозный: тиран или святой" Реферат
Анализ личности Ивана Грозного доктором исторических наук Р. Г. Скрынниковым. Аргументация положений – 7
Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» iconПлан реферата по теме Иван Грозный: тиран или святой. I. Вступление к реферату II. Эпоха Ивана IV
А введение опричнины и становление Ивана Грозного самодержцем с неограниченной диктатурой
Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» iconРеферат основан на мнениях Скрынникова в его исследовании «Иван Грозный» иработы «Страшный Суд: время и место» в каждом источнике Иван IV описывается по-разному, с разных точек зрения в зависимости от мнения и аргументов
«Опричнина Ивана Грозного». Реферат основан на мнениях Скрынникова в его исследовании «Иван Грозный» и работы «Страшный Суд: время...
Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» iconСравнительный анализ на основе книг К. Валишевского «Иван Грозный» иВ. Кобрина «Иван Грозный»
Сравнительный анализ на основе книг К. Валишевского «Иван Грозный» и В. Кобрина «Иван Грозный»
Реферат на тему «Иван Грозный. Тиран или Святой» iconРеферат по истории Отечества на тему: Иван Грозный: эпоха и личность студентка 1 курса
Чтобы понять деятельность Ивана IV и его характер, надо знать, какую страну он получил в наследство, когда в 1533 г трехлетним ребенком...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы