Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец icon

Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец



НазваниеПрограмма учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец
Дата конвертации12.12.2012
Размер279.73 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»


ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»


для студентов заочной формы обучения спец.

«Финансовый менеджмент»

«Гостиничный и туристический бизнес»


Москва – 2004


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
^

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»


ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ


Утверждаю


первый проректор ГУУ

профессор Ю.Л. Старостин

________________________

«____»____________200__г.

^

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»


для студентов заочной формы обучения

специальности «Менеджмент организации» – 0680507

специализаций: «Финансовый менеджмент» - 20

«Гостиничный и туристический бизнес» - 17


Москва - 2004


УДК 338.45
^

С О С Т А В И Т Е Л И


к.э.н., профессор Т.И. Юрченко

д.э.н., профессор Н.И. Заичкин

старший преподаватель Ю.В. Воронцова




О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р


заведующий кафедрой управления организацией в машиностроении

к.э.н., профессор

Ю.Д. Турусин


О Б С У Ж Д Е Н А

на заседании кафедры управления организацией в машиностроении

Протокол от 09 сентября 2004 г. № 2


ОБСУЖДЕНА И ОДОБРЕНА

Методическим советом Института инноватики и логистики

Протокол от « 07» октября 2004 г. № 1


^
© Т.И. Юрченко, Н.И. Заичкин, Ю.В. Воронцова, 2004

© ГОУ ВПО Государственный университет управления, 2004

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебная дисциплина «Управленческие решения» - одна из обязательных в цикле специальных дисциплин, изучаемых будущими специалистами в области финансового менеджмента и гостиничного и туристического бизнеса.


Высокий динамизм внешней среды, рост неопределенности и рисковости экономических, хозяйственных, финансовых, производственных ситуаций, формирующихся непосредственно в организации, предъявляют все возрастающие требования к качеству, своевременности, действенности и эффективности управленческих решений. Умение объективно оценить, правильно сориентироваться в сложившейся ситуации, разработать и принять соответствующее управленческое решение – это задача, требующая от будущих специалистов глубоких твердых знаний в области теории выработки управленческих решений и навыков их реализации.

Основой управления является принятие решений. Выработка и принятие решений – это творческий процесс, основанный на знании объективных экономических законов и практическом опыте.

Совершенствование управления производством в современных условиях требует от специалиста также широкого использования экономико-математических методов (ЭММ) и новейших технологий вычислительной техники (ЭВМ), что гарантирует принятие своевременных и эффективных управленческих решений.

Данная программа дисциплины «Управленческие решения» является учебной для студентов заочной формы обучения специальности «Менеджмент организации» – 080507со специализациями: «Финансовый менеджмент» и «Гостиничный и туристический бизнес».

Содержание дисциплины определяется спецификой подготовки в Государственном университете управления менеджеров по указанным выше специализациям.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов четких представлений о сущности управленческого решения, его месте в системе управления организацией, особенностях его разработки и принятия, обеспечении принятия решений, используемом инструментарии и его возможностях, путях повышения эффективности управленческих решений.

Задачи дисциплины:

  1. Подготовить специалистов, способных к восприятию новых течений, передовых тенденций в теории и практике управления организацией, умеющих эффективно использовать свои способности на практике.

  2. Сформировать у студентов навыки четкой постановки решаемой задачи и использования специальных приемов и методов выработки эффективных управленческих решений и их реализации.

  3. Приобрести навыки принятия управленческих решений в условиях неопределенности и рисков на основе моделирования их развития и оценки последствий этого процесса.

  4. Приобрести опыт работы со специальной литературой, практическими материалами и умение интегрировать их с приобретенными теоретическими знаниями, накопленными навыками и практическим опытом выработки управленческих решений.

  5. Научить студентов объективно оценивать сложившуюся ситуацию и с учетом поставленных целей уметь разрабатывать стратегию ее эффективного развития.

Изучение дисциплины «Управленческие решения» базируется на знаниях студентов, полученных при изучении ими ряда дисциплин, - высшая и прикладная математика, компьютерная подготовка, информатика, информационные технологии управления, статистика, менеджмент, микроэкономика, экономика организации и др.

Данная дисциплина обеспечит в дальнейшем изучение таких дисциплин как управление производством, управление операциями, управление изменениями, внутрифирменное планирование, инновационный менеджмент, стратегический менеджмент, анализ финансово-хозяйственной деятельности и др.

Программой этой учебной дисциплины предусматривается проведение следующих видов занятий: чтение установочных лекций, выполнение курсового проекта, а также внеаудиторная самостоятельная работа с учебным и учебно-методическим материалом под руководством преподавателя.

Программа включает 11 тем.

Все виды учебных занятий обеспечиваются специальными учебно-методическими материалами.

Данная учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации» и учитывает его требования в части обязательного минимума содержания образовательной программы по дисциплине «Управленческие решения».


^

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО СРОКАМ ОБУЧЕНИЯ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ РАБОТ


Наименование

Раздела, темы



Объем работы студентов (час.)

Всего часов

3 или 3,5 года

4 года

6 лет

Аудиторные

Са-

мост.

Аудиторные

Са-

мост.

Аудиторные

Са-

мост

Лекц

Конс

Лекц

Конс

Лекц.

Конс

1


2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема 1. Предмет, содержание, цели и задачи дисциплины. Термины и основные понятия.

7

1




6







6







6

Тема 2. Классификация управленческих решений, их качество. Система научных подходов к разработке и принятию управленческих решений.

5







5







5







5

Тема 3. Технология разработки и реализации управленческих решений.

7







7







7







7

Тема 4. Построение деревьев проблем, целей, задач.

16

1

1

15







15







15

Тема 5. Информационное обеспечение управленческих решений.

5







5







5







5

Тема 6. Экономико-математическое моделирование в управленческих решениях.

23

2

2

19







19







19

Тема 7. Применение экономико-математических методов в управленческих решениях.

12

1

1

10







11







10

Тема 8. Альтернативы в управленческих решениях.

7







7







7







7

Тема 9. Управленческие решения в условиях неопределенности и рисков.

14,5

1,5

1

12







12







12

Тема 10. Стратегия принятия управленческих решений.

6







6







6







6



Тема 11. Экономическое обоснование принимаемых управленческих решений.

11,5

1,5

1

9







9







9

^ Итого часов

114

8/6

6/6

100/ 102

8

4

102

10/8

4/4

100/ 102

^ Количество часов на КП

36




6/6

30/30




4

32




4/4

32/ 32

^ Всего часов на освоение учебного материала

150




























Формы контроля: промежуточный – курсовой проект

итоговый – экзамен



^

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Основная

  1. Заичкин Н.И. Экономико-математические модели и методы принятия решений в управлении производством./Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2000.

  2. Заичкин Н.И., Панфилова Е.Е. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2003.

  3. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учебное пособие. – М.: «Русская Деловая Литература», 1998.

  4. Методические указания к выполнению лабораторной работы «Сетевое моделирование» по дисциплине «Управленческие решения» / Сост.: Т.И. Юрченко, Ю.В. Воронцова; ГУУ. – М., 2003.

  5. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. – 3-е издание, доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.

  6. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и к о», 1999.

  7. Юрченко Т.И., Петрова О.В. Управленческие решения. Вып. 1. Обеспечение эффективного функционирования организации в условиях риска. Учебное пособие – М.: ГУУ, 2003.

Дополнительная

  1. Балабанов И.Г. Риск – менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.

  2. Голубков Е.П. Маркетинг. Выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 1993.

  3. Грабовский П.Г. и др. Риски в современном бизнесе. – М.: Аланс, 1994.

  4. Заичкин Н.И. Управленческие решения в информационном пространстве промышленных организаций: Монография. – М.: ГУУ, 2003.

  5. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и коллегиальности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива. – М.: Мысль, 1979.

  6. Ларионов А.И. и др. Экономико-математические методы в планировании: Учебник для средних специальных учебных заведений. А.И. Ларионов, Т.И. Юрченко, А.Л. Новоселов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Высш. шк. 1991.

  7. Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. Перевод с английского. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ»,1998.

  8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е издание. Минск, ООО «Новое знание», 2001.

  9. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 3-е издание. перераб. и дополн. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  10. Финансы предприятий: Учебник. Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. Под редакцией проф. Н.В. Колчиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

  11. Цигичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. – М.: Инфра-М, 1996.

  12. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска. Под редакцией М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 1998.

  13. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 1995.

  14. Экономико-математические методы и прикладные модели. Учебное пособие для ВУЗов под ред. В.В. Федосеева – М.:ЮНИТИ, 2002.
^

4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Предмет, содержание, цели и задачи дисциплины. Термины и основные понятия дисциплины.

Предмет дисциплины «Управленческие решения». Цели и задачи преподавания дисциплины. Роль и значение дисциплины в подготовке менеджеров-специалистов по управлению производством, технологиями, инновациями и т.д.

Структура и содержание дисциплины, методология ее изучения.

Место дисциплины «Управленческие решения» в системе экономических наук и ее связь с другими учебными дисциплинами, читаемыми в Университете.

Термины и основные понятия дисциплины: проблема, цель, задача, решение, виды решений, управленческое решение, критерий принятия решения, экономико-математический метод, оптимизационная задача, экономико-математическое моделирование, алгоритмизация и др.

Определение и характеристика управленческого решения. Место управленческого решения в методологии и организации процесса управления.

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 11,16.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте, какие цели ставятся перед студентами при изучении данной дисциплины.

2. Перечислите основные задачи дисциплины «Управленческие решения».

3. Проиллюстрируйте взаимосвязь дисциплины «Управленческие решения» с теми дисциплинами, изучение которых позволило студентам сформировать базу знаний, необходимых для изучения данной.

4. Раскройте содержание понятия «проблема». Покажите различие «проблемы» и «задачи».

5. Раскройте содержание понятия «цель». В чем заключается различие «цели » и «решения»?

6. Раскройте содержание понятия «управленческое решение». Выделите ключевые признаки понятия.

7. Раскройте содержание понятия «экономико-математическое моделирование». Проиллюстрируйте место этого процесса в подготовке, принятии и реализации управленческого решения.

8. Раскройте содержание понятия «алгоритмизация» и покажите ее место в управленческом решении.

9. Раскройте место, которое управленческое решение занимает в методологии и организации процесса управления.

10. Какую роль дисциплина «управленческие решения» играет в в подготовке менеджеров-специалистов по управлению производством, технологиями, инновациями?

11. Назовите виды решений, которые Вы знаете.

12. Что такое «критерий принятия управленческого решения»? Каково его экономическое содержание?


Тема 2. Классификация управленческих решений, их качество. Система научных подходов к разработке и принятию управленческих решений.

Особенности процесса разработки и принятия управленческих решений, его творческая составляющая.

Объективные и субъективные моменты в управленческом решении, компромиссный характер принятия управленческих решений.

Типология управленческих решений, их классификация, значение и сущность. Индивидуальные и коллективные решения. Интуитивные решения; решения, основанные на суждениях; рациональные решения; их возможные сочетания. Ординарные, неординарные, синергические и асинергические решения. Особенности их разработки. Качество управленческого решения: понятия, показатели, требования к качеству и условия его обеспечения.

Система научных подходов к разработке и принятию управленческих решений.

Классификация и характеристика подходов к принятию решений, области их целесообразного использования.

Роль человеческого фактора в подготовке, разработке, оценке, выборе, принятии и реализации управленческих решений. Личностные оценки лица, принимающего решения (ЛПР). Ответственность ЛПР за принятые управленческие решения.

Литература: 2, 3, 5, 11, 16, 18.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте особенности процесса разработки и принятия управленческого решения. Характеризуйте их роль в управленческой деятельности.

2. Какова роль творческой составляющей в разработке и принятии управленческого решения?

3. Раскройте компромиссный характер принятия управленческих решений.

4. Как выбираются классификационные признаки при группировке управленческих решений? Каковы место и роль классификации управленческих решений в управленческой деятельности?

5. Раскройте особенности коллективных и индивидуальных решений. Характеризуйте место этих знаний в обеспечении эффективной управленческой деятельности.

6. Дайте сравнительный анализ интуитивных решений и решений, основанных на суждениях.

7. Характеризуйте особенности рациональных решений.

8. Дайте развернутую характеристику различных видов управленческих решений, базирующихся на интуиции, суждениях, расчете.

9. Дайте понятие ординарных и неординарных решений, иллюстрируйте примерами.

10. Раскройте смысл понятий: «синергическое решение» и «асинергическое решение». Как используются эти знания в практике управления?

11. Раскройте содержание понятия «качество управленческого решения». Приведите состав показателей качества. Как рассчитываются эти показатели?

12. Какие условия обеспечивают качество управленческого решения?

13. Соблюдение каких требований обеспечивает качество управленческого решения?

14. Почему для обеспечения качества управленческого решения необходимо применять научные подходы? Дайте классификацию научных подходов к разработке и принятию управленческих решений, характеризуйте их.

15. Характеризуйте области наиболее целесообразного использования различных научных подходов к принятию управленческих решений.

16. Назовите важнейшие предпосылки принятия управленческого решения.

17. Раскройте роль человеческого фактора в управленческом решении.

18. Характеризуйте ответственность и ее виды за принятое управленческое решение.

19. Что входит в понятие «ответственность лица, принимающего решение»?

20. Какие виды ответственности Вам известны?

21. Как ответственность за управленческие решения стимулирует его качество?


.

Тема 3. Технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Этапы процесса выработки управленческих решений (подготовка, принятие, реализация), содержание этапов и особенности организации выполнения работ каждого из них, основные принципы их рациональной организации.

Принципиальные схемы выработки управленческого решения (ординарного и неординарного).

Общая постановка задачи разработки управленческого решения. Применяемые современные технические средства (ПВМ, АРМ управленца, специалиста) и инструментарий.

Литература: 2, 3, 5, 6, 7, 11, 16.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите особенности подготовительного этапа разработки управленческого решения, охарактеризуйте их влияние на качество решения.

2. Каковы особенности выполнения этапа принятия управленческого решения?

3. Какие основные комплексы работ выполняются на этапе реализации управленческого решения?

4. Представьте общую схему увязки этапов разработки управленческого решения.

5. Опишите технологию выполнения подготовительного этапа разработки управленческого решения.

6. Опишите технологию выполнения этапа принятия управленческого решения.

7. Опишите технологию выполнения этапа реализация управленческого решения.

8. Раскройте основные принципы рациональной организации работ по выработке управленческих решений.

9. Характеризуйте особенности выработки ординарного (типового) управленческого решения.

10. Назовите особенности выработки неординарного (оригинального) управленческого решения.

11. Представьте общую постановку задачи разработки управленческого решения.

12. Раскройте содержание основных элементы организационно-экономической сущности задачи.

13. Опишите применяемые при разработке управленческого решения современные технические средства.

14. Дайте общую характеристику инструментария, используемого при разработке управленческих решений.

15. Каковым должно быть соотношение элементов науки и искусства при разработке управленческого решения?


.

^ Тема 4. Построение деревьев проблем, целей, задач.

Место проблем, целей, задач в управленческих решениях; их декомпозиция. Формирование полей проблем, целей, задач для построения деревьев.

Методы построения деревьев. Области целесообразного использования этих методов.

Литература: 2, 3, 5, 7, 11.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность, содержание и задачи декомпозиции проблем, целей, задач.

2. Раскройте понятие «дерево».

3. Какое место занимает формирование полей проблем, целей, задач в разработке управленческих решений? Опишите способы формирования таких полей.

4. Назовите известные Вам способы построения «дерева». Укажите области наиболее целесообразного применения каждого из этих способов.

5. Раскройте сущность «дерева», укажите его место в разработке и принятии управленческого решения.

6. Сформулируйте правила построения дерева.

7. Чем определяются границы декомпозиции дерева проблем, целей, задач?

8. Как устанавливаются взаимосвязи между элементами дерева по иерархии?


Тема 5. Информационное обеспечение управленческих решений.

Понятие информационного обеспечения управленческого решения. Классификация информации. Требования к качеству информации. Этапы процесса обмена информацией. Информационная поддержка принятия управленческих решений. Современные каналы связи, их использование. Технологический процесс сбора, фиксации, передачи, хранения и обработки информации. Организация потоков информации. Совершенствование информационных технологий поддержки управленческих решений. Функционирование организации в глобальном информационном пространстве, ее влияние на информационное обеспечение управленческой деятельности.

Новые информационные технологии и системы.

Литература: 2, 3, 5, 7, 11, 16.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие информационного обеспечения управленческого решения.

2. Приведите классификацию информации, используемой в управленческих решениях. Характеризуйте, какое место занимает классификация информации в управленческой деятельности.

3. Сформулируйте требования, предъявляемые к качеству информации.

4. Как характеризовать качество информации?

5. Как с помощью информации оценить влияние на принятие управленческого решения фактора среды?

6. Какова роль человеческого фактора в информационном обеспечении принятия и реализации управленческого решения?

7. Характеризуйте последствия недостатка и избытка информации при разработке, принятии и реализации управленческого решения.

8. Характеризуйте технологический процесс сбора, фиксации, передачи, хранения и обработки информации,

9. Раскройте, как организационно, технически и методически обеспечивается технологический процесс сбора, фиксации, передачи, хранения и обработки информации,

10. Как организуются потоки информации, обеспечивающие разработку и реализацию управленческих решений?

11. Какие изменения в информационное обеспечение управления организацией вносит ее функционирование в глобальном информационном пространстве?

12. Раскройте особенности развития современных информационных технологий.


.

^ Тема 6. Экономико-математическое моделирование в управленческих решениях.

Классы решаемых задач. Место экономико-математического моделирования в управленческих решениях.

Понятие и свойства модели. Классификация моделей, используемых в управленческих решениях. Области их наиболее целесообразного применения.

Требования, предъявляемые к построению модели. Технология построения модели.

Решение задач прямого счета, особенности построения моделей для их решения.

Сетевые модели, их основные элементы. Параметры сетевой модели, их расчет. Сетевые графы. Привязка сетевого графа к календарю. Закрепление работ сетевого графа за источниками ресурса. Области применения сетевых моделей при разработке управленческих решений.

Решение оптимизационных задач с помощью различных видов моделей (модели линейного программирования, векторная оптимизация и др.)

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 13. 21.

Вопросы для самоконтроля:

1. Для каких классов задач разрабатываются управленческие решения?

2. Дайте понятие модели. Какое место экономико-математическое моделирование занимает в управленческой деятельности?

3. Как классифицируются используемые в управленческих решениях модели? Что дает классификация моделей?

4. Назовите свойства моделей. Раскройте особенности модели.

5. Какие требования необходимо соблюдать при построении модели?

6. Опишите технологию построения модели. Раскройте содержание основных процедур моделирования.

7. В чем состоит сущность сетевого моделирования?

8. Перечислите основные параметры сетевой модели, раскройте их смысл.

9. Какими способами можно закодировать работы сетевого графа? В чем состоят особенности каждого из них?

10. Как рассчитать параметры сетевой модели?

11. Какими способами можно рассчитать параметры сетевого графа? В чем состоят особенности каждого из способов расчета?

12. Раскройте смысл сетевого графа как варианта представления модели.

13. Перечислите основные правила построения сетевого графа.

14. Как осуществляется процесс привязки сетевого графа к календарю?

15. Раскройте смысл закрепления работ сетевого графа за источниками ресурса. Сформулируйте правила осуществления этого процесса.

16. С помощью каких критериев осуществляется закрепление работ сетевого графа за источниками ресурса? Раскройте смысл процесса задания этих критериев.

17. Очертите области наиболее целесообразного применения сетевых моделей.

18. С помощью каких видов моделей решаются оптимизационные задачи?

19. Приведите примеры моделей решения оптимизационных задач.

20. Приведите примеры моделей решения оптимизационных задач.

21. Приведите примеры моделей решения вариантных задач.

  1. Приведите примеры моделей решения задач прямого счета

23. Объясните смысл моделирования развития рисковых ситуаций при принятии управленческого решения.

24. Объясните роль моделирования при разработке управленческого решения.


Тема 7. Применение экономико-математических методов в управленческих решениях.

Основные понятия и определения. Классификация экономико-математических методов, области их применения. Выбор экономико-математического метода для управленческого решения; используемые приемы и методы.

Алгоритмизация процесса выработки управленческого решения. Понятие алгоритма, требования к его построению. Процедуры построения алгоритма. Способы представления алгоритма.

Литература: 1, 2, 3, 5, 13, 21.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность понятия «экономико – методические методы». Покажите их место и роль в управленческих решениях.

2. Очертите области их наиболее рационального применения.

3. Приведите варианты классификации экономико-математических методов. Как выбрать классификационный признак?

4. Объясните смысл выбора экономико-математических методов для решения задачи управления.

5. Характеризуйте различные методы выбора экономико-математических методов для решения управленческой задачи.

6. Дайте сравнительный анализ экономико-математических методов, используемых при разработке управленческого решения.

7. Раскройте смысл понятия «алгоритм». Охарактеризуйте место алгоритма в системе управления организацией.

8. Какие требования предъявляются к построению алгоритма?

9. Характеризуйте процедуры построения алгоритма.

10. Какие способы представления алгоритма известны Вам?

11. Раскройте основные различия схемы и алгоритма решения задачи.

Тема 8. Альтернативы управленческих решений.

Альтернативные управленческие решения: понятие, условия формирования, используемый инструментарий. Анализ альтернатив, выбор наиболее приемлемого решения, используемые приемы и методы.

Литература: 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 13.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте смысл понятия «альтернативное управленческое решение». Приведите примеры.

2. Место альтернативных решений в управленческой деятельности.

3. Каковы предпосылки формирования альтернативных управленческих решений?

4. Раскройте процедурность анализа альтернативных решений.

5. Характеризуйте приёмы и методы, используемые при анализе альтернативных управленческих решений.

6. Как осуществить выбор альтернативного управленческого решения наиболее приемлемого для конкретной организации?


^ Тема 9. Управленческие решения в условиях неопределенности и рисков.

Понятийный аппарат. Виды неопределенности и рисков. Классификация рисков.

Условия возникновения рисковых ситуаций; показатели, характеризующие рисковые ситуации. Методы оценки рисковой ситуации.

Разработка и принятие управленческих решений в условиях неопределенности и рисков. Моделирование развития рисковых ситуаций для принятия управленческих решений, обеспечивающих эффективное функционирование организации. Альтернативные пути разработки и принятия управленческих решений в рисковых ситуациях.

Конфликтные ситуации: понятия, виды, особенности возникновения и развития. Специфика выработки управленческих решений в конфликтных ситуациях.

Литература: 2, 3, 5, 7, 8,10, 11, 19.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие «неопределённость», «риск». Покажите их связь с разработкой управленческого решения.

2. Характеризуйте виды неопределённости. Как эти знания используются при разработке управленческих решений?

3. Каковы условия возникновения и развития рисковых ситуаций?

4. Как можно классифицировать риски? Что даёт классификация рисков?

5. Какие показатели используются для оценки рисковых ситуаций?

6. Характеризуйте способы оценки рисковой ситуации.

7. Какие потери возможны при реализации управленческого решения в условиях неопределённости и риска?

8. Раскройте особенности разработки управленческого решения в условиях неопределённости и риска.

9. Как обеспечивается эффективное функционирование организации в условиях неопределённости и риска?

10. Чем характеризуются альтернативные разработки управленческих решений в рисковых ситуациях?

11. Раскройте понятие «конфликтная ситуация».

12. Характеризуйте виды конфликтных ситуаций.

13. В чём заключаются особенности выработки управленческих решений в условиях конфликта.


Тема 10. Стратегия принятия управленческих решений.

Место прогноза в управленческих решениях. Общая характеристика используемых методов прогнозирования. Области их наиболее целесообразного применения.

Литература: 2, 3, 5, 11, 16.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое место в управленческих решениях занимает прогноз?

2. Какие методы прогнозирования используются при разработке управленческих решений?

3. В чём заключаются особенности прогнозирования развития ситуации при разработке управленческого решения?

4. Дайте сравнительный анализ различных методов прогнозирования.

5. Сформулируйте для лица, принимающего решения, рекомендации по выбору наиболее приемлемого метода прогнозирования.


Тема 11. Экономическое обоснование принимаемых управленческих решений.

Понятие эффективности управленческих решений. Виды эффективности. Основные показатели экономической эффективности управленческих решений, порядок их расчета, используемые приемы и методы, учет фактора времени. Практическое применение методов расчета при оценке альтернатив управленческих решений.

Литература: 2, 3, 5, 6, 16, 20.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте смысл понятия «эффективность управленческого решения».

2. Назовите известные Вам виды эффективности.

3. Перечислите показатели экономической эффективности управленческих решений. Характеризуйте их роль и место в управлении организацией.

4. Приведите порядок расчета показателей экономической эффективности управленческих решений.

5. Какие специальные приемы и методы используются при расчете показателей экономической эффективности управленческих решений?

6. Как учитывается фактор времени при расчете





Похожие:

Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец iconПрограмма и контрольные задания учебной дисциплины "введение в специальность" для студентов заочной формы обучения спец
Программа и контрольные задания дисциплины «Введение в специальность» для студентов специализации "Финансовый менеджмент" 061120...
Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец iconПрограмма и контрольные задания учебной дисциплины «Страхование» для студентов заочной формы обучения спец. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Мировая экономика»
Программа и контрольные задания дисциплины «Страхование» / Сост. Н. П. Сахирова, гуу. М., 2002
Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец iconПрограмма и контрольные задания учебной дисциплины «лизинг» для студентов заочной формы обучения спец
Дисциплина «Лизинг» относится к практическим дисциплинам, знание которых необходимо для подготовки высококвалифицированных кадров...
Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец iconПрограмма и контрольные задания учебной дисциплины «финансовое планирование. Бюджетирование» для студентов заочной формы обучения спец. «Финансы и кредит»
Программа и контрольные задания учебной дисциплины «Финансовое планирование. Бюджетирование»
Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец iconПрограмма и контрольные задания учебной дисциплины «основы биржевого дела» для студентов заочной формы обучения спец
Целью изучения дисциплины является получение целостного представления о функционировании биржевого рынка. Задачами дисциплины является:...
Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец iconПрограмма и контрольные задания по учебной дисциплине «антикризисное управление» для студентов заочной формы обучения спец
Программа и кз по учебной дисциплине «Антикризисное управление» / Сост.: А. А. Беляев, В. Н. Лоханова; гуу.– М., 2008.– с
Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец iconПрограмма и контрольные задания по учебной дисциплине по выбору «экономика переходного периода» для студентов заочной формы обучения спец
Учебная дисциплина «Экономика переходного периода» является элективным курсом для студентов заочного обучения 5, 4 и 6 лет обучения...
Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец iconМетодические указания по выполнению курсовых работ учебной дисциплины «Оценка стоимости предприятия» для студентов заочной формы обучения
Курсовая работа является самостоятельной работой студентов заочной форм обучения, специализирующихся в области финансов и кредита,...
Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец iconТематика курсовых работ по учебной дисциплине основы менеджмента для студентов заочной формы обучения спец
Программа, контрольные задания и тематика курсовых работ по учебной дисциплине
Программа учебной дисциплины «управленческие решения» для студентов заочной формы обучения спец iconПрограмма и контрольные задания по учебной дисциплине хозяйственное право для студентов заочной формы обучения спец
Основная цель изучения данной дисциплины ознако­мить – «не юристов», а будущих ме­неджеров в раз­личных облас­тях экономики, управ­ленцев,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы