Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии icon

Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии



НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии
Дата конвертации06.11.2012
Размер85.8 Kb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)


Кафедра фармакогнозии с курсами ботаники и экологии



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________2009г


Заведующий кафедрой, профессор _______________С.Е. Дмитрук



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии

Тема: «Количественное определение эфирных масел в лекарственном растительном сырье. Анализ эфирных масел»



Составила:

Профессор Г.И. Калинкина



Томск – 2009


  1. ^ Учебные и воспитательные цели:

При выполнении данного практического занятия студент должен:

- изучить методы получения эфирных масел, органолептические и физико-химические свойства эфирных масел;

- сформировать чувство ответственности за результат проведенного анализа, так как в практической работе заключение провизора-аналитика по качеству анализируемого средства (препарата), в данном случае эфирномасличного сырья и эфирного масла, является основанием для его реализации населению. Неграмотное или недобросовестное проведение анализа может привести к выдаче сертификата качества на недоброкачественное сырье или эфирное масло, использование которого нанесет вред здоровью пациента.

^ В результате изучения темы студенты должны:

«иметь представление»:

- о фармакопейных методах и приборах для количественного определения эфирных масел в лекарственном растительном сырье, дать их характеристику, преимущества и недостатки;

- о разнообразии эфирных масел, выделенных из ЛРС, по органолептическим и физико-химическим свойствам, по химическому составу и фармакологическим свойствам;

- о фракционном анализе эфирных масел и методах идентификации его отдельных компонентов (методы БХ, ТСХ, ГЖХ, ВЭЖХ).

«знать»:

- классификацию эфирных масел по химическому составу терпеноидов;

- физико-химические свойства эфирных масел, на которых основаны методы их получения из растительного сырья;

- объяснение схемы анализа эфирных масел на подлинность, чистоту и доброкачественность по ГФ XI: качественные реакции, физико-химические константы, методы их определения, аналитическое значение;

- обоснование правила хранения эфирных масел.

- объяснение и обоснование методов количественного определения эфирных масел в растительном сырье: принцип и выбор метода, достоинства и недостатки, аппаратуру.

«уметь»:

- собрать (подготовить) прибор для определения эфирного масла в ЛРС (выбрать колбу, холодильник, приемник, нагревательный прибор; подсоединить холодильник к водопроводу);

- подготовить ЛРС для проведения анализа (измельчить, просеять, загрузить в колбу;

- подсоединить колбу с сырьем к холодильнику, определить правильность размещения приемника в колбе;

- пользоваться нормативной документацией (ФС) на ЛРС для выбора метода, определения условий и времени перегонки эфирного масла;

- рассчитать содержание эфирного масла в анализируемом ЛРС;

- провести анализ эфирного масла согласно НД по органолептическим (цвет, вкус, запах), физико-химическим (показатель преломления, кислотное и эфирное число) свойствам, качественным реакциям на содержание примесей спирта и жирного масла.

«иметь опыт (навык)»:

- пользоваться ручными весами.


3 курс Фармацевтический факультет


Время: 4 академических часа


II. Учебно-материальное обеспечение

1. Наглядные пособия

1. Таблица «Классификация терпеноидов».

2. Схема лабораторной установки «Получение эфирного масла методом перегонки с водяным паром».

3. Схема «:Анализ эфирных масел».

2. Литература:

Основная

1. Государственная фармакопея СССР. Вып.1. / МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М: Медицина, 1987. – 334 с.

2. Государственная фармакопея СССР. Вып.2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье / МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М: Медицина, 1989. – 400 с.

3. Калинкина, Г.И. Методы фармакогностического анализа лекарственного растительного сырья. – Ч. II. – Химический анализ.: Учебное пособие / Г.И. Калинкина, Н.В. Исайкина, Н.Э. Коломиец – Томск, 2008. – 54 с.

4. Муравьева, Д.А. Фармакогнозия: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. / Д.А. Муравьева, И.А. Самылина, Г.П. Яковлев – М. : Медицина, 2002. – 656 с.

Дополнительная

1. Куркин, В.А. Фармакогнозия / В.А.Куркин.: Учебник для студентов фармацевтических вузов. – Самара: ООО «Офорт», ГОУВПО «СамГМУ», 2004. – 1180 с.

III. Учебные вопросы и расчет времени




п/п

Учебные вопросы

Время

(мин.)

1.

2.


3.


4.

Вводная часть.

Проверка подготовленности студентов к занятию:

устный опрос, комментарии и объяснение преподавателем допущенных при ответе ошибок.

Учебные вопросы:

1. Количественное определение эфирного масла в растительном сырье.

2. Анализ эфирных масел:

- определение подлинности образца эфирного масла;

- определение посторонних примесей (чистота);

- определение показателя преломления;

-определение химических констант (кислотное и эфирное число).

Заключительная часть (подведение итогов)

Ответы на вопросы, анализ ошибок, допущенных студентами при выполнении работы.

Прием отчетов по занятию.

10


20


120


30




Всего:

180 (4 часа)


^ IV. Методические указания

1. Общие организационно-методические указания

Раскрывается общий дидактический замысел изучения темы: о значении данного занятия для практической работы провизора-аналитика, место данного занятия в общем блоке различных форм занятий по данной теме, связь с другими занятиями по данной теме, лекциями; какие фундаментальные предметы должны служить базисом при изучении темы, связь со смежными дисциплинами или другими темами своей дисциплины, что должно быть изучено студентами при самоподготовке и подлежит отработке на занятии.


2. ^ Методические указания по вводной части

Преподаватель объявляет тему занятия, учебно-воспитательные цели, целевую установку, порядок проведения занятия и работы в фитохимической лаборатории, соблюдение техники безопасности, подчеркивает важность изучаемой темы для будущего специалиста.


3. ^ Методические указания по проверке подготовленности студентов к занятию

Проверка подготовленности студентов проводится путем устного опроса по вопросам самоподготовки к данному занятию. Это позволяет не только оценить подготовленность студента, который отвечает на заданный вопрос, но и задать дополнительные вопросы, выслушать мнение других студентов. Преподаватель при таком опросе должен выявить пробелы в знаниях студентов, что необходимо для выполнения данного практического занятия.

4. Методические указания по отработке учебных вопросов

4.1. Количественное определение эфирного масла в лекарственном растительном сырье

Определение проводят в приборе Гинзберга (ГФ IХ, ч. 1). Сначала необходимо показать студентам элементы прибора и порядок его подготовки к работе. Обратить внимание, что общая методика определения эфирного масла в ЛРС изложена в ГФ IХ издания, ч. 1, но такие параметры, как степень измельчения и навеска сырья, а также время перегонки эфирного масла указаны в частных статьях на ЛРС. На занятии время перегонки может быть сокращено. По окончании перегонки студенты отмечают количество эфирного масла в приемнике и рассчитывают его содержание в сырье. Затем сравнивают полученный показатель с требованиями ГФ и делают заключение о качестве анализируемого сырья (соответствие требованиям нормативного документа).


^ 4.2. Анализ эфирного масла

Для демонстрации влияния сроков хранения на качество эфирных масел для занятия необходимо подготовить различные образцы эфирных масел различных серий и сроков хранения (в аптечных упаковках и в склянках-капельницах).

Каждому студенту предлагают один из образцов эфирного масла, на котором он проводит:

1) определение подлинности образца эфирного масла путем сравнения с описанием эфирного масла в соответствующей ФС;.

2) определение показателя преломления на рефрактометре;

3) определение посторонних примесей (чистота): присутствие этилового спирта или жирного масла (в зависимости от образца);

4) определение химических констант (кислотное и эфирное число) проводят на образце эфирного масла мяты перечной.

Полученные данные студент заносит в протокол анализа эфирного масла и сравнивает с требованиями ФС на данное эфирное масло, делает заключение о его качестве (соответствие требованиям нормативного документа).

5. ^ Методические указания по проведению заключительной части занятия

Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Проверяет отчеты студентов, отмечает ошибки и задает вопросы по методикам выполнения задания, отвечает на вопросы, дает задание на самостоятельную подготовку студентам к следующему занятию, объявляет об окончании занятия.


^ V. Учебные материалы

1. Калинкина, Г.И. Методы фармакогностического анализа лекарственного растительного сырья. – Ч. II. – Химический анализ.: Учебное пособие / Г.И. Калинкина, Н.В. Исайкина, Н.Э. Коломиец – Томск, 2008. – 54 с.

2. Фармакопейные статьи на анализируемые лекарственное сырье (Трава тысячелистника, Побеги багульника и др.) и эфирные масла (мятное, эвкалиптовое, пихтовое).

3. Курс лекций по теме занятия.

4. Образец протокола анализа (лекарственного сырья, препарата).

5. Образцы эфирных масел.


Профессор кафедры фармакогнозии

с курсами ботаники и экологии Калинкина Г.И.


«28» октября 2009 г.






Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии iconМетодические рекомендации для преподавателей по учебной дисциплине «Название дисциплины» на практическое занятие по теме «Название темы»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет...
Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии iconМетодические указания на практическое занятие по фармакогнозии Тема: Количественное определение эфирных масел в лекарственном растительном сырье. Анализ эфирных масел
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет...
Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические рекомендации для преподавателей; методические указания для студентов с перечнем тем для самостоятельного изучения, вопросов к зачету

Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей
Охватывает туристов, путешествующих в одиночку, самостоятельно планирующих свой маршрут, называется
Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии iconВопросы по фармакогнозии для студентов 3 курса фармацевтического факультета
Определение фармакогнозии как науки и учебной дисциплины. Основные понятия предмета. Задачи фармакогнозии и ее значение в практической...
Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии iconМетодические рекомендации для преподавателей должны быть в печатном виде в документах кафедры. Титульный лист методических рекомендаций для преподавателей (Приложение№1)
Методические рекомендации преподавателю оформляется для каждого занятия (темы, модуля) и должны отражать применяемые средства обучения,...
Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 60 >YI. Методические рекомендации для преподавателей 65
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии iconПрактическое занятие № (семинар, лабораторный практикум, клиническое практическое занятие) Тема: Цели занятия
Цели занятия: (профессиональные и воспитательные) Основное значение изучаемой темы для подготовки врача или обучения на клинических...
Методические рекомендации для преподавателей на практическое занятие по фармакогнозии iconПрактическое занятие № (семинар, лабораторный практикум, клиническое практическое занятие) Тема: Цели занятия
Цели занятия: (профессиональные и воспитательные) Основное значение изучаемой темы для подготовки врача или обучения на клинических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы