Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей icon

Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей



НазваниеЕкимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей
страница1/2
Дата конвертации01.12.2012
Размер0.59 Mb.
ТипЗакон
скачать >>>
  1   2


Екимов С.А.


Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей


1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основой всей предпринимательской деятельности в России является инициативность и самостоятельность ее участников. Эти принципы закреплены в действующем законодательстве. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность с учетом заключенных договоров с поставщиками и покупателями, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Вместе с тем, самостоятельность предприятия не безгранична. Предпринимательство не может быть без государственного контроля, регулирования и координирующего воздействия.

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 20) от 25 декабря 1990 года, а потом ГК РФ 1994 закрепили гарантии предпринимательской деятельности. Одной из таких гарантий является запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах полномочий этих органов.

В условиях проведения экономической реформы, перехода к рынку система административного управления народным хозяйством претерпела коренные изменения. Органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

Предприниматели заинтересованы в четких взаимоотношениях с органами управления, поэтому возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства.

В новых экономических условиях значительно изменились компетенция, функции и задачи отраслевых и иных органов управления.

Министерства и ведомства не наделены теперь в полном объеме функциями распоряжения имуществом даже государственных пред­приятий федеральной собственности. В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность рес­публик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», действующего в редакции Постановления Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 г. № 5475, управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Совет Министров — Правительство Российской Федерации.


Правительству России предоставлено право делегировать министерствам и ведомствам ряд полномочий в отношении объектов федеральной собственности, в том числе подведомственных им предприятий. К таким полномочиям отнесены: заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений, утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений, заключение договоров аренды имущества.

Государственным органом, постоянно осуществляющим функции представителя собственника, является Государственный комитет Российской Федерации по управлению имуществом (в последствии преобразован в Министерство государственного имущества).

Однако этот орган не наделен правом управлять процессом производства и реализовывать продукцию, т.е. не может вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия.

Аналогичными правами по поводу предприятий соответствующей собственности наделены и соответствующие комитеты в субъектах Российской Федерации.

Объединениям предприятий запрещено осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятиям, распоряжаться их имуществом, выступать арендодателем государственных предприятий, учреждать, реорганизовывать и ликвидировать государственные предприятия, назначать и увольнять руководителей государственных предприятий (давать другие, обязательные для исполнения указания). Об этом сказано в постановлении Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР».

Запрет органам власти и управления вмешиваться в сферу предпринимательской деятельности, когда право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушается. Властные органы на практике ущемляют права и законные интересы предприятий. Закон пытается предотвратить подобные случаи и устанавливает такие правила: если властный акт государственного органа принят с нарушением законодательства, его в судебном порядке признают недействительным. В судебном порядке взыскиваются убытки, причиненные предпринимателю.

Основаниями для признания властного акта недействительным являются издание его соответствующим органом вне компетенции либо принятие его с нарушением формы, порядка или сроков при­нятия, доведения до сведения предпринимателей.

Основания для опротестования гражданами неправомерных решений государственных органов и органов самоуправления в суд общей компетенции определены Законом РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Согласно этому Закону поступает гражданин, которому органы местной администрации препятствуют в регистрации в качестве предпринимателя. Акты (действия должностных лиц) могут быть обжалованы в суд, если: ими нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Этим законом определен порядок подачи жалобы, ее рассмотрения и исполнения решения суда по жалобе.

Не менее важной гарантией законных интересов является право на обращение в арбитражный суд с иском к властному органу о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием).

Предприниматель вправе требовать возмещения расходов, понесенных в связи с выполнением неправомерных указаний органа власти и управления; убытков, вызванных утратой или повреждением имущества, а также упущенной выгоды, т.е. доходов, которые он мог бы получить, если бы властный орган не нарушил требования законодательства. Однако предприниматель должен не только доказать размер убытков, но и причинную связь между убытками и неправомерными действиями (бездействием) государственного органа или органа местного самоуправления, принятие необходимых мер к предотвращению или уменьшению убытков.

Нарушение законодательства, регулирующего отношения предпринимателя с органами власти и управления, влечет для предпринимателя неблагоприятные последствия. Эти неблагоприятные последствия предусмотрены в налоговом, антимонопольном законодательстве, в законодательстве о защите прав потребителей и другом законодательстве, регулирующем отношения в сфере управления.

К санкциям (неблагоприятным последствиям) в сфере управления можно отнести лишение лицензии на занятие предпринимательской деятельностью, изъятие прибыли, полученной в результате нарушения дисциплины цен, сокрытия доходов и т.п., а также взыскание штрафа.

Хотя нормы об ответственности в сфере управления включены в различные законодательные акты, можно выделить общие черты, характерные для санкций в сфере управления:

  • санкции наступают за нарушение правопорядка, общественных и государственных интересов, а не чьих-то субъективных прав, поэтому применяются соответствующим органом управления, а не потерпевшим;

  • административные штрафы взыскиваются в бюджет, а не в пользу потерпевшего;

  • административный штраф, как правило, взыскивается в бесспорном порядке, тогда как штраф, являющийся санкцией за нарушения в гражданско-правовых отношениях, как правило, взыскивается потерпевшей стороной в претензионно-исковом порядке.

Таким образом, административную, финансовую ответственность можно отграничить от гражданско-правовой по: виду санкций, субъектам и порядку привлечения к ответственности.

Отличие можно еще провести по целям применения ответственности, санкций. Административно-правовые санкции имеют в основном карательную цель — наказать правонарушителя, а гражданско-правовые — компенсационную, т.е. компенсировать причиненный ущерб. Однако приведенные различия могут перемежаться: гражданско-правовые штрафы, взыскиваемые сверх убытков, являются карательными, санкции в гражданских правоотношениях могут взыскиваться в бесспорном порядке, а в административных — в судебном порядке. Наиболее оптимальным следует признать разграничение административных и гражданско-правовых санкций по существу правоотношений, за нарушение правовой обязанности в которых наступает ответственность.

Такое разграничение для предпринимателей имеет практическое значение, так как административный (финансовый) штраф, налагаемый за нарушения в сфере управления, уплачивается из чистой прибыли, остающейся на предприятии, а гражданско-правовой штраф (неустойка, пеня) отражается на счете «Прибыль и убытки» и относится на внереализационные расходы.

Одним из способов государственного регулирования предпринимательской деятельности является установление порядка лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и непосредственно лицензирование. Порядок лицензирования и перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, определяется Правительством РФ. Основания и порядок лицензирования могут устанавливаться отдельными законодательными актами.

^ 2. НАЛОГИ КАК МЕХАНИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Основы налоговой системы.

Действующая в Российской Федерации налоговая система была введена с 1 января 1992 года Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Она представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

При этом под налогом (сбором, пошлиной и другим платежом) понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками.

В указанный закон вносились многочисленные изменения и дополнения. Тем не менее налоговое законодательство далеко от совершенства.

В соответствии с действующим законодательством на территории России взимаются три вида налогов:

  • федеральные;

  • налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных образований;

  • местные налоги.

Вопросы федеральных налогов и сборов (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и входят в исключительную компетенцию Российской Федерации (ст.71 Конституции Российской Федерации). Федеральные налоги взимаются на всей территории России.

К федеральным налогам относятся следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость;

  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;

  • налог на доходы банков;

  • налог на доходы от страховой деятельности;

  • налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

  • налог на операции с ценными бумагами;

  • таможенная пошлина;

  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;

  • платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

  • подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

  • подоходный налог с физических лиц;

  • налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

  • гербовый сбор;

  • государственная пошлина;

  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

  • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований относятся следующие налоги:

  • налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев, областей, областной, окружной бюджеты автономных образований и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;

  • лесной доход;

  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

  • сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Наиболее обширным представляется перечень местных налогов, к которым законодательством отнесены следующие налоги:

  • налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

  • земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

  • курортный сбор;

  • сбор за право торговли. Сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими органами государственной власти. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;

  • целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий и на другие цели. Ставка сборов в год не может превышать размера одного процента от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица — размера одного процента от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а в поселках и сельских населенных пунктах — на собраниях и сходах жителей;

  • налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе;

  • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

Налог уплачивают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10 процентов суммы сделки;

  • сбор с владельцев собак. Этот налог уплачивают физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

  • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению, в размере: юридические лица — 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, физические лица — 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия, — половины установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый день торговли;

  • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10 процентов стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;

  • сбор за выдачу ордера на квартиру. Этот сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

  • сбор за парковку автотранспорта. Его вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей местах в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти;

  • сбор за право использования местной символики. Сбор обязаны вносить производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и прочее), в размере, не превышающем 0,5 процента стоимости реализуемой продукции;

  • сбор за участие в бегах на ипподроме. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной масти, на территории которых находится ипподром;

  • сбор за выигрыш на бегах. Он вносится лицами, выигравшими в игре на тотализаторе на ипподроме, в размере, не превышающем 5 процентов суммы выигрыша;

  • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Он вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5 процентов этой платы;

  • сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1 процента суммы сделки;

  • сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории съемок и прочее), в размерах, устанавливаемых местными органами государственной масти;

  • сбор за уборку территорий населенных пунктов. Эту плату вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом местными органами государственной власти.

Законодательство устанавливает исчерпывающий перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей. Их установление и отмена осуществляются высшим законодательным органом России и другими органами государственной власти в соответствии с законом «Об основах налоговой системы». Причем органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.

Следует заметить, однако, что Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно повышать ставку налога на прибыль, но не более чем на 25 процентов для предприятий и организаций, а для банков и страховщиков — не более чем на 30 процентов. При этом ставка зачисляемого в республиканский бюджет Российской Федерации на прибыль предприятий и организаций установлена в размере 13 процентов. До принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений об увеличении ставок налога на прибыль для всех налогоплательщиков Указом Президента ставка установлена в размере 22 процентов.

Этим Указом Правительству Российской Федерации поручено внести на рассмотрение Федерального собрания предложения о предоставлении органам государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения права введения дополнительных налогов и сборов, помимо предусмотренных законом налогов республик в составе Российской Федерации и краев, областей, автономных образований (ст. 20 Закона -«Об основах налоговой системы»), а также органам местного самоуправления — права введения на подведомственной им территории дополнитель­ных местных налогов и сборов, кроме предусмотренных статьей 21 названного Закона. При этом имеется в виду, что расходы предприятий и организаций на уплату указанных налогов и сборов производятся ими за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.

Кроме того, цитируемым Указом введены следующие новые федеральные налоги:

  • специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей.

Определение плательщиков специального налога и объектов налогообложения, облагаемого оборота, порядка и сроков уплаты, порядка применения налоговых льгот, а также ответственности плательщиков за правильность и своевременность уплаты специального налога производится в соответствии с Законом Российской Федерации и «О налоге на добавленную стоимость». Ставка специального налога устанавливается в размере 3 процентов от налогооблагаемой базы, определяемой в соответствии с тем же Законом. Две трети суммы поступлений от специального налога зачисляется в Федеральный бюджетный фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации, а одна треть — в аналогичные фонды субъектов Российской Федерации;

  • транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).

Средства от взимания транспортного налога направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.

По налогам могут устанавливаться льготы. Перечень льгот не ограничен Законом. Среди льгот можно назвать: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов) и др.

Определенные льготы были предусмотрены Указом Президента Российской Федерации о некоторых изменениях в налогообложении. Так, освобождены от налога на прибыль доходы, полученные юридическими лицами по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам; прибыль, направленная на финансирование в порядке долевого участия капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, на проведение предприятиями и организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, добровольные взносы в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

Освобождена от налогообложения прибыль общественных организаций инвалидов, направленная на обеспечение уставной деятельности этих организаций или израсходованную самостоятельно на социальные нужды инвалидов, государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров, домов культуры, цирков, зоопарков и парков культуры и отдыха, полученная от их основной деятельности и др. В целях стимулирования развития малого предпринимательства установлены конкретные льготы для малых предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, производстве продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также в строительстве объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Рассматривая вопрос о предоставлении налоговых льгот необходимо иметь в виду, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований могут устанавливать дополнительные льготы по налогообложению только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не предусмотрено законодательными актами России.

Порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов, установление которых относится к компетенции законодательного органа, определяется отдельными законами Российской Федерации. В их числе можно назвать следующие: «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г., «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., «О плате за землю» от 11 октября 1991 г., «О дорожных фондах в РСФСР» от 18 октября 1991 г., «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г., «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12 декабря 1991 г., «О налогообложении доходов банков» от 12 декабря 1991 года, «О налогообложении доходов от страховой деятельности» от 13 декабря 1991 г., «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г., «О подоходном налоге с предприятий» от 20 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями. Порядок уплаты налогов определен в законе «Об основах налоговой системы».

В соответствии с законодательными актами в первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие платежи. На сумму этих платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) налогоплательщика. Затем уплачиваются местные налоги, вносимые за счет дохода (прибыли), если таковые взимаются. После этого налогооблагаемый доход (прибыль) налогоплательщика уменьшается на сумму местных налогов и уплачиваются все остальные налоги, вносимые за счет дохода (прибыли). - Подоходный налог (налог на прибыль) вносится за счет дохода (прибыли) остающегося у налогоплательщика после уплаты всех вышеперечисленных налогов.

Помимо вышеперечисленных видов налогов в налоговую систему России входят платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в фонды обязательного медицинского страхования. Порядок уплаты этих платежей регулируется специальным законодательством.

Общее знакомство с налоговым законодательством, действующим на территории Российской Федерации, позволяет убедиться в большом разнообразии налогов в нашей стране.

В целях совершенствования налоговой политики, ослабления налогового бремени для товаропроизводителей и ограничения инфляционных процессов Президент Российской Федерации издал Указ «О некоторых вопросах налоговой политики». Этим документом предусматривается дальнейшее совершенствование налоговой системы путем уменьшения количества налогов, снижения на 10— 20 процентов ставок взимаемых с предприятий основных налогов (на прибыль и на добавленную стоимость) и налогов, устанавливаемых в зависимости от объемов оплаты труда и объемов производства, при одновременном повышении уровня налогообложения доходов физических лиц, а также имущества юридических и физических лиц, уменьшения количества налоговых льгот. Намечается осуществление и других мероприятий в этом направлении.

К настоящему времени наметились два пути решения проблемы совершенствования налогового законодательства: создание единого комплексного кодифицированного акта — Налогового кодекса России и планомерное изменение отдельных налоговых законов.

Разрабатывая новое налоговое законодательство необходимо четко представлять себе функции, которые выполняют налоги, и роль, которая возлагается на них с учетом мировой практики.

Налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция служит для формирования бюджета (косвенное налогообложение — НДС, акцизы). Регулирующая функция осуществляется через прямое налогообложение (налог на прибыль).

Фискальное значение налога на прибыль не должно быть великим. Так, доля налога на прибыль в общей сумме налоговых поступлений в 1989 году составила: в Великобритании — 12%, Италии — 10%, США, Канаде и Испании — 9%, Германии — 6%, Дании — 4%.

Мировой опыт свидетельствует: изъятие у налогоплательщика до 30% его дохода — вот тот порог, за пределами которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и сокращение инвестиций в экономику.

^ Изъятие более 40—50% доходов предприятий и населения ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства.

Преобладание фискальной функции в России в конце XX в. можно было оправдать сложной экономической ситуацией. Во время второй мировой войны ставка обложения отдельных доходов в США и Англии составляла 80—90% и даже до 100%, но с условием возврата после войны. И это находило понимание у населения.

^ 2.2. Функции органов,

контролирующих соблюдение налогового законодательства.

Контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей возложен на специально созданную для этих целей единую независимую централизованную систему органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Права и обязанности органов налоговой службы определены законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами от 2 июля 1992 г., от 24 июня 1992 г., от 25 февраля 1993 г.) и «Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г.

В части выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений органы налоговой полиции наделены теми же правами, что и налоговые инспекции.

Должностные лица налоговых органов имеют право истребовать и проверять все документы у налогоплательщиков, связанные с учетом, начислением и уплатой налогов, изымать их при необходимости; требовать устранения выявленных нарушений; приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях в случаях непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением или уплатой налогов; налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан; применять финансовые санкции к предприятиям, учреждениям и организациям.

Налоговые органы могут предъявлять в суд или арбитражный суд иски:

  • о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством;

  • о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и о взыскании доходов, полученных в этих случаях;

  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

  • о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Права государственных налоговых инспекций, связанные с применением финансовых санкций, наложением административных штрафов, предъявлением в суд или арбитражный суд исков предоставлены только начальникам налоговых инспекций и их заместителям.

Результаты проверок и обследований предприятий, учреждений и организаций, граждан должностные лица налоговых органов оформляют актами, в которых подробно излагаются факты выявленных нарушений налогового законодательства. В актах прописываются обязательные для выполнения руководителями предприятий, учреждений, организаций и гражданами требования об устранении выявленных нарушений, а также о внесении в бюджет сумм недоимок по налогам и другим обязательным платежам. Решение о применении финансовых санкций принимается руководителем налогового органа или его заместителем в письменном виде. Это важно как в плане защиты прав налогоплательщиков, так и в плане законности деятельности налоговых органов. Решения руководителей по актам проверок, а не сами акты (кроме актов, подписанных самим руководителем (заместителем руководителя) налогового органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Закон «О государственной налоговой службе в РСФСР» предусматривает упрощенный порядок взыскания в бюджет недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных действующим законодательством: в бесспорном порядке с предприятий, учреждений, организаций, а с граждан — в судебном порядке. Указанный здесь бесспорный порядок взыскания штрафов и иных санкций налоговыми органами в декабре 1996 г. Конституционным Судом РФ был признан несоответствующим нормам части 3 ст. 35 Конституции РФ, которая допускает лишение имущества собственника только по решению суда. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации предоставило налоговым инспекциям право предъявлять иски к предприятиям в суде или арбитражном суде, о чем ранее уже указывалось.

В пункте 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» речь идет о праве налоговых инспекций всех уровней предъявлять иски: неимущественного (организационного) характера и имущественные (о взыскании незаконных доходов).

Однако иски о ликвидации предприятия и признании недействительными сделок, регистрации предприятий не обязательно должны предъявляться вместе с требованием о взыскании доходов. Эти иски могут предъявляться в качестве самостоятельных. Налоговые инспекции, как правило, не заявляют требования о взыскании полученных доходов. Но и арбитражный суд может не удовлетворить требования о взыскании доходов. В современных условиях хозяйствования с учетом неплатежей и инфляции подобное взыскание доходов приведет к банкротству или ухудшению финансового положения предприятия.

^ 2.3. Права и обязанности предпринимателей-налогоплательщиков

Каждый предприниматель, занимающийся хозяйственной деятельностью, является и субъектом финансовых отношений как налогоплательщик. Будучи налогоплательщиками, предприниматели должны правильно использовать свои права и обязанности.

Рассмотрим отдельные права налогоплательщиков. К ним относят право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов, предусмотренными налоговым законодательством;

  • представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

  • знакомиться с актами проверок налоговых органов;

  • представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проверок;

  • обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц в судебном или административном порядке.

Налогоплательщик должен четко исполнять возложенные на него налоговым законодательством обязанности. Прежде всего, чтобы не возникало недоразумений и конфликтных ситуаций, каждый субъект хозяйственной деятельности должен зарегистрироваться в государственной налоговой инспекции по месту нахождения предприятия.

Главными обязанностями налогоплательщика являются ведение бухгалтерского учета, составление отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и своевременная и полная уплата налогов.

Все бухгалтерские документы предприятия обязаны храниться не менее 5 лет и представляться налоговым органам в необходимых случаях. В случае выявления проверками налоговых органов суммы сокрытого или заниженного дохода предприятия обязаны вносить исправления в бухгалтерскую отчетность.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, проведенной налоговыми органами, налогоплательщик обязан представить письменные пояснения мотивов отказа от подписания акта; он также обязан выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

При ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению собственника (органа им уполномоченного) либо по решению суда налогоплательщик обязан сообщить своей государственной налоговой инспекции в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации или реорганизации.

Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.

Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо его отменой. В случае ликвидации юридического лица в судебном порядке или по решению собственника обязанность по уплате недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года о некоторых изменениях в налогообложении налоговым инспекциям предоставлено право бесспорного взыскания недоимки по плате­жам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.

В этих целях предприятия независимо от форм собственности ведут учет просроченной дебиторской задолженности и ежеквартально составляют перечень предприятий-дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Этот перечень дебиторов, подписанный руководителем предприятия и главным бухгалтером, а также заявление предприятия — недоимщика, подписанное теми же должностными лицами, и акт выверки суммы просроченной дебиторской задолженности, подписанный руководителями и главными бухгалтерами обеих сторон, направляются в налоговую инспекцию.

Предпринимателям — налогоплательщикам следует иметь в виду, что бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки. Заметим, что гражданским законодательством установлен максимальный срок исковой давности в три года. Отношения по налогам относятся не к гражданско-правовым, но, тем не менее, вряд ли оправданно устанавливать по налоговым обязательствам шестилетний срок исковой давности. Ведь в том же Законе об основах налоговой системы предусмотрена обязанность предпринимателей-налогоплательщиков хранить бухгалтерскую отчетность и другие документы не менее пяти лет. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года. Этот срок соответствует общему сроку исковой давности в гражданско-правовых отношениях, и, думается, что он должен быть единым и в финансово-правовых отношениях и равняться трем годам.

Выполнение налоговых обязательств предпринимателями-налогоплательщиками — важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов других обязательных платежей. Такие меры представлены финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственностью.

Финансовая ответственность за нарушение налогового законодательства установлена Законом Российской федерации «Об основах налоговой системы».

За нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность в виде:

  • взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы;

  • штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета объектов налогообложения с нарушением действующего порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, — в размере 10% доначисленных сумм налога; за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, — в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога;

  • взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная со срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

  • других санкций, предусмотренных законодательными актами.

В судебно-арбитражной практике по применению ответственности за нарушения налогового законодательства выявилась серьезная проблема: правильно квалифицировать правонарушения. Наиболее ощутимые санкции предусмотрены за сокрытие, занижение прибыли и за ведение учета с нарушением установленного порядка. По некоторым оценкам в 90% случаев неправильно дается оценка действиям, приводящим к недоплате НДС.

Закон предусматривает в качестве основания для наложения взысканий сокрытие или не учет объекта налогообложения. Объектом налогообложения является юридический факт, порождающий обязанность заплатить налог. Основной объект НДС — совершенные сделки, приводящие к изменению собственника предмета сделки. Именно сокрытие факта совершения такой сделки можно квалифицировать как сокрытие объекта налогообложения. Неправильное же определение размера сделки искажает налоговую базу, что, по нашему мнению, следует квалифицировать как ведение учета объекта налогообложения с грубым нарушением установленного порядка, повлекшим за собой укрытие или занижение суммы налога.

Разъяснения по этому поводу дал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письме от 31 мая 1994 года № С-1-7/ОП-370 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства», но не со всеми положениями этого письма можно согласиться.

Во-первых, вряд ли можно признать понятия «сокрытие» и «занижение» прибыли суть однопорядковые.

Во-вторых, разъясняя суть правонарушения в виде сокрытия или занижения прибыли (дохода) суд использовал не совсем удачный пример, когда предприятие неправомерно применило к себе льготу. В этом случае суд не усматривает нарушения в виде сокрытия или занижения дохода. В то же время по спору, рассмотренному Воронежским областным арбитражным судом между налоговыми органами и подобным описанному юридическим лицом при аналогичной ситуации, применение санкций по подпункту «а» пункта 1 статьи 13 Основ налоговой системы в Российской Федерации Высший Арбитражный Суд РФ признал правомерным. Ситуация настолько сложна и неоднозначна, что в ней не могут разобраться даже опытные юристы. Однозначно лишь одно: необходимо более четкое и конкретное изложение анализируемой нормы Закона. В Законе должно быть четко определено: что есть сокрытие или занижение прибыли, а что есть неправильное ведение учета объекта налогообложения.

Совершенно очевидно, что должна быть строгая дисциплина в уплате налогов, без которых невозможно решение социальных, оборонных и многих других вопросов в стране. Но при этом следует, исходить все-таки из того, что первична экономика, производство, а налоги и другие обязательные платежи должны стимулировать производство, а не угнетать их. С учетом этих обстоятельств должна строиться налоговая и штрафная политика.

Решения налоговых органов и их должностных лиц о применении финансовой ответственности могут быть обжалованы в судебном или административном порядке.

В соответствии со ст. 14 Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» налогоплательщик вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в вышестоящую налоговую инспекцию. Гражданский кодекс РФ (ст. 12) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ представляет право организациям обращаться в судебные органы с заявлением о признании недействительными и неправомерными актов любых государственных органов, касающихся предприятия. Такое же право на обращение в суд предоставлено физическим лицам Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В Арбитражном процессуальном кодексе РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны споры, возникающие в сфере управления, в частности: о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группе лиц); о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей штрафов и других денежных средств государственными и иными органами, в том числе органами, осуществляющими антимонопольную политику, банками, инспекциями, иными контролирующими органами, если законодательством не предусмотрено списание ими денежных средств в бесспорном порядке; о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций, по другим основаниям государственными налоговыми инспекциями и иными контролирующими органами в бесспорном порядке с нарушением требований законодательства.

Права государственных налоговых инспекций определены Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» (ст. 7). В частности, инспекциям предоставлено право взыскивать в бюджет в бесспорном порядке с предприятий, учреждений, организаций недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций. Однако правом на бесспорное списание указанных денежных средств наделены только начальники государственных налоговых инспекций и их заместители.

Следовательно, составленный должностным лицом налоговой инспекции (инспектором) акт проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, не является тем актом, который может быть обжалован в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ (за исключением случаев составления акта руководителем налоговой инспекции или его заместителем). Изложенные в таком акте обстоятельства могут служить основанием для принятия начальником государственной налоговой инспекции или его заместителем решения о применении к предприятию, учреждению, организации установленных санкций и взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

Именно решение, принятое руководителем государственной налоговой инспекции или его заместителем, предприятие вправе обжаловать. Если решение руководства налоговой инспекции по акту проверки отсутствует, спор арбитражному суду неподведомственен.

На практике имеют место обращения предприятий и организаций в арбитражный суд с исками к налоговым органам как о признании недействительными актов (решений) этих органов о бесспорном взыскании денежных средств, в том числе и о признании платежного требования не подлежащим исполнению, так и о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми инспекциями в бесспорном порядке.

От правильного выбора предмета спора зависит размер государственной пошлины; это также сказывается на сроках рассмотрения дела и восстановления нарушенных законных прав налогоплательщика.

В признании недействительными актов налоговых инспекций могут заявляться исковые требования в тех случаях, когда вынесенное решение о применении финансовых санкций еще не выполнено. В целях обеспечения иска предприятие может поставить вопрос о приостановлении исполнения банком платежного поручения (инкассового распоряжения). В случае положительного решения арбитражного суда о принятии мер по обеспечению иска предприятию гарантируется сохранение в обороте денежных средств до окончательного разрешения спора по существу. Предпринимательским структурам следовало бы активнее использовать эту возможность сохранения денежных средств на своем счете хотя бы определенное время. Но практика, например, Арбитражного суда Воронежской области свидетельствует об обратном: за весь период действия указанной нормы законодательства были только единичные обращения с подобным ходатайством.

С аналогичными требованиями могут обращаться заинтересованные организации и в случаях неполного (частичного) несогласия с выводами проверяющего органа.

В этих случаях государственная пошлина платится в размере, предусмотренном для неимущественных исков. При удовлетворении такого искового заявления арбитражный суд признает решение налоговой инспекции недействительным (полностью или частично).

Решение о возврате денежных сумм, если они уже уплачены, списаны, не выносится. Инспекция должна возвратить списанные по признанному недействительным акту денежные суммы, а также прекратить взыскание, если часть их еще не списана.

Если налоговая инспекция отказывается возвратить списанные суммы по уже признанному недействительным акту, либо сумма списана до обжалования акта, предприятие обращается в арбитражный суд с исковым заявлением имущественного характера о возврате незаконно списанных сумм. Поэтому по таким требованиям необходима уплата государственной пошлины в установленном размере от цены иска.

В случае истребования списанных Денежных сумм без обжалования самого акта налоговой инспекции о применении финансовых санкций, списанию недоимок по обязательным платежам истец заявляет одно требование. Суд, вынося решение по иску, косвенно решает вопрос и о законности акта налоговой инспекции. Однако, поскольку такое требование не заявлялось, оно не подлежит оплате государственной пошлиной.

Более сложная ситуация складывается в тех случаях, когда в исковом заявлении заявлены одновременно требования о признании недействительным акта государственных налоговых органов и об обратном взыскании уже списанной суммы. Государственная пошлина по такому иску должна уплачиваться за два требования: в размере 20 минимальных оплат труда за требование о признании акта недействительным и в установленном размере от цены иска.

Одновременное требование о признании акта недействительным в таких случаях заметно сокращает срок восстановления нарушенных прав предприятий — налогоплательщиков.

Таким образом, в зависимости от конкретной ситуации и обстоятельств, связанных с нарушением прав, налогоплательщик может добиваться защиты своих имущественных прав в арбитражном суде путем предъявления следующих исков: о признании недействительными решений налоговых органов; о возврате из бюджета денежных средств, взысканных с предприятий и граждан — предпринимателей; о признании инкассовых распоряжений на бесспорное списание средств не подлежащими исполнению; о возмещении убытков, причиненных налогоплательщикам вследствие ненадлежащего исполнения налоговыми органами своих обязанностей.

^ 3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характерной чертой современной экономики стала ее демонополизация. Правовой основой этого процесса является антимонопольное законодательство.

Известный закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., в редакции Закона от 25 мая 1995 г. определил юридические правила конкуренции, т.е. состязательности предпринимателей на товарных рынках. Именно конкуренция ограничивает возможности каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия товарного рынка, стимулирует производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю.

Антипод конкуренции — монополистическая деятельность, т.е. действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение или устранение конкуренции, повышение цен.

Закон определяет доминирующее положение как исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, устанавливаемую ежегодно Антимонопольным комитетом.

Закон установил, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов. Однако с июля 1994 г. Антимонопольным комитетом этот уровень установлен в пределах 65% или от 35 до 65%, если он доказан территориальными органами ГКАП.

Действующее законодательство Российской федерации устанавливает для предприятий-монополистов целый ряд ограничений и неблагоприятных последствий, в том числе регулирование цен на их продукцию и ее сбыта.

Предприятие признается монополистом с момента включения его в Государственный реестр предприятий-монополистов, составление, утверждение и ведение которого поручено антимонопольному комитету Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 20 января 1992 г. № 2218-1 «О государственном регулировании деятельности предприятий—монополистов».

Закон об антимонопольной деятельности не определил порядок и критерий включения в Госреестр предприятий. Этот порядок определен Положением «О государственном реестре РСФСР объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарном рынке», утвержденным Антимонопольным комитетом Российской Федерации. За критерий отнесения предприятий к предприятиям-монополистам принято лишь доминирующее положение предприятия на республиканском или местном товарном рынке. Под местным товарным рынком понимается территория (сфера обращения товаров) республики в составе РФ, автономных образований, края, области либо группа населенных пунктов, где есть возможность приобрести тот или иной товар (услуги, работы).

Основаниями для включения предприятий в Государственный реестр предприятий-монополистов (республи­канский или местный) должны быть:

— доминирующее положение предприятия на соответствующем товарном рынке;

— злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, т.е. совершение запрещенных действий;

— невыполнение предписаний антимонопольных органов о пре­кращении запрещенных действий.

Для проведения антимонопольной политики, контроля за при­менением антимонопольного законодательства созданы специальные органы исполнительной власти — Государственный антимоно­польный комитет РФ и его территориальные управления, которые составляют единую систему и не входят в структуру исполнитель­ных органов и независимы от них.

Название антимонопольного органа России отражает двуединую цель антимонопольного законодательства: борьба с монополизмом и поддержка, развитие конкуренции.

Антимонопольные органы созданы для проведения государствен­ной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, огра­ничению монополистической деятельности и пресечению недобро­совестной конкуренции.

Антимонопольный комитет является одним из центральных ор­ганов управления. Его полномочия определены Антимонопольным законом исчерпывающе. В соответствии со ст. 3 этого Закона Анти­монопольный комитет сам образует территориальные управления и устанавливает их полномочия в пределах компетенции, опреде­ленной Законом.

В полном объеме полномочия территориальных управлений оп­ределены Типовым положением о территориальном управлении, ут­вержденном 17 октября 1991 г. Антимонопольным комитетом РФ.

Задачи антимонопольных органов определяют две стороны их дея­тельности: репрессивную и созидательную. Репрессивная сторона деятельности заключается в осуществлении предварительного и те­кущего контроля за деятельностью предпринимателей (хозяйствую­щих субъектов), органов государственной власти и управления, их должностных лиц; привлекают нарушителей к ответственности, при­меняя санкции, предусмотренные законодательством. К созидатель­ной деятельности относится содействие формированию рыночных от­ношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, развитию малого и среднего предпринимательства. (В 1998 г. создан самостоятельный Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства).

Антимонопольные органы имеют в распоряжении такие средст­ва воздействия, как выдача соответствующих предписаний пред­принимателям, органам власти и управления, а при их невыполне­нии — наложение административных взысканий (предупреждений и штрафов). Процедура применения этих мер воздействия опреде­лена Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольно­го законодательства, утвержденными Антимонопольным комитетом Российской Федерации 2 июля 1991 года.

Предпринимателям, органам власти и управления, их должно­стным лицам Закон предоставляет право обжаловать предписания и решения антимонопольных органов о наложении штрафов в су­дебном порядке. Закон прямо не предусматривает возможность об­жалования решения антимонопольных органов о включении пред­приятия в реестр предприятий-монополистов, т.е. решений о при­знании предприятия монополистом. Однако Гражданский кодекс РФ, а также Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусмат­ривают возможность предприятий и других организаций обращаться в арбитражный суд с иском о признании недействительным полно­стью или частично решения любого государственного органа вла­сти и управления, каковыми и являются эти органы.

В соотношении исполнительной и судебной власти при исполь­зовании мер воздействия приоритет отдан судебной власти, что от­ражает коренные изменения в разграничении властей, повышение значения юридических гарантий прав и законных интересов хозяй­ствующих субъектов, должностных лиц предприятий, органов го­сударственной власти и управления.

^ 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Цены и тарифы прежде всего используются в товарно-денежных отношениях для расчетов за товары (продукцию), работы и услуги. Неустойка (штраф, пени) и убытки, вызванные нарушением дого­ворных обязательств, также исчисляются в денежном выражении с использованием цены.

Цена — важнейший инструмент формирования и функциониро­вания рынка. Свободное ценообразование — один из неотъемлемых элементов рыночных отношений. С другой стороны, с ценами свя­заны развитие экономики и социальные интересы граждан. Поэто­му государство оказывает влияние на ценообразование и ценоприменение, используя при этом различные формы воздействия. Госу­дарство определяет порядок установления и применения цен и кон­тролирует его соблюдение. В предусмотренных законодательством случаях государственные органы прямо воздействуют на цены пу­тем утверждения фиксированных цен, либо установления предель­ного размера цены, либо предельного уровня рентабельности.

Пределы вмешательства государства в ценообразование и ценоприменение, способы прямого или косвенного воздействия на цены определены нормативными актами.

В условиях либерализации цен важное значение имеет государ­ственный контроль за соблюдением цен, применение санкций к предпринимателям, нарушающим порядок установления и приме­нения цен.

Функциональным органом, анализирующим процессы ценооб­разования на товарных рынках, ведущим статистическое наблюде­ние за рыночными и регулируемыми ценами, координацию деятель­ности органов государственного управления в области ценообразо­вания, является Департамент Минэкономики РФ по политике цен. В субъектах Федерации созданы специальные органы ценообразо­вания для решения вопросов, связанных с установлением и приме­нением цен. Эти органы контролируют соблюдение государствен­ной дисциплины цен. На предприятиях торговли и общественного питания контролировать соблюдение дисциплины цен вправе орга­ны государственной инспекции по торговле и качеству товаров.

В зависимости от порядка установления цен различаются ры­ночные, регулируемые и фиксированные цены.

Рыночная — цена продукции (товара, работ или услуг) склады­вающаяся на рынке без прямого вмешательства государства. В от­личие от рыночной регулируемая цена определяется при прямом государственном воздействии на нее путем установления верхнего предела цены, предельного уровня рентабельности, предельного уровня наценок, скидок либо нормативов определения цен предпри­нимателями. Фиксированная — твердо установленная цена.

Рыночные цены — это свободные цены. Они определяются за­ключаемыми договорами. Однако и при государственных регули­руемых ценах (за исключением фиксированных) цена также опре­деляется договором, только усмотрение сторон в ее определении ог­раничено.

Экономическое назначение цены — иной критерий, который ис­пользуется для разграничения оптовых, розничных и закупочных (заготовительных) цен.

Оптовая цена — цена заводской продукции, свободная от наце­нок. Розничные цены применяются на товары народного потребле­ния при их продаже населению, а закупочные — для расчетов за продукцию и сырье, приобретаемые у сельскохозяйственных орга­низаций.

Предприниматель вправе предложить своему контрагенту любую цену на товар (работы, услуги), если она не попадает в сферу госу­дарственного регулирования цен. Если же контрагент злоупотреб­ляет своим доминирующим положением на товарном рынке, допус­кает нарушения запретов, установленных антимонопольным зако­нодательством, предприниматель вправе обжаловать его действия в антимонопольные органы. Предприятия-монополисты, включен­ные в государственный реестр предпринимателей-монополистов, обязаны декларировать повышение свободных цен на продукцию, работы, услуги, по которым они являются монополистами.

Декларирование означает необходимость объявлять о принятии решения о повышении свободных цен путем направления в органы ценообразования декларации, а также регистрировать в этих орга­нах новый размер свободной цены.

Договорная цена закрепляется в договоре, подписанном сторо­нами в виде одного документа, либо в письмах, телеграммах, теле­тайпограммах, которыми обменялись стороны. Однако следует иметь в виду, что любое соглашение о цене, ее изменении может быть подписано только тем должностным лицом, которое уполномочено подписать договор.

В условиях инфляции в договорах следует предусмотреть воз­можность изменять согласованную цену. Особенно важны такие ус­ловия в связи с п. 2 ст. 424 ГК РФ, предусматривающей, что измене­ние цены договора после его заключения допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном за­коном порядке.

Споры по свободной цене подлежат рассмотрению в арбитраж­ном суде, если ему подведомствен спор, возникающий при за­ключении договора.

Нарушение государственной дисциплины цен влечет ответствен­ность предпринимателя, выражающуюся в изъятии в доход бюдже­та из прибыли предприятия сумм, излишне уплаченных в результа­те этого нарушения, и взыскании в таком же размере штрафа.

Основания и порядок применения ответственности за наруше­ние государственной дисциплины цен установлен «Порядком при­менения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен» от 1 декабря 1992 г.

В качестве нарушений государственной дисциплины цен рассмат­риваются следующие действия предпринимателя:

  1. Завышение госу­дарственных регулируемых цен (фиксированных, предельных, пре­дельных уровней рентабельности и др.).

  2. Завышение цен, зарегист­рированных при декларировании.

  3. Завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую по межправительственным соглашени­ям в государства СНГ и другие независимые государства.

  4. Завыше­ние надбавок к регулируемым ценам, непредставление или заниже­ние установленных скидок.

  5. Включение в стоимость работ и услуг фактически не выполненных работ (услуг), учтенных при формиро­вании цен.

  6. Применение регулируемых цен, наценок тарифов пред­принимателями в сфере общественного питания, коммунального хо­зяйства и бытового обслуживания населения, когда уровень обслужи­вания не соответствует характеристикам, предусмотренным при уста­новлении цен, наценок и тарифов.

  7. Нарушение предпринимателя­ми-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов.

  8. Неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности.

  9. Завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня.

  10. Применение свободных цен, тарифов, наценок, не со­гласованных с потребителями в надлежащем порядке.

Решение о применении санкций за нарушения государственной дисциплины цен принимают органы ценообразования. Списание в доход бюджета сумм осуществляют органы налоговой инспекции.

Предприниматели, выявившие самостоятельно допущенные ими нарушения при установлении или применении цен, вносят добровольно в бюджет излишне полученные суммы без уплаты штрафов.

Если предприниматель не согласен с решением органа ценооб­разования, он вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения полностью или частично недействительным, или направить жалобу вышестоящему органу ценообразования. За­явление в арбитражный суд может быть подано и без предваритель­ного обжалования решения в вышестоящий орган управления.

Неправильно взысканные в бюджет суммы возвращаются орга­нами налоговой службы на основании решения арбитражного суда о признании недействительным применения санкций.

  1   2




Похожие:

Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей iconА. Я. Курбатов (опубликована в приложении к журналу «Хозяйство и право» 2009 г. №1) Защита прав и закон
Защита прав и законных интересов предпринимателей в публичных отношениях: порядок реализации и проблемы правоприменения
Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «защита гражданских прав субъектов предпринимательской деятельности» для специальности «Юриспруденция» (по оксо 030501)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учрежедение высшего профессионального образования
Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «защита гражданских прав субъектов предпринимательской деятельности» для специальности «Юриспруденция» (по оксо 030501)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учрежедение высшего профессионального образования
Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей iconГосударственное регулирование предпринимательской деятельности

Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей iconПрограмма дисциплины «Защита прав предпринимателей» Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей iconПрограмма дисциплины «Защита прав предпринимателей» Для специальности 030500. 68 «Юриспруденция» подготовки магистра
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей iconДоговор поставки в предпринимательской деятельности
Договор поставки охватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности предпринимателей. Заключение этого договора...
Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей iconПрограмма дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Автор программы курса: доцент, кандидат экономических наук Алимова Татьяна Александровна
Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «защита гражданских прав субъектов предпринимательской деятельности» для специальности «Юриспруденция» (по оксо 030501)
Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работI. Извлечение из государственных образовательных стандартов
Екимов С. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и защита прав предпринимателей iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «защита гражданских прав субъектов предпринимательской деятельности» для специальности «Юриспруденция» (по оксо 030501)
Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работI. Извлечение из государственных образовательных стандартов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы