Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок icon

Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок



НазваниеСущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок
страница1/4
Дата конвертации20.05.2013
Размер0.64 Mb.
ТипАнализ
скачать >>>
  1   2   3   4


Методы анализа управленческих решений


План:

  1. Сущность и принципы анализа

  2. Методы и приёмы анализа: сущность и область применения

  3. Метод цепных подстановок

  4. Факторный анализ с применением ЭВМ

  5. Основы функционально- стоимостного анализа

  6. Анализ эффективности использования ресурсов

  7. Сущность SWOT-анализа

  8. Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности



Процесс познания широко использует такие важнейшие инст­рументы, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование /I/. Ак­тивно- составляющим здесь выступает человеческое мышление, ко­торое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе зап­рограммирован как бы живым аналитико- синтезирующим аппа­ратом.

Мышление, как отмечает М. И. Баканов, в качестве творческо­го процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мыш­ление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференци­руют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соот­ветствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективно­стью, в их развитии и противоречии. Черз суждение, через поня­тия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также де­дукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.

Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реаль­ные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом един­стве с понятием "синтез" (от гречес. - sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

^ Процесс мышления - процесс аналитико-синтетической дея­тельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязан­ные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование но­вых практических предложений и умозаключений.

Созерцание, или наблюдение, фактофиксация - начальный мо­мент познания, начальный момент анализа. Созерцание - это отда­ние чести "его величеству господину факту", факты - это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фак­тов - основа всех последующих этапов анализа - мышления. Со­зерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высо­ком уровне.
Здесь проявляется мудрость восточной поговорки:

"Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем" /1/.

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариант­ность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше та­ких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод "Дельфи"). Абстрактное мышление, основанное на объективных дан­ных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет опре­деленные закономерности в их развитии.

^ Формирование новых практических предложений и умозак­лючений осуществляется на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.

^ К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести следующие:

• системный подход;

• динамический подход;

• принцип проявления необходимости и случайности;

• принцип единства и борьбы противоположностей;

• принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

• принцип "отрицание отрицания", непрерывного отмира­ния систем (компонентов систем) и появления новых, более ка­чественных.

Рассмотрим сущность этих принципов.

Сущность системного и динамического подходов была рассмот­рена в п.п. 2.3, 2.4. Здесь добавим, что движение - непреложная предпосылка развития природы, общества, человека и других си­стем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и состоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динами­ке, в причинно-следственных связях. Причина порождает след­ствие, а следствие вновь оборачивается причиной последующего события и так до бесконечности.

^ Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах : а) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть либо зафиксированными, бесспор­ными или планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми;

б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-следственных отношений, которые могут быть либо де­терминированными, жесткими, либо стохастическими, вероятнос­тными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).

^ Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важнейших в философии, объясняющий противоречи­вость исторического развития любой системы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонис­тических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения.

Особенно сближает диалектическое познание с экономичес­ким анализом философская проблема количества и качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целос­тность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются в целое. Для исследования количества характер­ны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, дина­мику изменения показателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличе­нии) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособнос­ти. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относитель­ных затрат у потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно при­вести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта това­ров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.

С проблемой количества и качества связан принцип или диа­лектический закон "отрицание отрицания". Во всех сферах про­исходит отрицание новым старого и создание (рождение, форми­рование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, кон­курентоспособного. Например, в промышленно развитых странах ежегодно закрывается 8—12 % фирм, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные. Продолжительность освоения и серийного выпуска промышленной продукции под давлением конкуренции в последние годы резко сократилась. Постоянно идет процесс воспроизводства более конкурентоспо­собных объектов. Например, в США за последние 15 лет продол­жительность выпуска вычислительной техники сократилась в сред­нем в 7 раз и составляет около 12 месяцев. В России за последние 5 лет продолжительность выпуска продукции машиностроения сократилась примерно в 2 раза.

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:

I) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложе­ние на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рас­смотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факто­ров) предполагает постановку целей и установление способов до­стижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (веду­щее) звено, применяя методы факторного анализа и структури­зации проблемы;

3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и усло­виям применения объектов анализа и другим условиям (см. п. 1.4);

4) принцип оперативности и своевременности анализа направ­лен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (про­порциональности, параллельности, прямоточности, непрерывнос­ти, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информа­ционного обеспечения, повышения качества информации и мето­дов анализа;

5) принцип количественной определенности предполагает ко­личественное выражение: а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов уп­равленческого решения; б) связей между компонентами системы менеджмента; в) степени неопределенности и риска при приня­тии решения.

Схема проявления принципа единства анализа и синтеза пока­зана на рис. 4.1.




  1   2   3   4




Похожие:

Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок iconГосударственный университет
Сущность и элементы корпоративного портфеля. Основные принципы и методы портфельного анализа
Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок iconГосударственный университет
Сущность и элементы корпоративного портфеля. Основные принципы и методы портфельного анализа
Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок iconФакультет бизнес информатики Программа дисциплины «Стратегический менеджмент»
Сущность и элементы корпоративного портфеля. Основные принципы и методы портфельного анализа
Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок iconФакультет менеджмента Отделение логистики Программа дисциплины «Стратегический менеджмент»
Сущность и элементы корпоративного портфеля. Основные принципы и методы портфельного анализа
Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок iconЗадача № в 02
Методы анализа бжд; название, сущность, примеры. Связь методов анализа с основными задачами бжд
Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок iconПрограмма дисциплины «Стратегический менеджмент» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Сущность и элементы корпоративного портфеля. Основные принципы и методы портфельного анализа
Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок icon№ Шифр модуля
Основные принципы качественного анализа. Катионы I и II группы. Катионы III и Ivгруппы. Анионы р-элементов. Основные принципы количественного...
Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок iconКонтрольная работа по дисциплине: «Теория Экономического анализа»
Постройте модель рентабельности активов. Рассчитайте влияние факторов на результирующий показатель способом цепных подстановок
Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок iconЛабораторная работа №9 потенциометрические методы анализа. Сущность потенциометрического титрования рН- метр. Вопросы для подготовки
В чем сущность потенциометрического измерения рН раствора? Какие индикаторные электроды могут быть израсходованы для определения...
Сущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок iconОтчет о лаботарорной работе методы и средства анализа данных по теме: «Система анализа данных weka»
Методы классификации, data mining, метод байеса, 8, id3, 1R, svm, ассоциативные правила, метод априори
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы