Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года icon

Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года



НазваниеДоклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года
Дата конвертации01.02.2013
Размер340.38 Kb.
ТипДоклад
скачать >>>


Доклад ректора Тюменского государственного университета

Г.Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года

«Основные итоги 2003 - 2004 учебного года

и основные проблемы на ближайшую перспективу»




Наши августовские встречи стали традиционными и их формат носит скорее характер ректорского послания Ученому совету. В нем содержится оценка реализованного за прошлый учебный год, оценка места университета в российской системе высшего профессионального образования, ориентиры на ближайшую перспективу – очередной учебный год.

Прошедший учебный год был для всех нас трудным испытанием. Комплексная проверка университета авторитетнейшей комиссией профессоров Томского и Уральского госуниверситетов на предмет его лицензирования, аттестации и аккредитации – испытание не для слабонервных. Большинство из вас принимали участие в этой работе и показали высочайшую ответственность и профессионализм. Спасибо вам. Согласитесь, что самую большую нагрузку пришлось взять на себя Деревниной Анне Юрьевне и Матейковичу Максиму Станиславовичу.

По итогам проверки вуз подтвердил свое полное соответствие модели классического университета. Только за последний год были улучшены 7 аккредитационных показателей из 12 и коэффициент соответствия нашего вуза модели классического университета составил 1,75, то есть почти с двойным запасом прочности. Лицензировано 53 основных программы высшего профессионального образования, из них 5 - по подготовке бакалавров, 2 - по направлениям подготовке магистров, 46 - по подготовке специалистов. Аккредитовано 29 специальностей и 2 направления подготовки бакалавров по «экономике» и «менеджменту». Увеличен предельный контингент численности студентов с 10 до 14 тыс. человек и университет получит лицензию до мая 2009 года. Ее оформление задерживается в связи с реорганизацией нашего Министерства.

Профессор Ревушкин А.С., подводя итоги комплексной проверки определил ТюмГУ «как очень динамичный университет, один из наиболее быстро развивающихся университетов России, что позволяет его считать ведущим университетом.» И это не комплиментарный стиль интеллигентного профессора. В рейтинге классических университетов за 2003 год Тюменский университет занимает пятнадцатую строчку из 86, обойдя таких грандов высшей школы, как Новосибирский и Уральский госуниверситеты (таблица 1).
В этом рейтинге по Сибири наш университет уступает только Томскому университету, а на Урале - Южно – Уральскому университету, образованному из мощного Челябинского политехнического института. Кстати, эти вузы получают из федерального бюджета в три - четыре раза больше средств на свое содержание, чем Тюменский университет. 1 июля газета «Комсомольская правда» внесла наш вуз в список лучших вузов России.


Показателем роста авторитета нашего университета является и тот факт, что руководство вуза приглашено принять участие, в числе 18 ведущих вузов России, для подготовки доклада «Управление в высшей школе: анализ тенденций и перспектив развития», который будет представлен Правительству России, Министерству образования и науки и международному сообществу.

На чем основываются эти высокие оценки.

Продолжается наращивание кадрового потенциала университета. За последний год сформированы новые структурные подразделения: Институт гуманитарных исследований, Институт интеллектуальных информационных систем, семь новых кафедр, серьезно расширился Институт дистанционного образования, лингвистический центр преобразован в Региональный институт международного сотрудничества. Более тридцати кафедр организовано в филиалах. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями к концу учебного года составил 72 процента, в том числе 18,7 процента (почти пятая часть) доктора наук и профессора. За прошлый учебный год защитили кандидатские диссертации 39 наших сотрудников, докторские - 7 человек. Представляют интерес данные по текучести кадров. За прошлый учебный год принято в университет 49 кандидатов наук, а выбыло 17, сказать уволились некорректно: 4 - выбыли в связи со смертью, 4 - поступили в докторантуру, 3 перешли на управленческую работу и только двое перешли в другие вузы. За год принято на работу 4 доктора наук (Фаттахов, Ивашко, Капитонов, Мильчакова), уволилась только одна Салиева - перешла на работу в ТНЦ, оставшись у нас на 0,5 ставки профессора.

В университете из 75 кафедр 42 имеют, как принято говорить, «остепененность» выше 60 процентов, а 20 - выше 80 процентов. Однако еще два десятка кафедр имеют «остепененность» ниже 50 процентов, среди них: кафедра финансов, кафедры иностранных языков, спортивных дисциплин, вновь открытая кафедра искусства и др.

Произошли подвижки с повышением квалификации профессорско-преподавательского состава. За прошлый год различные формы повышения квалификации использовало 129 преподавателей, в том числе 28 человек повышали квалификацию в ведущих вузах России, 11 преподавателей получили творческие отпуска, 46 сотрудников обучались в нашем Интернет – Центре, 50 преподавателей использовали зарубежные стажировки.

Впечатляет и масштаб подготовки специалистов: в прошлом учебном году получили диплом Тюменского университета 5155 выпускников.

Здесь следует отметить одну важную тенденцию, которая все больше определяет лицо нашего вуза - ежегодное нарастание среди выпускников, людей, получающих второй диплом, - более тысячи человек. Еще примерно столько же выпускников обучались по сокращенным программам на базе среднего специального образования. Это означает, что в университете наряду с традиционной подготовкой молодых людей все больше становится студентов, которые приходят к нам для повышения своей квалификации. Эти тенденции в будущем будут нарастать, так, что мы без работы не останемся, несмотря ни на какие демографические ямы. И чем выше рейтинг вуза, его привлекательность, тем больше сюда будет приходить сложившихся специалистов для повышения квалификации и приносить немалые финансовые ресурсы. А это уже другая модель университета, другие возможности для решения наших проблем.

Вот почему мы придаем особое значение развитию Института дополнительного профессионального образования. Здесь реализуется примерно две трети всего объема дополнительных образовательных услуг университета.
В прошлом учебном году в ИДПО обучалось 2600 человек. Повышение квалификации и переподготовка велись по 44 программам. Правильно, что руководство института делает ставку на развитие крупных, свыше 500 часов, программ профессиональной переподготовки, уделяет особое внимание подготовке кадров в рамках Президентской программы. ИДПО стоит постепенно отходить от подготовки специалистов по второму высшему образованию. Это могут сделать факультеты и институты. Надо сосредоточиться на тех программах, которые не могут реализовать другие структурные подразделения. Руководство ИДПО вовремя не занялось переподготовкой специалистов по программам профессионального бухгалтера, отдав это важную работу на откуп Дому науки и техники, профессиональной подготовкой аудиторов, налоговых консультантов, дополнительной квалификацией «Мастер делового администрирования».

Нужна постоянная забота о развитии системы повышения квалификации, ее методическом обеспечении, совместная работа с департаментами и управлениями Администрации области. Одним словом, ИДПО может и должен стать ведущим методическим центром всей формирующейся системы переподготовки и повышения квалификации, возглавить ее в методическом плане. Один политик заметил, что «кадры решают все». Кадровый резерв, созданный в советское время в значительной мере исчерпан и надо создавать новую систему их отбора и подготовки в новых экономических и социально – политических условиях современной России.

Ректорат много уделяет внимания рейтингу нашего университета. Вплоть до того, что за каждым аккредитационным показателем закреплен кто - то из членов ректората. Мы ставим для себя задачу - максимум - оказаться в первом десятке классических университетов России. Сейчас находимся в таксономической группе с 11 по 17 место с примерно одинаковыми показателями. И нам надо сделать еще один шаг. Для этого надо работать поэнергичней, а где - то надо просто уметь себя показать, отчитаться. К примеру, выход с дистанционными технологиями обучения на Казахстан и Среднюю Азию, а мы уже работаем в Казахстане (Петропавловск), Таджикистане (Душанбе), Узбекистане (Фергана), помимо всего прочего означает увеличение численности иностранных студентов в нашем университете, что очень высоко оценивается при определении рейтинга вузов (таблица 2).

Наша технология дистанционного обучения отличается высокой степенью развития так называемого кейсовского метода, когда студент получает полный комплект учебно-методической литературы, а это на один учебный год до 30 учебников и пособий на студента. В целом по Институту дистанционного образования - 150 - 200 тыс. учебной литературы в год. Сравним, ежегодный прирост по ИБЦ только 50 тыс. единиц хранения. И это при том, что относительно небольшая для нашего университета библиотека в один миллион единиц хранения сдерживает рост нашего рейтинга. Чего проще оформить работников ИДО, занимающихся комплектованием и рассылкой литературы, как филиал ИБЦ и ежегодный прирост фондов достигнет четверти миллиона книг. Говорят, что книг - то в книгохранилище не будет. Но они будут у наших студентов. Ставьте разосланные комплекты учебников на баланс ИБЦ и списывайте их по акту через два - три года.

В рейтинге нашего университета весьма низкие показатели по подготовке грифованной учебно-методической литературы. Ведущие университеты России становятся, по сути, лабораториями по подготовке учебной литературы. Это их основная миссия в образовательном сообществе.

За 2003 год в нашем университете подготовлено и издано 73 учебника и учебно-методического пособия, из них только 14 с грифами Минобразования, УМО, НМС, что составляет примерно 1 издание в год на 100 преподавателей. В Южно – Уральском университете, который в рейтинге занимает девятую строчку, в год издается примерно 80 единиц грифованной учебно-методической литературы, или одно издание на 40 преподавателей.

Думаю, что ректорат предложит адекватные меры для решения этой важной для нашего вуза проблемы. Например, звание ведущего доцента, профессора только при наличии грифованных учебников и учебно-методических пособий, материальное поощрение в пределах 25 –30 тыс. рублей, стажировки в зарубежных вузах и т.п. Сам процесс грифования должен быть не только заботой самого преподавателя но, прежде всего заведующих кафедрами, деканов, работников учебно-методического управления.

В последние годы в университете все больше на первый план выдвигается проблема повышения качества подготовки специалистов. По нашей инициативе проведена Всероссийская конференция по качеству подготовки специалистов. На основе ее рекомендаций Ученому совету предложены целевые программы по повышению качества образования и информатизации университета. Сформирована система управления этими программами, обеспечено необходимое финансирование. В конце учебного году на президиуме Ученого совета были подробнейшим образом проанализированы результаты реализации этих программ в 2003 году и доложены Ученому совету.

Только за один прошлый учебный год проведено 13 конференций, посвященных самым различным аспектам качества подготовки специалистов, в том числе 2 - со статусом международных и 2 – всероссийских. В сентябре на базе «Солнышко» организуется очередная научная конференция «Модель специалиста ХХI века». Как пчелы собирают в свой улей нектар и пыльцу со всей округи, так и наш университет стремится через систему таких научно – практических конференций, семинаров собирать и анализировать лучший опыт вузов России по управлению качеством подготовки специалистов.

В этом плане надо лучше использовать опыт наших партнеров по договорным отношениям. В июле 2004 года подписаны договоры о всестороннем сотрудничестве с Уральским техническим университетом - УПИ, Уральским и Южно- Уральским госуниверситетами, создан научно - образовательный комплекс совместно с Ишимским, Тобольским, Сургутским, Шадринским педагогическими институтами, институтом искусств и культуры. Сам факт подписания таких договоров дорогого стоит, это свидетельство все большего признания нашего университета как ведущего вуза региона. Надо эти договоры наполнять конкретным содержанием по всем основным направлениям деятельности, расширять связи между соответствующими институтами, факультетами, кафедрами.

Выстраивается и внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов, создан отдел по качеству подготовки в структуре учебно-методического управления, банк сертифицированных контрольно – измерительных материалов по 200 дисциплинам. В прошлом учебном году проведена проверка остаточных знаний у 7 тыс. студентов университета.

Стоит также доложить, что проведены все подготовительные работы и начато оформление европейского приложения к нашему диплому. В настоящее время такие приложения выданы уже 30 выпускникам университета.

Качество подготовки специалистов - основная цель стратегического менеджмента и всей повседневной работы. Если не обеспечено качество подготовки, реально достижимое и достигнутое в других вузах, то о высокой эффективности вузовского управления можно не говорить. Другое дело, что в каждом конкретном случае на первый план могут выходить те или иные задачи стратегического управления.

Например, не все из наших абитуриентов готовы к интенсивной интеллектуальной деятельности, не могут полноценно осваивать программы высшего профессионального образования. Это вынуждает нас, хотим мы этого или нет, подстраивать учебные программы под их уровень, что не может не сказываться на качестве высшего образования. Так что высказывания нового министра Андрея Фурсенко о снижении качества и престижа российского высшего образования не лишены оснований.

В российском образовании повторяются глобальные мировые тенденции превращения высшего образования из элитного в массовое. Его получают не избранные, а большая часть молодых людей, закончивших средние школы. Для многих это еще и уход от армейской службы. Сейчас обсуждаются предложения об отмене отсрочки от призыва в армию для всех студентов. Почему должны пострадать студенты, глубоко мотивированные на получение высшего образования? Может, стоило бы действовать выборочно. Сейчас для многих студентов устраиваются многочисленные пересдачи, комиссии, переносы на осень, липовые академические отпуска. Преподаватели, деканы такой политикой ставят под удар все студенчество. А может лучше и честнее и для студента, и вуза, и государства другая политика: не сумел сдать сессию и никаких переносов на осень, пусть послужит пару лет в армии. Точно такую же политику стоило бы проводить и в отношении тех аспирантов, которые поступают в аспирантуру только для того, чтобы уйти от армии: не аттестован – получай повестку в военкомате, и старшина – научный руководитель.

Высшее образование становится массовым, но это ни в коей мере не снижает потребности в элитной подготовке специалистов. Чтобы полнее удовлетворять запросы населения в образовательных услугах, рынка труда -
в высококвалифицированных специалистах, следует всемерно развивать элитную подготовку специалистов. С этой потребностью связан переход на многоступенчатую подготовку специалистов, формирование магистерских программ, подготовка кадров в рамках Президентской программы.
Для нашего университета это важнейшее направление дальнейшего совершенствования учебно-методической работы, повышения качества подготовки специалистов. Важно, что опыт подготовки элитных специалистов безусловно будет поднимать общий уровень подготовки специалистов в университете (таблица 3).

Второй год ректорат проводит политику сдерживания дальнейшего роста численности студентов. Сделать это не просто, большая инерционность: 5 учебных институтов, 10 факультетов, 16 филиалов, 22 представительства, новые специальности. Только в 2004 году открыта подготовка по 5 новым специальностям. Мы удерживаем ежегодный прирост студентов по всем формам обучения в базовом вузе на уровне трех тыс. На 1 октября 2004 года прогнозируемая численность студентов 39 тыс., а приведенный контингент на уровне 13 тыс. И это при том, что для всех наших структур установлены контрольные цифры приема, ограничен прием на договорные места, в Институт дистанционного образования. В этом году мы отказали в приеме 400 абитуриентам, заключившим договоры и оплатившим за обучение. Это уже принципиально новые условия, когда мы имеем возможность не просто принимать, а отбирать абитуриентов, готовых платить за свое обучение в университете.

Все большего внимания и времени требует деятельность наших 16 филиалов. За прошлый год 14 филиалов прошли процедуру государственной аттестации. В филиалах 13,5 тыс. студентов, более 5 тыс. на дневном отделении. Штатный, в том числе и по совместительству, ППС филиалов составляет 960 человек, из них 82 доктора и 400 кандидатов наук. В филиалах создано более 30 кафедр. Общие площади занимаемые филиалами, составляют 86 тыс. кв. метров, основные фонды достигли 160 млн. руб., библиотечные фонды почти 400 тыс. единиц хранения, компьютеров - более 800 единиц. Солидная материальная база! Филиалы ведут подготовку студентов по 14 специальностям. Как и в базовом вузе, ректорат проводит политику сдерживания приема на первый курс дневных отделений, для каждого филиала определены контрольные цифры приема. Нас беспокоит, в первую очередь, качество филиальной подготовки. Хотя в прошлом учебном году был отмечен любопытный факт. Из 30 выпускников Института государства и права специальности ГМУ, окончивших наш университет с отличием, - 12, то есть почти половина, начинали свое обучение в филиалах.

В условиях жесткого прессинга в отношении филиалов со стороны всевозможных инспектирующих структур нужна предельная собранность, все прожекты экстенсивного развития филиалов надо отложить в сторону. Надо совершенствовать все то, что мы накопили, здесь работы нам всем хватит.

Очень много внимания последние годы мы уделяем развитию дистанционного образования. Здесь еще много спорных и неоднозначных вопросов. Будем считать, что мы проводим широкомасштабный эксперимент. После обсуждения вопроса на Ученом совете в апреле 2004 года внесены основательные корректировки в организацию этой работы. Кстати, большинство наших представительств для поддержки дистанционного образования традиционно размещается в средних школах. Возможно для этой цели стоит использовать помещения массовых библиотек, которые, как правило, пустуют.

В этом году мы перевели прием на все специальности на единый государственный экзамен. Хочу напомнить, что он еще проводится в режиме эксперимента. Трудно спорить с тем, что ЕГЭ достаточно объективно оценивает знания выпускников школы. Наша университетская гимназия показала самый высокий результат по ЕГЭ среди школ Тюменской области. Знания не спрячешь. 85 из 98 выпускников гимназии поступили в ТюмГУ. Это и есть то главное, для чего создана гимназия. Правда, мало выпускников поступает на естественные факультеты.

Используя этот опыт, с нового учебного года в структуре ТюмГУ организуется ДЮСШ «Олимпия», главная задача которой готовить пополнение для факультета физической культуры. Таким образом, мы выстраиваем самую надежную и эффективную систему довузовской подготовки студенческого поколения.

На вступительных испытаниях в университет ЕГЭ не может быть единственным вариантом поступления. Надо больше принимать без экзаменов победителей олимпиад, проводить экзамены, конкурсы для абитуриентов творческих профессий, должен быть устный экзамен по иностранному языку там, где он является основой для профессиональной деятельности. Очень много технической работы прибавилась приемной комиссии. Число заявлений и соответственно виртуальный конкурс были в два – три раза выше, чем в предыдущие годы. Некоторые абитуриенты подавали документа сразу в несколько вузов и факультетов. Раньше абитуриенты в это время готовились к экзаменам, а нынче бегали и сравнивали. В этом году мы впервые опробовали форму федерально-целевого приема (140 мест), которая позволяет вместе с заинтересованными организациями готовить специалистов под конкретные рабочие места. Пока рано оценивать эту форму приема и ее результативность. Но если государство дает нам госзаказ и финансирует его, то, наверное, оно вправе определять и правила приема на такие места.

Вместе с интеллектуальной составляющей важнейшим условием повышения качества образования является материальная база учебного заведения в самом широком смысле этого слова, то есть не только квадратные метры учебно-лабораторных площадей, но и начинка всем необходимым оборудованием, использование всего спектра информационных технологий.

Для российской высшей школы в плане обновления ее материальной основы самые большие резервы повышения качества подготовки специалистов открываются в выходе на мировой уровень информатизации образования.

За прошлый учебный год университетом приобретено 405 компьютеров, 95 единиц копировально-множительной техники. Оборудованы 9 новых компьютерных класса, 5 модернизированы. Всего к концу учебного года у нас было 48 компьютерных классов, в компьютерной сети университета 1765 компьютеров. Оборудовано 13 новых и проведена модернизация 10 работающих мультимедийных аудиторий. К новому учебному году мы приобретаем еще более 200 компьютеров. Причем, в большей мере речь идет о модернизации существующих классов и о полном обеспечении потребностей учебного процесса, научных исследований в компьютерной технике.

Существенно, в три раза, с 2 до 6 мегабайт прибавились наши возможности выхода в Интернет. В соответствии с современными тенденциями развития веб–технологий сформирован портал университета, объединяющий более 30 Интернет - сайтов. Реализована возможность создания доменов третьего уровня, благодаря чему все подразделения имеют возможность размещения на серверах университета своих самостоятельных сайтов. Университет стал первым в регионе участником академической программы Микрософт, в рамках которой нами получено более 20 лицензионных программных продуктов для учебного процесса.

Общие расходы на реализацию программы информатизации университета составили в 2003 году – 23,5 млн. руб. и 8,0 млн. руб. в первой половине 2004 года. Самая большая проблема в реализации этой программы - кадры. За прошлый год мы пригласили на работу четырех специалистов по информационным технологиям (два доктора и два кандидата наук), сотрудниками университета защищены одна докторская и две кандидатских диссертации. 60 сотрудников прошли переподготовку на специализированных курсах по информационным технологиям. Но все равно этого мало. Мы пока не можем полноценно сформировать коллектив созданного по решению Ученого совета научно – исследовательского института интеллектуальных информационных систем.

Дальнейшее наращивание мощностей по информационных технологиям целесообразно только в рамках единой научно - образовательной информационной политики. Время лоскутной информатизации осталось позади. Вряд ли правильно связываться университетским структурам через Интернет.
Да и надо уже смотреть экономику, наши расходы на Интернет за 2003 год составили 2,5 млн., в первом полугодии 2004 г. 1,140 млн. руб. Любой шаг, любое приобретение оборудования, приглашение специалистов - только в рамках единой программы, единой политики.

Продолжена практика целевого финансирования приобретения оборудования для естественных факультетов. В 2004 году уже приобретено приборов и оборудования на 9 млн. руб. Причем, если в предыдущие годы все это финансировалось из внебюджетных источников, то в этом году в бюджете уже есть 2,5 млн. руб. Да и сами факультеты стали лучше работать в этом направлении, привлекая ресурсы из самых различных источников. Надо нам обратить больше внимания и на оснащение факультета психологии. Мы по традиции числим его гуманитарным, хотя есть необходимость серьезного технического оснащения экспериментальной составляющей учебного и научного процесса на этом факультете.

Очередной шаг сделал наш университет в развитии научных исследований (таблица 4). За прошлый год объем НИР удвоился и составил за 2003 год почти 86 млн. руб., вуз вышел на первое место по этому показателю в Уральском федеральном округе, обойдя не только классические университеты, но и ведущие технические университеты УРФО. Вуз выполняет пятую часть НИР всех вузов УРФО и две трети вузов Тюменской области. Основной объем НИР выполняли сформированные в университете научно – исследовательские институты экологии (директор Соромотин А. В. - 42,6 млн. руб.), региональных энциклопедий (директор Мешков Ю.А. - 14,0 млн. руб.), и НИИ гуманитарных исследований (директор Матвеев А.В. - 8,0 млн. руб. на этот год). Хотя в среднем по университету за прошлый год пришлось на преподавательскую душу 120 тыс. руб. финансируемых НИР, в крупнейших наших организационных структурах ИГиП и МИФУБ лишь 10-20% преподавателей принимают участие в выполнении финансируемых научно – исследовательских работ.

Несмотря на трехкратное увеличение за последние два года финансирования фундаментальных НИР из фондов РФФИ и РГНФ (1,7 млн. руб. в 2004 году), нельзя признать достаточным это финансирование, а следовательно и признание наших ученых, научных школ на национальном уровне. Это самое главное. Достигать высоких количественных показателей в сфере организации НИР мы научились. Теперь на первый план должна выдвигаться задача достижения высоких качественных показателей. Уральский университет получает из этих фондов на финансирование фундаментальных исследований почти 7 млн. руб. Основная причина заключается в том, что наши авторы мало печатаются в центральных (12%) и зарубежных (2,5%) научных изданиях. Этот факт был отмечен и аттестационной комиссией. Одним из основных условий при выделении грантов является наличие публикаций в реферируемых журналах, особенно в зарубежных. Поэтому грантодержателями из года в год становятся ученые, имеющие такие публикации. Надо предложить какие-то, как принято говорить, адекватные меры. При выдвижении на звание профессора, ведущего доцента ставить на первый план именно публикации в зарубежных и центральных научных журналах и т.п.

Эффективность аспирантуры - один из самых весомых показателей при оценке рейтинга вуза. Он в два раза «тяжелее», чем такой показатель, как количество аспирантов. В целом по университету за прошлый год эффективность аспирантуры составила 38 процентов, в том числе выше 50 процентов на биологическом факультете, факультете физической культуры, филологическом факультете, факультете романо-германской филологии, на кафедрах философии и социологии. Нулевая эффективность на эколого-географическом факультете, очень низкая на химическом факультете, недостаточная по экономическим и правовым специальностям. Надо принимать в этом направлении ректорату, директорам, деканам, заведующими кафедрами самые энергичные и решительные меры, основной спрос-с научных руководителей.

В 2004 году ВАК утверждает новый вариант Номенклатуры научных специальностей. В связи с этим заканчивается срок действия 8 докторских и
2 кандидатских диссертационных советов, и необходимо будет проводить процедуру их перерегистрации, она не будет простым техническим мероприятием. Предстоит очень большая организационная работа. Всего мы планируем вместе с региональными советами иметь 10 докторских и 5 кандидатских диссертационных советов.

Следует отметить, что в 2003 году журнал «Вестник ТГУ» был включен в Перечень выпускаемых в России периодических научных и научно – технических журналов, в которых рекомендуются публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

В 2003 году университет принимал участие в 10 выставках, в том числе – 2 международных, был отмечен 8 дипломами и одной золотой медалью. На базе университета было организовано 35 научных мероприятий, в том числе со статусом международных - 2 , российских - 9.

В связи с образованием Министерства образования и науки, приходом нового министра, полагаю, что изменятся некоторые концептуальные подходы к организации вузовской науки. Во-первых, значительно усилятся конкурсные начала для получения государственного финансирования. Во-вторых, больше внимание будет уделяться инновационно-технологическим разработкам. Не случайно Федеральное агентство по науке преобразовано в Федеральное агентство по науке и инновациям. Кстати, у нас появилась год назад должность проректора по научной и инновационной работе.

Развитие инновационно-технологического направления, станет приоритетным направлением в организации научно - исследовательских разработок. У нас такой опыт накоплен в деятельности НИИ экологии, инновационного научно-производственного комплекса Кертмана С.В., инновационного центра Вакулина А.А. и др. На нашей базе создается лаборатория клиентской поддержки фирмы Шлюмберже, направление деятельности которой, - инновационно-технологические разработки. Основной объем их, скорее всего, будут выполнять сотрудники физического, химического и математического факультетов.

Нам надо энергичней двигаться в этом направлении. И начинать следует
с направлений, не требующих значительных площадей и инвестиций. Возьмем,
к примеру, факультет математики и компьютерных наук. За последние годы здесь не запатентовано ни одной компьютерной программы, базы данных, топологии интегральных микросхем, чипов. Именно на этом факультете из одаренных студентов можно формировать потенциал информационных технологий. Большие надежды в этом плане - на НИИ интеллектуальных информационных систем. Однако он, к сожалению, медленно формируется, определяется с тематикой научных исследований, не нашел свою нишу в тюменской науке. Директору Института Шапцеву В.А. надо работать энергичней в этом направлении.

В области гуманитарных исследований таким научно – инновационным комплексом должен стать Институт гуманитарных исследований, главная задача которого генерировать масштабные и амбициозные научные проекты, объединять вокруг них сотрудников университета. В этот институт мы передали и лабораторию региональных энциклопедий, которая у нас осталась после завершения работы над тремя проектами «Югория», «Ямал», «Большая Тюменская энциклопедия». Университет получил на их реализацию в общей сложности 60 млн. руб. В настоящее время у нас есть заказ на четвертый том энциклопедии «Югория» стоимостью 4,1 млн. руб. В общей сложности над этими проектами работало более 400 авторов, но большая часть из Тюменского госуниверситета. Выход «Югории», «Большой Тюменской энциклопедии» стал большим событием в научной и культурной жизни Тюменской области. Будет реализован проект «Большой Тюменской энциклопедии» в электронном варианте.

Появились у нас ресурсы для финансирования образовательных проектов и НИР из международных фондов. В прошлом учебном году в университете велась работа по 9 таким международным проектам на общую сумму грантов в 2,7 млн. евро и 620 тыс. долларов США. Реализация этих проектов позволила открыть ряд новых структурных подразделений университета. В частности, центр экологического образования, который по распоряжению Губернатора является базовым учебным заведением для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области экологии и охраны окружающей среды. Это направление нашей работы подкреплено Областным Законом «О экологическом образовании населения», разработанным сотрудниками университета. В рамках реализации этого проекта 24 сотрудника университета прошли стажировку в Вулверхэмптонском университете и 15 студентов ЭГФ - полугодовое обучение в Англии.

11 сотрудников прошли стажировку в США, где они совместно с американскими коллегами подготовили учебные материалы в электронном формате по учебному курсу «Качественный менеджмент». Подписано новое соглашение о продолжении партнерского сотрудничества с Техническим колледжем Фокс Вэлли в области дистанционного обучения, студенческих и преподавательских обменов. К слову, этот колледж готовит кадры обслуживающего персонала для Белого дома.

Выигран коллективом лингвистического центра грант «Международная интеграция Тюменской области» стоимостью в полмиллиона евро на три года. Зная возможности этого коллектива и его руководителя доцента Телегиной Г. В., Ученый совет принял решение о создании на базе этого проекта Регионального института международного сотрудничества. Этот институт должен стать центром подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области международного сотрудничества.

Главное, что за последнее время постоянно расширяется число наших структурных подразделений, реализующих международные проекты. Активно в этом направлении работает Институт государства и права, биологического и исторического факультетов. Разумной мерой стало появление координаторов международной деятельности в структурных подразделениях университета. И опять же, главным фактором расширения международной деятельности является повышение рейтинга нашего вуза, рост квалификации кадров, новые материальные и финансовые возможности.

Уважаемые коллеги! Вы все помните, что члены аттестационной комиссии особо отметили организацию воспитательной работы в нашем университете и даже попросили командировать Ермакову Н.А в Томский университет для обучения сотрудников методике воспитательной работы со студентами. Подтверждением этого тезиса является и приказ Минобразования России от 31 мая 2004 года "«Об итогах 2 Всероссийского конкурса моделей и проектов воспитательной работы в вузах», где в числе 5 лауреатов на третьем месте Тюменский госуниверситет.

В прошедшем учебном году студенческие команды университета вновь победили во всех областных соревнованиях – олимпиаде «Интеллект», межвузовской спартакиаде, областном фестивале «Студенческая весна». Студенты университета стали чемпионами России по скалолазанию, гиревому спорту, вольной борьбе, биатлону, кстати, уступив первое место по лыжным гонкам и биатлону на областной спартакиаде.

В прошлом году разработана программа « Университет здорового образа жизни». Сохранение и укрепление здоровья студентов, аспирантов - одна из основных целей воспитательной работы.

Немалое место в воспитательной работе занимают вопросы социальной защиты студентов из числа сирот, инвалидов, студентов из малообеспеченных семей, лечения и оздоровления студентов, поддержка талантливых молодых людей. В нашем вузе наибольшее число студентов-сирот – 119 человек, почти половина от общего числа в вузах города Тюмени, еще 55 инвалидов первой и второй групп. На поддержку этих категорий студентов тратится почти 5 млн. руб. в год. В нашем вузе выплачивается 654 социальных стипендии для студентов из малообеспеченных семей. За особые достижения в учебной научной, творческой и спортивной деятельности почти 400 студентов получали именные стипендии Президента и правительства России, губернаторов области и автономных округов, Ученого совета университета.

Для организации учебных практик, отдыха и оздоровления студентов используются наши базы «Солнышко», «Кучак» и «Лукашино», учреждения санаторно-курортного лечения. Только в «Солнышко» в проходили практику, отдыхали сотни студентов университета. За 2003 - 2004 учебный год приобретено 422 путевки на сумму 1,5 млн. руб.

Главной проблемой в организации воспитательной работы мы считаем недоразвитость материальной базы. У нас нет большого актового зала, недостаточно открытых спортивных сооружения, нет ни одного теннисного корта. В настоящее время в пригороде, по ул. Барнаульской идет строительство крупной лыжной базы на 1000 пар лыж, одобрены эскизные соображения и ведется проектирование актового зала на 1200 мест, строятся два теннисных корта на ул. Пржевальского.

Как и было предусмотрено решениями Ученого совета, на первое место в нашей деятельности все больше ставятся вопросы социальной защиты сотрудников. Здесь самый важный вопрос - уровень заработной платы. Традиционно уровень заработной платы в нашем университете выше соседних вузов и за первую половину 2004 года составил в среднем 10,1 тыс. руб. Это средняя зарплата по городу Тюмени. Удельный вес расходов на зарплату составил в 2004 году уже 47,5 процентов. Дальнейшее повышение заработной платы возможно только при снижении расходов по другим статьям: капитальный ремонт и строительство, приобретение оборудования, что, в принципе, уже и происходит.

Кстати, федеральное повышение зарплаты работников вузов намечено только на 1 сентября 2005 года на 20 %. Наши возможности по повышению заработной платы достаточно ограничены. В первом полугодии 2004 года доходы университета, по сравнению с первым полугодием 2003 года увеличились на 48 млн. руб., а расходы за этот же период - на 120 млн. руб.. Поэтому с 1 сентября 2004 г. мы прибавим заработную плату не более, чем на 10%, т.е. компенсируем только расходы, связанные с ростом инфляции. Мы не можем допустить, чтобы материальное положение наших сотрудников ухудшилось. Повышение заработной платы всем сотрудникам на 10%, означает, что мы должны изыскать дополнительно 36 млн. руб. в расчете на год. По итогам финансового года мы оценим наши возможности и пойдем с 1 января 2005 года на повышение заработной платы прежде всех низкооплачиваемых категорий работников. Такой дифференцированный подход мы практиковали в 2003 году, когда профессорам заработная плата была прибавлена на 20%, доцентам на 30%, работникам финансового управления на 40%.

В мае прошлого года открылась медсанчасть университета. Ежемесячно МСЧ посещает порядка 4 - 5 тыс. студентов и сотрудников, работает дневной стационар. Очень важно, что примерно две трети средств на свое содержание МСЧ получает из ФОМСа. 1,5 - 2 млн. руб. в год придется выделять дополнительно на содержание МСЧ из внебюджетных средств университета.

С каждым годом все больше внимания уделяется организации летнего отдыха студентов, детей сотрудников, санаторно-курортного лечения. Для отдыха детей было куплено 113 путевок на сумму более одного миллиона руб. Для отдыха работников университета реализовано 277 путевок, в основном в «Солнышко», на сумму 2,5 млн. руб. Более миллиона руб. использовано на приобретение 92 санаторно-курортных путевок. Университет оплачивает 70 процентов стоимости санаторно-курортных путевок и 50 процентов путевок в «Солнышко» за счет внебюджетных средств.

Всемерная забота об условиях труда, быта, медицинского обслуживания, оздоровление наших студентов и сотрудников – сознательная политика ректората. Мы от этого отступать не намерены.

Университет реализует большую программу жилищного строительства. В настоящее время ведется строительство двух кирпичных жилых домов повышенной комфортности на ул. Ленина и на ул. 9 Мая на 75 квартир. Ученым советом создана специальная комиссия по распределению этих квартир и определены основные правила игры. Квартиры будут продаваться по себестоимости профессорам и сотрудникам, имеющим большие заслуги перед университетом, при условии освобождения занимаемой квартиры. Так что много претендентов не будет. Ректорат рассматривает возможность организации в жилом доме на ул. 9 Мая высококомфортабельного общежития - гостиницы для студентов и аспирантов университета. За последние пять лет число студентов дневного отделения увеличилось в два раза, аспирантов очной формы обучения - в 4 раза, а число мест в общежитиях осталось без изменения, более того, значительная его часть - более 100 квартир - занята сотрудниками. Обеспеченность общежитиями иногородних студентов при той стоимости аренды жилья в городе стала настоящей болевой точкой в развитии университета. Тем более, что выделена земля и освобожден участок для строительства жилого дома на 5 подъездов на ул. Комсомольской, рядом
с эколого-географическим факультетом. Может быть, его отдать под строительство комфортабельного общежития. Кстати, отсутствие такого общежития сдерживает и привлечение на учебу в наш университет иностранных студентов.

Масштабы и темпы развития университета требуют соответствующих подходов и решений в организации управления. Здесь мы отличаемся завидным консерватизмом. Число управленцев в университете составляет 159 человек,
7 процентов от общей численности работающих, и увеличилось за последние
5 лет на 44 человека, последний год - на 12 человек. Я не говорю о числе студентов, сотрудников, численности филиалов и представительств. Ежегодно университетом заключается порядка 600 договоров, в депозитарии хранится 2645 договоров. Объем отправляемой корреспонденции только через общий отдел составляет 5,5 тыс. в год, входящей 4 тыс. в год. Однако структура управления университетом остается практически без изменений. При миллиардном бюджете у нас нет планово-экономического управления.

Не скрою, что где - то мы начинаем терять контроль за движением финансовых и материальных ресурсов. Надо реализовать идею об организации внутреннего аудита для контроля за использованием финансовых и материальных ресурсов в подразделениях университета, в том числе в филиалах и представительствах. Пока не можем подобрать работников с необходимым опытом ревизионной работы.

В прошлом году в связи с подготовкой к аттестации мы организовали отдел по работе с собственностью и не ошиблись. Буквально за несколько месяцев был наведен порядок с паспортизацией нашей недвижимости, земельных участков.
В настоящее время заканчивается разработка гисовской структуры для работы с собственностью.

Это лето для нас было весьма и весьма тревожным. В конце июня, был без всякого обсуждения с общественностью подготовлен пакет документов, где под видом разграничения полномочий между различными уровнями власти сделана попытка по сути пересмотра Законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» Достаточно сказать, что из 34 статей Закона о высшей школе были внесены поправки в 28. От него практически ничего не осталась. Ликвидировалась по-сути автономность и экономическая самостоятельность вузов. Вузы даже теряли право доплачивать своим сотрудникам сверх федеральной зарплаты. Отменялся мораторий на приватизацию государственных учебных заведений, налоговые льготы. 2 июля этот законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой. В этот же день состоялось заседание правления Российского Союза ректоров, где были представлены все ветви власти. Разговор был достаточно жесткий, предлагалось обратиться напрямую к Президенту, в Конституционный суд, провести чрезвычайный съезд ректоров и т.п. Представители власти пообещали, что большая часть новаций будет убрана во втором чтении.

В настоящее время Закон «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», принят и подписан Президентом. Стоит отметить, что мнение ректорской общественности в значительной мере учтено. Главное, что за вузами сохранена экономическая самостоятельность. Сохранен запрет на приватизацию федеральных вузов.

Однако налоговые льготы вузы потеряли. Нам придется платить налог на прибыль, на имущество, на землю. А это означает уже новую экономическую ситуацию для высших учебных заведений. Ликвидирована Федеральная программа развития образования, льготы для студентов вузов. Практически полностью ликвидированы полномочия субъектов федерации в развитии и управлении высшим и профессиональным образованием. Это создаст для вузов немалые трудности во взаимоотношениях с местными органами власти и муниципалитетом.

Ясно одно, что в новых правовых и экономических условиях потребуется изменить принципиальные подходы к развитию вуза. Вряд ли при налоге на прибыль в 24% мы сможем вести новое строительство, покупать дорогостоящие приборы. Потребуется больше работать с Министерством, чтобы увеличивать бюджетное финансирование на эти цели.

После оценки новой правовой и экономической ситуации потребуется внести серьезные изменения в структуру управления университетом. Интересная картина, позади 12 лет реформ, а вузах структура и принципы управления остались практически неизменными.

Требуется расширение юридического отдела, а возможно организация управления правовой работы. Возможно стоит ввести, как это сделано в большинстве вузов, должность первого проректора.

Надо четко разграничить полномочия на уровне кафедры, деканатов, филиалов и ректората. Одним словом, и у нас в университете назрела необходимость проведения административно – управленческой реформы.
И сделать это будет необходимо после внесения изменений в законы «Об образовании» «О высшем и послевузовском образовании», приведения их в соответствие с Налоговым, Гражданским и Бюджетными кодексами. Надо создать для этой работы специальную комиссию Ученого совета, изучить структуру управления в других вузах.

Таковы основные наши проблемы, пути и возможности их решения. Главное - качество и эффективность нашей деятельности. Это нам по силам.


^ Таблица 1.

РЕЙТИНГ ВУЗОВ за 2002-2003 г.г.



2002

2003

^ Наименование вуза

2002

2003

Разница +/-

1

1

^ Московский государственный университет

1,000

1,000

0

3

2

Московский физико-технический институт (государственный университет)

0,633

0,671

+38

2

3

С.Петербургский государственный университет

0,675

0,638

-37

8

4

^ Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

0,411

0,479

+68

4

5

Российский университет дружбы народов (Москва)

0,564

0,477

-87

5

6

Томский государственный университет

0,497

0,465

-32

6

7

Нижегородский государственный университет

0,482

0,414

-68

9

8

Ростовский государственный университет

0,409

0,392

-17

7

9

Казанский государственный университет

0,431

0,372

-59

12

10

Южно-Уральский государственный университет

0,372

0,364

-8

11

11

Кабардино-Балкарский государственный университет

0,378

0,354

-24

14

12

Воронежский государственный университет

0,365

0,330

-35

15

13

Кубанский государственный университет

0,361

0,330

-31

16

14

Саратовский государственный университет

0,355

0,326

-29

30

15

^ Тюменский государственный университет

0,289

0,322

+33



Таблица 2

^ КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
(по базовому вузу)






Таблица 3.

ДИНАМИКА КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ по ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ (данные на 01.10 текущего года)


год

Базовый вуз

Филиалы

ИТОГО

очная

ВСЕГО

 

 

2001

9543

14191

11134

25325

2002

10528

16995

12692

29687

2003

11093

19308

13374

32682

прогноз на 2004г.

12000

24523

14817

39340



^ Таблица 4

ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИР по ВУЗАМ УРФО,

2003 г., тыс. руб.



Вузы

Объем фин-я НИР, всего

Хоздоговорное финансирование

Госбюджетное финансирование

Финансирование по грантам

Финансирование по заруб. грантам

Другие источники

ТюмГУ

85507,2

63632,2

12449,7

5800,5

3624,8

УГТУ-УПИ

75878,3

48043,4

6479,0

0,0

21355,9

Южно-Уральский ГУ

71903,3

49962,6

8315,4

1570,6

12054,7

УРГУ

56713,9

12765,6

27814,1

13932,7

2201,5

ТюмГНГУ

37843,8

30500,0

5306,9

2711,1

0,0

Челябинский ГУ

14894,2

6288,1

4136,1

932,2

3537,8

ТюмГАСА

8229,2

7676,4

169,9

0,0

382,9

Курганский ГУ

5990,5

858,0

1314,0

170,1

3648,4






Похожие:

Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года iconДоклад на Ученом совете Тюменского государственного университета 18. 01. 2010 г
...
Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года iconПоложение об Ученом совете Тюменского государственного университета
Правительства РФ от 14. 02. 2008 №71, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом государственного образовательного...
Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года iconПоложение об Ученом совете Тюменского государственного университета
Правительства РФ от 14. 02. 2008 №71, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом государственного образовательного...
Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года icon6. 18. 1-06/0107-04 о введении в действие Положения об ученом совете факультета
Признать утратившим силу Положение об ученом совете факультета Государственного университета – Высшей школы экономики, утвержденного...
Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года iconРешение ученого совета Тюменского государственного университета
Утвердить состав Комиссии по выборам ректора Тюменского государственного университета в составе 11 человек
Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года iconРешение ученого совета Тюменского государственного университета от 25. 06. 2007
О результатах рассмотрения кандидатур на должность ректора Тюменского государственного университета Аттестационной Комиссией Минобрнауки...
Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года iconВыступление завкафедрой зарубежной литературы В. Н. Сушковой на Ученом Совете университета
Кафедра зарубежной литературы детище Тюменского государственного университета. Ее появление стало возможным благодаря реорганизации...
Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года iconДоклад по итогам 2005 2006 учебного года на Ученом совете 30 августа 2006 г
Сегодня — это важнейшие задачи университетского сообщества в рамках традиционного русского вопроса «Что делать?»
Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года iconДоклад на Ученом совете 31 августа 2009 года
Целью программы является формирование исследовательского экологического университета мирового уровня, осуществляющего подготовку...
Доклад ректора Тюменского государственного университета Г. Ф. Куцева на Ученом совете 31 августа 2004 года iconОсновные положения программы кандидата на должность ректора Тюменского государственного университета
Обеспечить безусловное выполнение всех мероприятий проекта «Формирование инновационного научно-образовательного комплекса Тюменского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы