Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России icon

Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России



НазваниеКатаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России
Дата конвертации14.03.2013
Размер80.28 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Катаева В.В. 503гр.

Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России.


В России в последние 10 – 15 лет наблюдается бурное возрождение традиций посещения святых мест православия, как паломниками, так и экскурсантами. Появились паломнические службы, в том числе действующие при монастырях. Этот процесс развивается, принимая более организованные и всесторонние формы.

Многие паломнические службы строят свои программы таким образом, чтобы лучше познакомить туристов с духовно – религиозным и культурным наследием посещаемых мест. Причём, если в светских экскурсиях преобладает историко-культурная (архитектурно – художественная) составляющая, то в паломнических поездках вышеназванные аспекты тесно связаны с духовным наследием посещаемых мест, их вкладом в развитие духовного богатства России.

Некоторые паломнические службы организуют поездки для нерелигиозных или маловоцерковленных людей, желающих познакомиться с духовными и культурными традициями своей страны. Специфика таких поездок состоит в преобладании экскурсионной составляющей, а также в том, что посетителей селят в гостиницах, а не монастырях. По сути, такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя приходу людей в лоно Русской православной церкви.

В России паломнические и экскурсионные поездки по православным местам организуют туристская фирма «Радонеж», паломнические службы «Монастыри России», «Благовест», «Русский путешественник» и др. Важно отметить, что при организации поездок паломническими службами не ставится цель извлечения прибыли. Прибыль, безусловно, нужна для выдачи зарплаты сотрудникам, платы за аренду помещений, решения организационных вопросов и т.д. но главное в их деятельности – служение людям (слово «служба» говорит само за себя). Туристские фирмы, например «Радонеж», предлагают достаточно стандартизированный туристский продукт. Фирма заключила договора со многими монастырями (Валаамский, Словецкий). Если при монастырях имеется своя паломническая служба, осуществляется взаимодействие с ней. При организации поездок по монастырям фирма берёт в аренду автобус. Остальные услуги (размещение, питание) предоставляет сам монастырь. В монастыре паломники размещаются в общежитии. Общежития обычно рассчитаны на много мест. Возможности двуместного проживания почти отсутствуют. Паломнические туры достаточно дешевы, а расселение в гостинице приведёт к удорожанию поездки на 30 – 50 %. Пребывание в монастыре сроком на 1-2 дня является коротким. Более длительное пребывание подразумевает послушание со стороны людей. В экскурсионных программах, разработанных турфирмой «Радонеж», основное внимание уделяется знакомству с православной культурой, в паломнических – богослужебным делам. Численность туристов в группе достигает 30 человек.

Фирма «Радонеж» предлагает паломникам и экскурсантам многочисленные одно – и двухдневные поездки по святым местам России (Москва, центр страны), поездки на несколько дней в Псковскую, Вологодскую, Нижегородскую области, Новгород, Кострому. Украину (Киев, Чернигов, Почаев), в Эстонию, Латвию и многое другое. Фирма «Радонеж» организовала программы по странам дальнего зарубежья – «Италия. К мощам Святителя Николая», «Египет. Синай», «Святая Земля. Иерусалим. Назарет», «Отдых на Кипре. Путешествие по святым местам», «Христианские святыни. Кипр – Синай», «Греция – Италия – Рождество в Бари», «Святые Вера, Надежда, Любовь и София».

В последние годы был разработан ряд паломнических путешествий и экскурсий по религиозным центрам Подмосковья. Это: Боровск – Серпухов, Можайск – Верея – Боровск, Истра – Аносино – Звенигород, Филимонки – Аносино, Звенигород – Волоколамск – Теряево, Каменское – Боровск – Спас – Косицы – Верея – Вышгород, Сидоровское – Звенигород – Руза.

Говоря о потенциале религиозного туризма, нужно отметить такие важные составляющие всякого потенциала, как условие и ресурсы. Закон «Об основах туристской деятельности» определяет туристские ресурсы как природные, исторические, социально – культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению физических сил. Что касается условий, то их наличие всецело зависит от воли тех, кто сегодня принимает важные решения в мировом туризме. Необходимо проработать и внедрить систему образования специалистов по религиозному туризму. Также, важно разработать систему тщательного выявления различных типов туристов и самих видов религиозного туризма и их специфики с целью диверсификации.

Для религиозного туризма очень важен уровень объектов размещения, который в нашей стране — весьма неравномерный, что напрямую отражается и на выборе гостиниц для паломнических туров по России. Чаще всего они подразумевают проживание в недорогих гостиницах. Но порой оказывается, что таковых в округе просто нет: тогда остаются либо очень дорогие варианты размещения, либо ночлег в монастырях или в «частном секторе».

Один из важнейших практических моментов, который необходимо всегда учитывать — это особенности питания (соблюдение постов, среды и пятницы) и организация литургии. Как правило, время переездов рассчитывается так, чтобы паломники приезжали на место вечером, могли отстоять всенощную и переночевать. А утром — литургия и отъезд. Все программы строятся таким образом, чтобы за путешествие была одна или две обязательные литургии.

По продолжительности все паломнические туры по России можно разделить на однодневные (в основном это Подмосковье), «туры выходного дня» и многодневные поездки — в основном от 3 до 7 дней. Максимальное количество дней в туре, как правило, не больше 12. Чаще всего это либо маршруты на теплоходе, либо паломничество в отдалённые регионы России, когда дорога занимает достаточно продолжительное время — например, ЕкатеринбургТобольск и Алтай.

Хороший паломнический маршрут должен быть логичным и полным. К примеру, если паломник решил посетить святые места в окрестностях Екатеринбурга или Тобольска, имеет прямой смысл отправиться в комплексное путешествие, охватывающее все основные святыни Урала.

Вот пример такого маршрута. Переезд от Москвы до Тобольска занимает около двух дней, в зависимости от выбранного поезда. Чаще всего предполагается остановка в Тобольске на 2-3 дня и осмотр близлежащих достопримечательностей. Затем — переезд до Екатеринбурга на автобусе или поезде и осмотр окрестностей города. Кроме того, оттуда недалеко до Перми, где расположен монастырь Белогорье — своего рода «Уральский Афон». Таким образом, в одном путешествии можно объединить Святые места Северного и Центрального Урала, а также «присоединить» к нему весь путь Царственных мучеников на Урале и в Сибири.

Если делить паломнические туры по региональному признаку, то можно выделить направления, в которые чаще всего отправляются паломники. Это, в первую очередь, Северо-Запад и Центр России, самая развитая часть страны, которая была ещё в Средние века, во времена возникновения христианства и его развития на Руси. Очень много паломников отправляется в путешествие по Золотому кольцу, Задонск (Липецкая область), Курск и Дивеево (Нижегородская область) и, конечно же, в Северо-Западный регион.

Северо-Запад — это не только Карелия (Валаам и Кижи), а также Архангельская (Соловки) и Вологодская земли,Псков и Великий Новгород. Псков интересен не только Пушкинскими горами и Печорой — кроме них, немало паломников посещает Талапские острова, где жил и служил отец Николай Гурьянов.

Большинство городов, входящих в Золотое кольцо России, неразрывно связаны с историей православия на Руси: в них сосредоточено множество святынь, и практически каждый храм и монастырь является объектом паломничества.

Самые посещаемые города — АлександровСергиев ПосадПереславль ЗалесскийРостов ВеликийЯрославльТутаевУгличКостромаСуздаль и Владимир.

Кроме того, нужно отметить и такие южные направления, как Ростов-на-ДонуКраснодар и Архыз — за последнее время там было восстановлено и открыто много монастырей. Особое место занимает Алтай, паломничества туда неразрывно связаны с изучением традиций местных жителей.

Какое-то самое благоприятное время для путешествия выделить сложно. Летом ездят везде и на более длительное время — от 3 до 7-12 дней. Осенью и весной, как правило, выбирают сравнительно короткие программы на 2-3 дня. Исключением являются только крупные праздники: тут уж выходные или нет, большого значения не имеет.




^ Краткий обзор Святых мест Православной России (Наиболее посещаемые Святые места в России)

Все монастыри Русской православной церкви имеют единые принципы организации монастырской жизни. Но также обязательно стоит отметить, что у каждого монастыря — своя история и духовный облик. Наиболее чётко и ярко это заметно в древних монастырях — Кирилло-Белозёрском (Вологодская область), Валаамском (Валаам), Псково-Печорском (Псковская область), Свято-Троице-Сергиевой лавре (Московская область).

^ Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Монастырь расположен на Большом Соловецком острове в Белом море, а скиты и пустыни — на других островах архипелага. Именно географическое положение во многом сказалось на истории развития и судьбе обители. Монастырь являлся своего рода пограничной крепостью: он выдержал осаду ливонцев, шведов и англичан, а с конца 16 века использовался ещё и как место ссылки. После его закрытия в 1920 году здесь были лагерь и тюрьма особого назначения. Святыни монастыря: мощи основателей Соловецких — Зосимы, Савватия и Германа (надвратная церковь Благовещения), частицы мощей многих чтимых святых, мощи преподобного Елеазара Анзерского (Свято-Троицкий Анзерский скит) и преподобного Иова Анзерского (Голгофо-Распятский скит).


Москва

Монастыри: Свято-Данилов — часть мощей благоверного князя Даниила Московского, Донской — мощи патриарха Тихона, Зачатьевский — икона Божией Матери «Милостивая», Новоспасский — икона Божией Матери «Всецарица», Свято-Покровский — мощи блаженной матроны Московской, Новодевичий — чтимые иконы Божией Матери Смоленская и Тихвинская.

Святыни: мощи праведного Алексия Московского (Мечёва) в храме Святителя Николая на Маросейке, поклонный «Кийский крест» с частицами мощей более 300 святых в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

^ Московская область

Монастыри: Троице-Сергиева лавра, Высоцкий Богородицкий в Серпухове — чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Саввин-Сторожевский в Звенигороде — с мощами преподобного Саввы Сторожевского, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский в Новом Иерусалиме — с частью мощей мученицы Татианы.

ГородаДмитровКоломнаСерпуховМожайск.

Санкт-Петербург

Монастыри: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мощи благоверного князя Александра Невского, Свято-Иоанновский — мощи праведного Иоанна Кронштадтского.

Святыни: мощи блаженной Ксении Петербургской в часовне Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» в храме в честь этой иконы на Зеленецком подворье, чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская в академическом храме Санкт-Петербургской духовной академии.

Другие регионы России

Алтайский край: Богородице-Казанский (Коробейниковский) монастырь — чудотворная икона Божией Матери.

Калужская область: Оптина Пустынь, Свято-Пафнутиев Боровский монастырь, Свято-Тихонова Успенская пустынь.

Костромская область: Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь.

Липецкая область: Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

Нижегородская область: Серафимо-Дивеевский монастырь.




Похожие:

Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России iconТематика докладов XI студенческой научно-практической конференции «проблемы национального туризма»
Темы секции «Современное состояние и перспективы развития туризма в Российской Федерации»
Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России iconРеферат на тему: Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации Студент группы к-3-6 Данилов Е. Е
Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России iconЗаявка на участие в научно-методическом семинаре «Подготовка научных кадров высшей квалификации: современное состояние и перспективы развития»
«Подготовка научных кадров высшей квалификации: современное состояние и перспективы развития»
Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России iconТематика курсовых работ (проектов) по дисциплине
Современное состояние туристского рынка в России. Тенденции и перспективы развития
Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России iconСовременное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление...
Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России iconБанковский контроль и надзор в России: современное состояние и перспективы развития
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России iconСверхпроводимость : история развития, современное состояние, перспективы

Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России iconРоссийская международная академия туризма Факультет туризма и анимации Кафедра туроперейтинга Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Технологии продаж услуг индустрии туризма»
Современное состояние и тенденции развития туристского рынка. Факторы, влияющие на развитие современного туристского рынка
Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий
Современное состояние и перспективы развития музееведческой мысли в России и за рубежом
Катаева В. В. 503гр. Современное состояние религиозного туризма и перспективы его развития в России iconСовременное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы