Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе icon

Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе



НазваниеУчебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе
страница1/2
Дата конвертации05.05.2013
Размер376.93 Kb.
ТипУчебный курс
скачать >>>
  1   2



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социология»

для подготовки бакалавра направления 080200.62 «Менеджмент»





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет социологии


^ Программа дисциплины «Социология-2 (социология культуры)»




для подготовки бакалавра направления 030300.62 «Психология»


Автор программы:

Сорвин К.В, к.ф.н., доцент, ksorvin@.hse.ru


Одобрена на заседании кафедры общей социологии

«___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Покровский Н.Е.


Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

^

1.Область применения и нормативные ссылки


Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе.

Программа разработана в соответствии с:

  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по менеджменту;

  • Рабочим учебным планом университета по специальности психология, утвержденным в 2011 г.



^

2.Цели освоения дисциплины


Основной целью курса «Социология – 2» является развитие и углубление знаний и навыков, полученных при изучении общего курса «Социология», интеграция данных знаний с компетенциями, полученными студентами в ходе освоения других психологических и гуманитарных дисциплин.
Основной акцент делается на теориях, так или иначе затрагивающих социальную детерминацию мышления человека, влияющих на формирование образа мира. Кратко освещаются основные методы социологических исследований, используемые в рассматриваемых областях. Для достижения данных целей в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социологии культуры теории.

Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований экономических и социальных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении управленческих задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований.

^

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате изучения курса студент должен:

  • Студент должен знать основные современные проблемы и теории в области социологии культуры, владеть ее понятийным и концептуальным аппаратом.

  • Уметь применять освоенный теоретический аппарат для описания и анализа конкретных социальных ситуаций и сюжетов, связанных, в частности, с современной ситуацией в России и мире.

  • Иметь навыки описания различных социальных явлений с позиции теоретических подходов современной социологии культуры.

  • Уметь формулировать исследовательскую проблему, проверять гипотезы, применяя данные адекватных социологических методов.

  • Уметь выделять преимущества и ограничения социологического подхода к объяснению ментальных феноменов, представлять себе преимущества и недостатки социологического и психологического подходов к описанию социокультурных явлений.

  • как экономического, так и социологического методов анализа конкретных явлений;


В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Обладает способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (формируется частично);


ОК-1

- Распознает в текстах и выступлениях социально значимую информацию;

- Умеет анализировать социальные явления в терминах и категориях социологической науки;


- Лекции, дающие базовые представления современных подходах к изучению социальных процессов;

- Семинарские занятия, на которых обсуждаются теоретические концепции и проводится анализ первоисточников.

Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (формируется частично)


ОК-2

- Умеет четко сформулировать основную излагаемую мысль;

- Владеет техникой грамотной аргументации;

- Демонстрирует знание основных правил и принципов построения научного текста

- Семинарские занятия, на которых студенты выступают с докладами и сообщениями,

- Консультации по темам эссе.

Умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы,

происходящие в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию

(формируется частично)

ОК-3

- Способен определить проблему в рамках социально - экономических событий

- Использует социологические данные для поиска ответов на обозначенную проблему

- Применяет для анализа проблемы адекватные социологические методы, умеет определять и использовать данные для формулирования ответов на четко определенные конкретные и абстрактные проблемы;

-Демонстрируют знания и понимание в области изучения. Эти знания формируют основу для трудовой деятельности или профессии, личностного развития и продолжения обучения для завершения первого цикла;

- Лекции, дающие базовые представления о способах анализа социально- экономических процессов

- Семинары, рассматривающие исследовательские кейсы

Умеет проводить библиографические и информационно-поисковые работы с последующим

использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных

статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9)

(формируется частично)

ОК-9

- Владеет навыками работы в современных информационных библиографических сетях

- Способен выделить основные проблемные сферы планируемого исследования, формулировать запрос для поиска необходимой литературы

- Способен выстроить план итогового текста, грамотно изложить в нем имеющиеся данные;

- Семинары, рассматривающие исследовательские кейсы

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой

мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ПК -2); (формируется частично)

ПК-2

-Могут применять свои знания и понимание в профессиональных контекстах.

-Лекции, дающие теоретические материалы

Способен использовать знания в работе с коллективами людей и отдельными

работниками в управленческой деятельности (формируется частично)

ПК -5

-Могут передавать собственное понимание, умения и деятельность коллегам своего уровня, руководителям и клиентам.

-Практические занятия, позволяющие развить навыки работы в коллективе

Владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез, использует методы моделирования в научных исследованиях, знает

основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы,

конференции

(формируется частично)

ПК-54

- Демонстрирует понимание принципов формулирования исследовательской проблемы

- Имеет представление об основных источниках социологической информации и демонстрирует понимание в отношении принципов их использования.

-Лекции, дающие теоретические материалы

-Семинарские занятия, позволяющие реализовать теоретические положения в рамках учебной практики



^

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для подготовки бакалавра направления 030300.62 «Психология» настоящая дисциплина является вариативной в цикле «Б1 – гуманитарный, социальный и экономический» общих дисциплин (вариативная часть).
^

5.Тематический план учебной дисциплины





№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельные работы










Лекции

Семинары




1

2

3

4

5

6

1

Социокультурная природа человека.

Социализация и социальный контроль.


12

4

4

4

2

Структура культуры. Социальные нормы и ценности как элементы культуры.


12

4

4

4

3

Многообразие культур, теории и классификации. Проблема взаимодействия культур.

10

3

3

4


4

Этнос как носитель культуры. Этнические общности.

8

2

2

4

5

Культура и социальная структура.

23

3

4

Эссе 12 ч

4

6

Культура как институциональная система. Религия как социальный институт.

11

4

3

4

7

Социокультурная детерминация мышления человека. Социология знания и повседневности.

12

4

4

4




Всего

88

24

24

40



^

6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

2

3

4







Текущий

(неделя)


Контрольная работа







1

Кафедра общей социологии

Тест (25-30 вопросов, проводится на семинаре)

Эссе







1

Кафедра общей социологии

20-25 тыс. знаков

Домашнее задание




1

1

Кафедра общей социологии

Регулярная подготовка к семинарским занятиям

Итоговый

Зачет







1

Кафедра общей социологии

Защита эссе
      ^




    1. Критерии оценки знаний, навыков



Оценки за все виды контроля выставляются по 10-балльной шкале с учетом правил округления, перевод 10-балльной оценки в 5-балльную осуществляется по следующей схеме:

«отлично»: 8-10;

«хорошо»: 6-7;

«удовлетворительно: 4-5;

«неудовлетворительно»: 3 и менее.


Шкала оценки знаний студентов - Итоговая оценка по 10 (5) –балльным системам

10-балл

5-балл

Навыки и умения

1

2

Студент не знает базовых понятий, теорий, эмпирических исследований, рассматриваемых в курсе.

2

3

4

3


Студент в основном знает базовые понятия, теории, эмпирические исследования, рассматриваемые в курсе, полученные знания основных теоретических и эмпирических исследований фрагментарны.

5

6

4

Студент хорошо знает все основные понятия, теории, эмпирические исследования, имеет представление о программах и эмпирических исследованиях в данной области, в некоторых случаях способен интерпретировать факты в понятиях изученных теорий.

7

8


5

Студент хорошо знает все базовые понятия и теории, способен в основном применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.

9

Студент очень хорошо знает все базовые понятия и теории, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.

10

Студент проявил исключительные способности при изучении программы курса, полностью освоил рассматриваемые в курсе теоретические модели; имеет полное представление о программах и результатах эмпирических исследований в этой области, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.



^

7.Содержание дисциплины



Тема 1. Социокультурная природа человека.


Особенности социологического подхода к человеку. Культура в модели социологического человека. Антропологические корни данной модели. Сообщества животных и сообщества человека, критерии отличия человека от животных: дискуссии. Философские проблемы, возникающие в рамках данных дискуссий Социология о взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Культура – основа человеческого в человеке. Человек как творение и творец культуры. Культура как неклассический объект, рефлексивный характер культуры. Понятие социального наследования. Механизмы трансляции культуры. Мифология и религия в современных концепциях антропогенеза. Позитивистская и понимающая социологии о культуре. Социология культуры в системе наук о культуре. Понятие социализации, ее основные виды и формы. Социализация – процесс усвоения или сотворения культуры? Теории социализации Кули, Мид, Выготского. Социализация и социальный контроль. Основные виды социального контроля. Теории девиантного поведения. Роль девиации в


Базовый учебник

  1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 1999, с. 11-56.

2. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 20 – 43.


Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 204 – 221.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 14-24.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 20 – 26.


Дополнительная литература


1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993, 39-72.

2. Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб, 1999. С.7-40.

3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: Книжный дом «Университет», 2001, с. 61– 132.

4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995, 37 – 62.

5. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

6. Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998,

с.7- 139.

7. Лобок А. Антропология мифа. – Екатеринбург, 1997, с. 35-68.

8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Лосев А. Ф. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994.

9. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994,

гл. 3

10. Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004.

11. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с. 27 - 59.

12. Михайлов Ф.Т. Культура как порождающее человека отношение // Теоретическая культурология. – М.: Академический проект; Екатерибург: Деловая книга; РИК, 2005, c. 124 - 142

13. Сорвин К.В. Культура как рефлексивная система // Теоретическая культурология. – М.: Академический проект; Екатерибург: Деловая книга; РИК, 2005, c. 143 – 166.


Тема 2. Структура культуры. Социальные нормы и ценности как элементы культуры. Основные элементы культуры. Проблема культурных универсалий (Дж. Мердок). Социальные нормы и ценности. Ценности как объект социологического анализа. Классификации социальных ценностей по Р. Мертону. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Нравственные и правовые нормы, их специфика. Философский и социологический подходы к этике: Кант и Дюркгейм. Социальные санкции. Понятие обычая, его универсальность. Обычаи как формы социальной регуляции, функции обычая. Обычаи в традиционном и современных обществах. Взаимосвязь обычаев и институтов. Обычаи и ритуалы. Ритуал как способ взаимодействия со священными предметами (Дюркгейм). Ритуал как способ «распредмечивания» идеального содержания культовых предметов (Лобок). Аномия как утрата базовых ценностных ориентиров. Концепция аномии по Дюркгейму и Мерону. Аномическое самоубийство. Аномия как следствие рассогласования терминальных и инструментальных ценностей.


Базовый учебник


1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000, г.3, 7.3. – 7.4.

2. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 43 – 57; 120 – 123.


Основная литература


1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 34 – 41.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 40-52.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 332 – 346.


Дополнительная литература


1. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000 С. 56 – 88; 177 – 183.

3. Бурдье П. Структура, габитус, практика// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №2.

4. Гофман А. Б. Мода и люди. М., 2000.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1997.

6. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

7. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление М.: Республика. 1994? c/ 11 - 336

8. Лобок А. Антропология мифа. – Екатеринбург, 1997, с. 35-68.

9. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Лосев А. Ф. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994.

10. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994,

11. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с. 243 – 320.

12.Мосс М. Общества. Обмен. Личность. // Труды по социальной антропологии. – М., 1996.

13. Ритцер Дж. Современные социологические теории. М., 2002.

14. Сусоколов А.А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию. – М: Русская панорама, 2006, с. 35 - 48

15. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 2007.

16. Шюц А. Смысловое строение социального мира / Пер. с нем. С. А. Ромашко // Шюц А. Избранное. М., 2004.

17. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: «Ренессанс», 1991.


Тема 3. Многообразие культур, теории и классификации. Проблема взаимодействия культур. «Открытие» культурного многообразия мира, «антропологическая революция», «культурный шок». Кризис европоцентризма как предпосылка научного изучения культур. Культурный релятивизм. Развитие антропологии и этнографии. Формирование классических теоретических моделей, объясняющих множественность культур. Дилемма эволюционистской и плюралистической парадигм как способов объяснения культурного многообразия. Теория модернизации и ее критика. Стадии в эволюции культуры: культура и цивилизация (Шпенглер) Современные концепции классификации культур: типологии Клакхона-Стродтбека, система индикаторов Хофштеда. Культурная автономия и культурная замкнутость, сегрегация. Культурная экспансия. Взаимодействие культур: пять основных типов. Эволюционизм и плюрализм, позитивистская и понимающая социологии о возможностях и перспективах взаимодействия культур. Диалог культур: современные дискуссии. Постиндустриальное общество и его культурные характеристики. Глобализация и информационное общество в современных социологических теориях (М. Кастельс, Э. Гидденс, Дж. Ритцер). Проблема маргинальности.


Базовый учебник


1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов вузов, 3-е издание. М.: Логос, 2000, 299 – 396.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов вузов, 2-е издание. М.: Логос, 1998, с. 9 – 41.

3. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 133 – 141, 219 - 224.


Основная литература


1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 42 – 53.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 52 – 63.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 332 – 346.

4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М.: «Логос», 2005. с. 577 – 620.


Дополнительная литература


1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

2. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991, 258 – 385.

3. Визгин В.П. Антропоцентрический универсальный проект Нового времени. // Теоретическая культурология. – М.: Академический проект; Екатерибург: Деловая книга; РИК, 2005, c. 81 – 102.

4. Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века. – М.: Наука, 2004.

5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. Садохина А.П. – М.: «Юнити-Дана», 2002.

6. Данилова Е, Тарарухина М. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда // «Мониторинг общественного мнения», №3 (65), 2003.

7. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

8. Клакхон К. Зеркало для человека. СПб., 1998.

9. Малиновский Б. Динамика культурных изменений // Малиновский Б.: Избранное. – М.: «Роспэн», 2004.

10. Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии /Пер. с англ. В. Николаева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.

11. Сусоколов А.А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию. – М: Русская панорама, 2006, с. 236 – 306.

12. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М.: «Прогресс», 1991.

Хофстеде Г. Организационная культура: Управление человеческими ресурсами. – Спб.: «Питер», 2002.

13. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: «Владимир Даль», 2002.

14. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. – М.1: «Айрис-пресс», 2003.


Тема 4. Этнос как носитель культуры. Этнические общности. Понятие этноса. Критика биосоциальной природы этничности, этнос как социокультурная общность. Признаки этноса. Этнос как механизм сохранения традиций. Структурные уровни организации этноса. Этническое самосознание: идеология и поведение. Межэтнические отношения, межэтнические браки. Миграционные процессы. Проблема этнического предпринимательства. Межэтнические и межнациональные конфликты: природа и типология. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. Народности и нации как этнополитические общности. Два понимания нации в литературе. Этносы в глобальном мире: причины сохранения и укрепления. Этнические общности в мире аномии. Информационная теория этноса.


Базовый учебник


1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов вузов, 3-е издание. М.: Логос, 2000, Гл. 5.

2. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 133 – 141, 219 - 224.


Основная литература


1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 171 – 204.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 304 – 328.


Дополнительная литература


1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л М, Сусоколов А.А. Этносоциология.- М.: Аспект Пресс, 1999.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

3. Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века. – М.: Наука, 2004.

4. Гавлин М. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. – М.: Терра, 1996.

5. умилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – М.: Прогресс, 1993.

6. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации:

Учебник для вузов / Под ред. Садохина А.П. – М.: «Юнити-Дана», 2002.

7. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: ИС РАН, 2003.

8. Дробижева Л.М. Говорит элита республик Российской Федерации. 110 интервью Леокадии Дробижевой. М., 1996.

9. Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. – М.: Адир-пресс, 2004.

10. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

11. Малиновский Б. Динамика культурных изменений // Малиновский Б.: Избранное. – М.: «Роспэн», 2004.

12. Межуев В.М. Культура в контексте модернизации и глобализации // Теоретическая культурология. – М.: Академический проект; Екатерибург: Деловая книга; РИК, 2005, c. 311 – 317.

13. Радаев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия. // “Политические исследования», 1993, № 5.

14. Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Часть 1-3. – М.: Наука, 1993.

15. Сусоколов А.А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию. – М: Русская панорама, 2006, с. 208 – 234.

16. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. – М.1: «Айрис-пресс», 2003.


Тема 5. Культура и социальная структура. Культура и общество. Понятие социальной структуры. Ранговые и номинальные статусные переменные, социальная стратификация и неравенство. Социальное неравенство как культурный феномен. Роль культуры в воспроизводстве социальной структуры и стратификации. Неравенство объективное и субъективное. Социокультурные предпосылки для осознания неравенства как отклонения от идеала равенства. Исторические типы обществ и различные системы социальной стратификации. Концепция смешанных стратификационных систем. Типы господства и их особенности в социологии М. Вебера. Выражения интересов и мировоззрения различных социальных слоев в различных религиозных учениях: особенности крестьянской религиозности, религиозности военной знати и профессиональной армии, бюрократии и купечества (Вебер и Маркс). Статусные группы как носители стиля жизни (Вебер). Статусные предметы и мода как индикаторы статуса. Имитация стиля жизни (Бодрийяр). Современные концепции классов и страт. Социальная мобильность и культура. Теория социальной мобильности П.А. Сорокина. Мобильность социально-культурных объектов. Миграции населения в современном обществе и их последствия для различных культур.


Базовый учебник


1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов вузов, 3-е издание. М.: Логос, 2000, с. 259 – 298.

2. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 94 – 117.


Основная литература


1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 158 – 171.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 273 – 286.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 232 – 254.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.


Дополнительная литература


1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л М, Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект Пресс, 1999, с. 104 – 133.

2. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. – М.: Академический проект, 2007.

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000, с. 56 – 79; 167 – 183.

4. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS. М., 1993, т. 1, вып. 2, с. 137–150.

5. Вебер М. Основные понятия стратификации// Социологические исследования, №5, 1994, с. 147-157.

6. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

7. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социологические исследования, 1992, №11.

8. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.243 – 558.

10. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996.

11. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006, с. 57 – 102.


Тема 6. Культура как институциональная система. Религия как социальный институт.

Теория культуры как совокупности социальных институтов Б. Малиновского. Основные элементы и функции социальных институтов, понятие явных и латентных функций. Процесс институционализации. Важнейшие институты современного общества. Религия как феномен культуры и социальный институт. Предпосылки возникновения социологии религии, особенности социологического подхода. Формирование основ социологии религии в трудах Конта, Маркса, Дюркгейма, Вебера. Проблема происхождения религии: был ли безрелигиозный этап в истории человечества? Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ, особенности их динамики. Основные функции религии, специфика функций религии в современном мире. Религия и экономика: хозяйственная этика мировых религий (протестантизм, православие, ислам, иудаизм). Основные тенденции развития религий, понятия модернизации, секуляризации, экуменизма. Основные мировые религии.


Базовый учебник

  1. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: ИНФРА-М, 2005, с. 9 – 69, 113-137, 150 – 168,

280 – 319.

2. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 154-156; 170-182.


Основная литература


1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 322 – 344.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 427 – 460.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 158 – 175.


Дополнительная литература


  1. Белла Р.Социология религии// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии

Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996, с. 665 – 677.

  1. Бергер П. Еретический императив // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии, с. 339-364

  2. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995.

  3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000, с. 325 – 384.

  4. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М. 1994. С 78-308.

  5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М. 1990. С. 44-272.

7. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. Введение // Там же, с.43-77.

8. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996, с. 111 -145, 438-441, 469-471.

9. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1995.

10. Жижек С. Кула и карлик. М., 2009.

11. Зиммель Г. К социологии религии // Избранное: в 2 тт. М., 1996, с. 618-635.

12. Леви-Строс К. Структурная антропология. М. 1983, с. 147-215.

13. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М. 1998.

14. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Капитал. Критика политической экономии. Т 1. // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии \ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 85-88.

15. Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

16. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006, с. 309 – 356.

17. Трельч Э. Социальныеучения христианских церквей и групп // Религия и общество…

18. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М. 1989.


Тема 7. Социокультурная детерминация мышления человека. Социология знания и повседневности. Основные виды знания. Несводимость знания к ощущениям, гносеологические парадоксы античности. Априорная составляющая знания. Социальное объяснение человеческого сознания. Фихте и Гегель – предтечи социологии знания. Детерминированность сознания исторической эпохой. Формирование основ социологии знания в трудах Маркса, Мангейма, Дюркгейма, Шелера. Основные проблемы и задачи социологии знания. Концепция Маркса о социально-экономической детерминации сознания. Взаимосвязь социологии религии и социологии знания в концепции Дюркгейма. Интерпретация категорий как проявления социальной природы человека. Социология обыденного знания: социальное конструирование реальности. Социальная структура и структура мышления в трудах Леви-Стросса. Логика первобытного мышления. Социология науки как частный случай социологии знания. Современные представления о признаках науки и ее специфике. Проблема научного метода. Культурно-исторические формирования рационального мышления, роль протестантской этики (Вебер). Дискуссии интерналистов и экстерналистов о роли социальных факторов в формировании и развитии современной науки. Социальные функции науки. Социальная организация науки, роль сообществ ученых в развитии науки, теория научных парадигм Куна. Моно- и полипарадигмальные нуки. Тенденции развития науки. Специфика социального познания и социальных наук. Преодоление в социальных науках субъект-объектной дихотомии. Знание как элемент функционирования социальных систем. Теорема Томаса. Роль искаженных представлений в функционировании социальных систем, превращен и иллюзорные формы сознания и их объективность (Маркс, Жижек).


Базовый учебник

1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. С. 259-297.

2. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 186 – 198.


Основная литература


1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 21 – 32

2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с. 605 – 611, 627 – 686, 743 – 758, 767 – 816.


Дополнительная литература


  1. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995.

  2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000, с. 49 – 102.

  3. Бодрийяр Ж. Система вещей.: М. Рудомино, 1999, с. 177 – 179.

  4. Блур Д. Сильная программа в социологии знания // Парадигмы социологии знания. Хрестоматия. М.: Наука, 2007, с. 193 – 237.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М. 1990. С. 44-272.

6. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996, с. 111 -145, 438-441, 469-471.

7. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1995.

8. Жижек С. Кула и карлик. М., 2009.

9. Леви-Строс К. М. 1983, с. 147-215.

10. Лобок А. Антропология мифа. – Екатеринбург, 1997, с. 359 – 437.

11. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление М.: Республика. 1994,

с. 111 - 336

12. Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2001.

14. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М. 1998.

15. Мангейм К. Избранное: Социология культуры. — М.—СПб.: Университетская книга, 2000.







16. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. – М.: Политиздат, т. 3.

17. Маркс К. Экономико-философские рукописи. // Маркс К. Капитал. Т. 1. – М.: Эксмо, 2011, с. 787 – 928.

18. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с. 669 – 782, 797 – 825.

19. Поппер К. Социология знания // Парадигмы социологии знания. Хрестоматия. М.: Наука, 2007, с. 146 – 157.

20. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. 3-е изд. – М.: 2008, с. 33 – 57; 173 – 196.

21. Шелер М. Проблемы социологии знания. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011.

22. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира. М., 2003.

^

8.Образовательные технологии


Основными формами аудиторных занятий являются лекции и семинары. Подготовка к последним предполагает активную самостоятельную работу студентов как с учебно-методической, так и с научной литературой. Занятия на семинарах включают в себя опрос студентов, доклады, дискуссии, письменное тестирование.

^

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента




  1   2




Похожие:

Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе iconПрограмма дисциплины "Социология" для направления
Учебный курс «Социология» предназначен для студентов-не социологов, обучающихся на первом-втором курсе
Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе iconПрограмма дисциплины "Социология" для направления
Учебный курс «Социология» предназначен для студентов-не социологов, обучающихся на первом-втором курсе
Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе iconПрограмма дисциплины "Социология" для направления
Учебный курс «Социология» предназначен для студентов-не социологов, обучающихся на первом-втором курсе
Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе iconПрограмма дисциплины "Социология" для направления
Учебный курс «Социология» предназначен для студентов-не социологов, обучающихся на первом-втором курсе
Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе iconПрограмма дисциплины "Социология" для направления
Учебный курс «Социология» предназначен для студентов-не социологов, обучающихся на первом-втором курсе
Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе iconУчебный курс «Социология» предназначен для студентов-не социологов, обучающихся на первом-втором курсе

Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе iconУчебный курс «Социология» предназначен для студентов-не социологов, обучающихся на первом-втором курсе

Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе iconУчебный курс «Социология» предназначен для студентов-не социологов, обучающихся на первом-втором курсе

Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе iconУчебный курс «Социология» предназначен для студентов-не социологов, обучающихся на первом-втором курсе

Учебный курс «Социология-2 (социология культуры)» предназначен для студентов факультета психологии, обучающихся на втором курсе iconУчебный курс «Социология» предназначен для студентов-не социологов, обучающихся на первом-втором курсе

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы