Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 icon

Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82



НазваниеУдк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82
страница1/10
Дата конвертации27.12.2012
Размер1.97 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


УДК 351/354

ББК 67.401

Ю 82


Научный редактор:

доктор экономических наук, профессор М.Р. Сафиуллин


Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор С.В. Киселёв,

доктор экономических наук, профессор Г.В. Морозова


Юртаев А. Н.

Создание и применение инновационных технологий в государственном управлении – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009. – 221 с.


ISBN


В монографии рассмотрены вопросы создания и практического использования инновационных технологий в государственном управлении.

Для работников органов государственного управления, научных работников, аспирантов, студентов старших курсов.


УДК 351/354

ББК 67.401


^ ISBN © Юртаев А. Н. 2009

© Казанский государственный университет, 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ


Глава 3. Теория и практика формирования архитектуры электронного правительства. 33

^ Глава 6. Портал правительства РТ 140

Общая структурная архитектура Портала базируется на принципе соответствия. Принцип соответствия можно кратко сформулировать следующим образом: "то, что есть в деятельности реального правительства, то должно быть и на интернет Портале правительства". Данный принцип задает структурные характеристики портала - его организацию, структуру и сервисы. Принцип соответствия можно рассматривать как симметричное отражение в on-line целей, форм и методов функционирования органов государственной власти реализуемых в off-line. 141

141



ВВЕДЕНИЕ


Стратегический курс на радикальное инновирование реального сектора экономики и социальной сферы, проводимый в настоящее время в Республике Татарстан, требует серьёзных инновационных изменений и в деятельности самих органов государственного управления республики.

В настоящее время одним из наиболее масштабных инновационных проектов реализуемых в республике в области государственного управления является внедрение «электронного правительства».

В данной книге описывается и анализируется в основном процесс стартовых стадий реализации комплексного инновационного проекта «Электронное Правительство Республики Татарстан».

Основной замысел данного проекта состоит в том, чтобы на практике добиться изменений в системе деятельности органов исполнительной власти республики с целью повышения уровня эффективности их функционирования, информационной открытости и оптимальности оказания государственных услуг.

Кроме того, как показывают первые результаты этой деятельности, внедрение систем электронного правительства является одним из наиболее действенных инструментов преодоления межведомственных барьеров в деятельности органов государственного управления. Из теории и практики управления хорошо известно, что именно межведомственное взаимодействие является наиболее уязвимой частью в деятельности властных структур. Вместе с тем, практически все проблемы, которые решает исполнительная власть носят межведомственный характер. Для оптимального их решения требуется эффективно действующая «горизонталь» взаимодействия всех властных структур. Здесь электронное правительство выступает как системный интегратор как внутриорганизационных, так и межорганизационных горизонтальных связей.

Вышеперечисленные основные цели электронного правительства тесно связаны с целями и задачами административной реформы, выступая в ней в качестве комплекса инновационного инструментария модернизации деятельности органов государственной власти.

Инфокоммуникационная составляющая при реализации этих целей, с нашей точки зрения, играет сугубо подчинённую, инструментальную роль. Разумеется, без инфокоммуникационного инструментария создать и обеспечить нормальное функционирование электронного правительства нельзя. Но точно так же нельзя создать реально действующее электронное правительство путём самой массированной информатизации органов государственной власти.

Как показывает практика, приобретение любого количества компьютеров и серверов, установка «проводов» и программного обеспечения сама по себе не оказывает практически никакого позитивного воздействия на эффективность и качество государственного управления.

С этой точки зрения, главное при создании электронного правительства - это изменение типа деятельности самих органов государственной власти: менталитета руководителей и рядовых госслужащих, административных регламентов, системы обучения госслужащих.

Начиная работу по внедрению электронного правительства, с нашей точки зрения, нужно исходить из установки о том, что всё, что делает реальное правительство и его структурные подразделения, можно и нужно делать более эффективно, применяя технологии электронного правительства.

Под этим углом зрения очень важны стартовые стадии деятельности по созданию электронного правительства. Обычно, на практике, эта деятельность осуществляется в виде реализации отраслевых проектов информатизации, которые никак не связаны друг с другом. Как правило, их набор не опирается на какую-либо логику единого замысла и последовательного её воплощения, а представляет собой хаотичный набор проектов информатизации. Количественное увеличение этого набора, также как и увеличение финансирования в любой размерности принципиально не способно решить задачу создания электронного правительства.

Электронное правительство - не сумма отраслевых проектов информатизации. Даже если этих проектов очень много и они охватывают большое число сфер управления.

Создание электронного правительства начинается не с отраслевых проектов информатизации, а с создания общеправительственных, межведомственных (обязательных для всех структур, входящих в правительство) базовых элементов.

Первый из этих элементов – разработка «единых правил игры» по созданию электронного правительства: единого контура управления с центрами ответственности в каждом министерстве/ведомстве, входящем в состав правительства, стандартов деятельности, управленческих регламентов, единых подходов к выбору инфокоммуникационных платформ и решений.

Главный принцип, оптимизирующий все принимаемые решения на данном этапе звучит так – базовые системы электронного правительства должны быть едиными для всех структурных подразделений (министерств/ведомств), входящих в состав правительства.

На наш взгляд базовая (атрибутивная) комплектация «электронного правительства» состоит из следующих систем:

^ 1. Телекоммуникационной инфраструктуры включающей:

- государственную интегрированную систему телекоммуникаций (ГИСТ);

- республиканский центр обработки данных (РЦОД);

- систему функционирования электронно-цифровой подписи;

- систему видеоконференцсвязи.

^ 2. Внутреннего контура электронного правительства включающего:

- межведомственный электронный документооборот;

-информационно-аналитическую систему органов государственной власти (ИАС ОГВ);

- интегрированную систему организационного управления;

- геоинформационную систему органов государственной власти (ГИС ОГВ).

^ 3. Внешнего контура электронного правительства, включающего:

- официальный портала Правительства;

- портал услуг «государство-население»;

- портал услуг «государство-бизнес»;

В данной монографии мы ориентируемся на сервисоориентированный подход к электронному правительству. В рамках этого подхода конечным «продуктом» деятельности по созданию электронного правительства является сервис (услуга).

В соответствии с основными целями электронного правительства можно выделить три группы сервисов:

  • сервисы предназначенные для повышения эффективности деятельности государственных служащих внутри органов государственного управления;

  • сервисы предназначенные для оказания услуг населению;

  • сервисы ориентированные для оказания услуг бизнесу.

Хотелось бы отметить, что мы не видим принципиальной разницы в федеральном и региональном уровнях построения и функционирования электронного правительства. Цели, задачи, правила функционирования и развития в данном случае фактически идентичны и не зависят от уровня управленческой иерархии.

Нужно подчеркнуть ещё одно важное обстоятельство – деятельность по созданию электронного правительства неразрывно связана с деятельностью по его функционированию и развитию.

Необходимость акцентировки на этом, вполне очевидном казалось бы, утверждении связана с тем, что в теории и на практике основное внимание уделяется проблемам создания электронного правительства. Гораздо меньше анализируются многоаспектные проблемы реального функционирования электронного правительства, а также процессы его развития.

Полагаю очень важным кратко высказать своё мнение ещё по одному вопросу – вопросу связанному с завершением деятельности по созданию электронного правительства. Деятельность по созданию и развитию электронного правительства является частным случаем более общего процесса – процесса совершенствования государственного управления. Процесс совершенствования государственного управления непрерывен и цикличен: в нем завершение одного этапа одновременно означает начало следующего. Эта же логика полностью применима к электронному правительству. Здесь как в компьютерных играх – победа на одном уровне не означает окончания игры, а просто выводит её на ещё более высокий и сложный уровень. Это относится не только к повышению степени сложности по мере решения очередных задач электронного правительства, но и к их чисто количественному увеличению в ходе деятельности по созданию электронного правительства. Здесь работа расширяется по мере её выполнения.

Считаю необходимым обратить внимание на ещё одну особенность этой книги – на относительную неравномерность степени детализации описания и анализа различных систем и модулей, входящих в состав электронного правительства Татарстана. Эта особенность связана с естественной неравномерностью степени готовности различных частей и систем электронного правительства, поскольку каждая система имеет свой специфический жизненный цикл производства и вывода её в режим полноценного функционирования.

Электронное правительство возможно создать и инкорпорировать в реальную управленческую практику только при одном решающем условии – если в этом процессе принимает активное участие руководитель реального (off-lain) правительства. Это правило в мировой практике не знает исключений.

Подтверждено оно и в Республике Татарстан, где Премьер-министр правительства республики Рустам Нургалиевич Минниханов является инициатором всей многоаспектной деятельности по созданию электронного правительства и оказывает этой деятельности максимальный уровень управленческой поддержки.

Одним из значимых проявлений этой поддержки было решение Премьер-министра о создании рабочей группы по реализации комплексного проекта «Электронное Правительство Республики Татарстан» во главе с руководителем Аппарата Кабинета Министров РТ Шамилем Хамитовичем Гафаровым.

Эта работа является логическим продолжением предыдущей монографии автора, которая была посвящена вопросам концептуального анализа создания электронного правительства. 1 Это обстоятельство даёт нам возможность в этой книге сосредоточить основное внимание на технологии практического создания, функционирования и развития электронного правительства.

Данная книга была бы невозможна без повседневной и совместной деятельности по всему многочисленному кругу направлений создания, обеспечения функционирования и развития электронного правительства с моими коллегами и друзьями: Николаем Анатольевичем Никифоровым (генеральным директором Центра информационных технологий), Татьяной Аркадьевной Пасхаловой (помошником Премьер-министра РТ), Дмитрием Александровичем Юртаевым (генеральным директором ОАО «Современные Интернет Технологии»), Тимуром Эдуардовичем Якубовым (заместителем генерального директора ОАО «Современные Интернет Технологии»), Анной Владимировной Устиновской (руководителем проекта «Электронное правительство» в ОАО «Современные Интернет Технологии»), Рафаилем Анваровичем Мустафиным (руководителем сектора «электронное правительство» информационно-аналитического управления Аппарата Кабинета Министров РТ), Михаилом Валериевичем Савеличевым (главным специалистом информационно-аналитического управления Аппарата Кабинета министров РТ), Рафаэлем Замилевичем Сафиуллиным (главным специалистом сектора «электронное правительство» информационно-аналитического управления Аппарата Кабинета министров РТ).

Особая признательность доктору экономических наук, профессору Марату Рашитовичу Сафиуллину, взявшему на себя нелёгкий труд научного редактирования данной монографии.


^ Глава 1. Основные принципы успешного создания, функционирования и развития электронного правительства

Опыт первых стадий реализации комплексного проекта «Электронного Правительства Республики Татарстан» показал, что успех в его создании, функционировании и развитии во многом определяется соблюдением следующих основополагающих принципов:

^ 1. Принцип обеспечения поддержки и участия в создании электронного правительства верхнего уровня управления. Деятельность по созданию электронного правительства связана с необходимостью концентрации на ключевых направлениях его реализации значительных властных ресурсов.

Источником таких властных ресурсов является высший уровень руководства регионального правительства (премьер-министр, руководитель аппарата правительства, министры, руководители ведомств, руководители территориальных структур федеральных ведомств). Без активной и последовательной поддержки со стороны высшего руководства регионального правительства создание, а тем более функционирование и развитие электронного правительства практически невозможно.

Поэтому участие высшего слоя руководства правительства является одновременно не только исходным, но и решающим фактором успеха в деятельности по созданию, функционированию и развитию электронного правительства.

При этом необходимо последовательно обеспечить два уровня такой властной поддержки :

^ 1-й уровень: уровень согласия с действиями по созданию электронного правительства (разрешение на действие, одобрение действий, но не активное участие в них).

^ 2-й уровень: уровень активного участия в действиях по созданию, функционированию и развитию электронного правительства (менеджериальное целеполагание, оценка действий по внедрению, мониторинг процесса внедрения и функционирования).

^ 2. Принцип создания вертикали управления реализацией проекта «электронное правительство». Одна из наиболее распространенных ошибок в деятельности проектов по созданию электронного правительства – недостаток административного ресурса при действиях в административной среде. Способом практической реализации привлечения административного ресурса является организационная структуризация деятельности, проводимой по созданию, функционированию и развитию электронного правительства. Причем такая организационная структуризация не должна быть «внешней» по отношению к правительству региона. Поэтому реализация данного принципа предполагает:

2.1. Создание рабочей группы по реализации проекта электронного правительства. Возглавлять данную группу целесообразнее всего руководителю аппарата Правительства как должностному лицу, ответственному за проведение административной реформы в правительстве региона.

2.2. Состав рабочей группы должен включать представителей министерств (ведомств) в ранге заместителей министров (заместителей руководителей ведомств), а также представителей разработчиков проекта.

2.3. Необходимо создание «центров ответственности» за реализацию, функционирование и развитие электронного правительства в каждом министерстве (ведомстве). То есть, возложение обязанностей руководства по реализации ведомственной части проекта электронное правительство на конкретное должностное лицо, статус которого - не ниже заместителя министра (заместителя руководителя ведомства).

2.4. Создание сектора «Электронное правительство» в аппарате Правительства с функциями координирующего центра повседневной деятельности по мониторингу процесса создания, функционирования и развития электронного правительства.

^ 3. Принцип доминирования организационных изменений над инфокоммуникационными. Центральной частью процесса создания электронного правительства является не информатизация органов государственной власти, а административная реформа. Продуктом такой реформы являются административные регламенты устанавливающие порядок и правила действия как органов государственного управления, так и государственных служащих.

Как показывает опыт внедрения электронного правительства в тех странах мира, которые добились на этом пути серьёзных позитивных результатов, они были достигнуты не столько благодаря развитию инфокоммуникационных технологий, сколько благодаря радикальному изменению в самой парадигме государственного управления, то есть благодаря процессу административных реформ в органах государственного управления. При этом инфокоммуникационная составляющая в этих преобразованиях всегда играла сугубо подчинённую, инструментальную роль. Это правило не имеет исключений (см. рис.1).

Как точно отмечено в исследовании опыта развитых стран по внедрению электронного правительства, e-government - это только одна буква для «электронного», а все остальные – для правительства. Именно в такой пропорции и следует рассматривать этот процесс.2




Рис. 1


^ 4. Принцип разработки системной архитектуры электронного правительства. Наличие различных и зачастую альтернативных проектов по созданию той или иной части электронного правительства создает ситуацию кусочно-несвязанной работы, что, соответственно, порождает кусочно-несвязанный результат. Этот результат точнее всего описывается понятием «феодальная раздробленность», где ничего ни с чем не связано и ни одна часть не зависит от существования других частей.

Между тем, принципиальной особенностью электронного правительства является то, что оно способно реально функционировать только в случае, когда представляет собой систему в классическом понимании этого слова, то есть совокупность взаимосвязанных элементов.

Также как в автомобиле свойством движения не обладает ни одна из отдельно взятых частей, так и в электронном правительстве реальное его функционирование возможно только при наличии определённого количества целесообразно взаимодействующих элементов.


Создать такую систему возможно только при наличии единого архитектурного решения электронного правительства.

Мы полагаем, что системная архитектура электронного правительства состоит из следующих частей:

5.1. Базовой инфраструктуры электронного правительства, которая включает организационно-управленческую инфраструктуру и телекоммуникационную инфраструктуру.

5.2. Базовой структуры электронного правительства, состоящей из внутреннего и внешнего контуров, где внутренний контур ориентирован на обеспечение потребности самих органов государственного управления, а внешний - обеспечивает их взаимодействие с населением и бизнесом по вопросам предоставления различных государственных услуг.

5.3. ^ Специализированных модулей электронного правительства - сервисных модулей.

В совокупности эти три части образуют своего рода «базовую комплектацию» электронного правительства, то есть тот исходный (атрибутивный) минимум частей и модулей, без наличия которых невозможно серьёзно говорить о начальной стадии создания электронного правительства.

Хотелось бы особенно подчеркнуть это обстоятельство, поскольку нередко на практике за электронное правительство выдаётся механическая смесь совершенно не связанных между собой ведомственных инфокоммуникационных проектов. Общим у них является только то, что они создаются и функционируют в рамках одного региона (см. рис.2).





Рис. 2

^ 5. Принцип выбора единого подрядчика. Обычно работу по созданию частей и модулей электронного правительства делают различные подрядчики, как правило, не связанные друг с другом. В результате возникают серьезные проблемы для «стыковки» частей и модулей. Нередко, они существуют сами по себе и не стыкуются друг с другом. Электронного правительства фактически нет.

Мы полагаем, что для предотвращения подобных проблем нужно выбрать единого генподрядчика, который должен обеспечить практическую реализацию единства архитектурной конструкции всего проекта электронного правительства.

Это не означает участия только одной группы разработчиков, но одна из них должна быть ведущей.

Наша практика по реализации первых стадий комплексного проекта «Электронное Правительство Республики Татарстан» однозначно свидетельствует в пользу выбора местных разработчиков.

Такой выбор связан с рядом обстоятельств.

Во-первых, электронное правительство связано с последовательным запуском и нормальной динамикой трёх групп процессов:

- процесса создания частей и модулей электронного правительства;

- процесса их функционирования;

- процесса развития.

Обеспечить нормальное движение по этим трем группам процессов внешняя команда разработчиков практически не способна, поскольку реальная работа идёт в режиме непрерывного наладочного мониторинга всего комплекса систем «электронного правительства».

Во-вторых, подавляющее большинство команд разработчиков в Российской Федерации, позиционирующие себя на инфокоммуникационном рынке страны в качестве разработчиков электронного правительства таковыми фактически не являются и представляют из себя типичные IT-компании. Обычное их предложение – стандартное «коробочное» решение.

Между тем, как мы уже отмечали выше, собственно инфокоммуникационная составляющая в работе по созданию электронного правительства относительно невелика. Главное здесь деятельность по управленческому консалтингу. Специфика такого консалтинга, применительно к электронному правительству, состоит в непрерывном диалоговом режиме между различными госслужащими и разработчиками. При этом ролевое позиционирование разработчиков – стать для госструктур «своими». Достичь необходимого уровня взаимопонимания в таком диалоге местным группам разработчиков проще, чем внешним «командам».


^ 6. Принцип одновременной разработки, поддержки и развития частей и модулей электронного правительства. Обычно при реализации проектов по созданию электронного правительства наблюдается «затухающий эффект». Он связан с тем, что основной акцент делается на создание электронного правительства, но не обеспечивается должного внимания поддержке функционирования и развития его частей и модулей.

А если такая поддержка и есть, то она мыслится преимущественно в терминах «проводов и железа», то есть подразумевает модернизацию базовой инфраструктуры (программно-аппаратной части) электронного правительства.

При этом сама по себе даже очень интенсивная модернизация инфокоммуникационной инфраструктуры электронного правительства не способна ни в малейшей степени позитивно повлиять на решение тех задач, ради которых оно и создаётся. Между тем, как мы наблюдаем на практике в большинстве регионов Российской Федерации, основные усилия и финансовые ресурсы идут именно на создание и модернизацию инфокоммуникационной инфраструктуры электронного правительства.

Такая диспозиция обеспечивает заведомый провал в усилиях по созданию электронного правительства, поскольку она не способна решить задачи повышения эффективности деятельности органов государственной власти, повысить их информационную открытость и оптимизировать систему предоставления услуг гражданам и бизнесу.

При таком подходе инициаторы создания электронного правительства вольно или невольно выдают промежуточные предпосылки для его создания за готовый результат.

Между тем конечный продукт электронного правительства - это пользовательские сервисы, ориентированные на три группы «потребителей» - государственных служащих, граждан и бизнес.

Поэтому основное содержание работы по электронному правительству - это контентное развитие, то есть последовательное увеличение менеджериального и сервисного потенциала.

По этому же принципу должны оцениваться и функциональные возможности электронного правительства - сколько и как действуют в нём конечные пользовательские сервисы (а отнюдь не по мощности серверов и пропускной способности каналов связи) (см. рис.3).


Рис. 3


^ 7. Принцип достижения быстрых побед. На каждом этапе реализации комплексного проекта электронного правительства желательно начинать с тех преобразований, которые дают быстрый и убедительный эффект.

Для этого необходима декомпозиция всего проекта электронного правительства на этапы с ясно сформулированными промежуточными целями и критериями их достижения. Выполнение очередного этапа и получение конкретного результата будет означать еще одну «быструю победу» на пути к следующей стадии реализации проекта.

Каждый из этих шагов должен нести результат который может быть выражен в терминах: лучше, удобнее, быстрее, интереснее.

При этом главная задача – расширение базы поддержки реализации проекта по созданию электронного правительства не только среди высшего руководства, но и среди государственных служащих среднего и низового звеньев министерств и ведомств, от которых во многом зависит реализация проекта.

^ 8. Принцип формирования сторонников создания электронного правительства. Выше мы уже отмечали, что электронное правительство является масштабной и комплексной инновацией, ориентированной на значительные изменения в деятельности органов государственной власти.

Между тем, одно из основных правил теории нововведений гласит, что если в результате нововведения в организации (обществе) не появилось недовольных, значит само нововведение отсутствует. Появление недовольных новшеством – атрибутивное свойство любой управленческой инновации.

Следовательно, если электронное правительство действительно внедряется в органы государственного управления (а не иммитируется процесс внедрения), то у него обязательно будут противники.

При этом специфика ситуации такова, что для появления противников данного комплексного нововведения не нужно прилагать никаких усилий – достаточно только реально приступить к делу.

К сожалению, так же автоматически не происходит процесс появления массовой базы сторонников электронного правительства среди основной части государственных служащих и в обществе. Для этого нужна последовательная деятельность по формированию сторонников создания электронного правительства.

Общий смысл такой деятельности – это практическая демонстрация того, что с электронным правительством лучше, чем без него.

Лучше государственному служащему, поскольку он получает инструменты более эффективной деятельности, его работа становится более квалифицированной и интересной.

Лучше гражданам и бизнесу, поскольку органы государственной власти становятся более открытыми для взаимодействия с ними, а услуги, которые они оказывают – становятся более качественными и быстрыми.

Сторонники электронного правительства - это те, кто активно пользуется его сервисами и возможностями и создаёт условия для появления новых сервисов и пользователей.

Тем самым формируется не только позитивный имидж «электронного правительства» и благоприятная атмосфера для дальнейших шагов по его развитию, но и создаётся массовый запрос на создание новых сервисов и услуг (по принципу «мы попробовали – это хорошо, а хорошего должно быть больше»).

^ 9. Принцип непрерывного обучающего сопровождения процесса внедрения электронного правительства. Обучение – один из главных элементов формирования сторонников создания электронного правительства.

Внедрение всех без исключения частей и модулей электронного правительства обязательно должно включать обучающую составляющую. Каждый государственный служащий – пользователь сервисов электронного правительства в обязательном порядке обязан пройти два основных этапа обучения:

Обучение первого уровня – базовый курс, общий для всех, включающий формирование основных навыков работы с офисными пакетами, Интернетом, электронной почтой.

Обучение второго уровня – специализированные курсы, в зависимости от направления деятельности и сферы компетенции государственного служащего.

Учитывая, что процесс формирования электронного правительства находится в стадии постоянного развития (увеличение и модернизация сервисов) , цикл обучения должен регулярно повторяться.

Помимо базовых и специализированных обучающих курсов нужна система локальных, точечных информационно-обучающих консультаций по тем или иным новым элементам и функциям, которые непрерывно появляются в электронном правительстве.

Кроме того, необходимо организовать систему информирования и обучения для граждан по практическим навыкам пользования сервисами, которые имеются в электронном правительстве.

^ 10. Принцип незавершённости деятельности по созданию электронного правительства. Создание электронного правительства есть частный случай более общего процесса – процесса совершенствования государственного управления. Процесс совершенствования государственного управления обладает свойством принципиальной незавершённости. Это свойство распространяется и на электронное правительство.

Можно говорить об относительной завершённости процесса создания электронного правительства в его, так сказать, «базовой комплектации».

Однако в ходе функционирования базовой версии электронного правительства неизбежно потребуется его развитие и модернизация в двух направлениях:

- в направлении увеличения количества сервисов, услуг, модулей. Причём по мере их увеличения, потребность в их росте будет не уменьшаться, а увеличиваться (согласно правилу социальной сатурации, согласно которому потребности в сервисах и услугах растут тем быстрее, чем больше они удовлетворяются);

- в направлении радикальной или костоминационной (наладочной) модернизации уже функционирующих сервисов и модулей электронного правительства.

Следовательно, в работе по электронному правительству есть только одна более или менее чётко зафиксированная точка – точка старта деятельности по его созданию.

Не будет большим преувеличением сказать, что потребность в электронном правительстве больше будет там, где его и так много, поскольку каждый уже функционирующий сервис электронного правительства инициирует необходимость дополнения следующими смежными с ним сервисами (см. рис.4).


Рис. 4

Таким образом, формируется «самовоспроизводящийся» инновационный цикл, внутренним двигателем которого является состояние принципиальной неполноты и незавершённости деятельности по совершенствованию управления государственными структурами.


^ Глава 2 Управление процессами создания, функционирования и развития электронного правительства.


На наш взгляд, работа по созданию электронного правительства должна начинаться с создания системы управления реализацией этого комплексного проекта. Данное обстоятельство связано с тем, что система управления является не только первичным, но и основным звеном на всех стадиях жизненного цикла создания, функционирования и развития электронного правительства.

^ Основа успеха реализации данного комплексного проекта – наличие организационно-управленческих технологий внедрения.

Спецификой разработки таких технологий внедрения является то, что система управления проектом должна быть создана внутри самой системы органов государственного управления. Получается «колесо в колесе» - нужно организовать управление в самом органе управления. Для того, чтобы система управления проектом могла в этих условиях реально функционировать, она должна опираться на сильный административный ресурс.

Этот административный ресурс на практике объективируется в вертикаль управления созданием, функционированием и развитием электронного правительства.

В Республике Татарстан вертикаль управления деятельностью по созданию, функционированию и развитию электронного правительства сформирована следующим образом.

Распоряжением Премьер-министра республики создана правительственная рабочая группа по координации реализации комплексного проекта «Электронное Правительство Республики Татарстан». Эту рабочую группу возглавляет руководитель Аппарата Правительства РТ, как должностное лицо в Правительстве, которое отвечает за административную реформу (выше мы уже останавливались на том, что деятельность по созданию электронного правительства – это деятельность преимущественно связанная с организационно-административными преобразованиями).

В состав правительственной рабочей группы входят заместители руководителей министерств и ведомств республики, ответственные должностные лица Аппарата Кабинета Министров, руководство Центра информационных технологий, а также представители разработчиков систем электронного правительства.

На уровне министерств, ведомств республики созданы аналогичные рабочие группы, которые возглавляются тем заместителем руководителя министерства (ведомства), который входит в состав правительственной рабочей группы. (см. рис.5). Таким образом, формируется вертикаль управления реализацией проекта.





Рис. 5


Кроме вертикали управления проектом электронного правительство необходимо создать и горизонталь управления – целевые проектные группы, разрабатывающие различные системы электронного правительства. Среди этих групп – группы, занимающиеся разработкой портала Правительства, электронного документооборота, информационно-аналитической системы и так далее. Они отвечают за весь цикл деятельности по созданию систем электронного правительства (проектирование – пилотная апробация – внедрение системы – функционирование системы – развитие системы). Конечным продуктом деятельности этих групп, которые по своим целевым установкам и направленности деятельности можно сравнить с конструкторскими бюро, являются действующие в реальном управлении системы и модули электронного правительства.

Основная функция правительственной рабочей группы – менеджериальная (целеполагание, контроль, организация и проведение экспертной оценки результатов, мониторинг динамики создания и функционирования систем, организация разработки административных регламентов).

Основная функция целевых проектных групп – креативная (разработка технических и организационных решений, выбор и/или разработка программных средств, инструментария, практическое внедрение решений ).

Таким образом, в одном контуре управления достигается синтез менеджериальной и креативной составляющих. Если в вертикальном сечении получается жесткая иерархическая структура соподчинения, то в горизонтальном - она приближается к так называемым сетевым структурам, обладающим огромным запасом гибкости и настройки.

Синтез таких разнородных структур для эффективного функционирования требует наличие «медиатора», преобразующего административные сигналы в творческие и обратно.



Рис. 6 Схема управления проектами в рамках электронного правительства

Значимым организационным ресурсом отслеживания работоспособности системы является мониторинг. Корректирующие импульсы генерируются во время ежемесячных совещаний Рабочей группы через ее решения, которые являются обязательными для исполнения теми органами исполнительной власти республики, на которые они направлены.

Поскольку Рабочая группа отвечает за (а) создание, (б) развитие и (в) функционирование электронного правительства, то можно выделить три типа управления проектом:

(а) ^ Управление процессом внедрения электронного правительства.

Здесь решаются следующие задачи:

  • задача обеспечения «выживаемости» нововведения, преодоление бюрократического сопротивления и «мимикрии». Данная задача во многом решается за счет использования административного ресурса направленного на преодоление сопротивления нововведениям, связанным с внедрением электронного правительства. В данном случае мы рассматриваем преодоление сопротивления скорее не как его подавление, а как создание в среде внедрения благоприятного отношения к инновациям. В первую очередь это может быть достигнуто за счет последовательного информирования государственных служащих относительно целей и задач внедрения систем электронного правительства, как это скажется на их непосредственной деятельности и как будет организована и проводиться учёба и тренинги по пользованию конкретными сервисами.

  • задача выработки критериев степени фактического внедрения той или иной системы электронного правительства в деятельности органов государственной власти (преодоление эффекта «показного нововведения»);

  • задача обеспечения интеграции нововведения в органы государственной власти;

  • задача рутинизации нововведения, которое должно быть интегрировано со внутри и межорганизационными процессами управления.

Средством решения поставленных задач выступают административные регламенты, которые способствуют тиражированию организационной инновации на все «этажи» государственного управления. Главным свойством административного регламента является его императивность.

Административный регламент:

- вводит организационно-управленческое новшество (инновацию) в ранг юридической нормы;

- переформатирует (частично или радикально) деятельность десятков и сотен структур органов государственного управления в целях повышения эффективности их деятельности;

- обладает системой обратной связи, которая включает четкие и измеримые критерии надлежащего исполнения регламента.

Таким образом, можно сказать, что главным элементом инновационных изменений органов государственной власти являются организационные изменения. Инструментом осуществления организационных изменений выступает административный регламент.

(б) ^ Управление процессом функционирования электронного правительства.

Основной задачей управления функционированием электронного правительства является обеспечение взаимной адаптации инновации и самой организации.

Главным средством решения этой задачи является управленческая регламентация, формирующая структуру нового организационного порядка с учётом внедрения каждого нового элемента электронного правительства. Любой элемент электронного правительства способен функционировать в организационно-управленческой среде только при условии введения его в ранг постоянно действующего организационного порядка. Для этого нужно использовать весь диапазон возможных средств нормативной регламентации: должностные инструкции государственных служащих, приказы по министерствам/ведомствам, распоряжения и постановления правительства, указы Президента. Реально в электронном правительстве функционирует только то, что получает нормативно-правовое закрепление.

Придерживаться новых «правил игры» с учётом функционирования электронного правительства государственные служащие смогут при соблюдении двух условий.

Во-первых, если они знают о нововведениях, связанных с внедрением электронного правительства. Это предполагает высокий уровень информирования всех государственных служащих о происходящих изменениях в связи с внедрением электронного правительства как в целом, так и конкретно относительно сферы и полномочий их деятельности.

Во-вторых, если они умеют пользоваться нововведениями (конкретными сервисами электронного правительства).

Соответственно, нормальный процесс функционирования электронного правительства возможен при условии обучения всех государственных служащих как общим навыкам работы в электронном правительстве, так и умению пользоваться теми специализированными сервисами, которые связаны со специфическими особенностями их должностных обязанностей.

Любая управленческая система в процессе своего функционирования может быть описана определённым набором количественных показателей. Состояние этих показателей за ряд временных промежутков позволяет осуществлять оценку состояний и динамики развития тех или иных управленческих систем.

Эта логика полностью применима к электронному правительству. Функционирование всех его систем очень хорошо поддаётся количественной оценке, что позволяет относительно легко выстроить систему мониторинга функционирования электронного правительства (пример из функционирования системы электронного документооборота: сколько государственных служащих работают в системе электронного документооборота, сколько из них используют электронно-цифровую подпись, сколько документов рассматриваются в электронном виде, сколько документов готовятся в электронном виде и так далее). Аналогичные примеры можно привести по мониторингу любой системы электронного правительства.

Наличие выстроенной системы мониторинга функционирования электронного правительства даёт возможность производить опредёленные количественные оценки качества функционирования каждой системы электронного правительства, динамики и направленности их развития. Такая оценка позволяет не только судить о функционировании систем электронного правительства в общепринятых оценочных категориях, основывающихся на количественных параметрах («больше-меньше», «быстрее-медленнее», «лучше-хуже»), но и выстраивать тренды развития этих систем.

Последнее обстоятельство кажется нам крайне важным для практического решения сложной управленческой задачи выстраивания динамичного баланса между функционированием и развитием систем электронного правительства.

(в) ^ Управление развитием электронного правительства.

Важным отличительным свойством любого нововведения является его принципиальное несовершенство. Это стимулирует процесс дальнейшего наращивания организационных и инфокоммуникационных новаций – данный эффект можно назвать мультипликативным эффектом инновации в системе государственного управления.

При этом, в ходе функционирования систем электронного правительства, неизбежно проявляется большее или меньшее несовершенство используемых технических, программных и организационно-административных решений. В зависимости от характера выявленных несовершенств используются две схемы дальнейшего развития:

- костоминационная (модификационная), обеспечивающая удобство пользования и глубину интеграции соответствующего модуля электронного правительства с другими модулями.

Эта схема развития связана с оптимизацией действия каждой системы электронного правительства. Наладка – обычный и неизбежный процесс любого внедрения. Однако в случае внедрения электронного правительства, налаживание и настраивание любой системы в процессе эксплуатации, неизбежно связаны с её развитием.

Наряду с процессами налаживания и настраивания систем электронного правительства, происходит наращивание их функциональных и сервисных возможностей.

- радикальная, обеспечивающая качественное изменение параметров и состояний систем электронного правительства.

Необходимость таких изменений связана со следующими обстоятельствами:

внедрённый модуль, система исчерпали свои проектные возможности;

разработано более эффективное решение;

в системе ранее отсутствовал данный модуль или функционал.

Управление процессами внедрения, функционирования и развития электронного правительства образуют единый и непрерывный управленческий цикл. (см. рис.7).


Рис. 7

Таким образом, достигается непрерывность процесса инновирования структурных и деятельностных элементов органов государственного управления. Это даёт принципиальную возможность достаточно радикальных изменений инновационного типа в функционирующих структурах без серьёзных негативных последствий.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 icon3к Время
Фил соц пробл актив. Модестов В. 204 з п. Политология Гиниятов Ф. 401 ф/к (9н.) с 10 н. 354 гл зд
Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 iconГосударственный стандарт союза сср   конструкции каменные
Удк 624. 012. 001. 4: 006. 354                                                                 Группа Ж39
Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 iconДокументи
1. /1/ПграмВВЕДЕНИЕ.doc
2. /1/ПграмЛЕКСИКОЛОГИЯ...

Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 iconУдк 002: 651. 7/. 78: 006. 354 Группа Т55
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 18 декабря 1978 г. №3351 срок введения установлен
Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 iconУдк 651. 7/. 78: 002: 006. 354 Группа Т55
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 апреля 1980 г. №1867 срок введения установлен
Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 iconГосударственный стандарт союза сср   конструкции строительные стеновые метод определения прочности сцепления облицовочных плиток с основанием
Удк 624. 042. 41: 006. 354                                                         Группа Ж39  
Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 iconДокументи
1. /BROKEN ROUTINE.doc
2. /Clean Sweep Ignatius.doc
Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 iconУдк 81'34 ббк 81. 01 Н. Г. Углова
Рассматриваются современные территориальные особенности произношения американского варианта английского языка и анализируется их...
Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 iconПроблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Удк 351/354 ббк 67. 401 Ю 82 iconУдк 931/99 ббк 63 В15
В15 Russia Mongolia China: The Diaries of Mongol studies scholar O. M. Kovalevskiy, 1830 1831
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы