Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 icon

Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1



НазваниеЕ. К. Глушко Процедурные административные реформы1
Дата конвертации04.05.2013
Размер279.94 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Кандидат юридических наук,

профессор кафедры конституционного и муниципального права

Е.К.Глушко


Процедурные административные реформы1


Условно современными административными реформами можно считать преобразования, которые были осуществлены в системах государственного управления ряда стран в конце XX – начале XXI вв. (Австралия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Канада, Китай, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, Россия, США, Финляндия, Чили, Южная Корея и др.).

Но вряд ли только этот отрезок времени и следует считать периодом административных реформ. Реформаторских идей и практических проектов было немало и в XIX в., и на протяжении всего века XX. В связи с этим французский профессор Ролан Драго отмечал: «В некотором смысле административная реформа - это миф. Администрация находится в состоянии постоянной реформы, что является признаком ее здоровья»2.

Системы государственного управления постоянно адаптировались к неустойчивым условиям развития, глобализации протекающих экономических и социальных процессов, росту информационных потоков и технологий. Необходимость преобразований связывалась и с недовольством публичным управлением, падением доверия населения к государственному аппарату. В литературе говорится о кризисе административного государства, который выражался в потере управляемости общественными делами, неэффективном использовании денег налогоплательщиков, понижении качества предоставляемых населению услуг, резком падении доверия к органам государственной власти и государственной службе и т.д.3.

Каждая страна накопила собственный опыт в сфере административных реформ. Этот опыт имеет существенные особенности, обусловленные политическими, историческими, правовыми и культурными особенностями данного государства. Вместе с тем вектор административных реформ можно считать общим. Это и позволяет выделить цели реформ, основные направления и виды современных административных реформ. Что касается радикализма проводимых изменений, то некоторые страны ориентировалась на всесторонние преобразования, другие стремились сохранить сложившийся порядок и считали для себя приемлемым только небольшие его модификации.

Цели административной реформы во многом предопределяются особенностями функционирования публичного управления в той или иной стране. Так, в англосаксонских странах важнейшей задачей в сфере публичного управления традиционно было создание системы защиты интересов частных лиц от произвола в системе административного управления. Правовые механизмы в этой сфере были призваны создать жесткие рамки, в которых может действовать публичная администрация. Главное внимание в связи с этим уделялось ответственности публичной администрации и судебному контролю, а, следовательно, процессуальным нормам. Для романо-германских стран важное значение имеет обеспечение эффективности деятельности публичной администрации и участия структур гражданского общества о процессе принятия управленческих решений. В странах Восточной Европы и странах, возникших на постсоветском пространстве, до конца не изжиты черты административно-командного управления, сложившего на базе огосударствленной экономики; избыточность прямого государственного управления в экономической и социальной сферах.

Поэтому реформы преследовали цели, характерные для данной группы стран. В первом случае основное внимание уделялось транспарентности системы публичного управления, совершенствованию административных и судебных процедур. Во втором случае, в первую очередь, решались задачи совершенствованию управленческих структур и организации их деятельности, повышения эффективности государственного управления. В странах третьей группы были актуальными проблемы демократизации и децентрализации государственного управления.

В литературе называют различные цели административных реформ: повышение эффективности управленческой деятельности; внедрение в систему государственного управления принципа конкуренции; децентрализация и деконцентрация в организации государственного управления; перестройка механизма принятия управленческих решений и др.4. При этом все авторы признают, что в центре административных реформ находится менеджериальный подход. Новый государственный менеджмент может рассматриваться как попытка введения рыночных механизмов, институтов и установок в организацию и деятельность современного государства.

В зависимости от их основного содержания можно выделить функциональные, процедурные и структурные реформы5. Между этими реформами нет четких границ, и вряд ли следует утверждать, что где-нибудь эти реформы проводились «в чистом виде» обособленно друг от друга. Напротив их идеи переплетаются и смешиваются. Тем не менее, функциональные и процедурные реформы как более простые в идеале должны предшествовать структурным - наиболее сложным реформам.

Административную реформу нельзя считать завершенной ни в одной стране. Напротив, есть все основания полагать, что административные реформы превращаются в постоянный элемент государственного управления.

В ходе процедурных административных реформ меняется порядок принятия управленческих решений, характер взаимоотношений граждан с государственной администрацией и, соответственно, место и роль государственных служащих в этом механизме.

В процессе процедурных административных реформ:

1. ^ Совершенствуется правовая регламентация административных процедур.

Административная процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления уполномоченными субъектами права последовательно совершаемых действий в целях реализации их компетенции и оказания публичных услуг6.

Административные процедуры характеризуют динамику публичного управления. Они органично связаны с материальными нормами, закрепляющими статус и компетенцию соответствующих звеньев публичной администрации. Можно выделить распорядительные, организационные, контрольные, координационные, юрисдикционные и иные процедуры. Разнообразие административных процедур очень велико, поэтому в литературе называют и многие иные виды таких процедур: поощрительные, разрешительные, согласительные, коллизионные, регистрационные и др.

Приблизительно до 1950-х гг. специального регулирования административных процедур не существовало. Сначала такой закон появляется в США (1946 г.). В 1960-х годах один за другим были приняты законы об административных процедурах в западноевропейских странах. Сейчас такие законы есть и во многих странах Восточной Европы и странах, образованных в результате преобразований на территории бывшего СССР.

Законы об административных процедурах регламентируют взаимоотношения гражданина с государственным аппаратом. Так, Закон об административной процедуре США содержит положения, регулирующие порядок информирования граждан о деятельности администрации, порядок административного нормотворчества и квазисудебной деятельности соответствующих учреждений. Многие штаты США имеют свои законы об административной процедуре. В законе определено, какие административные споры разбираются общими судами, а какие административными трибуналами, установлены общие процессуальные правила рассмотрения административного спора.

В систему административной юстиции США входят специализированные комиссии, комитеты, советы, коллегии в качестве структурных подразделений органов исполнительной власти; специализированные органы административной юстиции в системе исполнительной власти (например, Федеральная торговая комиссия, Агентство по защите окружающей среды); судебные органы, которые осуществляют функции административной юстиции (например, Федеральный налоговый суд, Федеральный суд по делам международной торговли).

Закон об административной процедуре ФРГ регламентирует издание индивидуальных административных актов, определяет способы опубликования издаваемых актов и обеспечения их действия, условиях их действительности, способы исправления ошибок административного производства, порядок изъятия административного акта с допущенными ошибками и введения в действие исправленного акта. Кроме того, в ФРГ действует специальный закон об административном судопроизводстве, а также созданы специализированные административные суды.

Законы об административных процедурах приняты в ряде стран Восточной Европы, например в Венгрии, Польше, Словакии, Чехии. В этих странах действуют также законы об административном судопроизводстве или особые главы ГПК, регулирующие производство по делам, вытекающим из публичноправовых отношений.

Законы об административных процедурах приняты в ряде стран СНГ. Например, в Казахстане действует Закон от 27 ноября 2000 г. № 107-2 «Об административных процедурах». В этом законе под административными процедурами понимаются: порядок принятия и исполнения решений при осуществлении государственными органами и должностными лицами государственных функций и должностных полномочий и их оформление; процедура организации работы государственного аппарата; процедуры рассмотрения обращений граждан по реализации их прав, а также процедуры административной защиты прав и законных интересов граждан; основные начала процедур принятия решений в области экономики. В Украине 6 июля 2005 г. принят Кодекс административного судопроизводства, который определяет полномочия административных судов по рассмотрению дел административной юрисдикции, порядок обращения в административные суды и порядок осуществления административного судопроизводства (ст.1). К подсудности административных судов в Украине относятся споры физических и юридических лиц с субъектами властных полномочий относительно обжалования их решений (нормативных правовых актов или индивидуальных актов), действий или бездействия; споры по поводу поступления граждан на публичную службу, прохождения службы и освобождения от публичной службы; споры о компетенции в сфере управления между субъектами властных полномочий, в том числе делегированных полномочий, а также споры по поводу заключения и выполнения административных договоров; споры, связанные с обращением субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом; споры, возникающие в процессе проведения выборов и референдума.

Принятие этих законов свидетельствует о том, что в странах, проводящих административные реформы, большое внимание уделяется защите гражданина от действий (бездействия) государственных органов.

2. ^ Устраняются громоздкие бюрократические процедуры.

Важное направление административных реформ – упрощение административных процедур. В процессе реформы проводится анализ существующих процедур с целью устранения ненужных согласований, отказа от представления излишних документов, заполнения многочисленных бланков и форм. В результате ненужными, экономится время госслужащих и посетителей при решении административных дел, становятся ненужными сотни видов бланков иных бумаг. Для облегчения административных процедур вводится упрощенный порядок платежей.

Так, во Франции коммунальные службы, префектуры и субпрефектуры были оборудованы терминалами, позволяющими осуществлять платежи по банковским карточкам при взимании налогов и сборов, при оформлении технических паспортов на автомобили, водительские удостоверения, уплате штрафов, при выдаче документов о гражданском состоянии, оформлении виз, уплате таможенных сборов. Одновременно было проведено упрощение административных формальностей в отношении регистрации предприятий. Этим вопросом занимается Государственный секретариат по делам малых и средних предприятий, который принял решение о сокращении срока регистрации предприятий, упрощении деклараций об уплате НДС, введении единой декларации по взносам на социальное страхование или на предоставление рабочих мест.

3. ^ Усиливается прозрачность административных процедур.

Прозрачность административных процедур, как и их простота, служит одной из гарантий защиты гражданина от ведомственного произвола. Прозрачность административных процедур частично достигается через их нормативное регулирование. Кроме того, в этой сфере большое значение имеет участие структур гражданского общества в процессе обсуждения и принятия управленческих решений, а также контроле за их реализацией, доступность для граждан официальной информации о деятельности публичной администрации, а также информатизация управленческой деятельности.

Страны, проводящие реформы, стремятся к созданию «информационного государства», которое должно максимально использовать информационные технологии для повышения эффективности работы государственных учреждений. Использование компьютеров и Интернета позволяет предоставлять услуги населению непосредственно на дому. Благодаря современным информационным технологиям ведомства могут быстро обмениваться информацией, что значительно усиливает межведомственную координацию, синхронность и оперативность исполнения решений. Через сайты каждого министерства в Интернете распространяется информация об услугах, оказываемых потребителям, – как частным лицам, так и предприятиям (каталог услуг, распорядок работы, контакты, выдача бланков и пр.). На сайтах государственных органов размещаются нормативные правовые акты, электронные бланки, списки вакансий и условия конкурсов на их замещение и иная официальная информация.

Составной частью деятельности по информатизации во многих странах является программа «электронное правительство». Один из лидеров в этом направлении – Великобритания. Уже 2000 г. в Великобритании Интернетом пользовалось более 40% населения. Правительство Великобритании приняло масштабную программу модернизации и реконструкции государственного управления с использованием информационных технологий. Цель программы состоит в том, чтобы проекты «электронного правительства» включали не только предоставление информации гражданам, но способствовали повышению эффективности и оперативности работы государственного аппарата. В Великобритании удалось наладить использование цифровых подписей, веб-сайтов, центров обработки телефонных звонков.

Великобритания, Канада, Германия решают задачу перевода всех государственных услуг в режим «онлайн». С той или иной степенью успешности программа «электронное правительство» реализуется и в других странах, проводящих административную реформу. Развивается система уплаты налогов через Интернет, создаются ультрасовременные информационные порталы для граждан, электронные «универсамы».

В процессе процедурных реформ меняется статус государственного служащего. Проведенные в ряде стран преобразования на государственной службе могут рассматриваться как самостоятельная реформа. Вместе с тем, безусловно, это и часть административной реформы. Реформирование государственной службы – проблема, которая может стать предметом самостоятельного исследования. Здесь же представляется необходимым отметить, только некоторые направления преобразований в данной сфере.

Организация государственной службы в англосаксонских и романо-германских странах имеет существенные отличия. Соответственно и недостатки государственной службы, которые пытаются преодолеть в процессе реформирования, неодинаковы. Так, в англосаксонских странах существенным недостатком государственной службы признается запутанность правовых основ службы и несистематизированность службы, в романо-германских странах – замкнутость, изолированность об общества, невысокая эффективность. Реформирование государственной службы направлено на повышение ее эффективности и адаптацию к быстро меняющимся социально-экономическими отношениями.

Административные реформы сопровождаются принятием нового законодательства о государственной службе (1978 г. в США, 1983-1985 гг. во Франции, 1997 г. в Германии, 2003 г. в Канаде, 2005 г. в КНР)7. Следует отметить появление таких актов, как кодексы поведения различных категорий служащих, включающих этические правила (Кодекс поведения гражданских служащих в Великобритании, Кодекс ценностей и этики государственной службы в Канаде, Кодекс этики правительственной службы в США).

Реформирование государственной службы направлено на повышение ее эффективности и адаптацию к быстро меняющимся социально-экономическим отношениям. Следует учитывать, что государственная служба относится к числу наиболее трудно и медленно реформируемых институтов. Преобразования в этой сфере обычно затруднены в силу особенностей и стереотипов психологии чиновников; системы их предпочтений и ценностных ориентаций; традиций, сложившихся в этой профессиональной среде; умений и квалификации государственных служащих и иных субъективных факторов.

В ходе административной реформы:

1. ^ На государственной службе ставятся задачи повышения качества предоставления услуг. Административные реформы призваны сблизить менеджмент в государственных организациях с менеджментом в сфере бизнеса с целью повышения качества услуг и оперативности принятия и реализации управленческих решений. В результате реформ упрощаются процедуры приема населения государственными служащими, облегчается доступ граждан к административным документам, улучшается информирование граждан о предоставляемых услугах.

Например, во Франции государственные служащие обязаны принимать любое заявление от граждан под расписку, при этом они должны представляться гражданам, указывая свою фамилию и должность. Срок ответа исчисляется со дня отправления заявления, указанного на почтовом штемпеле, или по электронной почте. Граждане должны быть приняты, по их просьбе, для изложения своих соображений до того, как по их вопросу будет принято отрицательное решение.

Проводится работа по приближению услуг к потребителям. Для этого открываются специальные центры, в которых сосредоточены услуги, относящиеся к компетенции различных учреждений: государственных агентств, социальных органов, органов местного самоуправления и частных организаций, работающих по государственному заказу. Сотрудники таких центров консультируют население, помогают посетителям составить свои обращения и передать по назначению.

Так, во Франции создаются центры юридической и правовой помощи. Такие учреждения, как правило, открываются на окраинах городов, в проблемных кварталах, где живут безработные и малообеспеченные слои населения. В этих центрах жители могут получить юридическую консультацию, в том числе бесплатную консультацию адвоката, обеспечивается круглосуточное дежурство представителей ассоциаций помощи пострадавшим, службы Красного Креста.

2. ^ Разрабатываются механизмы противодействия коррупции и бюрократизму. Государственная служба в странах, проводящих административную реформу, рассматривается как служение обществу. Соблюдение законов и прав граждан закрепляются в качестве юридической обязанности государственного служащего.

Создаются механизмы для разрешения конфликта интересов, под которым обычно понимается реальное или потенциальное противоречие между личной заинтересованностью служащего и беспристрастным выполнением им должностных обязанностей. В современном законодательстве и на практике устанавливаются процедуры выявления и преодоления таких конфликтов. Цель правого регулирования – свести к минимуму возможность возникновения противоречий между частными интересами государственных служащих и их служебными обязанностями.

Так, в канадском Кодексе ценностей и этики государственной службы мерам по преодолению конфликта интересов посвящена целая глава. Основная мера по предотвращению конфликта интересов – обязательное заполнение государственными служащими конфиденциального отчета, форма которого разработана Казначейством Канады. Для государственных служащих провинций приняты свои формы декларирования конфликта интересов. В конфиденциальный отчет государственного служащего включаются сведения о его доходах и имуществе, получении подарков и услуг, местах работы государственного служащего, а также любых иных факторах, которые могут способствовать возникновению конфликта интересов. Обычно государственный служащий обязан лишь внести необходимые сведения в Конфиденциальный отчет. Если же существует явное противоречие между частными интересами и служебными обязанностями, то государственного служащего могут обязать воздержаться от определенной деятельности, которая способствует возникновению конфликта интересов, продать или передать в доверительное управление имущество, владение которым создает такой конфликт8.

Большие внимание на государственной службе уделяется вопросам этики. С этой целью разрабатываются кодексы поведения государственных служащих. Например, в Великобритании гражданские служащие обязаны проявлять лояльность к государству, избегать конфликтов между официальными обязанностями и частными интересами, воздерживаться от деятельности, дискредитирующей гражданскую службу. Гражданские служащие обязаны быть честными и беспристрастными, проявлять сдержанность в политических вопросах, стремиться к согласию и компромиссам в отношениях с коллегами.

3^ . Усиливается контроль общества за деятельностью государственных служащи. Этой цели служат разнообразные мероприятия, направленные на усиление прозрачности государственной службы. Стимулируется приток на государственную службу квалифицированных специалистов из разных сегментов общества. Применяются современные способы комплектования государственной службы. Основным способом замещения должностей становится конкурс. Государственные органы обязаны размещать на своих официальных сайтах информацию об имеющихся вакансиях, квалификационных требованиях по замещаемым должностям.

Развиваются возможности судебного обжалования актов и действий публичной администрации.

4. ^ Оценка деятельности государственного служащего ставится в зависимость от результатов его деятельности. В процессе реформы создаются различные механизмы оценки, которые должны стимулировать государственных служащих, успешно справляющихся со своими обязанностями, корректировать недостатки деятельности служащих и освобождаться от тех служащих, работа которых не может быть улучшена.

Так, в США в каждом административной ведомстве действуют собственные системы оценки, разрабатываемые на основе рекомендаций Службы управления персоналом. Аттестации служащих проходят ежегодно. Есть одно ограничение – аттестации карьерных служащих не проводятся в течение 120 дней после вступления в должность нового Президента. Профессиональная деятельность служащих оценивается руководителем ведомства на основе рекомендаций аттестационных комиссий. К работе аттестационных комиссий предъявляются требования объективности. С этой целью аттестационные комиссии должны наполовину состоять из карьерных служащих данного ведомства.

В США критериями оценки деятельности служащих высшего руководящего состава являются эффективность, действенность и качество работы или услуг, в том числе существенное сокращение объема делопроизводства; экономия средств, своевременность исполнения обязанностей по должности; соблюдение требований об устранении дискриминации и обеспечении равных возможностей при трудоустройстве.

5. ^ Вводятся системы непрерывной подготовки и повышения квалификации государственных служащих. В условиях ускорения темпов общественного развития любое специальное знание быстро устаревает. Поэтому в зарубежных странах создаются условия для поддержания высокого профессионального уровня государственных служащих. Для этого создана сеть образовательных учреждений, используются возможности дистационного образования, в сети Интернет размещаются новейшие образовательные программы.

В подготовке государственных служащих особая роль принадлежит высшим школам публичной администрации (Национальная школа администрации во Франции; Школа государственной службы в Канаде и др.). Эти школы призваны поддерживать ценности и основные традиции государственной службы, привлекать на государственную службу интеллектуальную элиту, осуществлять подготовку и переподготовку государственных служащих, занимающих руководящие должности в государственном аппарате. Школы публичной администрации находятся под эгидой высшего руководства страны. Так, Национальную школу администрации во Франции курирует премьер-министр. Назначение в совет директоров Школы государственной службы Канады производятся генерал-губернатором.

В РФ задачи, решаемые в процессе процедурных административных реформ, только ставятся. Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, которым была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., к числу таких задач отнесены: внедрение в органах исполнительной власти методов и процедур управления по результатам; разработка стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти; регламентация процедур деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества; модернизация информационного обеспечения органов исполнительной власти; создание механизмов противодействия коррупции.

^ Управление по результатам предполагает разработку ключевых показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти; использование технологий и процедур, обеспечивающих привязку управленческих целей к конкретным исполнителям; выработку показателей, позволяющих оценить степень достижения поставленных целей и результаты работы исполнителей по их реализации; разработку системы учета, позволяющей определить эффективность деятельности государственных органов, а также персональную ответственность должностных лиц и государственных служащих за решение поставленных задач.

В качестве примера реализации намеченных задач можно назвать Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», которым был утвержден перечень таких показателей, ряд приказов федеральных органов исполнительной власти о планах мероприятий по повышению результативности бюджетных расходов и качества контроля за соблюдением бюджетного законодательства и др.

^ Разработка стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, включает подготовку правовой базы для внедрения стандартов государственных услуг, создание и ведение реестров услуг, отработку дистационного предоставления таких услуг, создание обратной связи с потребителями государственных услуг.

В ходе реализации этой задачи правительство РФ приняло постановление от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». В ряде федеральных органов исполнительной власти такие регламенты утверждены (например, приказ Минздравсоцразвития от 13 июня 2007 г. № 415 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации», приказ Минюста от 16 июля 2007 г. № 149 «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности» и др.).

В целях формализации процедур деятельности органов исполнительной власти было разработано и внедрено значительное число регламентов. Эта работа началась с принятия постановлений правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 11 ноября 2005 г.) и от 28 июля 2005 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

Кроме административных регламентов оказания государственной услуги, примеры которых были приведены ранее, можно выделить несколько иных видов регламентов:

- регламент федерального органа исполнительной власти (например, приказы Росприроднадзора от 29 июня 2007 г. № 191 «Об утверждении регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», приказ Ространснадзора от 6 июня 2007 г. № ГК-376ФС «Об утверждении регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» и др.);

- административный регламент исполнения государственной функции (приказ Минюста от 16 июля 2007 г. № 149 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности»; приказ Минэкономразвития от 23 апреля 2007 г. № 132 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по исполнению государственной функции «Ведение реестра резидентов особой экономической зоны» и др.);

-регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (приказ Роструда № 40, ФМС № 66 от 3 апреля 2007 г. «Об утверждении регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации и др.);

-регламент осуществления отдельных управленческих задач (приказ ФМС от 16 января 2007 г. № 10 «Об утверждении регламента проведения проверочных мероприятий по соблюдению положений миграционного законодательства Российской Федерации территориальными органами федеральной миграционной службы»; распоряжение ФТС от 28 июля 2006 г. № 257-р «Об утверждении регламента действий должностных лиц таможенных органов при обнаружении фактов незаконного перемещения автотранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации»);

-должностные регламенты государственных служащих (постановление Правительства РФ от13 августа 2005г. № 514 «Об особенностях статуса и типовом должностном регламенте статс-секретарей-заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти и др.). Кроме типовых регламентов вводятся также индивидуальные должностные регламенты, в которых устанавливаются обязанности, полномочия и меры ответственности государственных служащих (ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

К актам, регламентирующим процедуры деятельности органов исполнительной власти, следует отнести и нормативные правовые акты, устанавливающие служебный распорядок того или иного федерального органа исполнительной власти (приказ Минздравсоцразвития от 19 июля 2007 г. № 480 «О служебном распорядке Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», приказ ГУСП от 25 июня 2007 г. № 18 «Об утверждении служебного распорядка Главного управления специальных программ Президента российской Федерации и др.).

Следует отметить, что все упомянутые регламенты и иные нормативные правовые акты имеют значимость для отладки системы исполнительной власти. Это скорее технологические акты. Что касается процедур взаимоотношений граждан с исполнительной властью, то здесь успехи гораздо скромнее. В РФ нет федерального закона об административных процедурах. Вряд ли полноценной заменой такого закона можно считать Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В РФ нет также административно-процессуального кодекса; рассмотрение споров, вытекающие из публичных правоотношений, рассредоточено между судами общей юрисдикции и арбитражными судами; создание административных судов затягивается.

Для решения задачи повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества большое значение имеет прозрачность деятельности органов исполнительной власти. Вместе с тем о необходимости обеспечить прозрачность деятельности органов исполнительной власти в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. только упоминается, конкретные направления реализации этой задачи не разработаны. Такие же общие упоминания содержатся, например, в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 г.» (прозрачность ликвидационных процедур), федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики в 2007-2011 годах» (прозрачность и открытость методологии исчисления статистических показателей)9.

Определенные шаги сделаны и в решении этой задачи. Так, в ряде федеральных органов исполнительной власти приняты нормативные правовые акты о порядке личного приема граждан (приказ Минкультуры от 13 августа 2007 г. № 1252 «О мерах по совершенствованию организации личного приема граждан в Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, приказ Роспрома от 6 июня 2007 г. № 231 «Об организации личного приема граждан Российской Федерации в Федеральном агентстве по промышленности» и др.), утверждены инструкции по работе с обращениями граждан (приказ Росгидрамета от 15 июня 2007 г. № 186 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», приказ МИД РФ от 5 июня 2007 г. № 8190 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации»).

Кроме того, приняты отдельные нормативные правовые акты по вопросу об обеспечении доступа к информации о деятельности того или иного государственного органа (приказ Казначейства РФ от 6 марта 2007 г. № 2н «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов», приказ Минфина РФ от 7 ноября 2005 г. № 133н «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации»).

Что касается организационных действий, то можно отметить шаги, связанные с реализацией программы «электронное правительство». Так, в органах исполнительной власти созданы официальные сайты, на которых граждане могут ознакомиться с официальной информацией о данном органе.

Задача модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти предполагает создание системы мониторинга процессов управления по результатам, качества предоставления услуг показателей деятельности субъектов бюджетного финансирования; формирование показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и др.

К плане реализации данной задачи Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 24 апреля 2007 г. № 516-р, которым одобрена «Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами». В органах исполнительной власти вводится электронный документооборот, позволяющий экономить время и управленческий труд. Вместе с тем отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов. Уровень использования современных информационных технологий недостаточен для кардинального повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Задача совершенствования механизмов борьбы с коррупцией напрямую связана с преобразованиями в сфере государственной службы, проводимыми в процессе осуществления процедурных реформ. Так, к РФ, как и во многих зарубежных странах, в ходе проведения административной реформы, приняты новые законы о государственной службе - Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Однако задачу создания комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы нельзя считать решенной. Процесс разработки базовых законов по вопросам государственной службы затягивается. Так, после принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» прошло уже более четырех лет, а приняты еще не все федеральные законы о видах государственной службы. По состоянию на сентябрь 2007 г. не принят федеральный закон о правоохранительной службе, а законодательство о военной службе приведено в соответствие с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» лишь частично.

Логике современных административных реформ в наибольшей степени соответствуют положения действующих законов о государственной службе, направленные на регламентацию этических аспектов деятельности государственных служащих, способов разрешения конфликта интересов, конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, установление особого порядка оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Эти положения действующего законодательства представляют собой несомненный шаг вперед, по сравнению с ранее действующими нормами, но реализовать их позитивный потенциал удастся только при последовательном и неформальном применении. К сожалению, сравнительно недолгая история формирования современного российского законодательства о государственной службе содержит немало примеров того, как вполне разумные законодательные решения не действовали на практике и остались только на бумаге.

В действующем законодательстве существенное внимание уделено вопросам профессиональной этики государственных служащих и разрешению конфликта интересов на государственной службе. Проблема этики государственной службы актуальна не только для нашей страны, но и для зарубежных стран. Однако механизмы соблюдения этических норм опираются там главным образом на традиции, а не на правовые запреты. Что касается контроля в указанной сфере, то в этих целях используются обычные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Возможности же права в регулировании вопросов этики государственной службы представляются весьма ограниченными.

Нарушение принципов служебного поведения, а также различные злоупотребления на государственной службе могут совершаться под влиянием личных, имущественных, финансовых и иных интересов государственного служащего. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые дано определение конфликта интересов (ст.19). Закрепленные в законе способы урегулирования конфликта интересов имеют антикоррупционную направленность и поэтому должны оцениваться положительно. Вместе с тем эти положения закона смогут способствовать очищению государственной службы от негативных наслоений только при их добросовестном выполнении, а также при активной позиции структур гражданского общества. Внутри самой системы государственной службы это вряд ли возможно.

При разработке действующих законов о государственной службе ставились задачи совершенствования способов замещения должностей государственной службы и рационального использования кадровых ресурсов. По Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конкурс признается единственным способом замещения должностей гражданской службы. Назначение не названо самостоятельным способом замещения должностей и применяется как исключение из общего правила.

Расширение круга должностей, замещаемых по конкурсу, - безусловно, позитивная тенденция. Но содержащийся в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень случаев, в которых конкурсе не проводится, заставляется задуматься о перспективах этого института (ст. 22). Уже в силу самой правовой конструкции из конкурсного порядка замещения должностей гражданской службы может быть исключена любая значимая должность. Если к тому же конкурсы будут проводиться формально или объявляться под конкретного кандидата, то и на данном этапе конкурс не станет фактором, способствующим улучшению кадрового состава государственной службы.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предпринята попытка связать перспективы карьеры государственного служащего с конкретными результатами его служебной деятельности. В частности, может устанавливаться особый порядок, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. В этом случае фонд оплаты труда или часть этого фонда формируется на основе показателей эффективности и результативности государственного органа, утверждаемых соответственно Президентом и Правительством РФ. О необходимости разработки таких показателей сказано также в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, которым утверждена концепция Административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. Однако на сентябрь 2007 г. такие критерии не разработаны. Следовательно, особый порядок оплаты труда фактически не применяется, а соответствующие нормы Федерального закона остаются на бумаге.

Представляется, что реформа государственной службы в РФ проводится в определенном отрыве от административной реформы. Поэтому многие нормативные и организационные решения носят «технологический» внутрисистемный характер и не всегда соответствуют целями и задачам административной реформы. Этот вывод подтверждают шаги по реализации одного из направлений реформирования государственной службы РФ - совершенствования оплаты труда государственных служащих.

Для выполнения этот задачи был принят ряд нормативных правовых актов, следствием которых стало увеличение оплаты труда государственных служащих. При этом возник существенный разрыв в уровне оплаты труда руководителей и исполнителей, которых на государственной службе зачастую не хватает. Не пытаясь оценить это решение по существу, представляется необходимым отметить, что в зарубежных странах в ходе административных реформ, прежде всего, были предприняты меры к тому, чтобы связать оплату труда государственных служащих с результатами их деятельности, качеством оказания государственных услуг. В РФ нормы, позволяющие решить эту задачу сформулированы применительно к отдельным должностям гражданской службы, причем не в качестве обязательного условия, а как особый порядок оплаты труда, который может быть установлен. К тому же эти нормы до сих пор не реализованы, поскольку, как уже отмечалось, отсутствует необходимое подзаконное регулирование.

Таким образом, в процессе реализации процедурных реформ сделаны только самые первые шаги. Самое тревожное, что видится в этом процессе – это «псевдорефомирование», заменяющее реальные преобразования. Поэтому пока нет и ощутимых результатов. Отладка процедур деятельности органов исполнительной власти, а также процедур, в соответствии с которыми строятся взаимоотношения граждан с органами исполнительной власти – необходимая составная часть административной реформы. Эти задачи решаются всеми странами, осуществляющими административные реформы и опережающими нашу страну на этом пути.

Вместе с тем вектор преобразований в РФ избран верный. Поэтому самое главное сейчас – это выполнить намеченные задачи, а свертывание или замедление реформ, скорее всего, заведет в тупик. Важно также, чтобы на практике не укоренился наиболее длительный и малоэффективный способ реформирования – путь полумер.

1 Данная статья подготовлена при поддержке ГУ-ВШЭ (Индивидуальный исследовательский грант «Административная реформа в РФ и зарубежных странах:сравнительно-правове исследование». Грант № 07-01-194).

2 Драго Р. Административная наука. М.: Прогресс, 1982. С.72.

3 См.: Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2000. С.146.

4 См.: Государственное управление и политика. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2002. С. 364-367.

5 См.: Штатина М.А. Зарубежный опыт проведения административных реформ // Административная реформа в России. М.: «Контракт» - «Инфра-М», 2006. С. 60-64.

6 См.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М.: Тихомиров, 2005.С.611.

7 По вопросу о характеристике законодательства зарубежных стран см., напр.: Комментарий к Федеральному закону «О гражданской службе Российской федерации и законодательству о гражданской службе зарубежных государств». М., 2005.С.449-570.

8 Подробнее по этому вопросу см.: Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность. М., 2006. С 120-127.

9 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. № 595 «О федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».





Похожие:

Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 iconДокументи
1. /Административные регламенты/Адм регламент на скоростной трамвай 2009г .doc
2....

Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 iconФакультет Государственного и муниципального управления Программа дисциплины «Административные рынки»
С. Г. Кордонский «Рынки власти» (административные рынки СССР и россии) москва оги 2006 г
Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 iconПрограмма дисциплины «Административные рынки» для специальности 080504. 65 «государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
С. Г. Кордонский «Рынки власти» (административные рынки ссср и россии) москва оги 2006 г
Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 iconПрограмма дисциплины «Административные рынки» для специальности 080504. 65 «государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
С. Г. Кордонский «Рынки власти» (административные рынки ссср и россии) москва оги 2006 г
Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 iconГлоссарий Административные барьеры в экономике
Административные барьеры в экономике — установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых является обязательным...
Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 iconДокументи
1. /Административные Регламенты/~$гламент по провед. эксп. проектов освоения лесов.doc
Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 iconДокументи
1. /Административные регламенты/Административный регламент гарантирующего поставщика.doc
Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 iconРацион №1 лечебно-профилактического питания для работников, занятых на исследовательском ядерном реакторе
Н. М. Глушко П. С. Чубик 20 г. 20 г
Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 iconПостановление Конференции трудового коллектива тпу от 07 июня 2012 года
Заслушав и обсудив сообщение комиссии по подготовке Коллективного договора (Глушко Н. М.) конференция постановляет
Е. К. Глушко Процедурные административные реформы1 iconНазвание Адрес Госавто-инспекторы По записи
Отделение (Технический надзор) 113218, ул. Академика Глушко, д. 13 713-07-45, 713-07-36 711-81-03
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы