Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра icon

Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра



НазваниеПрограмма дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Дата конвертации03.04.2013
Размер298.82 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет менеджмента


^ Программа дисциплины «Теория организаций»


для направления 080700.62 «Бизнес-информатика»

подготовки бакалавра


Автор программы: к.соц.н., доцент Е.П.Попова


^ Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

Секция «Менеджмент» управления человеческими ресурсами Председатель Зав. кафедрой

Н.Б.Филинов В.И.Кабалина


«_______»_________________20 г. « » 20 г.


^ Утверждено УС факультета

Бизнес-информатики

Ученый секретарь

В.А.Фомичев

«_______»_________________20 г.


Москва

2011


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


^

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Теория организации», учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, утвержденным в 2010г.
^

2.
Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория организации» являются:

- знакомство с основными понятиями, используемыми в рамках теории организации;

- знакомство с проблематикой теории организации;

- изучение основных подходов к пониманию организации и ее структуры.
^

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: основные понятия, используемые в рамках теории организации; основные проблемы в исследовании деловых организаций.

  • Уметь: оценивать границы использования различных организационных структур.

  • Иметь навыки (приобрести опыт): в использовании знания об основных проблемах функционирования организаций для анализа реальных организаций.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные

ОК-3

умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы,

происходящие в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию

Лекции и семинары; активные и интерактивные методы обучения (дискуссии, анализ кейсов)




ОК-5

владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно

строить устную и письменную речь

Лекции и семинары; активные и интерактивные методы обучения (дискуссии, анализ кейсов)




ОК-8

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения,

переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством

управления информацией, способен работать с информацией в глобальных

компьютерных сетях

Лекции и семинары; активные и интерактивные методы обучения (дискуссии, анализ кейсов)

Профессиональные

ПК-1

знает основные этапы эволюции управленческой мысли, опыт выдающихся

менеджеров и умеет соотносить их с обстоятельствами собственной

практической деятельности


Лекции и семинары; активные и интерактивные методы обучения (дискуссии, анализ кейсов)




ПК-3

способен предложить организационно - управленческие решения и оценить условия

и последствия принимаемых решений

Лекции и семинары; активные и интерактивные методы обучения (дискуссии, анализ кейсов)




ПК-6

умеет проектировать организационную структуру, осуществлять распределение

полномочий и ответственности

Лекции и семинары; активные и интерактивные методы обучения (дискуссии, анализ кейсов)




ПК-7

способен активно участвовать в реализации программы организационных изменений

Лекции и семинары; активные и интерактивные методы обучения (дискуссии, анализ кейсов)
^

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

    «Менеджмент», "Общая социология", "Политология", "Культурология", "Общая психология."

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знать основные понятия и проблематику указанных пререквизитных дисциплин;

  • Уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические подходы к проблеме;

  • Уметь находить эмпирические аналоги теоретических концептов, иллюстрировать различные теоретические проблемы примерами из жизни реальных организаций.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Организационное поведение», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом».
^

5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Теория организаций как базовая управленческая дисциплина: ее предмет, проблематика и становление.




8

8







2

Природа и типы организаций.




2

2







3

Внутренняя среда организации.


Тема 3.1. Организационная структура.


Тема 3.2. Ситуационные (контекстуальные)

переменные).

Тема 3.3. Организационная культура.




8

Из

них:

2


4


2

8

Из

них:

2


4


2







4

Внешняя среда организации. Национальная культура.




4

4







5

Функционирование организации.


Тема 5.1. Власть в организации. Руководство и лидерство.


Тема 5.2. Организация как система решений.


Тема 5.3. Организация как информационная система.


Тема 5.4. Организация как система стимулов. Мотивация как важнейшая управленческая функция.




10

Из

них:

4


2


2


2

10

Из

них:

4


2


2


2







6

Конфликт в организации и проблема интеграции.




2

2







7

Организационная динамика.


Тема 7.1. Понятие организационного развития: критерии, источники, механизмы.

Тема 7.2. Современные модели организационного развития.




6

Из них:

2


4

6

Из них:

2


4










Итого:




40

40









^

6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля


Форма контроля

2 год

Параметры **




2

3

4




Текущий

Контрольная работа







**










Домашнее задание










*

12-15 страниц

Итоговый

Зачет









3

4

Устный зачет



    1. ^

      Критерии оценки знаний, навыков

        Формой текущего контроля по данной дисциплине являются две контрольные работы, а также домашнее задание.

        ^

        Контрольные работы выполняются в 3 модуле и предполагают развернутые ответы на 3 вопроса в каждой работе. На выполнение каждой контрольной работы дается 60 минут.

        В домашнем задании должны быть сформулированы актуальность и важность выбранной темы, цель, задачи (этапы раскрытия темы). Раскрытие темы предполагает определение основных понятий и проблем в контексте теории организаций. Работа должна продемонстрировать не только знания по курсу теории организаций, но и умение логично изложить материал на основе анализа нескольких источников, а также обосновать собственную позицию автора. В заключении должны содержаться выводы. Работа представляется в машинописном виде. Минимальный объем – 12 страниц, не включая список литературы.


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Формой промежуточного и итогового контроля являются зачеты. Студент должен продемонстрировать знание основных этапов развития организационно-управленческой науки, способность оценить достоинства и недостатки различных организационных структур, условия и границы их использования, а также последствия различных решений для успешного функционирования организаций.



^

7.Содержание дисциплины


Раздел 1. Теория организаций как базовая управленческая дисциплина: ее предмет, проблематика и становление (8 часов).

Место теории организаций в системе управленческого знания. Теория организаций и менеджмент. Предмет, проблематика и задачи теории организаций. Социология организаций в ряду управленческих и социологических дисциплин: определение предмета и задач. Специфика и логика развития теории организаций и социологии организаций: основные модели и формирование проблематики. Организация как трудовой процесс. “Машинная” модель организации. Организация как бюрократия. Организация как община. Организация как система.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.2-56.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. С.31-90; 142-173.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.22-59.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.13-14, 24-26, 175-176, 191-192.

Дополнительная литература

Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

Вебер М. Три типа господства //Двадцать два. М.-Иерусалим. 1990, №72.

Гвишиани Дж.М. Организация и управление. М.: МГТУ им. Баумана, 1998.

Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. (Теория систем и руководство системами). М., 1971.

Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Козер Л. Функции социального конфликта. Завершение конфликта //Современная зарубежная социология. М., 1993.

Ридер по теории организации. Сост. В.В.Щербина, М.Фадеева. ГУ-ВШЭ, ф-т менеджмента, 2000.

Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Тейлор Ф.У. Менеджмент. М., 1992.

Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В.Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.


Раздел 2. Природа и типы организаций (2 часа).

Организация как объект изучения социологии. Понятие социальной организации. Организационный эффект. Организация как социальный институт. Понятие организации. Свойства и функции организации. Предпосылки и условия возникновения организаций. Типология организаций. Проблема управляемости организаций.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.13-17.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. С.142-173.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.60-88.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.132-134, 172-173.

Дополнительная литература

Адизес И. Управление жизненным циклом организации. СПб.: Питер, 2008.

Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. (Теория систем и руководство системами). М., 1971.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Мейер К., Дэвис С. Живая организация. Компания как живой организм. М., 2007.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организации. М., 1980.

Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011.


Раздел 3. Внутренняя среда организации (8 часов).

Тема 3.1. Организационная структура (2 часа).

Понятие внутренней среды организации. Организационная структура как основная составляющая внутренней среды организации. Понятие и основные характеристики организационной структуры. Формализация организационного порядка. Формальная и неформальная структура. Централизация как характеристика организационной структуры. Множественность организационных структур. Линейная, функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная, неофункциональная, органическая структуры. Сетевые организации. Проблема поиска оптимальной структуры. Проблема консерватизма организационной структуры.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.99-152.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.90-146.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.184-187.

Дополнительная литература

Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

Вебер М. Три типа господства //Двадцать два. М.-Иерусалим. 1990, №72.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Мейер К., Дэвис С. Живая организация. Компания как живой организм. М., 2007.

Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб,: Питер, 2002.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

Попова Е.П. Рациональный выбор как способ решения проблемы неопределенности в организации //Личность. Культура. Общество. 2000. Т.I. Вып.1.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010.


Тема 3.2. Контекстуальные (ситуационные) переменные (4 часа).

Контекстуальные переменные как факторы формирования организационной структуры. Субъективные и объективные контекстуальные переменные. Цели организации. Управление между целями. Стратегия организации. Тип стратегии как детерминанта организационной структуры. Размер организации. Технология. Тип персонала. Внутренние и внешние организационные зависимости.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.57-98, 281-380.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.147-162.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.69-71, 141-142, 159-160, 181-183, 197-199, 215-217.

Дополнительная литература

Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб,: Питер, 2002.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., 1984.

Попова Е.П. Проблема критериев организационного развития: выживание или эффективность //Социс. 2004, №9.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

Пью Д., Хиксон Дж. Хрестоматия. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. М., 1992.

Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010.

Управление изменениями. Хрестоматия. СПб., 2010.

Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011.


Тема 3.3. Организационная культура (2 часа).

Понятие организационной культуры. Организационная культура как контекстуальная переменная. Параметры организационной культуры. Проблема изменения организационной культуры.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.57-98, 281-380.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.147-162.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.69-71, 141-142, 159-160, 181-183, 197-199, 215-217.

Дополнительная литература

Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб,: Питер, 2002.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., 1984.

Попова Е.П. Проблема критериев организационного развития: выживание или эффективность //Социс. 2004, №9.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

Пью Д., Хиксон Дж. Хрестоматия. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. М., 1992.

Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010.

Управление изменениями. Хрестоматия. СПб., 2010.

Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.

Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011.


Раздел 4. Внешняя среда организации. Национальная культура как фактор, влияющий на поведение людей в организации. (4 часа)

Понятие внешней среды организации. Внешняя среда как продукт самореференции системы. Внешняя среда как ситуационная переменная. Микро- и макроуровень внешней среды. Понятие целевого окружения. Характеристики целевого окружения: сложность, изменчивость, определенность). Межорганизационные зависимости. Характеристики макроуровня внешней среды. Влияние внешней среды на организацию.

Культура и культурное разнообразие. Необходимость понимания культурных различий. Подход Г. Хофстеда к пониманию влияния ценностей в разных национальных культурах на поведение человека на работе. Пять параметров национальной культуры Г. Хофстеда. Национальные особенности поведения людей в организациях в России, выявленные на основании подхода Г. Хофстеда. Влияние национально-культурных особенностей России на специфику работы с персоналом.


Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.153-280.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. С.53-90.

Филонович С.Р., Аленина К.А.: Сравнительный менеджмент. Хрестоматия. – Пермь, ПФ ГУ-ВШЭ. 2003. - С. 122-126.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. 328-394.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.

Дополнительная литература

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Мейер К., Дэвис С. Живая организация. Компания как живой организм. М., 2007.

Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996.

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб,: Питер, 2002.

Наумов А.И. Хофстедово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) //Менеджмент. 1996, №3.

Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., 1984.

Попова Е.П. Проблема критериев организационного развития: выживание или эффективность //Социс. 2004, №9.

Попова Е.П. Рациональный выбор как способ решения проблемы неопределенности в организации //Личность. Культура. Общество. 2000. Т.I. Вып.1.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010.

Управление изменениями. Хрестоматия. СПб., 2010.

Шермерон Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2004.

Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011.


Раздел 5. Функционирование организации (10 часов).

Тема 5.1. Власть в организации Руководство и лидерство (4 часа).

Понятие власти. Природа и источники власти. Проблема легитимности власти. Типы власти. Власть и авторитет. Проблема диапазона контроля. Делегирование полномочий в организации.

Формальное и реальное распределение власти в организации. Виды управленцев в организации: администратор, функциональный специалист и менеджер. Проблема неопределенности и распределение власти в организации.

Руководитель и лидер. Стили лидерства. Ситуационные теории эффективного лидерства.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.520-614.

Вебер М. Три типа господства //Двадцать два. М.-Иерусалим. 1990, №72.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. С.175-232.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.186-222.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.7-9, 24-26, 27-28, 39, 71-72, 89-91, 149.

Дополнительная литература

Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996.

Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000.

Пью Д., Хиксон Дж. Хрестоматия. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. М., 1992.

Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010.


Тема 5.2. Организация как система решений (2 часа).

Понятие управленческого решения. Классификация организационных решений. Определение субъекта управленческого решения. Этапы принятия управленческого решения. Проблемы подготовки управленческого решения. Рациональность в принятии решений. Проблемы реализации управленческих решений.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.520-614.

Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. С.35-59.

Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. С.181-192.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. С.175-232.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.254-270.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.100-102, 201-206.

Дополнительная литература

Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Попова Е.П. Рациональный выбор как способ решения проблемы неопределенности в организации //Личность. Культура. Общество. 2000. Т.I. Вып.1.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011.


Тема 5.3. Организация как информационная система (2 часа).

Организация как система переработки и передачи информации. Организационная коммуникация: понятие, направления, средства. Элементы коммуникации. Типология коммуникаций. Внутриорганизационная коммуникация: каналы и факторы. Основные проблемы коммуникации в организации: пробелы; искажения; перегрузки. Межорганизационная коммуникация.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.520-614.

Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. С.61-81.

Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. С.199-213.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.271-297.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.64-65.

Дополнительная литература

Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб,: Питер, 2002.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

Пью Д., Хиксон Дж. Хрестоматия. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. М., 1992.

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организации. М., 1980.

Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Тейлор Ф.У. Менеджмент. М., 1992.

Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010.


Тема 5.4. Организация как система стимулов. Мотивация как важнейшая управленческая функция (2 часа).

Сущность мотивации в организации. Теории подкрепления и их связь с мотивацией.

Содержательные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации.


Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.520-614.

Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. С.61-81.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.271-297.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.64-65.

Дополнительная литература

Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000.

Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

Пью Д., Хиксон Дж. Хрестоматия. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. М., 1992.

Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.


Раздел 6. Конфликт в организации (2 часа).

Проблема конфликта в социологии организаций. Функциональность конфликта. Конфликт как источник организационных изменений. Типология организационного конфликта. Внутриличностный, внутригрупповой, межгрупповой и межорганизационный конфликты. Источники и результаты развития межгруппового конфликта в организации. Проблема управления межгрупповыми конфликтами в организации.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.520-614.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. С.175-232.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.211-220.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.72-77.

Дополнительная литература

Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Козер Л. Функции социального конфликта. Завершение конфликта //Современная зарубежная социология. М., 1993.

Мейер К., Дэвис С. Живая организация. Компания как живой организм. М., 2007.

Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

Пью Д., Хиксон Дж. Хрестоматия. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. М., 1992.

Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010.

Управление изменениями. Хрестоматия. СПб., 2010.


Раздел 7. Организационная динамика (6 часов).

Тема 7.1. Понятие организационного развития: критерии, источники и механизмы (2 часа). Функционирование и развитие организации. Изменения в организации и организационные изменения. «Естественность» и «рациональность» в процессах изменения организации. Циклы организационного изменения. Источники, факторы и потенциал организационных изменений.

Эффективность и выживание организации как критерии организационного развития. Проблема критериев эффективности организаций. Проблема оценки эффективности государственных организаций.

Внешняя среда как фактор организационных изменений. Адаптация организации к внешней среде. Проблема оптимальной адаптации. Инновации в организациях. Организационное проектирование. Проблема соотношения намерений, затрат, результатов и последствий в целенаправленном организационном изменении.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.468-519. С.372-418, 468-519.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. С.53-90; 271-321.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.298-326, 395-431.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.9-11, 33-35, 44-45, 129-131.

Дополнительная литература

Адизес И. Управление жизненным циклом организации. СПб.: Питер, 2008.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Мейер К., Дэвис С. Живая организация. Компания как живой организм. М., 2007.

Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996.

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб,: Питер, 2002.

Попова Е.П. Проблема критериев организационного развития: выживание или эффективность //Социс. 2004, №9.

Попова Е.П. Рациональный выбор как способ решения проблемы неопределенности в организации //Личность. Культура. Общество. 2000. Т.I. Вып.1.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Управление изменениями. Хрестоматия. СПб., 2010.

Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011.


Тема 7.2. Современные модели организационного развития (4 часа). Место теории организационного развития в структуре теории организации. Структурно-ситуационная модель организационного развития. Неоинституциональный подход к проблеме организационного развития. Инновационная модель организационного развития. Популяционно-экологическая модель организационного развития.

Основная литература

Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.468-519. С.372-418, 468-519.

Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. С.53-90; 271-321.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С.298-326, 395-431.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С.9-11, 33-35, 44-45, 129-131.

Дополнительная литература

Адизес И. Управление жизненным циклом организации. СПб.: Питер, 2008.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Мейер К., Дэвис С. Живая организация. Компания как живой организм. М., 2007.

Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996.

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб,: Питер, 2002.

Попова Е.П. Проблема критериев организационного развития: выживание или эффективность //Социс. 2004, №9.

Попова Е.П. Рациональный выбор как способ решения проблемы неопределенности в организации //Личность. Культура. Общество. 2000. Т.I. Вып.1.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010.

Управление изменениями. Хрестоматия. СПб., 2010.

Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011.

^

8.Образовательные технологии


Используются активные формы проведения занятий: дискуссии, разбор кейсов.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

      Тематика домашних заданий


  1. Организация: понятие, свойства, функции, структура.

  2. Внутренняя среда организации.

  3. Внешняя среда организации.

  4. Организационная структура.

  5. Власть и принятие решений в организации.

  6. Лидерство в организации.

  7. Мотивация персонала организации.

  8. Организационные коммуникации.

  9. Конфликт в организации.

  10. Организационное изменение.

  11. Организационная эффективность.
      ^

      Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Теория организаций в системе управленческого знания. Структура теории организаций.

  2. Понятие, сущность, свойства, функции организации.

  3. Организация как объект социологического исследования.

  4. Типология организаций.

  5. Эволюция взглядов на сущность организации.

  6. Понятие внутренней и внешней среды организации. Контекстуальные (ситуационные) переменные: понятие, краткая характеристика.

  7. Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации: понятие, основные параметры.

  8. Типология организационных структур. Проблема оптимальности организационной структуры.

  9. Цель как субъективная ситуационная переменная внутренней среды организации.

  10. Стратегия как субъективная ситуационная переменная внутренней среды организации.

  11. Технология как объективная ситуационная переменная внутренней среды организации.

  12. Тип персонала как объективная ситуационная переменная внутренней среды организации.

  13. Размер организации как объективная ситуационная переменная внутренней среды организации.

  14. Внутренние организационные зависимости как объективная ситуационная переменная.

  15. Понятие и уровни внешней среды организации.

  16. Целевое окружение организации: понятие, характеристики.

  17. Макроуровень внешней среды организации: понятие, характеристики. Национальная культура как макроокружение организации.

  18. Власть в организации: понятие, природа и источники. Типы власти.

  19. Понятие лидерства. Лидер и руководитель. Стили лидерства.

  20. Содержательные теории мотивации.

  21. Процессуальные теории мотивации.

  22. Организационная коммуникация: понятие, направления средства.

  23. Структурные источники проблем внутриорганизационной коммуникации.

  24. Проблема конфликта в социологии организаций. Типология конфликта.

  25. Структура организации как источник организационного конфликта. Проблема разрешения организационного конфликта.

  26. Функционирование и развитие организации.

  27. «Естественность» и «рациональность» в процессах организационных изменений.

  28. Внешняя среда как фактор организационной динамики. Проблема оптимальной адаптации.

  29. Эффективность и выживание организации как критерии организационного развития.

  30. Проблема критериев эффективности организаций.

  31. Инновации в организациях. Проблема соотношения намерений и последствий в целенаправленных организационных изменениях.
^

10.Порядок формирования оценок по дисциплине


Текущий контроль - оценка активности студентов в обсуждении на семинарских занятиях;

- промежуточный контроль 1 – оценка результата контрольных работ (1) и (2) и ответа на зачете (1);

- промежуточный контроль 2 - оценка качества домашнего задания;

- итоговый контроль - оценка качества ответа на дифференцированном зачете.

^ Промежуточная оценка формируется, исходя результатов активности работы студентов на семинарских занятиях, выполнения контрольных работ и ответа на зачете (1) по 10-балльной системе как средневзвешенная оценка с учетом оценок относительной важности:

Wакт.сз=0,2; Wкр1=0,2; Wкр2=0,2; Wз1=0,4.

Расчет промежуточной оценки:

Оср(окр)=Оакт*Wакт(0,2)+Окр1*Wкр1(0,2)+Окр2*Wкр2(0,2)+Оз1*Wз(0,4).

^ Итоговая оценка формируется исходя из результатов ответа на зачете (1), активности работы студентов на семинарских занятиях, по результатам выполнения домашнего задания и ответа на зачете (2) по 10-балльной системе как средневзвешенная оценка с учетом оценок относительной важности:

Wакт.сз=0,2; Wдз=0,2; Wз1=0,2; Wз2=0,4.

Расчет итоговой оценки: Оср(окр)=Оакт*Wакт(0,2)+Одз*Wдз(0,2)+Оз1*Wз1(0,2)+Оз1*Wз1(0,4).
^

11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

      Базовый учебник


Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
      ^

      Основная литература


Морган Г. Образы организации: восемь моделей организационного развития. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001.
      ^

      Дополнительная литература


Адизес И. Управление жизненным циклом организации. СПб.: Питер, 2008.

Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

Вебер М. Три типа господства //Двадцать два. М.-Иерусалим. 1990, №72.

Гвишиани Дж.М. Организация и управление. М.: МГТУ им.Баумана, 1998.

Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. (Теория систем и руководство системами). М., 1971.

Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Козер Л. Функции социального конфликта. Завершение конфликта //Современная зарубежная социология. М., 1993.

Мейер К., Дэвис С. Живая организация. Компания как живой организм. М., 2007.

Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996.

Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб,: Питер, 2002.

Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000.

Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., 1984.

Попова Е.П. Проблема критериев организационного развития: выживание или эффективность //Социс. 2004, №9.

Попова Е.П. Рациональный выбор как способ решения проблемы неопределенности в организации //Личность. Культура. Общество. 2000. Т.I. Вып.1.

Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010.

Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008.

Пью Д., Хиксон Дж. Хрестоматия. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. М., 1992.

Ридер по теории организации. Сост. В.В.Щербина, М.Фадеева. ГУ-ВШЭ: ф-т менеджмента, 2000.

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организации. М., 1980.

Саймон Г.А., Смитсбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М., 1995.

Тейлор Ф.У. Менеджмент. М., 1992.

Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010.

Управление изменениями. Хрестоматия. СПб., 2010.

Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.

Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011.

      Справочники, словари, энциклопедии


Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.


12.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Во время лекций и семинаров при изучении некоторых тем могут использоваться ноутбук и проектор.


Автор программы: Е.П.Попова





Похожие:

Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Теория организации», учебных ассистентов и студентов, обучающихся...
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Теория организации» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Программирование для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080700. 62 подготовки...
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Программирование для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080700. 62 подготовки...
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Программирование для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080700. 62 подготовки...
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Логистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080700. 62 «Бизнес-информатика\...
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательной программой 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080700. 62 подготовки...
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Физическое воспитание для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра
Роль физической культуры в профессиональной и общекультурной подготовке студентов
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Теория организации для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра Автор: к э. н., доцент Решетникова Кира Викторовна Рекомендовано секцией умс одобрена на заседании кафедры Секция «Менеджмент»
Внутренняя среда организации. Контекстуальный подход: факторы, влияющие на формирование организационной структуры
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра Автор Шведов А.
«Математические и статистические методы Математической экономики и в экономике» эконометрики
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы