Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» icon

Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»



НазваниеПрограмма дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Дата конвертации02.04.2013
Размер287.64 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>




Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации


Государственный университет-

Высшая школа экономики


Факультет Государственного и муниципального управления


Программа дисциплины

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Уровень высшего образования:

специалисты (5 курс)

магистратура (2 курс)


Автор программы: Алимова Татьяна Александровна

talimova@rol.ru





^ Рекомендовано секцией УМС

Секция _________________


Председатель

________________________


Одобрена на заседании кафедры

«…………………………………»


Заведующий кафедрой

_____________________________


“___” __________ 2007 г.

“___” __________ 2007 г.



Утверждено УС факультета

_________________________

Ученый секретарь

_________________________

“___” __________ 2007 г.

Москва 2007 г.


^ I. Пояснительная записка.


Автор программы курса: доцент, кандидат экономических наук Алимова Татьяна Александровна


Требования к студентам: Для успешного изучения курса студенты должны обладать базовыми знаниями в области микро- и макроэкономики, институциональной экономики, практики государственного управления, правового обеспечение государственного управления, анализа и оценивания государственных программ и государственных политик, экономической социологии. Студенты должен также иметь представление об основных принципах и методах экономической и социальной статистики.


Аннотация:

Настоящий курс предлагается студентам 5 курса и магистратуры факультета «Государственное и муниципальное управление». Курс рассчитан на 20 часов лекций и 4 часа семинарских занятий.

Предлагаемый курс содержит изложение современных знаний о роли и возможностях государства в развитии предпринимательства с акцентом на правовое обеспечение, механизмы и инфраструктуру их реализации, а также на потери и угрозы для предпринимательства от неэффективной политики государства.

Цель курса - дать студентам представление об основных принципах, механизмах формирования и реализации государственной политики в отношении предпринимательства как научных знаниях и как области практической деятельности, призванной стимулировать предпринимательскую активность населения, способствовать реализации потенциала действующих предпринимателей и, тем самым, активизировать социально-экономическое развитие как отдельных муниципальных образований, регионов, так и страны в целом. Курс государственного регулирования предпринимательской деятельности знакомит с основными вариантами политики государства в отношении предпринимательства, возможностями распределения полномочий между различными уровнями власти и включения в разработку и реализацию этой политики предпринимательского сообщества. Информационное и инфраструктурное обеспечение реализации государственной политики рассматриваются как неотъемлемые условия ее эффективности. Основные механизмы регулирования и поддержки предпринимательства - налоговое и антимонопольное регулирование, инструменты финансовой поддержки, администрирование предпринимательской деятельности, участие в государственных закупках, - являются предметом углубленного изучения, включающего анализ законодательства и практики его применения по результатам опросов предпринимателей. Специальному рассмотрению подлежат и сохраняющиеся угрозы в сфере государственного регулирования предпринимательства, такие как административные барьеры и административная рента.

Знания, полученные в процессе изучения данного курса, в дальнейшем используются при изучении профессиональных дисциплин специализации и в самостоятельной практической работе студентов.

В ходе изучения данного курса широко используется монографическая литература, активно привлекаются ресурсы Интернет.

Данный курс удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым ГОС к дисциплинам, которые изучаются студентами по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

^ Профессиональная направленность программного материала: курс направлен на глубокое ознакомление слушателей с задачами, стоящими перед органами власти всех уровней в области регулирования предпринимательской деятельности, с механизмами, инфраструктурным и информационным обеспечением, необходимыми для их реализации. Программа предусматривает всесторонний анализ основных вопросов государственного регулирования предпринимательства, включая законодательство, механизмы и практику правоприменения, результаты регулирующего воздействия и ответную реакцию бизнеса, а также зарубежный опыт. В качестве доказательных иллюстраций ключевых результатов используются данные статистики и ряда актуальных опросов предпринимателей, представителей экспертного сообщества, органов власти.

Данный курс может быть полезен в первую очередь тем студентам, которые рассматривают для себя возможность государственной и муниципальной службы, а также работы в государственных и муниципальных учреждениях со специализацией в области регулирования предпринимательской деятельности. Ценный багаж знаний даст курс и тем, кто предполагает заняться научно-исследовательской, аналитической и преподавательской работой в области государственного и муниципального управления.

Поскольку курс позволяет ознакомиться с основными регулирующими требованиями и ограничениями для предпринимательской деятельности со стороны органов власти всех уровней, постольку он может быть полезен и тем студентам, которые рассматривают для себя возможность предпринимательского старта или работы в малых и средних фирмах в качестве наемных управляющих и специалистов.

Программа курса предусматривает, помимо лекций, активное участие слушателей в учебном процессе и семинарах; возможно написание курсовых работ по проблематике курса. Кроме того, желающим может быть предложено участие в НИР по проблематике государственного регулирования предпринимательства, осуществляемых исследовательскими подразделениями ГУ – ВШЭ, а также рядом АНО - Независимым институтом системных исследований проблем предпринимательства, Бизнес – Тезаурусом. В обязательную самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала, что предполагает использование дополнительной информации, включая рекомендуемую литературу из списка дополнительной, а также ресурсов Интернет, деловой прессы и т.п.

Данный курс имеет авторский характер, поскольку – наряду с общедоступной монографической литературой и другими источниками - вводит в учебный оборот материалы ряда исследовательских проектов, выполненных при участии автора курса в последние годы и не отраженных в публикациях для широкого читателя.


Учебная задача курса:

Курс должен дать студентам представление об объективных возможностях и фактических результатах государственного регулирования предпринимательской деятельности; показать общее и специфическое в механизмах, инфраструктуре, информационном обеспечении регулирования для каждого уровня власти; раскрыть особенности ответной реакции предпринимательства на регулирующее воздействие государства.

В результате изучения курса студент должен:

  • знать основные особенности предпринимательства как сферы государственного регулирования и основные рычаги, механизмы регулирования предпринимательской деятельности, находящиеся в руках государства;

  • уметь анализировать меры государственной политики в области предпринимательства с учетом их актуальности, комплексности, согласованности, эффективности;

  • понимать место предпринимательства в социально-экономической политике государства с учетом особенностей переходной и зрелой рыночной экономики;

  • иметь представление об основных задачах и механизмах государственного регулирования предпринимательства применительно к каждому уровню власти;

  • обладать навыками применения методов анализа и оценивания государственных программ и государственных политик, социологического и статистического анализа различных аспектов развития предпринимательства.
^

Формы проведения занятий: лекции, семинары, индивидуальные консультации.




Самостоятельная работа студентов:


В ходе изучения настоящего курса значительное место отводится самостоятельной работе студентов, что диктуется как ограниченностью учебного времени, так и обилием информации и вторичных источников. На лекциях и в ходе семинарских занятий будут рассмотрены только основные – важные в методологическом и теоретическом плане – вопросы, значительный объем учебного материала, в основном фактического характера, будет вынесен на внеаудиторное изучение. В данной связи, по каждой теме лекционного и/или семинарского занятия предложена основная литература и дополнительные источники; прочая литература и ресурсы Интернет должны изучаться самостоятельно.

Рекомендуется знакомиться с предложенной литературой после каждого очередного лекционного занятия с тем, чтобы вопросы, которые, по мнению слушателей, отражены в ней неполно или противоречиво, могли быть прокомментированы преподавателем далее по ходу изучения курса.


Формы контроля включают:


Текущий контроль работы студентов предполагает выполнение студентами самостоятельной исследовательской работы в форме эссе


Итоговый контроль – устный зачет

Итоговая оценка по курсу формируется из оценки за зачет (на 40%) и рейтинга студента (на 60%), определяемого на базе оценок эссе, активности на семинарских занятиях и посещений лекций.


^ Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

10% - посещаемость семинарских занятий

20% - активность на семинарских занятиях

30% - эссе

40% - оценка за зачет


^ Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

  1. выступление с докладом на выбранную тему. При этом необходимо: изложить кратко (15 мин.) основное содержание подготовленного текста; выделить главную авторскую мысль; рассмотреть излагаемую проблему в контексте тематики курса; высказать свои комментарии по поводу изложенного; ответить на вопросы;

  2. активность тех, кто не является докладчиком, оценивается по вопросам к докладчику, комментариям и суждениям по обсуждаемой теме.


Эссе должно составлять порядка 12-14 страниц (шрифтом 12 пт в 1,5 интервала) и оценивается по следующим критериям:

  1. авторский взгляд на проблему

  2. умение выделить объект, предмет, сформулировать проблемы, рассматриваемые в эссе

  3. уровень аргументации

  4. знание литературы (см. литературу к программе курса и рекомендуемые Интернет-ресурсы)


^ Эссе выполняется не позднее предпоследней недели модуля, зачет проводится в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагает ответ на два поставленных вопроса. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного на лекционных занятиях.


Полученные студентами баллы суммируются, итоговая оценка выставляется по 10-балльной шкале исходя из полученной суммы баллов:

От 0 до 3 баллов – «неудовлетворительно»,

от 4 до 5 баллов - «удовлетворительно»,

от 6 до 7 баллов - «хорошо»,

от 8 до 10 баллов – «отлично».


^ II. Тематический расчёт часов.




п/п

Тема занятия

Лекции

Практич.

занятия

Всего ауд. часов

Самост.

работа

Всего часов

1

Малый бизнес как сектор рыночной экономики и объект политики государства

4













2

Формирование государственной системы поддержки предпринимательства в РФ

4

2










3

Современные принципы государственной политики в области предпринимательства: налоговое регулирование, доступ к финансам

4













4

Современные принципы государственной политики в области предпринимательства: административные барьеры, государственные закупки.

4

2










5

Защита конкуренции в отношениях крупного и малого бизнеса, легализация предпринимательской деятельности: роль государства

4
















Всего часов

20

4












^

III. ЛИТЕРАТУРА



Базовая:

  1. Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. – М.: Новое изд-во, 2004. – 268 с.

  2. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Международный университет в Москве, 2006. – 321 с.

  3. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.ТЕИС, 2000. – 231с.


Основная и дополнительная литература дана по каждой теме. Кроме того, в разделе V настоящей программы дан перечень рекомендуемой литературы к курсу в целом (включая ту учебно-методическую и монографическую литературу, которая в силу ограниченности времени в число основных пособий не вошла).
^

IV. Содержание программы




Тема 1. Государство и предпринимательство (10 часов, в том числе 8 часов – лекции, 2 часа – семинарские занятия)


Лекция 1. Основные вопросы:

  1. Что такое предпринимательство.

  2. Определение МСП в ЕС, США, Японии.

  3. Качественные особенности отдельного МП и сильные/слабые стороны сектора малый бизнес. Преимущества, которые получает экономика, где развит сектор МСП.

  4. Роль сектора МСП в странах с развитой рыночной экономикой в прошлом и в настоящее время.

  5. Причины роста роли сектора МСП с 80-х годов XX века.

  6. Основные принципы политики социального рыночного хозяйства. Цели, направления и инструменты этой политики на примере Германии.

  7. Институциональная база политики в сфере предпринимательства.

  8. Субъекты малого предпринимательства в России (определения 1991, 1995, 2007гг.).

9. Динамика показателей развития российских МП, сравнительной эффективности МП, вклада МП в макроэкономические показатели (по данным Росстата).


Лекция 2. Основные вопросы:

    1. Необходимый и фактический уровень развития предпринимательства в России. Сравнение со странами с переходной и развитой рыночной экономикой.

    2. Информационное обеспечение разработки и реализации государственной политики в сфере предпринимательства.

    3. Возможности и результаты оценки показателей российского сектора МСП по определениям, сопоставимым с ЕС и США.

    4. Законодательные основы политики государства в сфере предпринимательства.

    5. Органы власти, ответственные за разработку и реализацию политики в сфере предпринимательства.

    6. Федеральные программы поддержки предпринимательства как организационные механизмы реализации политики государства.

    7. Оценки предпринимателей влияния политики поддержки предпринимательства на условия и результаты деятельности (по результатам опросов предпринимателей).


Литература основная:

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Новое изд-во, 2004. Гл.3,4.

Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Международный университет в Москве, 2006, Гл. 1, 11, 12, 13, 14.

Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.ТЕИС, 2000, Гл. 1, 2, 6, 7.

Литература дополнительная:

Воздействие государственного и местного регулирования на предпринимательство. – М. Бизнес – Тезаурус, 1998.

Исследование эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. – М. НИСИПП, 2003.

Малый бизнес в России. – М, КОНСЭКО, 1998. Разд. I, гл. 1, 2, 3; Разд. II, гл. 1, 2, 4, 6.

Принципы и процедуры оценки целесообразности мер государственного регулирования. М. – ТЕИС, 2005.

Разработка стратегии и основных направлений поддержки малого бизнеса. – М. Бизнес – Тезаурус, 1998.

Региональные аспекты развития малого предпринимательства. – М. ЦЭМИ РАН, 2001.

Система поддержки и развития малого предпринимательства за рубежом. – М. Уникум Пресс, 2003.

Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. – М. ИСАРП, 1997.

Стратегия развития предпринимательства в региональном секторе экономики. – М. Наука, 2002.


Семинар 1. Предпринимательство как объект государственного регулирования: возможности и ограничения


Вопросы для обсуждения:

1. Что значит для экономики развитое предпринимательство.

2. Специфика государственного регулирования предпринимательской деятельности.

3. Предпринимательство в России: ожидания и результаты переходного периода; повестка дня.

4. Законы и правоприменение: что создает больше проблем для российских предпринимателей.

5. Что государство «знает» о предпринимательстве: адекватность и асимметрия информационных ресурсов.


Литература основная:

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Новое изд-во, 2004. Гл.3,4.

Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Международный университет в Москве, 2006, Гл. 1, 11, 12, 13, 14.

Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.ТЕИС, 2000, Гл. 1, 2, 6, 7.

Исследование эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. – М. НИСИПП, 2003.


Литература дополнительная:

Базовая модель региональной и муниципальной программ поддержки малого бизнеса. – М. Бизнес - Тезаурус, 1998.

Гутник В.П. Политика хозяйственного порядка в Германии. – М. Экономика, 2002.

Исследование эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. – М. НИСИПП, 2003.

Малый бизнес в России. – М, КОНСЭКО, 1998. Разд. I, гл. 1, 2, 3; Разд. II, гл. 1, 2, 4, 6.

Разработка стратегии и основных направлений поддержки малого бизнеса. – М. Бизнес – Тезаурус, 1998.

Региональные аспекты развития малого предпринимательства. – М. ЦЭМИ РАН, 2001.

Система поддержки и развития малого предпринимательства за рубежом. – М. Уникум Пресс, 2003.

Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. – М. ИСАРП, 1997.


Тема 2. Современные принципы государственной политики в области предпринимательства (10 часов, в том числе 8 часов - лекции, 2 часа – семинар)


Лекция 1. Основные вопросы:

  1. Ведомственная среднесрочная программа МЭРТ поддержки малых и средних предприятий: современные принципы государственной политики.

  2. Налоговое регулирование как основное направление политики государства в сфере предпринимательства.

  3. Налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства.

  4. Влияние налогообложения на состояние бизнеса и поведение предпринимателей.

  5. Роль налоговых поступлений от малого предпринимательства в формировании бюджетов всех уровней.

  6. Обеспечение малым предприятиям доступа к финансовым и кредитным ресурсам как основное направление поддержки предпринимательства.

  7. Механизмы финансовой поддержки предпринимателей: спрос и предложение.



Лекция 2. Основные вопросы:

  1. Административные барьеры и их влияние на условия развития предпринимательства.

  2. Проблемы измерения затрат на преодоление административных барьеров. Возможности использования статистики и результатов опросов предпринимателей.

  3. Меры по дебюрократизации экономики: новое в законодательстве; ожидавшееся и фактическое влияние на малое предпринимательство.

  4. Привлечение МСП к государственным закупкам как основное направление поддержки предпринимательства.

  5. Зарубежный опыт привлечения малых и средних предприятий к участию в государственных закупках.

  6. Участие российских малых предприятий в закупках для государственных и муниципальных нужд: законодательное регулирование, механизмы привлечения.

  7. Практика участия малых предприятий в закупках для государственных нужд (по результатам опросов предпринимателей).


^ Литература основная:

Ведомственная среднесрочная программа МЭРТ поддержки малых и средних предприятий, сайт: http://smb.economy.gov.ru/index

Изучение влияния специальных режимов налогообложения на условия развития малого и среднего предпринимательства с 1 января 2003г. и выработка предложений по дальнейшему улучшению предложений. – М. Бизнес – Тезаурус, НИСИПП, ТПП, 2005.

Исследование административных барьеров в 4 регионах. – М.: Бизнес – Тезаурус, 2005.

Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России, Центр экономических и финансовых исследований и разработок, сайт: www.cefir.ru .

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Новое изд-во, 2004. Гл.3.

Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Международный университет в Москве, 2006, Гл. 11.

Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», 2007г.

Федеральные законы о проверках - 2001г, о лицензировании – 2002г., о регистрации – 2002г.


^ Литература дополнительная:

Малый бизнес в России. – М, КОНСЭКО, 1998.

Разработка предложений по улучшению ситуации в области административного, налогового и таможенного регулирования сектора ИТК (с упором на малый бизнес). - М, Бизнес – Тезаурус, 2004.

Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.ТЕИС, 2000, Гл. 6.

Система поддержки и развития малого предпринимательства за рубежом. – М. Уникум Пресс, 2003.

Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. – М. ИСАРП, МАЦ, 1998.


Семинар 2. Современные принципы государственной политики в области предпринимательства


Вопросы для обсуждения:

1. Специальные налоговые режимы и налоговые льготы: может ли предприниматель обойтись без них.

2. Величина налогов и практика налогового администрирования: что сегодня «больнее» для предпринимателя.

3. Куда направить налоги от предпринимательства: позиция государства и предпринимателей.

4. Государство как незаменимый участник решения финансовых проблем предпринимательства: компетенция, инструменты, практика.

5. Административные барьеры для предпринимательства: роль государства как создателя и возможности государства по их снижению

6. Затраты на преодоление административных барьеров: проблемы и результаты измерения.

7. Участие малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках: законодательное регулирование и механизмы привлечения.

8. Конкурентоспособность малых предприятий на рынке государственных и муниципальных закупок: миф или реальность.


^ Литература основная:

Изучение влияния специальных режимов налогообложения на условия развития малого и среднего предпринимательства с 1 января 2003г. и выработка предложений по дальнейшему улучшению предложений. – М. Бизнес – Тезаурус, НИСИПП, ТПП, 2005.

Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России, Центр экономических и финансовых исследований и разработок, сайт: www.cefir.ru .

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Новое изд-во, 2004. Гл.3.

Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Международный университет в Москве, 2006, Гл. 11.


Литература дополнительная:

Исследование административных барьеров в 4 регионах. – М.: Бизнес – Тезаурус, 2005.

Система поддержки и развития малого предпринимательства за рубежом. – М. Уникум Пресс, 2003.

Ведомственная среднесрочная программа МЭРТ поддержки малых и средних предприятий, сайт: http://smb.economy.gov.ru/index

Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», 2007г.

Федеральные законы о проверках - 2001г, о лицензировании – 2002г., о регистрации – 2002г.


Тема 3. Защита конкуренции в отношениях крупного и малого бизнеса, легализация предпринимательской деятельности: роль государства (4 часа лекции)


Лекция 1. Основные вопросы:

  1. Защита конкуренции через законодательное регулирование контрактных отношений между малыми и крупными предприятиями.

  2. Защита конкуренции через законодательное регулирование отношений бизнеса и власти.

  3. Теневое предпринимательство как ответная реакция на политику государства.

  4. Масштабы теневой деятельности (по результатам опросов предпринимателей).

  5. Пути ограничения масштабов теневого предпринимательства


Литература основная:

Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Международный университет в Москве, 2006, Гл. 8.

Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.ТЕИС, 2000, Гл. 3.

Взаимодействие малого и крупного бизнеса. – М. Институт предпринимательства и инвестиций, 2003.

Неформальный сектор в российской экономике. – М.: ИСАРП, 1998г.


Литература дополнительная:

Антимонопольное регулирование вертикальных ограничивающих контрактов: российская практика в контексте мирового опыта. – М. ТЕИС, 2004.

Баткилина Г.В., Гахокидзе Н.С. Предпринимательские сети в системе интеграционных связей малых и крупных предприятий как фактор реформирования экономики. – М. ИЭ РАН, 2003.

Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне. – М. Бизнес – Тезаурус, 1998.

Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений. – М.: Финстатинформ, 2003.

Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий. – М. Бизнес – тезаурус, 1998.

Система поддержки и развития малого предпринимательства за рубежом. – М. Уникум Пресс, 2003.


^

V. Литература по теме курса



1. Учебно-методическая литература


1. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.:ТЕИС, 2000. - 231 с.

2. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. М.: Международный университет в Москве, 2006. – 322 с.


Рекомендуемая дополнительная научно-монографическая и специальная литература


1. Научные монографии


    1. Анализ внешней среды развития предпринимательства. – М. Tacis Project SMERUS9501, 1998.

    2. Антимонопольное регулирование вертикальных ограничивающих контрактов: российская практика в контексте мирового опыта. – М. ТЕИС, 2004.

    3. Бабаева Л.В., Лапина Г.П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. - М.: Институт социологии РАН, 1997. - 193 с.

    4. Базовая модель региональной и муниципальной программ поддержки малого бизнеса. – М. Бизнес - Тезаурус, 1998.

    5. Барсукова С. Август 1998 г. и российское предпринимательство // Pro et Contra, весна 1999 г., с.28-46.

    6. Барсукова С. Предприниматели разных «призывов» или динамика составляющих предпринимательского успеха // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / Заславская Т.И. М.: Логос, 1999, с.254-264.

    7. Баткилина Г.В., Гахокидзе Н.С. Предпринимательские сети в системе интеграционных связей малых и крупных предприятий как фактор реформирования экономики. – М. ИЭ РАН, 2003.

    8. Бусыгин А.В. Предпринимательство. – М.: Независимый институт российского предпринимательства, 1992, гл. 1,2.

    9. Воздействие государственного и местного регулирования на предпринимательство. – М. Бизнес – Тезаурус, 1998.

    10. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне. – М. Бизнес – Тезаурус, 1998.

    11. Волков В. Силовое предпринимательство . – Спб.. М.: Летний сад, 2002. - 282 с.

    12. Вопросы количественной оценки показателей ненаблюдаемой экономики в России. – М.: ТЕИС, 2003.

    13. Гутник В.П. Политика хозяйственного порядка в Германии. – М. Экономика, 2002.

    14. Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. – М., Издательство РАГС, 2002.

    15. Изучение влияния специальных режимов налогообложения на условия развития малого и среднего предпринимательства с 1 января 2003г. и выработка предложений по дальнейшему улучшению предложений. – М. Бизнес – Тезаурус, НИСИПП, ТПП, 2005.

    16. Исследование административных барьеров в 4 регионах. – М.: Бизнес – Тезаурус, 2005.

    17. Исследование эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. – М. НИСИПП, 2003.

    18. Колесникова Л.А. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике. – М.: УРСС, 2001, гл.1.1., 2.1.

    19. Коллизии правового регулирования предпринимательской деятельности. - М.: НИСИПП, 2002.

    20. Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Новое изд-во, 2004. – 265с.

    21. Малый бизнес в России. – М, КОНСЭКО, 1998. Разд. I, гл. 1, 2, 3; Разд. II, гл. 1, 2, 4, 6.

    22. Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста. – М. РНИСиНП, 1997.

    23. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. – М. ИСАРП, 1997.

    24. Направления повышения эффективности использования муниципальной собственности Инты (Республика Коми). – М., НИСИПП, 2005.

    25. Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений. – М.: Финстатинформ, 2003.

    26. Неформальный сектор в российской экономике. – М.: ИСАРП, 1998г.

    27. Операционное планирование и управление реализацией программ поддержки малого бизнеса. – М. Бизнес – Тезаурус, 1998.

    28. Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после. – М. РНИСиНП, РОССПЭН, 1998.

    29. Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. – М. Весь Мир, 2002.

    30. Принципы и процедуры оценки целесообразности мер государственного регулирования. М. – ТЕИС, 2005.

    31. Проблемно-ориентированный анализ ситуации в сфере малого бизнеса. – М. Бизнес – Тезаурус, 1998.

    32. Проблемы эффективности государственного контроля малого бизнеса. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 2001.

    33. Публичные услуги и функции государственного управления. – М. ТЕИС, 2002.

    34. Радаев В.В. Становление нового российского предпринимательства. - М., 1993. – 248с.

    35. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий. – М. Бизнес – тезаурус, 1998.

    36. Разработка предложений по улучшению ситуации в области административного, налогового и таможенного регулирования сектора ИТК (с упором на малый бизнес). - М, Бизнес – Тезаурус, 2004.

    37. Разработка программ поддержки малого бизнеса. – М., Бизнес – Тезаурус, 1998.

    38. Разработка стратегии и основных направлений поддержки малого бизнеса. – М. Бизнес – Тезаурус, 1998.

    39. Региональные аспекты развития малого предпринимательства. – М. ЦЭМИ РАН, 2001.

    40. Система поддержки и развития малого предпринимательства за рубежом. – М. Уникум Пресс, 2003.

    41. Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. – М. ИСАРП, 1997.

    42. Стратегия развития предпринимательства в региональном секторе экономики. – М. Наука, 2002.

    43. Средний класс в России: количественные и качественные оценки. – М., ТЕИС, 2000.

    44. Тамбовцев В.Л. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. – М., ТЕИС, 1997.

    45. Шестоперов О.М., Шамрай А.А. Роль торгово-промышленной палаты Российской Федерации и территориальных торгово-промышленных палат в развитии микрофинансовых организаций и сектора микрофинансирования в регионах России. – М., НИСИПП, 2006.

    46. Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. – М. ИСАРП, МАЦ, 1998.

    47. Экономические обзоры ОЭСР 2001 – 2002, Российская Федерация, - М., Весь Мир, 2002.

    48. Яковлев А.А. Взаимодействие групп интересов и их влияние на экономические реформы в современной России (препринт). - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003. – 41 с.



2. Статьи в научных и публицистических периодических изданиях и главы в монографиях

2.1. Авилова A.В., Бухвальд Е.M., Обыденнова T.Б., Чепуренко A.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после / Горшков M., Чепуренко A., Шереги Ф. – М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998, с. 101-183.

2.2. Автономов В. Практика глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории) // Предпринимательство в России, 1997, № 4, с. 5-11.

2.3. Алимова Т.А., Василенко Е.А., Карасева Л.А., Яковлев А.А. Совершенствование методологии статистического учета частного сектора экономики // Вопросы статистики. М., 1998, №3, с. 26-38;

2.4. Бунин И.М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Полис, 1993, № 3.

2.5. Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // МЭМО, 1993, № 6, с. 31-42.

2.6. Олдрич Х. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. – М.: РОССПЭН, 2004, с. 211-226.

2.7. Олейник А. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма // Вопросы экономики, 2001, № 5, с. 4-25.

2.8. Олейник А. «Институциональные ловушки» простприватизационного периода в России // Вопросы экономики, 2004, № 6, с. 79-94.

2.9. Радаев В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности (по материалам эмпирических исследований) // Вопросы экономики, 1994, № 7.

2.10. Радаев В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей // Мир России, 1998, № 3, с. 57-90.

2.11. Радаев В.В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе // Неформальная экономика: Россия и мир /Т. Шанин. – М.: Логос, 1999, с. 35-60.

2.12. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики, 1996, № 7, с.72-82.

2.13. Тихонова HH.Е., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России, 2004, № 1, с. 116-145.

^

VI. Примерные темы эссе1


  1. Государственная политика в области предпринимательства: где начинается поддержка; кого и зачем поддерживать; специфика поддержки на федеральном, региональном и местном уровне.

  2. Опыт государственной поддержки МСП в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Великобритания, Япония, …– по выбору). Какие ориентиры возможны для России?

  3. Деятельность международных организаций по поддержке малого предпринимательства в России (ЕБРР, USAID, Фонд Евразия, ОЭСР, ТАСИС, Группа Всемирного банка, ЮНИДО и др.): влияние на формирование и реализацию российской политики в сфере предпринимательства.

  4. Направления изменений законодательных основ политики государства в сфере предпринимательства, вероятные последствия последних изменений законодательства. (Постановление Совета Министров РСФСР №406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (1991г.), федеральные законы №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995г.) и №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007г.)).

  5. Новые подходы к поддержке предпринимательства на федеральном уровне. Ведомственная программа МЭРТ по сравнению с ранними федеральными программами: новизна и преимущества.

  6. Эффективность поддержки предпринимательства: возможные подходы к измерению и оценке.

  7. Что государство «знает» о предпринимательстве: адекватность и асимметрия официальных информационных ресурсов, область специальных обследований предпринимателей.

  8. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в России и в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Великобритания, Япония – по выбору): подходы и результаты.

  9. Эволюция принципов и механизмов финансовой поддержки предпринимательства: от федеральных программ поддержки к ведомственной программе МЭРТ.

  10. Государство как создатель и «борец» с административными барьерами (на примере законодательной регламентации процедур регистрации, лицензирования – по выбору).

  11. Вчерашние и сегодняшние возможности изъятия административной ренты на федеральном, региональном, местном уровне (на примере законодательной регламентации процедур регистрации, лицензирования, контроля и проверок – по выбору).

  12. Обеспечение государством гарантированного рынка сбыта для предпринимателей: потенциальные возможности и российская практика.

  13. Равные условия конкуренции для малого и крупного бизнеса: необходимы, возможны, обеспечены государством? (С использованием Закона о защите конкуренции).

  14. Развитие законодательства в сфере предпринимательства: влияние на причины и масштабы теневой деятельности.



^

VII. Примерные вопросы для подготовки к зачету





  1. Определения субъектов сектора МСП в ЕС, США, Японии: используемые критерии.

  2. Качественные особенности малых предприятий и сильные/слабые стороны сектора малый бизнес.

  3. Преимущества экономики, где развит сектор МСП.

  4. Роль сектора МСП в странах с развитой рыночной экономикой.

  5. Причины роста роли сектора МСП с 80-х годов XX века в промышленно развитых странах.

  6. МП в сравнении с крупным бизнесом: есть ли преимущества?

  7. Институциональная база политики в сфере предпринимательства.

  8. Как реализовать преимущества и нивелировать недостатки МП в сравнении с крупным бизнесом?

  9. Поддержка предпринимателей и малых предприятий: в чем сходство и различие?

  10. МП – слабые, сильные, все: какие из них поддерживать и как?

  11. Субъекты малого предпринимательства в России.

  12. Сравнительная характеристика вклада МП в экономику России, стран ЕС.

  13. Законодательные основы государственной политики в сфере малого предпринимательства в РФ.

  14. Федеральные программы поддержки предпринимательства: просчеты в разработке и результатах.

  15. Возможна ли (и какая) поддержка МП на федеральном уровне?

  16. Каковы могут быть последствия содействия развитию МП в регионах с различным уровнем социально-экономического развития?

  17. Белые пятна на информационном портрете российского предпринимательства.

  18. Источники информации по малому предпринимательству: возможности использования в целях политики поддержки предпринимательства.

  19. Ведомственная среднесрочная программа МЭРТ поддержки малых и средних предприятий: новые принципы поддержки.

  20. Ведомственная среднесрочная программа МЭРТ поддержки малых и средних предприятий: основные механизмы поддержки.

  21. Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: новое в политике государства.

  22. Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: оценка работоспособности.

  23. Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства.

  24. Налоговое администрирование и величина налогов как инструменты политики в отношении малого предпринимательства.

  25. Влияние налогового администрирования на малое предпринимательство.

  26. Есть ли у государства возможность увеличить налоговые поступления от малого предпринимательства?

  27. Финансовые проблемы предпринимательства: необходимость поддержки государства.

  28. Финансовые проблемы предпринимательства: инструменты поддержки государства.

  29. Предложение и спрос на финансовую поддержку государства со стороны малого предпринимательства.

  30. Основные сферы администрирования предпринимательской деятельности: законодательные основы.

  31. Административные барьеры для предпринимательства на различных этапах развития бизнеса.

  32. Проблемы измерения административных барьеров;

  33. Дебюрократизация экономики: новое в законодательстве.

  34. Дебюрократизация экономики: закон и правоприменение.

  35. Дебюрократизация экономики: мера ответственности центра, регионов, местной власти.

  36. В чем причины «недополученного эффекта» от дебюрократизации экономики?

  37. Участие малых предприятий в закупках для государственных нужд: законодательство и реальность.

  38. Проблемы участия МП в закупках для государственных нужд: мера ответственности государства.

  39. Преимущества для МП от сотрудничества с крупными предприятиями: собственные возможности, помощь государства;

  40. Теневое предпринимательство: благодаря или вопреки закону?



^

VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины



В ходе учебного процесса студентам предлагаются демонстрационные материалы (таблицы, схемы, диаграммы, органиграммы) по изучаемым темам (слайды).

Для дополнительных консультаций используется электронная почта (студенты могут обращаться к преподавателю с вопросами по текущему курсу, а также за консультациями по поводу дополнительной литературы, справочных данных и т.п.).

^ Основные сайты:

Для самостоятельной работы студентам рекомендуется обращаться к текущим публикациям и информации, помещаемой на следующих сайтах Интернет, целиком посвященных проблематике развития предпринимательства, где содержится информация законодательного, аналитического, консультационного характера:

www.opora.ru – сайт общественной организации объединений предпринимателей ОПОРА РОССИИ

http://smb.economy.gov.ru/index - сайт Информационного центра поддержки малого предпринимательства МЭРТ РФ (портала малого бизнеса)

www.siora.ru – сайт Российского агентства поддержки малого предпринимательства

www.rcsme.ru – сайт Ресурсного центра по малому предпринимательству (содержащий специальный раздел «Библиотека по малому предпринимательству»)

www.nisse.ru – сайт Независимого института системных исследований проблем предпринимательства с отчетами, аналитикой, мнениями экспертов по проблемам развития частного предпринимательства в России

www.binec.ru – сайт Московского центра деловой информации о малом предпринимательстве Москвы и инфраструктуре его поддержки

www.allmedia.ru – Российский деловой портал “Альянс Медиа”.


Кроме того, рекомендуется пользоваться электронными ресурсами библиотеки ГУ – ВШЭ.


Автор программы: _____________________________/Алимова Т.А./


1 По согласованию с преподавателем, студенты могут выбрать и иные темы, формулировка и содержание которых должны соответствовать проблематике данного курса.




Похожие:

Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Государственное регулирование инновационной сферы для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалистов
Инструменты государственной научно-технической политики. Инновации и рынок Стимулы к инновациям и экономический рост. Государственное...
Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Правовое регулирование государственного и частного здравоохранения» (дисциплина по выбору) Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Государственное регулирование недропользования» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста

Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Государственное регулирование недропользования» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста

Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Государственное регулирование недропользования» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста

Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Правовое регулирование государственного и частного здравоохранения» Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Управление государственным и муниципальным заказом»  для направления 080504. 62 «Государственное и муниципальное управление»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное...
Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Управление государственным и муниципальным заказом»  для направления 080504. 62 «Государственное и муниципальное управление»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное...
Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Государство и бизнес в инновационной деятельности для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Программа дисциплины «Государство и бизнес в инновационной деятельности для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное...
Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Современные информационные системы в социальной сфере» (дисциплина по выбору) Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы