Тема: Хит-парад профессий icon

Тема: Хит-парад профессий



НазваниеТема: Хит-парад профессий
страница1/16
Дата конвертации21.05.2013
Размер0.72 Mb.
ТипРеферат
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


ГОУ Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория»


Проект


Тема: Хит-парад профессий




Проектная группа:

Руководитель:

Айрапетян Карина, 6 «Б»

Участники

Лягушкина Дарья, 6 «Б»

Меньшова Екатерина, 6 «Б»


Консультант: Смирнова О.М.


Москва

2009

Содержание


Введение

  1. Мир профессий

  2. Что такое профессия

  3. Базовая классификация профессий

  4. Рейтинг (хит-парад) профессий 2009 года

  5. Описание профессий лидеров общего хит-парада гимназистов

Выводы

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы проекта:

^ Вид проекта по доминирующей деятельности: Исследовательский

Практико-ориентированный


Предметно-содержательная область проекта:  психология

Год реализации проекта: 2009

^ Проблема проекта:  Низкая информированность о профессиях, их содержании, требованиях к человеку, выбирающему ту или иную профессию. 

Цель проекта:

 Помощь гимназистам в осмысленном выборе своей профессиии. Активизация профессионального самоопределения гимназистов. 


Основные задачи проекта: 

1. Составить хит-парад самых популярных профессий, выбираемых гимназистами. 

2. Подробно описать содержание популярных у гимназистов профессий.

3. По возможности составить список рекомендаций гимназистам, выбирающим профессии.

Мы заинтересованы в разработке проекта, потому что: 

1. Нам интересно, как меняется представление человека о себе в процессе обучения в нашей гимназии.

2. Нам тоже скоро выбирать профессию! 

1. Мир профессий

Ни что так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство. Создавать самого себя - это труд, труд всю жизнь. Каждый, наверное, хотел бы стать профессионалом- человеком, выполняющим свою работу грамотно, качественно ( отличии от любителя ) с учётом тонкостей и “секретов “ своего дела. Профессионалом может стать любой специалист: токарь, водитель, журналист, закройщик, врач, учитель, парикмахер и др.

Профессионалы - это люди, как правило, разносторонние и высокообразованные, не замыкающиеся в узкой области своего интереса.
Зачастую они являются изобретателями всевозможных новшеств и технических устройств.

Творческий созидательный труд – это главный источник всех богатств, которыми владеет общество и сама личность. Выбирая профессию, вы не только проектируете свою судьбу, но и формируете общество, его экономику.

Общество образуют люди, и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями, склонностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.

Весьма перспективны и специальности, обеспечивающие решение проблем, улучшения качества производимой продукции, расширение строительства, экологии, медицинского обслуживания, гуманизации образования. По мере развития общества возрастают потребности человека, и повышается соответственно и уровень разделения труда. В результате возник обмен продуктами питания. Затем объем так сильно увеличился, что произошло общественное разделение труда.

В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей (художественных и др.) от производства материальных ценностей (пища, одежда, жилище, средство транспорта, связи, орудия труда и т.п.)

^ Прошлое, настоящее или будущее? (Журнал «Первое сентября» стр.4-5)

Многие профессии имеют полное отношение к времени. Например, профессия следователя – это разве не о том, что уже прошло? Или, скажем, профессии археолога, историка, адвоката, психоаналитика, аудитора и даже бухгалтера - это разве не про прошлое? Сколько популярных и модных профессий требуют от человека умение интересоваться именно прошлым, жить тем, что уже свершились, и исследовать то что было давно - вчера или сотни лет назад.

Как есть профессии с явным уклоном в прошлое, так есть и профессии , требующие умения жить и чувствовать себя в настоящем. Например, спорт. Как может футболист бежать по футбольному полю навстречу противнику с мячом и думать, скажем, о том, как он будет играть на чемпионате мира, Или вспоминать свои прошлые матчи. Футболист либо находится в настоящем моменте, либо он плохой футболист. Все спортсмены – люди настоящего.

Конечно, это не значит, что они после матча не думают о своем будущем или прошлом. Но если они не могут жить в настоящем, они не сделают успешную карьеру в спорте. Потому что в настоящем каждую секунду что-то происходит, что-то меняется. Потому что в настоящем необходимо тотально, мозгами и телом, быть в игре, в поединке, наедине со снарядом. И это требует от человека определенного опыта чувствования настоящего момента и управления собой в этом самом неуловимом настоящем.

Разве уроки настоящего педагога не являются подлинной жизнью для детей, когда все интересно и когда ты не замечаешь, как летит время! А как насчет работы хирурга? Операция – это разве не настоящее время? Или работа повара. А можно сказать точнее: не «работа», а «искусство»!

Большинство профессий, связанных с коммуникацией, имеют направленность, на настоящее. Например, менеджеры, водители, телеведущие. Конечно, телевизионные программы разрабатывают люди, которые мыслят будущим: режиссеры, редакторы и многие другие. Но именно ведущие придуманную другими профессионалами программу делают бесповоротно и окончательно свершившейся. Другой вопрос, удалось им это или нет. Но это уже вопрос о прошлом. А сама телепрограмма живет настоящим! Так же как и все артистические профессии – певец, актер, музыкант…

А как же будущее? И оно полно сюрпризов и требований. Представьте себе, сколько замечательных профессий требует от человека умения представить не то, как это было, а то, как это будет. Такие профессии, как дизайнер, строитель, архитектор, писатель, токарь, режиссер, столяр, кузнец, художник, программист, и многие другие требуют хорошо развитого зрительно-пространственного воображения, умения представить и создать образ, фильм. И только потом сделать образ реальностью.


^ 2. Что такое профессия

  1. Это профессиональное сообщество. Профессией объединены все люди, занятые данным видом труда. Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.

  2. Другой смысл слова "профессия" - "система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку". Говорят: "Он овладел профессией", "У него есть профессия".

  3. Профессией также называют разновидность деятельности (то же, что и работа).

  4. Наконец, профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития ссылка.

Профессиограмма - это описание профессии по определенной схеме, раскрывает ее особенности, содержание деятельности профессионала, требования к его знаниям и умениям, профессионально важные качества и т.п. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессиями.

Элементы профессиограммы:

  • Цель профессии

  • С помощью, каких средств труда выполняется работа по данной профессии

  • Характер профессии

  • Организация труда

  • Кем являются люди в ходе данной деятельности

  • Какие контакты появляются в ходе деятельности данной работы

  • Какая ответственность в данной работе

  • Где протекает данная работа

  • С чем эта работа связана

  • Основной предмет труда


Формула профессии – полученная последовательность букв, соответствующая описанию профессии по ее предмету труда. Если к профессии относятся несколько предметов труда, то надо проводить ранжирование предметов труда по пятибалльной шкале (4,3,2,1,0 – по числу типов профессий)

    • 4-основной предмет труда

    • 3- 2 место по предметам труда

    • 2- 3 место по предметам труда

    • 1- 4 место по предметам труда

    • 0- почти никакого значения в этой профессии не имеет ссылка-учебник.

Специальность - соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий.

Например, не встретишь "учителя вообще". Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач - педиатр, хирург, стоматолог ..., юрист - адвокат, прокурор, нотариус ..., слесарь - слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик ... и т.д. Специальности-профессии утверждены Министерством труда России (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)).

При выборе вуза или колледжа ты столкнешься с терминами "направление и специальность образования". Списки утвержденных министерством образования направлений образования и специальностей опубликованы в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, который содержит разделы "Специальности высшего профессионального образования", "Направления подготовки в Высшем образовании", "Специальности среднего профессионального образования".

^ Специальность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.

В отличие от специальности высшего образования, направление образования обеспечивает специалисту более широкую область профессиональной деятельности. Вы можете встретить также термины "группа специальностей", а также "область знаний" - принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

Квалификация по направлению или специальности высшего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности. Присваиваемые в рамках направлений и специальностей конкретные квалификации устанавливаются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Квалификация в дальнейшем определяет минимальную зарплату (если Вы собираетесь работать по специальности, да еще и в государственном учреждении).

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

Например, "Педагогическая психология", "Международная журналистика", "Финансовый анализ и исследование операций" - это названия специализаций, которые указываются в дипломе о высшем образовании и позволяют работодателю судить о том, в какой конкретной области соискатель обладает самыми обширными познаниями. При этом специальности, указываемые в дипломе - просто "психология", "журналистика", "экономика".

Должность - это совокупность возлагаемых на Вас трудовых задач (функций, обязанностей), а трудовой пост включает в себя все - и цель, и средства, и условия труда - все, что характеризует конкретную должность в конкретной организации.


^ 3. Базовая классификация профессий

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

^ Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации и соответствующие им типы профессий.

^ Предмет труда

Природа

Техника

Человек

Знак

Художественный образ

^ Условия труда

Бытовые

На открытом воздухе...

Необычные

C повышенной моральной ответственностью




^ Средства труда

Ручные

Машины

Автоматизированные

Функциональные




^ Цели труда

Гностические

Преобразующие

Изыскательские







1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.

  • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;

  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;

  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

  • потребность в общении,

  • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

  • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

  • умение находить общий язык с разными людьми.

^ «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ»

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,

  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,

  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

^ «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают:

  • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,

  • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,

  • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,

  • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий:

  • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).

  • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).

  • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).

  • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:

  • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).

  • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).

  • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

  • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).

  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




Похожие:

Тема: Хит-парад профессий iconВнеклассное мероприятие в 1 классе Тема: «Город мастеров»
Оборудование: выставка произведений о профессиях, картинки инструментов, иллюстрации профессий, костюмы профессий, настольные игры...
Тема: Хит-парад профессий iconДокументы
1. /парад планет/закрытие.doc
2. /парад планет/парад...

Тема: Хит-парад профессий iconПланы семинарских занятий (очная форма обучения, нормативные сроки) тема 3 тема 4 тема 5 тема 6 тема 7 тема 8 тема 9 тема 10 тема 11 тема 12 тема 13 тема 14 тема 15 тема 16 тема 17 тема 18 тема 19 тема 20 тема 21 тема 22 тема 23 тема 24 тема 25 тема 26
Понятие и соотношение предмета и объекта науки. Предмет теории государства и права
Тема: Хит-парад профессий iconМир профессий как поле антропологических исследований Термином «антропология профессий»
Этнография профессий в узком смысле понимается как метод сбора эмпирических данных и жанр описания культур (Романов 1996;  Романов,...
Тема: Хит-парад профессий iconМир профессий как поле антропологических исследований Термином «антропология профессий»
Этнография профессий в узком смысле понимается как метод сбора эмпирических данных и жанр описания культур (Романов 1996; Романов,...
Тема: Хит-парад профессий icon«Все работы хороши выбирай на вкус»
...
Тема: Хит-парад профессий iconПрофориентационное занятие (7 класс) Классификация профессий Цель
Компьютер и проектор для демонстрации презентации «Классификация профессий» и проведения игры
Тема: Хит-парад профессий iconРабочая программа курса «Все работы хороши выбирай на вкус»
...
Тема: Хит-парад профессий iconКлассный час «Тридевятое царство – всех профессий государство»
Цель занятия: формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи, создать для формирования предпосылок...
Тема: Хит-парад профессий iconКлассный час «Тридевятое царство – всех профессий государство»
Цель занятия: формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи, создать для формирования предпосылок...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы