Пояснительная записка автор программы icon

Пояснительная записка автор программы



НазваниеПояснительная записка автор программы
Т.Ю. Базаров
Дата конвертации05.05.2013
Размер224.64 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации




Государственный университет-

Высшая школа экономики


Факультет психологии


Программа дисциплины

«Психология управления персоналом»

для направления 030300.62 – Психология

подготовки бакалавра


Автор Т.Ю. Базаров

e-mail: tbazarov@mail.ru


Рекомендована секцией УМС


Секция «Психология»

Председатель


___________ В.А. Штроо

«___» __________ 2008 г.

^ Одобрена на заседании


кафедры организационной и рефлексивной психологии

Зав. кафедрой


____________ В.А. Штроо

«___» __________ 2008 г.

Утверждена УС


факультета психологии

Ученый секретарь


__________ Е.Б. Старовойтенко

«___» __________ 2008 г.




Москва 2008

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Автор программы

доктор психологических наук, профессор Базаров Тахир Юсупович

Требования к студентам

Знания основ экономики, социологии и менеджмента, а также закономерностей поведения людей и социальных групп в объеме дисциплины «Социальная психология».

Аннотация

Учебная дисциплина «Психология управления персоналом» нацелена на усвоение студентами основных научных положений в области психологии управления, общения и взаимодействия индивидов и групп в организации, отношений между подчиненным и руководителем, между личностью и организацией.

Общий объем дисциплины составляет 108 часов, из них 18 часов лекционных занятий, 18 часов семинарских занятий и 72 часов самостоятельной работы.

Усвоение базовых положений учебной дисциплины предполагает сочетание как аудиторных (лекционных и семинарских) занятий, так и самостоятельной деятельности студентов по изучению учебной и научной литературы, выполнению творческих заданий, анализа ситуаций и письменных работ.

Учебная задача дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представление об истории развития и основном содержании предметной области психологии управления и управления человеческими ресурсами;

  • знать основные закономерности построения кадровой работы в организации;

  • знать законы функционирования социальных групп в организации;

  • обладать навыками анализа литературных источников по психологии управления персоналом, выполнения письменных работ на заданную тему, участия в научной дискуссии.


^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

    • письменная аудиторная контрольная работа в течение 40 мин.;

    • домашнее задание;

    • письменный зачет (120 мин).


Методика формирования результирующей оценки

  1. При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за контрольную работу Окр, оценка за реферат Од.з. и оценка за зачет Озач.

  2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: Wкр= 0,3; Wд.з.=0,3; Wзач=0,4.

  3. Пример расчета:

    ^ Если у студента

    Окр

    4

    Од.з.

    7

    Озач.

    6

    при коэффициентах

    Wкр

    0,3

    Wд.з.

    0,3

    Wзач

    0,4

    ^ То в результате

    округленно Орез = 6

    Орез = ОкрWкр + Од.з.Wд.з. + Оэкз.Wзач. =

    = 4*0,3 + 7*0,3 + 6*0,4 = 5,7

  4. Поскольку контроль является рубежным, то в ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «хорошо (6)».



^ БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК


Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 560 с.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




^ Название темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоят. работа

Лекции

Сем. и практ. занятия



Организационный контекст управления персоналом. Профессиональная культура кадрового менеджмента.

12

2

2

8



Теоретические модели управления персоналом. Концепция «человеческого капитала».

12

2

2

8



Кадровый менеджмент и развитие организации Кадровая стратегия и кадровая политика

12

2

2

8



Методы формирования кадрового состава организации

12

2

2

8



Методы поддержания работоспособности персонала

12

2

2

8



Методы управления персоналом в контексте организационных изменений. «Связи с общественностью» как инструмент кадровой политики

12

2

2

8



Социально-психологические технологии управления персоналом. Кадровое консультирование и внутрифирменное обучение.

12

2

2

8



«Центр оценки» как технология кадровой работы.

12

2

2

8



Технология формирования управленческих команд.

12

2

2

8




Итого:

108

18

18

72



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

^

Тема 1. Организационный контекст управления персоналом. Профессиональная культура кадрового менеджмента.


Организация как феномен. Имплицитные модели организации. Организация как система. Внешняя и внутренняя среда организации. Элементы внутренней среды организации (цель, структура, технология, управление, персонал). Жизненные стадии и циклы организации.

Генезис профессиональной культуры кадрового менеджмента. Профессиональные революции и миссия менеджера по персоналу. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента (технократический подход, доктрина человеческих отношений, контрактация индивидуальной ответственности, командный менеджмент). Формы совместной деятельности как основа типологии организационной культуры (бюрократическая, органическая, предпринимательская и партиципативная организационные культуры).

Литература

Основная

  1. Виханский. О.С. Стратегическое управление. - М., 2003.

  2. Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  3. Кабаченко Т.С. Психология управления. - М., 1996.

  4. Карпов А.В. Психология управления. - М., 1999.

  5. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. М, 2004.

  6. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Дополнительная

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб., 2004.

  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  3. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. – М.: Аспект пресс, 2007.

  4. Емельянов Е.Н. Поварницына С.Е. Психология бизнеса. - М.: Армада, 1998.

  5. Сенге П. М. Пятая дисциплина. М., 1999.



^

Тема 2. Теоретические модели управления персоналом. Концепция «человеческого капитала».


Концепция управления организацией как основа управления персоналом. Концепция использования трудовых ресурсов в экономическом подходе: условия эффективности и трудности реализации. Концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами в органическом подходе. Управление человеком в гуманистическом подходе. Организационная культура как объект управленческой деятельности.

Понятие «человеческого капитала». Анализ человеческих ресурсов. Работа с человеческими ресурсами: отбор персонала, расстановка персонала, система оценки и вознаграждения персонала. Определение издержек на персонал. Модели измерения индивидуальной стоимости работника.

Литература

Основная

  1. Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  2. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. М, 2004.

  3. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  4. Фитценц Я. Рентабельность инвестиций в персонал. Измерение экономической ценности персонала. - М.: Вершина, 2006.


Дополнительная

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб., 2004.

  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  3. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. – М.: Аспект пресс, 2007.

  4. Виханский. О.С. Стратегическое управление. - М., 2003.

  5. Емельянов Е.Н. Поварницына С.Е. Психология бизнеса. - М.: Армада, 1998.

  6. Сенге П. М. Пятая дисциплина. М., 1999.

  7. Шейн, Э. Х. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002



^

Тема 3. Кадровый менеджмент и развитие организации. Кадровая стратегия и кадровая политика.

Формирование организации – кадровая служба и ее задачи. Формирование кадровой службы. Использование и хранение кадровой информации.


Стадия интенсивного роста организации – общие задачи управления. Проблемы трансляции корпоративной культуры в новые подразделения.

Стадия стабилизации организации. Организационные изменения (изменения в знаниях, изменения в индивидуальных установках, изменения в индивидуальном поведении, изменения в групповом поведении). Проблемы преодоления сопротивления организационным изменениям.

Стадия спада в жизненном цикле организации. Кризисные ситуации и их типология.

Кадровые мероприятия и кадровая стратегия. Широкое и узкое значения понятия «кадровая политика». Типы кадровой политики: основания для типологий. Пассивная и реактивная кадровая политика. Превентивная и активная кадровая политика. Рациональная и авантюристическая кадровая политика. Открытая и закрытая кадровая политика.

Проектирование кадровой политики: нормирование, программирование, мониторинг. Условия разработки кадровой политики.

Проблемы стратегического кадрового менеджмента.

Литература

Основная

  1. Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  2. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. - М, 2004.

  3. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  4. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М., 2000.


Дополнительная

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб., 2004.

  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  3. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. – М.: Аспект пресс, 2007.

  4. Виханский. О.С. Стратегическое управление. - М., 2003.

  5. Емельянов Е.Н. Поварницына С.Е. Психология бизнеса. - М.: Армада, 1998.

  6. Шейн, Э. Х. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002



^

Тема 4. Методы формирования кадрового состава организации


Проектирование структуры организации. Факторы проектирования организации (внешняя среда и ее инфраструктура, технология работ и тип совместной деятельности, особенности персонала и корпоративной культуры, существующие прототипы организационной структуры). Планирование потребности в персонале. Оценка и расчет потребности в персонале. Анализ кадровой ситуации в регионе.

Анализ деятельности. Профессиографический анализ рабочего места. Должностные инструкции. Привлечение персонала в организацию. Источники привлечения кандидатов. Качество найма и его оценка. Временный найм. Аутсорсинг.

Оценка кандидатов при приеме. Методы оценки персонала. Этапы психологической диагностики (профессиографический, критериальный, технологический). Экспертное заключение. Требования к психодиагностическим методикам. Основные типы психодиагностических методик, их возможности и ограничения при использовании в кадровой работе. Привила применения методов психодиагностики.

Адаптация персонала. Цели и этапы адаптации.


Литература

Основная

  1. Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  2. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. - М, 2004.

  3. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  4. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. - М., 2000.


Дополнительная

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб., 2004.

  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  3. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. – М.: Аспект пресс, 2007.

  4. Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. - М., 1995.

  5. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб.пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект пресс, 2004.

  6. Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб., 2002.



^

Тема 5. Методы поддержания работоспособности персонала


Психологические проблемы производительности и нормирования труда. Оценка рабочих мест: проведение интервью и анализ беседы. Качество труда. Подходы к обеспечению качества труда. Уровни качества.

Оценка труда: уровни, подходы, методы. Оценка труда и кадровые задачи. Методы индивидуальной оценки (оценочная анкета, анкета заданного выбора и т.п.). Методы групповой оценки.

Аттестация персонала. Элементы и этапы аттестации.

Формирование кадрового резерва. Типы резерва (резерв развития, резерв функционирования). Принципы формирования и источники кадрового резерва. Работа с резервом. Социально-психологическая подготовка.

Планирование карьеры. Типы карьеры (профессиональная, внутриорганизационная). Этапы карьеры. Психологические проблемы выбора карьеры. Управление карьерой.

Стимулирование труда. Проблемы трудовой мотивации и ее изменения.

Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу. Труд как нравственная ценность. Понятие профессионального долга. Смысл профессиональной деятельности. Проблема морального выбора. Деловая этика. Система регулятивов деловой этики (этические принципы, нормативные акты, коллективные представления, индивидуальные мотивы). Корпоративный этический кодекс. Деловой этикет. Основные заповеди делового этикета. Неформальные уровни моральной регуляции поведения работников. Моральный климат организации и морально-психологические стереотипы. Руководитель как моральный лидер.


Литература

Основная

  1. Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  2. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. - М, 2004.

  3. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  4. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. - М., 2000.


Дополнительная

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб., 2004.

  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  3. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. – М.: Аспект пресс, 2007.

  4. Стейн С., Бук Г. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007.

  5. Стивен Дж. Хок и др.. Уортон о принятии решений. - М.: ИК «Аналитика», 2005.

  6. Томсон Л.. Создание команды. - М. , 2006.

  7. Травин В.В. , Магура М.И., Курбатова М.Б. Подготовка и реализация управленческих решений. - М., 2005.

  8. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов.// Методология и методы социальной психологии., - М., 1977.


Тема 6. Методы управления персоналом в контексте организационных изменений. «Связи с общественностью» как инструмент кадровой политики

Проблемы организационных изменений. Процессы реорганизации. Стратегии и методы реорганизаций (принудительный метод, метод адаптивных изменений, управление кризисной ситуацией, управление сопротивлением). Этапы реорганизации.

Значение внутриорганизационных коммуникаций. Теоретическая основа связей с общественностью (СО). Понятие имиджа. Имидж, миф, легенда – сходство и различие. Внутренняя и внешняя «общественность» СО. Формирование имиджа организации как элемента организационной культуры. PR-технологии (паблисити, спонсорство и др.).

Влияние корпоративной культуры на показатели эффективности бизнеса. Основные характеристики, элементы и типы корпоративных культур. Проектирование характеристик культуры, необходимой для реализации долгосрочной бизнес-стратегии. Методы развития корпоративной культуры. Управление по ценностям. Система внутренних коммуникаций. Инструменты развития вертикальных и горизонтальных коммуникаций.


Литература

Основная

  1. Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  2. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. - М, 2004.

  3. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  4. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. - М., 2000.


Дополнительная

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб., 2004.

  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  3. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. – М.: Аспект пресс, 2007.

  4. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет практика бизнеса. М., 2003.

  5. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. - М.: Олимп-Бизнес, 2005.

  6. Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика: Учеб.пособие: Пер. с англ. 8-е изд. – М.: Вильямс, 2000.

  7. Рева В.Е. Связи с общественностью: история, теория, практика. – М., 1997.

  8. Сенге П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. - М.: Олимп-Бизнес, 1999.

  9. Сенге П. и др. Танец перемен. Новые проблемы самообучающихся организаций. М.: Олимп-Бизнес, 2003.



Тема 7. Социально-психологические технологии управления персоналом. Кадровое консультирование и внутрифирменное обучение.

Управление знаниями и социальные сети. Сетевой капитал руководителя. Диагностика личной сети контактов. Методы развития личной и командной социальной сети. Установление контакта. Развитие доверия и маркетинг отношений. Управление социальными сетями в организации. Факторы эффективного управления знаниями в социальной сети. Социальные сети как инструмент обмена знаниями в командах и организациях.

Внутрифирменное обучение и корпоративный университет. Сущность профессионального развития персонала. Факторы, влияющие на формирование потребности организации в развитии. Определение потребности в развитии персонала. Понятие самообучающейся организации. Сущность профессионального обучения. Этапы процесса профессионального обучения. Внутрифирменное и внешнее обучение персонала. Достоинства и недостатки.

Методы обучения персонала на рабочем месте и вне работы. Определение источников финансирования обучения. Теория человеческого капитала. Общее и специальное обучение персонала. Определение эффективности процесса профессионального обучения.

Литература

Основная

  1. Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  2. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. - М, 2004.

  3. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


Дополнительная

  1. Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю., Лукьянова Н.Ф., Талан М. В., Ушаков А.А., Эдель М. Методы эффективного обучения взрослых. Учебно-методическое пособие. М. – Берлин, ИПК ГС, 1998.

  2. Байхэм У., Смит О., Пизи М. Воспитай своего лидера. Как находить и удерживать талантливых руководителей. М.: «Вильямс», 2002.

  3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  4. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. – М.: Аспект пресс, 2007.

  5. Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. 3-е издание. - М.: Эксмо, 2006.

  6. Джонсон М. Битва за персонал. СПб.: Питер, 2003

  7. Драйден Г., Вос Дж. Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому. М.: Парвинэ, 2003.

  8. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. Составители Л. Кроль, Е. Пуртова. М., 2002

  9. Сенге П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. - М.: Олимп-Бизнес, 1999.

  10. Сенге. П. М. Танец перемен. - М., 2003.



Тема 8. «Центр оценки» как технология кадровой работы.

Место «центра оценки» (ЦО) в системе оценки персонала организации. Основные задачи ЦО – набор новых сотрудников, оценка потенциала сотрудников, оценка сотрудников для обучения. Подготовка ЦО. Анализ деятельности и формулирование критериев оценки. Конструирование процедур оценки. Реализация программы ЦО.

Организационно-кадровый аудит. Аудит кадровых процессов. Аудит кадрового потенциала. Аудит организационной структуры.


Литература

Основная

  1. Аксенова Е.А. Стратегический ассессмент. – М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  3. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. - М, 2004.

  4. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


Дополнительная

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  2. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. – М.: Аспект пресс, 2007.

  3. Вудраф Ч. Центры развития и оценки. Определение и оценка компетенций. М.: HIPPO, 2005.

  4. Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. 3-е издание. - М.: Эксмо, 2006.

  5. Сергиенко С.К. Современные отечественные технологии оценки и развития управленческого персонала. М.: Книжный мир, 2004.

  6. Стадник А. Оценка персонала. М.: ООО «Бегин Групп», 2005.

  7. Технологии управления персоналом в России. Опыт профессионалов. М.: HRC. Кадровый клуб. Книжный мир, 2001.

  8. Уорд П. Метод 360 градусов. М.: HIPPO, 2006.



Тема 9. Технология формирования управленческих команд.

Проектный подход к управлению организацией. Стандарты в области управления проектами. План проекта и его осуществление, жизненный цикл проекта. Организационная структура проекта. Иерархическая структура работ, график проекта, контроль времени в проекте. Оценка и контроль затрат проекта. Управление рисками проекта. Управление качеством проекта. Проектный офис.

Комадообразование как технология формирования управленческого потенциала организации. Методы организации работы команды. Принципы командного взаимодействия. Эффективное сотрудничество членов команды друг с другом, ведущее к повышению эффективности совместной деятельности.

Типы команд в организации. Критерии эффективности команды. Стадии развития команды. Методы повышения эффективности командной работы. Формирование доверия и взаимодополнительности в команде. Распределение ролей в команде. Роль лидера при работе в команде. Управление виртуальными командами.


Литература

Основная

  1. Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования. – М.: Аспект Пресс, 2008.

  2. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


Дополнительная

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  2. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. – М.: Аспект пресс, 2007.

  3. Байхэм У., Смит О., Пизи М. Воспитай своего лидера. Как находить и удерживать талантливых руководителей. М.: «Вильямс», 2002.

  4. Джонсон М. Битва за персонал. СПб.: Питер, 2003

  5. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. Составители Л. Кроль, Е. Пуртова. М., 2002

  6. Майклз Э., Хэндфилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2005.

  7. Мамфорд А., Голд Дж. Management Development. Как усовершенствовать работу менеджеров. Стратегии действий. М.: HIPPO, 2006.

  8. Практика обучения действием. Под ред. М. Педлера. - М.: Гардарики, 2000.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Стадии развития организации: модели и периодизации,
- Профессиональный профиль менеджера по управлению персоналом,
- Организационные изменения: оценка готовности и преодоление сопротивления изменениям,
- Внешняя и внутренняя среда организации: процессы различения и взаимодействия,
- Проект как форма работы и решения задач,
- Возможности кадровой психодиагностики и их методическое воплощение,
- «Связи с общественностью»: психологический подход в работе HR,
- Методы и возможности мотивации персонала: анализ ситуаций,

Вопросы к зачету:

  1. Оценка качества: трудности и способы их разрешения.

  2. Пространство целей и задач специалиста HR.

  3. «Связи с общественностью» как инструмент кадровой политики.

  4. Формирование имиджа: технологии и концепции.

  5. Развивающаяся организация: каковы принципы ее функционирования и строения?

  6. Построение образа будущего: каковы компоненты стратегического видения развития организации?

  7. Проектирование, сценирование, программирование: реальность и ее создание в методах HR-службы.

  8. Что такое организационная культура? Охарактеризуйте известные вам типы организационных культур. Стереотипы в разных организационных культурах. Формы собственности и организационные культуры.

  9. Основные методы управления персоналом. Кластеры методов и специфика сферы их применения.

  10. Менеджмент и управление персоналом: где грань?

  11. Основные подходы к управлению персоналом и исторический контекст их формирования и развития.

  12. Объясните и раскройте поятие «деятельность по управлению персоналом».

  13. Сравните понятия «организационная культура» и «корпоративная культура».

  14. Какую роль сыграла профессионализация управления персоналом в становлении кадрового менеджмента? Нарисуйте профессиональный портрет современного менеджера по персоналу.

  15. Какие виды или типы ролей HR вы знаете? Возможно ли концептуально задать видение роли HR-менеджера в организации? Возможно ли моделирование столь гуманитарных процессов?

  16. Охарактеризуйте известные Вам парадигмы кадровой работы.

  17. Какова специфика задач HR-службы на разных стадиях развития организации?

  18. Каковы основные задачи управления персоналом стадии формирования организации и методы их решения?

  19. Каковы основные задачи управления персоналом стадии интенсивного роста организации и методы их решения?

  20. Каковы основные задачи управления персоналом стадии стабилизации организации и методы их решения?

  21. Каковы основные задачи управления персоналом стадии кризиса в организации и методы их решения?

  22. Каковы факторы, определяющие стратегию подбора персонала?

  23. Что такое корпоративная культура?

  24. Какие типологии организационного развития Вы знаете? Какие циклы проходит организация в своем развитии?

  25. Как меняется задача мотивации персонала и методы ее решения на разных стадиях/циклах развития организации?

  26. Каковы возможности и ограничения метода КПР? Какова актуальность его использования? Основные этапы построения КПР.

  27. Какие виды и способы мотивации персонала Вы знаете?

  28. Как определить готовность организации к изменениям и что учесть при реализации изменений?

  29. Охарактеризуйте известные Вам типы кризисов в организации? Что отличает "собственно кризис" от других проблемных состояний организационного развития?

  30. Какие типы структур организации Вы знаете? Охарактеризуйте их.

  31. Технология командообразования: возможности и ограничения.

  32. Технология Ассессмент-центра: шаги и этапы в работе, разновидности, ограничения.

  33. Технология конкурса как метод привлечения персонала.

  34. Технологии обучения персонала: стандартные, ключевые, ведущие компетентности менеджера по персоналу и компетенции HR-службы.

  35. Технологии развития персонала: в чем специфика подхода и каковы задачи HR?

  36. Технологии оценки персонала: как оценить эффективность?

  37. Технологии подбора: элементы расчета и искусства?


Темы рефератов и курсовых работ (проектных заданий):
- Искусство управления персоналом;
- Творчество в работе HR-менеджера;
- Технология от А до Я;
- Профессиональное пространство HR;
- Этическое регулирование;
- Стратегическое измерение HR;
- Лидерство и управление: феномены и концепции;
- Должность: понятие и методическая реальность «взаимодействия» с ней.


Автор программы (Т.Ю. Базаров)

(подпись)





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Пояснительная записка автор программы iconПояснительная записка Автор программы
Автор программы: доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук Марьян Гайк Всеволодович
Пояснительная записка автор программы iconПояснительная записка автор программы

Пояснительная записка автор программы iconI. пояснительная записка автор программы

Пояснительная записка автор программы iconI. Пояснительная записка Автор программы: Доктор технических наук Б. Г. Миркин

Пояснительная записка автор программы iconI. Пояснительная записка Автор программы: к филос н., профессор Рождественская Елена Юрьевна
Автор к филос н проф. Кафедры анализа социальных институтов Рождественская Е. Ю
Пояснительная записка автор программы iconI. Пояснительная записка Автор программы: к филос н., профессор Рождественская Елена Юрьевна
Автор к филос н проф кафедры анализа социальных институтов Рождественская Е. Ю
Пояснительная записка автор программы iconПояснительная записка. Автор программы : к э. н., Мкртчян Т. Р
В преподавании курса используются основные понятия, введенные в вышеперечисленных предметах
Пояснительная записка автор программы iconПояснительная записка Автор программы: к т. н., доцент Бессонова И. А
Дисциплина предусматривает обучение студентов навыкам создания и работы с базами данных на примере Access
Пояснительная записка автор программы iconI. пояснительная записка автор программы: доктор психологических наук, профессор Поддьяков Александр Николаевич
Цель курса – формирование знаний о троянских обучающих технологиях и защите от них
Пояснительная записка автор программы iconДокументи
1. /Информационное письмо по составлению отчета за 2008 г..doc
2. /Пояснительная...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы