Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» icon

Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История»



НазваниеПрограмма дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История»
страница1/2
Доброхотов А.Л
Дата конвертации15.04.2013
Размер365.31 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>
  1   2

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет истории


Программа дисциплины

Философия


для направления 030600.62 «История»

подготовки бакалавра


Авторы: д.филос.н., профессор кафедры истории

философии Доброхотов А.Л.

ст. преподаватель кафедры онтологии, логики и

теории познания Горбатов В.В.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Философия» истории философии

Председатель Кашников Б.Н Зав. кафедрой А.М. Руткевич


«_____» __________________ 2010 г. «____»_____________________ 2010 г.


Утверждена УС факультета

Истории

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2010 г.

Москва — 2010

^ Пояснительная записка

Философия (греч. – буквально, «любовь к мудрости») в ряду общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в высшей школе, занимает особое место. Это обусловлено тем, что она единственная сделала предметом своего изучения не какие-то отдельные аспекты окружающего нас мира или отдельные узко профессиональные виды деятельности, а мир целиком (бытие), многообразные формы отношений человека и мира, все виды человеческой деятельности. Начавшись как онтология (учение о бытии), философия помогла людям осознать, что познаваемая действительность не существует для всех неизменно и единообразно, но будучи «жизненным миром человека», она исторически изменчива, разнообразна и многомерна.

Философское знание о мире выражается в форме теоретических учений, на протяжении всей человеческой истории выполнявших две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является создание целостной картины мира, осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания одного из главных видов человеческой деятельности – познавательной. Культура постиндустриального (информационного) общества, на пороге которого стоит сегодняшняя Россия, стала продуктом этой познавательной деятельности. Роль знания как необходимого условия развития общества в современном мире особенно велика. Философия с начала своего возникновения провозгласила обоснованное и доказательное знание фундаментом для философской картины мира, и благодаря этой установке стала аккумулятором общечеловеческого опыта и ценностей.

Профессиональная подготовка в любой области невозможна без осознания мировоззренческих принципов и предполагает овладение профессиональными навыками, которые включают, помимо узко специальных методов, общеметодологическую философскую базу. Такой общеметодологической базой является раздел философии, называемый «теория познания». Она отвечает на вопросы: «Что такое знание?», «Откуда берутся наши знания?», «Что такое истина?» и т. д., без ответов на которые не возможна ни какая опирающаяся на знание деятельность. Исходя из отмеченной важности мировоззренческих и методологических вопросов, основными задачами изучения курса философии являются:

  1. 1. Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения;

  2. 2. Уяснение методологической роли философского знания;

  3. 3. Ознакомление с главными проблемами современности и ролью философов в их постановке и решении.


В ходе изучения курса философии студенты должны усвоить актуальные философские идеи, определяющие современное бытие, овладеть навыками дискуссий по философской проблематике, научиться анализировать значимые явления с точки зрения их философского смысла. Программа предусматривает проведение семинарских занятий с целями установления обратной связи и приобщения студентов к самостоятельному анализу философских проблем. Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение первоисточников, чтение учебных пособий и исследовательских монографий, подготовку выступлений на семинарах, написание одной контрольной работы и одного реферата. Итоговой формой отчетности по курсу является дифференцированный зачет.


Формы промежуточного контроля и структура итоговой оценки:

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

1) посещение лекций и работа на семинарах (обсуждение поставленных вопросов, доклады,

выступления) – 40% от итоговой оценки;

2) контрольная работа – 5 % от итоговой оценки.

2) реферат (ок.18 тыс. знаков) - 20% от итоговой оценки;

3) зачет – 35 % от итоговой оценки.


^ Тематический план учебной дисциплины


№/



п/п

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самост. работа










Лекции

Семинары и практ. занятия. занятия




1.


^ Особенности истории философии. Возникновение философии



8

2

2

4

2

^ Философские традиции Индии и Китая

14

4

4

6

3

^ Античная философия

14

4

4

6

4

Арабо-исламская философия

7

2




5

5

^ Средневековая философия

8

2

2

4

6

Философия Возрождения

9

2

2

5

7

^ Философия Нового времени

22

6

6

10

8

Русская философия XIX – нач. XX вв.

18

4

4

10

9.

^ Основные течения философии XIX –ХХ вв.

18

4

4

10




Контрольная работа 1
















Реферат 1
















Зачет 1
















Итого:

118

30

28

60



^ Базовый учебник:

История философии / Под ред. Васильева В.В., Кротова А.А., Бугая Д.В. М., 2005; 2-е изд. 2008.


Дополнительные учебники и учебные пособия

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., 1987.

История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая: Философия Древности и средневековья. М., 1995.

История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. вторая: Философия XV – XIX вв. М., 1996.

История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. третья: Философия XIX – XX века. М., 1998.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Тт. 1 – 4. СПб., 1994 – 1997.

Философы Франции. М., 2008.


Энциклопедии

Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008.

Индийская философия: Энциклопедия. М., 2009.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М., 2000–2001; 2004; 3-е изд. – 2010.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.


Содержание курса


Тема 1. Особенности истории философии. Возникновение философии

Понятие философии. Философия в системе культурных доменов. Философия как тип рационального знания. Особенности истории философии. Возникновение философии. Предфилософия «осевой эпохи». Введение в историю западноевропейской философии


^ Тема 2. Философские традиции Индии

и Китая

Возникновение философии в Индии. Особенности философствования в Индии. Девять систем (даршан) традиционной индийской философии: астика (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя, вайшешика) и настика (чарвака-локаята, джайнизм и буддизм). Главные проблемы традиционной индийской философии: вечность мира и Атмана, конечность мира в пространстве, отношения души и тела, возможность жизни после смерти, возможность самообусловленности мира и Атмана, вечность переживаний радости и страдания, наличие плода добрых и злых дел. Современная индийская философия: главные направления исследований.

Философия древнего Китая. Философия и мифология. Социально-этическая направленность древнекитайской философии. Главные школы: конфуцианство, даосизм, легизм. Концепции дао в конфуцианстве и даосизме.

^ Тема 3. Античная философия

Социальные и исторические условия возникновения античной философии. Соотношение философии, религии, мифологии, науки и обыденного сознания.

Школы и представители древнегреческой философии. ^ Ионийская философия. Милетская школа (VII–VI вв. до н.э.). Фалес (ок. 624–547 гг. до н.э.) – первый философ Древней Греции. Его вклад в разработку математики и астрономии; учение о воде как первоначале всех вещей и явлений. Учение Анаксимандра (610-540 гг. до н.э.) об апейроне. Идея природной закономерности. Антимифологическая направленность учения Анаксимена (ок. 583–526 гг. до н.э.) о воздухе. Естественнонаучные идеи Анаксимена.

Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 гг. до н.э.). Идея изменчивости (текучести) мира. Огонь–Логос как первоначало и сущность мира. Циклы космического процесса. Учение о Логосе как законе мироздания и божественной реальности. Диалектика Гераклита: единство и борьба противоположностей, относительность существования и познания противоположностей.

^ Италийская философия. Пифагор (ок. 580–500 гг. до н. э.) и пифагорейцы. Пифагорейская школа как форма научно-религиозного сообщества. Религиозно-этическое учение пифагорейцев о человеке и душе. Число как первоначало и сущность вещей. Учение о мире и “небесной гармонии”. Учение о противоположностях.

^ Элейская школа. Ксенофан (ок.580–473 гг. до н. э.) – теоретический источник философии элеатов. Парменид (род. 540 или 515 гг. до н. э.). Введение категории бытия и открытие умозрения как метода философии. Учение о бытии и познании: характер бытия, отрицание небытия, противопоставление рационального знания “по истине” чувственному знанию “по мнению”. Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.): апология идей Парменида в апориях “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Дихотомия”, “Медимн пшеницы”. Смысл апорий Зенона.

^ Поздняя досократика: Эмпедокл (ок. 490–430 гг. до н. э.), Анаксагор (ок.500–428 гг. до н. э.), Левкипп и Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.) Атомистика Левкиппа–Демокрита: аргументы атомизма, атомы и пустота, свойства атомов (фигура/форма, размер, поворот/положение в пространстве и порядок), движение, понимание причинности, необходимости и случайности. Учение о множественности миров. Этика и учение о душе. Теория познания, роль чувств и разума в познании. Кризис античного космологизма.

Античный гуманизм и Просвещение: ранняя софистика. Тезис Протагора (ок. 491/481–410 гг. до н. э.): “Человек есть мера всех вещей”. Софистика и кризис демократии.

Сократ (470/469–399 гг. до н. э.). Личность и судьба Сократа. Критика им софистов. Предмет и цель философии Сократа. Основные темы сократических размышлений. Единство сознания, знания и блага (добра). Сократический метод диалога и его компоненты: ирония, майевтика, дефиниция и индукция. Тезис о тождестве истины и блага. Сократические школы.

Платон (427–347 гг. до н. э.): жизнь и творчество. Академия Платона. Учение об идеях. Генезис учения. Структуры бытия в свете эйдологии Платона. Идея Блага. Идея и космос. Идея и материя. Платон о душе. Бессмертие души. Структура души. Мировая душа. Этика Платона.

Понятие справедливости и социальная структура полиса.

Учение Платона о знании. Диалектика. "Восхождение" и "нисхождение". Учение о "беспредпосылочном начале".

Космология Платона. Идея бога-демиурга. Творение как процесс. Структура материи. Платон о государстве. Кастовая структура государства. Идея справедливости. Государство и личность. Платонизм как итог классического периода античной философии.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.), его роль в развитии философии и культуры. Размежевание с платоновской школой. Жизнь и творчество Аристотеля. Учение о форме и материи. Понятия возможности и действительности. Четыре причины всех вещей. Учение о сущности: метафизика Аристотеля.

Классификация наук и характеристика научного метода Аристотелем. Роль категорий. Учение о познании. Критика возможностей диалектики и роль логики как инструмента познания.

Физика Аристотеля. Учение о душе. Этика Аристотеля. Поэтика. Учение Аристотеля о государстве. Школа Аристотеля. Начало эллинистической эпохи: Аристотель и Александр Македонский.

Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Эллинистический синкретизм: неопифагорейство, средний платонизм, гностицизм, герметизм.

Неоплатонизм как синтез античной философии: Плотин (204/205–270), Порфирий (232–301/305), Прокл (412–485).

^ Тема 4. Арабо-исламская философия

Ислам как религия и философия. Отношения арабо-исламской философии и античной мысли. Рационалистическая теология «Корана». Исмаилизм, суфизм, ишракизм. Фальсафа — восточный перипатетизм и его представители: аль-Кинди (IX в.), аль-Фараби (870-950), Ибн Сина (ла. Авиценна, 980-1037), Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) . Их онтологические и эпистемологические идеи.

^ Тема 5. Средневековая философия

Становление христианской философии: апологетика и патристика. Западные и восточные Отцы церкви: культурное и идейное размежевание. Патристика (кон. I–VIII вв.) и схоластика (IX–XIV вв.) – основные этапы в развитии средневековой философии. Роль платонизма в становлении патристики и учения Аристотеля – в формировании схоластики. Восточная (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.) и западная (Тертуллиан, Боэций, Августин Блаженный) патристика.

Круг проблем средневековой философии: соотношение разума и веры, добра и зла, богопознания, доказательства бытия Бога, свободы и предопределенности в человеческой деятельности и др. Реализм, концептуализм и номинализм как основные философские подходы в решении проблемы существования общих понятий – фундамента теоретического знания.

Аврелий Августин (354-430 гг.): первый синтез христианского мировоззрения. Идея креационизма. Вечность и время. Философско-историческая концепция Августина. Учение о борьбе “двух градов”– земного и божественного. Эсхатология Августина.

"Ареопагитики" - онтологическая и богословская система. Становление средневековой философии. Каролингское возрождение.

Фома Аквинский (1225–1274) – крупнейший представитель западной схоластики. Учение о “гармонии веры и разума”, “естественная теология” и доказательства бытия Бога. Теократическая теория государства. Идея народного суверенитета.

Средневековая система образования. Схоластика и мистика XII-XIII вв. Ансельм Кентерберийский и его онтологический аргумент. Бернар Клервосский. Абеляр. Аверроизм. Фома Аквинский. Иоанн Дунс Скот. Гроссетест. Оккам. Основные дискуссии зрелого средневековья: реализм и номинализм, проблема двойственной истины, проблема соотношения сущности и существования. Кризис средневековой философии.

^ Тема 6. Философия эпохи Возрождения

Значение термина “Ренессанс”. Эволюция отношения к античности в итальянском Ренессансе: «гуманизация» христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени. Последний философ Средневековья – Николай Кузанский (1401–1464). Обоснование Николаем Кузанским безграничности Вселенной.

Многообразие форм гуманистической мысли. Воззрения Данте Алигьери (1265–1321), Франческо Петрарки (1304–1374), Лоренцо Валлы (1407–1457), Марсилио Фичино (1433–1499). Трансальпийские процессы как этическая форма перехода к Новому времени. Религиозная терпимость, универсальные ценности и миролюбие как принципы “философия Христа” Эразма Роттердамского (1466/69–1536), сформулированные в сочинениях “Похвала глупости” и “Жалоба мира”. Лютер (1483–1546) и Эразм: гуманистические парадигмы. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Философия Контрреформации.

Развитие натурфилософии. Магико-алхимическое понимание природы у Парацельса (1493–1541). Гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника (1473–1543), идея Джордано Бруно (1548–1600) о бесчисленности миров. Разработка экспериментально-математических методов естествознания Леонардо да Винчи (1452–1519).

Социальные и политические идеи Возрождения. Теория “нового государя” Никколо Макиавелли (1469–1527). Коммунистическая утопия Томаса Мора (1478–1535).

Религиозная Реформация. Гуманистические идеи Мартина Лютера, Ульриха Цвингли (1484–1531) и Жана Кальвина (1509–1564). Новые формы покаяния (служение богу и людям через выполнение профессиональных обязанностей, через честное и успешное ведение своих дел) и их роль в формировании и утверждении представления о правах человека.


^ Тема 7. Философия Нового времени

Формирование буржуазного общества. Критика религии, догматизма средневековой схоластики. Научная революция XVII в. и ее философский смысл. Наука как парадигма знания. Роль математического естествознания в формировании парадигмы. “Математические начала натуральной философии” И. Ньютона, его картина мира. Возникновение новой философии как обоснования новой онтологии, методологии познания и науки. Основные черты философии Нового времени и ее историческое значение.

Эмпиризм и рационализм. Обоснование опытного познания Фрэнсисом Бэконом (1561–1626). Проект “Великого восстановления наук”, проблема классификации наук. Учение об “идолах” (“пещеры”, “рода”, “площади”, “театра”) человеческого разума. Проблема теории и практики в учении о “светоносных” и “плодоносных” опытах. Разработка Ф.Бэконом индуктивного метода.

Сенсуалистическая философия Дж. Локка (1632–1704), ее основные принципы. Учение о видах опыта и происхождении знания. Эволюция эмпиризма у Локка. Проблема субстанции. Теория первичных и вторичных качеств. Критика учения о “врожденных идеях”. Учение о внешнем и внутреннем опыте, видах идей и их происхождении. Теория образования общих понятий. Идея субстанции как наиболее абстрактное и неясное понятие. Проблема первичных и вторичных качеств. Непознаваемость материальной и духовной субстанций по Локку. Доктрина либерализма Локка и ее влияние на социально-политическую практику. Педагогические идеи Локка

Рене Декарт (1596–1650) как основоположник рационализма Нового времени. Рационалистический метод Р. Декарта. Cogito и “универсальное сомнение” в качестве предпосылки установления истины. “Мыслю, следовательно, существую” – принцип субъективной достоверности как начало новой философии и науки. Роль интуиции и дедукции в познании. “Врожденные идеи”. Принципы декартовского метода. Интуиция и дедукция. Учение о бытии как о субстанции. Онтологическое обоснование философии и науки. Мыслящая и телесная субстанции, их свойства. Предмет философии. Начало современного понимания предмета науки (материя как предмет физики). Физика Декарта (мир – совершенный механизм).

Рационалистическая онтология «Этики». Б.Спинозы (1632–1677). Пантеизм. Учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Интуиция, дедукция и чувственное познание. “Геометрический метод”. Теория аффектов и этика. Проблема свободы и необходимости в философии Спинозы. «Богословско-политический трактат».

Б. Паскаль (1623–1662). Логика и методология. Противопоставление «логики сердца и логики ума». Человек и бесконечность. Религиозно-этическая проблематика «Мыслей». Паскаль и Декарт: два пути новоевропейского рационализма.

Н. Мальбранш (1638–1715). Синтез неоавгустинианства и картезианства. Идея «видения в Боге». Окказионализм. Решение проблемы свободы.

Плюралистическая онтология и учение о простых субстанциях – монадах в философии Г.В. Лейбница (1646–1716). Эволюция рационализма у Лейбница: компромиссная модель. «Истины разума» и «истины факта». Полемика с Локком. Принципы метода. Монадология. «Хорошо обоснованные фенмены». Предустановленная гармония и понятие совершенства. Теодицея.

Т. Гоббс (1588–1679). Учение о «теле». Номинализм Гоббса. Теория знаков и философия языка. Механицизм и решение психофизической проблемы. Учение о государстве.

Итоги эволюции английского эмпиризма. Дж. Беркли (1685–1753). Принцип «Esse est percipi». Неоплатоническая онтология Беркли. Репрезентативная теория абстракции.

Д. Юм (1711–1776). Структура сознания по Юму. Идеи и впечатления. Ассоциации как модель синтеза. Деструктивный анализ причинности. Концепция «веры». Социальная философия Д. Юма.

Просвещение как культурное течение XVIII в. Энциклопедизм как культурный феномен. Главные лозунги, идеи и представители: Д. Дидро (1713–1784), Ш. Монтескьё (1689–1755), Ф.М. Вольтер (1694–1778), Ж.–Ж. Руссо (1712–1778), Ф. Хатчесон (1694–1746/47). Вольтер и Руссо: две модели Просвещения. Противостояние их философии истории и антропологии.

Решение проблемы дуализма субстанций французскими материалистами. Идея единственности материальной субстанции со свойствами протяжения, самодвижения и способности чувства у Ж. Ламетри (1709–1751); его произведение “Человек машина”. Идея улучшения общественной жизни путем просвещения правителей. Материалистический монизм П. Гольбаха (1723–1789). К. А. Гельвеций (1715–1771): природа — совокупность материальных тел, образованных из атомов. Атеизм французских материалистов.

Немецкое Просвещение. И.И. Винкельман (1717–1768), Г.Э. Лессинг (1729–1781) и И.Г. Гердер (1744–1803). «Штюрмеры». Философские идеи И.В. Гете (1749–1832) и Ф. Шиллера (1759–1805). Контр-Просвещение: И.Г. Гаман (1730–1788) и Ф.Г. Якоби (1743–1819). Протестантская мистика.

Немецкий романтизм как общеевропейское культурное явление. Главные интуиции романтизма: единство хаоса и космоса, ирония, примат эстетизма, культ творчества. Романтизм и философия. Стиль, метод и жанры философствования романтиков.

Философия как теория познания в учении И.Канта (1724–1804). Эволюция философских воззрений Канта, “докритический” и “критический” периоды. Проблема объективности знания и ее разрешение И.Кантом. Трансцендентальный идеализм Канта. Его учение о явлении и “вещи-в-себе”, априорных формах чувственности, рассудка и разума в познании. Обоснование им возможности априорных синтетических суждений в теоретическом знании. Критика метафизики. Практическая философия (этика) Канта, ее основные понятия и принципы.

Разрушение традиционного понимания субстанции (духовной и материальной), недопустимость анализа, устраняющего границы опыта и преступающего опыт (“трансцендентного”).

И.Г.Фихте (1762–1814). Учение о диалектической эволюции «Я». Этические идеи. Концепция замкнутого торгового государства.

Ф.В.Й. Шеллинг(1775–1854). Натурфилософия. Философия тождества. Философия искусства. Философия свободы. Период «позитивной» философии. Философия мифологии. Философия откровения.

Философская концепция Гегеля (1770–1831). «Феноменология духа». Идеалистическая диалектика и основные разделы его философской системы: логика, философия природы, философия духа. Противоречие между методом и системой. Историко-философская концепция Гегеля. Философия права. Философия истории. Эстетика.


^ Тема 8. Русская философия X – нач. XX вв.

Зарождение русской философии. Языческие и христианские влияния в философской культуре Киевской и Московской Руси. Своеобразие первых философских учений. Самобытность и специфические черты русской философской мысли: практическая направленность, онтологизм, патриотизм, историософичность, духовность, предпочтение художественных форм изложения теоретическим. Основные этапы развития русской философии. Оригинальные темы размышлений русской философии: образ Софии-Премудрости; доктрина Филофея Псковского (ок. 1520–1530) “Москва – Третий Рим”; идея соборности.

“Философические письма” П. Я. Чаадаева (1794–1856) как манифест славянофильства и западничества. Проблема оригинальности и заимствований в отечественной философской мысли ХIХ в. Славянофильство и западничество: дискуссии об историко-культурной миссии России и Европы. Взгляды И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова. Идеи В.Г. Белинского. Критика А.И. Герценом ценностей европейского мира. Православие как судьба русского народа в философии Ф.М. Достоевского (1821–881) и Л. Н. Толстого (1928–1910). “Легенда о Великом Инквизиторе”.

Русская религиозная философия, ее проблемы и смыслы. Синтез западного и восточного мировоззрений в философских идеях В. С. Соловьева (1853–1900). Смысл любви как спасение индивидуальности. Религиозный натурализм В. В. Розанова (1856–1919).

“Русская идея”: патриотические и нравственные идеалы русской жизни. Отечественная историософия. Истоки русского космизма ХIХ – ХХ столетий. Учение Н.Ф. Федорова (1829–1903). Проблема совершенствования человеческого рода и освоение космического пространства. Мировоззрение К.Э. Циолковского (1857–1935), В.И. Вернадского (1863–1945), А.Л. Чижевского (1897–1964). Особенности философских взглядов Н.А. Умова (1846–1915). Противостояние человека энтропии.

Общая характеристика русской философии ХХ в. Объединение философской теории с революционной практикой в идеологии марксизма. Идейное содержание русской религиозно-консервативной философии: иерархизм, евразийство, неомонархизм, христианский социализм.


^ Тема 9. Основные течения философии XIX –ХХ вв.

Философия жизни (А. Шопенгауэр), антропология (Л. Фейербах), позитивизм (О. Конт), исторический материализм (К. Маркс). Феномен С. Киркегора.

Ф. Ницше (1844–1900). Неогегельянство и раннее неокантианство. Американский прагматизм: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. Оппозиция природы и культуры (истории) в неокантианстве (В. Виндельбанд – 1848–1915, Г. Риккерт – 1863–1936) и в философии жизни (Г. Зиммель, В. Дильтей, О. Шпенглер). Зрелое неокантианство: баденская и марбургская школы. Философия жизни: В. Дильтей (1833–1911).

Возникновение и развитие методологии и концепций гуманитарного знания и познания, их оппозиция господствующей культурно-исторической парадигме знания, опирающейся на обобщения в физико-математических науках – Ф. Шлейермахер (1768–1834), В. Дильтей, Г. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер (1874–1945).

Феноменология, позднее неокантианство, поздняя философия жизни, философия культуры, философия науки, неопозитивизм, структурализм, аналитическая философия, экзистенциализм, персонализм, неомарксизм, неотомизм, диалектическая теология, герменевтика, постструктурализм.

Первые наброски неклассической онтологии. Феноменология Э. Гуссерля (1859–1938) как исследование пути перехода от “чистого сознания” к структуре бытия (введение идеи “региональных онтологий” и “жизненного мира”). Критика им исходных категорий философии “сознание”, “мышление” и “материя”, “природа”.

Учение о человеческом бытии в экзистенциализме. Роль размышлений датского философа С. Кьеркегора (1813–1855) в повороте онтологических размышлений. Исходный принцип в построении новой онтологии: от бытия человека к анализу бытия, “бытие-в-мире”. Особенности бытия: “открытость”, “временность” и “конечность” и др. “Бытие” и “сущее”, “бытие” и “ничто”. Проблема “забвения бытия”. “Подлинное и неподлинное бытие” М. Хайдеггера (1889–1976) и их характеристики. “Усредненность” как основное свойство неподлинного бытия. “Уникальность”, “творчество”, “свобода”, “любовь” – экзистенциальные свойства подлинного бытия. Непроходимая граница между подлинным и неподлинным бытием и учение К. Ясперса (1883–1969) о “пограничных ситуациях”. Размышления Ж.–П.Сартра (1905–1980) о мире, его сущности, о жизни и смерти, о природе человеческой свободы.

Г.–Г. Гадамер (1900–2002) как основоположник современной герменевтики. Гадамер о соотношении традиций и новаций, о роли предрассудков, авторитета и традиций в понимании. Понимание как цель познания в современной науке. Принципы и методы понимания: герменевтический круг, интерпретация, диалог, вопросно-ответные методики, эмпатия и др.
  1   2




Похожие:

Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Философия»  для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История Византии для направления / специальности 030600. 62 «история»
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Философия для направления 030600. 62 история подготовки бакалавра Автор к филос н. Карпенко И. А. Рекомендовано секции умс «философия»

Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины зарубежная археология для направления / специальности 030600. 62 «история»
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины зарубежная археология для направления / специальности 030600. 62 «история»
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо: традиции континентальной Европы»  для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,...
Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Латинский язык для направления / специальности 030600. 62 «история»
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Академическое письмо: традиции континентальной Европы (факультатив) для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,...
Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Философия истории для направления
Программа дисциплины Философия истории для направления 030600 История подготовки бакалавра
Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Структура научного текста для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,...
Программа дисциплины Философия для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Структура научного текста для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы