Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна icon

Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна



НазваниеЛитература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна
Дата конвертации21.04.2013
Размер95.8 Kb.
ТипСценарий
скачать >>>

ВОГОУ СПО ВО

Муромский педагогический колледж


Муромский педагогический колледж.

Номинация: Литература и Искусство.

Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва.

Составители: Васильева Людмила Викторовна,

Пронь Лариса Васильевна.


На авансцене репродукции с портрета О.Делиа Вос-Кардовской «Анна Ахматова». 1914. и фотографии: «Анна Ахматова с мужем Н. Гумилёвым и с сыном Львом»; «Н.С. Гумилёв. 1914». В глубине сцены стоит рояль. Вечер сопровождается музыкой В.А. Моцарта, А.Н.Скрябина, С.В. Рахманинова, Ф.Шопена.

Участники: Ведущий, Она – Анна Ахматова, Он – Николай Гумилёв.

Звучит музыка (Скрябин, прелюдии соч.11), появляется Она, зажигает свечу.


Голос ведущего: Из письма С.В. фон Штейну (2 февраля 1907 г.)


Она: «Милый Сергей Владимирович!

Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его я не знаю, но кажется мне, что люблю. Помните у Брюсова:

Сораспятая на муку,

Враг мой давний и сестра,

Дай мне руку! Дай мне руку!

Меч взнесён. Спеши. Пора.

И я дала ему руку, а что было в моей душе, знает бог и Вы…».


Музыка. Рахманинов «Элегия»


Ведущий: Мы расскажем вам сегодня историю любви Николая Гумилёва и Анны Ахматовой по их письмам и стихам. «Пятое время года» - так называла любовь Анна Ахматова. Вот как она состоялась.

Звучит музыка

Она: В ремешках пенал и книги были,

Возвращалась я домой из школы.

Эти липы, верно не забыли

Нашу встречу, мальчик мой весёлый.

Только, ставши лебедем надменным,

Изменился серый лебедёнок.

А на жизнь мою лучом нетленным

Грусть легла, и голос мой незвонок.

(Дослушиваем музыку)


Ведущий: Из архива писателя, путешественника, почитателя поэзии Н.Гумилёва, его современника, Павла Николаевича Лукницкого, записавшего воспоминания Анны Ахматовой о Н.Гумилёве.


Она: У меня есть около 15 стихотворений, которые я не решусь никому показать: Это детские стихи. Я их писала, когда мне было 13-14 лет. Все они посвящены Н.С., но интересно в них то, что я о Н.С. всюду говорю, как об уже неживом. Я много кому и в ту пору и после писала стихи, но ни с кем это не было так, а с Н.С. у меня всегда так. Это мне самой непонятно. В этих стихах я всегда называла его братом.


Музыка. Рахманинов «Прелюдия си бемоль минор»


Жил беспокойный художник,

В мире лукавых обличий –

Грешник, развратник, безбожник,

Но он любил Беатриче.


Тайные думы поэта

В сердце его прихотливом

Стали потоками сета,

Стали шумящим приливом.

Музы, в сонете – брильянте

Странную тайну отметьте,

Спойте мне песню о Данте

И Габриеле Росетти.

(Дослушиваем музыку)


Голос ведущего: Из письма Штейну (февраль 1907 г.)


Она: «Мой Коля собирается, кажется, приехать ко мне – я так безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснения. Всякий раз, как приходит письмо из Парижа, его прячут от меня и передают с великими предосторожностями. Затем бывает нервный припадок, холодные компрессы и общее недоумение. Это от страстности моего характера, не иначе».


Появляется Он, зажигает свою свечу.


Музыка. Рахманинов «Вокализ»


Он: Я жду, исполненный укоров:

Но не весёлую жену

Для задушевных разговоров

О том, что было в старину.

И не любовницу: мне скушен

Прерывный шепот, томный взгляд,

И к упоеньям я приучен,

И к мукам, горше во сто крат.

Я жду товарища от Бога

В веках дарованного мне

За то, что я томился много По вышине и тишине.

И как преступен он, суровый,

Коль вечность променял на час.

Принявши дерзко за оковы

Мечты, связующие нас.


Она: «Он так любит меня, что даже страшно. Как Вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моём решении? Если он будет против моего брака, я убегу и тайно обвенчаюсь с ним»

Звучит прелюдия Шопена ми минор

Он: Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов

Живёт в таинственном мерцанье

Её расширенных зрачков.

Её душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью дальней и отрадной

Высокомерна и глуха

Неслышный и неторопливой

Так странно плавен шаг её,

Назвать нельзя её красивой,

Но в ней всё счастие моё.


Она: Гумилев – моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной.


Ведущий: Из автобиографии Анны Ахматовой:

В 1910 (25 апреля старого стиля) я вышла замуж за Н.С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Скрябин. Прелюдия ми бемоль минор

Он: Из логова Змиева, из города Киева

я взял не жену, а колдунью

а думал забавницу, гадал – своенравницу

весёлую птицу – певунью.

Покликаешь – морщится,

Обнимешь – топорщится,

А выйдет луна – затомится,

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то, - и хочет топиться.


Голос ведущего: Из архива Лукницкого.


Она: Все, кто меня любили, любили жутко, старались спрятать меня , увезти, скрыть от других, ревновали, делали из дома тюрьму. По свойствам своего характера я позволяла себе не противиться этому. Мне страшно причинить человеку боль.


Ведущий: первые годы совместной жизни – это годы встреч и расставаний. Николай Гумилёв – страстный путешественник, снова побывал в Африке. Но и на таком расстоянии их связывают письма и стихи.


Музыка. Шопен. Прелюдия си минор

«…Милая Анечка, как ты живёшь, ты ничего не пишешь. Живу я здесь тихо, скромно, почти без книг, вечно с грамматикой, то английский, то итальянский. Каждый вечер я хожу один по Акинихской дороге испытывать то, что ты называешь БОЖЬЕЙ ТОСКОЙ. Мне кажется тогда, что во всей вселенной нет ни одного атома, который бы не был полон глубокой и вечной скорби. Анечка, милая, я тебя очень. Очень и всегда люблю.

Твой Коля».


Она: Твой белый дом и тихий сад оставлю.

Да будет жизнь пустынна и светла.

Тебя, тебя в моих стихах прославлю,

Как женщина прославить не могла.

И ты подругу помнишь дорогую

В тобою созданном для глаз её раю,

А я товаром редкостным торгую –

Твою любовь и нежность продаю.


Он: Одесса 1913 г.

Милая Аника, я уже в Одессе и в кафе почти заграничном. Напишу тебе, потом попробую писать стихи …

Я весь день вспоминаю твои строки о «приморской» девчонке, они мало того, что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано, так много, и я совершенно убеждён, что из всей после символической поэзии ты да, пожалуй, по своему Нарбут окажетесь самыми значительными.

Милая Аня, я знаю, ты не любишь и не хочешь понять это, но мне не только радостно, а и прямо необходимо по мере того, как ты углубляешься для меня как женщина, укреплять и выдвигать в себе мужчину.

Я никогда бы не смог догадаться, что от счастья и славы безнадёжно дряхлеют сердца, но ведь и ты никогда бы не смогла заняться исследованием страны Галла и понять, увидя луну, что она алмазный щит богини воинов Паллады.


«Эта встреча никем не воспета»

(читает студентка)


Он: на пути в Африку. 1913 г.

Дорогая моя Аника, я уже в Джибуте. В Джедде с парохода мы поймали акулу; это было действительно зрелище. Оно заняло две страницы дневника. Присылай мне сюда твои новые стихи, непременно. Я хочу знать, какой ты стала.


«Сон» (читает студентка)


Ведущий: В 1914 году Н.Гумилёв ушёл добровольцем на войну. Сражался храбро, был награждён Георгиевским крестом 4-ой степени.


Он:

Дорогая Анечка, я уже в настоящей армии, но пока не сражаемся. Всё-то приходится ждать, теперь, однако, уже с винтовкой в руках и опущенной шашкой. И я начинаю чувствовать, что я подходящий муж для женщины, которая «собирала французские пули, как мы собираем грибы и чернику». Эта цитата заставляет меня напомнить тебе о твоём обещании быстро дописать твою поэму и прислать её мне. Право, я по ней скучаю.


6 ИЮЛЯ 1915 ГОДА.

… Мы на новом фронте. С австрийцами много легче воевать, чем с немцами. Они отвратительно стреляют. Вчера мы хохотали от души, видя, как они обстреливали наш аэроплан. Снаряды рвались, по крайней мере, вёрст за пять от него, … Что же ты мне не прислала новых стихов? У меня кроме Гомера ни одной стихотворной книги, и твои новые стихи для меня была бы такая радость. Я целые дни повторяю «Где она, где свет весёлый серых звёзд её очей» и думаю при этом о тебе, честное слово. Сам я ничего не пишу – лето, война и негде, хаты маленькие и полны мух.

Твой всегда.


16 ИЮЛЯ 1915 ГОДА.

Дорогая Аника, пишу тебе и не знаю, где ты. Мы все воюем. За 6-е и 7-е наша дивизия потеряла до 300 чел. при офицерах и как нас перевели вёрст за 15 в сторону. Здесь тоже беспрерывный бой, но много пехоты. Каждый день берут по нескольку сот пленных германцев, а уж убивают без счёту. Солдаты озверели и дерутся прекрасно … . Я всё читаю Илиаду: удивительно подходящее чтение, а у ахеян тоже были окопы и заграждения и окопы. А некоторые описанья, сравненья и замечанья сделали бы честь любому модернисту.

Целую тебя, моя Аня. Твой всегда Коля.


Ведущий: В стихах этой поры звучит трагизм войны, трагизм и живых, и мёртвых.


Звучит прелюдия Рахманинова си минор

Он: Как я люблю пологий склон зимы,

Её огни, и мраки. И истому,

Сухого снега круглые холмы

И чувство, что вовек не будешь дома.

Черна вдали рождественская ель,

Кричит ворона, кончилась метель.

Прикинувшись солдаткой, выло горе

Как конь, вставал дредноут на дыбы.

И ледяные пенные столбы

Взбешённое выбрасывало море,

До звёзд нетленных из груди своей.

И не считали умерших людей.


Она: Мы на сто лет состарились, и это

Тогда случилось в час один:

Короткое уже кончалось лето.

Дымилось тело вспаханных равнин.

Вдруг запестрела тихая дорога,

Плач налетел, серебряно звеня…

Закрыв лицо, я умоляла Бога

До первой битвы умертвить меня.

Из памяти, как груз отныне лишний,

Исчезли тени песен и страстей,

Ей – опустевшей – приказал Всевышний

Стать страшной книгой грозовых вестей.


Он: 25 ИЮЛЯ 1915 ГОДА.

… Стихи твои Анечка, очень хороши. Это мне доказывает, что ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт.


^ ПАРИЖ. 1917 ГОД.

Дорогая Анечка, ты, конечно, сердишься, что я так долго не писал тебе, но я нарочно ждал, чтобы решилась моя судьба. Сейчас она решена. Я остаюсь в Париже в распоряжении здешнего наместника от Временного правительства. Мен, наверно, будут употреблять для разбора разных солдатских дел и недоразумений. Через месяц, наверно, выясниться насколько моё положение здесь прочно. Тогда можно будет подумать и о твоём приезде сюда, конечно, если ты сама его захочешь.

Всегда твой Коля.


Она: Новогодняя баллада.

И месяц, скучая в облачной мгле,

Бросил в горницу тусклый взор.

Там шесть приборов стоят на столе,

И один только пуст прибор.


Это муж мой, и я, и друзья мои

Встречаем Новый год.

Отчего мои пальцы, словно в крови

И вино, как отрава, жжёт?


Хозяин, поднявши полный стакан,

Был важен и недвижим:

«Я пью за землю родных полян,

в которой мы все лежим!»

а друг, поглядевши в лицо моё

и вспомнив, бог весь о чём,

воскликнул: «А я за песни её,

в которых мы все живём!»


но третий, не знавший ничего,

когда он покинул свет,

мыслям моим в ответ промолвил:

«Мы выпить должны за того,

кого ещё с нами нет».

Музыка . Моцарт. «Лякримоза» из «Реквиема»


Ведущий: 25 августа 1921 года на одной из станций Ирвинской железной дороги были расстреляны участники дела профессора Таганцева. Среди них был и поэт Николай Гумилёв. Представители расстрельныного отряда из Особого отдела вспоминали, что перед смертью он улыбался и спокойно докурил сигарету. Мало, кто так умирает.


Музыка. Рахманинов. Прелюдия си минор


Он гасит свечу и уходит со сцены.


Из архива Лукницкого. (Воспоминания А.А.)

«Через несколько дней после похорон Блока я уехала в Царское село. Я получила письмо от Владимира Каземировича из Петербурга, в котором он сообщил мне, что Гумилёва увезли в Москву. Это почему-то считали хорошим знаком. Подбежала ко мне Рыкова Маня, и сказала только «Николай Степанович!» «Отец прочёл в газете». Утром поехала в город. На вокзале в Царском увидела «Правду» на стене, на том самом вокзале, где видела Николая в детстве, в юности, во все периоды его жизни.


Голос ведущего: Список осуждённых и расстрелянных по «делу Таганцева», в числе которых был Н.С. Гумилёв напечатан в «Петроградской правде» в 1921 г. 1 сентября.


Она: В 1921 г. погибли три самых близких мне духовно, самых дорогих человека – А. Блок, Н.С. и Андрей Горенко.

Выдумывают о нём много. А в чём состояла правда о нём? Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно.


Шопен «Этюд до минор»

Она: «Нам встречи нет. Мы в разных станах,

туда ль зовёшь меня, наглец, где брат поник в кровавых ранах,

принявши ангельский венец?»

Музыка. Рахманинов «Элегия»

1921 г. Н.С. Гумилёву.

«Заплаканная осень, как вдова

в одеждах чёрных, все сердца туманит …

перебирая мужнины слова,

она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег –

- За это жизнь отдать не мало.

Она: гасит свечу и уходит. Звучит музыка.




Похожие:

Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна iconСценарий музыкально литературного, исторического вечера, посвященного Дню защитника Отечества
Данный сценарий литературно-музыкального, исторического вечера «Отчизны верные сыны» направлен на совершенствование патриотического...
Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна iconПронь Лариса Васильевна Номинация: литература
Темы: «Отражение характерных особенностей древней культуры Китая в зеркале поэзии. От языка культуры к языку искусства»
Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна iconСоветского района саратовской области «это было со мной и с моею страной» ( поэзия а. А. Ахматовой). (урок литературы в 11 классе)
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...
Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна iconОсобенности жанра поэмы А. Ахматовой Реквием Поэзия Анны АхматовойА. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальныхпотрясений, революций и войн

Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна iconРецензия на поэму А. А. Ахматовой Реквием Рассохина Настя, 11 А. kozyavka@inbox ru Рецензия на поэму А. А. Ахматовой "Реквием" 30-е годы для Анны Ахматовой были порой наиболее тяжелых испытаний

Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна iconСценарий литературно-музыкального вечера и на южной вызженной земле спят тревожно русские солдаты песня: Голубые Береты «Память». Ведущий
Они хотят быть нужными правде и памяти. Именно памяти, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках»....
Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна iconЛитературно-музыкальный вечер
Литературно-музыкальные вечера – традиционный праздник для учеников, родителей, педагогов. Каждому празднику предшествует подготовительная...
Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна iconЗвук и искусство звука в творчестве А. Ахматовой звук и искусство звука в творчестве а. Ахматовой чуткий слух, как заметил ещё Пушкин, есть неотъемлемое свойствопоэтического дара

Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна iconВласова Надежда Викторовна сш с. Давыдовка учитель физики, Беляева Людмила Викторовна моу сош №60 учитель физики, Мохаммад Людмила Станиславовна сш ргсу учитель физики. 2010 пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе
Литература и Искусство. Сценарий литературно-музыкального вечера «Пятое время года» или История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Составители: Васильева Людмила Викторовна, Пронь Лариса Васильевна iconТема: «Библейские мотивы в творчестве Б. Пастернака». (Семинарское занятие, 2 часа) Цели и задачи урока
Межпредметные связи: изобразительное искусство и литература, музыка и литература, история и литература
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы