А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» icon

А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики»



НазваниеА. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики»
Дата конвертации21.02.2013
Размер133.84 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ ЛИЧНОСТИ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

А.Н. ИСАЕВА

ГОУ-ВПО «Государственный университет – Высшая школа экономики»,

г. Москва.


Личностные противоречия вплетены в ткань индивидуальной жизни, находятся в непосредственном соприкосновении с ценностно-смысловой сферой личности и отчасти уходят в нее своими корнями, являются запросом к личностной активности на всех ее уровнях – к осуществлению индивидуального, представляют собой основу любого запроса клиента в практике психологического консультирования и психотерапии. Однако, современное персонологическое знание не располагает систематизированной теорией противоречии личности и обладает достаточно разрозненным и фрагментарным характером. В данной работе представлены результаты теоретического исследования – разработанная теоретическая модель противоречий личности в аспекте ее потенциала для персонологического познания индивидуальности. В информационно-теоретическую базу исследования вошли теории внутриличностных конфликтов, жизненных противоречий, диссонансов, дихотомий и коллизий психоаналитической школы (З.Фрейд, О.Фенихель, К.Хорни, Э.Эриксон), глубинной парадигмы (К.Юнг), когнитивной психологии (Л.Фестингер), социальной психологии (К. Левин, Дж. Миллер, А.И. Шипилов), экзистенциально-гуманистической психологии (К.Роджерс, Э.Фромм, А.Маслоу), отечественной персонологии (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова, Е.Б.Старовойтенко, Е.А.Донченко, Т.М.Титаренко).

Динамика индивидуальной жизни сопряжена с непрерывным движением возникновения, дления и разрешения противоречий. Противоречия обнаруживают себя в естественном, непоступательном, аритмичном развитии жизненных отношений и их архитектоники. Они аккумулируют в себе потенциал развития отношений, высвобождающийся в новом качественном скачке жизненных отношений через разрешение противоречия и потенцирование нового. Личностные противоречия обнаруживают себя в социально-психологическом и духовно-интеллектуальном развитии, в творческих процессах, в профессиональном становлении, в отношениях со значимыми другими людьми; чаще всего они обнародуют свое присутствие, вскрываются и разрешаются в значимых жизненных ситуациях индивидуальной личности. Неразрешенные противоречия становятся новой жизненной детерминантой личности и могут сопровождать ее в течение всей жизни, отрефлексированные и соотнесенные с «Я» они становятся проблемой (К.А. Абульханова), в критических случаях разрушают личность и приводят ее к тяжелым жизненным кризисам.


Противоречия обнаруживают для индивидуальной личности ее значимые проблемные связи с жизнью и инициируют ее активность – запускают процессы самопознания, мышления, переживания, интуиции, запрашивают ее деятельно-практической активности, адресованных другим людям жизненных действий, поступков, соотнесенных с нравственными и этическими нормами жизни, творческого преобразования актуальной жизненной ситуации. Разворачивающееся во всей эмоционально-аффективной палитре переживание противоречия, порожденного индивидуальной жизнью, его чаще всего скрытое ценностно-смысловое содержание и поступки личности, направленные на его разрешение, заключают в себе интенсивные проявления индивидуального и несут след единичного, уникального, потаенного личного. Реконструкция и анализ противоречий индивидуальной жизни могут стать способом исследования индивидуальности и психодиагностики личности. Личное проступает здесь в четырех аспектах возникновения и развития противоречий:

  • в том, что именно вступает в противоречие и какие коллизии жизни становятся характерными для личности на ее пути, повторяются, возобновляются в индивидуальной жизни или порождаются самой личностью;

  • в индивидуальных формах феноменологического проживания противоречия, его рефлексии и идеального преобразования;

  • в конкретных психологических формах генеза противоречия;

  • в индивидуальных формах отношения личности к противоречию, к проблемам своей жизни вообще, и значении противоречий на индивидуальном жизненном пути.

Конкретными, эмпирически выявленными контурами противоречий могут быть:

  • Противоречия между уровнем и содержанием реальной активности и продуктивности личности и объективной запрошенностью.

  • Противоречия между уровнем притязаний личности, рефлексивно простроенной перспективой, ее жизненным замыслом и актуальными социальными условиями и социальной востребованностью.

  • Противоречия-противостояния жизненной активности личности, ее творческих объективаций и нивелирующих или разрушительных отношений других к этому.

  • Противоречия между реальным значимым другим, другим-в-я и я-в-другом.

  • Противоречия динамики сознательной и бессознательной жизни.

  • Противоречия идеализации жизни и уровня реальных объективаций личности.

  • Противоречия желаемого, порождаемого глубинной динамикой личности и нравственно-этического отношения к жизни.

  • Противоречия несовпадения, нетождественности актуального Я с Я, зафиксированным рефлексивно и остающимся в ретроспективе.

  • Противоречия сформированных стратегий деятельности и форм отношений к жизни и актуальная жизненная ситуация и ее запрос к личности.

  • Противоречия нарождающегося нового в отношениях к жизни и устойчивых внутренних детерминант жизни личности.

  • Противоречия индивидуального поиска абсолюта в духовно-нравственных переживаниях и внутренней встречи с ним.

  • Иррациональные, неадекватно интенсивные противоречия, отмеченные сильной динамикой бессознательного, скрывающие под собой внутренний конфликт [4].

  • Противоречия, инициированные самой личностью для самопознания, познания жизни и творческого преобразования жизни, и т.д.

  • Противоречия неопределенности, неизвестного о личностно значимом, необходимости совершения ответственного выбора.

Противоречия метят собой личностные значимости и их динамику, обозначивая ценностно-смысловые основы индивидуальной жизни, проблемные актуальные связи личности с жизнью и аспекты самоотношения, находящиеся в своем становлении.

^ Личное в переживании противоречия, в его индивидуальной феноменологии проступает в архитектонике жизненных отношений, вовлеченных в противоречие:

  • В композициях внутренних и внешних ощущений, восприятий мира и своего психического и телесного, образующих настроения-контексты протекания противоречий и настроения-метки противоречий.

  • В континууме от изменения эмоционального фона, как аффективной реакции на противоречие, до развернутого переживания, где чувственно-эмоциональный компонент отношения образует сплав с рефлексивным и углубляет его или перекрывает своей интенсивность, подпитываясь глубинной динамикой личности; в конкретных индивидуальных содержаниях жизни, вступающих в противоречие и пронизанных интенсивными переживаниями личности; в переживании, проникающем в тайну противоречий собственного Я или погружающем личность в фантазии и чувства, отрешенные от всякого познания.

  • В нравственных и этических переживаниях личности, в контексте которых может протекать противоречие; в адресации своих поступков другому Я, личностной оценке их преемственности, оценке с позиций добра и красоты по отношению к другому человеку.

  • В индивидуальной рефлексии противоречия от осознания внутреннего диссонанса, означиваемого в речевой форме «С моей жизнью что-то не так» до экспликации конкретных оппозиций и отношений между ними, соотнесения противоречия со своим Я и осознание себя как автора тех жизненных событий или процессов, которые привели к противоречию; в исповедальной установке личности по отношению к себе и мужестве самопознания в контексте нежелательных или болезненных содержаний индивидуальной жизни, в уходе от рефлексии или превалировании негативной рефлексии и самокритики.

  • В активной проблематизации действительности личностью, экспликации и моделировании противоречий, в рефлексивном сведении оппозиций и интенсификации противоречия с целью его более продуктивного разрешения; в преобразовании противоречий в идеальном плане индивидуальной жизни, определении своей жизненной позиции в контексте противоречия с целью его разрешения, или же его полного разрешения на уровне мышления; познании себя-в-своей жизни через противоречия; в интеллектуально-творческом поиске нового соотношения оппозиций или нового жизненного контекста противоречия.

  • В деятельно-практической активности личности, направленной на разрешение противоречия: в осознанной, рефлексивно простроенной деятельности по изменению жизни и самоизменению; в жизненных действиях и поступках, адресованных другим людям, и их конкретных психологических, ценностных и символических содержаниях; в нерефлексивной импульсивной активности, временно разрушающей контекст существования противоречия и отсрочивающей его развитие или интуитивных действиях, имеющих «взрывной» характер и спонтанно разрешающих противоречие.

Индивидуальное обнаруживает себя в конкретных психологических формах генеза личностных противоречий, возможные обобщенные формы генеза могут быть представлены следующими позициями:

  • Глубинные личностные конфликтогены сталкиваются с интериоризированными социо-культурными нормами, подавляются и вытесняются, образуя «запруживание», Я личности развивает психологические защиты и переживает поверхностные иррациональные противоречия, образованные искаженными содержаниями бессознательного и подпитываемые его энергией.

  • Интенсивное развитие ведущей психической функции личности приводит к сплачиванию против нее недифференцированной глубинной функции с содержаниями бессознательной жизни личности, что приводит к дезинтеграции отношений личности к жизни, искаженным восприятиям значимых для личности объектов жизни и, в критических случаях, к распаду ведущих психических функций личности.

  • Некоторые противоречия возникают ответно наступлению определенной возрастной стадии в развитии личности и запрашивают личностный выбор новой Я-позиции.

  • Противоречие порождается новым жизненным опытом, вступающим в диссонанс со сформированной Я-концепцией или картиной мира; новыми социальными и интимно-значимыми отношениями, расширением топологии жизни, открывающимися возможностями и новыми ценностными пространствами индивидуальной жизни и деятельности, вступающими в асинхронные отношения с прежним, устоявшимся, сформированным в личности ее прежней жизнью, привычным для нее и теперь требующим своего развития и трансформации.

  • Противоречия застывают в своем развитии или не появляются вообще, когда в новых объективных условиях жизни вся психическая энергия направляется на сохранение прежних ценностей и привычек, при высокой лабильности Я, при нерефлексивности границы между внутренними требованиями и внешними условиями, при слитых или чрезмерно далеких друг от друга Я-реальном и Я-идеальном.

  • Противоречие может разрешаться личностью через интенсивное развитие одной из оппозиций, нахождение нового контекста динамики оппозиций, нахождение новой формы отношений между оппозициями, установление дистанции между оппозициями и проведение границы, аннулирование одной из оппозиций через ее отрицание, обесценивание или уничтожение, через жизненные кризисы или события, инициирующие интенсивную динамику ценностно-смысловой сферы, через разрушение объективных условий существования противоречия.

  • На онтологическом уровне противоречие может разрешаться личностью через рефлексивный или мыслительный акт, волевое действие, поступок, интуитивную внутреннюю работу на уровне символизации и метафор жизни, адресованное другому речевое событие, импульсивное или спонтанно-интуитивное действие; разрешение противоречия всегда становится значимым событием жизни личности.

  • Результат разрешенных противоречий специфических для конкретных возрастных периодов закрепляет в личности определенные черты; нерешенные противоречия становятся новым условием индивидуальной жизни, могу быть пролонгированы на всем жизненном пути, решаться в течение всей жизни или деформировать личность, формируя личностные акцентуации, могут развиваться в жизненные кризисы и влечь собой личностные катастрофы.

Личностные противоречия зарождаются, вскрываются, развиваются и разрешаются исключительно, когда личность начинает относиться к миру, другим и к себе самой, т.е. в жизненных отношениях личности. Но когда она эксплицирует и рефлексирует свои противоречия, личность начинает выстраивать отношение и к ним, которое является компонентом самоотношения личности и формируется в ее отношение к проблемам собственной жизни. Таким образом, личное обнаруживает себя и в персональном отношении к противоречиям и в их значении на индивидуальном жизненном пути. Психологические формы этих отношений и значений могут быть представлены в следующих позициях:

  • Зрелое, внимательное отношение личности к своим противоречиям, сведение оппозиции в мыслительном и рефлексивном плане жизни, поиск, моделирование, продуцирование противоречия, заострение его и способность личности длительно выдерживать противоречие, способность личности к использованию своих противоречий как творческого ресурса жизни, или неспособность мышления эксплицировать противоречия индивидуальной жизни, избегание и отрицание противоречий.

  • Противоречие как фактор углубления индивидуальной жизни и умножения связей личности с миром или ухода личности от себя, или кардинальных изменений жизни, в которых актуальное противоречие теряет свою силу.

  • Переживание личностью авторства своей жизни и ее противоречий, возвращение своему Я результатов своих поступков, своей деятельности, влияний на другие Я, принятие ответственности за последствия своей активности, - т.е. развитие индивидуального самосознания в динамике и разрешении личностных противоречий, противоречия как острая форма развития личности; или переживание внешней детерминированности жизни, опосредованности своего личного бытия возникающими противоречиями извне, инициируемыми другими людьми или объективными обстоятельствами жизни, фрустрирующими или невротизирующими личность.

  • Противоречия разрушают индивидуальную жизнь, вызывают стагнацию релевантных им жизненных сфер, или вызывают «подъем» жизни, переход на новые уровни индивидуального бытия; развивающие и трагичные противоречия жизни личности; плотность личностных противоречий на жизненном пути; преобладание личностных противоречий в отношениях к миру или в отношениях с миром.

  • Контур личностных противоречий индивидуальной жизни – смазанный, невыделенный, обусловленный внешними детерминациями, или четко очерченный контур жизненных выборов, поступков, решений и жизненных действий.

  • Выбранный личностью способ разрешения противоречия: развивающая активность, развивающее погружение, пассивная рефлексия, самоотчуждение, самоактуализация, или уход: переложение ответственности, импульсивное действие, резкое изменение контекста противоречия, мысленный уход от противоречия [10].

  • Индивидуальные пути самоосуществления личности в жизни, формируемые закрепленными способами разрешения противоречий.

Одна из функций личностных противоречий – образование индивидуального контура жизненного пути [12]. Личное обнаруживает себя в уникальном континууме противоречий индивидуальной жизни, в самих противоречиях, являющихся одним из самых интенсивных проявлений индивидуального в общем течении жизни. Ключевые противоречия жизни высвечивают что было значимо для личности на пройденном пути, что она ценила, чего желала, к чему она стремилась, кто был близок ей и любим ею, как она поступала по отношению к другим людям и к себе самой, как она осуществляла себя в жизни, - какой она была и кем она была. Если неразрешенные противоречия не могут быть переосмыслены личностью на зрелом уровне, они замирают в своем развитии и не позволяют ей сформировать персональное отношение к ним, деструктивно опосредуя актуальную жизнь личности. Неразрешенные травмирующие личность противоречия искажают контур ее жизни, детерминируя последующее существование личности сформированными комплексами, страхами и скрытым течением внутренних конфликтов.

Для иллюстрации этой функции приведем здесь реконструкцию индивидуального контура жизненного пути в противоречиях П.Абеляра, выполненную по авторской исповеди «История моих бедствий»:

  • В юности автор обнаруживает в себе интеллектуальное превосходство, которое, объективируясь, сталкивается с активной социальной агрессией, с этого начинается личная история бедствий.

  • Чувство собственного превосходства автора стимулируется социальной агрессией до тех пор, пока не становится самоцелью.

  • Значимость философского познания автора сменяется значимостью любви.

  • Значимость любовных отношений встречается в личности автора с данным им обетом призвания, поддерживаемым социальными стереотипами.

  • Автор переживает жестокое вмешательство в свое телесное другими людьми, публичное и болезненное осквернение своего тела.

  • В бегстве автор встречается с другими, которым уже не может противостоять, и самоутверждается в новом творческом акте.

  • Творческий труд автора не признается сообществом и подлежит унизительному уничтожению.

  • Созданное «с нуля» новое обретает такие масштабы, что автор вновь встречается со старыми гонениями социума.

  • Развитие нового отношения автора к любимой женщине встречается с его прежним социальным восприятием и агрессивным поиском унижающей подоплеки.

  • Новые неприятности травмируют ослабленную личность больше, чем катастрофы прошлого.

  • Все попытки автора что-то изменить к лучшему только ухудшают жизненную ситуацию.

  • Автор заканчивает свой жизненный путь в накаленной до предела борьбе с миром, примиряясь с противоречиями своей жизни в найденном парадоксальном решении – «Благодарение господу за то, что я удостоен ненависти мира».

В этом контуре мы обнаруживаем постоянную интенцию П.Абеляра самоутверждаться и самоосуществляться в непрерывной борьбе с внешним миром. Личное автора проступает в соединении индивидуальности, вызывающей ярую ненависть всего сообщества и неспособной осуществиться без этой ненависти; чувства собственного превосходства, переходящего в самоцель, и снова отступающего на задний план перед творческим и духовным самовыражением; мучительного переживания боли и унижения и нового неосознаваемого вызова сообществу; органичное соединение телесной и духовной любви в контексте жизни по религиозным канонам, и абсолютный переход одного в другое к концу жизни; основное жизненное движение личности – творить новое несмотря ни на что и утверждать свое индивидуальное в постоянной войне – к концу жизни затихает, ему на смену приходит рефлексия итогового смысла жизни, приобретает окончательный смысл и все страдание жизни, и ненависть мира.

Таким образом, реконструкция и анализ противоречий личности могут использоваться в персонологическом познании индивидуальности. Личное в проживании своих противоречий обнаруживает себя в конкретных психологических содержаниях и составе противоречия, в его феноменологическом проживании личностью, проступающем через архитектонику жизненных отношений личности, актуализированных в конкретном противоречии, в индивидуальных содержаниях генеза противоречия, в персональном отношении личности к своим противоречиям, проблемам своей жизни, и в значениях противоречий на индивидуальном жизненном пути. Дальнейшие разработки данной тематики, а именно построение эмпирических моделей реконструкции, анализа, интерпретации личностных противоречий, позволят моделировать непосредственно метод исследования индивидуальности через реконструкцию противоречий ее жизни.


Литература:

  1. Абеляр П. История моих бедствий. Интернет-ресурс.

  2. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.

  3. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. Киев: Изд. полит. лит-ры Украины, 1989.

  4. Исаева А.Н. Классификация противоречий личности.// Психология - наука будущего: Материалы международной конференции молодых ученых. 5-7 ноября 2009 г. Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт Психологии РАН», 2009.

  5. Маслоу А. Психология бытия. Рефл-Бук, Ваклер, 1997.

  6. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. М.: Эксмо, 2002.

  7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб: Питер, 2003.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004.

  9. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академический проект, 2007.

  10. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. М.: Трикста, 2004.

  11. Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. М.: Академический проект, 2001.

  12. Старовойтенко Е.Б., Исаева А.Н. Роль противоречий в жизни личности. // Мир психологии. №1. Москва – Воронеж, 2010. (в печати).

  13. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М.: Академ. Проект., 2005.

  14. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. Интернет-ресурс.

  15. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001.




Похожие:

А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconА. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики»
К. Юнг), когнитивной психологии (Л. Фестингер), социальной психологии (К. Левин, Дж. Миллер, А. И. Шипилов), экзистенциально-гуманистической...
А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» icon«Государственный университет Высшая школа экономики»
Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный...
А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconГосударственный университет – высшая школа экономики положение
Положение об ученом совете филиала государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования...
А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconГосударственный университет – высшая школа экономики положение
Положение об ученом совете филиала государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования...
А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconГосударственный университет – высшая школа экономики положение
Положение об ученом совете филиала государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования...
А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconС. Ю. Рощин января 2011г
Гобу впо «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский...
А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» icon«Государственный университет Высшая школа экономики» Государственный университет Высшая школа экономики Факультет философии Программа дисциплины Экономическая теория
Курс состоит из 39 часов лекций, 20 часов семинаров и 52 часов самостоятельной работы студентов, которая включает подготовку к семинарским...
А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПолное наименование вуза: Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – высшая школа экономики»
Профессионального образования «Государственный университет – высшая школа экономики»
А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconГосударственный университет – высшая школа экономики положение
«Государственный университет – Высшая школа экономики» (далее гу-вшэ), Положением о факультете гу-вшэ и определяет компетенцию ученого...
А. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПротокол от № правительство российской федерации
«Государственный университет – Высшая школа экономики» (далее – гобу впо гу-вшэ)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы